Чудовищный волк, связанный в Вальхалле – центре божественного Асгарда и населенного людьми Мидгарда, – напоминает пирующим эйнхериям о грядущем конце света. Но и добрый бог Бальдр оказался в плену у Хель – преисподней. Отношения между разными мирами скандинавской мифологии есть отношения обмена и конфликта – так же, как и в человеческом обществе.
Мы видели, что этот обмен неравноценен: боги, по обычаю экзогамии, часто брали жен в Стране великанов, но тем так и не удалось заполучить ни Фрейю, ни Сив, ни Идунн. Все сокровища, выкованные подземными умельцами карлами или цвергами – молот Мьёлльнир и ожерелье Брисингов, остались у богов. Лишь однажды карлам и великаном удалось заполучить чудесный напиток. Об этом рассказывает самый поэтический миф.
Мед поэзии
В "Младшей Эдде" есть раздел, посвященный поэтическому языку. В нем содержится немало мифологических рассказов: ведь язык поэзии, поэтических метафор – это и есть язык мифа.
А начинается рассказ с того, что некий Эгир, или Хлёр, человек, сведущий в колдовстве, отправляется в Асгард, и асы радушно его принимают (хотя, как и в случае с Ганглери, и здесь не обошлось без колдовских уловок). Нам уже знаком Эгир – это великан, хозяин морской стихии: ведь его имя (как и другое имя – Хлёр) и означает "море". Обычно асы собираются к нему на пир, и Тор однажды добывал огромный котел для этого пиршества в Стране великанов. Но здесь настал черед богам принимать гостя, и все они уселись на свои престолы. Один же велел внести в залу мечи, которые сверкали так, что не нужно было освещать пиршественный чертог огнем. Боги выпили немало хмельного меду, что, как известно, развязывает языки.
Рядом с Эгиром сидел бог поэзии – скальд Браги, он и поведал Эгиру о многих чудесных событиях и, конечно, о главном для Браги – откуда взялось искусство поэзии.
Браги поведал о начале времен, когда асы и ваны заключили мир, смешав слюну в одном сосуде и сделав из нее мудрого человека по имени Квасир, как злодеи карлы убили Квасира и из его крови сделали волшебный напиток. Отведавший этого напитка станет скальдом или ученым.
Но злодеяния карлов на этом не кончились. Они зазвали к себе в гости великана Гиллинга и отправились с ним в лодке в открытое море. Там карлы перевернули лодку, и не умевший плавать великан утонул. Карлам было мало совершенных преступлений, и они рассказали жене утонувшего о его гибели. Великанша принялась оплакивать мужа и тем досадила его убийцам: когда она выходила из дому, чтобы посмотреть в море, они сбросили ей на голову жернов.
Но отмщение ждало злодеев, и сын Гиллинга, великан Суттунг, уготовил им гибель, достойную той смерти, которой погиб его отец: схватив карлов, он отвез их далеко на скалу среди моря, где карлы утонули бы во время прилива. Те взмолились о пощаде, и как выкуп за отца отдали Суттунгу волшебный мед. Тот увез драгоценный напиток к себе в горы и спрятал там в скалах, что зовутся Хнитбьёрг – Сталкивающиеся скалы, а сторожить сокровище приставил свою дочь, великаншу Гуннлёд.
Один же задумал раздобыть мед поэзии. Он отправился в Ётунхейм, где увидел девять косцов, трудившихся на лугу, что принадлежал брату Суттунга Бауги. Один достал точило и поточил им косы, да так искусно, что те стали просить чудесный инструмент себе. Один принялся торговаться, каждый из косцов сам хотел получить точило и, когда ас бросил свой оселок в воздух, бросились за ним. Коварный трюк удался, и все работники полегли мертвыми, перерезав себе горло косами.
Тогда Один явился к Бауги, который сетовал на то, что лишился работников. Бог назвался достойным его именем – Бёльверк – Злодей, и предложил работать за девятерых. Платой же должен стать глоток меда Суттунга. Бауги обещал ему помощь, Один же трудился все лето. Когда же настала зима, пришла пора расплачиваться. Бауги сказал брату о своем договоре с работником, но тот и слышать не хотел о том, чтобы делиться волшебным напитком.
Тогда Один придумал хитрость. Он взял бурав, чтобы пробуравить скалы и не быть раздавленным между ними, и заставил своего былого хозяина Бауги сверлить камень. Тот согласился и сделал вид, что пробуравил скалу. Но Бёльверк дунул в отверстие, и каменная крошка полетела ему в лицо. Тут бог понял, что великан хочет его провести, и велел сверлить дальше. Наконец Бауги просверлил дыру. Тут Одину понадобилось его умение менять обличья.
Бог превратился в змею и пополз в отверстие. Бауги же хотел проткнуть его буравом, да промахнулся. Один же проник туда, где сидела сторожившая мед Гуннлёд и, надо думать, принял более симпатичный облик – недаром в "Речах Высокого" он похвалялся своими подвигами и любовью Гуннлёд. Во всяком случае, великанская дева осталась довольна теми тремя ночами, что провел с ней Бёльверк, и дала ему выпить три глотка меда (на троне из золота, как свидетельствуют "Речи Высокого").
С первого глотка Один осушил весь котел Одрёрир, двумя другими – сосуды Бодн и Сон. Тогда бог превратился в орла и полетел в Асгард. Но Суттунг, также в орлином обличье, бросился в погоню. Асы же увидели, что Один подлетает, и подставили во дворе чашу, в которую бог успел выплюнуть мед. Но Суттунг уже настигал Одина, и тот выпустил часть меда через задний проход. Этот мед не был собран и достался плохим поэтам – рифмоплетам. Мед же подлинной поэзии достался асам и скальдам.
В мифе не говорится, что случилось с Суттунгом. "Речи Высокого" свидетельствуют, что хримтурсы – инеистые великаны – явились к палатам Высокого, чтобы узнать об исходе состязания: вернулся ли Один к богам, или его сразил Суттунг. Один должен был дать (в который раз!) некую ложную клятву на кольце, чтобы успокоить великанов, жаждавших мщения.
