Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
V. Конец сословного общества (1809-1866)  

Источник: ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ (2002)


 

Политический кризис и его разрешение (1809-1815)

Основная часть офицеров-дворян и чиновников возлагала вину за катастрофический исход войны в Финляндии на Густава IV Адольфа и требовала конституционной "формы правления". В разгар войны (13 марта 1809 г.) группа офицеров совершила государственный переворот в Стокгольме, в результате которого король был пленен и взят под стражу. Вскоре после государственного переворота риксдаг объявил Густава IV Адольфа низложенным и передал власть герцогу Карлу, которому предстояло управлять страной вместе с советом министров.

Густав IV Адольф, как и его отец, Густав III, обладал на основании конституции 1789 года ("Акт о единении и безопасности") единоличной властью. Организаторы переворота и члены риксдага ставили задачу выработать новый основной закон, который покончил бы с густавианским единовластием. Вскоре была введена новая "форма правления", принятая сословиями б июня 1809 года. Одновременно герцог Карл был избран королем и стал Карлом XIII.

В основе новой "формы правления" лежали идеи Монтескье о разделении властей, и она была связана с "формой правления" 1772 года: королю следует единолично управлять государством, но опираться на государственный совет, существующий при нем. Государственный совет должен назначаться королем, нести перед ним ответственность и участвовать в принятии решений. Законодательная власть принадлежит королю и риксдагу. Право обложения налогами – только риксдагу, который и в дальнейшем должен состоять из четырех сословий и собираться через каждые пять лет (после 1844 года через каждые три года).

У Карла XIII не было законного наследника, и поэтому встал вопрос о претенденте, который унаследует престол. Деятельность будущего короля связывали с надеждой на разрешение внешнеполитического кризиса и поэтому искали престолонаследника, который мог бы каким-либо образом отстаивать интересы Швеции во внешней политике. Выбор пал на датского принца Кристиана Августа, который был усыновлен Карлом XIII и получил имя Карла Августа. Во время военных маневров в Квидинге (в Сконе) с ним случился удар и он умер. Сторонников Густава IV Адольфа – густавианцев – обвиняли в смерти наследника престола. Когда похоронная процессия двигалась по столице, в толпе раздались призывы убить густавианца, рикс-маршала Акселя фон Ферзена-младшего, который в своей карете следовал сразу же за гробом ("Ферзенское убийство").

После смерти Карла Августа встал вопрос о назначении нового престолонаследника. На этот раз выбор пал на французского маршала Жана Батиста Бернадота, который на заседании риксдага в Эребру в 1810 году был избран новым шведским кронпринцем. Под именем Карла Юхана он был усыновлен Карлом XIII и стал родоначальником династии, которая до сих пор находится в Швеции на престоле. С принятием новой "формы правления" и выборами престолонаследника внутренний кризис был разрешен.

Однако внешнеполитический кризис в стране продолжался, выход из него наметился после заключения мира с Россией (Фридрихсгам, 1809). Были подписаны также мирные соглашения с Данией-Норвегией (Йёнчёпинг, 1810) и Францией (Париж, 1810), согласно которым территориальных уступок со стороны Швеции не предусматривалось, но пришлось присоединиться к наполеоновской континентальной блокаде.

В Швеции возлагали большие надежды на французского маршала; будучи союзником Наполеона, он должен был вернуть Швеции Финляндию. Однако Карл Юхан оценил внешнеполитическую ситуацию совершенно иначе, чем те, кто задавал тон в общественном мнении страны: он считал, что Швеция должна сблизиться с Россией, а вместо утраченной Финляндии направить свои усилия на отторжение Норвегии от Дании. Эти изменения во внешнеполитическом курсе Швеции называются в шведской историографии "политикой 1812 года".

Когда Наполеон в 1812 году напал на Россию, Карл Юхан разорвал отношения с Францией, вышел из континентальной блокады и сблизился с наполеоновскими противниками – Россией, Англией и Пруссией. Они обещали поддерживать шведские планы завоевания Норвегии, в случае если Швеция примет участие в борьбе против Наполеона. В 1813 году союзники осуществили победоносное наступление на новую армию Наполеона у Лейпцига. Карл Юхан был главнокомандующим одной из трех армий союзников, в которую входили также и шведские войска. После битвы при Лейпциге Карл Юхан вошел в Шлезвиг-Гольштейн и вынудил изолированную теперь Данию уступить Норвегию Швеции (Кильский мир, январь 1814 г.).

