Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
I. Период Реформации (1521-1611)  

Источник: ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ (2002)


 

Время Густава Вазы (1521-1560)

Освободительная война, которую начал Густав Ваза, шла между шведскими сепаратистами (националистами), с одной стороны, и шведскими и датскими сторонниками сохранения унии – с другой. С военными победами сепаратистов и избранием Густава Вазы правителем в 1521 году Кальмарская уния фактически перестала существовать. Когда Густав Ваза в 1523 году был объявлен королем Швеции, это явилось лишь подтверждением расторжения унии.

После освободительной войны Густаву Вазе предстояло объединить различные противостоящие друг другу силы и создать единое национальное государство с крепкой королевской властью. Угроза этим устремлениям исходила с трех сторон: церкви, дворянства и крестьян в областях (провинциальный сепаратизм).

Церковь лишилась своего влияния на "реформационном риксдаге" в Вестеросе в 1527 году и в дальнейшем перестала быть ветвью мирового католицизма и тем самым государством в государстве. Для Густава Вазы присоединение церкви к шведскому государству означало прежде всего то, что церковная собственность (более 20% всех земель в Швеции) переходила к короне. Евангелическо-лютеранское учение, которое после постановлений риксдага начало вводиться реформаторами Олаусом Петри и Лаурентиусом Андре, не создавало в дальнейшем больших проблем для Густава Вазы и его политики, а стало по большей части внутрицерковным делом (см. раздел Реформация в Швеции).

На риксдаге в Вестеросе Густав Ваза "купил" лояльность дворян, отдав некоторым дворянским родам часть конфискованной церковной собственности. Дворянская оппозиция Густаву Вазе все еще существовала; восстание дворян – вестгётских господ произошло в 1529 году, но было подавлено королем.

Однако наибольшую угрозу для него представляли мятежные провинции, прежде всего Даларна и Смоланд. В Даларне произошло три выступления; мощным оказалось так называемое Колокольное восстание 1523 года, однако самое значительное выступление произошло в Эстергётланде в 1542 году – восстание под руководством Нильса Дакке.

После того как оно было подавлено (1543), Густаву Вазе никто не угрожал, и он мог всецело сосредоточиться на укреплении своих позиций и государства. Он хотел добиться порядка в финансах (земельные регистры), большего контроля над управлением (палаты и канцелярия), усилить вооруженные силы страны (введение постоянной внутренней армии; укрепить крепости и организовать их оборону). Гарантией сохранения единства и могущества государства после смерти короля стало решение об учреждении в Швеции наследственной монархии, принятое на заседании риксдага в Вестеросе в 1544 году. Густав Ваза подтвердил в завещании, что его старший сын должен наследовать трон, а другие сыновья получить герцогства.

В труде Олауса Магнуса показан подъемный механизм того времени, представляющий собой большое колесо, которое приводится в движение людьми или животными, находящимися внутри колеса и двигающимися по кругу. Появление на вершинах отвалов различных знаков свидетельствовало об открытии рудных ископаемых.

С точки зрения внешней политики период правления Густава Вазы был мирным. Во многом это явилось результатом его осторожного отношения к трем державам, которые в первую очередь могли угрожать Швеции: Любеку (Ганза), Дании, России. (См. раздел Густав Ваза)

Густав Ваза

Возглавляя повстанческое движение против Кристиана II, Густав Ваза (1496-1560) вначале, следуя традиции, делал ставку на крестьянство. В качестве представителя этого сословия он в 1521 году был назначен главным военачальником. Сразу же после этого он изменил тактику, начав сотрудничать с представителями государственного совета и церковью. Это открыло ему путь к королевскому трону, выборы короля состоялись в Стрэнгнесе в 1523 году. Процедурой выборов руководил архидьякон Лаурентиус Андре. Он был сторонником радикальных реформаторских идей в церкви. В частности, он отстаивал идею о том, что собственность церкви должна принадлежать народу. Королю требовались средства, чтобы вернуть долги Любеку, содержать двор и платить солдатам. Дворянам, как и бюргерам, тоже были нужны деньги, Густаву было проще покрыть государственные и частные расходы с помощью доходов и собственности церкви. Год от года аппетиты власти росли и наконец проблемой Реформации занялся в 1527 году в Вестеросе риксдаг Его наиболее важные решения давали королю право по его усмотрению конфисковывать собственность церкви. Дворянство и бюргеры тоже получили свою долю, но это была малая часть по сравнению с доходами короля.

