Норвежские археологи обнаружили этот уникальный меч в ходе раскопок древней могилы в Сетесдале в 2011 г. Это большая область в южном фюльке Восточный Агдер. Непосредственное место находки – крохотный населённый пункт Лангейд (коммуна Бюгланн).
"Ещё перед тем, как приступить к работам, я поняла, что это необычная могила, – рассказывает археолог Камилла Сесилия Венн (Camilla Cecilie Wenn). – Она была очень большой, отличалась от остальных 20 могил. В каждом из четырёх углов располагались углубления".
Выяснилось, что в углублениях стояли когда-то опоры, на которых крепилась крыша. Уже одно это говорит о том, что в могиле был похоронен важный человек. Можно было предположить, что археологи сейчас наткнутся на крупный клад – предметы, которые клали в могилу, чтобы умерший мог воспользоваться ими на том свете. Однако, как ни странно, они обнаружили лишь фрагменты двух серебряных монет: одна, вероятно, германского происхождения, другая – английский пенни времён Этельреда Неразумного.
Но когда археологи стали искать в стороне от гроба, неожиданно блеснуло что-то металлическое. Какого же было их удивление, когда по одну сторону от гроба они заметили рукоять меча, а по другую – огромный боевой топор! Конечно, оружие было покрыто ржавчиной, но тем не менее стало сразу понятно, что это дорогие предметы. "Почему они так расположены: чтобы продемонстрировать могущество владельца или для его защиты от врагов в новой жизни?" – задается вопросом К. С. Венн.
Эксперты датировали могилу ок. 1030 г. Как известно, незадолго до этого Кнут Могучий захватил английский престол. Это частично объясняет присутствие в могиле английского пенни.
Меч
Меч, скорее всего, принадлежал влиятельному и богатому воину. Его длина составляет 94 см. Клинок проржавел, но рукоять прекрасно сохранилась. Она покрыта серебром с золотыми вставками. Кроме того, на оружии обнаружили остатки дерева и кожи – по-видимому, части ножен.
Рукоять декорирована спиралевидными рисунками, комбинациями букв и перекрещивающимися орнаментами. Буквы похожи на латинские, но что означает надпись, остаётся загадкой.
Но вот что особенно удивительно: на самом верху навершия отчётливо виден рисунок с рукой, держащей крест. Это крайне необычно, подобные рисунки на мечах эпохи викингов неизвестны. Становится ясно, что оружие украшено христианскими символами. Но как оно оказалось в типичном языческом захоронении? "Дизайн, символы, драгоценные металлы свидетельствуют в пользу того, что этот меч был настоящим сокровищем. По всей вероятности, он был выкован за границей, а в Норвегию завезён видным человеком", – считает К. С. Венн.
По древнеисландским сагам известно, что меч – чуть ли не "визитная карточка" владельца. Он демонстрировал социальный статус, а золото в древнескандинавском обществе олицетворяло силу и власть. Отделанные золотом предметы редко находят в кладах эпохи викингов. Это лишний раз подчёркивает значимость этого металла в древней Скандинавии.
Магия меча
В сагах периодически встречаются описания богато инкрустированных мечей. Они могли иметь рукоятки, отделанные золотом, или руническую орнаментацию. В сагах о древних временах рассказывается о мечах, созданных гномами в таинственных кузницах. Подобные мифы говорят о том, что искусством чеканки мечей высокого качества владели единицы, соответствующие технологии были известны узкому кругу людей. Это придаёт мечам "магическую ауру".
"В средневековой литературе мечи считаются могущественными и магическими предметами, – объясняет норвежская исследовательница Ханне Ловис Аннестад (Hanne Lovise Aannestad). – Схожие описания в средневековой и древнескандинавской литературе заставляют предположить, что в более поздние времена мечом восхищались именно из-за высокопарного отношения к этому оружию со стороны викингов. Эпоха викингов было периодом крупных социальных изменений. В такие времена символические вещи играли необычайно важную роль в жизни людей. И конечно, было бы странно не предположить, что великолепно сделанные мечи были именно такими символическими предметами, отражающими статус и власть владельца и всей его семьи".
Боевой топор
Боевой топор, найденный в той же могиле, не имеет золотой орнаментации. Но его рукоять покрыта медью, которая сверкает на солнце почти как золото. Это также нехарактерно для найденных в Норвегии топоров эпохи викингов. Впрочем, несколько аналогичных топоров были найдены в Темзе неподалеку от Лондона. Это интригующий момент.
Топор из Лангейда датируется тем же временем, что и топоры, найденные в Темзе. В конце X в. – начале XI в. в окрестностях реки произошла целая серия сражений. Датский конунг Свейн Синебородый, а потом его сын Кнут Могучий сражались там за право сесть на английский престол. Даже норвежский конунг Олав Святой был вовлечён в эту борьбу (в 1009 г. он атаковал Лондон). Возможно, топоры оказались в Темзе как жертвоприношение победителей.
Викинг из войска Кнута Могучего
В районе Сетесдаля был найден рунический камень, надпись на котором гласила: "Арнстейн поставил этот камень в память о Бьёре, своём сыне. Он погиб, когда Кнут "отправился" за Англией". В тексте, вероятно, содержится информация о нападении конунга Кнута на Англию в 1013-1014 гг. Камень, скорее всего, установили вскоре после этих событий.
Письменные источники XII в. сообщают, что элитные соединения конунга должны были соответствовать определённым условиям. Воины набирались из знатных родов и обязаны были владеть богатым оружием. Меч из Лангейда, как, впрочем, и топор, бесспорно, подходили под требования.
"Вполне возможно, что погибший был одним из элитных воинов в дружине Кнута Могучего. Не исключено даже, что это тот самый Бьёр, о котором сообщает рунический камень и тело которого было привезено в Норвегию и захоронено в Сетесдале. По другой версии, меч и топор достались Арнстейну после гибели сына и были положены потом в могилу отца. Может, он умер от скорби, а родичи таким образом почтили память обоих", – предполагает куратор проекта Занетт Глёрстад (Zanette Glørstad).
Рунический камень из Сетесдаля датируется тем же периодом, что самая поздняя часть захоронения. Он свидетельствует о том, что христианство уже пустило корни в Норвегии. Это один из самых древних рунических камней, связанных с христианским культом. Может, это объясняет причину, по которой оружие было положено не внутри гроба, а в стороне? Во всяком случае, первая половина XI в. была как минимум переходным периодом, когда в похоронных церемониях бытовали и языческие, и христианские мотивы. Могила в Лангейде – одна из самых поздних в Норвегии, выполненных в языческом стиле, знаменующая собой величие уходящей в прошлое эпохи викингов…
Вещи из могилы в Лангейде экспонировались в рамках временной выставки в Историческом музее Осло. Она открылась 12 июня 2015 г. Дата закрытия – 1 июня 2016 г.
Источник: Medievalists
|
|