Национальный подъем
В истории Исландии принято говорить о периоде, продолжавшемся от 930 г. (установление народовластия) приблизительно до 1030 г. как о "веке саг". Это было время национального и культурного подъема, когда произошло большинство тех героических событий, которые нашли отражение в сагах и поэмах. Саги существовали в устной традиции и передавались от поколения к поколению, пока их не записали - преимущественно в XII-XIII вв.
Саги - самый своеобразный, но не единственный жанр древнеисландской литературы. Знамениты были и многие поэты - скальды. Самым выдающимся и, несомненно, самым известным из них был могучий воин Эгиль Скаллагримссон, который жил в X в. Однажды в Англии, когда его приговорили к смерти, он спас свою жизнь, сочинив поэму в честь короля, державшего его в плену.
Он и многие другие скальды много путешествовали, чтобы декламировать свои поэмы при дворах королей и ярлов, и их там охотно принимали и хорошо награждали, так что в этот золотой век поэзия стала заметной статьей исландского экспорта. Много поэм или отдельных строф (вис) можно найти в сагах и других источниках.
Век саг был периодом процветания для исландцев. Они освоили землю, построили хутора и почувствовали себя дома. В те времена они жили преимущественно землей и рыболовством. У многих были свои корабли, и они зарабатывали себе на жизнь торговлей, в то время как некоторые отправлялись за море и участвовали в викингских походах, которые все еще совершались скандинавами. Итак, в Северной Атлантике возник новый народ, который обладал развитым культурным самосознанием, вел простую здоровую жизнь и был доволен своей судьбой.
"Плавильная чаша"
Исландский альтинг собирался ежегодно в середине лета. Местность, где это происходило (Тингветлир, или Поля Тинга, у северной оконечности озера Тингватлаватн), исключительно красива благодаря прекрасной растительности и величественным вулканическим рифтам. Большая часть собраний проходила у самого большого рифта - Аль-маннагьяу. Очевидно, что люди тех далеких времен ценили красоту природы. В западной части Полей Тинга протекала небольшая речка; ее запрудили и повернули воду на большой рифт. Возник живописный водопад, снабжавший участников собраний чистой водой и придававший дополнительную прелесть окружающему ландшафту. Многие вожди разбивали лагеря, где жили во время альтинга. Одни ставили простые палатки, другие строили крытые дёрном хижины, остатки которых сохранились до сих пор. Однако само собрание проходило под открытым небом.
Ежегодно сюда приезжали не только богатые и влиятельные люди. Здесь собирался самый разный люд, что превращало альтинг в своего рода национальный праздник, - всевозможные торговцы, атлеты, воины, поэты, сказители, жонглеры и прочие бродячие актеры; множество народа приезжало лишь затем, чтобы посмотреть и послушать. Жители из разных областей страны могли здесь встретиться, обсудить общие дела, пригласить друг друга на пиры, договориться о будущих браках своих детей и многом другом. Это была прекрасная возможность узнать о происходящем в стране, в других землях и вообще набраться опыта. На Полях Тинга общались друг с другом представители всех слоев исландского общества. Альтинг становился, таким образом, своеобразной "плавильной чашей", в которой формировались культура, национальное сознание и чувство единства.
Открытие Гренландии
В век саг исландцы все еще оставались народом мореплавателей. Морские походы были традицией викингов; поэтому исландцы продолжали исследовать водные пространства и открывать новые земли. Гренландия находилась в пределах досягаемости, и рано или поздно какой-нибудь мореплаватель, направившийся на запад от Исландии, должен был попасть на этот гигантский остров. Первым отправившимся в Гренландию был Гуннбьёрн Ульвссон, который в X в. достиг восточного побережья. Вслед за ним на острове высадился Снебьёрн Гальти; он остался там на зимовку. Вскоре слухи о новой земле широко распространились.
