Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
VI. Аграрии у власти и эпоха индустриальной революции (1867-1905)  

Источник: ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ (2002)


 

Период господства аграриев: проблемы обороны и налогов (1867-1885)

Парламентская реформа была проведена усилиями либерального среднего класса, но по иронии судьбы политическую власть в новом риксдаге получили аристократы (в первой палате) и аграрии (во второй палате). Причиной этого был высокий имущественный ценз при выборах в риксдаг, установленный реформой риксдага 1866 года. В основном землевладельцы обладали большими состояниями и получали высокие доходы.

Первую палату составили старое дворянство (более половины членов) и высшее чиновничество, епископы, генералитет, а также крупные землевладельцы и богатые предприниматели. Каких-либо политических групп или партий в этой палате не существовало вплоть до начала борьбы за введение пошлин в 1880-х годах.

Во второй палате, напротив, аграрии, от крестьян до крупных землевладельцев, создали уже в 1867 году парламентскую Партию сельских хозяев (Lantmamapartiet). Эта партия под руководством зажиточного крестьянина Карла Иварссона и помещиков Эмиля Кея и Арвида Поссе в течение двадцати лет имела устойчивое большинство во второй палате и играла ключевую роль в риксдаге. Численность второй палаты была больше, чем первой, и при совместном голосовании большинство во второй палате часто имело возможность проводить свои решения.

Партия сельских хозяев отстаивала интересы аграриев против "господ" и горожан. Она выступала за экономию государственных средств, за сокращение растущих расходов на бюрократический аппарат, военные нужды и высшее образование. Но в первую очередь деятельность партии была направлена на ликвидацию "вековых несправедливостей", лежавших бременем на крестьянском сословии: системы организации и содержания населением войска и поземельного налога.

В 1868 году во второй палате риксдага была образована и просуществовала несколько лет новая либеральная партия. В отличие от старых либералов, во главе которых стоял Луи де Геер, новая либеральная партия под руководством Адольфа Хедина стремилась придать либеральным требованиям большую социальную направленность; к числу основных вопросов, которые выдвигали новые либералы, относились: всеобщее право голоса, парламентаризм, свобода вероисповедания и права женщин. Приверженцы этой партии были как в сельской местности, так и в городах, среди них можно было встретить и "господ", и крестьян.

Главные противники Партии сельских хозяев и сторонники правительства во второй палате были сосредоточены в так называемом "Центре", который получил название интеллигентской или министерской партии (из-за своей поддержки правительства). К его приверженцам относились члены риксдага, в основном городские жители, которые практически по всем вопросам выступали против требований сельских землевладельцев.

Все политические партии были только парламентскими, а не национальными. О предвыборной борьбе, которая охватила бы всю страну, речь пока не шла.

Тремя основными вопросами, стоявшими на повестке дня политической жизни в первое время после принятия парламентской реформы, были: оборона, поземельный налог и пошлины. Они затрагивали, прежде всего, крестьянство.

Шведская оборона была в то время отсталой, и в основе ее все еще лежала устаревшая система организации и содержания армии населением, система, позволявшая держать под ружьем только 25 тыс. человек. В 1812 году наряду с такой организацией был введен рекрутский набор, представлявший собой первый шаг к всеобщей воинской повинности. Солдаты-рекруты проходили обучение в течение 30 дней (перед Крымской войной только 12 дней) и должны были во время войны усилить армию, которую содержало население. Военные эксперты считали эти меры недостаточными для действенной обороны.

Тема упразднения старой системы и создания современной армии, основанной на воинской повинности, дискутировалась с начала XIX века. Однако серьезное осознание необходимости модернизации шведской армии пришло с началом национальных войн в Европе в середине XIX века, особенно в связи с беспомощностью Швеции во время наступления на Данию (1864) прусской армии, сформированной на основе воинской повинности.

"Господа" в первой палате выступали с требованием модернизации шведской системы обороны. Исходя из военных нужд, они рекомендовали введение всеобщей воинской повинности. Сельские хозяева во второй палате риксдага в принципе тоже выступали за сильную оборону, построенную на основе всеобщей воинской повинности. Проблема заключалась лишь в ее финансировании.

Действовавшая в то время система обороны все еще финансировалась по большей части крестьянами, которые содержали войска и платили поземельный налог. Крестьяне опасались, что модернизация оборонной системы ляжет на них дополнительным бременем. Для них вопрос обороны был вопросом справедливости: владельцы дворянских имений, чиновники, мастеровые и "горожане" не несли никаких затрат на содержание войск и не платили какого-либо поземельного налога. Партия сельских хозяев поэтому выдвигала требование, чтобы все население оплачивало оборонные мероприятия: поземельный налог и система содержания населением армии должны быть уничтожены, а затраты на модернизированную оборону лечь на государство и покрываться за счет налоговых средств, поступающих от всех общественных групп.

