Национальный флаг Дании – красный с белым скандинавским крестом. Старейший государственный документально подтвержденный флаг на планете. Официальное название – Dannebrog, что в переводе с древнедатского означаете "датское сукно".
История
История появления флага мифическая. В 1219 г. датское войско короля Вальдимара II Завоевателя высадилось в районе Колывани. 15 июня его армия неожиданно подверглась нападению эстов. Атака была настолько внезапная, что датчане дрогнули. По одной из версий, в этот момент Вальдимару почудился в красном вечернем небе белый крест – знамение будущей победы. По другой, Даннеброг упал в руки сопровождавшего солдат лундского архиепископа Андреаса Сунесена после того, как эсты захватили королевский штандарт.
Первое упоминание об этой легенде относится к XVI в. В работе Danske Krønike (1520-1523 гг.), основанной на труде Саксона Грамматика "Деяния датчан", Кристиерн Педерсен, рассказывая о кампании Вальдимара II на Руси (не в Эстонии), записал миф о нисхождении флага с небес. Педерсен отметил, что этот флаг сильно напоминал тот, что взял с собой после низложения с датского престола в 1440 г. Эйрик VII Померанский.
Вторая запись этой легенды относится к 1527 г. Францисканский монах Петрус Олаи (Педер Ольсен) из Роскилле описал битву при Фелине (неидентифицированное место) в 1208 г. В другой записи, в работе Danmarks Tolv Herligheder ("Двенадцать наследий Дании"), Петрус Олаи вновь рассказывает об этой битве. Однако год впоследствии был исправлен на 1219 г.
У легенды о происхождении флага есть продолжение. 17 февраля 1500 г. король Ханс попытался захватить район Дитмаршен на севере Германии, но потерпел сокрушительное поражение в битве при Хеммингстаде. В результате сражения флаг был утерян. К датчанам он вернулся в 1559 г. после того, как король Фредерик II всё-таки захватил Дитмаршен. По условию капитуляции, все конфискованные датские знамена возвратились к своим хозяевам.
Эту историю записали датский историк Ханс Сванинг в работе "История правления короля Ханса" (1558-1559 гг.) и германско-датский полководец Йохан Рантцау в "Истории о последней кампании в Дитмаршене" (1569 г.). Оба автора утверждали, что потерян был именно тот стяг, что спустился с небес. Следовательно, они знали о древнем предании. В 1576 г. сын Йохана Рантцау Генрих, известный писатель и астролог, рассказал, что возвращённый флаг был в удручающем состоянии. Между тем в источниках хотя и упоминается о захвате королевских штандартов, фактически ничего не говорится о захвате Даннеброга.
Ещё один эпизод связан с битвой между датчанами и шведами при Уппсале в 1520 г. Нильс Хеммингсон в 1570 г. записал, что "головное датское знамя" было практически в руках шведов. Флаги спасли ценой множественных ранений знаменосец Могнес Гильденстерн и молодой боец Педер Скрам, пришедший ему на помощь. Не исключено, что речь шла о Даннеброге.
Но и это не конец истории. В 1598 г. пастор и историк из Дитмаршена Неокорус (Йохан Адольф Кёстер) написал, что датское знамя, захваченное в битве при Хеммингстаде, находилось в течение 59 лет в одной из церквей, после чего было возвращено датчанам. Генрих Рантцау утверждал, что стяг перевезли в Шлезвиг и поместили в местном храме. Историк из Шлезвига Ульрик Петерсен в конце XVII в. сообщил, что флаг провисел примерно до 1660 г., а потом рассыпался.
Другие теории
Другие теории о происхождении Даннеброга возникли в кон. XIX – нач. XX вв. В 1873 г. датский историк Каспар Палюдан-Мюллер в книге Sagnet om den himmelfaldne Danebrogsfane предположил, что красно-белый флаг датскому королю прислал Папа Римский, чтобы тот использовал его в крестоносных походах в Прибалтике. Эта версия слаба тем, что не подтверждена никакими источниками, хотя вручение папского флага само по себе – событие неординарное.
Аналогичную версию предложил датский исследователь капитан Йон Штёкель в нач. XX в. Только, по его мнению, флаг предназначался не королю, а папскому легату на севере, архиепископу Андреасу Сунесену, который без ведома Вальдимара взял знамя с собой в поход. Эта теория также не выдерживает никакой критики: маловероятно, что преданный Вальдимару архиепископ провернёт за спиной короля такой трюк.
