"Когда люди вступают в борьбу, то смелость нужнее, чем острый меч". Эти слова Сигурда, победителя Фавнира, следует помнить исландскому народу перед лицом нынешней опасности.
Исландский народ сложился в то время, когда в скандинавских странах образовывались классовые общества, и ему приходилось в течение долгого времени отстаивать свое существование перед лицом алчных эксплуататорских классов этих стран. Теперь, когда близится конец классового общества во всем мире, с запада надвигается новая опасность: самая мощная в мире капиталистическая держава наложила свою лапу на Исландию и включила ее в свою военную систему. Никогда на протяжении всей истории Исландии народу не угрожала более серьезная опасность, чем опасность, которую представляет собой американская оккупация. И хотя новая мировая война не является неизбежной, все же существует угроза, что Соединенные Штаты не откажутся от своей военной и политической власти над Исландией и превратят ее в свою постоянную военную базу, в свою колонию.
Несмотря на то, что эта опасность непосредственно угрожает исландскому народу, правящий класс Исландии смотрит на это сквозь пальцы. Он всегда рьяно старался удовлетворить все требования Соединенных Штатов, пытался навязать народу чуждую ему точку зрения, пытался обмануть его. На собственный страх и риск он допустил в страну американские войска и разрешил надолго обосноваться на ее территории.
Таким образом, народу Исландии приходится бороться не только с мощной мировой державой, но и с местным господствующим классом, который стал на сторону Соединенных Штатов.
Разумеется, силы противников в этой борьбе далеко не равны. Исландские трудящиеся не могут положиться ни на свое численное превосходство" ни на мощь своего оружия, ни на богатство. Они могут рассчитывать лишь на свое мужество. В такой ситуации уместно вспомнить опыт древних родовых коллективов – этот опыт учит, что мужество стоит больше, чем богатство и оружие, что мужество, чувство достоинства, всегда было самым сильным оружием и очень, часто единственным оружием народа. В такие роковые часы, как нынешний, исландскому народу необходимо вспомнить свое бесценное боевое наследие и поставить его себе на службу.
В течение прошедших лет исландцам пришлось познакомиться с оружием и методами борьбы, используемыми-Соединенными Штатами. Это – избитые методы колонизаторов: они используют силу своего оружия и свои шпионские организации для запугивания и угнетения, они используют свое богатство для подкупа, свою машину пропаганды для обмана и свою власть над местным правящим классов" для раскола народа.
Все это имеет своей целью подавить сопротивление народа, расшатать его моральные устои, притупить его национальное чувство. Против этого у народа есть только одно оружие – чувство собственного достоинства.
Исландский трудовой народ, как отдельные лица, так и целые коллективы, уже проявил твердость и мужество во время конфликтов с оккупационными войсками, не отступив даже перед винтовками. Эти примеры должны придать всему народу мужество, чтобы он смог проявить такую же смелость и такое же бесстрашие. Он должен решительно выступить против политических преследований и насилий оккупантов. Моряки как один человек должны отказаться от унизительных допросов, которым подвергают их американцы. Пора покончить с тем, чтобы на исландских моряков смотрели, как на преступников, – весь народ должен оказать им поддержку.
Правящий класс Исландии оказался настолько трусливым, что от имени народа принял нищенские "подарки", и принял их как раз в то время, когда экономическое положение страны было значительно лучше, чем когда бы то ни было раньше. За это правящий класс отказался от самостоятельной экономической политики, то есть отказался от того, за что народ боролся в течение долгих веков и что он, наконец, вырвал из рук датчан всего несколько десятилетий тому назад. Причем он преподнес народу подачку Маршалла таким образом, будто без нее нельзя воспрепятствовать резкому снижению жизненного уровня. Точно так же он пытался заставить народ примириться с оккупацией, убеждая его в том, что благодаря американской оккупации в стране нет безработицы. Сократив занятость населения в производительном труде, он вынудил тысячи трудящихся со всех концов страны искать работы на военных объектах иностранных оккупантов. Народ не может согласиться с подобной аргументацией и подобными действиями. Это несовместимо с его достоинством. Он не променяет свои права на чечевичную похлебку. Он должен позаботиться о том, чтобы народное хозяйство страны было поставлено так, чтобы удовлетворять его жизненные потребности. Сам народ в последние годы сделал все возможное для того, чтобы народное хозяйство было оснащено современными орудиями производства, и исландцы располагают теперь обширными и надежными рынками, на которых они смогли бы выгодно сбывать свою продукцию. Если бы орудия производства использовались полностью, они явились бы более мощным источником, чем тот, на который он может рассчитывать при унизительной работе на оккупантов.