Проблема обороны и поземельного налога послужила причиной затяжной борьбы – своего рода политической позиционной войны – между обеими палатами риксдага, между "господами" и сельскими хозяевами.

В 1873 году была предпринята первая попытка разрешить проблему путем парламентского компромисса: срок военной подготовки для рекрутов подлежал увеличению при постепенной отмене поземельного налога и отказе от системы содержания населением армии. Эти мероприятия предполагали растянуть на 33 года. Тем самым риксдаг признал связь между увеличением сроков воинского призыва и упразднением поземельного налога и системы содержания армии населением.

Данный компромисс был, однако, чисто теоретическим решением вопроса, той формой, которую еще следовало заполнить конкретным содержанием. На практике это оказалось сложным делом.

На флоте модернизация началась раньше, чем в армии. Во многих странах, соседствующих со Швецией, принялись за строительство броненосцев, и поэтому уже в 1880-х годах в системе шведской обороны они пришли на смену старым деревянным судам.

Впервые в 1885 году премьер-министру О. Р. Темптандеру удалось провести в риксдаге решение об обороне в духе вышеупомянутого компромисса: рамки призывного возраста были расширены до 12 лет (с 21 до 32 лет) и сроки военной подготовки призывников увеличивались с 30 до 42 дней; вместе с тем государство брало на себя 30% затрат на содержание армии, которую ранее содержало население, также на 30% снижался поземельный налог. Таким образом, проблема обороны в какой-то степени была разрешена. Это оказалось весьма своевременным, поскольку политическую остроту приобрел другой вопрос – вопрос о пошлинах. (См. раздел Проблема обороны 1809-1914).

Важной чертой начавшегося процесса демократизации в Швеции было появление так называемых народных движений, под которыми подразумеваются большие добровольные объединения людей, стремящихся к достижению какой-либо "идейно окрашенной цели". Характерной чертой народного движения является то, что оно начинается снизу и основано на самоуправлении. В конце XIX века в Швеции возникли: движение за свободную церковь, движение трезвенников, рабочее и женское движения. На рубеже веков появилось спортивное движение. (См. раздел Народные движения.)

Значительный прирост населения в Швеции продолжался и во второй половине XIX века, деревня все еще не справлялась с обеспечением продуктами питания растущего населения. Перестройка хозяйственной жизни страны – индустриализация – шла недостаточно быстро, чтобы создать нужное количество рабочих мест в промышленности, трудовая миграция и переезд в города не решали поэтому проблему заработка. Многие в поисках более обеспеченной жизни и приобретения уверенности в будущем выбирали эмиграцию и уезжали, прежде всего, в Северную Америку. Возможности уехать в другую страну в XIX веке значительно расширились благодаря появлению новых транспортных средств – пароходов. Эмиграция значительных масс людей, с точки зрения современников, прежде всего властей Швеции, представляла серьезную общественную проблему. (См. раздел Эмиграция.)

В сфере внешней политики Швеция начинает отказываться от своей ориентации на западные державы (Англия и Франция), и в культурной, экономической и политической областях все больше сближается с вновь образованной Германской империей. Одновременно сохраняется тенденция добрососедских отношений с Россией. Немецкая военная машина вызывает восхищение главным образом консервативных кругов; контакты с Германией в области экономики, науки, превращение немецкого языка в основной иностранный язык в системе школьного обучения – приметы этого времени. Однако в левых кругах и среди деятелей культуры сохраняются симпатии и интерес к западным державам.

Из-за прогерманского настроя Швеции портятся ее отношения с Норвегией, которая по причинам торгово-политического характера остается привержена своей прозападной ориентации.

Эмиграция

С 1821 по 1930 год 50 млн. европейцев переехало за океан: в США – 33 млн., остальные – в Канаду, Южную Америку и Австралию. Из Швеции эмигрировало примерно 1,2 млн., из которых 200 тыс. вернулось на родину. Эта цифра может показаться незначительной по сравнению с эмиграцией из других стран Европы, но пропорционально населению только в Ирландии и Норвегии эмигрантов было больше. В 1910 году примерно каждый пятый швед жил в США, если считать первое поколение эмигрантов и их детей. Браки с представителями других этнических групп увеличили число людей шведского или частично шведского происхождения; 4,6 млн. жителей США в 1990 году признавали, что у них есть шведские "корни".

