В нескольких километрах от Вестра Стенбю (Чельвестен), где находится наиболее ранний из известных рунических камней, в Аске жила одна из наиболее знатных и состоятельных женщин Швеции эпохи викингов. Мы знаем о ней только по ее захоронению. В соответствии с традицией, господствовавшей в дохристианский период, женщина была кремирована вместе со всем погребальным инвентарем. Огонь многое уничтожил, но сохранилось достаточно свидетельств, чтобы представить степень богатства женщины и пышность похорон. Остеологи утверждают, что ей было от 18 до 44, когда она умерла и была сожжена вместе с лошадью, двумя собаками и бараном или козлом.
Похороны состоялись в середине X в. На подготовку к ним тогда уходило несколько дней, а, возможно, неделя или две. За это время собирались погребальные принадлежности, готовился пир и приглашались люди. В день похорон усопшую украсили великолепным набором ювелирных изделий. На бретелях ее сарафана были обычные бронзовые овальные фибулы, но остальные вещи привлекают внимание. Ни одно другое известное скандинавское захоронение не содержало подобного богатства и разнообразия серебряных украшений. Среди бус между овальными фибулами было девять серебряных подвесок, а верхняя одежда скреплялась трилистной серебряной фибулой с изображениями животных.
Круглая подвеска со сканью принадлежит к типу украшений, сложившемуся в Скандинавии в IX-X вв. под западным влиянием. Пять других подвесок, сделанных из серебряных пластин с таким же сканным узором, имеют грушевидную форму с гроздью круглых зерен на конце. Эти подвески можно сравнить лишь с грушевидными золотыми "брелоками", распространенными среди германских народов в Центральной Европе и Скандинавии в I-II вв. н. э. Часто высказывались предположения, что брелоки из Аски были сделаны где-то на юго-востоке, в среде, сохранявшей непрерывные традиции их изготовления с начала первого тысячелетия. Однако других более поздних брелоков такого типа не найдено, и поэтому более вероятно, что изделия из Аски были сделаны скандинавским ювелиром в X в. по образцу старых золотых брелоков, найденных в земле или, возможно, передававшихся в семье из поколения в поколение.
Датировка остальных серебряных подвесок свидетельствует, что они являлись унаследованным богатством. Так, ромбовидная подвеска с ажурными "хватающими зверями" относится к IX в., а две литые объемные подвески (дата около 800 г.) изображают мужчину и женщину, возможно, предков знатной женщины из Аски. Мужская голова в шлеме с навершием в виде стилизованной птицы первоначально, наверное, была закреплена на рукояти маленького ножа для разделывания рыбы. На круглой ажурной подвеске имеется удивительное детальное изображение фигуры женщины со скрещенными на коленях руками, головным убором, украшенным лентами, платьем с горизонтальными полосками в нижней части и накидкой. Видны даже украшения: у шеи – большая фибула с диском на дуге и на груди – несколько нитей бус. Подобные украшения вышли из моды в начале эпохи викингов во всей Скандинавии, кроме Готланда.
Среди вещей, которые сожгли вместе с женщиной во время похорон, была также мебель, парадная посуда и т. д. Некоторые пластинки из рога лося с выгравированными человеческими и звериными фигурами и орнаментом могли украшать шкатулки для драгоценностей и т. п. Среди столовой посуды представлен кувшин из исламского мира и часть подвесной чаши из Британии или Ирландии, которая, возможно, использовалась в качестве сосуда для умывания, как сказано в рунической надписи на другой чаше такого же типа из Норвегии.
Готландские поминальные камни с изображениями показывают, что женщины часто путешествовали в повозках, и мы можем предположить, что гвозди и заклепки, обнаруженные на месте кремации, относятся к повозкам, запряженным несколькими лошадьми, потому, что четыре богато орнаментированные бронзовые навершия дуг упряжи также были среди предметов из погребения. Это наибольшее число подобных частей упряжи, найденных в скандинавских захоронениях.
Источник: "Наследие варягов. Диалог культур", 1996
|
|