Норвежцы, однако, отказались признавать условия Кильского мирного договора. Норвежское государственное собрание в Эйдсволле, под Христианией, объявило Норвегию самостоятельным королевством во главе с датским принцем Кристианом Фредриком в качестве короля. Одновременно 17 мая 1814 года была принята собственная конституция, основной закон Норвегии.

Карл Юхан, однако, не собирался отказываться от приобретений, доставшихся ему после заключения Кильского мира. Он вторгся со шведскими войсками в Норвегию, но еще до начала военных действий страны заключили соглашение (конвенция в Моссе, 14 августа 1814 г.), по которому Норвегия как самостоятельное государство с собственной конституцией должна была заключить унию со Швецией. Шведско-норвежскую унию признал Венский конгресс 1815 года. (См. раздел Шведско-норвежская уния 1814-1905).

Раздел земли

До недавнего времени Швеция была сельскохозяйственной страной. В середине XVIII века едва ли не каждый десятый швед жил в городе и четверо из пяти жителей получали свой доход от занятий сельским хозяйством. Только в 1830-40-х годах городское население начало расти. Однако еще в 60-х годах XIX века горожане составляли только 11% всего населения страны.

До XVIII века земли крестьян были размежеваны на небольшие полоски. Способ обработки преследовал цель уменьшить риск неурожая и голода: земля крестьянина была рассредоточена по всей территории деревенской пашни таким образом, чтобы различное местоположение участков и неодинаковое качество почвы свели к минимуму потери всего урожая. В деревне существовал институт взаимопомощи, позволявший выполнить работы в случае, если крестьянин, его семья и наемные рабочие не справились с ней сами. Увеличение населения в XVIII веке вело к росту цен на зерновые. Рост цен, не сопровождавшийся повышением налогов, приводил к увеличению доходов крестьян. Сельское хозяйство стало более ориентированным на рынок, и предприимчивые крестьяне выступали за раздел земли таким образом, чтобы их владения консолидировались. В таком случае крестьянин мог бы обрабатывать пашню, не принимая во внимание постановления деревенской общины. Он не зависел бы и от института взаимовыручки, так как смог бы нанять рабочих. Предложение рабочей силы выросло в связи с ростом населения.

Движение за раздел земли в Швеции было предпосылкой перехода к более глубоким реформам. По существу оно означало, что сельскохозяйственные участки стали больше по размеру и их стало меньше. Разделу между отдельными хозяевами подлежала не только пашня, но и земля, которой раньше распоряжались совместно, такая, как общинный выгон и неудобье. Первый этап раздела назывался большим разделом. В его рамках проводилось ограниченное объединение земли. Система сохранялась. При проведении следующего этапа реформы 1803-07 годов отдельному владельцу земли предоставлялась возможность обменивать свою собственность. Чтобы осуществить это практически, необходимо было провести полный раздел земли в деревне. При таком разделе дворы должны были переместиться. Передел коснулся, прежде всего, равнинных угодий юга Швеции. Значительные перемены для большей части страны по существу начались в 1827 году, на третьем этапе реформы, когда произошли и передвижение дворов, и передел общих земель. Перемены, в организации сельскохозяйственного производства в XVIII-XIX веках, остававшейся по большей части феодальной, и переход к капиталистическому сельскому хозяйству, имели и социальные последствия. Зависимые крестьяне и торпари (безземельные арендаторы) ранее были особым образом связаны с отдельными крупными поместьями. Однако пролетаризация, все большее привлечение наемного труда з увеличили, в свою очередь, подвижность рабочей силы, что также влекло за собой распространение информации. По мнению исследователей, происходившие перемены оказали влияние на внебрачную рождаемость.

Консерватизм периода правления Карла Юхана: борьба между консерватизмом и либерализмом (1815-1840)

Новая "форма правления" (1809) основывалась на принципе разделения властей, но следует иметь в виду также и сильные личные качества Карла Юхана, который правил без какого-либо значительного вмешательства государственного совета и риксдага. Годы его правления обычно называют "временем единовластия".

Карл XIV Юхан проводил консервативную политику. Консерватизму, который явился общеевропейской реакцией на перевороты и тенденции упадка, характерные для периода революции и правления Наполеона, было присуще признание ценности тех общественных институтов, которые естественным образом развились при жизни прошлых поколений. Консерваторы, например, считали, что сословный риксдаг был таким испытанным и ценным институтом. Идеология противников консерваторов – либералов предусматривала провозглашение идей свободы, равенства и братства, прежде всего свободы в области политики, экономики и культуры.

