Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
"Книга поселений"  

Источник: Г. ДЖОНС. НОРМАННЫ. ПОКОРИТЕЛИ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ


 


1. Исландия

[С. 1-2.] В книге "De Ratione Temporum", написанной Бедой Достопочтенным, упоминается об острове под названием Тиле, который, согласно записи в книге, лежит в шести днях плавания к северу от Британии. "Там, – говорит он, – зимой не бывает дня, а летом – ночи, когда день достигает своей максимальной длины". Ученые полагают, что под Тиле он подразумевал Исландию, поскольку на этом острове солнце светит целые сутки, когда наступает самый длинный день в году. Когда же настанет самая длинная ночь, солнце вообще не показывается над горизонтом.

Согласно дошедшим до нас сведениям, священник Беда умер семьсот тридцать пять лет спустя после воскресения Господа нашего и более чем за сто лет до того, как на острове появились первые норманны.

Но прежде чем в Исландию прибыли переселенцы из Норвегии, там уже жили люди, прозванные норманнами папар. Это были христиане, и люди полагают, что они прибыли с Британских островов, поскольку после них остались ирландские книги, колокола и прочие вещи, по которым можно было понять, что они – ирландские монахи. [X. добавляет: эти вещи были найдены на востоке – в районе Папея и Папилия.] В английских книгах написано, что в то время совершались перевозки между обеими странами.

Когда Исландия была открыта и заселена норвежцами, папой в Риме был Адриан, а после него – Иоанн (в ряду пап, носивших это имя, он был пятым); Людовик, сын Людовика, был императором к северу от Альп, а Лев и его сын Александр правили в Византии. Харальд Прекрасноволосый был королем Норвегии; Эйрик Эймундарссон – королем Швеции, а после него престол наследовал его сын Бьёрн. Горм Старый был в то время королем Дании, Альфред Великий и его сын Эдуард правили в Англии; Кьярвал – в Дублине, а ярл Сигурд Могучий – на Оркнейских островах.

Ученые люди утверждают, что от Стада в Норвегии до Хорна на востоке Исландии – семь дней плавания; а от Снэфельснеса на западе, где расстояние короче всего, – четыре дня плавания до Гренландии. Говорят также, что если плыть из Бергена прямо на запад, по направлению к Хварву в Гренландии, то путь пройдет примерно в семидесяти милях к югу от Исландии. [X. Из Гернара в Норвегии следует плыть прямым курсом на запад, к Хварву в Гренландии. В этом случае ваш путь пройдет к северу от Шетландских островов, на расстоянии, с которого сами острова видны лишь в хорошую погоду. Затем – к югу от Фарерских островов и к югу от Исландии, так что вы сможете увидеть обитающих там птиц и китов.] Из Рейкьявика на юге Исландии пять дней плавания до Йолдулаупа в Ирландии [X. добавляет: на юге; а из Ланганеса на севере Исландии] четыре дня плавания на север до Полярного залива.

2. Первооткрыватели

[Версия "Стурлубок", 3-5.]

Когда рассказывают, что некогда моряки должны были совершить плавание из Норвегии на Фарерские острова, то упоминают в связи с этой историей викинга Наддода. Корабль этот был заброшен сильной бурей в Западную Атлантику, и там моряки обнаружили Большую землю. Сойдя на берег, они поднялись на высокую гору и внимательно осмотрелись вокруг: не увидят ли они где дымок или какой-нибудь иной знак, свидетельствующий о том, что эта местность обитаема. Но они так ничего и не заметили. Осенью мореходы вернулись на Фарерские острова. Когда они уплывали прочь, в горах начался сильный снегопад, и по этой причине страна была названа Снэланд – Снежная страна. Вернувшись, все с большой похвалой отозвались о новой земле. Место, к которому они тогда причалили, ныне известно как Рейдарфьялль в Восточном заливе. Так утверждает Сэмунд Ученый.

Жил тогда человек по имени Гардар Сваварссон, швед по происхождению: он отправился искать Снэланд по указаниям своей матери, ведуньи. Гардар проплыл на своем корабле вокруг Снэланда и выяснил, что это остров. Он подошел к острову с востока – у Восточного Хорна, где в те дни была гавань, а зиму провел на севере в Хусавике, в Скьяльфанди, и построил там дом. Весной, когда он намеревался выйти в море, оторвало и унесло течением лодку, в которой находился человек по имени Наттфари, а вместе с ним – раб и служанка. Он построил себе дом в том месте, которое с тех пор называется Наттфаравик, а Гардар вернулся в Норвегию и с большой похвалой отозвался о новой земле. Он был отцом Уни, сыном которого был Хрор Тунгу-Годи. После этого страну назвали Гардарсхольм: в те дни там был лес, растущий между горами и морским берегом.

Жил в то время человек по имени Флоки Вильгердарсон – замечательный викинг. Он отправился на поиски Гардарсхольма и отплыл от того места, которое ныне известно как Флокаварди – на стыке Хордаланда и Рогаланда. Но вначале он поплыл к Шетландским островам и стал на якорь во Флокаваге: там его дочь Гейрхильд лишилась жизни в Гейрхильдарватне. На корабле вместе с Флоки был свободный землевладелец по имени Торольф и еще один по имени Герьольф. Был также на борту уроженец Гебридских островов по имени Факси. Флоки взял с собой в море трех воронов. Когда он выпустил первого, тот полетел за кормой корабля; второй поднялся высоко в небо, а затем вернулся на корабль; третий полетел вперед, в том направлении, где они потом нашли землю. Они подошли с востока к Хорну, а затем двинулись вдоль южного берега. Они плыли на запад вокруг Рейкьянеса, после чего их глазам предстал открытый фьорд, а далее – Снэфелльснес. "Должно быть, мы нашли Большую землю, – заметил Факси. – Посмотрите, какие здесь большие реки!" С тех пор это место стали называть Факсаос – дельта Факси. Флоки и его команда поплыли на запад через Брейдафьорд и устроили стоянку в районе Бардарстранда, в том месте, которое ныне известно как Ватнсфьорд. Воды фьорда изобиловали рыбой и тюленями; и, занимаясь рыбной ловлей, они забыли о том, что нужно заготовить сено, и в результате весь их скот за зиму погиб. Весна была очень холодной. Поднявшись на высокую гору, Флоки увидел на севере фьорд, заполненный дрейфующим льдом, и тогда они назвали страну Исланд – Ледяная страна. Под этим именем она известна и поныне.

Флоки и его товарищи решили отправиться в путь этим летом, но закончили приготовления к путешествию лишь незадолго до начала зимы. Они не смогли обогнуть Рейкьянес, к тому же у них унесло лодку с Герьольфом а борту, который затем пристал к берегу в том месте, которое ныне известно как Херьольвсхофн. Флоки провел зиму в Боргарфьорде, где они нашли и Герьольфа, а на следующее лето отплыл в Норвегию. Когда люди расспрашивали их о новой стране, Флоки отзывался о ней очень дурно. Герьольф мог порассказать о ней немало плохого и хорошего, зато Торольф клялся, что в найденной ими стране каждая травинка истекает маслом, за что его и прозвали Торольф Масляный.

[Версия "Хауксбок", 3-5.]

Жил человек по имени Гардар, сын шведа Свавара. Он предпринял путешествие к Гебридским островам, чтобы потребовать приданое своей жены у ее отца. Но когда он проплывал через Пентландский залив, сильный ветер сбил его с курса и вынес в западную часть океана. Он пристал к острову с востока, в районе Хорна. Гардар совершил на своем корабле плавание вокруг новой земли и выяснил, что это остров. Он заплыл внутрь фьорда, который он назвал Скьяльфанди, и спустил на воду лодку со своим вассалом Наттфари. Веревка, которой была привязана лодка, порвалась, и Наттфари сошел на берег в Наттфаравике, за Скуггабьоргом. Гардар же пристал к берегу на другой стороне фьорда и провел там зиму. А место это было названо им Хусавик – Домашний залив. Наттфари остался жить на берегу фьорда со своим рабом и женщиной-служанкой; вот почему это место называется Наттфаравик1. А Гардар отправился назад, на восток. Он с большой похвалой отозвался о новой земле и назвал ее Гардарсхольм.