Чтобы добыть этот мед – поэтическое вдохновение, – Один должен был совершить настоящее шаманское путешествие. Сначала он спустился внутрь скалы – в преисподнюю – в облике змеи, а затем должен был птицей возвращаться назад в небесный Асгард. Скала, в глубинах которой скрыт мед поэзии, напоминает о мировом дереве, у корней которого течет источник Мимира, а с ветвей капает медвяная роса, и о престоле Одина Хлидскьяльв, с которого видны все миры. На этой мировой оси и происходят основные мифологические акты обмена ценностями между богами и великанами; здесь Один закладывает свой глаз в обмен на глоток из источника великана Мимира, дающего мудрость; здесь, после шаманского жертвоприношения на Иггдрасиле, он получает магические руны и песнопения от великана Бёльторна.
Поэтическое искусство – умение скальда – почиталось высшим в Скандинавии; конунг Харальд Прекрасноволосый, объединитель Норвегии, "из всех дружинников отличал больше всего скальдов", свидетельствует сага об Эгиле – знаменитом исландском поэте. И сами конунги гордились своими поэтическими способностями – ведь быть искусными во всем обязывала их "мифологическая социология", заповеданная самим Ригом. Самый известный из скальдов-конунгов – Харальд Суровый Правитель (1015-1066) – похвалялся тем, что владеет "восемью искусствами", среди которых первое – умение "сковать мед Игга", Одина, то есть изготовлять мед поэзии, сочинять стихи. Харальд, конунг Норвегии, был христианином, но искусство скальда требовало знания и использования образов языческой мифологии. Для русского читателя интересно, что эти стихи – "Висы радости" – Харальд сочинил на Руси (в Гардарики,как называли Русь скандинавы), они посвящены его невесте, Елизавете, дочери Ярослава Мудрого.
Скандинавский Мефистофель; бог Локи между Асгардом и Утгардом
Еще один ас, помимо Отца богов, участвует в обмене мифологическими ценностями между Асгардом и Утгардом. Это загадочный Локи, именуемый "лукавым асом".
Локи – спутник и помощник богов, Одина и Тора. Полагают, что вместе с Одином и Хёниром под "растительным" именем Лодур ("Прорастающий") он принимает участие даже в сотворении людей из безжизненных обрубков деревьев. Он именуется братом Одина, хотя его отец – великан Фарбаути, а мать – Лаувей (или Наль). Может быть, речь идет о побратимстве двух асов. Как часто бывает в мифах о побратимах, Локи выступает как своеобразный двойник Одина. Оба бога способны на настоящие провокации против великанов, что иногда ставит асов в затруднительное положение: Один состязался в скачке с великаном Хрунгниром, так, что тот оказался в Асгарде, Локи же бился об заклад со строителем Асгарда, что тот не успеет возвести стены в срок, и чуть было не проиграл светила и богиню Фрейю.
Один в "Песни о Харбарде" похвалялся не лучшими с точки зрения обыденной морали подвигами, Локи же совершает поступки, считающиеся самыми позорными и в мире богов, и в мире людей. Чего стоит его превращение в кобылу, которая отвлекла чудесного жеребца, строившего Асгард! Сравнение мужа с женщиной считалось в средневековой Скандинавии худшим оскорблением, но когда бог превращается в кобылицу, да еще рожает – такое поведение считается нарушением всех мыслимых и немыслимых норм. Правда, порождением Локи стал чудесный скакун Одина Слейпнир – боги приобрели, таким образом, очередное сокровище в мире великанов.
Эти проделки Локи кончались, в общем, благополучно для богов, но коварный ас всегда был готов на предательство. Недаром самая бессовестная ложь именуется "враньем Локи" или "советом Локи". Однажды, рассказывается в "Младшей Эдде", Один, Локи и Хёнир – троица демиургов – отправились в дальний путь через горы и пустыни. В одной из долин они увидели стадо быков и собрались зажарить одного из них (по старинному способу – между раскаленными камнями). Но напрасно боги разгребали костер – мясо не жарилось. Тут они и услышали, как огромный орел, сидящий на дубе, похваляется, будто по его воле не жарится мясо.
Мы уже можем догадаться, что орел – это великан-оборотень. Он потребовал у богов дать ему мяса досыта – тогда асам удастся приготовить пищу. Нечего делать, боги согласились, и орел принялся пожирать лучшие части. Тут Локи не выдержал и, схватив большую палку, ударил орла. Орел взлетел, но палка намертво пристала к нему и к рукам Локи. Несчастный ас во время полета задевал за камни и деревья, ему казалось, что руки его вот-вот оторвутся, и он взмолился о пощаде. Великан обещает Локи свободу, если тот поклянется, что выманит богиню Идунн с ее молодильными яблоками из Асгарда.
Локи поклялся, и даже он не решился нарушить клятву. Он сказал Идунн, что видел в лесу яблоки не менее замечательные, чем ее золотые. Мы-то знаем, что лес – это обитель демонов и ведьм, но Идунн пошла за Локи, чтобы сравнить свои яблоки с лесными. Тут и прилетел великан Тьяцци в обличье орла и унес богиню в свое жилище в Ётунхейм.
Асам же пришлось плохо: они тут же поседели и постарели без молодильных яблок. Началось следствие – кто видел в последний раз Идунн. Выяснилось, что видели, как она уходила из Асгарда с Локи. Коварного аса схватили и стали грозить пытками. Тот струсил и обещал вернуть Идунн, если Фрейя даст ему свое соколиное оперенье. В соколином оперенье он отправляется на север, в Страну великанов, к жилищу Тьяцци. Тот как раз отправился в море на лодке, и Локи, превратив Идунн в лесной орех, взял орех в когти и что есть духу помчался в Асгард. Тьяцци же вернулся домой и не обнаружил Идунн. Тогда он облачается в свое орлиное оперенье и гонится за Локи. Асы видят, что орел гонится за соколом-Локи и придумывают хитрость. Когда сокол падает камнем за ограду Асгарда, они выносят ворох стружек и поджигают их. Орел попадает в пламя, и его оперенье вспыхивает. Тут асы и расправляются с Тьяцци.
Что произошло дальше, мы уже знаем из рассказа о дочери Тьяцци Скади, которая потребовала себе мужа из рода асов и выбрала Ньёрда. Локи же удалось своими потешными ужимками рассмешить невесту – так был восстановлен мир.