Консервативная политика Карла XIV Юхана встретила противодействие со стороны либералов как в риксдаге, так и в приобретавшей все большее влияние прессе, особенно в "Афтонбладет", первой шведской газете в современном понимании этого слова (основана в 1830 г.). Карл Юхан пытался справиться с либеральной оппозицией в прессе, используя свое право конфисковывать тираж газеты. Однако те газеты, которые подвергались изъятию, тут же выходили под несколько измененным названием: так, "Афтонбладет" выпускалась под названиями "Новая Афтонбладет", "Четвертая Афтонбладет", "Пятая Афтонбладет" и т. д.

В период правления Карла XIV Юхана Швеция все еще представляла собой доиндустриальное общество. Единственной существенной отраслью было железоделательное производство. Новый метод производства железа – ланкаширская ковка – требовал более просторных и дорогостоящих кузниц, следствием чего стала структурная перестройка в железоделательном производстве, которая пошла на пользу уже имевшимся крупным металлургическим предприятиям. Самым важным событием в аграрной жизни стал раздел земли (1827), имевший целью повышение эффективности сельского хозяйства путем сведения разбросанных земельных полос в возможно большие клинья. Две предыдущие реформы раздела земли в шведской истории (большой раздел 1757 и раздел 1807 гг.) не привели к желаемому результату из-за того, что требования раздела были слишком радикальными.

Во время правления Карла Юхана начался значительный рост населения, что привело к его увеличению через 50 лет на 60%. В 1815 году в Швеции насчитывалось 2,45 млн. жителей, в 1860-х годах – около 4 млн. Это самый высокий темп прироста населения в истории Швеции. Причиной таких изменений были, говоря словами Тегнера, "мир, вакцина и картошка", другими словами, длительный мир, улучшение здравоохранения и увеличение количества продуктов питания. Шведскому сельскому хозяйству стало нелегко обеспечивать пропитанием растущее население, и следствием этого явилась пролетаризация сельского населения: безземельные арендаторы, прислуга, батраки и другие обездоленные наводнили сельскую местность.

Тяжелая ситуация с обеспечением продуктами питания послужила причиной крупных перемещений населения, происходивших в форме трудовой миграции, переездов в города и как крайней меры – эмиграции в другие страны.

Начало XIX века – время строительства каналов в Швеции. Именно тогда появляется Трольхеттенский канал (1800), канал в Сёдертелье (1806-19), а также перестраивается Ельмаренский канал (1819-30). Важнейшим событием стало строительство Гёта-канала, завершившееся в 1832 году, который сократил транспортный путь между восточной и западной частями Центральной Швеции. Гёта-канал, однако, считался столь крупным сооружением недолго – всего в течение жизни одного поколения людей. Позже основную роль в инфраструктуре страны стали играть железные дороги (Западная железнодорожная магистраль).

После того как внешнеполитический кризис (1809-15) был разрешен, для страны начался долгий, не прерывавшийся период мира, который длится по сей день. После Финской войны (1808-09) Швеция не подвергалась нападению иностранных держав, а после военной кампании 1814 года в Норвегии шведские войска не появлялись на иностранной территории с какими-либо враждебными целями.

Внешняя политика Швеции в период правления Карла Юхана осуществлялась в духе идей Венского конгресса и "Священного союза". Это была дружественная политика по отношению к России на протяжении еще 40 лет. Только во время Крымской войны (1853-56) Швеция пересмотрела свое отношение к России.

Демографическое развитие

При обсуждении проблем народонаселения в его развитии обычно выделяют три фазы. Для первой характерны высокие цифры рождаемости и смертности. Для второй – снижение смертности и как следствие – резкое увеличение населения, так как цифры рождаемости остаются по-прежнему высокими. В третьей фазе становятся ниже и цифры рождаемости. Эти процессы обычно называют демографическими изменениями. Несмотря на то что численность населения в стране может варьироваться во времени, это понятие должно включать долговременные процессы. Около 1810 года Швеция вошла во вторую фазу демографических изменений: смертность уменьшилась, население выросло. Снижение смертности в XIX веке было тесно связано с уменьшением детской смертности. Третья фаза демографических изменений началась во второй половине XIX века, когда понизилась и рождаемость.