Колебания цифр ежегодной эмиграции определялись экономической конъюнктурой в Швеции и Америке. Когда неблагоприятная ситуация в Швеции совпадала с благоприятной в Америке, эти цифры оказывались самыми высокими, как это было в конце 1860-х годов и на протяжении почти всех 1880-х годов

Возможность дешево приобрести землю за океаном привлекала многих шведов, которые хотели заниматься сельским хозяйством. После 1862 года землю в соответствии с Гомстед-актом можно было получить практически даром. Многие эмигранты отправлялись на лесозаготовки, горные промыслы или на строительство железных дорог, позднее – в индустриальные города восточных штатов. Доля шведских женщин среди эмигрантов быстро росла и сравнялась с долей мужчин-эмигрантов. Женщины искали преимущественно работу домашней прислуги в городах.

Движение населения зависело от того, в каком районе Швеции жили уезжающие. Часть населения связанная с традиционным аграрным обществом XIX века, пополняла ряды эмигрантов, другая в поисках работы переселялась в города. На миграцию оказывали влияние такие факторы, как близость к городам и индустриальным районам, а также ранее существовавшие миграционные традиции и связи с Америкой. Наиболее сильный эмиграционный поток шел из южных и западных областей Швеции, из района Бергслагена, меньший – из района Стокгольма и первое время – из Норланда.

Первые эмигранты уезжали в основном семьями из аграрных районов Швеции. Впоследствии увеличилось число эмигрантов-одиночек. Они представляли самые разные слои общества и оказались моложе тех, кто уезжал ранее, многим было от 15 до 20 лет. Главным мотивом отъезда являлось наличие родственников или знакомых в Америке.

На размеры эмиграции оказывали влияние мощные коммерческие структуры в Америке: промышленные и железнодорожные компании, а также силы, заинтересованные в притоке населения в ряд штатов страны. Информационные и рекламные кампании были скоординированы с деятельностью трансатлантических пароходств. Генеральные представители в крупных портовых городах Европы и множество агентов на местах стимулировали эмиграцию, информируя население и продавая билеты на пароходы. Тем, кто эмигрировал раньше, лица, экономически заинтересованные в притоке новых людей, предлагали бесплатные поездки на родину, при условии, что они привлекут в Америку новых эмигрантов. Новоиспеченным шведским "янки", хорошо осведомленным о положении дел в Америке, было легко уговаривать людей эмигрировать. В целом первые эмигранты сыграли большую роль в том, что эмиграционный поток продолжался. Множество писем с Американского континента, к которым иногда был приложен оплаченный билет в Америку, способствовали усилению американской "лихорадки".

Самый значительный в истории отток населения из Швеции, как и из других стран Европы, был облегчением для страны в условиях демографического роста и безработицы и уменьшал угрозу со стороны "опасного низшего класса". Помимо этого непосредственные контакты с Америкой укрепляли родственные связи и создавали каналы, соединяющие людей по обеим сторонам Атлантики.

Индустриализация Швеции

Бурное развитие индустриализации в Швеции наблюдалось во второй половине XIX века. Обычно различают три ее фазы. Первая относится к 1850-м годам и характеризуется увеличением спроса на пиломатериалы в европейских странах. Район лесопильных заводов вокруг города Сундсваль переживал период высокой конъюнктуры. Лес приобрел еще большую экономическую ценность, чем раньше. Продажа его крестьянами способствовала развитию рынка в аграрном обществе.

Следующая фаза началась в 1870-х годах новым экспортным бумом на дерево, овес и железо. Иностранный спрос все еще был важной движущей силой производства. Одновременно увеличились инвестиции в инфраструктуру и строительство железных дорог Железные дороги существенно сократили транспортные расходы, которые раньше были препятствием развитию торговли большими по объему товарами. Государство способствовало процессу экономического роста, получая займы за границей для инвестиций в железнодорожное строительство.

Третья фаза совпала с периодом высокой конъюнктуры 1890-х годов. Быстро развивалось фабричное производство, но на фабриках использовали не только машинный, но и ручной труд. Рабочие начали создавать объединения, охватывавшие всю страну. Вырос экспорт бумажной массы и специализированной продукции машиностроения, в то время как доля вывозимых лесоматериалов и зерна уменьшалась. На экспорт, таким образом, все больше шло товаров обрабатывающей промышленности. Экономический рост в промышленности и сельском хозяйстве вел к увеличению доходов рабочих и крестьян. Следствием этого стал рост внутреннего спроса на товары широкого потребления, начиная с кофе и кончая обувью. Быстро поднимались города, но многие промышленные предприятия находились вне городских кварталов, такие, например, как целлюлозные фабрики, лесопильни, металлургические и стекольные заводы. Внутренний рынок расширялся. Индустриализация приобрела более сбалансированный характер: она ориентировалась как на экспорт, так и на внутренний рынок, на потребительские товары и средства производства. Шведская промышленность приобретала облик, присущий ей долгие годы.