На западе Исландии жил человек по имени Эйрик Торвальдссон, или (как его часто называли) Эйрик Рыжий. Отважный воин и мореход, Эйрик поссорился с соседями, убил нескольких человек и был приговорен к трем годам изгнания. Он знал, что на западе есть новая земля, и решил отправиться на ее поиски (вероятно, после 980 г.). Вскоре Эйрик обнаружил эту землю, обошел и изучил ее южное побережье. Новую землю он назвал Гренландия ("Зеленая страна"), полагая, что такое притягательное название побудит других присоединиться к нему. На некоторое время он вернулся в Исландию, но уже следующим летом вместе со своими людьми и хозяйством отправился в Гренландию навсегда и поселился там примерно в 986 г.
Многие жители Исландии (как и хотел Эйрик Рыжий) с готовностью последовали за ним и обосновались в двух различных местах на западном побережье. Гренландские поселения благополучно существовали долгое время, и люди жили там приблизительно так же, как в Исландии (разве что несколько больше зависели от рыболовства и охоты). У гренландцев было свое законодательное собрание в Гардаре; после введения христианства (это произошло примерно в то же время, что и в Исландии) там же находилась резиденция их епископа. Однако с течением времени все меньше кораблей ходило в Гренландию, а после XV в. всякое сообщение с островом прекратилось почти на двести лет. Мы не знаем, как развивались события, но после 1500 г. все скандинавские поселения, по-видимому, опустели; впоследствии там встречали только инуитов. Лишь молчаливые руины свидетельствуют о том, что когда-то в этих местах жили скандинавы.
Открытие Винланда (Америки)
Сын Эйрика Рыжего Лейв, он же Лейв Эйрикссон Счастливый, родился в Исландии, но переехал вместе с отцом в Гренландию и жил там некоторое время. Как и отец, Лейв отличался склонностью к путешествиям и приключениям. Приблизительно в то время, как Лейв отплыл в Гренландию, другой исландский мореход, Бьярни Херьольвссон, отправился туда же, но сбился с курса и сильно уклонился к юго-западу. Моряки доплыли до незнакомой земли, но Бьярни оказался не настолько любознательным, чтобы высадиться на берег; он повернул назад и в конце концов дошел до Гренландии. Узнав от него о новой земле по ту сторону океана, Лейв заинтересовался, взял корабль Бьярни и где-то около 1000 г. поплыл на запад. Найдя эту землю, он высадился на берег со своими людьми, чтобы обследовать ее, и дал названия тем ее территориям, которые они посетили. Сначала они пришли в Хеллюланд (Баффинова Земля), затем в Маркланд (Лабрадор), а после долгого плавания на юг они остановились в местности, которую назвали Винланд ("Винная земля"), потому что увидели там грозди винограда. Трудно сказать, была ли земля Винланд тем, что сейчас называется Новой Шотландией. Некоторые историки считают, что Лейв продвинулся гораздо дальше на юг вдоль восточного побережья Северной Америки. Возвращаясь в Гренландию, он спас находившихся на скалах людей, которые потерпели кораблекрушение, и получил прозвище Счастливый.
Гренландцы и исландцы стали плавать на эти обширные и изобильные западные земли, и вести об их открытии распространялись. Но, как ни странно, они не вызвали особого интереса в странах викингов. По-видимому, волна скандинавской экспансии исчерпала свою силу и окончательно остановилась у восточных берегов Северной Америки. Лишь немногие пытались освоить эту новую землю и обосноваться там. Самую решительную попытку предприняли исландцы Торфинн Тордарсон и его жена Гудрид Торбьярнардоттир в первом десятилетии XI в.: они провели в Винланде несколько лет. В эти годы у них родился сын Снорри Торфиннссон - по всей вероятности, первый европеец, появившийся на свет на Американском континенте.
