Ultima Thule
Исландия молода не только в геологическом отношении: ее заселили позже всех прочих стран Европы. Это произошло в начале Средних веков, когда соседние страны уже были обитаемы в течение многих тысяч лет. Специфика истории Исландии состоит, следовательно, в том, что она не имела "доисторического" периода.
Однако сам остров был, вероятно, открыт гораздо раньше, и в нашем распоряжении есть сказания и легенды, которые подтверждают именно такое предположение. От греческих и римских авторов мы знаем о Туле, или Крайней Туле, самом северном острове в мире, который расположен в шести днях плавания от Британских островов и очень близко от замерзшего моря. Такие сведения сообщает греческий географ и исследователь Пифей из Массилии (Марсель), живший ок. 300 г. до н. э. Не доказано, что этот северный остров был Исландией, но Туле остается самым древним названием страны, которое некоторое время использовали в Средние века.
Римские монеты
Не так давно при раскопках на юге и юго-востоке Исландии были найдены римские медные монеты, относящиеся примерно к 300 г. н. э. Трудно сказать, как они попали в Исландию. Возможно, их привезли с собой скандинавские колонисты в IX или X в.; но нельзя исключать, что они нашли их в остатках каких-то более ранних поселений. Поэтому мы вправе предположить, что ок. 300 г. н. э. или немного позднее римские корабли (скорее всего, из Англии, которая тогда была римской провинцией) могли приплыть на остров. Однако, пока у нас нет более точных данных, эта находка остается загадкой.
Ирландские отшельники
Ирландцы, рано принявшие христианство, начали в Средние века искать пустынные места и удаленные острова, где они могли бы в уединении служить Богу. Эти божьи люди выходили в Северную Атлантику на утлых лодках, которые назывались "каррех". В середине VII в. они обнаружили Фарерские острова, стали селиться там и разводить овец. С Фарёр мореплаватели-отшельники продвинулись дальше и в середине или во второй половине VIII в., возможно, достигли Исландии, или Туле (как они ее именовали). Это могло случиться даже раньше, поскольку знаменитый Беда Достопочтенный (674-735) упоминает Туле в своих сочинениях.
Ирландский монах Дикуил, преподававший в школе во Франции, оставил запись о неких ирландских священниках, проведших некоторое время в далекой земле, которую они называли Туле, по их словам, совершенно необитаемой. Они попали туда, вероятно, в 795 г. и прожили там около шести месяцев. По их рассказам, в середине лета там было светло днем и ночью, причем настолько, что в полночь они могли искать вшей в своей одежде.
Из этих сообщений видно, что ирландцы побывали в Исландии почти за столетие (если не больше) до начала норвежской колонизации. Трудно установить, были ли у них постоянные поселения; вероятно, ирландцы приплывали периодически и проводили на острове какое-то время. Однако несомненно, что в момент появлении первых скандинавских викингов они находились на этой земле. В "Книге об исландцах" Ари Торгильссон Мудрый описывает древнейшую историю Исландии и упоминает неких ирландцев, которые были там в это время и которых викинги называли "папар", т. е. "отцы". Когда началось норвежское заселение Исландии, ирландские монахи либо покинули остров (поскольку не хотели жить рядом с язычниками), либо были изгнаны новыми поселенцами. Скорее всего, они собирались в большой спешке, ибо, как сообщается, оставили книги на родном языке, колокола и посохи. В другом историческом сочинении - "Книге о заселении страны" - тоже упоминаются ирландцы. Но поскольку ирландские монахи не жили на острове постоянно и в конце концов покинули его, они не могли оказать сколько-нибудь значительного влияния на историю Исландии. Вероятнее всего, именно от ирландцев скандинавы впервые узнали о земле Туле на далеком северо-западе.
Скандинавская экспансия
В скандинавских странах - Дании, Норвегии и Швеции - эпоха викингов началась в VIII в. и продолжалась до конца XI в. В этот период скандинавские народы фактически вели войну со всем остальным миром. Они во всем превосходили соседей: умелые кораблестроители, дерзкие мореходы и отважные воины; кроме того, население этих стран выросло настолько, что в родных пределах людям просто не хватало пространства и благоприятных возможностей. Страсть к открытию новых земель, жажда богатства и приключений была у скандинавов в крови.