На ход индустриализации в значительной степени влияли происходящие изменения в окружающем мире. Но было бы неверно утверждать, что индустриализация в стране идет успешно только потому, что существует спрос на ее товары за границей. Шведская индустриализация имела внутренние предпосылки для развития, уходящие корнями в далекое прошлое. В стране давно существовало ориентированное на экспорт производство железа. Традиционный металлургический завод представлял собой весьма жизнеспособный тип предприятия. Когда в середине XIX века начала быстро развертываться индустриализация, население страны было неплохо образовано, большинство умело, по меньшей мере, читать. Промышленность и сельское хозяйство были тесно взаимосвязаны. В сельском хозяйстве с середины XVIII века наблюдался рост производства, который стимулировал спрос на текстильные товары и продукты ремесел. В таких районах, как Шёхерадсбугден, традиции кустарного производства послужили значительным стимулом для развития производства промышленного. Таким образом, у индустриализации были хорошие предпосылки. Она не представляла собой, как иногда полагают, некий драматичный перелом в развитии.

Народные движения

Народные движения в течение длительного времени представляли собой хребет шведской демократии – что имело как положительные, так и отрицательные последствия. Многие из современных партий – социал-демократическая, Народная партия, партия Центра, в определенной степени и Левая партия – тесно связаны с народными движениями, которые объединили в себе людей, имеющих какую-либо общую цель (так называемые организации по интересам) и работающих в них абсолютно бескорыстно. К таким движениям следует отнести религиозные секты, движение за трезвость и профсоюзное движение Спортивное движение позже тоже стали считать народным движением, как и организации квартиросъемщиков, потребителей, а также организации, объединяющие по интересам людей, связанных с сельским хозяйством. Период расцвета этих движений продолжался с последних десятилетий XIX века до второй мировой войны.

Народные движения XIX века часто строились по принципу прямой демократии. Члены организаций выбирали свои правления на выборах, где каждый обладал одним голосом. Проводилась большая работа по обучению рядовых участников движений навыкам публичных выступлений и умению управлять деятельностью объединений и обществ. Опыт функционирования этих организаций породил настойчивые требования всеобщего права голоса и парламентской формы правления.

В XX веке прямая демократия переросла в демократию представительную. Облеченные доверием руководители все четче осознавали, что их задача состоит в том, чтобы руководить своим коллективом и не только агитировать в пользу интересов его членов, но и раскрывать им суть этих интересов. Дистанция между руководителями и членами увеличивалась. Организованные народные движения рассматривались все чаще как застывшие демократии, которые подавляли новые идеи и оппозицию. Поэтому в последние десятилетия XX века появилось множество новых организаций с радикально настроенными активистами, с формами прямой демократии и участниками-энтузиастами.

Народные движения все еще играют важную роль в организации широких общественных групп, толковании и защите их интересов. Протесты против власть имущих обернулись тесным сотрудничеством с государственными институтами. Критика общественного устройства, характерная для народных движений, все более явно сводилась к защите традиционных идей и представлений, которые пересматриваются ныне в результате действия разнообразных факторов – активизации рыночных сил, индивидуалистических настроений и результатов экономии общественных средств.

Народные движения возникли в конце XVIII – начале XIX века как движения протеста против существующих общественных порядков. Простые крестьяне, прислуга и работники настойчиво утверждали свое право толковать слово Божье, которое они сами могли прочесть в Священном писании. Религиозные сектантские движения отличало сильное стремление к тому, чтобы христианским вероучением была проникнута повседневная жизнь людей. В этих движениях воспитывалась самостоятельность не только по отношению к государственной церкви, но и к королевской власти и властям в целом. Во второй половине XIX века сектантское движение организовалось в несколько сильных свободных церквей, таких, как Методистская церковь (1876), Шведская баптистская церковь (1866), Шведский союз миссий (1878) и Движение Троицы (1913).

Движение трезвенников объединяло порядочных и ответственных граждан. Зачастую ими были женщины, глубоко страдавшие от любящих выпить, расточительных мужей. Моральные требования движения трезвенников касались как образа жизни отдельных людей, так и общества в целом. Из движения трезвенников вышло много членов риксдага и министров, которые привнесли в политику свою мораль и порядочность. Движение трезвенников на местах обычно было организовано в общества (ложи); к наиболее важным обществам относились Орден Храма Господня (Godtemplarorden – IOGT), ныне слившийся с Национальным Храмовым Орденом (NTO), а также близкое к рабочему движению Общество трезвости Верданди.

