Первый поселенец
Вскоре до сопредельных стран дошли известия, что Флоки со своими людьми открыл на западе необитаемый остров, где хватит земли для всякого, кто захочет там поселиться. Узнали об этом и два молодых норвежских викинга, близкие друзья и побратимы, которые жили на юго-западе страны - Ингольв Арнарсон и Хьёрлейв Хродмарссон. Возвращаясь с богатой добычей из похода, они повздорили с сыновьями могущественного ярла и в схватке убили двоих из них. Разъяренный ярл потребовал в качестве компенсации все их владения. Не имея больше земли в Норвегии, они были вынуждены искать ее где-то в другом месте.
Побратимы снарядили экспедицию в Исландию, чтобы увидеть эту страну, пожили некоторое время на юго-восточном побережье и обследовали окрестности. Убедившись, что земля там хорошая и плодородная, они решили переселиться в Исландию насовсем. Вернувшись в Норвегию, они продали все, что не могли взять с собой, посадили на корабли семьи, воинов и рабов, погрузили скот, продовольствие, всевозможный инвентарь и приблизительно в 870 г. отплыли на новую землю.
Хьёрлейв был, по-видимому, достаточно индифферентен в религиозном отношении, а вот Ингольв отличался приверженностью традиционным верованиям. Желая узнать от богов, где ему поселиться в этой стране, он сбросил в море высокие столбы от почетного сиденья из своего норвежского дома и объявил, что будет жить там, где по воле богов эти столбы прибьет к берегу. Вскоре после этого они достигли берега. Ингольв обосновался сначала в Ингольвсхёвди на юго-восточном побережье, неподалеку от нынешнего национального парка Скафтафетль. А Хьёрлейв поплыл дальше на запад и поселился в Хьёрлейвсхёвди в центральной части южного побережья, неподалеку от того места, где сейчас находится небольшой городок Вик.
Весной Хьёрлейв приказал нескольким ирландским рабам (которых он захватил в одном из походов и привез с собой) вспахать поле и посеять зерно. Однако рабы взбунтовались, убили Хьёрлейва и всех его свободных людей, захватили женщин и отплыли на острова к югу от Исландии, где и поселились. Через некоторое время Ингольв приехал навестить друга и обнаружил, что все убиты. Он горько оплакивал их и сказал, что такое, к сожалению, может случиться с людьми, не верящими более в старых богов. Затем он отправился на острова, убил рабов и освободил женщин, в числе которых была и его сестра Хельга, жена Хьёрлейва. Поскольку викинги иногда именовали ирландцев "западными людьми", исходя из местоположения их земли на своих морских путях, Ингольв, имея в виду беглых ирландских рабов, назвал эти острова Вестманнаэйяр (или "Острова Западных Людей"), и это название сохранилось до сих пор.
Ингольв вместе с людьми и имуществом перебрался в Хьёрлейвсхёвди и жил там год. Во всех своих передвижениях на запад вдоль побережья он постоянно искал свои столбы от почетного сиденья, чтобы узнать, где боги назначили ему поселиться. На третий год своей жизни на новой земле Ингольв построил дом у горы Ингольвсфетль, неподалеку от того места, где сейчас находится город Сельфосс. Следующим летом рабы, посланные им обследовать местность, нашли наконец столбы, прибитые к берегу в небольшом заливе или фьорде на юго-западном побережье; Ингольв был так обрадован, что даровал им свободу и немного земли, Находку рабов он истолковал как волю богов, пожелавших указать ему на сей раз место постоянного обитания. Увидев пар от горячих источников, поднимавшийся от земли, Ингольв назвал это место Рейкьявик, что значит "Залив Дымов". Ныне здесь находится столица Исландии.
Земли, которые Ингольв взял в свое владение, включали всю юго-западную часть страны - от Квальфьорда ("Китового фьорда") на западе до реки Эльфус на востоке. Поскольку земель было гораздо больше, чем он мог обрабатывать, он продал или подарил значительную их часть друзьям и родственникам, которые приехали позже. Традиционно считается, что Ингольв начал заселение Исландии в 874 г., хотя на самом деле это могло произойти немного раньше.
Волны поселенцев
После того как Ингольв и его жена Халльвейг Фродадоттир поселились в Рейкьявике, приток поселенцев в Исландию стал расти. Период примерно с 870 до 930 г. называется "эпохой заселения", поскольку именно в это время были заявлены права на наиболее пригодные для обитания районы Исландии и они были освоены. О событиях того далекого периода мы знаем из древней литературы и других источников, прежде всего из "Книги об исландцах" и "Книги о заселении страны". Ни одна нация в мире не имеет столь четких письменных свидетельств о своем происхождении.
