Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
III. "Эра свобод" (1719-1772)  

Источник: ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ (2002)


 

Эпоха Арвида Горна (1719-1738)

Карл XII умер неженатым и бездетным; никто из его ближайших родственников не имел бесспорного права на престол, поэтому сословия избрали королевой сестру Карла XII Ульрику Элеонору, но только при условии ее отказа от единовластия. Ульрика Элеонора, третья шведская правящая королева, годом позже уступила трон своему мужу Фридриху I Гессенскому (Фредрик I).

Конституционные реформы, проводившиеся в 1719-23 годах, были направлены на уничтожение Каролинской системы самодержавия, и Ульрике Элеоноре и Фредрику I, чтобы остаться у власти пришлось пойти на уступки. В ходе работы над конституционными законами впервые было проведено разграничение между законами, регулирующими управление страной, или основными законами, и остальными – гражданскими.

В "форме правления" 1719-20 годов, важнейшем из основных законов, было записано, что король должен управлять государством, руководствуясь "советом совета". Совет должен был состоять из людей, выдвинутых тремя высшими сословиями риксдага. В правительстве, куда входил король и члены совета, король обладал двумя голосами и решающим голосом, члены совета – каждый одним голосом. Власть в правительстве, таким образом, принадлежала членам совета; но, поскольку те назначались по предложению сословий, она стала реально принадлежать риксдагу. В итоге сложилась форма парламентаризма, которая напоминала существовавшую в то время в Англии.

Риксдаг, собиравшийся раз в три года, обладал всей законодательной властью и правом определять размеры налогов в стране.

Работа риксдага, которая была регламентирована в документе 1723 года, проходила в комитетах, важнейшим из которых был тайный комитет, занимавшийся внешнеполитическими вопросами. В нее могли входить лишь представители трех высших сословий, представители крестьянского сословия считались несведущими.

Канцлер Арвид Горн играл ведущую роль в политике в начальный период "эры свобод" (1719-38). В области внутренней политики его усилия были направлены на восстановление экономики Швеции после длительного периода войн. Прежде всего это касалось сельского хозяйства, особенно в разоренной войной Финляндии. Сожженные города Норланда следовало отстроить заново, что было вскоре сделано. Возросли объемы внешней торговли, в 1724 году был введен режим благоприятствования шведским морским перевозкам, так называемый Продукт-плакат, который означал, что иностранные суда могли перевозить в шведские порты товары только из своих стран, все другие перевозки осуществлялись шведскими судами.

Старое законодательство – Ландслаг и Городское уложение времен Магнуса Эрикссона еще действовало в XVIII веке. Однако новые времена требовали новых законов, и работа над ними уже шла. Она завершилась, когда правительство возглавлял Арвид Горн, и новое законодательство было принято сословиями в 1734 году.

Внешнеполитический курс Арвида Горна может рассматриваться как мирная политика уставшей от войны страны. Ее цель – любой ценой избежать войны, и чтобы не допустить вмешательства России в шведские дела, происходит сближение с Англией и Францией.

Позднее появилась оппозиция осторожной внешней политике Арвида Горна и мерам в области внутренней политики, считавшимися половинчатыми. Она требовала более активной внешней политики, что означало сближение с Францией, и в перспективе – военного реванша над Россией, а также выступала за усиление меркантилистских тенденций в политике. Активные, энергичные оппозиционеры стали называть себя "шляпами", в то время как Арвид Горн и его сторонники получили пренебрежительное прозвище (ночных) "колпаков". Сторонниками "шляп" были молодые офицеры и государственные служащие дворянского происхождения, которые сами не помнили войны, а также преуспевающие купцы. "Колпаки" – это прежде всего немолодые аристократы, часто из высших кругов, у которых еще была свежа горькая память о войне.

Мануфактуры

Период Великодержавия, политическая история которого характеризовалась войнами и завоеваниями, имел и другие отличительные черты. В ту пору полагали, что богатство и сила страны зависят от ее торговли и морских перевозок. Для того чтобы торговля приносила пользу и государство увеличивало свои доходы, взимались разные пошлины. Эту политику принято называть меркантилизмом.

