Ворбю – одно из наиболее важных поселений на южном берегу озера Меларен, недалеко от водного пути из Стокгольма в Бирку. Там есть могильник эпохи викингов и более раннего времени с некоторыми курганами необычно больших размеров. Название, которое относится к эпохе викингов, – Vårby – обозначает "сторожевое поселение", и в исторические времена рядом на высоком холме зажигали сигнальный костер. Здесь в 1871 г. в лесу около Меларена 14-летний мальчик нашел спрятанный под камнем клад, содержавший 1,4 кг серебра.
Клад относится к середине X в. и замечателен тем, что в его состав входят только ювелирные украшения (мужские и женские), большинство из которых имеет много общего с предметами из большого клада в Гнёздове, одном из важнейших центров Руси эпохи викингов, расположенном рядом со Смоленском. Значительная часть предметов позолочена, а многие также украшены чернью.
Две подковообразные фибулы были сделаны в Скандинавии, но относятся к типам, происходящим с Британских островов. Их использовали для застегивания мужской накидки (иглы, которые прикреплялись к подвижному шарику на кольце, сейчас отсутствуют). Подквадратные бляшки, украшенные восточным растительным орнаментом, являются частью ремня, который, возможно, носили с кафтаном восточного типа для верховой езды, обычным в аристократических кругах Руси и Скандинавии. Петли на бляшках могли использоваться для подвешивания оружия и инструментов.
Женские украшения представлены круглой фибулой скандинавского типа, западными и восточными бусами и различными подвесками. Ажурные подвески чисто скандинавские и, как и фибула, украшены изображениями животных в стиле Борре. Другие подвески – переделанные бляшки от восточных поясов, украшенные растительным орнаментом, а еще шесть подвесок сделаны из исламских монет. Одна из монет отчеканена в Андарабе, Афганистан, в 916-917 гг., одна – в Ширазе, Иран, в 937-938 гг. Остальные четыре представляют собой особые типы – имитации монет Центральной Азии с искаженными надписями с крестом на одной стороне. Такие имитации с изображениями фигур в дополнение к арабским надписям встречаются редко, а поэтому трудно определить их происхождение. Однако с определенной долей вероятности можно предположить, что местом их чеканки был Киев.
Источник: "Наследие варягов. Диалог культур", 1996
|
|