Согласно выводам многих исследований и в доиндустриальном обществе люди планировали рождаемость. Многодетность, большие семьи и очень высокая смертность – это исторические мифы. Люди умели регулировать рождаемость с помощью превентивных мероприятий, таких, как время вступления в брак (оттого, в каком возрасте женщина выходит замуж, зависит количество рожденных ею детей), противозачаточные средства, аборты и запрет на половые контакты, например, во время вскармливания грудью. В Западной Европе исследователи пришли к заключению, что ухудшение экономической ситуации влекло за собой более позднее вступление в брак и уменьшение рождаемости. Таким образом, дело вовсе не в том, что при ухудшении экономической конъюнктуры в обществе много детей умирало. Когда же возможности получения работы расширялись, росло и число браков. Чем же тогда объяснить демографические перемены в Швеции? Если речь идет о второй фазе, исследователи отвечают на вопрос неоднозначно, С одной стороны, считается, что достижения в области медицины и внутриполитические мероприятия с целью увеличения населения (например, вакцинация против оспы и медицинская подготовка акушерок) сыграли свою роль в уменьшении смертности. С другой стороны, утверждалось, что неизменно высокая цифра рождаемости означала нежелание населения ограничивать воспроизводство. На этот счет существует следующее объяснение: с ростом разделения труда и началом индустриализации появилось больше возможностей получить работу. Развитие в третьей фазе тоже объясняется различным образом. Многие ученые пришли к выводу, что в Швеции существует связь между секуляризацией и снижением числа рождений. Они полагают, что секуляризация привела к более широкому применению противозачаточных средств и к тому, что фертильность изменилась в тех областях, где секуляризация прошла раньше, так как люди могли думать о контроле над рождаемостью. Известны также теории снижения числа рождений, которые опираются на исследования индивидуальных хозяйств. Согласно этим теориям, до тех пор пока дети приносят в дом больше денег, чем на них тратится, люди будут иметь много детей. Если же дети перестают работать, приобретая "иную ценность", то это значит, что родители предпочитают качество, а не количество. В таком случае родители больше думают о здоровье детей, о возможностях ухода за ними в случае болезни, об их образовании. Тогда ребенок "стоит" больше и на свет появляется меньше детей.

В XVIII-XIX веках в Швеции происходили и другие демографические изменения. Частота заключения браков снизилась, а количество внебрачных детей увеличилось.

Коммуникации

История строительства дорог уходит корнями в далекое прошлое. Уже законы областей предписывали, какими должны быть дороги. Однако в начале XVII века проезжих путей было немного. В период Великодержавия дорожная сеть разрослась: этого требовали королевские военные нужды. В XVIII веке строительство коммуникаций продолжилось, и дорожная система достигла континентальных стандартов. Основы шведской дорожной системы, сохранявшиеся вплоть до возникновения автомобильных дорог, сложились уже в 1740-х годах.

Стокгольм находился в центре дорожных коммуникаций. Однако были и другие региональные центры, такие, как Гётеборг, Хельсингборг, Мальме и Карлскруна. В середине XVIII века дорожная сеть в целом составляла более 2000 миль путей. В первые десятилетия XIX века строительство дорог сократилось, но с 1840-х годов вновь набрало силу. В начале 1840-х годов общая протяженность дорог составляла 5600 миль, а в конце века – 7000 миль, (одна шведская миля равна приблизительно 10 км).

Однако не все перевозилось по суше. Важным видом коммуникаций были и водные пути. В 1780-х годах началось широкое строительство каналов. В конце XVIII века и первые десятилетия XIX века ставка делалась именно на этот вид сообщений. Стрёмсхольмский, Трольхеттенский, Сёдертельский каналы, Гёта-канал были введены в строй между 1776 и 1832 годом. В совокупности водные пути составляли в середине 1830-х годов около 40 миль.

В 1850-х годах железные дороги стали заменять каналы в качестве национальной транспортной системы. Потребности государства в капиталах для строительства железных дорог покрывались займами за границей. Железнодорожные магистрали связали наиболее населенные районы в южной и центральной Швеции. Железные дороги целенаправленно прокладывали и к малонаселенным округам, чтобы стимулировать их развитие. Сеть шведских железных дорог была более густой по отношению к количеству населения, чем во многих странах Европы. Строились и частные железные дороги. В межвоенный период они испытывали определенные трудности, и в 1940-х годах все железные дороги были национализированы.

К концу второй мировой войны политики и экономисты обсуждали вопрос, как должна развиваться коммуникационная сеть в дальнейшем. Что должно преобладать: автомобили или поезда? Подъем в автомобилестроении пришелся на 1950-е годы. К концу этого десятилетия Швеция намного опережала другие страны по такому показателю, как количество автомобилей на одного жителя. Продажа автомобилей увеличилась, как и доходы от налогов на них. Вместе с увеличением налогов на автомобильный транспорт возросли и ассигнования на дорожное строительство. Началось прокладывание автострад и автомобильных дорог. Одним из существенных вопросов хозяйственной жизни стало улучшение качества строительства дорог и расширение их сети.