В мифе о похищении Идунн Локи опять уподобляется Одину – он использует птичье оперенье, чтобы добыть сокровище – богиню с молодильными яблоками – в Стране великанов; но Один добывал мед поэзии, принадлежавший существам иного мира – Утгарда, Локи же должен был возвращать пропавшие по его же вине мифологические ценности. До нас дошли фрагменты мифов, где сам Один провоцирует Локи на проделки против богов: он надоумил Локи похитить у Фрейи ожерелье Брисингов, что тот и сделал, превратившись в блоху. Пришлось стражу богов Хеймдаллю сражаться с Локи возле некоего камня Сингастейн, чтобы вернуть сокровище. Оба аса обратились при этом в тюленей.
Локи иногда приобретает для богов сокровища, сам того не желая. Так, похитив волосы Сив, он, чтобы избегнуть гнева Тора, заставил черных альвов выковать чудесные предметы для богов. Потом же, когда побился с карликами об заклад, что те не изготовят лучших сокровищ, чуть было не лишился головы: ведь лучшим сокровищем, вопреки всем стараниям Локи, был признан молот Мьёлльнир, изготовленный последним. Боги должны были выдать Локи на расправу чудесному кузнецу, и, хотя у хитроумного аса были волшебные башмаки, переносящие его по воде и по воздуху, Тор – небесный громовник – поймал его. Карлик уже хотел было отрубить Локи голову, но тот заявил, что выигравшему принадлежит только голова, но не шея. Тогда карл решил наказать языкатого аса – зашить ему рот, проткнув в губах дырки. Это удалось сделать лишь с помощью чудесного шила и ремешка, но ненадолго – Локи с мясом вырвал этот ремешок (к будущему несчастью для богов).
Приобретения Локи становятся роковыми. В "Старшей Эдде", в прозаическом введении к одной из героических песен, равно как и в "Младшей Эдде", рассказывается, как та же троица – Один, Локи и Хёнир – странствовала, чтобы осмотреть весь мир. Они подошли к некоему водопаду, где в образе щуки обитал карлик Андвари. Там же плавал в облике выдры другой карл, который и звался Отр. Он как раз поймал лосося и поедал его, когда Локи швырнул в него камень и убил. Ас похвалялся своей добычей – ведь он получил сразу и выдру и лосося. Довольные асы подошли к дому некоего Хрейдмара, могущественного человека и сведущего в колдовстве. Они сказали, что у них вдоволь еды, но, увидев их добычу, Хрейдмар тут же позвал своих сыновей, Фафнира и Регина, и велел схватить асов. Выяснилось, что Отр также был его сыном.
Чтобы откупиться, асы предложили Хрейдмару столько золота, сколько назначит он сам. Тот потребовал немалое сокровище: красным золотом следовало наполнить шкуру выдры да еще покрыть ее сверху.
Тогда Один опять послал Локи к водопаду Андвари (выяснилось, что он располагался в стране черных альвов). Локи поймал щуку-Андвари и потребовал выкуп – все золото, что хранил этот карлик внутри скалы. Андвари вынужден был отдать свое богатство, но припрятал одно золотое кольцо. Локи, однако, заметил эту хитрость и велел отдать сокровище. Андвари взмолился, признавшись, что одно это кольцо дороже ему всех прочих богатств – ведь оно умножает эти богатства. Но Локи отобрал кольцо. Тогда несчастный карлик произнес свое заклятье – "кольцо будет стоить жизни всякому, кто им завладеет". Локи же ответствовал, что ему по душе это заклятье.
Когда Локи вернулся к Одину, тот сразу заметил красивое кольцо и отложил его в сторону. Остальным золотом боги набили шкуру выдры да еще засыпали ее сверху. Тогда Хрейдмар стал разглядывать, выполнено ли его условие, и заметил, что один волосок от усов выдры торчит над грудой сокровищ. Он велел прикрыть и этот волосок. Делать нечего – Один прикрыл кольцом этот волос, и выкуп был заплачен сполна. Один уже взял свое копье, а Локи – башмаки (тут мы узнаем, что у этого аса была чудесная обувь, необходимая ему в постоянных странствиях), но тут Локи повторил заклятье, произнесенное над золотом его прежним владельцем. Так и сбылось. Не только вся семья алчного Хейдмара погибла в распрях из-за золота – целые королевства и династии пали жертвой древнего заклятья. К золоту Нифлунгов – карлов, первых владельцев сокровища, мы еще вернемся в главе, посвященной героическим сказаниям.
В истории проклятого золота Локи опять выступает как двойник Одина – сеятеля раздоров. Но проделки Локи лишены того высшего смысла – подготовки к грядущей эсхатологической битве, – которым проникнуты деяния Одина. В этих проделках сам хитроумный ас попадает иногда в ловушку, как это случилось с ним у великана Гейррёда пришлось Тору выручать Локи и отправиться в Ётунхейм без своего молота. В этих мифах боги-асы – еще единая община. Снорри – любитель античных героев Троянской войны – даже сравнивал Локи с хитроумным Улиссом-Одиссеем.
Но чем ближе гибель богов, тем разрушительнее становятся проступки Локи. Он – "свой среди чужих и чужой среди своих". Его помощь богам все более напоминает помощь лукавого беса – Мефистофеля – доктору Фаусту, которому бес взялся служить, чтобы затем погубить стремящегося к сверхъестественному знанию мага. Даже встреча Фауста с Мефистофелем в волшебном лесу (описанная в немецкой народной книге о Фаусте) напоминает встречу асов с таинственным Утгарда-Локи: бес морочит его чудесными видениями, среди которых – турниры и потешные бои на мечах и копьях (чем не Вальхалла!). В "Фаусте" Гете Мефистофель – "отец всех помех"; Локи также мешает богам (и великанам) в осуществлении их замыслов. Но этот ас наконец оказывается отцом гибельных для мира существ.
Локи обнаруживает свою сущность и становится отцом главных чудовищ – противников богов: Мирового змея Ёрмунганда, волка Фенрира и воплощения смерти – великанши Хель. Худшее из его преступлений – убийство бога Бальдра.
Смерть Бальдра
В "Младшей Эдде" рассказывается, как Бальдру Доброму стали сниться дурные сны, предвещающие смерть. Тогда его мать Фригг и взяла клятву с огня и воды, железа и прочих металлов, камней, земли, деревьев, зверей и птиц, яда и змей, что они не причинят вреда Бальдру. Тогда асы стали забавляться с Бальдром на священном поле тинга, бросая в него оружие и камни, бог же оставался невредимым.
