Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Заключение
 

Источник: И. Г. ГУБАНОВ. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО СКАНДИНАВОВ ЭПОХИ ВИКИНГОВ


 

Что нового вносит автор в понимание различных аспектов культуры и общества скандинавов эпохи викингов в этническом аспекте?

Характеристика позднеродового общества эпохи викингов, дает возможность подчеркнуть, в противовес традиционному механическому делению общества на различные страты, его гомогенный характер и, следовательно, необходимость характеристики отношений между обладающими одинаковыми правами родовыми коллективами. Кровная месть, передача на воспитание ребенка в чужой род в качестве заложника и гарантии мира (на этот институт исследователями саг всегда обращалось мало внимания) и, наконец, судебная тяжба родовых коллективов на вечевой сходке – тинге – все тинги ключевые отношения подробно рассмотрены на базе исландских родовых саг с привлечением архаичных статей законов из других Областей Скандинавии.

Не только описание вещей, но и исследование способа их бытования по письменным источникам позволили автору работы выделить дом каркасно-столбовой конструкции с центральными очагами и длинный корабль как наиболее яркие, этноопределяющие элементы вещевой культуры эпохи викингов.

При этом дома по типу пиршественных залов на несколько десятков человек не только служили в качестве жилья и для совместных трапез членов больших патриархальных семей или дружины конунга, но часто выполняли и функции языческих храмов – на его мало кто из исследователей обращал внимание. Во время пира и них передавали кубок, часто в виде рога, и возглашали тосты с обращениями к языческим богам.

Грабительские (преимущественно на территории франкской империи) и торговые (главным образом на восток) походы на длинных кораблях способствовали выделению в эпоху викингов скандинавской военной элиты, усилению богатства и мощи дружинной культуры. Вместе с тем корабли были тесно связаны в этой дружинной культуре эпохи викингов и даже более раннего, так называемого вендельского времени (т. е. с VII в.), с погребальным культом. Около 15% всех древнескандинавских захоронений эпохи викингов – это погребения в ладьях, причем они, как правило, наиболее богатые. Именно захоронения на корабле, в ладье лучше всего маркируют погребальный обряд древнескандинавской дружинной культуры.

Нельзя, говоря о культуре скандинавов эпохи викингов в этническом аспекте, обойти такой феномен, как возникшую в конце VIII – начале IX столетия систему крупных торгово-ремесленных поселений на Балтике и в регионе Северного моря – так называемых виков. Интенсивные торговые связи между ними способствовали унификации вещевой культуры скандинавов эпохи викингов. В этих факториях важную роль играли предметы либо непосредственно франко-фризского импорта с Запада, либо изготовлявшиеся под их влиянием (имеются в виду роговые составные гребни, стеклянные кубки, фризские кувшины для вина и т. п.).

Очень много информации о торгово-ремесленных факториях восточной Скандинавии, например, о датском Хедебю и свейской Бирке, дает уникальный синхронный франкский источник – римбертово "Житие Ансгара". Автор обращает внимание на ценнейшее сообщение этого источника, позволяющее понять, почему франкские монахи имели успех только в торговых факториях. После того как в датском Хедебю разрешили христианскую проповедь, по сообщению источника, "торговцы как отсюда, так и из Дорестада стали свободно посещать это место, и стало там изобильно всяческое добро". Однако следует отметить, что и после того, как христианская миссия сошла на нет, система торгово-ремесленных факторий Северной Европы продолжала функционировать.

В главе, посвященной "Житию Ансгара", четко разделяются житийные стереотипы и реалии раннесредневековой Скандинавии. Таковых реалий в "Житии Ансгара" много, например описание тингов в Швеции середины IX столетия, без решения которых конунг не мог разрешить христианскую проповедь – это первое описание древнескандинавского тинга в письменном источнике. Такое описание тинга прекрасно корреллирует со снорриевым "Кругом Земным" – здесь, в частности, появляется законоговоритель.

Предлагаемая работа представляет собой один из первых в отечественной науке опытов междисциплинарного исследования с привлечением различных источников и применением для каждой группы источников особой методологии, что позволило реконструировать главные черты культуры и общественной структуры скандинавов эпохи викингов в этническом аспекте.