С первой половины XIX века увеличилось число наемных рабочих. Появившийся рабочий класс объединялся в профсоюзные организации для борьбы за свои интересы и ослабление безжалостной конкуренции за рабочие места. Борьба за свои интересы соединялась с мечтой об ином, лучшем обществе, где рабочие были бы хозяевами в собственном доме и труд приносил бы радость. Рабочее профсоюзное движение, организованное в Центральное объединение профсоюзов Швеции, и социал-демократическая рабочая партия в их единстве представляли собой мощное рабочее движение. В 1930-1940-х годах были созданы собственные профсоюзные организации служащих – Центральное объединение служащих и Центральная шведская организация работников с высшим образованием.

"Период государственной политики": пошлины, оборона и право голоса; расторжение унии; "рабочий вопрос" (1885-1905)

Проблема обороны получила неожиданное разрешение в 1885 году. В политических дебатах стала доминировать проблема пошлин. Противоречия между "господами" и сельскими хозяевами по вопросу обороны были оттеснены противоречиями между сторонниками свободной торговли и теми, кто выступал за введение пошлин.

Начиная с 1865 года Швеция, как и большинство европейских стран, проводила политику свободной торговли. В начале 1880-х годов система свободной торговли подвергалась все более ожесточенной критике и в Швеции, и в других странах. Причиной было появление на европейском рынке большого количества дешевого зерна из России и Америки. Шведские помещики и простые крестьяне страдали от этой новой конкуренции и требовали, чтобы государственные власти защитили отечественную сельскохозяйственную продукцию. Развивающаяся шведская промышленность, вынужденная конкурировать с более развитой западноевропейской промышленностью, тоже требовала введения пошлин. Лозунг сторонников введения протекционистских пошлин гласил: "Швецию – шведам!"

Население городов, а также крестьяне, не занятые выращиванием зерновых и жившие на Крайнем Севере и в Сконе, в целом выступали за свободу торговли, так как полагали, что введение пошлин должно привести к росту цен на отечественные и импортируемые продукты питания и как следствие к росту стоимости жизни. Лозунгом сторонников свободы торговли был: "Никаких голодных пошлин!"

Вопрос пошлин расколол Партию сельских хозяев. В результате образовалась партия сторонников свободы торговли – старая Партия сельских хозяев во главе с Карлом Иварссоном и партия сторонников пошлин – новая Партия сельских хозяев во главе с помещиком Э. Г. Бустрёмом. После того как проблема пошлин была разрешена, обе фракции вновь воссоединились в одну партию (1895).

В период борьбы по вопросу пошлин в первой палате риксдага образовались первые парламентские партии: партия сторонников пошлин и партия сторонников свободы торговли.

Чтобы воспрепятствовать сторонникам пошлин в риксдаге провести законопроект о пошлинах на рожь, король, симпатизировавший сторонникам свободы торговли, распустил в 1887 году вторую палату и объявил новые выборы. Такая мера была предпринята впервые в истории нового риксдага. Вопрос о пошлинах занимал большинство населения Швеции и разделил нацию на два непримиримых лагеря. Никогда ранее политические интересы не были столь различны перед выборами, как в этот раз. Процент пришедших на выборы был высок и составил 48% по сравнению с 25% на прошлых выборах.

Результаты выборов оправдали надежды короля: сторонники свободы торговли получили большинство во второй палате. Однако 1 из 22 сторонников свободы торговли, избранных в парламент по стокгольмскому списку (он получил насмешливое прозвище "Улле – кухня для бедных"), не заплатил коммунального налога (11 крон и 58 эре), и поэтому весь список, согласно конституции, был аннулирован. Вследствие этого сторонники пошлин получили большинство во второй палате.

На заседании риксдага 1888 года были введены пошлины на зерно и часть промышленных товаров, однако защитительные пошлины оказались умеренными и мало затронули большие группы потребителей. Вскоре вопрос о пошлинах перестал вызывать споры.

Пока шла бурная борьба из-за пошлин, назревала проблема обороны, которая в один прекрасный момент стала объектом особого внимания. Премьер-министру Э.Г. Бустрёму удалось в 1892 году сделать шаг вперед и заставить риксдаг пойти на еще один компромисс. Бустрём провел свой законопроект после того, как пообещал снизить прогрессивные налоги и пошлины. Напряженные отношения между Швецией и Норвегией летом 1892 года (консульский кризис) также повлияли на общественное мнение и ускорили соглашение по проблеме обороны.