Эта забава пришлась не по нраву Локи – ведь он был мастер на вредные выдумки. Обратившись женщиной (этот ас не боялся позора), он явился в Фенсалир, чертог Фригг. Там гордая своей властью богиня спросила, знает ли пришелица, что за игру затеяли боги? Та подивилась, что оружие не причиняет зла Бальдру, и спросила, все ли вещи закляла Фригг. Та призналась, что не взяла клятвы с побега омелы, растущего к западу от Вальхаллы: он был слишком мал. Услышав это, незнакомка тут же исчезла.
Локи тут же вырвал побег омелы и отправился на поле тинга. В забавах богов не принимал участия один Хёд – ведь он был слеп и стоял в стороне. Коварный Локи спросил, почему бы Хёду не уважить Бальдра как все? Наивный слепец ответил, что не видит, где стоит светлый бог, и Локи вложил побег в его руку и направил бросок. Прут пронзил Бальдра, и он пал мертвым. В коварных руках и искривленный побег становится смертоносным копьем: Локи совершил с сыном Одина то же, что сам бог совершил с избранным им героем – конунгом Викаром, посоветовав Старкаду коснуться его прутом. Но убитый по совету Локи Бальдр не мог принадлежать Вальхалле – ведь он не пал в битве и не был сражен настоящим оружием, его ждала преисподняя – Хель.
Боги онемели от ужаса и горя. Они не могли даже мстить, ибо место тинга было священно, и там нельзя было проливать кровь. Когда после нескончаемых рыданий они обрели разум, Фригг, невольная виновница несчастья, спросила, кто поедет дорогой мертвых в Хель, чтобы предложить смерти-великанше выкуп за Бальдра – может быть, Хель отпустит его в Асгард. Сын Одина Хермод оседлал Слейпнира и помчался в нижнее царство мертвых.
Боги же преступили к погребению. Они вынесли тело к морю и хотели водрузить его на ладью, где должен был гореть погребальный костер. Но ладья была так велика, что они не могли столкнуть ее в море. Пришлось послать в Ётунхейм за великаншей Хюрроккин. Ее имя значит "Сморщенная от огня", и она должна была иметь отношение к обряду сожжения. Хюрроккин явилась верхом на волке, а поводьями ее "коня" были змеи. Один велел четырем берсеркам держать коня под уздцы, но те не могли удержать волка, пока не повалили его наземь. Великанша же подошла к ладье и так толкнула корабль, что искры посыпались из катков, а земля содрогнулась, ладья же закачалась на волнах. Эта услуга богам чуть было не погубила великаншу, ибо Тор разгневался и занес свой молот, но боги упросили громовника пощадить великанскую помощницу.
Тогда тело Бальдра перенесли на ладью. Увидев мужа на погребальном костре, жена Бальдра Нанна упала замертво – у нее разорвалось от горя сердце. Ее положили на погребальный костер рядом с Бальдром. Когда костер зажгли, Тор освятил его своим молотом (Мьёлльнир освящал не только брачный обряд): ведь это был символ священного небесного огня. У ног громовника пробегал некий карлик по имени Лит (Цветной), и бог толкнул его ногой в костер – Бальдру нужны были слуги на том свете. Коня Бальдра в полной узде также сожгли вместе с ним. Один положил на костер волшебное кольцо Драупнир, но что он сказал при этом на ухо сыну, не узнает никто.
Саксон Грамматик дает иную романтическую версию этого сюжета. В ней Бальдр остается полубогом – он сын Одина. НоХёдер не брат ему, а доблестный воин и соперник – оба они враждуют из-за руки Нанны, дочери датского конунга. Хёдер встречает в лесу таинственных дев, которые предостерегают его против поединка с Бальдром; он хочет заговорить с ними, но девы тут же исчезают, и герой оказывается посреди равнины (мы знаем, что такой морок свойствен языческим богам и дисам, которых встретил Хёдер).
Тогда Хёдер идет к своему воспитателю, датскому конунгу, и просит руки Нанны. Но тот боится Бальдра, зато дает воспитаннику добрый совет, как убить Бальдра – ведь он неуязвим для оружия. Хедеру необходимо раздобыть волшебный меч и кольцо, которые хранит в стране холода и мрака некий Миминг. Имя этого персонажа напоминает о Мимире, хранителе источника мудрости у корней мирового древа.
Хёдер снаряжает повозку, запрягает в нее северных оленей и отправляется к пещере Миминга: царство мрака и холода на севере – это преисподняя, и сам Миминг напоминает живущего в скале альва – хранителя сокровищ (Саксон именует его сатиром). Хёдер выманивает Миминга из пещеры и отбирает у него кольцо и меч.
Он совершает много подвигов, но тем временем Бальдр является с войском в Данию требовать себе руку Нанны. Но та говорит, что смертная дева не может стать женой бога. Тогда начинается битва между Хедером и Бальдром, и на стороне сына Одина выступает сам верховный бог, громовник Тор и прочие божества. С Хедером его волшебный меч и панцирь, неуязвимый для оружия. Он наносит богам такой урон, на который только способен смертный. Но с Тором – его боевая палица из дуба (это древнее оружие могло принадлежать громовнику еще в те времена, когда люди не знали металла), и ею он сокрушает рать Хедера. Его войско уже готово дрогнуть, но тут Хёдер разрубает палицу. И боги бегут от людей. Христианин Саксон не упускает случая сказать, что это – не настоящие боги; для нас же интересны эти богоборческие мотивы – ведь и в Троянской войне герои осмелились выступить против богов.
Хедёр получает руку Нанны и отправляется с нею в Швецию. Его – победителя – почитают как бога простые люди. Но Бальдр берет реванш и разбивает Хедера в битве. Ночью к победителю является призрак, имеющий облик Нанны, и от этого видения Бальдр лишается сил – он может передвигаться только в повозке (мы можем подозревать, что этот ночной кошмар – мара – результат магических действий Нанны).
