Борьба за господство
В начале XIII в. несколько влиятельных родов сосредоточили в своих руках политическую и экономическую власть. Прежнее традиционное равновесие власти было нарушено. Развернулась ожесточенная борьба за господство, часто с оружием в руках.
В то же время в Норвегии монархия набирала силу и проявляла растущий интерес к подчинению стран, которые когда-то были заселены норвежцами. Норвежский король оказывал нажим на ведущих представителей исландской знати и манипулировал ими, как шахматными фигурами, заставляя выступать друг против друга. Короля поддерживала церковь и особенно архиепископ Нидароса, под юрисдикцией которого находилась исландская церковь.
Однако следует обратить внимание не только на церковные и королевские амбиции. Исландцы не могли полностью обеспечить себя кораблями: поэтому импорт и экспорт в значительной мере зависели от Норвегии. Норвежские купцы (преимущественно из Бергена, который тогда являлся центром Торговли с Исландией) поддерживали экспансионистские планы короля и считали, что осуществление этих планов отвечает их интересам.
Снорри Стурлусон (1179-1241)
Род Стурлунгов из Западной Исландии был самым влиятельным в те времена, а великий историк Снорри Стурлусон, возглавлявший его в течение многих лет, с 1220 по 1235 г. фактически правил Исландией. Снорри вырос на хуторе Одди на юге страны в богатом, образованном и весьма могущественном семействе. Он получил не только прекрасное образование, но и сильную поддержку, которая немало помогла ему в жизни.
Впоследствии Снорри зарекомендовал себя как умелый посредник и жесткий политик, но не обнаружил равноценных военных дарований. Человек самых разнообразных способностей, он отличался алчностью и беспринципностью даже по отношению к своим родственникам и детям. Первая жена принесла ему влияние и богатство, но он развелся с ней, чтобы жениться на еще более богатой. Своих дочерей Снорри выдавал за самых могущественных и знатных людей, и хотя эти браки обычно оказывались недолговечными, они приносили ему дополнительные богатства и усиливали его власть в Исландии.
Дважды (1215-18 и 1222-31) Снорри занимал должность законоговорителя. Два года (1218-20) он провел в Норвегии, где разрешал серьезный конфликт, возникший между некоторыми исландскими хёвдингами и норвежскими купцами. В это время на норвежский престол взошел король Хакон Хаконарсон, но страной от имени своего несовершеннолетнего зятя фактически правил могущественный ярл Скули Бардарсон. Как и других влиятельных норвежцев, Скули глубоко возмущали притеснения и поборы, которые терпели в Исландии норвежские купцы, и уже собирался отправить экспе дицию, чтобы наказать исландцев и, если удастся, подчинить их Норвегии. Но Снорри приехал как раз вовремя: он сумел доказать бессмысленность военной акции, обещал полную безопасность купцам и вызвался лично представлять интересы норвежской короны в Исландии. Весьма вероятно, он пообещал привести Исландию мирным путем под власть короля - так по крайней мере считали многие его современники. Снорри стал близким другом ярла Скули и приближенным юного короля, а затем отплыл в Исландию с многочисленными подарками на корабле, также подаренном ему ярлом. По возвращении он нисколько не содействовал усилению норвежского влияния или интересам короля, но купцы отныне могли спокойно торговать по всей стране.
Битва при Эрлигсстадире
Норвежский король Хакон, как кажется, твердо решил подчинить Исландию своей власти. Он довольно скоро понял, что на Снорри в этом доле рассчитывать не приходится, и потому приблизил к себе племянника Снорри, Стурлу Сигватссона, и в 1235 г. отправил его в Исландию в качестве своего представителя. Стурла был человеком куда более воинственным, чем его дядя, и развязал в стране гражданскую войну, которая с перерывами продолжалась до печального конца республики в 1262 г.
Однако господство самого Стурлы оказалась недолгим. Он уничтожал своих врагов, но так и не смог подавить их сопротивление. Вожди противников - Гицур Торвальдссон, глава рода из южного Хаукадаля, и Кольбейн Арнорссон с севера - в конце концов собрали крупные силы. В решающем сражении при Эрлигсстадире в 1238 г. погибли сам Стурла, его отец, три брата и множество их сторонников. Так рухнуло могущество рода Стурлунгов.
Убийство Снорри Стурлусона
Победив в сражении, Гицур Торвальдссон и Кольбейн Арнорссон стали фактическими правителями Исландии - тем более что Гицур когда-то жил в Норвегии и тоже считался приближенным и другом короля.