На заседании риксдага 1901 года проблема обороны нашла свое разрешение: согласно постановлению, она в целом должна была строиться на основе всеобщей воинской повинности; время обучения увеличивалось. Одновременно удалось удовлетворить требования крестьян: поземельный налог и существовавшая более двух столетий система содержания армии населением были упразднены. Государство компенсировало недостающую сумму налогов (поземельного налога) и дополнительные затраты (финансируемую государством систему воинской повинности вместо финансируемой крестьянами старой системы содержания армии) с помощью косвенных налогов и доходов от пошлин.

Однако остались недовольные. Они считали, что проблема обороны не решена окончательно, что проявилось в 1911-1914 годах.

"Государственный политик" Э. Г. Бустрём, единогласно избранный руководитель Партии сельских хозяев и первый партийный лидер, сохранивший пост премьер-министра, посвятил время пребывания у власти (1891-1900, 1902-05) проведению трех важнейших реформ. Это военное законодательство 1901 года, упразднение поземельного налога и создание системы пошлин для защиты шведского сельского хозяйства и шведской промышленности.

В течение всего этого периода продолжалось промышленное развитие, которое в большей степени, чем политические решения, преобразовало шведское общество. Возникают так называемые индустрии самородков: предприятия, которые появились в результате внедрения гениальных открытий отдельных личностей – например, завод по производству подшипников – SKF (подшипники Свена Вингквиста), Альфа-Лаваль (молочный сепаратор Густава де Лаваля), производство телефонов Л. М. Эрикссона (настольные телефоны), AGA (полностью автоматическое устройство маяка Густава Далена). Со временем эти предприятия станут мультинациональными. С обоснованной гордостью достижения шведской промышленности были продемонстрированы на большой промышленной выставке в Стокгольме в 1897 году. (См. раздел Шведская индустриализация.)

С началом индустриализации в 1850-х годах появляется новый общественный класс промышленных рабочих. В течение долгого времени условия жизни рабочих оставались тяжелыми: изнурительный труд, длинный рабочий день; ненадежными были и условия найма – работодатель имел единоличное право нанимать и увольнять рабочих по собственному усмотрению. Государственные власти уделяли внимание "рабочему вопросу" и пытались законодательным путем смягчить особо вопиющие несправедливости.

С целью улучшить условия своего существования и отстаивать свои интересы рабочие объединялись в профсоюзы. Они выдвигали требования сокращения рабочего дня, большей заработной платы, соблюдения техники безопасности на рабочих местах и более справедливых условий найма. Со временем количество профсоюзных организаций росло; они объединялись в союзы, в которые входили представители одной профессии в масштабе всей страны. Первыми в такой профессиональный союз объединились типографские рабочие (1886). В 1898 году возникло Центральное объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ). Частные предприниматели создали свои собственные организации по всей стране. В 1902 году было основано Объединение работодателей Швеции (ОРШ) – аналог ЦОПШ, созданного рабочими.

В 1881 году портной Август Пальм начал свою общественно-политическую деятельность и заложил основы нового политического народного движения в Швеции: в 1889 году была образована социал-демократическая партия, которая, взяв на вооружение идею социализма, провозгласила своей целью борьбу за дело рабочих и преобразование общества в демократическом направлении. Лидером партии стал Яльмар Брантинг. (См. раздел Яльмар Брантинг).

Другие общественные группы также стали объединяться в общенациональные партии. В 1900 году группы либерального толка в риксдаге образовали объединенную либеральную партию под руководством адвоката Карла Стаафа. Ее общенациональная организация, которая вначале функционировала как предвыборный блок, возникла в 1902 году и получила название "Объединение свободомыслящих". В 1912 году из партии сельских хозяев и различных правых группировок во второй палате под руководством адмирала Арвида Линдмана была создана Крестьянско-бюргерская партия. В том же году правые в первой палате объединились в национальную партию под руководством профессора права Эрнста Трюггера. Правым, однако, не удалось еще создать общую для обеих палат партию, но с 1904 года у них появилась общая национальная выборная организация – "Всеобщий союз избирателей". Те группы партии сельских хозяев, которые не перешли к правым, создали две партии риксдага с выраженным крестьянским уклоном: Крестьянский союз (1913) и Национальный союз сельских хозяев (1915), в 1921 году они слились в одну национальную партию – Крестьянский союз.

