Ледниковый период и первые охотники
За триста тысяч лет ледникового периода лед трижды продвигался на юг, покрывая собой всю Данию. Трижды он таял, отходил и уступал место роскошной растительности и лесам, в которых обитали животные. Пятнадцать тысяч лет назад лед ушел окончательно. В течение ледникового периода он простирался на три четверти длины Ютландии, формируя в это самое время физические очертания Дании. Замороженные в ледяной капсуле, валуны, песок и глина распространились по всей поверхности страны. Песок через расщелины ледника размывался по Западной Ютландии, а по Восточной Ютландии и островам распределялась глина. Тяжесть и движение льда избороздили скалы Борнхольма. Страна превратилась в равнину с полого вздымающимися холмами.
Таким образом, люди могли населять страну в течение трех периодов; но лишь недавно было признано, что человек действительно присутствовал там в одну из теплых (межледниковых) эпох ледяного века, хотя доказательство находилось у нас в руках уже более полувека. Изучая фауну ледникового периода, зоолог Ульрик Мель исследовал неприметную коллекцию костей лани, датированных последним межледниковым периодом, т. е. примерно 50000 г. до н. э. Когда же он попытался склеить фрагменты, обнаружилось, что кости были расколоты тяжелым рубящим инструментом с целью добыть костный мозг. Поскольку это могло быть сделано только руками человека, а лань в Дании не встречается с ледникового периода, невозможно избежать вывода о том, что в эту эпоху в Дании жили люди. Возможно, речь идет о неандертальце, который выследил и убил лань в лесу этого периода. Хотя в Дании мы располагаем возможными остатками только одной трапезы, нам достаточно известно о неандертальском человеке из других источников, чтобы в какой-то степени восстановить его образ жизни. Он жил в шалашах и пользовался некоторыми характерными кремневыми орудиями. Эти люди, с выступающими надбровными дугами, низкими лбами и мощными челюстями, умели добывать и использовать огонь; они охотились, собирали растения и плоды. Когда страна была покрыта лесами, им удавалось поддерживать свое существование благодаря окружавшим их природным ресурсам, но, когда лед продвинулся вперед, и на смену лесам пришла тундра, они вымерли.
Лишь тогда, когда лед окончательно растаял, и условия стали более благоприятными, мы снова находим следы охотников, которые следовали за дикими животными по пути их миграции к новым северным пастбищам. Климат был прохладным, но летом было достаточно тепло для морозоустойчивых растений, которые появились в изобилии; в этих условиях процветали bedstraw, hepatica, bear berry, полярная береза и множество видов трав. Позднее, в более влажные переходные периоды (периоды Бёллинг и Аллерёд) появились прозрачные березовые рощи.
В более холодные эпохи летняя температура колебалась между 46° и 50° по Фаренгейту, а в течение периода Аллерёд температура поднялась до 55° и 57°. Несмотря на огромную, до нескольких тысяч лет, протяженность времени, приходящегося на поздний ледниковый период, следы присутствия охотников редки. Однако кажется вероятным, что в стране обитало лишь несколько групп охотников, нуждавшихся в огромных участках территории, способных обеспечить их достаточным количеством пищи.
Подчас найденные орудия, вроде разнообразных ножей, сделанных из рога северного оленя, можно отнести к позднему ледниковому периоду. Люди этой эпохи, возможно, принадлежали к группе охотников гамбургской культуры, которая хорошо известна в областях южнее датской границы на крайнем юге Ютландии. Они использовали кремневые орудия: наконечники стрел, скребки и различного рода резцы, – а также орудия из оленьего рога и кости. Резец представлял собой остроконечное орудие с поперечным режущим краем и применялся для того, чтобы, делая длинные надрезы в кости и оленьем роге, получить осколки их прочной внешней оболочки; для расщепления этих осколков использовался другой инструмент, так называемый zinke, с изогнутым клювообразным сечением.
Охотники самого раннего поселения, обнаруженного на земле Дании, в Бромме на западе Зеландии, хотя и отличны от охотников гамбургских стоянок, находились на том же уровне культурного развития. Поселение располагалось на полуострове, врезающемся в небольшое мелкое озеро. Для археолога расположение поселения каменного века вблизи озера всегда является удачей из-за мусора – материала, который можно найти в нем при некоторых условиях. Точно так же как и его современный собрат, человек каменного века не мог устоять перед всплеском от предмета, брошенного в воду; в результате отвергнутые или ненужные вещи оказывались в озере. При наличии в почве извести и некоторых других химических веществ они сохраняются до нашего времени, даже если это кость или олений рог. К несчастью, хотя условия в Бромме этому и благоприятствуют, до нас дошло лишь небольшое количество костей.
Должно быть, летом в течение этого периода (период Аллерёд) датский пейзаж выглядел очень гостеприимно. Желтый морской лук, голубой василек и другие цветы мерцали в роскошной траве. На открытом пространстве росли деревья: березы, осины, сосны и рябины, молодые побеги которых привлекали голодных лосей и гигантских благородных оленей. На берегах озер и рек бобры подгрызали деревья, деловито строя свои плотины. Лошади и олени паслись на открытой равнине чуть в стороне от озера. Подобные животные были роскошной добычей для охотника; из шкур изготавливались одежда и шатры; мясо, костный и головной мозг, внутренности шли в пищу. Но прежде чем убить добычу и воспользоваться вышеуказанными благами, приходилось расслаивать и раскалывать твердый кремень, чтобы получить орудия и оружие.