Однако полубог продолжает преследовать Хедера, и в решительной битве силы оказываются равны. Когда войска расходятся на ночь, Хёдер отправляется к лагерю врага и видит, что три девы покидают этот лагерь. Он следует за ними, но те обнаруживают его присутствие и спрашивают, кто он. Герой прикидывается певцом-министрелем и даже играет на лире (только здесь мы вспоминаем о Локи, который прикинулся старухой, чтобы выведать тайну Бальдра). Это позволяет ему увидеть колдовской ритуал – девы готовят пищу для Бальдра, добавляя в нее яд трех змей – это и делает полубога неуязвимым. Как всегда случается с норнами, одна из них оказывается воплощением злой судьбы своего подопечного: эта дева дает Хедеру пояс, приносящий победу (мы помним, как добрая помощница дала свой пояс Тору, когда тот оказался без молота и Пояса силы).
Хёдер и ранит Бальдра в поединке. Тому является Прозерпина (она заменяет богиню Хель у латинского автора) и предвещает Бальдру смерть. Тот умирает, и над ним воздвигают огромный курган.
Один жаждал отмщения и получил пророчество, что родит мстителя от девы Ринд. Он трижды сватался к этой дочери русского конунга – первый раз, возглавив его войско и одержав великие победы, второй раз, явившись чудесным умельцем-кузнецом, третий – доблестным рыцарем, но дева всякий раз отказывала старику (тем временем некий Оллер занял престол Одина в Царьграде). Наконец Один нарядился колдуньей (и ему это было не впервой), и случилось так, что Ринд заболела.
Тут ряженая ведунья и добилась своего. Вместе со спасительным зельем она предложила деве любовь. Так родился мститель по имени Во, которому с детства внушалась мысль о неотомщенном брате. Тот действительно сразился с Хедером, и в бою погибли оба соперника.
Мотив мщения и пышных похорон объединяет повествование Снорри и Саксона. Все роды сверхъестественных существ собрались у погребального костра. Конечно, первыми были Один и Фригг, а с ними валькирии и вещие вороны Отца богов. Фрейр подъехал на колеснице, запряженной вепрем Золотая Щетина, а Хеймдалль – верхом на коне Золотая Челка. Фрейя правила повозкой, в которую запряжены были ее кошки. Явились даже инеистые великаны и горные исполины – ведь они были родичами богам. Корабль с пылающим костром отплыл в море к жилищу Хель на Береге Мертвых.
Хермод же девять ночей скакал без передышки сумрачными долинами, пока не подъехал к реке Гьёлль. Дева Модгуд, стерегущая крытый золотом мост, как положено, спросила Хермода об имени и какого он роду, – пять полчищ мертвецов не производили такого грохота, когда проезжали днем раньше по этому мосту, да и лицом всадник не похож на мертвого. Хермод отвечал, что он разыскивает Бальдра, и Модгуд говорит, что Бальдр проезжал по мосту в Хель, а дорога туда ведет вниз и к северу.
Наконец Хермод добрался до решетчатых Ворот Мертвых и пришпорил Слейпнира, чудесный конь перескочил через преграду, даже не задев ее. Тут Хермод спешился и вступил в палаты Хель, где увидел брата, сидящего на почетном месте. Бог остается богом и в преисподней – мы помним, как заботливо для него было наварено пиво и котел накрыт щитом, чтобы напиток не выдыхался. Нашлось место в покоях и для Хермода, он заночевал в мрачном жилище Хель. Наутро он принялся просить хозяйку мертвых отпустить с ним Бальдра – ведь не только боги, но и все живое оплакивает его смерть. Великанша же сказала, что отпустит бога, если действительно ни одно живое существо не воспротивится его возвращению из Хель. Бальдр проводил Хермода из палат и, как положено, передал дары в царство богов: Одину он послал его кольцо Драупнир, Нанна же отправила Фригг свой плат, а Фулле – перстень.
Хермод же пустился в обратный путь и рассказал в Асгарде о трудной задаче, которую задала ему Хель. Боги тут же разослали гонцов во все стороны, призывая весь свет оплакивать Бальдра. И правда, весь мир зарыдал – мы до сих пор можем видеть эти слезы даже на камне или металле, когда их приносишь с холода в тепло. Лишь одна старуха-великанша, сидящая в пещере, сказала, что она оплакивает Бальдра сухими слезами – он ей не нужен ни живой, ни мертвый, пусть хранит его Хель. Имя этой старухи было Тёкк, что значило "Благодарность"; на такую издевку могло быть способно лишь одно существо, умеющее менять пол, – это был Локи.
Смерть Бальдра была отомщена – сын Одина Вали убил несчастного Хда, но "убийцу советом" – Локи – не так легко было изловить.
Впрочем, он сам явился на пир богов в палаты Эгира, но там расправиться с ним было нельзя: пир – это священное действо.
Перебранка Локи
Специальная песнь "Старшей Эдды" повествует о продолжающейся распре в царстве богов, вызванном злокозненным Локи. Она выдержана в уже знакомом нам по "Песни о Харбарде" стиле перебранки, в которой острый на язык Локи не имеет себе равных. Своим злословием он исчерпал терпение богов.
Все боги, кроме Тора, который был, как обычно, на востоке, собрались вокруг огромного котла Эгира. Там было много асов и альвов. Были и слуги Фрейра – Бюггвир и Бейля. Сверкающее золото освещало палату, и пиво само лилось в кубки. Боги не могли нахвалиться на слуг Эгира Фимафенга ("Ловкий добытчик") и Эльдира – ("Повар"). Похвалы были нестерпимы для Локи, и он убил Фимафенга, осквернив священный пиршественный обряд. Асы, потрясая щитами, изгнали Локи, и он скрылся в лесу.
Но вскоре он вновь явился на пир, чтобы разбавить мед мирного пиршества своей злобой.
Боги смолкли, увидев этого непрошеного гостя. Локи же прикинулся миролюбивым, измученным жаждой путником – поднесет ли кто-нибудь из богов ему меду, или он будет изгнан?
Браги, который сидел во главе стола, ответствовал, что боги не пустят незваного на свой пир. Тогда Локи обратился к самому Одину – помнит ли он, как они смешали кровь, став побратимами, и Один дал обет, что не станет пить пива, пока не нальют его названому брату?
Отец богов не мог преступить данного обета – он попросил Видара подняться, чтобы дать место Локи, иначе тот устроит нечестивую перебранку в доме Эгира. Локи же, приняв кубок от Видара, провозгласил здравицу во славу всех асов и асинь, кроме одного – Браги.