Жил в то время человек по имени Наддод, брат Оксен-Торира и родственник по браку Ольвира Барнакарля. Он был замечательным викингом. Однажды Наддод отправился на Фарерские острова с намерением там построить себе дом, так как нигде больше он не мог чувствовать себя в безопасности. Викинг покинул Норвегию, намереваясь плыть на острова, но был унесен ветром к Гардарсхольму, к которому он подплыл с востока, со стороны Рейдарфьорда. Он и его товарищи поднялись на очень высокую гору, чтобы посмотреть, не видно ли с нее знаков человеческого присутствия, но ничего такого не заметили. Когда они уплывали прочь, начался сильный снегопад, и поэтому они назвали землю Снэланд – Снежная страна. Они с большой похвалой отозвались о новой земле.

Жил тогда же великий викинг по имени Флоки Вильгердарсон, который отправился из Рогаланда на поиски Снэланда. Он остановился в Смьорсунде и устроил большое жертвоприношение: освятил трех воронов, которые должны были указать ему путь, поскольку в те дни у моряков северных стран еще не было компаса. Место, где была принесена жертва, назвали Флокаварди, там построили пирамиду, и находится она на стыке Хордаланда и Рогаланда. Но поначалу он направился к Шетландским островам и стал на якорь во Флокаваге: его дочь Гейрхильд потеряла там свою жизнь – в Гейрхильдарватне. На корабле вместе с Флоки были свободные землевладельцы Торольф и Герьольф, а также Факси – уроженец Гебридских островов. От Шетландских островов Флоки направился к Фарерским островам, где нашел мужа для той из своих дочерей, потомком которой был Тронд из Гаты. Затем Флоки направился в открытое море вместе со своими тремя воронами, которых он освятил в Норвегии. Когда он выпустил первого, тот полетел за кормой корабля; второй поднялся высоко в небо, а затем вернулся на корабль; третий полетел вперед, в том направлении, где они потом нашли землю. Они подошли с востока к Хорну, а затем двинулись вдоль южного берега. Они плыли на запад вокруг Рейкьянеса, после чего их глазам предстал открытый фьорд, а далее – Снэфелльснес. "Должно быть, мы нашли Большую землю, – заметил Факси. – Посмотрите, какие здесь большие реки!" С тех пор это место стали называть Факсаос – дельта Факси. Флоки и его команда поплыли на запад через Брейдафьорд и устроили стоянку в районе Бардарстранда, в том месте, которое ныне известно как Ватнсфьорд. Воды фьорда изобиловали рыбой и тюленями; и, занимаясь рыбной ловлей, они забыли о том, что нужно заготовить сено, и в результате весь их скот за зиму погиб. Весна была очень холодной. Поднявшись на высокую гору, Флоки увидел на севере фьорд, заполненный дрейфующим льдом, и тогда они назвали страну Исланд – Ледяная страна.

Мореходы отправились в путь этим же летом, но задержались с приготовлениями. Место их стоянки до сих пор можно видеть к востоку от Брьянслёка, так же как и сарай для лодок и яму для огня. Они не смогли обогнуть Рейкьянес, к тому же у них унесло лодку с Герьольфом на борту, который пристал к берегу у Херьольвсхофна. Флоки пристал к берегу в Боргарфьорде. На отмели к западу от фьорда они нашли кита и потому назвали его Хвалейр. Там же они нашли и Герьольфа. На следующее лето они вернулись в Норвегию. Флоки дал новой земле плохое прозвище, Герьольф мог рассказать о ней много плохого и хорошего, тогда как Торольф клялся, что в найденной ими стране каждая травинка истекает маслом, за что и получил свое прозвище: Торольф Масляный.

3. Поселенцы
Ингольф и Хьорлейф

[С. 6-9.] Жил человек по имени Бьёрнольф и еще один по имени Хроальд: они были сыновьями Хромунда Грипссона. Они покинули Телемарк, так как убили несколько человек, и поселились в Дальсфьорде во Фьялире. Сыном Бьёрнольфа был Орн, отец Ингольфа и Хельги, тогда как сыном Хроальда был Хродмар, отец Лейфа. Братья Ингольф и Лейф отправились в качестве викингов в плавание вместе с сыновьями ярла Атли Слендера из Гаулара – Хастейном, Херстейном и Хольмстейном. Все их совместные путешествия были очень удачными, поэтому, вернувшись домой, они начали готовиться к еще одной совместной экспедиции, которую наметили на следующее лето. В эту зиму братья устроили праздник для сыновей ярла, и на празднике Хольмстейн поклялся, что не женится ни на какой другой женщине, кроме как на дочери Орна Хельге. Это заявление было встречено очень холодно. Лейф вышел из себя, и, когда они прощались с Хольмстейном, между ними уже не было прежней симпатии.

Следующей весной братья начали готовиться к военным действиям: они намеревались помериться силами с сыновьями ярла Атли. Местом их встречи стал Хисаргафл, и Хольмстейн со своими братьями стремительно напал на Лейфа и его сторонников. В то время как они сражались, на помощь Лейфу и Ингольфу прибыл Олмонд, сын Хорды-Кари и родич Лейфа. В этой битве Хольмстейн пал, а Херстейн был ранен. Следующей зимой Херстейн вновь выступил против братьев, намереваясь убить их, но они узнали о его передвижениях и выступили ему навстречу. В последовавшем затем сражении Херстейн пал. Тогда вокруг братьев собрались их друзья из Фиртафилки, а их посланники отправились навстречу ярлу Атли и Хастейну, чтобы обговорить с ними условия мира. Согласно этим условиям Ингольф и Лейф должны были отдать часть своих земель ярлу и его сыну.

Затем Ингольф и Лейф построили большой корабль и отправились на поиски земли, которую обнаружил в западной части океана Ворон-Флоки, давший ей имя Исланд. Они нашли остров и устроили стоянку в южном Альптафьорде. На юге страна показалась им более многообещающей, чем на севере. Они провели на острове зиму, а затем вернулись в Норвегию.

После этого Ингольф начал готовиться к новому путешествию в Исландию, а Лейф отправился в набег на Британские острова. Он приплыл в Ирландию и нашел там большой подземный дом. Войдя в него, Лейф оказался в полной темноте – светился один лишь меч, который держал в руках какой-то мужчина. Лейф убил этого человека, забрал его меч и еще много всякого добра. С тех пор он и стал известен как Хьорлейф – Лейф Меч. Хьорлейф провел немало времени в Ирландии и захватил там много богатств и десять пленников, обращенных им в рабов. Звали этих рабов так: Дуфтхак и Гейррод, Скьялдбьорн, Халлдор и Драфдрит (имена остальных неизвестны). После этого Хьорлейф вернулся в Норвегию, чтобы встретиться со своим троюродным братом Ингольфом. Еще прежде он женился на сестре Ингольфа Хельге Арнардоттир. Этой зимой Ингольф совершил большое жертвоприношение и пытался с помощью магии определить свою судьбу. Хьорлейф же никогда не совершал жертвоприношений. Предсказания направили Ингольфа в Исландию, так что каждый из братьев снарядил свой собственный корабль для этого путешествия. Хьорлейф погрузил к себе все награбленное добро, а Ингольф – их общий скот. И как только они были готовы, сразу же отправились в море.

В то лето, когда Ингольф и Хьорлейф отправились в Исландию, Харальд Прекрасноволосый уже двенадцать лет как был королем Норвегии. С момента сотворения мира прошло 6073 зимы, а с момента Воскресения Господа нашего – 874 года. Ингольф и Хьорлейф плыли вместе до тех пор, пока не увидели Исландию, – там они разделились. Как только Ингольф увидел остров, он бросил за борт бревна и поклялся, что поселится именно там, где их прибьет к берегу. Ингольф подошел к острову в том месте, которое сейчас называется Ингольвсхофди – мыс Ингольфа, а Хьорлейф поплыл дальше на запад. Вскоре у него начали подходить к концу запасы пресной воды, и ирландские рабы предложили смешать пищу с маслом – это блюдо, по их утверждениям, не вызывало жажды. Сами они называли это миннпак. Но только они успели его приготовить, как пошел сильный дождь, так что они смогли собрать воду в тенты. Когда же миннпак начал плесневеть, его пришлось выбросить за борт, и то место на берегу, куда его снесло течением, получило название Миннтаксейр.

Хьорлейф пристал к берегу у Хьорлейвсхофди – мыса Хьорлейфа. В те дни там еще был фьорд. Они выстроили на этом месте два здания: длина стен первого составляла 18 морских саженей, а второго – 19. Хьорлейф прожил там всю зиму, когда же пришла весна, он решил начать сев. Бык был только один, поэтому рабы сами тянули плуг. В то время как Хьорлейф занимался хозяйственными делами со своими людьми, Дуфтхак придумал план, согласно которому они должны были убить единственного быка и сказать, что его задрал медведь, а затем спросить у Хьорлейфа и у остальных, не пойдут ли они охотиться на него. Так они и поступили. Когда же Хьорлейф и его люди отправились на медведя и рассыпались по лесу, рабы напали на каждого из них в отдельности и всех убили. Затем они бежали прочь, захватив с собой всех женщин, движимое имущество и лодку. Они направились к островам, которые видны были в море к юго-востоку от Исландии, и там жили еще какое-то время.

