Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
РЕФОРМАЦИЯ (1550)  

Источник: ИСТОРИЯ ИСЛАНДИИ


 

Наступление протестантизма

Началом Реформации в Германии считается 1517 г., когда Мартин Лютер огласил свои 95 тезисов о злоупотреблениях в католической церкви. В числе прочего он резко выступал против индульгенций, которые широко продавались во многих странах и попадали даже в Исландию (по источникам мы знаем, что вяленая рыба иногда вывозилась в уплату за отпущение грехов). Лютеранство, или протестантизм, быстро распространилось в Северной Германии и вскоре проникло в скандинавские страны, чему немало способствовало изобретение книгопечатания.

В 1523 г. в Швеции вспыхнуло массовое восстание, и датский король Кристиан II (тремя годами ранее учинивший расправу над шведским дворянством) был изгнан из страны вместе с войсками унии. Выйдя из Кальмарской унии, шведы восстановили национальное королевство, во главе которого встал Густав Эрикссон Ваза. В 1527 г. король ввел в Швеции лютеранство и таким образом получил контроль над огромными богатствами церкви. Датские подданные Кристиана II тоже восстали против него и посадили на трон его дядю, Фредерика II, после смерти которого в 1533 г. гражданская война вспыхнула вновь. Кристиан II, женатый на сестре императора Священной Римской империи Карла V, всеми силами пытался возвратить себе трон, но после долгой борьбы потерпел окончательное поражение и провел остаток жизни в тюрьме; королем Дании стал его родственник, Кристиан III. В ходе этой борьбы Кристиан II настолько нуждался в деньгах, что попытался заложить или продать Исландию и Фарёрские острова английскому королю Генриху VIII, но получил отказ. Кристиан III взошел на трон в 1536 г. и в тот же самый год официально учредил Лютеранскую церковь в Дании, Норвегии и на Фарёрских островах. Исландцы в силу целого ряда обстоятельств смогли оставаться в прежней вере несколько дольше. В соответствии с новым ордонансом Кристиана III, действующий суверен становился главой церкви вместо папы, а все имущество церквей и монастырей переходило в его распоряжение. Лютеранство должно было вызывать симпатию у королей, поскольку принятие его в качестве официальной доктрины увеличивало их власть и богатство.

Последние католические епископы

Последними католическими епископами Исландии были Эгмунд Паульссон в Скальхольте и Йоун Арасон в Холаре. Авторитетные пастыри и влиятельные особы, они в то же время стремились накопить как можно больше богатств и для церкви, и для себя. Сначала между ними существовала сильная вражда (поскольку Эгмунд в свое время предлагал другого кандидата на место епископа в Холаре), и лишь угроза лютеранства заставила их объединиться перед лицом общего врага. Пока в Дании шла гражданская война и не было известно, кто ею правит, исландские епископы действовали от имени Норвежского государственного совета как губернаторы в своей стране и несколько лет соединяли в своих руках церковную и светскую власть.

Протестантизм проник в Исландию довольно быстро вместе с многочисленными ганзейскими купцами, у которых была даже собственная лютеранская церковь в Хафнарфьорде, к югу от Рейкьявика. Благодаря тесным связям с Германией (в первую очередь с Гамбургом) молодые германцы уезжали туда учиться, приобщались к новой вере и возвращались домой ее убежденными приверженцами. В силу этих обстоятельств очень скоро в Южной Исландии возникла большая лютеранская община, членом которой был Одд Готтскаулькссон. Он перевел Новый Завет на исландский язык, тайно работая в Скальхольте под боком у епископа, ревностно исповедовавшего католицизм. Этот перевод, вышедший в Дании в 1540 г., стал первой печатной книгой на исландском языке.

Поначалу приверженцы протестантизма старались не привлекать к себе внимания, но после введения лютеранства в Дании в 1537 г. начали наступать все более открыто.

Лютеранство на юге Исландии

В 1538 г. до Исландии дошли вести о церковном ордонансе Кристиана III. Епископ Скальхольта и подчиненное ему духовенство объявили ордонанс еретическим, и на следующий год епископ приказал зачитать во всех церквах своего диоцеза послание, в котором грозил отлучением всем, кто признает учение немецкого монаха. В 1539 г. датский король направил в Исландию нового губернатора, Клауса фон Мервитца, с заданием подготовить почву для Реформации и изъять в пользу короны некоторые церковные владения. Тот послал своего шерифа Дитриха Минденского и солдат захватить монастырь Видей. Солдаты силой выгнали монахов, а Дитрих объявил монастырь владением короны. Престарелый епископ Скальхольта тут же отлучил от церкви участников нападения. Летом того же года шериф, замысливший захватить другие монастыри, по пути заехал в Скальхольт и грубо угрожал епископу. Сторонники епископа объединились, напали на отряд, убили Дитриха и всех его людей.