Эти древнейшие источники содержат более 400 имен переселенцев, а также их родословные и сообщают, откуда они приплыли и где поселились. Естественно, что в Исландию приехало гораздо больше людей, поскольку фиксировались имена только самых знатных и выдающихся вождей. Наряду с Ингольвом Арнарсоном, обосновавшимся в Рейкьявике, наиболее известными были Скаллагрим Квельдульвссон и Ауд Мудрая на западе, Ингимунд Старый и Хельги Тощий на севере, Хродлауг Рёгнвальдссон на востоке и Кетильбьёрн Старый на юге. Основная часть переселенцев прибыла из западной и юго-западной Норвегии, некоторое число - из других скандинавских стран, в то время как значительное количество было родом с Британских островов, преимущественно из Ирландии, Шотландии и островов к западу и северу от Шотландии. Смешавшись (во всех смыслах), эти поселенцы вскоре превратились в новый народ, исландцев, который создал собственные обычаи, культуру, язык и литературу.
Для переселения в Исландию у людей были самые разные причины. Во многих странах наблюдался хронический недостаток земель; кто-то хотел найти убежище от притеснений и жестокости. Земли и свободу Исландия предоставляла в избытке. В это время норвежский король Харальд Прекрасноволосый занимался объединением своей страны; последовавшие военные столкновения и конфликты заставили многих богатых и знатных людей встать в оппозицию к королю и покинуть Норвегию. Другие были недовольны растущей регламентацией жизни, налогообложением и притеснениями и тоже предпочли отправиться в Исландию. Королю, естественно, не могла понравиться массовая эмиграция; силой ее приостановить не удалось, и тогда было выработано положение, согласно которому человек, уезжающий в Исландию, должен заплатить отступной налог. Этот налог продолжал взиматься даже после окончания эпохи заселения. Следует принять во внимание еще один важный фактор: в эпоху викингов темп жизни внезапно стал настолько динамичным, что путешествия по открытому морю казались обычным делом, а переезд из одной страны в другую - почти рутиной.
Земля и жизнь
Вскоре новые обитатели Исландии установили правила присвоения земли. Мужчине разрешалось заявить свои права на такое количество земли, какое он мог за один день ограничить цепью костров, разожженных в пределах видимости один от другого. Для женщин существовало другое правило: за день (от восхода до заката) обвести телку вокруг выбранной ими территории. Число жителей Исландии в конце периода заселения (930 г.) точно не известно, но по некоторым оценкам оно приближалось к 60 тыс. человек.
В то время страна выглядела несколько иначе, чем в наши дни. Горы и возвышенности, вулканы и ледники были почти такими же, но растительности было гораздо больше. Ученые подсчитали, что к началу заселения две трети страны имели растительный покров - преимущественно березовые леса. Теперь растительность существует только на четвертой части территории, а леса занимают едва ли один процент. Поскольку Исландия - это остров, и к тому же весьма удаленный от материковых областей, ее фауна никогда не отличалась большим разнообразием. Из млекопитающих, обитающих на суше, водились только лисицы (вероятно, попавшие в Исландию из Гренландии на дрейфующих льдинах), зато у берегов были многочисленные лежбища тюленей, а в прибрежных водах встречались разные виды китов. Кроме того, не было недостатка в пернатых, особенно во всякого рода морских птицах. Реки и озера буквально кишели форелью и лососем, а фьорды и прибрежные воды - морской рыбой. На галечных косах громоздились кучи плавника, который первопоселенцы могли использовать для строительства.
Иными словами, первое время при таком изобилии прожить было нетрудно. Но на хорошее обустройство в любом случае уходило немало сил. Сначала строили дом, затем рубили леса и расчищали землю под пашню (поскольку поселенцы в большинстве своем занимались сельским хозяйством), пахали, сеяли кормовые травы, выращивали зерновые и овощи. С собой люди привозили многочисленную живность - овец и коров, лошадей и свиней, кур и гусей, собак и кошек. Поскольку земли было достаточно, хутора располагались на большом расстоянии друг от друга, чтобы хватало угодий; для сельской Исландии это характерно до сих пор. Волна переселения в основном спала к 930 г.; но в это время на острове в Северной Атлантике уже зародилась новая нация. |
|