Взаимоотношения короля с привилегированными сословиями вызывали недовольство крестьян, его церковная политика порождала оппозиционные настроения, как среди крестьян, так и среди дворянства. В Вестергётланде группа дворян вместе с высшим духовенством попыталась поднять против него бунт. Крестьянство и горняки Даларны неоднократно пробовали восставать. Однако король не выпускал эти бунтарские движения из поля зрения, используя, помимо прочего, и сеть тайных агентов. Он знал, когда и как реагировать.

Советников, которые не подчинялись воле короля, немедленно удаляли. Когда Лаврентиус Андре и его соратник по реформированию церкви Олаус Петри хотели использовать средства церкви для организации школ и призрения бедных, они попали в опалу. Король стремился направить денежные средства на создание вооруженных сил и системы управления. Реформаторы были заменены немецкими советниками, которые могли научить короля, как организовать дело по примеру европейских князей.

Одновременно король присвоил себе право определять устройство церкви. Этому противились реформаторы. Тогда им пришлось предстать перед перепутанными судьями, которые, следуя воле короля, приговорили их к смерти за государственную измену. Затем они были помилованы, но заплатили неслыханно высокий штраф королю, который с удовольствием получил деньги.

Наконец предстоял еще один шаг. Так как Швеция была государством, где король избирался на трон, его положение оставалось неопределенным. Этот порядок вещей он также изменил: в 1544 году он заставил риксдаг признать его наследственную власть, а старшего из его потомков по мужской линии – наследником престола.

Восстание под руководством Нильса Дакке (1542-43) стало последним вооруженным народным выступлением. После него в течение двадцати лет Швеция могла наслаждаться миром и покоем. Это было время, когда раскрылись все те качества короля, которые сделали его популярным национальным вождем. Он знал, как обогатиться. Начиная политическую карьеру, он владел лишь двадцатью дворами. Перед смертью у него их было более пяти тысяч.

Густав не делал особых различий между своей личной собственностью и собственностью короны. Вообще он рассматривал государство как свой домен, а его жителей как своих подчиненных. Именно такой тон характерен для писем крестьянам, когда он поучает, как надо вести сельское хозяйство, содержать в порядке жилье и при этом все время трудиться.

Густав погребен в Упсале, в домском соборе. В 1946 году его гроб был вскрыт, останки – исследованы. Можно утверждать, что король имел довольно крепкое телосложение, был широкоплечим, около 173 см роста. У него было длинное, узкое лицо с низким, несколько покатым лбом и тяжелым подбородком. Его зубы были не в порядке, и можно предположить, что в последние годы жизни он страдал тяжелыми челюстными воспалениями. В молодые годы он, вероятно, был крепким, статным мужчиной, что отразили его портреты.

Есть свидетельства об ораторском искусстве Густава. Его племянник Пер Брахе пишет, что крестьяне хотели слушать только его, когда он со своими фогдами приходил на рыночную площадь и собрания. Но у этого человека, который мог предаваться семейной идиллии, проявлялись и другие черты характера – например, холерический темперамент, которого страшились окружающие.

Время правления сыновей Густава Вазы (1560-1592)

Когда в 1560 году Густав Ваза умер, положение в стране было стабильным; управление хорошо налажено, финансы находились в порядке, и Швеция сохраняла мир с соседями. В последующие годы этой стабильности приходит конец.

Внутренняя политика при преемниках Густава Вазы характеризуется борьбой за престол и властные полномочия короля, а также противоречиями, порожденными проводимой Реформацией. Борьба из-за пределов королевской власти шла между дворянством и королями, а за корону – внутри королевской династии (Эрик против Юхана; Сигизмунд против Карла).

Эрик XIV унаследовал трон своего отца, а братья Юхан, Магнус и Карл стали герцогами, каждый в своем герцогстве в соответствии с распоряжениями, сделанными Густавом Вазой в завещании. Чтобы предотвратить раскол единого государства, Эрик постановил, что и герцогства должны находиться под контролем короны (так называемые Арбугские статьи 1561 года). Это стало причиной конфликта Эрика с герцогом Юханом, хозяином замка в Або. Противоречия между братьями усилились, когда герцог Юхан женился против воли Эрика на польской принцессе, католичке Катарине из династии Ягеллонов, от которой у него родился сын Сигизмунд, воспитывавшийся в Польше в духе католицизма. Оба других герцога не участвовали в борьбе за власть: Магнус был умственно отсталым, а Карл – еще слишком молод.

Сначала отношения Эрика с дворянством складывались благоприятно, что нашло свое выражение во введении графских и иных титулов по европейскому образцу. Однако затем они ухудшились, и Эрик стал относиться к дворянству, особенно к окружению Стуре, с большим недоверием.