Ингольф же послал двух своих рабов, Вифиля и Карли, на запад, вдоль берега моря, на поиски сброшенных им за борт столбов. Когда же эти двое добрались до Хьорлейвсхофди, то обнаружили там мертвого Хьорлейфа и вернулись к Ингольфу, чтобы сообщить о случившемся. Ингольф был глубоко потрясен этим убийством и сразу же отправился на запад к Хьорлейвсхофди. Когда же он увидел мертвого Хьорлейфа, то произнес: "Достойно сожаления, что рабы смогли убить столь храброго мужа! Но вот что ожидает тех, кто не дает себе труда совершать жертвоприношений".

Ингольф похоронил Хьорлейфа и его людей и забрал груз с его корабля и их долю собственности. Затем он вышел на берег моря и увидел на юго-западе какие-то острова. Ему пришло в голову, что рабы могли сбежать именно туда, поскольку лодка тоже исчезла. И он направился к островам в поисках рабов и нашел их в том месте, которое ныне называется Эйд. Они сидели за едой и были ошеломлены внезапным появлением Ингольфа. Паника овладела ими, и они бросились бежать врассыпную. Ингольф убил их всех. Место, где погиб Дуфтхак, теперь называется Дуфтхаксскор. Многие из них бросились в расселину, которая с тех пор носит их имя. Острова, на которых были убиты эти рабы, теперь называются Вестман-нейяр, так как все они были "вестманн" – западные люди, ирландцы. Ингольф и его люди забрали с собой жен своих товарищей, которые были убиты. Они вернулись в Хьорлейвсхофди и там провели вторую зиму.

С приходом лета Ингольф поплыл на запад, вдоль берега, и остановился зимовать на острове под Ингольвсфеллем, западнее реки Олфус. Тогда же Вифиль и Карли нашли столбы с его корабля у Арнархвала, к западу от вересковой пустоши. Весной Ингольф направился в это место и поселился в Рейкьявике, а столбы эти и по сей день можно видеть в общей комнате его дома. Ингольф взял себе землю между рекой Олфус и Хвальфьордом к западу от Бриньюдалсы, а также между этой территорией и Оксарой, и всю землю, протянувшуюся на запад. Карли сказал: "Мы оставили позади хорошую страну и приплыли сюда, чтобы поселиться в этом проклятом месте!" И тогда он сбежал, захватив с собой женщину-служанку. Ингольф же отпустил Вифиля на свободу, и тот построил себе дом в Вифильстофтире; также и Вифильсфелл назван его именем. Он прожил еще долгие годы и был надежным и достойным человеком. Ингольф же построил дом в Скалафелле, и оттуда был хорошо виден дымок над Олфусватном, где он и нашел Карли.

Ингольф был самым известным из поселенцев, поскольку он прибыл в необитаемую страну и первым поселился в ней: другие же последовали его примеру. Он женился на Хальвейг Фродадоттир, сестре Лопта Старого. Сыном их был Торстейн, который учредил тинг в Кьяларнесе еще прежде, чем был утвержден альтинг. Сыном Торстейна был Торкель Мани, прозванный Законодателем. Жизнь этого человека – лучшего из язычников – заслуживает наивысшей похвалы. Перед смертью он попросил вынести его на солнце и вверил себя в руки того Бога, который создал это солнце. Более того, жизнь его была столь же праведной, как и у лучших из христиан. Сыном его был Тормод, ставший после прихода в Исландию христианства годи и руководивший целой конгрегацией.

Торольф Мострарскегг

[С. 85.] Торольф, сын Орнольфа Рыбака, жил в Мосте, поэтому и был прозван Мострарскеггом. Он часто приносил жертвоприношения, поскольку всемерно чтил бога Тора. Торольф отправился в Исландию, не снеся тирании короля Харальда Хорфагера. Вначале он плыл вдоль южного берега, но когда достиг Брайдафьорда, то бросил за борт бревна с вырезанным на них изображением Тора, умоляя Тора указать ему место для поселения и обещая посвятить ему всю эту землю и назвать ее его именем. Торольф провел свой корабль во фьорд и дал ему имя Брайдафьорд – Широкий фьорд. Свое поселение он устроил на южном берегу – именно там, где обнаружил брошенные им за борт бревна с изображением Тора. Их прибило к мысу, который с тех пор носил название Торснес. Затем они поднялись выше по заливу, который Торольф назвал Хофсвагом. Здесь он выстроил себе дом и большой храм, посвященный богу Тору. Ныне это место известно как Хофстадир. В те дни в районе Брайдафьорда больше не было других поселений.

Торольф взял в собственность всю землю от Стафы до Торсы и назвал эту область Торснес. Он с таким благоговением относился к горе, расположенной в Торснесе и названной им Хельгафелль (Священная гора), что никто не имел права обратить к ней неумытое лицо. Что же касается выстроенного на горе святилища, то любое живое существо (будь то человек или зверь) могло находиться там в полной безопасности столько, сколько считало нужным. И Торольф, и его родичи верили, что после смерти попадут в эту гору.

В том месте, где к берегу прибило бревна с изображением Тора, Торольф вершил наиболее важные из своих дел, и именно здесь, с одобрения всех жителей округа, был позже организован тинг. Когда люди собирались на тинг, им было строжайше воспрещено облегчаться на этой земле, чтобы не осквернять ее таким образом. А для этих целей был отведен специальный островок, называвшийся Дритскер. Но когда Торольф уже умер, а его сын Торстейн был еще слишком молод, Торгрим Кьяллакссон и его шурин Асгейр не захотели идти на островок, чтобы облегчиться. Но люди Торснеса не пожелали мириться с осквернением столь священного места, и тогда они начали сражаться: Торстейн Торскабит и Торгейр Кенг против Торгрима и Асгейра. Некоторые были убиты и многие ранены, прежде чем их удалось разнять. Торд Геллир сумел примирить их, а само место с тех пор перестало быть священным, поскольку на нем пролилась кровь. Тогда же было решено перенести тинг на тот мыс, где он находится и по сей день. И со временем это место тоже прославилось своей святостью. Там до сих пор находится камень Тора, на котором приносили в жертву людей. А рядом с этим камнем можно видеть кольцо приговора, где людей обрекали на принесение в жертву Богу. И там же Торд Геллир учредил четвертичный тинг – с одобрения всех тех, кто жил в этой четверти острова...

[С. 123.] Сын Торольфа Мострарскегга Халльстейн устроил поселение в Торскафьорде и жил в Халльстейнснесе. Он принес жертву Тору, умоляя его прислать ему бревна для помоста, и вскоре к берегу прибило дерево, длина которого составляла шестьдесят три эля, а толщина – две морских сажени. Из этого дерева Халльстейн сделал себе бревна для помоста, и такие же бревна сделали из него почти все поселенцы, жившие в районе фьорда. То место, где к берегу прибило дерево, теперь называется Гренитренес – Сосновый мыс. Халльстейн был с набегом в Шотландии и захватил там тех рабов, которых он затем привез на остров. Их он отправил на Свефнейяр добывать соль2.

Хельги Магри

[X. 184.] Жил в Готланде знатный человек по имени Бьёрн, сын Хрольфа с Реки; он женился на Хлиф, дочери Хрольфа, который был сыном Ингьялда, сына короля Фроди (Старкад Древний был поэтом при дворе двух этих королей). А сына Бьёрна звали Эйвинд. У Бьёрна была тяжба по поводу земли с Сигфастом, тестем Соль-вара, короля Готланда. Сигфаст выдал свою дочь за ярла Сольвара, и последний оказал столь сильную поддержку своему тестю, что Сигфаст смог отнять у Бьёрна все его имения. Тогда Бьёрн передал все свое имущество жене Хлиф и сыну Эйвинду, а сам покинул Готланд с двенадцатью лошадьми, нагруженными серебром. Но в ночь перед отъездом из страны он сжег Сигфаста в его собственном доме вместе с тридцатью другими людьми, а затем отбыл в Норвегию.