Божественный скальд предложил Локи откуп: он даст коня, меч, драгоценное кольцо – только бы зловредный ас не затевал распри во время священного пира. Но не за подарками явился Локи, он говорит, что Браги не может дать ничего, ибо дар – это привилегия героя, а Браги – самый трусливый из богов.
Браги готов был бы снести голову клеветнику, если бы не священная обязанность соблюдать мир.
Тогда Идунн попыталась примирить вспыхнувшую ссору, но Локи напоминает ей о ее собственных прегрешениях: она более всех богинь жадна до мужчин и обнимала даже убийцу брата. Тогда Гевьон пытается обратить все в шутку – ведь Локи слывет шутником, и за это его любят боги. В ответ достается и Гевьон: Локи напоминает, как некий юнец подарками добился ее любви. Из других мифологических песен "Эдды" мы ничего не знаем об этих проступках богинь – неясно, водились ли за ними эти грехи, или злоречивый Локи просто клевещет на асинь. Но в том то и заключается сила слова, что даже клевета и несправедливое оскорбление, да еще на священном пиру, совершенно нестерпимы.
Сам Один вмешивается в словесный поединок и обвиняет Локи в безумии: он вздумал гневить Гевьон – ту, которой известны все судьбы! Тут приходит черед Одина, и Локи велит ему молчать – ведь часто он несправедливо делил удачу в боях, давая победу трусам. Но Одину есть что ответить – он сам, как мы знаем, был мастером перебранки. Верховный бог напоминает Локи, как тот провел восемь зим под землей, доил там коров и рожал детей: Локи – муж женовидный.
"Бытовое" оскорбление дополняется здесь мифологическим: Локи обвиняется не просто в перемене пола – он порождает детей в преисподней, под землей, эти дети – чудовища. Оскорбление, однако, возвращается к Одину. Локи напоминает богу, как он на некоем острове бил в барабан и колдовал среди людей, – это занятие ведьм, стало быть, сам Один – муж женовидный. Колдовство с барабаном – это шаманское камлание; мы знаем, что Один не был чужд шаманизму (а в шаманских культах существует и представление о перемене полов).
Тут в разговор вступает Фригг, призывающая двух асов не поминать старого. Однако Локи немедля поминает старое в жизни самой Фригг – она обнимала обоих братьев Одина, Вили и Be, в отсутствие мужа. Фригг может лишь посетовать, что с ней нет в палатах Эгира сына – Бальдра, иначе Локи не уйти бы без схватки. Локи же не может не похвастать в ответ тягчайшим своим преступлением – ведь из-за него Бальдр никогда не вернется к богам.
Теперь уже Фрейя пытается образумить злодея, напоминая, что и Фригг известны все судьбы. Но тут богине любви достается за распутство: она давала свою любовь всем асам и альвам и была застигнута в объятиях родного брата.
Ньёрд, которого задевают эти насмешки над обычаями ванов, сетует, что женовидный ас явился на пир богов. Локи же припоминает неизвестный нам эпизод, когда Ньёрд был заложником не у асов, а у великана Хюмира, где великанские дочери мочились ему в рот. Когда же бог напоминает насмешнику, что он родил сына, первого из асов, то Локи повторяет свое обвинение – ведь Ньёрд родил Фрейра от собственной сестры.
За честь Фрейра вступился было Тюр, да Локи напомнил ему, чем закончилась попытка бога примирить врагов: Фенрир отгрыз ему руку. Зато и Волк закован в цепи, отвечает Тюр, и порождению Локи тяжко в неволе. Последнее слово опять остается за Локи – он утверждает, что жена Тюра (о ней ничего неизвестно в других мифах) родила от Локи сына, а Тюр не расчелся за бесчестье.
Тут в перебранку вступает Фрейр, он грозит, что если Локи не замолкнет, его будет ждать судьба Волка: злоречивый ас будет закован в цепи. В ответ Локи напомнил богу о его главной потере – он отдал не только золото, но и свой меч за дочь Гюмира, чем он будет сражаться, когда огненные дети Муспелля поскачут на бой с врагами?
Слуга Фрейра Бюггвир вступается за хозяина и говорит, что на его месте растерзал бы Локи, как зловредную ворону. В отместку он получает от Локи напоминание о своем рабском статусе – ему суждено, стоя за жерновом, просить подачек у Фрейра, а во время сражений – прятаться в соломе под столами.
Хеймдалль пытается урезонить Локи – он лишился рассудка, перепив пива. Локи же отвечает, что не стражу богов с его нелегкой долей заниматься поучениями.
Скади, явившаяся в Асгард как мстительница за отца Тьяцци, не лишилась своей решительности и в перебранке, она говорит, что Локи недолго осталось резвиться, боги привяжут его кишками собственного сына к скале. Локи же напоминает, что именно он виновен в гибели Тьяцци; разгневанная великанша вновь пророчит ему гибель, Локи же припоминает ей, что она была ласковей, когда призывала его на ложе.
Тогда Сив решилась на последнюю попытку примирения и поднесла Локи кубок меду, лишь бы он не порочил ее имени. Тот выпил, но не удержался, чтобы не вспомнить, что и она не была неприступной и изменила мужу с Локи (может быть, этот эпизод имел ввиду не менее злоречивый Харбард, намекая на любовника в доме Тора).
Тут служанка Фрейра Бейля сказала, что слышит грохот в горах – то едет Тор. Он-то заставит умолкнуть бесстыдного, поносящего могучих богов. Бейле тоже достается: она – выродок среди богов, грязная скотница.
Наконец появляется Тор, который сразу прибегает к главному своему аргументу – замолчать Локи заставит его молот Мьёлльнир. Локи же пророчит ему, что громовник не будет таким храбрым в час сражения богов с Волком. Тор вновь грозит забросить Локи на восток, где он и сгинет. Тогда Локи напоминает ему, как он сам на востоке, замирая от страха, прятался в рукавице. Тор уже собирался, бросив свой молот, швырнуть Локи в Хель, к Воротам Мертвых, но тут Локи уступил – ведь Тор действительно будет сражаться. Он же высказал все асам и асиньям, а напоследок посылает проклятье дому Эгира и самому гостеприимному великану.