Почему возникла эта враждебность между Эриком и дворянством? Историки обычно указывают на его неуравновешенный характер, а также свободную от иллюзий политику с элементами макиавеллизма, которая провоцировала конфликты с дворянами. Последние остро реагировали на назначение на придворные должности людей, не принадлежавших к фрельсам, например назначение королевским секретарем недворянина Йорана Перссона ("секретарское правление"). В дворянских кругах считали позором, что Эрик женился на служанке, женщине недворянского происхождения – Карин Монсдоттер, а не на даме из аристократического общества.

Чтобы усилить королевскую власть в правовой сфере, Эрик XIV ввел особый суд – королевский высший комитет, который не был свободен в своих решениях от политических пристрастий.

Подозрительность Эрика в отношении дворян привела к тому, что некоторые из них, принадлежавшие к высокопоставленным кругам, предстали перед высшим комитетом и были заключены в тюрьму. В припадке безумия Эрик ворвался в камеры к заключенным и многих убил ("Избиение рода Стуре", 1567).

В области внешней политики Эрику сопутствовала удача. В связи с кризисом германского государства между Россией, Польшей, Данией, Любеком и Швецией началось противоборство за владение бывшими орденскими землями на Балтике. В этой борьбе Эстляндия предпочла оказаться под властью Швеции (1561).

Постепенно стали нарастать трудности во внешней политике. Датский король, который не оставлял надежду на восстановление унии, напал на Швецию в 1563 году. Война шла трудно для Швеции отчасти из-за того, что Эрик был поглощен конфликтом с родом Стуре и герцогом Юханом. Она продолжалась семь лет (Северная семилетняя война), и мир был заключен лишь в правление Юхана III в 1570 году. Во время войны датчане захватили единственный форпост на западном побережье – Эльвсборгскую крепость, и, согласно мирному договору, Швеция была обязана выплатить Дании огромную сумму за возвращение крепости ("первый Эльвсборгский выкуп"). Юхан III, который уже был королем Швеции при заключении мира с Данией, мог утешиться отказом датского короля от всяких притязаний на шведский трон.

Борьба за власть между королем Эриком и герцогом Юханом окончилась тем, что последний с помощью дворян сверг Эрика и сам завладел троном (1568). Эрик был арестован и заключен в Эрбюхус, где и умер спустя несколько лет (возможно, его отравили).

Начало правления Юхана III было отмечено благожелательным отношением короля к дворянству, которое способствовало его приходу к власти. Постановления короля относительно дворянских привилегий 1569 года не связывали теперь дворянский титул с несением военной службы, его присвоение зависело лишь от королевской милости. Швеция, таким образом, становилась страной, где дворянство наследовалось, причем со временем высшие слои знати все более осознавали себя потомственными дворянами. Спустя некоторое время Юхан III почувствовал их недовольство, которое явилось следствием утверждения личной королевской власти. Однако эти трения никогда не достигали остроты, свойственной времени правления Эрика XIV.

Значительную часть периода правления Юхана III заняла церковная борьба. Исходной точкой ее были противоречия, возникшие между различными религиозными группами после заседания риксдага, принявшего решение о реформировании церкви (1527). Юхан III стремился к сближению различных религиозных направлений, и в качестве ступени к достижению этой цели попытался ввести в 1576 году новый порядок церковной службы (литургию). Это нововведение, появившееся в так называемой "Красной книге", дало толчок "литургической борьбе", причиной которой было недовольство ортодоксальных лютеранских священнослужителей слишком большим сходством литургии с католической церковной традицией.

В области внешней политики он был вынужден взаимодействовать с тремя государствами: Польшей, Данией и Россией. С Польшей, чей король был его шурином, Юхан III заключил мир, и до конца его правления между странами сохранялись хорошие отношения. Вражда с Данией прекратилась в 1570 году. С Россией в 1570 году началась война, которая окончилась лишь через 25 лет (во время правления Сигизмунда), после заключения в 1595 году мира в Тявзине. Согласно условиям мира, Швеция получила Нарву и определенную ранее Нотебургским трактатом 1323 года границу с Россией, установленную в пользу Швеции: все побережье Ботнического залива стало шведско-финским.

Реформация в Швеции

Реформация в Швеции не была народным движением. Это объяснялось двумя причинами: политическими амбициями Густава Вазы и влиянием различных движений в Германии, обычно объединяемых понятием "Реформация".

В Швеции доминировало влияние реформаторских идей Мартина Лютера (1483-1546) и Филиппа Меланхтона (1497-1560).

