Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТОЙКОСТЬ  

Источник: ИСТОРИЯ ИСЛАНДИИ


 

Книгопечатание

В 1571 г. кафедру в Холаре занял новый епископ, Гудбранд Торлаукссон, управлявший диоцезом 56 лет до своей смерти в 1627 г. Человек незаурядный и хорошо образованный, он много сделал для укрепления лютеранской церкви в Исландии. В частности, провел реформы духовного образования, улучшил материальное положение духовенства и немало способствовал возрождению прежнего авторитета церкви и ее институтов.

Важнейшей заслугой Гудбранда Торлаукссона стала организация типографии в Холаре. В 1530 г. последний католический епископ Йоун Арасон привез из Гамбурга печатный пресс и время от времени использовал его в разных областях Исландии. Реформация и религиозная борьба помешали ему широко внедрить книгопечатание, но известно, что он публиковал богослужебные тексты и, возможно, другую подобную литературу. Гудбранд перевез пресс в Холар и в 1584 г. отпечатал Библию, переведенную им и его помощниками на исландский язык. Это была первая книга на родном языке, изданная Исландии; она сыграла выдающуюся роль в религиозной и культурной жизни нации. Помимо Библии, епископ напечатал еще много книг, причем не только религиозного содержания.

Своей издательской деятельностью Гудбранд Торлаукссон укреплял позиции новой веры, и прежде всего способствовал развитию исландского языка, литературы и национальной культуры в целом. Благодаря ему исландское духовенство никогда не вело службы на датском языке, как это практиковалось, например, в Норвегии. Будучи художественно одаренной натурой, этот выдающийся епископ собственноручно вырезал все украшенные орнаментом инициалы для своей Библии. Около 1600 г. он также составил новую карту Исландии, гораздо более детальную и точную, чем прежние.

Современник Гудбранда Одд Эйнарссон, епископ Скальхольта с 1589 г. по 1630 г., тоже немало делал для возрождения религиозной и культурной жизни своего диоцеза. Человек образованный, талантливый литератор, он сам много писал и призывал ученых описывать успехи Реформации и вообще все события, достойные упоминания. Подобная культурная деятельность была несомненным новшеством, поскольку за два предшествующих столетия почти не появилось новых исторических сочинений и саг.

Несмотря на экономический упадок, растущую бедность и прочие тяготы, в XVI и особенно в XVII в. в Исландии появилось немало поэтов и писателей. Первым следует упомянуть замечательного поэта Эйнара Сигурдссона (1538-1626), несколько поэм которого были изданы в Холаре. Одним из величайших исландских поэтов был Хатльгрим Пьетурссон (1614-74), более всего известный своими "Страстными псалмами". Его современник, Стефаун Оулафссон (1619-68), тоже прославился как поэт, тогда как Бьёрн Йоунссон (1574-1655) заслужил известность анналами, хрониками и другими сочинениями. Арнгрим Йоунссон Ученый (1574-1648) был выдающимся исследователем. Возмущенный нелепостями, которые сочиняли об Исландии некоторые иностранные авторы того времени, он написал на латыни несколько книг о стране и ее истории, а затем опубликовал их за границей. Другой крупный ученый того времени, Гисли Магнуссон Мудрый (1621-96), учился в нескольких европейских университетах. Вернувшись в Исландию, он возглавил движение за национальное возрождение и не только в литературе, но и в торговле, горном деле и сельском хозяйстве. Бриньоульв Свейнссон (1605-75), епископ Скальхольта с 1639 г., также обладал глубокими познаниями и проявил себя на религиозном и культурном поприще. Литературный талант другого епископа Скальхольта - Йоуна Торкельссона Видалина (1666-1720) - позволил ему выпустить книгу "Семейные проповеди", чрезвычайно популярную на протяжении почти двух столетий. Тормоуд Торвасон (1636-1719) служил придворным историком датского короля. В числе самых значительных его работ - история Норвегии и других скандинавских стран.

Драгоценные рукописи

В XVII в. датчане и шведы начали проявлять растущий интерес к своему национальному прошлому. Абсолютные монархи желали иметь сведения о своих предках и их славных подвигах, полагая, что это будет способствовать укреплению королевской власти. Поскольку лишь в Исландии были написаны и сохранились рукописи с изложением средневековой истории скандинавских стран, между Данией и Швецией развернулось соперничество за эти древние манускрипты. Так как Исландия принадлежала Дании, большая часть рукописей досталась датскому королю, но и шведам удалось получить некоторые редкие и ценные материалы. Выдающийся исландский ученый, профессор истории Копенгагенского университета Ауртни Магнуссон (1663-1730) собрал все документы и рукописи, какие смог найти в Исландии, и перевез их в Копенгаген. Его коллекция хранилась в библиотеке университета, который в те времена был главным учебным заведением не только Дании, но также Норвегии, Исландии, Фарерских островов и других подвластных Дании территорий. В 1728 г. в Копенгагене случился страшный пожар, который уничтожил значительную часть библиотеки Ауртни Магнуссона и нанес непоправимый ущерб культурному достоянию Исландии. Впрочем, самые ценные рукописи удалось спасти. Потрясенный этой трагедией, ученый и патриот Ауртни Магнуссон вскоре умер. Своим друзьям он повторял: "У меня нет больше радости в жизни, и никто не в силах мне ее вернуть".