Прикованный Локи
О том, что случилось с Локи дальше, рассказывается в "Младшей Эдде": Он попытался укрыться от богов на некоей горе, где построил жилище с четырьмя входами, чтобы было видно во все стороны. Днем же Локи превращался в лосося и прятался в водопаде Франангр. Мысль о грядущей мести богов не оставляла его, и он пытался представить себе те хитрости, на которые пойдут боги, чтобы изловить врага в любом обличье. В этих размышлениях он и изобрел рыболовную сеть, сплетая льняные нити. И тут он увидел приближающихся асов – Один открыл его убежище, озирая все миры с престола Хлидскъяльв. Локи успел швырнуть сеть в огонь и бросился в свой водопад.
Первым из асов вошел в дом мудрый Квасир, он и разглядел в золе пепел сети. Боги сплели такую же и пошли с ней к водопаду. Тор взял один конец, все асы – другой и трижды опускались с ней в поток. Локи скрывался меж камнями, потом перепрыгнул сеть, наконец, когда Тор стал посреди потока, попал прямо к нему в руки. Громовник сжал скользкую рыбину – с тех пор у лосося сужающийся хвост.
Пойманного Локи приволокли в некую пещеру, куда привели и его двух сыновей – Вали и Нари (или Нарви – так звали и великана, породившего Ночь). Асы превратили Вали в волка, и тот разорвал в клочья родного брата. Тогда асы просверлили три каменных плиты и к ним кишками сына привязали злосчастного Локи, после чего его путы стали железными (вспомним страшную ткань, что пряли валькирии из человеческих кишок). Скади же взяла ядовитую змею и повесила ее так, чтобы яд капал Локи на лицо. Жена Локи Сигюн пытается облегчить страдания этого аса и держит над ним чашу, в которую собирается яд. Но когда чаша переполняется и Сигюн уходит, чтобы выплеснуть яд, его капли достигают Локи, и он начинает так корчиться и рваться, что трясется земля. Это и называется землетрясением. Локи же суждено лежать в оковах до Гибели богов.
Эти события относятся к концу мифологической истории – уже погиб Бальдр и закован его погубитель. Но в том-то и особенность всякой мифологической истории, что ее конец неразрывно связан с началом, с эпохой творения и созданием культурных благ. Так Локи, на свою же несчастную долю, изобрел рыболовную сеть, а Тор придал окончательный вид лососю. Даже землетрясение объясняется корчами закованного в пещере гиганта. Неудивительно и то, что Квасир, мудрец, убитый в давние времена, чья кровь стала медом поэзии, оказывается живым и помогает богам советом. Мифологическое время – особое время, в нем нет привычной для нас линейной "исторической" последовательности.
Самой удивительной фигурой в этом мифологическом мире остается Локи. Неясно даже значение его имени. Связанные с ним мифологические сюжеты выглядят на современный взгляд довольно странно: в "Перебранке Локи" асы совершенно лишаются божественного ореола. Думают даже, что эта песнь составлена христианским клириком, осмеивающим языческих богов. Но эпизоды, упомянутые злоречивым Локи в перебранке, часто находят соответствие в других песнях и мифах: язычество имело собственную систему божественных ценностей, непохожую на христианские представления о грехе и добродетели.
Локи был частью этой системы, недаром он выступает в мифах как двойник и побратим Одина. Но его поступки, и особенно их мотивы, противоположны деяниям верховного аса. Главный подвиг Одина – самопожертвование ради обретения магической мудрости. Локи же, напротив, готов жертвовать чем угодно в мире богов, только не собой. Эти два аса заставляют вспомнить о традиционной паре архаичных культурных героев, предков племени, один из которых творит полезные вещи, другой, подражая ему, – вредные. Но Локи не укладывается в эту схему, ведь он творит не только зло, хотя чем-то он подобен библейскому Люциферу – восставшему против божественного порядка и низвергнутому из небесного жилища ангелу.
Но более всего Локи напоминает, конечно, не падшего ангела, а не менее знаменитого персонажа мировой мифологии и литературы, также прикованного к скале за восстание против божественного порядка; правда, этот герой – Прометей – приобрел для людей высшее культурное благо – огонь, похитивши его из мира богов. Локи не было присуще подобное человеколюбие. Но и он был культурным героем, участию которого боги и люди обязаны появлению многих чудесных предметов.
Пытаясь разгадать ту загадку, которую до сих пор представляет образ Локи, ученые обратили внимание на то, что этот образ напоминает не столько самого античного Прометея, сколько его "родственников" в мифах народов Кавказа. Грузинский Амирани – великан-богатырь, освобождающий из иного мира сказочную деву (как Локи спас преданную им же Идунн) и обучивший людей кузнечному искусству (Локи заставлял работать на богов чудесных кузнецов – карлов), победитель чудовищ (чем Локи прославлен не был) был прикован в пещере за то, что в гордыне восстал против Бога. Здесь сходство с Локи, действительно, разительное: Амирани прикован цепью к вбитому в пол пещеры колу (в нем распознается известный нам образ мирового дерева); он хочет разорвать узы и вырвать кол – от его усилий происходят землетрясения. Вместо преданной жены с Амирани – верный пес, который лижет цепь хозяина так усердно, что она истончается к концу года (этот пес напоминает нам о другом, связанном с Локи создании, рвущемся из пут волке Фенрире). К концу годового цикла Амирани уже готов вырваться на свободу, но тут являются посланные Богом кузнецы, что обновляют цепь и вбивают кол, а прилетающая с небес птица клюет сердце героя.
Внешнее несходство Локи – субтильного и трусоватого плута в песнях "Эдды" – и богатыря Амирани оборачивается их содержательным, мифологическим сходством: оба они по происхождению – первобытные великаны (то же происхождение имеет и титан Прометей), недаром их попытки освободиться от пут приводят к землетрясениям. Их конфликт с божественным миром словно предрешен их происхождением.
Мы видим, что миф о прикованном великане широко распространен у разных народов, не связанных прямо языковым родством. Исследователь индоевропейских мифов, написавший целую книгу о Локи, – Жорж Дюмезиль обнаружил в мифах народов Кавказа еще одного "родственника" Локи. Он также относился к роду мифических (эпических) богатырей, поколению великанов, которых на Северном Кавказе именуют нартами. Его имя – Сырдон, и в отличие от главных положительных героев нартовского эпоса, богатырей, поражающих врагов и чудовищ, он отнюдь не боец. Но нарты всегда готовы взять его с собой в поход, ибо его находчивость и острословие также нужны были в военном предприятии, как богатырская сила. Он выручал нартов и тогда, когда те попадали во власть великанов. Но не меньше он славился тем, что сеял распри внутри общины нартов. Он был виновником того, что, когда главного героя Сослана закаливали, делая его члены стальными, колода, поставленная на уголья, оказалась слишком короткой, и Сослан оказался до колен не закаленным. (Мы помним, что по вине Локи рукоять Мьёлльнира также оказалась слишком короткой – Тор не мог сразу сразить им Мирового змея.)
