Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
НОВАЯ ЭРА (1874)  

Источник: ИСТОРИЯ ИСЛАНДИИ


 

Празднование тысячелетия

В 1874 г. исландцы праздновали тысячелетний юбилей заселения страны, поскольку считается, что первый поселенец Ингольв Арнарсон обосновался в Рейкьявике в 874 г. Летом в этом городе и большинстве районов Исландии прошли местные торжества, но самым значительным событием стал национальный праздник на Полях Тинга, устроенный в начале августа. По этому случаю в Исландию прибыл датский король Кристиан IX, первый монарх, ступивший на исландскую землю. Король привез новую конституцию, как и было договорено заранее.

Юбилей дал исландскому народу возможность проявить национальное самосознание и единство, а также от души повеселиться. На юбилейных торжествах присутствовали официальные гости, репортеры и частные лица из других стран; все они получили прекрасные подарки и узнали теперь об Исландии гораздо больше, чем когда бы то ни было. Подготовкой и проведением национального праздника на Полях Тинга руководили два деятеля искусств - фотограф Сигфус Эймундссон и художник Сигурд Гудмундссон.

Королевский визит вызвал большой интерес. Король остановился в Рейкьявике, присутствовал на празднестве на Полях Тинга, затем совершил длительную поездку по стране, посетил, в частности, водопад Гютльфосс ("Золотой водопад") и гейзеры; много встречался с людьми и везде встречал сердечный прием.

Конституция 1874 г.

В январе 1874 г. король объявил, что привезет Исландии конституцию, когда приедет на тысячелетний юбилей, и сдержал свое обещание. Она представляла собой дополнение к Конституционному закону 1871 г. и касалась преимущественно внутренних дел. Согласно конституции, законодательная и финансовая власть находилась в руках исландского парламента (альтинга), но все законы вступали в силу только после утверждения их королем. Судебная власть оставалась за судами, причем высшей юрисдикцией обладал Верховный суд в Копенгагене. Исполнительная власть принадлежала королю, но реально управляли Исландией от его имени министр по делам Исландии в датском правительстве и королевский губернатор Исландии в Рейкьявике. В конституции были зафиксированы основные права исландцев, в том числе свобода выбирать язык и вероисповедание, свобода торговли, свобода слова и т.д. Защита страны объявлялась общественной обязанностью. Занимать государственные должности могли лишь те, кто умел говорить и писать по-исландски. Парламент должен был собираться каждый год и состоять из 36 членов, 30 из которых избирались на всеобщих выборах, а 6 назначались королем. Право голоса имели только мужчины, достигшие 25-летнего возраста и обладавшие определенным имущественным цензом.

Конституция была встречена всеобщим одобрением. Конечно, она не отражала всех пожеланий и требований исландцев, но являлась серьезным шагом на пути к свободе и независимости. Получив законодательные и финансовые полномочия во внутренних делах, альтинг мог теперь действовать гораздо более самостоятельно и значительно эффективнее поддерживать промышленность, культуру и прогрессивные начинания ради общего блага.

Кроме того, принятый в 1872 г. новый закон о муниципальном самоуправлении на следующий год вступил в силу. Его действие распространялось на приходские советы и помогло многим небольшим общинам более разумно использовать свои обязанности и права. Все это способствовало укреплению веры исландцев в свои силы и давало хорошие навыки в управлении собственными делами.

Нация пробуждается

Получив конституцию, исландцы приняли вызов истории. Предстояло решить массу самых разных проблем, так как Исландия оставалась бедной и во многом отсталой страной. Однако народ Исландии взялся за дело с оптимизмом и верой в будущее.

В 1875 г. в качестве основной денежной единицы была введена крона, а через десять лет, в 1885 г., открылся первый банк (Национальный банк Исландии), который оказывал существенное содействие развивающейся промышленности и предпринимательству. В последней четверти века в Англии сложился новый, весьма прибыльный для овцеводства рынок, и многие исландские фермеры впервые увидели золотые монеты. В начале XX в. в Исландии появились специализированные молочные фермы, сливочное масло стало приносить доход.