Пропаганда Соединенных Штатов, их холодная война против исландского народа имеют своей целью притупить его рассудок, усыпить его национальную бдительность и заставить его забыть общенародные интересы. Для того чтобы народ мог защититься от этих злых чар, ему необходимо хранить в своей памяти воспоминания о том, что иноземная власть и в прошлом прилагала все силы к тому, чтобы духовно сломить народ, убедить его в его бессилии и необходимости быть покорным иностранной власти. Но прежде всего исландскому народу следует быть верным древней исландской традиции – превыше всего ценить ум и благородство. Он должен стремиться к тому, чтобы сохранить ясный рассудок и разумно отвечать на любые действия иноземной власти.
Но наиболее опасным оружием Соединенных Штатов в их борьбе против исландского народа является раскол. Именно при помощи раскола они одержали самые значительные победы. Им удалось не только привлечь на свою сторону господствующий класс Исландии и восстановить его против народных масс, но при помощи этого же господствующего класса развязать центробежные силы в самих народных массах и тем самым парализовать их боеспособность. История Исландии показывает, что самое ценное, чем располагает народ, – это его единство. Единство – это оружие в борьбе за человеческие права и лучшие жизненные условия, самое острое оружие в борьбе с чужеземной властью. Поэтому народным массам необходимо приложить все силы к тому, чтобы добиться единства своих рядов. Им необходимо поставить во главе своих сплоченных шеренг единое и смелое руководство и отразить попытки господствующего класса и стоящей за его спиной иностранной державы расколоть народные массы. Когда народ достигнет полного единства, он будет в состоянии начать успешное наступление против оккупантов.
Пока исландские капиталисты пользуются покровительством Соединенных Штатов, борьба народа против них должна в основном совпадать с борьбой против американской агрессии. Когда трудящиеся требуют, чтобы орудия труда и рынки полностью использовались и жизненный уровень повышался, они вместе с тем требуют, чтобы была гарантирована экономическая самостоятельность народа, чтобы он был независим от "подарков" и работы на американских оккупантов. Когда трудящиеся усиливают совместные действия против господствующего класса и отвергают попытки расколоть их ряды, они вместе с тем укрепляют фронт борьбы народа за свободу и власть. Но с другой стороны, народ должен приветствовать любую попытку господствующего класса или какой-либо его части занять позицию, соответствующую национальным интересам исландского народа, любую попытку установить сотрудничество с трудящимися массами для того, чтобы отразить опасность, грозящую ныне существованию исландского народа.
Если исландский народ будет непоколебимо верен своему прошлому, верен самому себе, то в этой исторической борьбе, которую он сейчас ведет, он одержит победу. А когда будет одержана эта победа, перед ним встанет новая задача: построить социализм – общественную форму, которая идет во всем мире на смену умирающему капитализму. Эта новая общественная форма, знаменующая собой огромный прогресс в социальном развитии человечества, возродит и разовьет в новых условиях многое из того, что было лучшего в социальном строе и культуре минувших веков, особенно в период народовластия. Социализм сделает трудящегося человека свободным, соединит производителя с орудием производства, возродит древние представления о ценности человека, придав им новую силу. Когда исландский народ приступит к осуществлению этой задачи, ему будет необходимо познать и оценить свое историческое наследие и превратить его в действенную силу своей борьбы.