Далее с добродетельным героем Сосланом случилась история, которая более всего напоминает смерть Бальдра. Сослан (как и многие герои архаического эпоса) совершает героическую поездку в иной мир за чудесным растением и получает его в дар от вещей девы. Она предупреждает героя, чтобы на обратном пути он не брал ничего, что найдет на дороге (характерные запреты для тех, кто предпринимает столь рискованное путешествие). Сослан удерживается от того, чтобы подобрать попадавшиеся ему золотые предметы, но не видит беды, если возьмет валяющуюся на дороге шапку. Этой шапкой обернулся Сырдон, стремившийся выведать, есть ли у Сослана уязвимые места. Сослан оказался подвержен тому же тщеславию, что и Фригг (что женщине простительно), – он не мог не проговориться о своей уязвимости: правда, он сделал это в лесу, наедине со своим чудесным конем, но ведь при нем была и шапка-оборотень.
В результате сначала погиб конь героя (а гибель коня – знак судьбы для хозяина), а потом и сам Сослан. Откровенность героя и даже любопытство Сырдона не вполне понятно современному читателю: ведь коварный Сырдон был сам виноват, что Сослана не закалили до колен и, стало быть, знал его уязвимое место. Но в том-то и заключается мифологическое – и магическое – действие слова, что оно должно быть произнесено, имя названо, рассказано о происхождении любого явления, – тогда действия мифологических героев (и людей) будут успешными.
Успешным для Сырдона и гибельным для Сослана было его откровение в мифологическом лесу. Обратившийся в старика (или старуху) Сырдон подговаривает мифическое оружие – небесное колесо – ударить по коленям Сослана во время игры, которой тешатся нарты, проверяя неуязвимость своего героя. Нам уже приходилось говорить, что игра в мифологическом и эпическом мире – это не просто забава, но испытание и вызов судьбе. После смерти Сослана кара постигает "убийцу советом" – Сырдона, но и из могилы он продолжает сеять раздоры среди нартов.
Еще один жуткий эпизод роднит коварного Сырдона и злоречивого Локи. Один из нартов, у которого Сырдон украл корову (страшное преступление у кавказских народов), проник в его дом и убил его жену вместе с двенадцатью сыновьями. Мясо их нарт бросил в котел. Сырдон, чье горе породило творческое вдохновение, взял кисть одного из сыновей и натянул на нее двенадцать струн, сделанных из жил погибших детей. Так получилась арфа – фандыр. Локи не использовал для изобретения сети таких страшных материалов, но сам он был связан кишками своего сына...
Значит ли все это, что образ Локи находит разгадку на Кавказе? Иногда думают и так – ведь Снорри помещал прародину асов в Малой Азии, а ванов – на Дону, Танаисе, совсем поблизости от Кавказского хребта. Сырдон и Сослан – главные герои осетинского эпоса о нартах, а осетины – потомки древних скифов; Снорри называл Восточную Европу Великой Швецией, зная, что в античной традиции она именуется Великой Скифией...
Но мы должны помнить, что ученый исландец основывался в своих построениях на книжной античной традиции, а не только на дошедших до него преданиях.
Должны мы также помнить и о том, что коварство и предательство были оборотной стороной того героического быта, который был прославлен в мифах и эпических сказаниях конца родоплеменного строя. В скандинавских мифах оно было свойственно не только Локи, но и Одину – верховному богу.
Но есть в образе Локи нечто, что отличает его и от правителя Асгарда, и от прочих богов. Это – смех, который вызывают некоторые его поступки.
Смех в божественном мире
В мифе о замужестве Скади – "царевны Несмеяны" – Локи играет роль шута, выполняя непристойные пляски с козлом. Эта непристойность характерна для свадебных ритуалов, суть их – обеспечить удачный, плодовитый брак. Но поступок Локи имеет и высший смысл – смех, которым разразилась требующая возмездия великанша, был символом примирения – мира между Асгардом и Утгардом.
Комические положения, в которые попадает Локи, – когда Тьяцци в облике орла волочит его по скалам или когда жаждущий справедливого возмездия карл зашивает ему рот – могут показаться не менее грубыми, чем танец с козой (но не более грубыми, чем оплеухи Арлекина). Но и здесь комизм – знак того, что с героем не приключится худшая беда: плут вывернется, да еще с приобретениями для божественного мира. Так и самый серьезный из богов скандинавского пантеона – Тор – оказывается в комическом положении переодетой невесты в Ётунхейме; это положение, означающее крайнюю степень бесчестья в мире богов и людей, во враждебном мире великанов было спасительным – ведь так Тор (с помощью переодетого служанкой Локи) смог вернуть свой молот.
Иное дело – комизм перебранки. В нем возникают те же мотивы – переодевания и женовидности мужей, сексуальной неразборчивости, – но используются они в соответствующих песнях "Эдды" для ритуализации распри внутри мира богов. Один-Харбард насмехается над простодушным Тором не для того, чтобы способствовать его победам над великанами. Он демонстрирует исключительность своего морального статуса Отца распрей, который, как мы видели, далек от обычных представлений о добре и зле. Смех героев Одина, который мы еще услышим в главе об их эпических подвигах, воплощает их презрение к смерти и врагу – даже победившему.
Перебранка Локи неотделима от эсхатологического конца мира богов. Брань обратила священное пиршество в подобие поля битвы, ведь это перед боем в перебранке должны были участвовать витязи противоборствующих дружин. Нарушение мира в родственном Асгарду доме Эгира привело к конфликту в мире богов, к которому принадлежал насмешник Локи.
Неудивительно, что он – единственный из асов, не имевший религиозного культа, его именем не называли священных урочищ в Скандинавии. Лишь отдельные изображения на памятных камнях могут быть отнесено к мифам о Локи, на одном из них – личина Локи, губы которого заплетены ремешком... |
|