Рыбу все еще продолжали ловить в основном по старинке, с открытых гребных лодок. Правда, после 1870 г. резко выросло число палубных шхун и производство более эффективного рыболовного оснащения. В 1902 г. появились первые моторные суда. Главной промысловой рыбой оставалась треска, которая шла на экспорт в соленом виде. Однако уже в 1868 г. норвежцы начали ловлю сельди у восточного побережья Исландии, а затем - и у северного. Вскоре исландцы научились у них ловить и заготавливать сельдь; со временем этот промысел стал важной отраслью исландского производства. Норвежцы, кроме того, активно занимались китобойным промыслом и держали китобойные фактории в восточных и западных фьордах до тех пор, пока в 1915 г. охота на китов не была запрещена вследствие катастрофического уменьшения числа этих млекопитающих. Когда в цене был акулий жир, лов акул тоже приносил неплохие доходы, но это продолжалось недолго.

Дороги в Исландии всегда были плохими; положение несколько улучшилось лишь в последней четверти века, когда началось строительство новых дорог и мостов (правда, в весьма скромных масштабах). Первый большой мост появился на реке Эльфусау в 1891 г., а на реке Тьоурсау - в 1895 г. (это самые полноводные и бурные реки страны). Вскоре были возведены и другие мосты, Морское сообщение было, конечно, удобнее сухопутного, и естественно, что в этот период большее внимание уделялось безопасности судоходства. В 1878 г. на полуострове Рейкьянес построили первый маяк, а затем и другие на различных участках побережья.

В Исландии в это время не хватало начальных школ, но число их непрерывно росло. В 1876 г. в Рейкьявике открылась медицинская школа, создание которой стало следующим шагом в развитии высшего образования. Были проведены важные реформы в сельском хозяйстве, и с 1880 по 1889 г. появились четыре сельскохозяйственные школы. В 1874 г. в Рейкьявике была основана школа для девочек, а в последующие годы в сельской местности возникли школы домоводства. В 1880 г. на севере, в Мёдруветлире, начал функционаровать университетский колледж, который через двадцать лет переместился в Акурейри. Такой же колледж в 1882 г. открылся на юге, в Хафнарфьорде. Для морской нации чрезвычайно важной была подготовка квалифицированных моряков; поэтому в Рейкьявике в 1891 г. появилось навигационное училище.

В XIX в. здравоохранение оставалось на низком уровне; было очень мало врачей. Однако и здесь наметились улучшения, когда в 1876 г. начала функционировать медицинская школа. Первая больница в Рейкьявике появилась в 1866 г., а в 1898 г. по инициативе датского отделения благотворительной масонской организации "Odd Fellows" была открыта специализированная больница для прокаженных; это стало крупным вкладом в борьбу с широко распространенной тогда болезнью. В 1902 г. католическая миссия основала в Рейкьявике первый современный госпиталь.

На хуторах пока преобладали традиционные торфяные постройки, хотя в городах и крупных поселках постепенно начали появляться деревянные строения. В самом конце века стали использовать бетон для строительства домов, а в Рейкьявике возвели несколько каменных зданий (Дом парламента в центре столицы, тюрьму).

Население в XIX в. резко выросло. Если в 1801 г. в Исландии было 47 тыс. жителей, то к 1900 г. их стало 79 тыс., несмотря на значительную эмиграцию в последние десятилетия XIX в. Параллельно наметился отток населения из сельской местности в города и крупные поселки. Если в 1801 г. Рейкьявик насчитывал 300 жителей, то в 1901 г. - уже 5802.

Йоун Сигурдссон - гордость Исландии

Конституцией 1874 г., а также многими другими реформами Исландия во многом обязана Йоуну Сигурдссону, который бессменно возглавлял национальное движение за свободу и независимость с 1840 г. вплоть до самой смерти в 1879 г.