Период либеральных реформ (1840-1866)

С 1840 по 1866 год либерализм в Швеции переживал время своего расцвета. В этот период в либеральном духе были проведены политические, экономические, социальные реформы, а также реформы в области культуры, которые радикально изменили шведское общество.

На сессии риксдага 1840-41 годов либеральные идеи овладели политической сферой. Либералы получили поддержку большинства среди различных сословий риксдага, и впервые после эры свобод он обрел возможность оказывать влияние на формирование правительства.

На заседаниях риксдага было принято решение о так называемой министерской реформе, которая предполагала, что члены правительства выполняли не только совещательные функции, но и становились ответственными за свой департамент. Эту ответственность раньше несли политически нейтральные государственные секретари. Отныне от министров требовалась большая компетентность и детальные знания, что в перспективе означало, что они через правительство приобретали более значительное влияние на короля.

В 1862 году произошла реорганизация системы местного самоуправления: приходы были разделены на гражданские и церковные собрания. На церковные собрания возлагалось решение проблем религиозного характера, а также организация школьного образования. Гражданским коммунам вменялись "общие хозяйственные задачи и соблюдение порядка", в их ведении оказалась сфера призрения бедных, здравоохранения и коммуникаций. В сельских коммунах принимающее решения гражданское собрание называлось коммунальным собранием, а исполнительный орган – коммунальным правлением. Соответствующие органы, ведавшие делами церкви и образования, назывались церковными собраниями, церковным и школьным советом. В городах с населением свыше 3000 человек городское собрание принимало важнейшие решения, а магистрат следил за их исполнением. В небольших городах по-прежнему действовали общие муниципальные собрания, объединяющие всех граждан, имеющих право голоса.

Вновь образованные коммуны должны были строиться на основах самоуправления, а чтобы покрывать свои расходы, они получали право налогообложения (коммунальный налог).

Выборы в коммунальное собрание происходили на основе всеобщего права голоса для мужчин – принцип сословности, таким образом, не действовал. Право голоса было дифференцированным: чем большими были доходы и имущество избирателя, тем большим числом голосов он располагал. Юридические субъекты хозяйственной деятельности и те женщины, которые были включены в налоговые списки, также обладали правом голоса.

Как промежуточное звено между коммунами и центральной властью (риксдаг и правительство) в каждом лене вводился ландстинг (в Кальмарском лене – два ландстинга). Ландстинги – своего рода региональные риксдага – должны были решать общие для лена проблемы, прежде всего вопросы здравоохранения. Члены ландстингов избирались от сельских коммун и городов (исключая Стокгольм и Гётеборг).

Коммунальное самоуправление стало важнейшей составляющей шведской системы народовластия, право правительства вмешиваться в коммунальную деятельность ограничивалось.

"Форма правления" 1809 года сохранила старое сословное деление в качестве принципа определения состава риксдага. Но уже тогда сословное деление как принцип представительства устарело: в обществе появилась значительная группа людей – новый средний класс, который не вмещался в рамки четырех сословий. Представители этого среднего класса, такие, как государственные служащие недворянского происхождения, владельцы предприятий, оптовики, адвокаты, учителя, журналисты, а постепенно и индустриальные рабочие, больше не хотели оставаться политически неправомочными.

Для либералов существующая система была неприемлемой, и после 1809 года они боролись за то, чтобы выборы проходили на основе принципа индивидуального представительства.

В ноябре 1865 года Луи де Гееру удалось заставить дворянство в Рыцарском доме проголосовать за новую представительскую реформу; духовенство впоследствии проголосовало так же, как дворяне. Спустя год риксдаг официально принял новое правило формирования риксдага, покончившее, таким образом, с существовавшим 400 лет сословным делением общества.

Согласно новому предписанию об устройстве риксдага, он подразделялся на две палаты, члены которых избирались на основе личного представительства.

Депутаты первой палаты избирались на девять лет не прямо, а ландстингами и членами городских муниципалитетов больших городов. Так как члены этих собраний, как и на коммунальных выборах, избирались на основе дифференцированного имущественного ценза, первая палата в основном состояла из имущих членов общества. Избрание в первую палату предполагало наличие годового дохода в 4 тыс. крон или собственности, которая оценивалась в 80 тыс. крон. Экономически обеспеченные члены первой палаты не получали никакого вознаграждения. Высокий имущественный ценз означал, что только около 6 тыс. человек могли рассчитывать на избрание в первую палату.

