Время демократического прорыва (1905-1920)
После того как шведский риксдаг отменил государственный акт или закон, который регулировал отношения между входившими в унию Швецией и Норвегией, а Оскар II официально отрекся от норвежского престола (26 октября 1905 г.), уния прекратила свое существование.
Вновь на повестку дня в шведской политике встала проблема избирательного права. Все прежние законопроекты, призванные реформировать его, риксдаг заблокировал, и, таким образом, решение этого вопроса на парламентском уровне было заморожено.
Кабинет Стаафа, пришедший к власти после расторжения унии в 1905 году, в 1906-м внес предложение о всеобщем избирательном праве при сохранении мажоритарной системы. Однако именно из-за этого законопроект правительства был забаллотирован первой палатой риксдага.
Кабинет Стаафа ушел в отставку, и на смену ему пришло правое правительство под руководством адмирала Линдмана.
Новое правительство сумело достичь того, что не удалось предыдущим: заставить риксдаг принять предложение о всеобщем избирательном праве для мужчин на выборах во вторую палату парламента. Линдману удалось добиться, чтобы левые партии проголосовали за предложенный законопроект, хотя им не нравился пункт о пропорциональной системе выборов. Дело в том, что правительственное предложение содержало три радикализирующих избирательную систему момента. Во-первых, возрастной ценз снижался с 25 до 24 лет. Во-вторых, схема пропорционализма расширялась и распространялась на институции, выбиравшие членов первой палаты (ландстинги и собрания городских уполномоченных крупных городов), так называемый "двойной пропорционализм". В-третьих, на коммунальных выборах вводилась шкала, согласно которой даже самые состоятельные налогоплательщики располагали не более чем 40 голосами; право голоса распространялось на тех, кто был освобожден от уплаты налогов, налогоплательщики же должны были погасить налоги за последние три года (налоговый ценз). Для расширения возможностей быть избранным в первую палату минимальный годовой доход снижался для кандидатов в депутаты до 3 тыс. крон, а размеры недвижимости до 50 тыс. крон; для членов первой палаты риксдага также устанавливалось жалованье.
Избирательная реформа Линдмана не обсуждалась риксдагом созыва 1907 года; по решению риксдага созыва 1909 года она была включена в основной закон страны.
Швеция последней из североевропейских стран приняла закон о всеобщем избирательном праве: в Дании это было сделано в 1849 году, в Норвегии – в 1898-м и в Финляндии – в 1906 году (причем не только для мужчин, но и для женщин).
Очередные выборы во вторую палату, первый раз проведенные согласно новым положениям избирательной реформы в 1911 году, принесли большой успех либералам и социал-демократам. В результате выборов к власти вновь пришел Карл Стааф, возглавивший либеральное правительство.
За стенами риксдага тоже шла борьба между правыми и левыми, а именно работодателями и рабочими. Длительная низкая конъюнктура побудила Объединение работодателей Швеции в 1909 году прибегнуть к локауту, чтобы снизить заработную плату рабочим. Центральным объединением профсоюзов Швеции это было воспринято как вызов, и оно ответило всеобщей забастовкой – крупнейшей в истории шведского рабочего движения. В ней участвовали преимущественно рабочие (300 тыс. рабочих – членов ЦОПШ). В ЦОПШ надеялись с помощью всеобщей забастовки парализовать государственные структуры и, таким образом, добиться выполнения своих требований. Однако этот расчет оказался неверным – государственный аппарат продолжал функционировать и в условиях забастовки. Забастовочные кассы быстро опустели, и ЦОПШ было вынуждено капитулировать, а рабочим пришлось выйти на работу, не добившись выполнения своих требований. Критика в адрес руководства ЦОПШ со стороны рядовых членов была очень жесткой, и половина из них вышла из объединения, чем ослабила его на многие годы вперед.
Постоянную озабоченность многих шведов вызывала система национальной обороны. Политическое развитие в Европе в условиях "вооруженного мира" настораживало; и хотя никакая прямая угроза не исходила от иностранных держав, страх Швеции перед Россией держал всех в напряжении и неуверенности.
В вопросе об обороне противостояли две группировки. Члены одной выступали за оборону. В нее входили представители правых и либералы, поддерживавшие оборонную политику, а также значительная часть сельских хозяев. Другую, антимилитаристскую (если не пацифистскую), составляли социал-демократы и свободомыслящие либералы. Либералы, таким образом, оказались расколотыми.
В год демократического прорыва (1911) борьба по вопросам обороны вспыхнула с новой силой. В политических дебатах выдвигались требования выделения больших средств на оборону за счет ассигнований на социально-политические мероприятия. Кабинет Стаафа создал комиссии, которым было поручено рассмотреть проблему распределения средств на оборону и на социальный сектор. В итоге правительство отложило строительство броненосцев на неопределенное время.