Он направился на запад в Агдир, к Гриму Херсиру из Хвинира... который принял его весьма радушно. Бьёрн и его товарищи провели зиму у Грима. Но однажды ночью, в конце весны, Бьёрн внезапно проснулся и обнаружил, что над ним стоит человек с обнаженным мечом. Бьёрн успел схватить его за руку и выяснил, что этого человека послал Грим, намеревавшийся убить Бьёрна. Грим хотел предать Бьёрна ради его денег. Тогда Бьёрн покинул это место и отправился к Ондотту Краке, который жил в Хвинисфьорде... Летом Бьёрн отправился в набег на Британские острова, зиму же провел у Ондотта. В то время жена Бьёрна Хлиф умерла в Готланде, и Бьёрн женился на сестре Ондотта Хельге. От этого брака родился Тронд Моряк.

Вскоре с востока к своему отцу прибыл сын Хлиф Эйвинд, и когда Бьёрн начал уставать от своих походов, он передал Эйвинду и свои корабли, и свое занятие. Позже, в Ирландии, Эйвинд женился на Рафорте, дочери короля Кьярвала. На Гебридских островах она произвела на свет сына, которого оставили там для вскармливания. Спустя два года они вернулись на острова, чтобы посмотреть, как себя чувствует мальчик, и обнаружили ребенка с ясными глазами и очень худого от недоедания. Поэтому его и прозвали Хельги Магри – Хельги Худой. И после этого его забрали в Ирландию.

Бьёрн умер в доме своего родича Ондотта. Грим утверждал, что все его наследство должно достаться королю, так как сам он был иностранцем и сыновья его жили на западе, за морем. Но Ондотт сохранил его имущество для своего племянника Тронда.

Хельги вырос и возмужал в Ирландии. Он женился на Торунн Хирне, дочери Кетиля Флэтноуза с Гебридских островов... и у них было много детей. По прошествии ряда лет Хельги отправился в Исландию со своей женой и детьми – Хрольфом, Ингьялдом и той самой Ингунн, на которой женился Хамунд Хельярскин (он также прибыл в Исландию с Хельги). Как только Хельги увидел землю, он обратился к Тору, прося его указать место, где они должны пристать к берегу. Оракул направил его прямо к Эйяфьорду, запретив отклоняться как к востоку, так и к западу. Прежде чем прямо перед ними вырос фьорд, сын Хельги Хрольф спросил своего отца, подчинился бы тот Тору, если бы он направил его прямо в Северный океан. [С. Его сын Хрольф спросил, неужели Хельги направился бы в Северный океан, будь на то указание Тора, – лето уже заканчивалось, и вся команда считала, что сейчас самое время сойти на берег.] Хельги основал поселение за Хрисеем, внутри Сварфадардала и провел свою первую зиму в Хамундастадире. Зима оказалась такой суровой, что им пришлось немало поволноваться из-за того скота, который они привезли с собой. Но весной Хельги совершил путешествие до Соларфьолла и убедился в том, что в верховьях фьорда земля выглядит намного темнее (то есть не так плотно укрыта снегом). [С. добавляет: они назвали это место Эйяфьордом – Островным фьордом – из-за островов, расположенных в его устье.] Они перенесли все свое имущество на борт корабля и пристали к берегу у Галтарханара, где выпустили на волю двух свиней – хряка по имени Сольви и свиноматку. Три года спустя они вернулись в Сольвадал и обнаружили там уже 70 свиней.

Эту зиму Хельги провел в Бильдсе, а летом обследовал весь этот район, закрепив за собой территорию между Сиглунесом и Рейниснесом. В устье каждой реки, неподалеку от моря, он развел большой огонь, тем самым освятив всю территорию фьорда между двумя этими мысами. Следующей зимой Хельги обосновался в Кристнесе, где и прожил до конца своих дней. Религиозные верования его были смешанными: он верил в Христа и в то же время – перед отправлением в море и просто в ответственные моменты жизни – не забывал обращаться за помощью к Тору.

В то время как Хельги перевозил все свое имущество на новое место, его жена Торунн Хирна родила ребенка – в Торуннарсе. Это был Торбьорг Хольмасол – Островной сын.

А затем Хельги разделил свои земли между сыновьями и зятьями.

Кетильбьорн Старый

[С. 385.] Жил в Номудале человек по имени Кетильбьорн, сын Кетиля и Эзы, дочери ярла Хакона Грьотгард-сона. Он был женат на Хельге, дочери Торда Скегги. Кетильбьорн отправился в Исландию в то время, когда вся земля вдоль берега моря уже была разобрана другими поселенцами. Корабль его назывался "Эллиди", и на нем он приплыл в Эллидаарос [устье реки Эллиди] ниже вересковой пустоши и провел свою первую зиму вместе с тестем, Тордом Скегги. Весной они отправились через вересковую пустошь на поиски хороших земель. Там у них было место для ночлега, теперь известное под именем Скалаб-рекка. Оттуда они направились к реке, которую назвали Оксара – река-топор, поскольку потеряли там свой топор. Некоторое время они провели в районе горного пика, названного ими Рейдармули – пик Форели, так как там они оставили пойманную в реке форель. Кетильбьорн занял под поселение весь Гримснес к северу от Хоскульдслёка, весь Лаугардал и территорию Бискупстунги вплоть до Стакссы и выстроил себе дом в Мосфелле...

Кетильбьорн был так богат, что приказал своим сыновьям выковать из серебра поперечную балку для храма, который они возводили. Но те отказались это сделать. Тогда Кетильбьорн со своим рабом Хаки и со своей служанкой Бот перевезли на двух быках все серебро на гору, и там они закопали его так надежно, что и по сей день никто не смог найти его.

[Его сын] Тейт женился на Алоф, дочери Бодвара из Ворса, сына викинга Кари; их сыном был Гизур Белый, отец епископа Ислейфа, отца епископа Гизура. Другим сыном Тейта был Кетильбьорн, отец Коля, отца Торкеля, отца епископа Коля. Много славных мужей было среди потомков Кетильбьорна.

Гейррид и Торольф

[С. 86.] Гейрродом звали человека, покинувшего Халогаланд и отправившегося в Исландию. И вместе с ним поплыл... Ульфар Каппи. Гейррод занял под поселение землю от Торсы до Лангадалсы и жил в Эйре. Своему товарищу Ульфару он отдал землю по обе стороны Ульфарсфелла, а также территорию от горы в глубь страны.

У Гейррода была сестра по имени Гейррид. На ней женился Бьёрн, сын Больверка Блиндингатрьона, а их сына звали Торольф. После смерти Бьёрна Гейррид отправилась с сыном в Исландию, и первую зиму они провели в Эйре. Весной Гейррод отдал своей сестре усадьбу в Боргардале, Торольф же отправился за границу, чтобы принять участие в походах викингов. Гейррид никогда не скупилась на угощение для людей: ее жилище стояло возле столбовой дороги, и сама она часто сидела на скамейке перед дверью, приглашая к себе гостей. И дома у нее всегда был накрыт стол.

Торольф вернулся в Исландию после смерти Гейррода. Он предъявил притязания на земли Ульфара и вызвал его на бой. Ульфар был в то время уже стар и бездетен. Он погиб, сражаясь с Торольфом, а Торольф был ранен в ногу. С тех пор он не переставал хромать, за что и получил прозвище Бэгифот. Торольф унаследовал за Ульфаром часть его земель, другая же часть отошла Тор-финну из Альптафьорда.

4. Стычки и междоусобицы Убийство на шхерах Гуннбьорна

[С. 151-152.] Снэбьорн, сын Эйвинда Истмена и брат Хельги Магри, занял под поселение землю между Мьовафьордом и Лангадалсой и построил себе дом в Ватнсфьорде. Его сыном был Хольмстейн, отец Снэбьорна Галти. Матерью Снэбьорна Галти была Кьялвор, так что он и Тунгу-Одд приходились друг другу двоюродными братьями. Снэбьорн воспитывался в Тингнесе вместе с Тороддом, но время от времени проживал у Тунгу-Одда и его матери.

Хальбьорн, сын Одда из Кидьяберга (сына Халькеля, брата Кетильбьорна Старого), женился на дочери Тунгу-Одда Хальгерд. Первую зиму они провели у Одда, где в то время жил и Снэбьорн Галти. Между мужем и женой было мало любви.

Весной Хальбьорн начал готовиться к переезду на новое место, назначив отъезд на конец мая. Когда все было готово, Одд покинул дом и отправился в Рейкьяхольт, где у него стояли сараи для овец. Он не хотел присутствовать при отъезде Хальбьорна, так как понимал, что Хальгерд не желает уезжать вместе с мужем. Одд же всегда старался поддерживать между ними мир.