Члены второй палаты избирались путем прямого голосования через каждые три года. Имеющие право голоса обладали одним голосом (равное право голоса). Для участия в голосовании допускались мужчины, достигшие 21-го года, имеющие годовой доход не менее 800 крон или недвижимость, оцененную не менее чем в 1 тыс. крон, или арендованную собственность, оцененную в 6 тыс. крон. Члены второй палаты получали вознаграждение. Граница годового дохода, составлявшая 800 крон, означала, что большие общественные группы – наемные работники в сельском хозяйстве и индустриальные рабочие, мелкие ремесленники и низшие служащие – были отстранены от участия в голосовании. На первых выборах во вторую палату только одна четвертая часть взрослого мужского населения имела право голоса. Для того чтобы быть избранным во вторую палату, необходимо было достигнуть 25 лет и жить в данном избирательном округе (ценз оседлости).

Обе палаты были равны по своему положению: чтобы законопроект прошел через риксдаг, требовалось согласие обеих палат. Если палаты принимали различное решение в вопросе, касающемся государственных финансов, то он решался совместным голосованием. В такой ситуации вторая палата риксдага имела преимущества, так как депутатов в ней было больше (190 против 125).

Новый риксдаг должен был собираться каждый год на так называемые очередные сессии, но в случае кризиса он созывался и на внеочередные сессии.

В экономической области либералы отказались от основанной на принципах меркантилизма регулируемой экономики эпохи Карла Юхана и провели в жизнь ряд решений, способствующих развитию торговли, ремесел и промышленности, подготовив тем самым дорогу для индустриального прорыва в Швеции. Самыми первыми реформами были: ликвидация цеховой системы (1846), принятие закона о полной свободе предпринимательства (1864) и присоединение к системе свободной торговли (1865).

Главным поборником экономического либерализма в Швеции был министр финансов (с 1856 г.) барон Юхан Август Грипенстедт. В одной из своих речей он высказал такую мысль: "По-моему, не должно существовать как препятствий для организации того или иного производства, так и понуждений для развития тех производственных отраслей, средства на которые поступают в ущерб развитию других видов производства. Труд должен сам распределяться в согласии с предписаниями самой природы, а капитал без принуждения идти в те отрасли, где он будет с наибольшим успехом использован".

Промышленная революция и рост населения в Западной Европе вызвали огромный спрос на древесину, которая использовалась в промышленности и жилищном строительстве. Швеция была богата лесами, а следовательно, и древесиной. Лесная промышленность стала мотором промышленной революции в Швеции, и уже в 1860-х годах деревообрабатывающая промышленность заняла место железообрабатывающей в качестве основной экспортной отрасли производства. Дальнейшее индустриальное развитие относится уже к следующему периоду.

С началом строительства железных дорог в Швеции в 1850-х годах, страна стала представлять гораздо более целостную систему, чем ранее. Однако самое главное заключалось в том, что развитие железнодорожного строительства явилось ступенью в индустриализации Швеции. Железные дороги сначала строились частными лицами, однако затраты на их прокладку были столь велики, что риксдаг принял в 1853 году решение о том, что важнейшими артериями в сети железных дорог будут государственные железнодорожные магистрали. Первая железная дорога, связавшая Эребру и Эрваллу, была открыта в 1856 году, а железнодорожная магистраль Стокгольм – Гётеборг – в 1862 году.

Либеральное понятие свободы касалось между тем не только политической и экономической сфер, но также культуры и социальной жизни.

Возможно, наиболее важной реформой в области культуры было введение всеобщего народного школьного образования (положение о народных школах 1842 г.). Уже с давних времен многие в Швеции, особенно благодаря заботе приходских священников, учились читать и писать. Теперь всем детям от 7 до 13 лет гарантировалось прохождение основного образовательного курса, включающего навыки чтения, письма, счета и Закон Божий. Согласно положению о школах, на каждое церковное собрание должно было приходиться по меньшей мере по одной школе; расходы по созданию школ лежали на приходах (после 1866 г. – на коммунах).

Во внешней политике Швеция на первых порах продолжала прежний миролюбивый по отношению к России курс. Однако либералы стремились к ее сближению с западными странами – Англией и Францией, с которыми у нее была большая внутренняя связь, чем с царской Россией. Это находило понимание у Оскара I. Король к тому же стремился к экспансионистской внешней политике, имевшей целью возвращение Финляндии или, во всяком случае, Аландских островов, что предполагало проведение агрессивного курса по отношению к России.