Социально-политические устремления либерального правительства нашли выражение в широкой реформистской работе, особенно в законодательной области, относящейся к охране труда; в 1913 году был принят первый в истории Швеции закон о всеобщих народных пенсиях. Закон может рассматриваться как прелюдия широкомасштабного социального законодательства, развитие которого характерно для XX века в целом.
Густав V считал, что правительство Стаафа отличалось нерешительностью в вопросе об обороне, что нашло отражение в протоколе заседания правительства, зафиксировавшем его особое мнение. Всемирно известный исследователь-путешественник Свен Хедин опубликовал памфлет "Слово предупреждения" (1912), в котором он рассуждает о русской угрозе. Массовые тиражи памфлета распространялись по всей стране. В двух кампаниях по сбору средств, охвативших всю страну, сторонникам усиления обороны удалось собрать и передать правительству 17 млн. крон для строительства броненосца.
Из-за позиции по вопросам обороны положение кабинета министров Стаафа продолжало оставаться непрочным; благодаря политике компромиссов правительство сталкивалось с оппозицией как среди сторонников оборонных мероприятий, так и со стороны антимилитаристов.
Шестого февраля 1914 года в Стокгольме была проведена большая демонстрация сторонников укрепления обороны: 30 тыс. крестьян пришли к королевскому дворцу, чтобы продемонстрировать королю готовность взять на себя тяготы, связанные с увеличением расходов на оборону. Король встретил "крестьянский поход" во внутреннем дворе и держал перед участниками похода речь, написанную Свеном Хедином.
В ответ на "крестьянский поход" социал-демократическая партия организовала днем позже свою демонстрацию – "рабочий поход", ставший свидетельством доверия правительству Стаафа и имевший целью поддержать его оборонную политику.
Речь Густава V во дворе королевского дворца рассматривалась многими как нарушение парламентских принципов и послужила причиной правительственного кризиса и отставки правительства Стаафа. Густав V оправдывал свои действия тем, что он, как король, не хотел лишаться права "свободно общаться" со шведским народом.
Новое правительство во главе с бывшим председателем правления Упсальского лена Яльмаром Хаммаршёльдом было чисто "техническим". Этому кабинету, однако, было суждено оставаться у власти на протяжении большей части первой мировой войны, начавшейся в августе 1914 года.
Вспыхнувший мировой конфликт подтолкнул стороны к согласию по вопросам обороны. Организация сухопутных войск в 1914 году осуществлялась на основе предложений правых по усилению обороны.
В начале войны Швеция объявила о своем нейтралитете. Все три северных государства стремились к сотрудничеству с целью удержать регион вне конфликта великих держав. Это стремление было выражено на встрече трех королей в Мальме в декабре 1914 года.
В период войны между политическими партиями Швеции сохранялся гражданский мир. Наиболее сложной задачей правительства стала организация снабжения продовольствием населения. Действовала особая система хозяйствования и карточная система. Положение со снабжением, однако, усложнялось из-за строгого толкования правительством принципов политики нейтралитета, что приводило к торгово-политическим осложнениям и нехватке импортных продуктов питания. И хотя правительство старалось справиться с проблемами снабжения населения, тем не менее из-за нехватки продовольствия возникали волнения, а премьер-министра стали называть Хунгершёльдом (от шведского слова hunger— голод. – Прим. перев.).
На выборах во вторую палату риксдага в 1917 году либералы и социал-демократы получили вместе большинство во второй палате (62 и 97 мандатов соответственно, правые получили 59 мандатов). Оба лидера левых партий Нильс Эден и Яльмар Брантинг, объединились, чтобы сформировать правительство. Коалиция большинства, состоящая из либералов и социал-демократов, обычно рассматривается как определенный прорыв в истории парламентаризма в Швеции. При парламентской форме правления монарх должен уважать результаты выборов, а состав правительства – отражать соотношение сил в избранном народном собрании. Так и случилось в 1917 году.
Партии, выступающие за избирательное право, социал-демократы и либералы не удовлетворились избирательной реформой 1909 года и продолжали выдвигать требования полной демократизации избирательной системы. Обладая правительственной властью и имея большинство голосов в парламенте, они намеревались незамедлительно приступить к делу. Пересмотр конституции был ускорен событиями в Европе – революциями в России и Германии, гражданской войной в Финляндии; в самой Швеции возникали революционные настроения.
Политическая ситуация в Европе и Швеции способствовала тому, что кабинет Эдена-Брантинга добился соглашения по конституционному вопросу на чрезвычайной сессии риксдага в 1918 году. Формально решение было принято на очередной сессии риксдага в 1919 году, и в 1921 году оно приобрело статус конституционного закона. Новый закон об избирательном праве упразднял существовавший имущественный ценз на коммунальных выборах ("40-градусную шкалу"). Таким образом, теперь и на коммунальных выборах каждый избиратель имел только один голос. Закон предоставлял женщинам право голоса и право быть избранными наряду с мужчинами. Срок полномочий первой палаты стал составлять восемь лет, второй – четыре года.