Оседлав лошадей, Хальбьорн направился в женскую половину дома, где сидела Хальгерд, расчесывавшая волосы. Волосы укрывали всю ее и падали на пол – у нее и у Хальгерд Снуинброк были самые чудесные волосы во всей Исландии. Хальбьорн приказал ей подниматься и отправляться в путь. Она ничего не ответила и продолжала сидеть. Тогда он дотронулся до нее, но она не пошевелилась. Это повторилось трижды. Тогда Хальбьорн встал прямо перед ней и произнес следующий стих:

Моя леди, закутанная в покрывало,
Сидит и смотрит, как я стою перед ней.
Прекрасная, как богиня,
Она с презрением отворачивается от меня;
Холод сковывает мою любовь, и все слабее
Надежда на то, что ее ненависть со временем испарится.
Бледнее бледного становятся мои щеки,
И скорбь заползает в мое сердце.

Произнеся это, он намотал ее волосы на руку, намереваясь стащить ее с возвышения, но она даже не пошевельнулась. Тогда он выхватил свой меч и отсек ей голову, а затем вышел из дома и ускакал прочь. С ним было еще три человека и пара навьюченных лошадей.

В доме в то время было совсем мало людей, но они тут же послали к Одду, чтобы сообщить ему о случившемся. Снэбьорн тогда жил в Кьялварарстадире, и Одд направил людей к нему, прося его отправиться в погоню, поскольку он сам, по его словам, не мог этого сделать. Снэбьорн взял с собой одиннадцать человек и поехал за Хальбьорном. Когда товарищи последнего заметили погоню, они стали умолять Хальбьорна бежать, но он отказался. Снэбьорн со своими людьми сразился с ними на холмах, которые с тех пор известны как Хальбьярнарвордур – Пирамиды Хальбьорна. Поднявшись на холм, Хальбьорн и его люди начали защищаться. Так погибли три человека Снэбьорна и двое товарищей Хальбьорна. Затем Снэбьорн отрубил Хальбьорну ногу у лодыжки. Тот доковылял до самого южного из холмов, где убил еще двух человек Снэбьорна, а сам пал мертвым. Именно поэтому на том холме три насыпи из камней, и еще пять – на другом. Снэбьорн же после этого вернулся домой.

В Гримсаросе Снэбьорн приобрел корабль, половину которого выкупил Хрольф из Раудасанда. Всего их подобралось двенадцать человек. Со Снэбьорном были Торкель и Сумарлид, сыновья Торгейра Рыжего, сына Эйнара из Стафхольта. Затем к ним присоединился Тородд из Тингнеса, приемный отец Снэбьорна, со своей женой. Хрольф же пригласил Стирбьорна, который после сна, приснившегося ему накануне, произнес следующий стих:

Я видел сон, возвещавший проклятие,
Которое падет на наши головы:
Тяжкий рок обрушится на нас
На северо-западе, за морем.
Там, где лед, и мороз,
И чудовищный холод.
Там, поведал мне сон,
Будет Снэбьорн убит.

Они отправились на поиски шхер Гуннбьорна и нашли землю. Снэбьорн же не хотел, чтобы они отправлялись исследовать территорию ночью. Но Стирбьорн покинул корабль, нашел в могильном кургане кошелек с деньгами и спрятал его. Снэбьорн ударил его топором, и тогда кошелек выпал на землю. Они построили дом, который зимой оказался погребен под снегом. Торкель, сын Торгейра Рыжего, обнаружил, что по шесту, торчащему из окна дома, стекает вода (это было в месяце Гой [февраль и начало марта]), так что они смогли пробиться наружу. Снэбьорн чинил корабль, а Тородд и его жена находились в доме от его имени, а Стирбьорн и его люди – от имени Хрольфа. Все прочие ушли на охоту и на рыбалку. Стирбьорн убил Тородда, а вместе с Хрольфом они убили и Снэбьорна. Сыновья Торгейра Рыжего и все остальные, чтобы спасти свою жизнь, поклялись им в верности.

Они отправились в Халогаланд, а оттуда совершили путешествие в Исландию, в Вадиль. У Торкиля Трефиля родилась хитрая идея, как ему провернуть дела с сыновьями Торгейра Рыжего. Хрольф выстроил крепость в Страндархейде, и Трефиль отправил Свейнунга за его головой. Поначалу он прибыл в Мир к Хермунду, затем к Олафу в Дрангар, а затем в Хаги к Гесту, который послал его к своему другу Хрольфу. Свейнунг убил Хрольфа и Стирбьорна, а затем вернулся в Хаги. Гест обменялся с ним мечом и топором и дал ему двух лошадей с черными гривами. Потом он направил человека вокруг Вадиля прямо в Коллафьорд и предложил Торбьорну Сильному потребовать себе лошадей. И Торбьорн убил его в Свейнунгсейре, так как меч Свейнунга переломился у рукояти. Трефиль же, встретившись с Гестом, хвалился, что так обвел его вокруг пальца, что Гест сам послал человека отрубить голову своему другу.

ГИБЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ

[С. 284.] Уни, сын Гардара, первооткрывателя Исландии, отправился на остров по поручению короля Харальда, обещая отдать всю страну ему во власть, а король в этом случае намеревался сделать его ярлом. Уни пристал к берегу в том месте, которое ныне называется Унаос, и построил там себе дом. Он взял себе под поселение землю к югу от Лагарфльота – всю территорию вплоть до Уналоека. Но как только исландцы разгадали его намерения, они стали обращаться с ним очень холодно и отказались продавать ему скот и провизию, так что он дольше не мог там находиться. Тогда Уни направился на юг Альптафьорда, но не смог там закрепиться и покинул восток страны вместе с двенадцатью товарищами. Они отправились на зиму к Лейдольфу Каппи из Скогахверви. Уни стал возлюбленным его дочери, Торунн, и весной та понесла от него ребенка. В то время Уни захотел уехать со своими людьми, но Лейдольф поскакал вслед за ним. Они встретились и сразились у Флангастадира, поскольку Уни не захотел вернуться с Лейдольфом. Несколько человек из людей Уни погибли в сражении, и, волей-неволей, ему пришлось вернуться обратно, так как Лейдольф хотел, чтобы он женился на его дочери и поселился в его имении, которое и унаследовал бы после смерти тестя. Но позднее, когда Лейдольф зачем-то отлучился из дома, Уни вновь попытался уехать. Как только Лейдольф узнал об этом, он вновь бросился в погоню за Уни, и они сразились у Калфаграфира. На этот раз Лейдольф был так зол, что убил и Уни, и всех его товарищей.

["Тордарбок". Датчанин Уни, сын Гардара, пожелал подчинить Исландию либо себе, либо королю Харальду. Он жил в Осе, но не знал там ни минуты покоя, поэтому отправился дальше исследовать новые земли, а зимой поселился у Лейдольфа. Уни стал возлюбленным его дочери Торунн и пожелал увезти ее с собой, но Лейдольф отправился за ним в погоню. Они сразились у Калфаграфира. И с той и с другой стороны были убитые. Затем они разделились, но вскоре Лейдольф вновь начал преследование. Произошло второе сражение, и в этой битве пал Уни и все его товарищи.]

Сыном Уни и Торунн был Хроар Тунгу-Годи, который унаследовал все состояние Лейдольфа. Он женился на дочери Хамунда (сестре Гуннара из Хлидаренди), их сыном был прославленный Хамунд Холт. Тьорви Мокер и Гуннар были племянниками Хроара.

Тьорви просил руки Астрид Манвитсбрекки, дочери Модольфа, но ее братья, Кетиль и Хрольф, отказали ему и выдали сестру замуж за Торира Кетильссона. Тогда Тьорви нарисовал их изображения на стене уборной, и каждый вечер, когда он и Хроар отправлялись в уборную, он плевал в изображение Торира и целовал изображение Астрид, пока Хроар не стер их. После этого Тьорви вырезал их изображения на рукояти своего ножа и сложил следующий стих:

Поначалу свою возлюбленную и ее Торира
Я нарисовал на стене,
Юную невесту и ее жениха,
Соединив высокомерие с оскорблением!
Теперь же я держу на рукояти ножа
Ее высокочтимый образ.
Немало слов я прошептал
На ушко этой юной леди!
Все это позднее привело к убийству Хроара и сыновей его сестры.

СЫНОВЬЯ БАУГА

[С. 348.] Жил человек по имени Бауг, молочный брат Кетиля Хенга, который отправился в Исландию и провел свою первую зиму в Баугстадире, а вторую – у Хенга [в Рангарвеллире]. По указанию Хенга он взял под поселение весь район Брейдабольстада, так что его владения дошли до земель самого Хенга. Жилище свое он устроил в Хлидаренди. Сыновьями его были Гуннар из Гуннарсхольта, Эйвинд из Эйвиндармули и третий – Стейн Быстрый. Дочерью же его была та самая Хильд, на которой женился Орн из Вэлюгерди.