Парламентская реформа 1866 года заменила сословные принципы избирательного права на принципы гражданские. Однако ограничения в праве выбирать и быть избранными означали, что значительные группы населения с низкими доходами, особенно большая часть рабочих, остались вне политики. Уже в первое время действия нового закона о риксдаге выдвигались требования участия в выборах других категорий населения. Они исходили от радикальных кругов как внутри, так и вне риксдага, прежде всего новых либералов. Постепенно рабочее движение подхватило лозунг предоставления права голоса широким общественным группам. Крестьяне оставались более умеренными и сомневались в необходимости такого расширения демократических прав, так как боялись, что растущий рабочий класс будет составлять угрозу их позициям в политике.

В 1890-х годах, когда проблема пошлин была снята с повестки дня, вопрос избирательного права стал главным в шведской политике и оставался таковым вплоть до 1909 года, с коротким перерывом в 1905 году, когда разразился кризис шведско-норвежской унии. Раскол общества на сторонников пошлин и защитников свободы торговли в период борьбы за введение тарифов сменился при обсуждении проблемы избирательного права на разграничение на правых (консерваторов) и левых (либералов и социал-демократов), где правые выступали за сохранение ограничений права голоса, а левые – за его расширение.

Вне стен риксдага движение за избирательное право получило свое организационное оформление в Шведском союзе за всеобщее избирательное право (1890). Радикалы всех мастей выступали против политики риксдага, за созыв так называемых народных риксдагов, которые избирались бы на основе всеобщего права голоса (1893, 1896). Дискутировалась и возможность забастовки в качестве метода давления.

В лагере правых вскоре тоже поняли, что расширение избирательного права неизбежно. Поэтому для них было важно иметь гарантии при расширении права голоса, то есть надо было провести реформу таким образом, чтобы сохранить влияние образованных, богатых и имущих людей. По этой причине они хотели сохранить так называемый "ценз порядочности", личную королевскую (а не парламентскую) власть (имеется в виду право короля, а не парламента, назначать правительство – прим. ред.) и пропорциональные выборы.

"Ценз порядочности" предполагал соблюдение определенных требований к голосующему: несение воинской повинности и выплату государственного и коммунального налогов за фиксированное время до выборов. Последнее требование почти лишало рабочих права голоса, так как налоги выплачивались ими после года работы; если же человек болел или сидел без работы, то налоги оставались невыплаченными. Королевская власть рассматривалась правыми как гарантия консерватизма.

Но главной заботой было уничтожение мажоритарной системы выборов в избирательных округах, где выбирался один кандидат. Вместо этого предлагалась пропорциональная система выборов, на которой партии получают мандаты в избирательном округе пропорционально количеству голосов, полученных на выборах. Существовали опасения, что всеобщее избирательное право в комбинации с мажоритарной системой выборов будет означать, что правые полностью потеряют влияние во второй палате. При пропорциональных выборах правые могли надеяться получить такое количество голосов во второй палате, что вместе с большинством голосов в первой палате они имели бы возможность выигрывать важные совместные голосования. Либералы и социал-демократы стремились воспрепятствовать этому и выступали за мажоритарные выборы. Левые надеялись поэтому, что после завоевания всеобщего избирательного права и введения мажоритарной системы выборов они получат такое левое большинство во второй палате, которое гарантирует им успех при общем голосовании двух палат. Значение первой палаты в политике в таком случае должно было постепенно сойти на нет (парламентаризм второй палаты).

Такие тактические замыслы с обеих сторон исходили из посылки, что должна реформироваться только избирательная система выборов во вторую палату.

Решение вопроса оборонной политики путем введения всеобщей воинской повинности ускорило и решение вопроса об избирательной системе. Сочли незаконным, что швед (речь шла только о мужчинах), обязанный участвовать в обороне страны, не имеет всех гражданских прав, то есть права голоса. Был выдвинут лозунг: "Один человек, одна винтовка, один голос". Национальный шведский поэт Вернер фон Хейденстам выразил ту же мысль в своей "Гражданской песне":

Позор, пятно на шведском знамени,

Деньгами меряют гражданское право нации.

Стихотворение было опубликовано в газете "Свенска Дагбладет" в день выборов 1899 года; оно отразило настроения многих людей, даже принадлежавших к умеренно консервативным кругам.

На выборах во вторую палату риксдага в 1902 году стало ясно, что почти все кандидаты в принципе были за всеобщее право голоса на выборах во вторую палату. Поэтому в дальнейшем борьба касалась лишь системы выборов – мажоритарных или пропорциональных, а также "ценза порядочности".

Правительство выдвинуло несколько законопроектов изменения избирательной системы (1896, 1902, 1904), но ни один из них не был принят риксдагом.

В 1905 году кризис шведско-норвежской унии прервал дискуссию о реформировании избирательной системы. (См. раздел Шведско-норвежская уния 1814-1905).