В связи с Крымской войной (1853-56) для Оскара I открылась возможность изменения внешнеполитических отношений с Россией. Швеция хотела использовать затруднительное положение, в котором оказалась Россия, и принять сторону западных держав. В этой связи западные страны подписали со Швецией-Норвегией так называемый ноябрьский трактат (1855), в котором Швеция-Норвегия обязались не отказываться от каких-либо своих территорий в пользу России, западные же державы обещали оказать военное содействие в случае угрозы со стороны России по отношению к Швеции-Норвегии. Ноябрьский трактат, направленный против России, был прямым отходом от миролюбивой политики по отношению к России, которую проводила Швеция с 1812 года, а также от проводившейся ранее политики нейтралитета.

Однако политика Оскара I не увенчалась успехом по двум причинам. Во-первых, население Финляндии было не особенно заинтересовано в том, чтобы вновь войти в состав Швеции: оно имело большие гражданские свободы, находясь в составе России в качестве Великого княжества. Во-вторых, отношения между Россией и западными странами были урегулированы до того, как Швеция-Норвегия успели вступить в войну. И все же маленькую, но победу Швеция одержала. По условиям Парижского мира (1856) Россия обязалась не строить военные укрепления на Аландских островах (Аландский сервитут).

Уже во времена Карла XIV Юхана новая внешнеполитическая концепция привлекла внимание общественности в Швеции (и других северных странах): это была идея северного единства. Стремление к политическому и культурному объединению северных стран получило название скандинавизма. И в Швеции, и в Дании движение за северное единство было представлено в основном либералами, особенно в студенческой среде; консервативные круги, напротив, испытывали сомнения. И Оскар I, и Карл XV были приверженцами идей скандинавизма.

Мысль сама по себе не была лишена реализма: Швеция и Норвегия уже заключили унию, датчане же в условиях растущей немецкой угрозы искали поддержки у своих северных собратьев. Политическая ситуация напоминала события конца XIV века, которые привели к заключению Кальмарской унии.

Когда в 1864 году немцы напали на датчан, идея северного единства подверглась испытанию. Она оказалась недостаточно прочной – шведы и норвежцы предали датчан, которые в результате войны потеряли Шлезвиг и Гольштейн. Так обанкротился скандинавизм в политике. От гордых лозунгов северного единства осталась лишь общая денежная система (кроны и эре) и чувство солидарности, которое сохранилось и поныне (Северный совет, Объединение "Север").

Грамотность

Швеция гораздо раньше по сравнению с другими странами добилась грамотности. Эгиль Юханссон, который изучал эту проблему, полагает, что население научилось читать благодаря усилиям церкви (церковный закон 1686 г.). Закон вменял в обязанность родителям учить детей читать, если необходимо, то с помощью пастора. Церковь следила за грамотностью населения, это находило отражение в пасторских реестрах знания Закона Божьего прихожанами. Анализ этих материалов позволяет сделать вывод, что примерно половина всех шведов в середине XVIII века умела читать. В конце XVIII века грамотность достигла примерно 80%. Недостаток пасторских реестров как источника заключается в том, что для проверки умения читать брали религиозные книги, и, возможно, их содержание было известно из проповедей. Существуют, однако, другие свидетельства, которые указывают на рост грамотности среди населения. В XVIII веке увеличивается издание книг, что говорит о расширении круга лиц, желающих иметь доступ к ним. Можно предположить, что степень грамотности варьировалась в различных регионах страны. Время наибольшего развития грамотности приходится на период с 1660 по 1740 год. Этот процесс охватывает значительные территории Центральной Швеции и Норланда, а затем также южные и западные области страны. Было сделано любопытное наблюдение: грамотность не была связана с религиозностью. Скорее напротив, грамотность распространялась именно в тех областях, где в первую очередь прошла секуляризация.

Почему вопрос об умении читать и писать вызывает такой интерес? Помимо того, что обычно грамотность свидетельствует о степени модернизации, она указывает и на другие перемены. В развивающихся странах ныне существует очевидная связь между умением женщин читать и снижением рождаемости. Хранение информации должно выглядеть совершенно иначе в обществе, где не могут накапливать информацию в книгах, на жестких или CD-дисках. В устной культуре знания сохраняются путем запоминания и пересказа друг другу. В письменной культуре сами по себе знания могут быть забыты, но всегда можно их обрести вновь. Юхан Сёдерберг полагает, что растущий рынок и новые коммерческие отношения в XVIII веке предполагали умение читать, писать и считать. Рост знаний способствовал дальнейшему развитию экономических отношений

Развитие права в Швеции в новое время

С конца XVI века Ландслаг (Уложение) Кристофера, которое было принято еще в 1442 году, стало основным законом Швеции. В годы правления Карла IX предпринимались попытки ввести совершенно новый ландслаг. Когда они окончились неудачей, впервые в качестве вынужденной меры было издано земское уложение – Ландслаг 1608 года, а десятью годами позже и Общий кодекс шведского городского права (Стадслаг). Благодаря этому суды получили единые тексты законов, что создало лучшие условия для более единообразного отправления правосудия. Этому же способствовало и появление верховных судов. За ними закреплялись функции надзора и пересмотра решений различных судов первой инстанции в сельской местности и городах.