Однажды Стейн Быстрый и Сигмунд, сын Сигвата Рыжего, возвращались домой из Эйрара и в одно время достигли переправы у Сандхолара. Каждый желал первым переправиться через реку. Сигмунд и его люди оттолкнули людей Стейна от лодки, но тут подоспел сам Стейн, который нанес Сигмунду смертельный удар. Из-за этого убийства все сыновья Бауга были изгнаны из Фьотсхлида. Гуннар отправился в Гуннарсхольт, Эйвинд – на восток в Эйвиндархол, а Сньяллстейн [то есть Стейн Быстрый] – в Сньяллстейнсхофди. Дочь Сиг-мунда Торгерд была очень недовольна тем, что убийца е отца ушел невредимым, и она убедила своего мужа отомстить за Сигмунда. Онунд отправился в Сньяллсхофди в сопровождении тридцати человек и поджег дом Стейна. Сньяллстейн вышел из дома и сдался на милость победителя. Они отвели его к мысу и там убили, теперь обязанность отомстить за это убийство перешла Гуннару. Он был женат на Храфнхильд Сторольфсдоттир, сестре Орма Сильного, сыном же их был Хамунд. Эта пара – отец и сын – выделялась среди других мужей как силой, так и красивой наружностью.

Онунд был объявлен вне закона за убийство Сньяллстейна. В течение двух лет он никуда не выходил без надежной охраны, а родич Гуннара Орн из Вэлюгерди следил за каждым его передвижением. На третью зиму, осле святок, воспользовавшись сведениями, полученными от Орна, Гуннар со своими людьми (30 человек) напал на Онунда, когда тот возвращался домой в сопровождении одиннадцати человек. Они сразились в Оррустудале; во время этой схватки были убиты Онунд, три его человека и один человек Гуннара. Гуннар, одетый в синий плащ, проскакал верхом от Хольта до Тьорсы и, немного не доехав до реки, упал с коня и умер от полученных в сражении ран.

Когда сыновья Онунда Сигмунд Клейкир и Эйлиф Богатый повзрослели, они начали уговаривать своего родича Морда Фиддла отомстить за убийство их отца. Тот заявил, что это будет не так-то легко сделать. Братья сказали, что больше всего их раздражает Орн, который живет совсем близко от них. Тогда Морд посоветовал им измыслить такое обвинение против Орна, которое позволило бы добиться его изгнания. И сыновья Онунда начали тяжбу против Орна, обвинив его в незаконном выпасе скота. И он был признан вне закона. Теперь сыновья Онунда могли убить его безнаказанно в любом районе страны за исключением Вэлюгерди и на территории в пределах полета стрелы от границ его владений. Сыновья Онунда без устали караулили Орна, но тот был очень осторожен. И все же они дождались своего – в тот день, когда Орн прогонял скот со своей земли, они убили его, и все считали, что это убийство останется неотомщенным.

Но Торлейф Гнейсти, брат Орна, заплатил Тормоду Тьостарсону (он только что вернулся в Эйрар из-за границы) за оправдание Орна. Тот выстрелил так далеко из своего большого лука, что все решили, что смерть Орна произошла в пределах освященных законом границ. Тогда Хамунд Гуннарсон и Торлейф приняли на себя обязательство отомстить за смерть Орна, а Морд поддержал двоих братьев, которые не платили штрафа, но были изгнаны из Флой. Затем, по поручению Эйлифа, Морд просил для него руки Торкатлы Кетильбьярнардоттир, которая принесла своему мужу в качестве приданого Хордаланд, где и поселился Эйлиф. А по поручению Сигмунда Морд просил руки Арнгунн, дочери Торстейна Дрангакарля, так что Сигмунд переселился на восток страны. Наконец, Морд выдал свою сестру Раннвейг замуж за Хамунда Гуннарсона, который вскоре после этого вернулся в Хлид. Сыном же их был Гуннар из Хлидаренди.

5. Рабы
Ирландцы Кетиля Гуфы

[С. 125.] Один человек по имени Кетиль Гуфа Орлигсон... отправился в Исландию, когда заселение острова шло уже полным ходом. Он участвовал в набегах викингов на западе, откуда привез ирландских рабов: одного из них звали Тормод, другого Флоки, третьего Кори, четвертого Сварт и еще двух – Скорри. Кетиль прибыл в Росмхваланес и провел свою первую зиму в Гуфускаларе, весной же отправился в Нес и провел вторую зиму в Гуфунесе. Тогда же его рабы Скорри-старший и Флоки сбежали вместе с двумя женщинами, унеся с собой немало добра. Они намеревались спрятаться в Скоррахольте, но были убиты во Флокадале и Скоррадале.

Кетиль не нашел свободных земель в Нессесе и перебрался в Боргарфьорд, перезимовав в третий раз в Гуфускаларе на берегу реки Гуфы. В начале весны он отправился на запад в Брейдафьорд, подыскивая себе землю для поселения. На этот раз он остановился в Гейрмундастадире. Кетиль просил у Гейрмунда руки его дочери Гейр и получил согласие на брак, после чего Гейрмунд [Хельярскин] направил Кетиля исследовать земли на западной стороне фьорда. Рабы же, воспользовавшись отсутствием Кетиля, сбежали и ночью прибыли в Ламбастадир. В то время там жил Торд, сын Торгейра Ламби и Тордис Ингварсдоттир, тетушки Эгиля Скаллагримсона. Рабы подожгли дом и сожгли заживо Торда и всех его домочадцев. Они забрали множество добра, нагрузили его на лошадей, а затем отправились по дороге в Альптанес.

На следующее утро с тинга вернулся домой сын Торда Ламби Сильный. Он тут же бросился в погоню за рабами, и к нему присоединились люди с окрестных ферм. Когда рабы заметили погоню, они бросились бежать врассыпную – каждый своим путем. Преследователи схватили Кори в Коранесе, а остальные попытались спастись вплавь. Сварт был схвачен на Свартскере, Скорри – на Скоррее за Мюраром, а Тормод – на Тормодскере, в миле от острова. А Кетиль Гуфа отправился вскоре на запад, за Мюрар, и провел четвертую зиму в Снэфелльснесе. Позднее он занял под поселение земли Гуфуфьорда и Скаланеса вплоть до Коллафьорда.

Атли из Фльота

[С. 149.] Жил в Соне человек по имени Гейр, который был также известен как Вегейр – Гейр из Храма, или Святой Гейр. Этим прозвищем он был обязан своим частым жертвоприношениям. У Вегейра было много детей. Вебьорн Сигнакаппи был его старшим сыном. Затем шли Вестейн, Вемунд, Вегест и Веторн, дочь же его звали Ведис. После смерти Вегейра Вебьорн впал в немилость у ярла Хакона, поэтому все братья и их сестра отправились в Исландию. Плавание их было долгим и трудным, но осенью они достигли Хлодувика к западу от Хорна. Затем Вебьорн начал готовиться к большому жертвоприношению, поскольку, заявил он, именно в этот день ярл Хакон совершил свое жертвоприношение, стараясь навлечь несчастье на их голову. Но пока Вебьорн занимался подготовкой к жертвоприношению, его братья начали торопить его, собираясь поскорее отправиться в путь. Вебьорн пренебрег своими обязанностями, и они вышли в море. В тот же самый день их корабль потерпел крушение у скалистого берега, и они лишь с большим трудом – следуя указаниям Вебьорна – смогли выбраться из той передряги. Ныне эта скала называется Сигнаклейф. Атли из Фльота, раб Гейрмунда Хельярскина, предоставил им убежище на зиму. Когда же Гейрмунд узнал о великодушном поступке Атли, он отпустил его на свободу и отдал ему ферму, которой тот управлял.

[X. Атли... предоставил им убежище на зиму, заявив, что не возьмет платы за их содержание. Гейрмунд, заверил он их, не скупится на провизию. Когда же Атли встретился с Гейрмундом, тот спросил его, как он мог принять всех этих людей за его, Гейрмунда, счет. На что Атли ответил, что "до тех пор, пока существует Исландия, люди будут помнить о том, сколь замечательным человеком был Гейрмунд, коль скоро его раб смог поступить так, как он это сделал, не испрашивая на это предварительного разрешения у своего хозяина". – "За этот твой поступок, – объявил ему Гейрмунд, – ты получишь от меня свободу вкупе с той фермой, которой ты сейчас управляешь."] В последующие годы Атли стал известным и уважаемым человеком.