К тому времени епископ Эгмунд был стар и почти слеп. Поэтому он предложил, чтобы его место в Скальхольте занял выбранный им самим Гицур Эйнарссон. Гицур был человеком умным и способным, но исповедовал протестантизм и вел двойную игру со своим благодетелем, который не сомневался, что выбрал своим преемником убежденного католика. Когда Гицур приехал в Копенгаген, король уже знал об убийстве его людей в Скальхольте и обвинял в этом старого епископа. Отправленный без посвящения обратно в Исландию, Гицур приложил немало усилий, чтобы в стране был принят новый церковный декрет. Однако исландский альтинг 1540 г. резко осудил Гицура и полностью оправдал всех виновных в убийстве шерифа и его людей в Скальхольте.

Епископ Северной Исландии Йоун Арасон и его духовенство отправили королю послание, в котором просили разрешения сохранить свою веру и остаться в лоне католической церкви, а в случае отказа - уехать из Исландии с имуществом в другую страну. Вместо ответа король на следующее лето прислал своих людей, подавивших при поддержке Гицура Эйнарссона всякое сопротивление. Епископа Эгмунда обманным путем захватили и отправили в Данию, где он умер в заключении в 1542 г. Королевские представители заставили альтинг 1541 г. принять королевский ордонанс для Скальхольтского диоцеза, а через год Гицур Эйнарссон был посвящен в епископы.

Став епископом, Гицур тут же столкнулся с большими трудностями, поскольку среди духовенства лишь считанные единицы были лютеранами. Ему пришлось бороться с древней верой в святых и святые реликвии, но он действовал со всей решимостью. В числе прочего Гицур приказал снести святой крест неподалеку от Скальхольта, но по пути домой заболел и вскоре умер. Люди сочли это божественной карой. Епископом Скальхольта Гицур пробыл шесть лет - с 1542 по 1548 г. Похоже, что он сохранял добрые отношения с Йоуном Арасоном, католическим епископом Северной Исландии. Но в своем диоцезе Гицур делал все для утверждения новой веры и немало преуспел в этом начинании.

Поражение Йоуна Арасона

Посло того как в Скальхольтском диоцезе утвердилось лютеранство, Йоун Арасон в Холаре остался единственным католическим епископом в скандинавских странах. На место умершего в 1548 г. Гицура Эйнарссона протестантское духовенство избрало скальхольтским епископом Мартейна Эйнарссона. Тут выступил Йоун Арасон и предложил на ту же должность католического священника. Кроме того, он обратился за помощью к папе и императору Священной Римской империи. Датский король обвинил Йоуна Арасона в государственной измене и объявил его вне закона, а Мартейн Эйнарссон в 1549 г. получил посвящение и вернулся назад в свою епархию.

Йоун Арасон готовился защищать, если понадобится, себя и свою веру и даже укрепил епископскую резиденцию в Холаре. Ему удалось пленить в Холаре епископа Мартейна. После этого он с группой вооруженных сторонников отправился на альтинг, где получил разрешение править и Скальхольтским диоцезом. Епископ Йоун силой взял Скальхольт, стал ревностно искоренять все ростки нового учения и восстановил монастырь Видей. Он настолько гордился своими успехами, что воспел их в поэме (ибо он был одним из первых поэтов своего времени).

Дади Гудмундссон, состоятельный человек из Западной Исландии, занимал много высоких должностей, ревностно исповедовал лютеранство и пользовался доверием короля, который и поручил ему   пленить   епископа   Йоуна   Арасона.   Реакция   епископа последовала незамедлительно: он обвинил Дади в различных преступлениях, а затем осенью 1550 г. в сопровождении вооруженных сторонников отправился в Западную Исландию, чтобы захватить его. Однако Дади с превосходящими силами напал на епископа и после схватки взял его в плен вместе с двумя его сыновьями, Ари и Бьёрном.

Епископа и его сыновей привезли в Скальхольт, где они должны были находиться до собрания альтинга в следующем году, которому предстояло решить их судьбу. Однако датчане и исландцы, на которых возложили обязанность сторожить пленников, опасались, как бы люди с севера не пришли им на выручку. Один из стражей заметил: "Топор и земля устерегут их лучше". Тут же решили учинить над пленниками смертную казнь, предъявив им прежние обвинения, и 7 ноября 1550 г. все они были казнены в Скальхольте.

Вести об этом достигли Копенгагена только следующим летом, когда король уже отправил большую военную экспедицию к северным берегам Исландии. Поскольку к этому времени вожди оппозиции были уже мертвы, датчане удовлетворились клятвами верности королю и одобрением его церковного ордонанса со стороны выборных представителей диоцеза. Так Реформация восторжествовала по всей стране.

Тем не менее группа исландцев с севера убила всех датчан, причастных к казни епископа, а другая отправилась в Скальхольт, чтобы привезти тела епископа и его сыновей для похорон в Холаре. Немало сказаний было сложено о перевозке священных останков, о самом Йоуне Арасоне и о его борьбе за веру и родную страну.