Оригинальную версию высказал в 1875 г. в книге Danebroges Oprindelse датский историк Адольф Дитлев Йоргенсен. Он предположил, что Даннеброг – это флаг Мальтийского ордена. Йоргенсен отмечал, что иоанниты появились в Дании в XII в. и вскоре их можно было встретить во многих центрах – Оденсе, Виборге, Хорсенсе, Рибе. Соответственно, красный флаг с белым крестом был хорошо известен в стране. Учёный считал, что Вальдимара подтолкнул к кампании в Эстонии рижский епископ Альбрехт фон Буксгевден, а того в свою очередь – епископ-миссионер Теодорих, который хотел установить в Эстонии власть госпитальеров. В "Ливонских хрониках" немецкого летописца Генриха фон Леттланда говорится, что Теодорих погиб в ходе битвы 1219 г., когда эсты разгромили его шатёр, перепутав с шатром Вальдимара. Йоргенсен полагал, что Теодорих установил флаг неподалеку от своей палатки и это послужило своего рода знаком для эстов к нападению. Впрочем, исследователь так и не объяснил, каким образом знамя госпитальеров попало в Данию.
Датский церковный историк Л. П. Фабрициус высказал в 1934 г. в книге Sagnet om Dannebrog og de ældste Forbindelser med Estland ещё одну точку зрения. Он считал, что в предании речь идет о битве 1208 г., а Даннеброг – личный стяг архиепископа Андреаса Сунесена или даже флаг самого епископа Абсалона, по инициативе которого проводилась миссионерская деятельность в Эстонии. Дальше Фабрициус повторяет историю с ошибочным нападением эстов на шатёр Теодориха.
Совершенно новую теорию высказала в 1949 г. в книге Dannebrog Хельга Брюн. Якобы главное в предании – вовсе не битва или даже сам флаг, а крест-знамение, просиявший в небесах. Подобные истории с видениями крестов в небе зафиксированы во многих европейских легендах. Например, по сообщениям XVIII в., золотой крест видели в 1157 г. во время битвы шведских крестоносцев в Финляндии. Или воспомнить хотя бы красный георгиевский крест, увиденный английскими крестоносцами. Не исключено, что происхождение этих легенд имеет одни корни.
Использование флага
В датской литературе XIII-XIV вв. ничего не говорится о национальном флаге. Первые упоминания приходятся на начало XV в. Между тем на некоторых монетах, печатях и изображениях запечатлено знамя, похожее на Даннеброг.
За минувшие два столетия датские историки много раз пытались найти доказательства того, что национальный флаг существовал уже в начале XII в. Однако, по всей видимости, красно-белое полотнище тогда ещё не считалось символом Дании. Король использовал гербовой щит с изображением трёх голубых львов на золотом фоне в обрамлении золотых акантов. Это до сих пор символ королевской власти в Дании.
Идентичный герб используется в Эстонии. Его происхождение чётко прослеживается до времени Вальдимара и датского присутствия в Эстонии в 1219-1346 гг.
Первое бесспорное упоминание Даннеброга
Самый ранний источник, без всяких сомнений упоминающий Даннеброг, – знаменитый гербовник Клауса Гельре, составленный между 1340 и 1370 гг. В сборнике около 1700 европейских гербов и знамён, исполненных в цвете, в том числе красно-белый датский флаг.
На 55-й странице изображен датский герб с тремя львами, увенчанный рогатым шлемом, к которому прикреплён красный с белым крестом флаг. Текст слева от шлема гласит: КОРОЛЬ ДАНИИ. Практически идентичное знамя изображено ещё в одном древнем гербовнике XIV в., ныне хранящемся в Национальном шведском архиве.
Гербовник Гельре подтверждает справедливость предположения о том, что на печати 1356 г. Вальдимара IV Аттердага запечатлен крест с датского флага. На другой печати – Эйрика VII Померанского от 1398 г. – изображены львы, держащие, по-видимому, Даннеброг. Правда, этот флаг остаётся под сомнением. Известно, что Эйрик пытался утвердить свой вариант флага – красный крест на жёлтом фоне (см. флаг Кальмарской унии).
|