Большая часть шведских доходов от экспорта использовалась, однако, для оплаты импортных мануфактурных и ремесленных товаров. В импорте нуждались прежде всего король, двор и дворянство. Экономическая политика была направлена на то, чтобы уменьшить затраты на импорт и наладить обработку сырья внутри страны на собственных мануфактурах. Поэтому в XVII веке развивалось мануфактурное производство. Королевская власть поддерживала его, чтобы уменьшить импорт грубого сукна для армии. Довольно большую часть импорта составляли также дорогие ткани для двора и привилегированного сословия.

Для налаживания собственного производства, которое не было традиционным для страны, выписывались ремесленники из-за границы. Но не только искусные работники-мужчины трудились на мануфактурах. Использовался также женский и детский труд. Для пополнения рабочей силой к мануфактурам приписывались детские дома, исправительные учреждения, женские тюрьмы. Работники мануфактур получали низкую заработную плату, так как считалось, что высокая их портит.

Позднейшие исследования показали, что эти мануфактуры не соответствуют нашим представлениям о современном производстве, где все собрано под одной крышей. По большей части в Швеции оно распределялось среди ряда мелких производителей. Исследователи спорят о том, насколько выгодна или невыгодна была мануфактура. Однако трудно измерить ее продуктивность, так как необходимо учитывать, что многие из работавших на мануфактуре, не были зарегистрированы.

Эпоха правления сословий: "шляпы" и "колпаки" (1738-1772)

На заседании риксдага в 1738 году Арвид Горн был смещен партией "шляп". Ее представители, захватив власть, немедленно занялись осуществлением своей политической программы.

Во внутренней политике партия "шляп" проводила еще более меркантилистскую политику, чем Арвид Горн, отечественным мануфактурам были предоставлены большие кредиты. Однако больших успехов они не добились, что объяснялось главным образом низкой конкурентоспособностью шведских товаров. В этом смысле показателен пример владельца мануфактуры Юнаса Альстрёмера, большинство заведений которого, несмотря на солидные государственные кредиты, разорились. Более продуктивной была торговая политика партии "шляп": удачной инициативой стало основание Ост-Индской компании (1731), которая получила монополию на торговлю с Индией и Китаем. Железоделательное производство, составлявшее 75% шведского экспорта в "эру свобод", также шло в гору; в 1747 году была основана Железоделательная контора, отраслевая организация, которая должна была отстаивать интересы производства и заботиться о том, чтобы сохранить высокие цены на железо. Сельское хозяйство оживилось, прежде всего, после так называемого большого земельного раздела, суть которого заключалась в объединении земельных владений в деревнях в более крупные единицы. Деревни как таковые не уничтожались – это произошло позже, в связи с аграрными преобразованиями в XIX веке. (См. раздел Земельный раздел.)

Однако активная хозяйственная политика партии "шляп" во многих отношениях оказалась неудачной и привела к значительному росту цен и инфляции.

"Эра свобод" была временем появления замечательных шведских естествоиспытателей: такие ученые, как Андерс Цельсий (астрономия, математика), Торберн Бергман (химия), Карл фон Линней (ботаника), Самюэль Клингеншерна (физика) завоевали мировую известность и принесли Швеции славу. Свидетельством огромного значения, придававшегося властью новым исследованиям в области естественных наук, было основание Академии наук (1739). Парламент поддерживал эти исследования в надежде использовать их в экономике (мануфактурах).

Курс внешней политики, проводившийся партией "шляп", стал причиной двух неудачных войн: войны с Россией (1741-43) и "померанской" войны (1757-62).

Когда европейские великие державы начали войну за Австрийское наследство (1740-48), Швеция объявила войну России (1741), которая закончилась для нее военным поражением и привела к тому, что русские в очередной раз оккупировали Финляндию. Однако "шляпы" отделались легким испугом. По условиям мира, заключенного в Або в 1743 году, Швеция должна была уступить России лишь небольшую территорию в Юго-Восточной Финляндии. Территориальные потери оказались незначительными, поскольку Швеция обещала России, что наследником престола после смерти бездетного Фредрика I будет избран родственник русской императрицы – Адольф Фридрих Гольштейн-Готторпский (в шведской транскрипции – Адольф Фредрик).

