Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
ИСЛАНДСКОЕ НАРОДОВЛАСТИЕ  

Источник: ИСТОРИЯ ИСЛАНДИИ


 

Объединение

Первопоселенцы, приплывавшие в Исландию группами (мужчины, женщины, дети, слуги, рабы), часто принадлежали к одной большой семье, обосновывавшейся в той или иной части страны. Во главе подобной группы обычно стоял богатый и знатный человек, который управлял жизнью своих сородичей как в делах повседневных, так и религиозных. Он устанавливал правила, регулировавшие жизнь в поселении, и следил за тем, чтобы богам приносили подобающие жертвы в нужные времена года. За это он получал вознаграждение, что способствовало упрочению его материального положения и влияния в обществе.

Так постепенно сложились небольшие общины, более или менее независимые и широко разбросанные по всей стране. Для викингов это было вполне естественной ситуацией, поскольку переселенцы сохранили на новых местах те обычаи, которые вывезли из Норвегии или других стран. Несколько раз в год собирались общие собрания, где принимали законы и выносили приговоры тем, кто их нарушает.

За короткое время в Исландии выросло немало новых поселений викингов, и между разными родами, естественно, нередко бывали столкновения. Однако люди в большинстве своем хотели жить мирно, и очень скоро самые мудрые вожди стали осознавать, насколько полезно иметь повсюду единый закон и общее социальное устройство для всей страны. Эта мысль зародилась, вероятно, в поселении, основанном Ингольвом Арнарсоном в Рейкьявике. Его сын, Торстейн Ингольвссон, и другие потомки первопоселенцев объединили несколько небольших соседних общин под властью местного собрания, или тинга. В других районах страны, по-видимому, происходили такие же процессы, и в конце концов это привело к слиянию автономных общин в единую республику и созданию одного всеисландского собрания. Так в 930 г. было учреждено независимое исландское народовластие.

Альтинг

Когда влиятельные вожди Исландии договорились объединить страну в единое общество, они стали думать, какую законную форму нужно придать народовластию. Они направили мудрого человека по имени Ульвльот в западную Норвегию, чтобы он разузнал побольше о местных законах и способах управления. Через три года Ульвльот привез много разных законов, которые приспособил к местным исландским условиям. Затем еще одного человека по имени Грим Гейтскёр послали объехать Исландию и выбрать подходящее место для нового тинга. Видимо, он также имел поручение посетить как можно больше авторитетных вождей и заручиться дополнительной поддержкой в пользу идеи объединения.

Как раз в это время одного бонда, жившего в Бласкогаре ("Синих лесах") неподалеку от Рейкьявика, обвинили в убийстве какого-то человека (раба или свободного). Его приговорили к штрафу и конфискации земель, которые отошли в общественное пользование. Эти земли находились на равнинах к северу от большого озера Тингватлаватн, и было решено, что они будут местом для нового тинга, который в первый раз собрался там в 930 г. В Исландии тогда существовало 36 крупных общин, возглавляемых вождями, которые и стали членами нового собрания с правом голоса. В 965 г. страна была поделена на четыре четверти, а число представителей выросло до 39. В результате дальнейших изменений численность собрания была определена в 48 человек. С учетом законоговорителя и двух епископов (после принятия христианства) общая численность собрания составляла 51 человек, а после появления двух советников (или помощников) при каждом вожде - 147 человек.

Альтинг обладал законодательной и судебной властью. Общегосударственной исполнительной власти не было: она оставалась прерогативой независимых вождей, которые не желали видеть над собой короля или ярла. Однако самая веская причина, по которой исландцы решили не иметь верховного правителя, состояла, вероятно, в том, что остров вследствие своего удаленного местоположения практически не нуждался в централизованной обороне.

Самым влиятельным членом альтинга был законоговоритель. Все законы он знал наизусть и был обязан оглашать их со Скалы Законов на альтингах в течение трех лет (законы были записаны только в 1117 г.). Как высшая судебная инстанция альтинг формировал суды в каждой из четвертей страны; в 1004 г. появился также пятый, или верховный, суд. Однако, несмотря на объединение и общенациональный тинг, управление на местах продолжало оставаться, самостоятельным, и все общины пользовались значительной автономией.