Снорри находился в Норвегии у ярла Скули Бардарсона, когда узнал о событиях в Исландии и гибели многих своих родственников; он тут же попросил разрешения вернуться, чтобы привести в порядок дела и позаботиться об имуществе. Король не захотел отпустить его, но ярл своей властью разрешил ему уехать.
Вскоре после этого ярл Скули Бардарсон восстал против короля, своего зятя, желая захватить власть в Норвегии, но в одном из сражений был убит. Разгневанный король решил, что его непокорный вассал Снорри Стурлусон тоже причастен к заговору. Он приказал Гицуру Торвальдссону выслать Снорри в Норвегию или убить его. Гицур, который когда-то был женат на одной из дочерей Снорри, похоже, и в мыслях не допускал оставить бывшего тестя в живых. Темной сентябрьской ночью 1241 г. он ворвался со своими людьми в дом Снорри в Рейкхольте в Западной Исландии и убил великого историка и писателя.
Гицур и Торд
В 1242 г. Гицур Торвальдссон отправился в Норвегию, чтобы навестить короля Хакона, а его союзник Кольбейн Арнорссон остался в Исландии. Но примерно в то же время из Норвегии вернулся Торд Сигватссон, единственный оставшийся в живых брат Стурлы; он тоже стал приближенным короля и теперь приехал в Исландию с поручением привести ее под власть норвежской короны. Поначалу Торд столкнулся с неприкрытой враждебностью и недоверием, но со временем благодаря уму и благородству завоевал симпатии во многих областях страны. В морской битве с Кольбейном Арнорссоном в 1244 г. он понес некоторые потери, однако через два года выиграл сражение на Хаугснесе - хотя эта победа не решила окончательно вопроса о власти.
После смерти Кольбейна Гицур и Торд оказались примерно в равном положении. Будучи приближенными короля, они решили, что он сам должен выбрать, кому из них управлять Исландией. Они прибыли ко двору в 1247 г. в самый разгар великих торжеств, когда кардинал Вильям Сабинский короновал короля Хакона и благословлял его на царство. Король представил исландцев кардиналу и рассказал ему о состоянии дел на далеком острове. Кардинал ответил, что стране не следует нарушать принятый повсюду порядок и оставаться без короля, и затем рассудил, что положение Торда Сигватссона в некоторых отношениях более предпочтительно. Король был того же мнения и послал Торда окончательно подчинить Исландию королю.
С 1247 по 1250 г. Торд мирно правил Исландией, пользуясь почти неограниченной властью. Но когда норвежский епископ в Холаре пожаловался, что Торд не слишком заботится об интересах короля, последнего вызвали в Норвегию для объяснений. Обратно его уже не отпустили, и он оставался в Норвегии вплоть до своей смерти в 1256 г.
Пламя над Флугумюри
Король Хакон не оставил мысли подчинить Исландию. В 1252 г. он направил туда Гицура Торвальдссона, чтобы довести дело до конца. Гицур тут же взял под свою власть Южную и Северную четверти, но остававшиеся на своих местах сторонники Торда решили, что не уступят так легко. Они собрали значительный отряд, во время свадебных торжеств напали на усадьбу Гицура Флугумюри в Северной Исландии, сожгли псе постройки, убили его жену, всех трех сыновей и множество других людей. Сам Гицур спасся, спрятавшись в чане с кислой сывороткой.
Горя желанием отомстить, Гицур убил немало врагов, но в 1254 г. вынужден был отправиться в Норвегию, поскольку у короля появились сомнения в его лояльности. Затем король послал в Исландию своих соотечественников, чтобы они вместе с епископами утвердили в стране королевскую власть. Королевские посланники настолько преуспели в своих начинаниях, что многие местные хёвдинги согласились платить налоги королю.
Заключительная фаза
После смерти Торда Сигватссона король Хакон отправил в Исландию еще одного своего приближенного из рода Стурлунгов - Торгильса Бёдвардссона. Торгильс управлял некоторыми местностями, которые прежде находились в подчинении у Торда Сигватссона, но в 1258 г. его предательски убили. За исключением Гицура Topвальдссона, к этому моменту не осталось в живых ни одного из тех исландцев, которых король приближал к себе в своих целях. Не зная, на кого е можно положиться, Хакон в 1258 г. присвоил Гицуру звание ярла, герб и собственный боевой сигнал, после чего последний подчинил себе всю Исландию.