Однако в конце концов колонисты не выдержали тягот жизни в новой стране. Их было ничтожно мало по сравнению с туземцами (индейцами или инуитами), и после нескольких стычек они вернулись в Исландию. Лишь через пять веков Колумб вторично открыл Америку, и только тогда началась ее настоящая колонизация. Но теоретически мы вполне можем допустить, что, не окажись тогда исландцев так мало или туземцев так много, мы теперь могли бы проехать всю Северную Америку от Атлантического до Тихого океана, разговаривая с встречающимися людьми только на исландском языке. Нельзя забывать и того, что Колумб (по его собственным словам) посетил Исландию на английском корабле в 1477 г. Весьма возможно, что именно от исландцев он услышал о Гренландии на западе и обширной земле Винланд дальше к юго-западу. Кто знает, может быть, именно после путешествий исландцев у Колумба и возникла мысль искать путь в Азию на другом краю Атлантики?
Древняя религия
Поначалу исландцы в большинстве своем были язычниками, хотя некоторое количество переселенцев из Ирландии, Англии и Шотландии уже приняли христианство. Языческое большинство почитало древних скандинавских богов - всемогущего Одина (Вотана), сильного бога грома Тора, множество иных богов и богинь - как и прочие германские народы в стародавние времена.
Из древних источников мы знаем, что богам поклонялись в капищах. О человеческих жертвоприношениях эти источники не упоминают, так что на религиозных праздниках, по всей видимости, в дар богу приносились только животные (преимущественно лошади): их кровью мазали стены, а мясо готовили и ели. Праздниками, проходившими в определенные дни года, руководили местные вожди или жрецы (что укрепляло власть последних в общине).
После объединения страны и учреждения общенационального собрания - альтинга - в 930 г. старая вера, вероятно, еще более укрепилась, а прежнее христианское влияние ослабло и в основном сошло на нет. Структура общества в эпоху народовластия благоприятствовали языческим верованиям, поскольку власть и авторитет наиболее могущественных вождей имели религиозную основу. Поэтому вплоть до Конца X в. Исландия оставалась в основном языческой страной.
Христианские миссионеры
В X в. христианство продолжило победное шествие по Скандинавии. Если учесть, что другие области Северной Европы уже стали христианскими, то вполне естественно, что миссионеры стали приезжать и в Исландию. Первыми появились саксонский епископ Фридрек и его исландский помощник Торвальд Путешественник. За пять лет (с 981 по 986 г.) "ни добились определенных успехов в северной четверти, но вынуждены были покинуть ее после того, как Торвальд убил несколько человек во время одной из поездок.
Через несколько лет после отъезда первых миссионеров королем Норвегии стал предводитель викингов Олав Трюггвасон; он принял крещение и был ревностным христианином. Придя к власти и более или менее завершив христианизацию Норвегии, король направил свои усилия на то, чтобы нести веру в норвежские поселения на Оркнейских, Шетландских и Фарерских островах, в Исландии и Гренландии. Он рассылал миссионеров во все стороны, не щадя никого ради торжества христианства, и сумел добиться заметных успехов. Однако история отвела королю мало времени: осенью 1000 г. он погиб в битве против шведов, датчан и своих соплеменников в Норвегии.
Первым миссионером норвежского короля в Исландии стал Стефнир Торгильссон, исландец, который начал разрушать языческие святилища и вскоре был изгнан с острова. Затем король послал фламандского священника по имени Тангбранд, который попал в Норвегию через Англию. Ему удалось окрестить нескольких знатных исландских вождей, но, поскольку он отличался крайней нетерпимостью и убил нескольких человек, которые осмелились ему перечить, он вскоре тоже был вынужден покинуть страну. Вернувшись в Норвегию, Тангбранд сообщил королю, что исландцы порочны по своей природе и едва ли вообще их можно обратить в христианство.
Выслушав эти речи, король пришел в ярость и пригрозил убить всякого исландца-язычника, какой бы ни нашелся в это время в Норвегии. Не успел король осуществить свое намерение, как к нему явились два знатных исландца-христианина - Гицур Белый и Хьяльти Скеггъясон. Они постарались успокоить короля, уладить религиозные разногласия и в конце пообещали, что в самом скором времени вся Исландия станет христианской. Король отказался от своих кровожадных планов, но все-таки взял несколько заложников. Договариваясь с королем, Гицур и Хьяльти действовали в соответствии с интересами своей страны, поскольку хорошие отношения с Норвегией были жизненно важны для Исландии с точки зрения исторической перспективы, а еще более с экономической, а также и во многих других отношениях. Кроме того, вожди не знали, на что мог решиться король, если бы они не договорились с ним. Наконец, они сами были христианами и искренне желали торжества христианства в своей стране.