Следующей весной Вебьорн взял под поселение землю между Скотуфьордом и Хестфьордом (Лошадиным фьордом) – столько, сколько он смог обойти за день, и сверх того еще один кусок, который он назвал Фолафот. Вебьорн был замечательным бойцом, и о нем в Исландии сложена целая сага. Он отдал Ведис замуж за Гримольфа из Унадсдала. Через некоторое время они поссорились, и Вебьорн убил его возле Гримольфсватна, за что самого Вебьорна и еще трех человек вместе с ним убили на четвертичном тинге в Торснесе.

Родрек и Ронгуд

[С. 194.] Хросскель – так звали человека, который взял под поселение весь Свартардал и весь Ирарфеллсланд по указанию Эйрика [из Годдалира]. В его собственность перешла вся территория вплоть до Гильхаги, сам же он жил в Ирарфелле. У него был раб по имени Родрек, которого он отправил на юг через Мэлифеллсдал на поиски пригодных для поселения земель. Двигаясь на юг от Мэлифелла, Родрек дошел до ущелья, ныне известного как Родрексгил. Там он поставил столб, который назвал Ландконнуд – территориальный знак. От этого места Родрек вернулся домой...

[С. 196.] Жил в Мэлифелле человек по имени Векель Изменяющий Облик, взявший себе под поселение землю от Гилы до Мэлифелла. Он прослышал о путешествии Родрека и немного времени спустя сам отправился на юг в поисках новых земель. Он дошел до холмов, ныне известных как Векельсхаугар, и от этого места вернулся домой. Когда же Эйрик из Годдалира услышал об этом, он послал на юг своего раба по имени Ронгуд, который тоже должен был искать пригодные для поселения земли. Он прошел на юг до Блондуквисла, затем двинулся вдоль реки, которая течет от Винверьядала, и далее на запад – к лавовым полям между Рейкьявеллиром и горой Кьёль, где он обнаружил следы какого-то человека. Судя по всему, этот человек пришел сюда с юга. В этом месте Ронгуд возвел пирамиду из камней, ныне известную как Рангадарварда – Пирамида Ронгуда. Затем он направился в обратный путь, домой, и Эйрик отпустил его на свободу в награду за это путешествие, совершенное в интересах Эйрика. Именно с этого времени был проложен путь от южного до северного округа.

6. Животные Тюлень Торир и кобыла Скальм

[С. 68.] Жил человек по имени Грим, сын Ингьялда, сына Хроальда из Хаддингьядала, брата Ази. Он отправился в Исландию в поисках земли, проплыл северным путем и провел зиму в Гримсее в Стейнгримсфьорде. Жену его звали Бергдис, а сына Торир.

Осенью Грим отправился со слугами в море ловить рыбу, а мальчик Торир лежал в лодке, завернутый в мешок из тюленьей кожи. Грим вытащил из моря водяного и спросил его: "Что ты можешь сказать нам о будущем? И где мы поселимся в Исландии?" На что водяной ответил: "Ничего не могу сказать о тебе и твоих людях, но что касается мальчика, завернутого в мешок из тюленьей кожи, то он поселится там, где твоя кобыла Скальм ляжет на землю вместе с грузом". Больше он ничего не добавил, но позднее, в ту же зиму, Грим и его люди отправились за рыбой, оставив мальчика на берегу, и все утонули. [X. Зимой Грим со своими рабами отправился ловить рыбу, сына он тоже взял с собой. Когда же мальчик начал мерзнуть, он завернул его в мешок из тюленьей кожи, завязав его у шеи. Грим вытащил водяного. "Поведай нам нашу судьбу и как долго мы еще проживем, – сказал Грим. – Иначе ты никогда больше не увидишь свой дом". – "Мне нечего сказать вам, так как еще до наступления весны вы все будете мертвы. Но твой сын найдет себе землю под поселение в том месте, где твоя кобыла Скальм ляжет под своим грузом". Больше он им ничего не сказал, но позднее в эту же зиму Грим умер и был похоронен на холме.]

Весной Бергдис и Торир покинули Гримсей и отправились через вересковую пустошь на запад к Брейдафьорду. Скальм шла и шла вперед и ни разу не легла на землю. Свою вторую зиму Бергдис и Торир провели в Скальмарнесе в Брейдафьорде. На следующее лето они отправились на юг, и пока Скальм шла вперед, они тоже продолжали идти на юг в Боргарфьорд. Когда же перед ними выросли два красных песчаных холма, кобыла остановилась и легла на землю возле того из них, который был западнее. И именно там Торир взял под поселение землю от Гнупы до Кальды, за Кнаппадалом, между горами и морем. Торир жил во внешнем Раудамеле и был великим вождем.

Как-то поздним вечером Торир, уже совсем старый и слепой, вышел за порог своего дома и увидел, как какой-то человек в железной лодке заплывает в устье реки Кальды – огромное, страшное чудовище, которое сошло на берег и двинулось по направлению к ферме под названием Хрипи. Там он начал копать землю прямо у входа в сарай, где стояли коровы. Этой же ночью из-под земли вырвался огонь, и именно тогда был уничтожен Боргахраун. Ферма же стояла там, где ныне находится Эльдборг – Огненная крепость... Скальм, кобыла Торира, приняла свою смерть в Скальм арке льде – Скальмовой трясине.

Голубиный Клюв и кобыла флай

[С. 202.] Торир Дуфунеф, Голубиный Клюв, был воспитан в доме Оксен-Торира. Он приплыл в Гонгускардсарос, когда вся западная часть острова была уже заселена, так что ему пришлось отправиться на север за реку Йокульсу к Ландброту и взять под поселение землю между Глодафейкисой и Дьюпой, выстроив себе дом во Флугумюре.

В это время в Кольбейнсарос прибыл корабль с грузом – домашний скот. Они потеряли в лесах Бримнескогара молодую кобылицу, и Торир Дуфунеф купил права на нее. Позднее он нашел ее. Эта кобылица была самой быстрой из всех лошадей, за что и получила прозвище Флуга – Летящая.

Жил в то время в Исландии человек по имени Орн. Он был чародеем и путешествовал по всей стране. В Винверьядале он встретился с Ториром, который направлялся на юг, и поспорил с ним на то, какая из лошадей окажется быстрее (у Орна был замечательный жеребец). Ставка была по сто серебряных с человека. Они поскакали на юг, мимо Кьёля, пока не достигли потока, который с тех пор носит название Дуфунефсскейд – Поток Дуфунефа. Разница в скорости их лошадей была столь велика, что Торир даже вернулся назад, чтобы встретить Орна, проскакавшего лишь половину пути. Орн принял свой проигрыш так близко к сердцу, что не захотел больше жить: он отправился к горе, которая сейчас называется Арнафелл, и там покончил с собой. Флуга была совсем измучена, и Торир оставил ее на время в тех местах. Когда же он вернулся с тин-га, он обнаружил рядом с ней серого жеребца, и кобыла уже была жеребая от него. Родившегося у нее жеребенка назвали Эйдфакси. Позже он был увезен за границу и там, на озере Мьор, погубил в один день семь человек и сам погиб там же. Флуга же пропала в болотах Флугумюра.

Бьёрн и козы
 

[С. 328-329.] Жил в Нордмёре в Норвегии человек по имени Хрольф Дровосек. Сыновьями его были Вемунд и Мольда-Гнуп, прославленные человекоубийцы и кузнецы. Работая у себя в кузнице, Вемунд сложил такую песенку:

Я один
Заслужил прозвище
Убийцы одиннадцати человек.
Бей сильнее, муж!

Гнуп уехал в Исландию из-за тех убийств, которые они совершили с братом. Он взял под поселение землю между Кудафльотом и Эйярой, а также весь Альптавер. В те дни там было большое озеро и много диких лебедей для охоты. Мольда-Гнуп продал часть своих земель разным людям, так что вскоре весь округ был заселен народом. Позднее, однако, огонь и лава обрушились на это место. Люди бежали оттуда на запад, к Хофдабрекке, и построили себе временные жилища в местечке Тьялдафолл. Но Вемунд, сын Сигмунда Клейкира, не позволил им там поселиться. И тогда они отправились в Хросагард, где построили себе для зимовки большой дом. Но коре они перессорились, и дело даже дошло до убийств, так что весной Мольда-Гнуп отправился со своими людьми на запад в Гриндавик, где они все и поселились, домашнего скота у них почти не было. Сыновья Мольды, Бьёрн и Гнуп, Торстейн-Хрунгнир и Торд-Легьялди, к тому времени стали уже совсем взрослыми.

