Культурный шок
Последний католический епископ Йоун Арасон мученически погиб за свою веру и в немалой мере за свободу своих соотечественников. В то время лишь считанные исландцы были искренними приверженцами протестантизма. Многие достаточно безразлично относились к религии и хотели только положить конец злоупотреблениям католического духовенства, но подавляющее большинство не одобряло Реформации, которая была навязана силой. Исландцам пришлось повиноваться воле датского короля и принять его веру.
Реформация резко изменила религиозную и культурную жизнь. Многие старинные обычаи были запрещены, все монастыри закрыты, а монахи и монахини выдворены прочь. Католические святыни и предметы культа повсеместно изымались, расхищались или уничтожались; то же самое происходило с предметами искусства, древними рукописями и документами. Людям не позволяли поклоняться прежним святым, и все, что напоминало о них, было запрещено. Это был страшный удар по религиозной и духовной жизни Исландии, своего рода культурный шок.
В довершение всего король присвоил значительную часть доходов, которые раньше получали епископства в Скальхольте и Холаре. Первые лютеранские епископы Исландии не стали лидерами. Они встретились с массой трудностей в проведении новой религиозной политики и не смогли договориться с королем и губернаторами по поводу церковных дел и школ; поэтому у них никогда не было средств, чтобы достойно финансировать свои начинания.
Укрепление королевской власти
Как только король силой провел Реформацию, он и его губернаторы взяли управление Исландией в свои руки. Теперь чужеземная власть чувствовалась гораздо сильнее, чем когда-либо раньше. Альтинг утратил бóльшую часть полномочий, его роль свелась к формальному одобрению и выполнению королевских повелений. Реальная законодательная и судебная власть все больше концентрировалась в руках короля и его чиновников, так что Исландией теперь управляли из Копенгагена.
После Реформации королю как главе церкви перешли обширные владения монастырей и все церковные земли. Соответственно, ренты, налоги, штрафы и прочие платежи широким потоком начали стекаться в королевскую казну. До Реформации исландцы жили в относительном достатке, а после нее началось медленное, но неуклонное сползание от благополучия к нищете. С 1262 г. Исландия сохраняла известную автономию по отношению к королевской власти. После Реформации она все больше напоминала эксплуатируемую колонию.
Частью этой системы управления было новое законодательство о нарушении супружеской верности и похожих провинностях. Суровые законы 1584 г., так называемый Великий суд, предусматривали не только высокие штрафы, но и смертную казнь за целый ряд преступлений. Казни стали обычным явлением, особенно во время летних сессий альтинга. Женщин, как правило, топили, а мужчин вешали или отсекали им головы. Эти жестокие законы действовали до 1838 г., но в последние десятилетия применялись, конечно, редко.
Торговая монополия
Ни в одной сфере жизни усилившаяся власть короля не чувствовалась так сильно, как в торговле. В XV - начале XVI в. английские и немецкие купцы практически вытеснили норвежцев из торговли с Исландией и некоторое время соперничали (а порой даже сражались), дабы прибрать к рукам это прибыльное дело. Датчане вступили в союз с ганзейцами и в XVI в. совместными усилиями заставили англичан уйти из Исландии. Но немецкие купцы (преимущественно из Гамбурга) преследовали лишь собственные интересы, а датчане не имели средств, чтобы полностью контролировать торговлю. Тем не менее датский король проявлял живейший интерес к этой сфере, сохранив за собой самые прибыльные исландские товары - соколов, серу и рыбий жир.
Экономическая философия того времени - меркантилизм - требовала от короля упрочения положения подвластных ему стран и своей собственной страны с помощью новых отраслей производства, новых колоний и успешной торговли. К концу XVI в. городское население Дании настолько обогатилось и возросло численно, что датский король почувствовал: наступило время лишить немцев возможности торговать с Исландией. В 1602 г. он отдал торговые операции на откуп купцам трех городов - Копенгагена, Хельсингёра и Мальмё. Так было положено начало печально известной торговой монополии, которая в той или иной форме просуществовала почти два века - до 1787 г.
Откупщики имели монопольное право торговать в Исландии и устанавливать цены по своему усмотрению - продавать свои товары максимально дорого, а исландские покупать очень дешево (как они обычно и поступали). Исландию разделили на торговые районы, и местные жители были обязаны (под угрозой сурового наказания) покупать и продавать только в специально отведенных местах. В отсутствие конкуренции купцы нередко привозили некачественные или испорченные товары. Эта система фактически низвела исландцев до положения торговых рабов; они, конечно, жаловались в своих петициях королю, но безуспешно. Тайная торговля с купцами из других стран (Нидерландов, Англии, Германии) жестоко каралась. В народе говорили, что из всех напастей, какие постигли Исландию за много веков, датская монополия была наихудшей.