Одним из самых обычных кремневых орудий этого периода является зубцеобразный наконечник стрелы. Чтобы получить его, от кремневого желвака откалывался более тонкий фрагмент, или пластина (с острым и неотбитым кончиком), которая затем тщательно оббивалась у основания и привязывалась к древку, а суженное за счет сколов место давало опору веревочному креплению.
Убив северного оленя, охотник свежевал животное острыми кремневыми пластинами. Пластины, которыми он пользовался, были наподобие ножа неправильной формы, но от этого не менее эффективного. Они откалывались от каменной заготовки, некоторые оббивались или затуплялись, чтобы их было легче держать в руке; можно предположить, что иногда они насаживались на черенок. По остроте такие пластины почти не уступают современному ножу.
Такие же ножевидные пластины, а также маленькие дискообразные кремни служили скребками и использовались для очистки внутренней стороны шкуры. Для этих нужд часто выбирались пластины слегка выгнутого сечения, кромка обкалывалась с тем, чтобы получить более острый угол. Угол скола кромки у этих скребков довольно небольшой, хотя изредка можно видеть и больший угол (столь обычный в последующий период). Обколотая кромка часто изогнута, а в случае дискоидных скребков обрабатывалась лишь ее часть.
Осколки кости и оленьего рога отделялись с помощью уже упоминавшихся резцов. Резцы людей из Бромме были сделаны довольно неуклюже, режущий край создавался одним или двумя боковыми ударами по отщепу, оставлявшими покатую поперечную кромку.
Еще одним орудием людей из Бромме были шилья, грубые куски кремня со стертыми кончиками, и скребки, сделанные из массивных кусков кремня с плоским основанием, на котором иногда видны следы износа, с остро заточенной рабочей кромкой.
За пределами Дании точных аналогов инструментов такого типа не обнаружено, но по общей форме и контексту эта группа родственна находкам, сделанным в Северо-Западной Германии (на таких стоянках, как Штелльмоор и Пиннеберг), в Польше (свидерская культура) и на памятниках ориньякской культуры в Западной и Центральной Европе. И нельзя исключить, что прототипами наконечников стрел из Бромме послужили так называемые остроконечники типа Font Robert с перигорских стоянок.
Древесный уголь из поселения в Бромме датируется примерно 10000 г. до н. э. на основании метода так называемого радиоуглеродного анализа (углерод 14), разработанного физиками-атомщиками.
Культура Бромме просуществовала достаточно долго, но население Дании в этот период, наверное, было очень малочисленным, поскольку каждому поселению, для того чтобы добыть лишь самое необходимое для жизни, требовалась обширная охотничья территория. Возможно, лишь несколько семей кочевали с места на место, но их потомки прожили в Дании несколько тысяч лет.
На смену мягкому климату периода Аллерёд пришли менее благоприятные условия; по стране снова распространилась тундра, лось и гигантский благородный олень мигрировали к югу, оставив позади северного оленя, лошадь, волка, рысь и лису. В течение этого периода мы наблюдаем самобытную культуру, названную по местоположению ее стоянок в Люнгбю (Северная Ютландия) и Аренсбурге (вблизи Гамбурга в Северной Германии). Впервые в Дании мы встречаемся с топором. Топор этой культуры состоит из длинной рукояти из оленьего рога, ответвление которого обточено так, что образует рубящий край. В Дании было обнаружено несколько таких топоров, и подчас их клюв выдолблен изнутри таким образом, чтобы в него можно было вставить острое кремневое лезвие. На одном топоре видны следы, оставленные веревкой, которой оно было привязано; аналогичные орудия с такими же веревочными креплениями еще совсем недавно использовались на Аляске, но, как мы увидим ниже, они не употреблялись для рубки деревьев.
Один из характерных типов осколков, отщепленных от оленьего рога, имеет обоюдоострый кончик. В позднейшем тундровом слое в Люнгбю был найден массивный наконечник стрелы.
Чуть южнее датской границы, в Штелльмоор, Гольштейн, была исследована стоянка этого периода. Там были найдены топоры из рога северного оленя и зубцеобразные наконечники стрел, а также гарпунов. Резцы не использовались для отщепления осколков кости или оленьего рога; такие фрагменты получали с помощью сильных ударов топора из оленьего рога.
Найденные в Штелльмоор лопатки, пробитые одним или двумя точными выстрелами, являют собой интересное свидетельство проникающей силы стрелы. Одна из самых странных находок, сделанных на этом памятнике, – это череп северного оленя, насаженный, вероятно в качестве жертвоприношения, на конец длинного шеста; другой олень был убит и брошен в болото. Эти жертвы следует понимать как пищу для животных или богов, отвечавших за удачу на охоте. |
|