На протяжении XVII века неоднократно предпринимались попытки полностью пересмотреть ландслаги, которые, однако, не увенчались успехом, В 1686 году была образована Законодательная комиссия, которая после почти пятидесяти лет работы представила проект законодательства, принятый риксдагом. Таким образом, впервые разработанная для города и страны кодификация получила наименование государственного закона 1734 года. Этот закон был весьма традиционен по своему характеру и имел целью сохранение существовавших правовых и общественных отношений. Позже он подвергся изменениям и различные главы в нем в значительной степени были трансформированы, однако закон 1734 года формально никогда не упразднялся и продолжает оставаться некоей внешней рамкой в своде законов, несмотря на то, что немногие параграфы сохранились с тех времен.

В начале XIX века был принят новый основной закон, "форма правления" 1809 года. Несколькими годами позже появилась особая регламентация, касающаяся свободы печати (акт 1812 года о свободе печати). В середине XVIII века в Швеции свобода печати уже существовала несколько лет. В то же время был осуществлен принцип, согласно которому государственная документация становилась доступной для общественности, – так называемый принцип гласности. Уже с 1809 года и не в последнюю очередь благодаря акту 1812 года свобода печати утвердилась в качестве главного принципа. Чтобы подчеркнуть значение свободы печати, акту 1812 года был придан статус основного закона. "Форма правления" 1809 года предполагала также введение должности парламентского омбудсмана юстиции. В его функции входят надзор над исполнением законов должностными лицами и соблюдение гарантий против злоупотреблений властью по отношению к гражданам. Ныне институт омбудсманов получил распространение во многих демократических странах, выполняя там ту же миссию, что и в Швеции.

В начале XIX века была предпринята серьезная попытка полного пересмотра закона 1734 года, когда были предложены два либеральных проекта законов – по гражданскому (1826) и уголовному (1832) праву. Она окончилась неудачей в основном из-за противодействия консервативно настроенных и незаинтересованных в принятии этих законов могущественных групп тогдашнего сословного общества. Изменение законодательства и введение новых, более либеральных законов будет осуществлено в том же веке позже. В первую очередь это уголовное законодательство 1864 года, которое в несколько выхолощенной форме повторяло проект уголовного закона 1832 года, а также закон о свободе хозяйственной деятельности (1864) и новый акт о риксдаге, упразднивший сословный риксдаг и заменивший его двухпалатной парламентской системой (1866). Право голоса и право быть избранным, однако, ограничивалось определенным требованием имущественн0го ценза или получением определенного годового дохода.

В начале XX века в два приема была проведена избирательная реформа: сначала для мужчин при выборах во вторую палату (1909), а десятью годами позже всеобщее и равное право голоса получили мужчины и женщины на выборах в обе палаты риксдага. Это означало полную демократизацию государственной жизни. Во время второй мировой войны правительство ограничивало свободу печати по причинам внешнеполитического характера прежде всего из-за отношений с гитлеровской Германией. Негативный опыт военных лет привел к тому, что после войны, в 1949 году, был принят новый акт о свободе печати.

В 1950-1960-х годах осуществлялись основательные преобразования в правовой сфере. В результате появились новая конституция, "форма правления" 1974 года и акт о риксдаге того же года. Ранее акт о риксдаге имел статус основного закона, отныне он стал представлять собой нечто среднее между основным и обычным законом. Несколькими годами раньше двухпалатная система была упразднена, и риксдаг стал однопалатным (1970).

В начале XX века принимается принципиальное решение преобразовать законодательство 1734 года путем принятия частичных реформ. При сохранении систематики закона постепенно были изъяты различные его разделы. Впоследствии его дополнили новые положения: сначала семейное право, затем процессуальное, наследственное, уголовное и, наконец, появляется новый раздел, касающийся земельного права.

Характерной чертой развития шведского права начиная со Средних веков и до наших дней было стремление как народа, так и власть имущих полагаться на законы и право, что часто выражалось старой средневековой сентенцией: "Страна должна строиться законом". Это положение стало играть важную роль в национальном самосознании шведов.