Первый епископ в Скальхольте
Годы с 1030 по 1118 обычно называют периодом мира. В это время христианская религия пустила прочные корни, принесла с собой элементы христианской культуры и превратила исландских потомков викингов в полноправных представителей современной им европейской цивилизации. В первые десятилетия XI в. епископы-миссионеры трудились не покладая рук, некоторые из них открыли школы, где юноши обучались чтению и письму, изучали латынь, получая клерикальное образование, а затем назначались в местные приходы. Но священников все равно не хватало. Когда в 1050 г. последний миссионер, англосаксонский епископ Рудольф, покинул Исландию, годи и другие члены альтинга решили просить Ислейва, сына Гицура Белого, отправиться за границу и получить посвящение в епископы.
Ислейв обучался в известной школе в Херфорде (Вестфалия), а его отец был одним из самых известных адептов христианства в Исландии. Род считался богатым и влиятельным, а дядя Ислейва по матери, Скафти Тороддссон, был законоговорителем с 1004 по 1030 г. и провел немало государственных и церковных реформ.
В первую очередь Ислейв посетил бременского архиепископа, который отправил его к папе римскому, дабы испросить благословения на епископский пост, поскольку Ислейв прежде был женат. По пути в Италию он остановился при дворе Генриха III, императора Священной Римской империи, и преподнес ему в дар белого медведя из Гренландии. Генрих III благосклонно принял Ислейва, подробно расспросил о далеких землях и дал охранную грамоту для проезда по всей империи. Папа тоже оказал ему хороший прием и отослал к бременскому архиепископу, который рукоположил Ислейва в епископы на Троицын день в 1056 г.
Ислейв не получил конкретного диоцеза и по возвращении домой стал епископом-миссионером в Исландии и Гренландии. А поскольку в Исландии не было епископии, он поселился на хуторе в Скальхольте, с давних пор принадлежавшем его семье, на юге страны. Помимо выполнения обычных епископских обязанностей, Ислейв открыл теологическую семинарию, где самолично обучил нескольких священников. Двое из его учеников впоследствии стали епископами: один в Исландии, а другой - в Норвегии. Не довольствуясь этим, Ислейв послал своего сына Гицура за границу, в ту же школу в Херфорде, которую окончил сам. У епископа Ислейва, конечно, были противники, но в целом церковь и христианство при нем заметно укрепились.
Введение церковной десятины
После смерти Ислейва в 1080 г. альтинг обратился к его сыну Гицуру с просьбой заменить отца. Поначалу тот колебался, но затем согласился, однако с условием, что ему будет оказываться большее повиновение, чем Ислейву. Гицур (1042-1118) имел репутацию умного человека и прирожденного лидера. Норвежский король однажды сказал, что Гицур одинаково годится на роль короля, предводителя викингов и епископа. Он выбрал последнее и по примеру отца стал епископом.
Заняв пост епископа, Гицур отправился к могущественному папе Григорию VII. Как раз в это время шла борьба между духовными и светскими владыками: папа жестоко враждовал с императором Генрихом IV. Поскольку бременский архиепископ, под юрисдикцией которого находилась тогда исландская церковь, поддерживал императора, папа направил Гицура к магдебургскому архиепископу, который и возвел его в сан.
Вернувшись в Исландию, он объявил свой родовой хутор Скальхольт исландской епископией и наделил ее землями и другими богатствами. Скальхольт с самого начала предназначался для такой цели и сохранял свое значение почти до конца XVIII в. Здесь Гицур построил собор и создал все условия, чтобы всеми способами укреплять влияние и самостоятельность епископа и церкви.
Но главным достижением Гицура было введение в 1097 г. (гораздо раньше, чем в других скандинавских странах) церковной десятины. Десятина представляла собой первый общий пропорциональный налог в масштабах страны - 10% с дохода и 1% с имущества. Собранные средства шли на содержание епископа, церквей, священников и помощь бедным. Десятина послужила основой будущего богатства и могущества церкви, которое неизменно росло (во благо или во зло) вплоть до Реформации 1550 г.
В годы епископства Гицуру оказывали высший почет: он правил не просто как епископ, а почти как король. Это было идиллическое время, отличавшееся исключительно мягкой и благоприятной для земледелия погодой, всеобщим миром и процветанием. Смерть епископа в 1118 г. оставила у всех стойкое ощущение, что многое изменится к худшему.
Епископство в Холаре
Скальхольт был епископией уже более полувека, когда жители Северной Исландии выступили за учреждение еще одного епископства. Они разумно считали, что при двух епископах меньше вероятность того, что страна вообще останется без епископа, но про себя думали, скорее всего, и о том, как много денег, которые можно было бы сохранить на месте, уходит с севера на юг. Гицур помог им в этом, и по его рекомендации епископом севера был избран Йон Эгмундссон, благочестивый и образованный священник, учившийся за границей. Ион был рукоположен в сан в датском городе Лунде, где тогда находилось архиепископство скандинавских стран. Через 50 лет, в 1152 г., исландская церковь перешла под юрисдикцию нового архиепископства в норвежском городе Нидаросе, в ведении которого оставалась до Реформации.
Подыскивая место для резиденции на севере, Ион Эгмундссон столкнулся с трудностями, поскольку ни один из крупных вождей не пожелал уступить ему свое имение. В конце концов один фермер из Холара в Скагафьорде предоставил свою землю; так Холар стал резиденцией епископа и центром нового епископства, которое было упразднено лишь в 1801 г.
С самого начала Ион Эгмундссон проявил себя великим пастырем и провел немало реформ как в своем диоцезе, так и в стране. В Холаре он построил собор, основал церковную школу для обучения священников, подобную скальхольтской. Он прилагал немало усилий, чтобы пригласить ученых людей из других стран, и вполне понятно, почему его время отмечено культурным и религиозным подъемом. Кафедральная школа в Холаре была устроена по образцу лучших учебных заведений того времени: она давала знание семи свободных искусств и служила образцом для других школ страны.
Однако плодотворной пастырской деятельности Иона Эгмундссона несколько мешали его склонность к аскетизму и суровые манеры. Он резко выступал против всего, что находил безнравственным, запретил танцы и любовные песни. Кроме того, епископ решил изменить названия дней недели, чтобы они больше не напоминали о языческих богах (как это было и до сих пор остается в других германских языках). В его планы входило и основание монастыря, но ему не суждено было увидеть осуществление своих замыслов: Ион умер в 1121 г., а монастырь в Тингейраре, на севере страны, был построен лишь 12 лет спустя.
В связи с учреждением епископства на севере епископ Гицур провел перепись всех налогоплательщиков страны; на ее основании историки оценивают общую численность населения того времени в 75-80 тыс. человек. |
|