Введение христианства (1000)
После переговоров два вождя вернулись в Исландию как раз во время альтинга в 1000 г. На Поля Тинга съехалось большое количество людей, но они разбились на враждующие партии. Убежденные язычники упорно выступали против изменения религии, а столь же решительно настроенные христиане настаивали на принятии новой веры. Между тем большинство придерживалось относительно терпимой и реалистичной позиции, желая прежде всего мира и единства в стране. Когда столкновение на религиозной почве казалось уже неизбежным, мудрейшие вожди решили найти компромисс. Они согласились признать законоговорителя Торгейра с Льосаватна ("Светлого озера"), язычника, придерживавшегося весьма умеренных взглядов по данному вопросу, в качестве третейского судьи и обещали повиноваться его вердикту.
Торгейр осознавал всю тяжесть возложенной на него задачи. Он отправился в свою палатку и пролежал там целый день и всю следующую ночь, размышляя, как выйти из положения. Тем временем язычники собрались и серьезно обсуждали, не следует ли им принести в жертву по два человека от каждой четвертой части страны, чтобы заручиться поддержкой богов. Христиане высмеивали их, говоря, что уже два человека из их числа добровольно отдали свои жизни за Христа и его торжество.
На следующее утро законоговоритель велел всем присутствующим собраться у Скалы Законов. После этого он произнес с нее, вероятно, самую важную в истории Исландии речь. Непереносимо, говорил Торгейр, когда население страны разделено и не имеет больше единого закона, и невозможно оставлять решение столь важного вопроса на усмотрение людей с крайними взглядами, которые не способны принять во внимание другую позицию. Лучший выход - компромисс, при котором обе стороны будут уважены и подчинятся одному закону как единый народ в единой стране, ибо если закон не будет един, то и мира не будет.
После этого Торгейр огласил свое решение: все должны стать христианами и креститься. Но в частной жизни почитание прежних богов не запрещалось, равно как не запрещалось есть конское мясо или выносить новорожденных на съедение диким зверям. Такое решение, вероятно, не удовлетворило ни христиан, ни язычников, но, поскольку оно стало законом страны, все должны были ему повиноваться. Очень многие крестились тут же, в холодных водах на Полях Тинга, а другие - на пути домой, где можно было найти куда более теплые геотермальные источники.
Торгейр был язычником, и, когда он как законоговоритель провозгласил христианство, ему тут же пришлось принять крещение самому. Вернувшись домой с этого исторического альтинга, этот мудрый и сдержанный человек, как гласит легенда, собрал изваяния старых богов из капища и бросил их в могучий водопад на ближайшей реке. С тех пор этот водопад (один из красивейших в Исландии) называется Годафосс ("Водопад богов").
Начало христианской жизни
Введение христианства в Исландии было мирным и в этом смысле почти уникальным историческим событием, диаметрально отличающимся от христианизации в большинстве других стран, обычно сопровождавшейся длительными конфликтами, войнами и кровопролитиями. Такой исход являлся следствием скорее политических, нежели религиозных причин. Но исландцы были еще не готовы в то время к существованию в лоне Римской католической церкви. Храмов было ничтожно мало, а священники исчислялись единицами, а о церковных законах не знали ничего.
Но вскоре вожди, прежде возглавлявшие языческие церемонии, начали строить храмы и приглашать священников для крестин или похорон в освященной земле. По стечению обстоятельств именно в это время в Исландию ради пастырского служения приехало немало представителей духовенства из других стран, в основном из Англии и Германии. Среди них были также епископы-миссионеры, которые проводили на острове по нескольку лет, немало способствуя утверждению новой религии. Большинство епископов были англичанами, и значительное английское влияние на церковную жизнь и даже на церковный язык, особенно сильное в те времена, чувствуется и по сей день.