С точки зрения теологии, лютеровско-меланхтоновская реформация явилось нововведением, "очистившим" идеи, которые дискутировались в период Среднего и Позднего Средневековья. Реформаторы были реакционерами (т. е. были устремлены назад) в смысле поиска идеала церковной жизни в далеком прошлом (antiquitas). Библия, "чистое слово Божье" стали важнейшей нормой.

Начало тех изменений, которые привели к Реформации в Швеции, было положено решениями риксдага в Вестеросе в 1527 году. На нем такие реформаторы, как Лаурентиус Андре и Олаус Петри (1493-1552), получили разрешение свободно проповедовать свои идеи, а Густав Ваза мог теперь начать конфискацию церковной собственности. Это привело к бурной реакции, например к восстаниям в Даларне 1524-33 годов, в Смоланде в 1529 году и восстанию под предводительством Нильса Дакке в 1542-43 годах.

Лаурентиус Петри (брат Олауса. – Примеч. перев.) (1499-1572) был избран архиепископом в 1531 году. Посвящение в сан его и других епископов означало, что места иерархов церкви стали занимать сторонники реформаторских идей. Вопреки попыткам короля полностью контролировать деятельность церкви, она сохраняла средневековую структуру епископата. Это гарантировало церкви определенную самостоятельность. С некоторыми изменениями сохранялась также месса и порядок богослужения. Церковь Позднего Средневековья была довольно терпимой культовой общностью. Положение постепенно менялось в период Реформации с ее требованием "чистого учения". Монастыри упразднялись, братства, паломничества, а также отдельные церковные обряды службы запрещались. Различные формы богослужений, существовавшие ранее, постепенно унифицировались.

В соответствии с отмеченным выше, характерным для Реформации принципом обращения к первоисточникам в 1526 году на шведский язык был переведен Новый завет, а в 1541 году – полностью вся Библия была переложена на народный язык. В годы Реформации усилилось требование, чтобы центральное место в приходской жизни заняла проповедь. Его выполнение теперь облегчалось тем, что священники могли проповедовать на родном языке. Через проповедь верующие должны были воспринимать "чистое слово Божье". Суть заключалась в том, чтобы освободить богослужение от всего, что противоречило основному принципу Реформации: "Спасение одной милостью Божьей".

Следующий период Реформации наступил с приходом в 1569 году к власти Юхана III (1537-92). Его программа церковной политики соединяла идею международного церковного единства с желанием, чтобы старинная церковь стала образцом церковной жизни. В итоге появился печатный церковный ордонанс 1571 года, выпущенный под названием Nova Ordinantia в 1575 году. Год спустя Юхан издал большой литургический ордонанс, Liturgia suecanae ecclesiae, названный "Красной книгой". Он попытался также восстановить разрушенную во время Реформации систему высшего образования и наладить отношения с Римом. Это встретило противодействие и послужило началу так называемой литургической борьбы (1576-93). Во главе сопротивления встал брат Юхана – Карл, герцог Сёдерманландский, симпатизировавший кальвинистам, который впоследствии стал королем Карлом IX.

Герцог Карл использовал политическую ситуацию, чтобы укрепить свою власть. Шагом к этому стал созыв в 1593 году церковного собора в Упсале, целью которого была отмена церковных реформ Юхана Ордонанс 1571 года и Confessio Augustana (Аугсбургское исповедание), немецкое исповедание 1530 года были официально приняты в качестве норм церковной жизни. Таким образом, было полностью восстановлено ортодоксальное лютеранское вероучение, шведская государственная церковь приняла форму, сохранившуюся до настоящего времени.

Драматические 1590-е годы и время Карла IX (1592-1611)

В 1587 году Сигизмунд был избран королем Польши, и когда его отец Юхан III скончался в 1592 году, он унаследовал королевский трон в Швеции в соответствии с Вестеросским законом о престолонаследии 1544 года. Польша и Швеция, таким образом, заключили личную унию, возглавлявшуюся католическим королем.

После заседания в 1957 году риксдага в Вестеросе, решавшего проблемы реформации церкви, ее положение в Швеции было шатким, она еще не нашла опоры в евангелистско-лютеранском учении. Непримиримые противоречия существовали между различными религиозными направлениями: евангелистско-лютеранскому протестантизму (реформаторам) противостояли кальвинизм (Эрик XIV, Карл IX) и католицизм (большие группы паствы в деревнях; Сигизмунд). Ордонанс Юхана III о литургии от 1576 года – "Красная книга" – был попыткой компромисса, который, однако, не привел к примирению, а, скорее, усилил религиозные противоречия в стране.

Многие были обеспокоены направлением политического и религиозного развития после того, как на престол вступил католический король, который к тому же был главным представителем антиреформаторских сил в Северной Европе.