В июне 1743 года, когда война против России еще продолжалась, 4,5 тыс. ожесточенных своим положением крестьян и солдат двинулись из Даларны в Стокгольм в знак протеста против войны с Россией, призывов в армию, потерь и высоких цен. Даликарлийские крестьяне хотели также оказать давление на власть имущих и избрать престолонаследником датского кронпринца Фредрика вместо Адольфа Фридриха Гольштейн-Готторпского. Соблюдая полный порядок, недовольные дошли до современной площади Густава Адольфа в Стокгольме, где разбили лагерь. "Большая даларнская пляска" – такое название получило это восстание в истории, было жестоко подавлено государственными властями и военными, вожди движения были арестованы, более сотни участников брошены в тюрьмы.

Вторая война партии "шляп" совпала по времени с так называемой Семилетней войной в Европе (1756-63). Франция, которая была союзником Швеции и партии "шляп", заставила Швецию выступить против своего врага – Пруссии (1757). Война окончилась поражением Швеции. Согласно мирному договору, заключенному в Гамбурге в 1762 году, границы между Швецией и Пруссией оставались такими, какими они были до войны. Условия мира оказались на этот раз легкими для Швеции, поскольку королева Луиза Ульрика была сестрой прусского короля Фридриха Великого.

Во время правления "шляп" развернулась антиконституционная борьба, первопричиной которой было недовольство королевской четы, главным образом королевы, положением королевской власти. Вокруг монархов образовалась дворцовая партия, целью которой стало усиление власти короля. Дело зашло так далеко, что королева и ее сторонники начали планировать государственный переворот, но были разоблачены (1756). Королевская чета получила предупреждение риксдага о том, что еще одна попытка государственного переворота приведет к немедленному отстранению их от власти (государственный акт 1756 г.).

Конец "эры свобод" характеризовался противоборством между сословиями. В обществе росло число недовольных привилегиями, которые имело дворянство. Особенно сильно возмущали исключительные права дворян представителей недворянского сословия, например хозяев небольших предприятий, университетских преподавателей, а также влиятельных бюргеров, которые считали себя не менее образованными и компетентными.

Когда в 1771 году королем стал Густав III, борьба сословий настолько обострилась, что мешала работе риксдага и как следствие управлению государством. Многим в Швеции не нравились "дрязги" между сословиями, и Густав III все более убеждался, что пришло время совершить то, чего не смогла осуществить его мать, королева Луиза Ульрика в 1756 году, – государственный переворот с целью усиления королевской власти.

Статистика народонаселения

В XVIII веке в обществе обсуждались возможные пути превращения Швеции в богатую страну. Многие полагали, что истинное богатство государства создается ее населением, которое, используя свою рабочую силу, обрабатывает сырье. Полученный продукт может быть продан. Растущая масса людей вызывает к жизни множество потребностей, которые, в свою очередь, стимулируют инициативу, возделывание земель и развитие ремесел. Карин Юханниссон, написавшая книгу о возникновении статистики, назвала первых статистиков общественными инженерами. Политическая арифметика, как называли тогда статистику, получила развитие в Англии в трудах Джона Гранта и Вильяма Петти. Они полагали, что статистика должна стать основой для перемен в обществе. Рождаемость, смертность, производительность труда, производство и потребление продуктов питания можно измерить и с помощью статистики управлять этими факторами для удовлетворения запросов общества. В Швеции в XVIII веке тоже были прорицатели-статистики, занимавшиеся поиском закономерностей и обобщениями. Политическая арифметика занималась как историей, так и будущим. Например, подсчитывалось, как можно использовать сырье, учитывая возможный рост населения.

Табличное ведомство (предшественник Центрального статистического бюро) было образовано в 1749 году для подсчета народонаселения Швеции. Статистические данные собирались на уровне приходов и суммировались затем последовательно на государственном уровне. По примеру других стран население разделялось по полу, возрасту, семейному положению, учитывалось число рождений и смертей. В 1756 году была проведена первая перепись населения, но она вызвала чувство разочарования. Цифры переписи скрывались, так как выявилось, что страна слабая и малонаселенная. Некоторые данные были предоставлены Академии наук, которая их проанализировала. Если раньше считалось, что самым главным препятствием роста населения был отъезд из страны, то теперь стало ясно, что причина крылась прежде всего в младенческой смертности. В докладе Пера Варгентина, секретаря Академии наук, специально отмечалось, что статистические данные пошли на благо обществу. Цифры нельзя засекречивать, если общество собирается стать богаче.