Как-то ночью Бьёрну приснилось, что перед ним возник обитатель скал и предложил ему свою дружбу. Бьёрну показалось, что он ответил ему "да". Сразу после этого в стадо его коз пришел козел-самец, и скот Бьёрна начал плодиться так быстро, что вскоре он уже купался в деньгах. С этого времени его стали называть Хафр-Бьёрн – Бьёрн Козел. Люди, обладающие вторым зрением, утверждали, что по дороге на тинг Хафр-Бьёрна сопровождали духи – хранители этих мест, и то же самое было с Торстейном и Тордом, когда они отправлялись на охоту или на рыбалку.

Коулбитер и медведь

[С. 259.] Жил человек по имени Арнгейр, занявший под поселение всю Слетту между Хаваралоном и Свейнунгсвиком. Его детьми были Торгильс, Одд и та самая Турид, которая вышла замуж за Стейнольфа из Тьорсардала. [X. добавляет: еще мальчиком Одд все время слонялся вокруг очага; он был очень ленив и получил прозвище Коулбитер – Грызущий Уголь]. Как-то Арнгейр и Торгильс отправились во время снежной бури на поиски овец и уже не вернулись. Одд отправился вслед за ними и нашел их обоих мертвыми. Их убил белый медведь, который как раз пожирал свою добычу, когда на место трагедии подоспел Одд. Он убил медведя и притащил его домой. Люди рассказывали, что он съел этого медведя целиком, заявляя, что он отомстил за отца, убив медведя, а за брата – съев его. После этого с Оддом мало кто мог справиться. Он стал настоящим оборотнем и, выйдя однажды вечером из своего дома в Храунхофне, на следующее утро прибыл в Тьорсардал на помощь своей сестре, которую жители Тьорсардала хотели забить камнями. [X. забить камнями за колдовство.]3

7. Голодные годы

["Скардсарбок", Видауки, 1-2.] В языческие времена на Исландию обрушился настоящий голод. Было это в ту зиму, когда в Норвегии погиб король Харальд Грейклоук и власть захватил ярл Хакон [975-976]. Люди тогда ели воронов и лисиц и то, что прежде считалось совершенно несъедобным. Некоторые убивали старых и беспомощных и сбрасывали их в ущелья. Многие умерли от голода, другие же шли на воровство – их ловили и убивали. Даже поставленные вне закона убивали друг друга. Так, например, по просьбе Эйолфа Вальгердарсона был издан закон, согласно которому любой человек, убивший трех изгнанников, сам освобождался от наказания.

Восемьдесят лет спустя на страну вновь обрушился голод. Именно в эту зиму Ислейф был рукоположен в епископы епископом Бременским Альбертом. И было это в дни правления короля Харальда Сигурдарсона. В первую зиму пребывания Ислейфа в Исландии [1057-1058] там умерло от голода очень много людей. Съедено было все, что только можно было разгрызть зубами.

Летом епископ дал на тинге обет, что все жители острова будут поститься на двенадцатый день святок в течение трех лет – так было принято в Германии, где обучался епископ. В то время повсюду лежал такой глубокий снег, что большинство людей добирались до тинга пешком. Но вскоре после принесения этого обета погода улучшилась и наступило настоящее лето. А следующая зима была такой мягкой, что земля практически не замерзла, и люди ходили на святочную службу в церковь босиком, а в январе и феврале строили дома и возводили стены.

["Кристни сага", 14.] В тот год, когда умер епископ Гизур (1118), в Исландии был сильный голод. Во время Страстной недели бушевала такая снежная буря, что в некоторых северных округах люди не могли попасть в церковь на службу. В Страстную пятницу купеческий корабль был выброшен на берег под Эйяфьяллом. Сначала его подбросило в воздух (54-весельное судно), а потом швырнуло на скалы. В первый день Пасхи лишь немногие смогли прийти в церковь, чтобы причаститься, а некоторые так и умерли на улице.

Следующая буря пришла уже после смерти епископа, в тот день, когда люди отправились на тинг [19 или 20 июня]. Именно тогда была разбита на куски церковь в Тингвеллире, дерево на постройку которой было прислано самим королем Харальдом Сигурдарсоном.

В это лето в Исландию направлялось 35 кораблей. Многие потерпели крушение у ее берегов, некоторые затонули в море, и лишь 8 кораблей смогли отправиться в обратный путь – включая и те, которые провели здесь предыдущую зиму. И ни один из них не вышел в море до Михайлова дня. Из-за такого наплыва людей в стране начался голод...

Спустя год после смерти епископа Гизура был убит известный на острове человек – Торстейн Хальвардсон. Спустя еще год на тинг собралось очень много людей. В течение всех этих лет смертность в стране была так велика, что священник Сэмунд Ученый объявил на тинге, что количество людей, умерших за это время от болезней, ничуть не меньше числа тех, кто сейчас присутствует на тинге.

8. О поселении в целом

I

[X. 294.] Первыми в Исландии были заселены восточные фьорды. Лишь область между Хорнафьордом и Рейкьянесом заселялась дольше остальных: это происходило из-за того, что сильные ветры и рифы, а также недостаток гаваней затрудняли людям подход к берегу.

Некоторые из тех, кто прибыл на остров первым, поселились ближе к горам, по достоинству оценив качество прилежащих к ним земель. Те же, кто прибыл позже, считали, что первопоселенцы заняли слишком много земли под свои фермы. Примирил же их король Харальд Прекрасноволосый, постановивший, что каждый может взять в собственность лишь ту территорию, которую он и команда его корабля способны обнести огнями за один день.

В тот момент, когда солнце всходило на востоке, они должны были разжечь огонь. Затем им следовало развести дымящиеся костры – так, чтобы каждый последующий был заметен от предыдущего. И эти костры должны были гореть до самой ночи. Затем они шли до тех пор, пока солнце не оказывалось на западе, и тогда они зажигали новые костры.

II

["Скардсарбок", 313.] Существовал закон, согласно которому женщина могла занять под поселение лишь столько земли, сколько двухгодовалая телка в хорошем состоянии способна была обойти за один весенний день – от восхода до заката солнца.

III

[X. 268.] Существовал языческий закон, согласно которому корабли поселенцев должны были быть без носовых фигур. Если же на корабле была такая фигура, то ее следовало убрать до приближения к острову. Нельзя было подплывать к острову, если на корме корабля красовалось изображение с оскаленными зубами, поскольку духи острова могли испугаться подобного зрелища.

IV

[С. 398.] Знающие люди утверждают, что страна была полностью заселена за период в шестьдесят лет с момента первого поселения. И с того времени количество усадеб оставалось практически неизменным. К концу этого срока были еще живы некоторые из первых поселенцев и их дети.

V

[С. 399.] Знающие люди утверждают, что среди тех, кто заселял Исландию, было немало крещеных людей – в основном это были те, кто приплыл сюда с запада. Называют такие имена, как Хельги Магри и Орлиг Старый, Хельги Бьола, Йорунд Христианин, Ауд Глубокомысленная, Кетиль Безумный и другие. Некоторые из этих людей остались верны своей вере до последнего вздоха, но уже их дети начали строить храмы и совершать жертвоприношения, так что в течение почти ста лет вся страна исповедовала язычество.

VI

[X. 354.] Сейчас поселения, созданные в Исландии, были перечислены согласно тому, как некогда написали высокоученые мужи – вначале священник Ари Ученый, сын Торгильса, и Кольскегг Ученый. Но я, Хаук Эрлендсон, написал свою книгу, пользуясь той, что была написана ранее ученейшим из всех мужей – Геррой Стурлой Тордарсоном, а также другой книгой, написанной Стирмиром Ученым. Я взял из каждой книги те сведения, которые дополняют и уточняют друг друга, хотя по большей части они повествуют об одних и тех же вещах. Неудивительно поэтому, что "Ланднамабок" оказалась больше любой из этих книг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. "Стурлубок" продолжает: "Наттфари, приплывший сюда вместе с Гардаром, еще раньше взял в собственность Рейкьядал и сделал там отметки на деревьях. Однако Эйвинд Асельссон прогнал его прочь, позволив ему поселиться лишь в Наттфаравике".

2. Согласно традиции, он нашел своих рабов спящими на Свефнейяре, Сонных островах, где они должны были добывать соль, и сбросил их со скалы, которая с тех пор называется Галги – Скала Галлов.

3. Одд совершил переход в 220 миль по самой плохой в Исландии территории.