Однако в первые десятилетия исландского христианства церковь оставалась довольно слабой, и положение существенно изменилось лишь после того, как в 1056 г. в Исландии появился первый епископ из местных уроженцев. Правда, все языческие пережитки (тайное поклонение старым богам, употребление в пищу конины, вынос новорожденных) были запрещены еще в 1016 г. под влиянием норвежского короля Олава Харальдссона, позднее пославшего исландцам колокол и древесину для храма, который возвели ок. 1020 г. на месте собраний на Полях Тинга. Христианское влияние становилось сильнее и способствовало более мягким и цивилизованным отношениям между людьми. В частности, в начале XI в. были запрещены поединки, которые обычно устраивались на Полях Тинга во время альтинга. Христианское влияние было также одной из причин того, что в Исландии в XI - начале XII в. практически исчезло рабство.
Отношения с Норвегией
Хотя Исландия расположена посреди Атлантики и довольно далеко от других стран, иностранные короли с самых ранних времен пытались подчинить ее своей власти. Еще в эпоху заселения норвежский король Харальд Прекрасноволосый послал своего приближенного Уни Гардарссона убедить исландцев перейти под власть Норвегии. В случае успеха король обещал назначить Уни ярлом, но исландцы даже не пожелали его слушать, и все это кончилось ничем.
Согласно более позднему преданию, датский король Харальд Синезубый, будучи в военном походе в Западной Норвегии, вознамерился послать корабли в Исландию и захватить ее. Короля обвинили в несправедливости по отношению к мореходам, потерпевшим кораблекрушение у берегов Дании. К тому же он был разгневан хулительными стихами, которые сложили про него исландцы. Поначалу, как повествует сага, король послал в Исландию колдуна, чтобы разузнать о наличии сил и удобного места для высадки. Колдун обратился в кита и через океан приплыл в Исландию. Но всякий раз, как он хотел выйти на берег, его останавливали духи-хранители страны: на востоке это был дракон, на севере - большая птица, на западе - страшный бык, а на юге - великан с железным посохом. Эти духи-хранители, отвратившие датского короля от его намерений, изображены на гербе современной Республики Исландия.
Некоторые норвежские короли мечтали о свободной и независимой исландской республике и периодически пытались усилить там слое влияние. Король Олав Трюггвасон прилагал немало сил для христианизации Исландии, но его замыслы прервала гибель в битве в 1000 г. Решительнее всех в этом смысле повел себя Олав Харальдссон: как только он вступил на норвежский престол в 1014 г., он тут же начал вмешиваться в религиозные дела острова. Среди прочего король потребовал преследовать тех, кто уклонился от принятия христианской веры, и послал древесину для строительства храма на Полях Тинга. Через несколько лет для переговоров с вождями от короля прибыл эмиссар, Торарин Невьольвссон. В яркой речи на альтинге он пытался убедить исландцев, что для них будет разумно и полезно обеспечить себе покровительство короля и перейти под его власть. Получив отказ, он попросил их дать королю в знак дружбы маленький остров Гримси к северу от Исландии. Многие вожди поначалу соглашались. Но затем один из них (который до тех пор не проронил ни слова) поднялся и произнес пространную речь, убедившую всех не уступать ни клочка своей земли и лишить норвежского короля возможности разместить ого войска на острове. Впрочем, и этому королю судьба отвела немного времени: норвежцы восстали и убили его в 1030 г. Правда, впоследствии он был канонизирован и его объявили вечным королем Норвегии.
Приблизительно в 1022 г. исландцы заключили с Олавом Харальдссоном соглашение, определявшее обязанности, права и привилегии исландцев в Норвегии и норвежцев в Исландии. Это был первый договор Исландии с иностранным государством. Помимо прочего, исландцам, приплывавшим к берегам Норвегии, разрешалось брать воду и рубить деревья на землях короля. |
|