Отправляясь в походы, они становились "викингами", т. е. пиратами, которые нападали на другие страны. Первый засвидетельствованный набег викингов на Англию произошел в 793 г., а на Ирландию - п 795 г. Викингов не без основания считали жестокими и коварными врагами, великой угрозой для христиан (скандинавы еще оставались язычниками). Некоторое время спустя викинги стали селиться в чужих странах. Шведы пересекли Балтийское море и основали государство викингов на территории современных России и Украины, а датчане и норвежцы - целый ряд государств в Ирландии, Англии, Шотландии, Франции и других местах. Очень скоро норвежцы заселили острова к северу от Шотландии, а в первой половине IX в. достигли Фарерских островов и обосновались там. Своим названием Фарёры (букв. "Овечьи острова") обязаны, вероятно, овцам, которых развели там ирландцы.
Скандинавские первооткрыватели
В середине IX в. (или чуть позже) норвежец по имени Наддод плыл из Норвегии на Фарёры. Как часто бывает в море, корабль сбился с курса, норвежцы не нашли островов, проплыли значительно дальше на северо-запад и неожиданно обнаружили землю, о которой никогда не слышали. Перед ними было восточное побережье Исландии. Желая понять, куда они попали, викинги решили изучить ближайшие окрестности. В конце концов они поднялись на высокую гору и стали осматриваться в поисках дыма или других признаков человеческого жилья, но не заметили ничего похожего и вернулись на корабль. Перед их отплытием в горах выпал небольшой снег, и Наддод назвал новую гфешу "Снежной землей".
Следующим викингом, который добрался до Исландии, стал швед Гардар Сваварссон. Чтобы побольше узнать о новой земле, он двинулся вдоль побережья и убедился, что перед ним остров. Обход занял немало времени, и зимние месяцы Гардару и его людям пришлось пережидать в одном из заливов северного побережья. Там они построили несколько домов, и с тех пор это место зовется Хусавик ("Залив домов").
Во время зимовки человек по имени Наттфари, а также раб и рабыни ушли от Гардара и поселились в долине неподалеку от Хусавика. Но то ли потому, что это поселение оказалось в некотором смысле случайным, то ли потому, что Наттфари не имел достаточно благородного происхождения, он никогда не считался первопоселенцем Исландии. Закончив свой круговой обход, Гардар отплыл в обратный путь. Он назвал открытый им большой остров Гардарсхольм, т. е. "Остров Гардара", и что название некоторое время продолжало употребляться.
Исландия
Норвежский викинг Флоки Вильгердарсон (впоследствии прозванный Флоки Ворон) был третьим скандинавом, посетившим Исландию. Он отправился на поиски Гардарсхольма с намерением обосноваться там, взяв семью, друзей и все свое хозяйство. Флоки был ревностным язычником и поклонялся воронам, а потому взял трех воронов с собой на корабль. Легенда гласит: когда он почувствовал, что земля где-то поблизости, он стал выпускать воронов одного за другим, чтобы они показали ему правильный путь. Первый тут же прилетел назад, второй взмыл в воздух, но тоже вернулся, и только третий полетел вперед и привел корабль к земле.
Флоки и его люди прошли вдоль южного берега, обогнули полуостров Рейкьянес, двигаясь дальше на север, пока не обнаружили фьорд ни северо-западном побережье, где земля оказалась плодородной, а растительность - обильной. Все лето люди занимались заготовкой рыбы, дичи и собиранием яиц, но совершенно забыли про сено, и во время долгой и холодной зимы весь скот погиб от бескормицы. Весной, когда погода улучшилась, Флоки поднялся на гору, поглядел на море и обнаружил, что фьорд все еще покрыт льдом. Исполненный горького разочарования, он назвал землю Исландией ("Страной льдов"), и это название сохраняется до сих пор.
Проведя еще год в западной части Исландии, Флоки отплыл в Норвегию. По возвращении он довольно резко отзывался о новой земле на западе, но некоторые его сотоварищи были другого мнения и хвалили ее. Вероятно, впоследствии Флоки изменил свой взгляд, поскольку через много лет он вновь отправился в Исландию и остался там до конца жизни. |
|