Правда, Гицур и не думал передавать Исландии под власть Норвегии; скорее всего, он хотел при поддержке короля Норвегии утвердиться в качестве полновластного ярла во главе независимого государства. Но король, как очень скоро выяснилось, имел прямо противоположные намерения. Он послал в Исландию доверенных людей, которые при поддержке епископов заставили Гицура выполнить обещание и приложить усилия к передаче Норвегии верховной власти и права сбора податей. В 1262 г. королевские представители при содействии Гицура убедили бондов принести на альтинге присягу норвежскому королю, а отсутствовавших заставил сделать то же самое в последующие два года. Поскольку гренландцы признали власть Норвегии еще в 1261 г., планы короля полностью осуществились.
Таким образом, после долгого сопротивления исландцы окончательно лишились независимости и стали подданными короля Норвегии, с которой не имели ничего общего, кроме того, что у них был один король, чья власть покоилась на его личной унии с исландцами. Но затем ситуация в корне изменилась, и Исландия оказалась под властью Норвегии.
Аристократическая республика в Исландии просуществовала с 930 по 1262 г. Главной ее слабостью было отсутствие центральной исполнительной власти, способной поддерживать закон и порядок. В междоусобицах XIII в. ни одному исландскому хёвдингу не удалось установить такую власть, и потому они пытались искать ее за пределами страны. Норвежский король Хакон в полной мере использовал ситуацию, чтобы завладеть Исландией с помощью как местной знати, так и церкви, которая в лице нидаросского архиепископа неизменно поддерживала его. Несколько десятилетий епископы в Исландию назначались только из норвежцев, и лишь после утраты страной независимости они вновь стали исландцами.
В силу целого ряда неблагоприятных факторов исландское народовластие пришло в упадок и прекратило свое существование. Но следует иметь в виду, что исландский народ так и не был покорен.
Старый договор
В 1262 г. исландцы заключили с королем соглашение, которое часто называют Старым договором. Они признали короля верховным сувереном и обязались вечно платить ему ежегодный налог; со своей стороны, норвежская корона отвечала за мир и порядок в Исландии. Оговаривались и условия торговли: в течение двух ближайших лет из Норвегии каждый год должны были приходить шесть кораблей с товарами, а в последующие годы - столько, сколько будет нужно. Специальные статьи защищали наследственные и прочие права исландцев в Норвегии. Исландский ярл являлся наместником короля, но мог быть смещен, если был замечен в измене королю или вызывал неудовольствие исландцев. Наконец, исландцы давали обязательство, что они и их потомки будут уважать договор с королем и его наследниками до тех пор, пока он соблюдается последними; если же, по мнению "лучших людей", норвежская сторона нарушает его, то исландцы вправе считать себя свободными от своих обязательств. На этот договор, а в особенности на его заключительную статью, исландцы ссылались в течение многих веков и даже в XIX в., когда развернулась кампания за свободу и независимость страны.
Великая литература
Как это ни парадоксально, но факт остается фактом: несмотря на все тяготы культурная жизнь и, особенно, литература в средневековой Исландии достигли небывалых высот именно в XIII в. В обстановке политического распада, круговерти жестокой гражданской войны, всеобщей вражды и злодеяний рождались такие величайшие саги, как "Сага об Эгиле", "Сага о людях из Лососьей долины", "Сага о Ньяле", и другие замечательные сочинения, занимающие видное место в истории мировой литературы. Творцы этих саг неизвестны; они никогда не оставляли нам своих имен - возможно, потому, что ощущали себя только рассказчиками того, что почерпнули из многовековой устной традиции.
Больше известно, однако, об авторах некоторых исторических сочинений. К примеру, жизнеописание норвежского короля Сверрира; Сигурдарсона написал Карл Йонссон, а Снорри Стурлусону принадлежат трактат о поэзии и мифологии "Младшая Эдда", история норвежских королей "Круг Земной" и, возможно, несколько саг. Его племянник Стурла Тордарсон - автор весьма ценного труда, в котором изложена история современных ему исландских событий, а также саги о норвежском короле Хаконе Хаконарсоне и его сыне Магнусе Исправителе Законов. Талантливый род Стурлунгов подарил миру и других поэтов и писателей.
Саги, исторические, поэтические и другие средневековые сочинения записывались на пергамене, который представлял собой особым образом обработанную телячью кожу. Бумага стала известна в Исландии только в XV в. Многие рукописи погибли, но те, которые сохранились, составляют золотой фонд культурного наследия страны. |
|