Суеверия и колдовство
XVII век остался в истории как эпоха религиозных конфликтов и войн. Религиозный фанатизм и всякого рода суеверия были органической частью повседневной жизни, причудливо сочетаясь с нетерпимостью и жестокими преследованиями тех, кто хоть в чем-то отступал от принятой нормы. К таким последствиям привели Реформация и Контрреформация в Европе, где миллионы людей погибли в междоусобных войнах, от пыток и на кострах инквизиции. Даже исландцы на своем далеком острове чувствовали дыхание событий, происходивших на материке.
Суеверия распространялись по острову, подобно страшной эпидемии, и люди образованные нередко проявляли себя с гораздо худшей стороны, нежели их неученые соотечественники. Если что-то случалось с лошадью или коровой, то соседа тут же обвиняли в колдовских кознях; руку дьявола и его прислужников видели повсюду. Обвинения сыпались на ни в чем не повинных людей. Сожжение на костре за колдовство стало обычным явлением: с 1625 по 1685 г. погибли 23 человека. В их числе была только одна женщина (в отличие от других стран, где женщин обвиняли в первую очередь).
К концу XVII в. роль суеверий в жизни людей существенно ослабла и с течением времени почти сошла на нет. Многие из них были связаны с природными явлениями, в частности, с самым знаменитым вулканом Гекла, который считали главным входом в преисподнюю. Но после того, как два студента-исландца, учившихся в Копенгагенском университете, в 1750 г. совершили на него подъем и вернулись невредимыми, страх перед Геклой стал исчезать. Аналогичные истории связаны с другими природными объектами и явлениями, которые начали изучать.
"Турки" и другие разбойники
Хотя в результате Реформации король приобрел в Исландии небывалую власть и получил огромные доходы, он совершенно не заботился о защите своего удаленного владения. Поэтому пираты и грабители самых разных национальностей могли без труда высаживаться на исландском побережье. В 1579 г. английские разбойники предприняли несколько вылазок и взяли выкуп с одного знатного исландца. В 1615 г. произошли большие беспорядки по вине испанских китобоев, но исландцы собрали людей и убили испанцев. В 1627 г. на Исландию напали алжирские пираты. Они разграбили все, что смогли, убили немало местных жителей, а несколько сотен человек (мужчин, женщин и детей преимущественно с островов Вестманнаэйяр) увезли с собой и продали в рабство в Северной Африке. Родственники и друзья собрали деньги, чтобы выкупить пленников, но лишь малая их часть (всего 37 из 370) вернулась домой много лет спустя. Страшных алжирских пиратов в Исландии неизменно называли "турками", поскольку Северная Африка тогда была частью Османской империи.
Абсолютная монархия (1662)
С древнейших времен короли Дании избирались представительными собраниями. В результате Реформации, как и в большинстве стран Европы, роль дворянства ослабла, а городской буржуазии, напротив, усилилась. Поэтому в тех случаях, когда дворянство пыталось противодействовать королевской власти и пренебрегало своими военными обязанностями, короли стремились опереться на бюргеров и духовенство. Именно так развивались события в Дании после войны со Швецией, на территории которой датское дворянство не смогло защитить свои земли, и те в значительной части отошли к противнику (современна Южная Швеция).
В 1661 г. король Фредерик III изменил государственное устройство Дании и Норвегии: он объявил себя и своих преемников наследственными королями милостью Божьей, которые наделены абсолютной властью и могут управлять королевством безо всякого участия дворянства и прочих сословий. В следующем, 1662 г., исландцы должны были принести клятву верности новому абсолютному монарху. Однако датский губернатор опоздал на летнюю сессию альтинга на Полях Тинга и собрал должностных лиц, епископов и других делегатов на чрезвычайную сессию в Коупавоге близ Бессастадира.
Лидеры исландцев - законоговоритель Ауртни Оддссон и епископ Скальхольта Бриньоульв Свейнссон - выступили против новой системы правления. Тогда губернатор показал на своих солдат и спросил, хорошо ли их видно. У исландцев не было иного выхода, как уступить, и в конце концов они поставили свои подписи (как сообщается, со слезами на глазах) под соответствующим документом.
С установлением абсолютной монархии в 1662 г. Старый договор 1262 г. и все его позднейшие дополнения утратили силу. В течение последующих двух столетий короли милостью Божьей пользовались в Исландии неограниченной властью. |
|