Йоун Сигурдссон родился 17 июня 1811 г. в Храфнсейри, в Западных Фьордах, где его отец служил приходским священником. Школу он не посещал, поскольку отец учил его дома. В Копенгагенском университете Йоун изучал языки, историю и литературу, а затем долгое время работал в Копенгагене библиотекарем и редактором. В 1841 г. он начал издавать собственный журнал "Новое общество", вынося на суд общественности свои взгляды на национальные и политические права, свободную торговлю, школы и образование, здравоохранение и прогрессивные реформы, направленные на общее благо. С 1845 г. Йоун Сигурдссон входил в состав нового альтинга и многие годы был его председателем. Помимо статей в собственном журнале и других периодических изданиях, он выпустил несколько книг. У Йоуна и его жены Ингибьёрг Эйнарсдоухтир не было детей, но все исландцы, как говорилось, считали себя их детьми.

Йоун Сигурдссон умер в 1879 г. К его похоронам в Рейкьявике была сделана серебряная табличка с надписью: "Йоун Сигурдссон - гордость Исландии, ее меч и щит". В этих слова отразились чувства, которые исландский народ испытывал к Йоуну Сигурдссону в те времена и питает до сих пор. Он стал национальным героем и вечным символом свободы.

Эмиграция в Америку

В середине XIX в. Исландию захлестнула волна массовой эмиграции - преимущественно в Северную Америку. В 1856 г. какое-то количество обращенных мормонами людей переехало в штат Юта. В 1860 г. первая группа отправилась в Бразилию; правда, эмиграция в эту страну продолжалась недолго. Начиная с 1870 г., исландцы с неослабевающим постоянством снимались с насиженных мест, садились на пароходы и отправлялись в Северную Америку. Некоторые из них оставались в Висконсине, Северной и Южной Дакоте, однако большинство отправлялось в Канаду. Там они селились на выделенных местными властями землях в провинции Манитоба, к западу от озера Виннипег. Эмигранты заключили с канадским правительством договор, согласно которому они становились гражданами Канады, но сохраняли за собой и своими потомками право на родной язык и национальную принадлежность; свои земли близ озера Виннипег они назвали "Новой Исландией". Поначалу переселенцам приходилось трудно, но вскоре они приспособились к жизни в Новом Свете.

С 1870 по 1914 г. в Северную Америку выехало от 10 до 20 тыс. исландцев. Эмиграция была вызвана рядом причин. Много лет подряд погодные условия препятствовали развитию сельского хозяйства. К холоду добавилось страшное извержение в горах Дингьюфьётль в 1875 г. и волна разрушительных землетрясений в 1896 г. Затянувшаяся политическая борьба с датскими властями, казалось, никогда не принесет результатов. В то же время переезд через Атлантику становился все более доступным, а правительства Канады и США через своих представителей активно поощряли эмиграцию из Европы.

Эмиграция нанесла большой урон исландскому народу. Хотя многие уезжали неохотно, они сознавали, что на родине у них почти не осталось возможностей, и просто искали лучшей доли для себя и своих детей. Многим удалось разбогатеть на новом месте, а интеграция в новое общество никогда не была для исландцев проблемой. Тем не менее они хранили верность своему языку и своей культуре, почитая родную литературу столь же высоко, как и их родные, оставшиеся "дома". Даже сто с лишним лет спустя в Виннипеге все еще выходит газета на исландском языке. У "западных исландцев" всегда были свои поэты и писатели; самый известный из них, вероятно, Стефан Г. Стефанссон, которого называли "поэтом Скалистых гор".

С началом Первой мировой войны эмиграция фактически прекратилась, но потомки исландских эмигрантов живут теперь по всей Северной Америке.