Сигизмунда ожидали в Швеции на похороны отца и собственную коронацию. Еще до того как он вступил на шведскую землю, ведущие евангелистско-лютеранские церковные деятели и политики собрались в марте 1593 года на церковный собор в Упсале. На этой встрече (Упсальский собор) было принято Аугсбургское исповедание, что означало признание евангелистско-лютеранского учения государственной религией. Одновременно упразднялась "Красная книга".

В сентябре 1593 года Сигизмунд прибыл в Швецию со своими советниками и вооруженными отрядами. Он отказался признать решения Упсальского собора, поскольку сам не участвовал в их принятии. Чтобы продемонстрировать свое отношение к ним, он устроил католические богослужения в Стокгольме.

На похороны Юхана III были созваны все сословия; герцог Карл явился с большим вооруженным отрядом. При виде этой скрытой угрозы Сигизмунд был вынужден, внутренне не соглашаясь с этим, признать решения Упсальского собора и пообещать брать на государственную службу только лютеран.

Осенью 1593 года Сигизмунд вернулся в Польшу. В его отсутствие управление Швецией возлагалось на герцога Карла и совет. На местах же Сигизмунд оставил своих наместников, которые не были подотчетны шведскому правительству. Герцог Карл и члены государственного совета были против этого, так как полагали, что шведское правительство должно обладать всей полнотой власти в стране. Карл считал к тому же, что он должен управлять страной в качестве регента.

Однако члены государственного совета не были готовы заходить столь же далеко в своих требованиях к Сигизмунду, как герцог Карл. В правительстве возникли противоречия, которые постепенно привели к полному разрыву между герцогом Карлом и государственным советом. Тогда он обратился за поддержкой к сословиям. Вопреки категорическому запрету Сигизмунда, он созвал в 1595 году риксдаг в Сёдерчёпинге, который предоставил ему полномочия управлять государством в качестве регента, руководствуясь "советом совета".

Существовавшие ранее разногласия между Сигизмундом и шведским правительством (герцогом Карлом и дворянством совета) переросли в противоречия между герцогом Карлом и сословиями, с одной стороны, и Сигизмундом и большей частью шведского государственного совета – с другой. Причина перехода государственного совета на сторону Сигизмунда заключалась в том, что, выбирая между единовластным регентом, в которого, как опасались, превратится Карл, и союзным королем, находившимся в Польше и имевшим ограниченную власть в Швеции, они предпочли последнего, хотя он был католиком.

Сигизмунд и его сторонники (особенно наместник в Финляндии Клас Флеминг) решили покончить с герцогом Карлом. В связи с начавшейся борьбой некоторые члены совета бежали в Польшу. После нескольких стычек произошло решительное сражение при Стонгебру у Линчёпинга, после которого Сигизмунд был вынужден заключить договор о перемирии (1598). По договору, он обещал прибыть в Стокгольм и созвать риксдаг, а в будущем править, руководствуясь королевской присягой. Помимо этого, он выдал герцогу Карлу тех членов государственного совета, которые бежали в Польшу.

Однако Сигизмунд не выполнил условий договора и отплыл в Польшу, после чего риксдаг отстранил его от власти в Швеции (1599). Герцог Карл стал теперь единовластным правителем Швеции и начал жестоко мстить представителям высшего дворянства и других групп населения, которые приняли сторону Сигизмунда в борьбе за власть. В 1600 году он заставил собрание сословий приговорить некоторых своих врагов к смертной казни, например членов государственного совета Туре Биельке, Эрика Спарре, а также Стена Банера (так называемая "Линчёпингская кровавая баня").

Несколько лет спустя (1604) Карл счел, что настало время принять титул короля Карла IX.

Разрыв с Сигизмундом означал, что Польша стала врагом Швеции. В трудные для России годы "смутного времени" и Швеция, и Польша пытались воспользоваться моментом. В вооруженной борьбе, которая разразилась между ними за русские земли на Балтике, шведы не добились успеха, и когда Карл IX умер, до развязки было еще далеко: Эстляндия находилась под властью шведов, а Польша владела Ливонией.

В последние годы жизни Карла IX началась война с Данией. Внешняя политика Швеции на востоке имела целью контролировать русскую торговлю, которая велась в основном через порты Северного Ледовитого океана, и, чтобы сохранить этот контроль, Карл IX считал необходимым расширение границ шведского государства на север. Датский король считал эти территории датско-норвежскими землями. Война стала неизбежной.

Когда в 1611 году Карл IX умер, он оставил в наследство своему сыну и преемнику три войны.