Родовой строй за время своего длительного развития создал многое в области примитивной техники, чем мы пользуемся до сих пор, а также научил людей мирному и братскому сотрудничеству в пределах ограниченного древнего общественного коллектива. И пока он сохранялся в целости, он создал руководителей, вождей этого маленького общества, которые решали его проблемы, действуя мудро и справедливо в интересах всего общества. Лучшие и мудрейшие из вождей времен исландского народовластия занимают почетное место среди наиболее выдающихся представителей этой ступени развития общества.
Народовластие представляет собой пример руководства обществом, в котором еще не сложились классовые противоречия и интересы вождя не противоречили интересам масс. Вождь старался править в соответствии с этими общими интересами, то есть мудро и справедливо, причем люди, его выбравшие, оказывали ему помощь и поддержку, поскольку он выполнял их волю. Таким образом, вождь опирался не на власть, в обычном понимании, а исключительно на доверие и поддержку народа. Между вождем и массами – между годи и членами его тинговой общины – возникали согласие и моральные узы, которые были столь прочны, что любая из сторон этого союза готова была скорее пойти на любые жертвы в случае необходимости, чем нарушить это установившееся согласие. Именно эта связь вождя с народом прежде всего и явилась причиной появления благородных и мудрых людей в период расцвета народовластия, причиной создания зрелого искусства управления, которое мы наблюдаем у выдающихся вождей того времени.
Господствующие классы всего мира стараются обойти вопрос о существовании подобных вождей в прошлом. Они стремятся скрыть от народа внутреннюю природу вождя родового общества и внушить народу мысль о том, что честное, доброжелательное руководство, вроде того, к которому стремится народ, никогда не существовало и никогда не могло существовать, что мечта народа о справедливом обществе – это якобы несбыточная утопия.
На той ступени общественного развития, когда господствующие классы применяют власть, "руководство" отлично от руководства родовых обществ настолько, насколько это вообще возможно. Господствующий класс сам возник в результате раскола общества на антагонистические классы: на немногочисленный господствующий класс, который владеет и наслаждается всем, и многочисленный класс трудящихся, который работает и нуждается во всем. Все общество носит на себе отпечаток антагонизма интересов этих классов. Господствующий класс может поддерживать существование такого общества только путем насилия над индивидами, только благодаря наличию государства, направленного против народа. Каждый господствующий класс, разумеется, своей "молодости" был относительно прогрессивен, а в "старости" – крайне реакционен, но это не меняет основного характера классового общества. Борьба и война – вот отличительные черты этого общества; характер его существования – это борьба отдельных лиц и классов за распределение жизненных благ, война с другими обществами за земли, богатство и власть. Образ правления господствующего класса – это применение власти, духовной и физической; применяемые им методы – чаще всего хитрость, обман и угрозы.
Каждая ступень развития человеческого общества создает руководство, соответствующее господствующему социальному строю. Руководство господствующего класса в эксплуататорском обществе полностью соответствует характеру этого общества и нуждам правящих классов. Это руководство возникает одновременно с самим классовым обществом и сходит со сцены также одновременно с ним, потому что оно не подходит ни для одной другой формы общества.
Когда народ ликвидирует устаревшую форму классового общества, он создает руководство, соответствующее природе и потребностям нового общества.
Социалистическое общество основано не на эксплуатации, а на равноправии, не на угнетении господствующим классом низших классов, а на сотрудничестве равноправных членов коллектива, ликвидировавших остатки классового общества. Характерная особенность такого общества – мир, мир между отдельными индивидами общества, мир между народами. Цель такого общества – создание для его членов жизненных благ и безопасности. Метод осуществления этих задач – мирное сотрудничество.