Новые течения в литературе

Как и во все времена, в конце XIX - начале XX в. поэты и писатели пользовались в Исландии большим авторитетом. В этот период романтическая поэзия уступила место новому, реалистическому направлению. Его рупором стал основанный в 1882 г. журнал "Верданди" ("Становление"). Самыми известными представителями реализма были Гест Паульссон (1852-91), Эйнар X. Кваран (1859-1938) и будущий политический лидер, поэт Ханнес Хафстейн (1861-1922). Среди других писателей того времени выделяются прозаики Торгильс Гьялланди (настоящее имя Йоун Стефаунссон, 1851-1915), Торфхильд Хольм (1845-1918), Гудмунд Фридьоунссон (1869-1944), Йоун Траусти (Гудмунд Магнуссон, 1873-1918), а также поэты Торстейн Эрлингссон (1858-1914) и Эйнар Бенедиктссон (1864-1940). Эти и некоторые другие писатели и поэты привнесли новое мироощущение в исландскую литературу и открыли иные горизонты национального самосознания.

Борьба за самоуправление

Тридцать лет, с 1874 по 1904 г., шли ожесточенные политические дебаты о том, какая система управления должна быть в Исландии. После смерти Йоуна Сигурдссона со своими политическими платформами выступали Бенедикт Свейнссон, Йоун Сигурдссон из Гаутлёнда, издатели газет Бьёрн Йоунссон и Йоун Оулафссон, а также некоторые другие. Все они были согласны, что исландцы должны иметь гораздо больше исполнительных полномочий и что для управления всеми внутренними делами необходим местный губернатор. Эти идеи получили отчетливое выражение в резолюциях собрания, прошедшего на Полях Тинга в 1885 г.; такую же в целом позицию занимал и альтинг. В 1889 г. группа парламентариев, которую возглавлял Пауль Брим, предложила компромисс между исландской и датской точками зрения, но этот вариант не нашел поддержки: альтинг придерживался идеи самоуправления, а датчане ее решительно отвергали. Следует учесть, что в то время датское правительство отличалось особой консервативностью и не желало слышать ни о каких политических реформах в Исландии.

В 1894 г. в парламент был избран Вальтир Гудмундссон, талантливый ученый, профессор Копенгагенского университета. Вскоре он возглавил группу парламентариев, которые твердо решили найти выход из политического конфликта между Исландией и Данией. Группа вынесла на обсуждение в альтинге следующий законопроект: пост министра по делам Исландии должен занимать исландец, подотчетный альтингу, но его резиденция будет находиться в Копенгагене. Хотя в 1897 г. проект был отвергнут большинством голосов, инициатива Вальтира Гудмундссона вызвала новый политический раскол в Исландии - между сторонниками законопроекта и сторонниками самоуправления. В 1899 г. законопроект вновь не прошел, но на сей раз потребовалось уже дополнительное голосование. Наконец, в 1901 г., когда сторонники Вальтира получили большинство в парламенте, законопроект был принят на альтинге с незначительными поправками.

Как только дело Вальтира Гудмундссона восторжествовало, из Копенгагена пришли вести о новой крупной победе прогрессивных сил: в Дании сформировано либеральное правительство. Сторонники самоуправления тут же решили воспользоваться ситуацией, чтобы получить для Исландии больше свобод. Летом 1901 г. Альберти, датский министр по делам Исландии, пригласил в Копенгаген Вальтира Гудмундссона и одного из лидеров партии самоуправления - Ханнеса Хафстейна.

Вальтир Гудмундссон изложил основные идеи принятого альтингом законопроекта, а Ханнес Хафстейн - программу самоуправления, представленную его партией. Датское правительство объявило, что выносит оба проекта на сессию альтинга 1902 г. На выборах 1902 г. победила партия самоуправления, выступавшая под лозунгом "местного министра"; свой успех она закрепила на выборах 1903 г., предложив внести соответствующие изменения в конституцию. Датские власти не возражали, и король назначил Ханнеса Хафстейна министром по делам Исландии, который 1 февраля 1904 г. должен был сменить королевского губернатора. Таким образом, Исландия наконец-то получила долгожданное самоуправление.

Одновременно датское правительство согласилось с тем, что на новом гербе Исландии отныне будет изображен сокол вместо прежней трески. Встал вопрос и о новом флаге страны. Большинство поддержало предложение поэта Эйнара Бенедиктссона - белый крест на синем фоне, однако окончательное решение было отложено до лучших времен.