В XVIII веке проводилась демографическая политика, которая стимулировала рост населения. Варгентин полагал, что для снижения детской смертности необходимо организовывать детские дома, увеличить число акушерок, а также широко проводить вакцинацию против оспы. Одной из политических мер было так называемое постановление о преследовании за убийство детей 1778 года, позволявшее незамужним женщинам рожать детей анонимно. В XIX веке было институционализировано акушерство, а в 1816 году стала обязательной вакцинация всех детей до двух лет от оспы

Постепенно статистика все больше стала заниматься описанием положения дел, а не предположениями и предсказаниями. Статистики уже не давали советов, как изменить общество. Вместо этого цифры предоставлялись политикам, а те ре-шали, какие перемены необходимо произвести в обществе.

Секуляризация и церковная власть

Одной из наиболее важных перемен в шведском обществе, происшедших за последние два столетия, явилась секуляризация. Из единственно истинного учения христианство превратилось в мировоззрение, существующее наряду с другими. Идея о том, что каждому человеку предоставляется возможность самому определить свое отношение к различным мировоззрениям, не так уж стара. Первыми, кто по самому широкому кругу проблем критиковал Библию, были философы эпохи Просвещения XVIII века. Они стремились поставить в центр своего мировоззрения разум, а не веру в Бога.

Общество в XVIII-XIX веках стало более светским. Мы наблюдаем это явление во многих сферах жизни. Например, стало меньше опираться в своих принципах на религию уголовное право, что нашло выражение в более гуманном отношении к самоубийцам, душевнобольным и женщинам. Важную роль стали играть и естественные науки, которые начали развиваться во второй половине XVIII века.

В XVIII веке церковные власти пытались противодействовать тому, чтобы простые люди, не занимавшиеся изучением философии и естественных наук, подвергали сомнению догматы христианства. Согласно религиозным канонам, для возбуждения следствия было достаточно, чтобы власти лишь подозревали кого-то в "заблуждениях" Они видели угрозу в первую очередь в сектантских движениях, а в определенной степени также и в убежденных атеистах.

Однако ортодоксальные священники не могли полностью контролировать мысли и действия людей. Правда, только в XIX веке в Швеции появляется просветительское движение, подобное французскому, но еще раньше люди стали в своих поступках отходить от норм христианской морали. В Швеции, например, с середины XVIII века резко возрастает число внебрачных детей. Родить "незаконнорожденного ребенка", то есть до свадьбы, вплоть до 1810 года считалось преступлением. Добрачные половые отношения противоречили шестой заповеди закона Моисея. И все же молодые пары шли на риск, их могли оштрафовать или в худшем случае заставить в воскресенье стоять на позорном месте в церкви перед собравшимися прихожанами. Позорное место молва называла еще местом распутников.

Более безобидным средством противодействия христианству был отказ посещать церковь или принимать причастие. В XVII-XVIII веках это не было добровольным делом, как сейчас. Тогда люди должны были принимать причастие по меньшей мере три-четыре раза в год. Если они этого не делали, то им не разрешалось выступать свидетелями в суде, учиться в университете, заниматься ремеслами. Но, как и в случае с незаконнорожденными детьми, находились люди, которые просто-напросто не обращали внимания на порицания со стороны церкви в случае отказа от причастия. В начале XIX века в Стокгольме меньшее число людей принимало причастие, чем в середине XVIII, хотя обязательная регистрация причащающихся была отменена только в 1910 году.

Во второй половине XVIII века шведское общество постепенно становится менее авторитарным. Священнослужители отвечали на появление новых идей тем, что частично включали их в свои проповеди. Само христианское вероучение менялось вместе с развитием общества. Строгая ортодоксия уступила место новозаветной любви к ближнему, а также в определенной степени интересу к естественнонаучным идеям.

В XIX-XX веках шведское общество становится все более секуляризованным. Цифры свидетельствуют о том, что в обряде причастия в 90-х годах XIX века в Стокгольме принимали участие только 15% населения. В XIX веке появилось выражение "стокгольмский брак", то есть гражданский. Эта форма сожительства, которая в глазах церкви была аморальной, со временем стала все более распространенной. Другое важное изменение более общего плана заключалось в том, что в XIX-XX веках симбиоз между церковью и государством становится все более рыхлым. Новые учреждения берут на себя выполнение задач, которые раньше были прерогативой церкви, а отдельные духовные институты становятся светскими. Примером может служить призрение бедных Формально же "развод" между церковью и государством завершился только в 2000 году.