Полная демократизация избирательной системы означала, что влияние промышленных рабочих и, следовательно, партии социал-демократов на политику увеличилось.
Проблема обороны (1809-1914)
Утрата Финляндии в 1809 году привела к серьезному ухудшению стратегического положения Швеции. Россия господствовала на всем восточном побережье Ботнического залива и Балтийского моря, а также на находящихся в опасной близости от Стокгольма Аландских островах. Получило распространение мнение, что военный флот не в состоянии воспрепятствовать высадке российского десанта. Полагали, что протяженность шведской береговой линии, значительная вытянутость территории, простирающейся с севера на юг в сочетании с плохими коммуникациями, делали невозможным достаточно быстрое приведение в боевую готовность армии для отражения вторжения с моря на раннем этапе военных действий. Поэтому, согласно принципу так называемой центральной обороны, оборонительные силы были сгруппированы в Центральной и Южной Швеции. На западном берегу озера Веттерн примерно с 1820 года сооружалась Карлсборгская цитадель, которая должна была стать главным хранилищем запасов продовольствия и которая могла бы служить местом пребывания политического и военного руководства. Предполагалось, что оборонительные бои после высадки противника на восточном или южном побережье будут вестись небольшими силами, в то время как основная действующая армия сконцентрировалась бы в богатых сельскохозяйственных районах между озерами Веттерн и Венерн.
Позже, когда наступательные силы противника будут истощены, армия перейдет к наступательным действиям.
Принятая в 1901 году организация сухопутных войск отвечала системе "кадровых военных и рекрутов" и предполагала увеличение времени военной подготовки для военнообязанных с 90 до 240 дней в пехоте и до 365 дней в специальных войсках. Круглый год должен был служить и низший командный состав. Все воинские части покидали лагерные места расквартирования и переезжали в города, где размещались по казармам, сооружавшимся согласно особой строительной программе. Реформа не привела к какому-либо количественному росту армии, но содействовала ее качественному совершенствованию.
Новое стратегическое положение, возникшее после расторжения унии в 1905 году, привело к тому, что правое правительство Арвида Линдмана назначило в 1907 году новый комитет по обороне, который заявил в 1910 году о необходимости дальнейшего усиления как армии, так и флота. Потерпев в 1911 году поражение на выборах во вторую палату риксдага, Линдман потерял возможность внести в парламент предложение комитета по обороне. Ему удалось, однако, перед своим уходом в отставку провести решение о строительстве нового броненосца типа F. Пришедшее к власти осенью 1911 года либеральное правительство Карла Стаафа отложило строительство броненосца. Одновременно оно выступило с инициативой нового пересмотра политики в области обороны (четыре комитета по обороне) с целью экономии средств. Вопрос о строительстве броненосца типа F вызвал острые политические разногласия. Густав V, у которого были весьма натянутые отношения со Стаафом, выразил свое недовольство в специальной записи в протоколе заседания правительства. Исследователь-путешественник Свен Хедин, ставший на сторону "друзей обороны", опубликовал при содействии высших военных чинов "Слово предостережения". Представители социал-демократического молодежного движения Ц. Хёглунд и Ф. Стрём откликнулись на него публикацией "Укрепленная богадельня".
Впрочем, благодаря сбору средств на броненосец его строительство было гарантировано. Работа комитетов по обороне не вызвала значительных расхождений во мнениях, однако проблемы военного строительства оказались несколько неожиданным образом в центре конституционного конфликта между Густавом V и Карлом Стаафом Кульминация конфликта пришлась на зиму 1914 года, а вскоре последовал и уход Стаафа. В сложившемся весьма неустойчивом положении у консервативного кабинета Хаммаршёльда шансы разрешить спорный вопрос обороны были невелики. Начавшаяся в августе 1914 года мировая война изменила настроения в обществе в отношении обороны. Риксдаг принял новое решение по обороне, которое означало, что действующая армия усиливается шестью дополнительными резервными дивизиями, а флот получает три новых броненосца, так называемые "корабли Швеция".
Постоянное усиление вооруженных сил в период первой мировой войны, безусловно, позволяло рассматривать шведскую оборону как довольно мощную, но это было достигнуто ценой обострения идеологических противоречий, которые выплеснулись еще перед окончанием войны, а впоследствии, в 1920-х годах, послужили причиной значительного сокращения вооружений.
Яльмар Брантинг
Яльмар Брантинг (1860-1925) – один из выдающихся деятелей современной Швеции. Он заложил основы шведской социал-демократии и выпестовал ее, указал направление движения к "шведской модели" – обществу всеобщего благосостояния. Наконец, Брантинг стоял у истоков сотрудничества Швеции со всемирной организацией коллективной безопасности.