Шведско-норвежская уния (1814-1905)

С 1814 по 1905 год между Швецией и Норвегией существовал своеобразный союз. Он означал, что обе страны проводили общую внешнюю политику и связали себя определенными обязательствами в области обороны. Главным "связующим звеном" между странами был общий король. Ослабление королевской власти в XIX веке означало и ослабление унитарных связей вплоть до расторжения унии в 1905 году.

Если говорить объективно, едва ли эта личная уния может рассматриваться как неудавшаяся. Период унии отличался стабильным миром, что не имело исторических аналогов. Благодаря союзу двух стран норвежский флот превратился в один из крупнейших в мире.

Однако с политической точки зрения, уния была с самого начала уродливой конструкцией, вызывавшей негативную реакцию у националистов по обе стороны горного хребта, разделяющего Норвегию и Швецию. Ведь уния не была заключена с добровольного согласия сторон, она основывалась на принуждении. Датская провинция – Норвегия была передана по условиям Кильского мира 1814 года шведскому королю в знак благодарности великих держав за вклад Швеции в войну против Наполеона I Норвежцы, однако, перечеркнули эти планы, объявив себя независимым государством с самой демократической конституцией в Европе (Эйдсволль, 17 мая). По конвенции, принятой в Моссе после непродолжительной шведско-норвежской войны, Швеция вынудила Норвегию заключить унию. Вопреки советам, шведский наследник престола Карл Юхан отказался от аннексии.

Этого оказалось совершенно недостаточно шведским националистам, которые надеялись компенсировать свои потери на востоке (Финляндия, 1809) приобретением норвежских территорий. Норвежские националисты сначала имели все основания быть довольными, но вскоре настойчиво и не без успеха воспротивились попыткам Карла XIV Юхана вернуть потерянные территории. Это был первый период существования унии – 1814-45 годы.

Сын короля Оскар I, вступивший на престол в 1845 году, наметил курс, предполагавший ослабление напряженности и плодотворное сотрудничество. Эта политика была свойственна второму периоду существования унии – 1845-75 годы. Символическое равенство в положении двух стран, в котором сначала Норвегии было отказано, впоследствии все больше становилось реальностью. Но планы превратить личную унию в настоящий союз все больше казались утопическими, учитывая безразличное отношение к ним Норвегии. Третий период существования унии, 1875—1905 годы, стал поистине затянувшейся агонией. Норвежская крестьянская партия Венстре под умелым руководством Юхана Свердрупа и Бьёрнстерне Бьёрнсона с его зажигательными лозунгами использовали любой удобный случай для борьбы за расширение демократии и парламентаризма (реформа проведена в 1884 г.). Это была не просто борьба против растущего влияния королевской власти; она была направлена против иностранной королевской власти. Что касается Швеции, то здесь ультраправые силы с мощным влиянием в первой палате риксдага имели возможность проводить агрессивную антинорвежскую линию. В 1890-х годах кризисы унии следовали один за другим, вызванные неприемлемыми требованиями норвежской стороны, касавшимися разделения консульской и дипломатической службы (введение института собственных консулов и министров иностранных дел)

Когда стортинг 7 июня 1905 года объявил Оскара II низложенным де-факто, это решение вызвало одобрение норвежского народа. На всенародном голосовании норвежцев, провести которое настоятельно требовали возмущенные шведы, 368 тыс. были против унии и 184 тыс. за нее. Несомненно, нависшую опасность войны предотвратило Карлстадское соглашение, заключенное после переговоров в сентябре 1905 года.

Фактическое расторжение унии прошло легко. "Две страны уже не были связаны друг с другом и могли идти каждая своим путем", – пишет Грете Вэрнё. Но в идеологическом плане в этом "браке" было много проблем, затрагивавших престиж двух стран, и они оставили незаживающие шрамы. В Норвегии считалось, что борьба против иностранного вмешательства была доблестной. В этом смысле 1905 год означал успех, который, по мнению крайних норвежских националистов, даже превосходил освобождение 1814 года. В Швеции, напротив, считалось, что политика по отношению к Норвегии была (слишком) порядочной с начала до конца. Разве не получила Норвегия собственный торговый флот со знаком унии в 1845 году? Разве она не сняла его с флага в 1899 году? И взамен на эти и другие постоянные уступки Швеция получила лишь неблагодарность Норвегии.

С расторжением унии националисты в Швеции получили стимул для нового накопления сил, которые теперь были направлены не на внешнеполитические, а на внутренние проблемы страны. Вряд ли было бы ошибкой утверждать, что успешное развитие таких движений, как Движение родного края и Движение собственного дома, или проведение избирательной реформы 1907 года – следствие произошедших перемен.