Подобно социалистам "ревизионистского" толка в Германии, Брантинг полагал, что рабочие смогут изменить существующее несправедливое общество путем проведения постепенных реформ демократическим путем: в названии социал-демократия отражены и цель, и пути ее достижения.
Социал-демократия появилась в Швеции в начале 1880-х годов. В 1886 году Брантинг стал главным редактором газеты "Сосиал-демократен", которая начала издаваться в Стокгольме за год до этого. С небольшим перерывом он руководил газетой до 1917 года. Очень быстро он стал одним из ведущих публицистов. Брантинг самым активным образом способствовал образованию в 1889 году Социал-демократической рабочей партии Швеции. Через несколько лет он был избран лидером партии и оставался на этом посту до самой смерти.
Новую политическую сферу деятельности Брантинг обрел в 1896 году, когда стал депутатом риксдага. Его речам внимали с самого начала; он был не только прекрасным оратором, но и великолепно владел пером.
Принципиальной целью Яльмара Брантинга и социал-демократии было завоевание политической демократии, избирательного права. Этому отводилась ключевая роль в осуществлении законодательных реформ, которые, как ожидалось, наряду с индустриальным развитием создадут новую Швецию и превратят рабочее движение в ведущую политическую силу страны. Как утверждал Брантинг, для преобразования общества социал-демократическая партия должна сотрудничать с профсоюзным движением, которое с 1898 года было организовано в Центральное объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ). Трудящиеся должны получить доступ к образованию, которое раньше было привилегией правящей элиты, и приобрести знания, необходимые для осуществления будущей руководящей роли в обществе. Преобразовательная деятельность должна строиться на шведской правовой традиции и объединять, по мнению Брантинга, все здоровые силы общества. При решении проблемы демократизации и для осуществления других реформистских проектов может быть налажено плодотворное сотрудничество с либералами. И эта модель сотрудничества заменит старую тактику классовой борьбы. Брантинг утверждал, что политического противника надо побеждать, используя метод убеждения. Будущее государство под руководством социал-демократии должно стать "домом для всех".
Внутри социал-демократии росли противоречия между реформистским большинством и революционно настроенным левым крылом партии. Сторонники анархистских и насильственных методов борьбы были изгнаны из партии в 1906 году. Длительный и глубокий кризис в партии разрешился в 1917 году, когда левые социалисты, вдохновленные событиями русской революции и идеями Ленина, были также исключены: большинство из них в дальнейшем объединятся и образуют Коммунистическую партию Швеции.
Социал-демократия выступала за международное сотрудничество в рамках Интернационала, собиравшего социалистов из разных стран на регулярные конгрессы. Одна из целей Интернационала заключалась в эффективном противодействии империализму, безудержному национализму и милитаризму, которые угрожали миру и тем самым интересам рабочего класса. С началом первой мировой войны Интернационал распался. Это был тяжкий удар для Брантинга, который теперь не жалел усилий для сохранения нейтралитета Швеции, гарантом которого была система обороны. Несмотря на то что он был принципиальным сторонником разоружения, он всегда боролся с теми в рядах своей партии, кто ратовал за одностороннее разоружение Швеции. Брантинг не скрывал симпатии к демократическим режимам во Франции, Великобритании и США и однозначно возлагал вину за развязывание мировой войны на Германию и ее союзников. Он искренне поддерживал Лигу Наций, в функции которой входили обеспечение коллективной безопасности, международный арбитраж и проблемы разоружения. Лига Наций была учреждена по окончании мировой войны демократическими странами-победительницами. В определенной степени Брантинг считал, что Лига Наций заменила расколотый и ослабленный Интернационал.
В 1917 году социал-демократы и либералы образовали коалиционное правительство; социал-демократы стали к тому времени самой крупной партией второй палаты парламента. Брантингу вопреки его желанию вручили портфель министра финансов. Успеха ему это не принесло, и после нескольких месяцев работы он ушел в отставку. Но вскоре он достиг своей самой крупной победы. Осенью 1918 года под впечатлением от событий в мире было принято всеобщее избирательное право.
В период с 1920 по 1924 год Яльмар Брантинг возглавлял три социал-демократических правительства меньшинства, а 1921-1923 годах он совмещал посты премьер-министра и министра иностранных дел. Он сознательно возложил дела, касающиеся разрешения сложных послевоенных экономических и социальных проблем на молодых соратников по партии, а сам уделял львиную долю своего времени деятельности в Лиге Наций, содействуя международному разоружению и улаживанию противоречий между странами-победительницами и Германией. В 1921 году он разделил Нобелевскую премию мира с норвежским ученым-пацифистом (К. Ланге), занимавшимся международным правом.
|