Социалистическое общество создает свое руководство в соответствии со своей природой и своими целями. У этого руководства много сходного с руководством родового общества. В бесклассовом социалистическом обществе вождя и народ объединяют общие интересы и цели. Для того чтобы править при наличии такого единства, не нужно никакой власти. Целью руководства является выполнение воли масс, и при выполнении своих обязанностей оно пользуется поддержкой народа. Со временем создается прочная моральная традиция, которая еще больше усиливает единство руководства и народа.
Для подобного руководства характерно чувство ответственности по отношению к коллективу и забота о его благополучии. Задача его – не угнетать, а улаживать конфликты, создавать и обеспечивать мир между свободными, равноправными людьми.
Пока народ борется с классом эксплуататоров, перед его руководством стоит, конечно, иная задача. Оно организует оборону и наступление и побуждает народ к действиям. Опыт народовластия, которому приходилось вести борьбу с крепнущим классом хавдингов и иноземной королевской властью, учит современные народные массы мужественно бороться, если не остается ничего другого, и заключить выгодный мир с победителем, когда есть возможность.
Народ, стремящийся создать прочный мир и счастье для людей, желает также, чтобы и власть его осуществлялась самым мирным путем. Целью народных масс в отношении господствующего класса является не угнетение и эксплуатация, ни тем более уничтожение людей, составляющих этот класс эксплуататоров, а ликвидация условий, превращающих этих людей в угнетателей и эксплуататоров. Народ стремится к тому, чтобы изменение, являющееся величайшим переворотом в истории человеческого общества, проходило наиболее безболезненно также и для господствующего класса. Поэтому массы готовы примириться с людьми, которые принадлежали к господствующему классу и оказались вынужденными передать власть народу либо поняли неизбежность захвата народом власти в обществе и готовы вложить в ножны меч классовой борьбы.
Каким образом трудящиеся массы создают свое собственное руководство? Оно складывается и развивается в процессе классовой борьбы. В рядах народа еще в недрах капитализма вызревают основные моральные нормы и выдвигаются соответствующие люди. В огне классовой борьбы руководство закаляется и очищается и крепнут его связи с народом. Классовая борьба является школой и экзаменом для этого молодого руководства. Она учит его искусству управления, развивает моральную силу, закаляет волю, которые в конечном счете приведут народ к победе. Народ, которому приходилось в суровой классовой борьбе защищать свое руководство от разлагающего влияния господствующего класса, выработал в себе бдительность. И встав у власти, он по-прежнему будет следить за тем, чтобы его руководство оставалось здоровым.
Исландский народ сложился в борьбе с эксплуататорским государством в период, когда оно подчиняло себе эту часть земного шара. В жестоком поединке бедных, но свободных, варварских, но неиспорченных родовых коллективов с государством молодого, недавно разбогатевшего господствующего класса, с драконом, лежащим на наследии Римской империи, родовые коллективы один за другим потерпели поражение, пока, наконец, не осталось одно исландское народовластие – свободное общество бондов, унаследовавшее социальную форму родового строя. И этому изолированному обществу удалось придать старым общественным формам новую жизненную силу, создать, так сказать; на закате родового строя самую самобытную и самую свободную культуру средневековья, прежде чем оно, это общество, было побеждено чудовищем – эксплуататорским государством.
Средством сопротивления государству, власти местных и иноземных эксплуататоров, средством борьбы с ними служило единство народа, проходящее красной нитью через всю историю Исландии: через эпоху создания и развития народовластия, период борьбы против унижений, века народных восстаний (XIX и XX).
И вот мы стоим на пороге крушения классового общества. Народные массы рвут цепи и создают свой собственный социальный строй, – общество мирных трудящихся, общество, которому чужды гнет, эксплуатация – создают социалистическое общество. Поднимаются народные массы всего мира. Рушатся древнейшие эксплуататорские государства. Крестьяне Азии, в течение тысячелетий подвергавшиеся бесчеловечному гнету, интеллигенция и крестьяне, трудящиеся классы всего мира кладут конец периоду классового гнета в истории человечества. Повсюду народ добивается своих прав в борьбе с иноземными и местными эксплуататорами. Треть земного шара уже свободна от ига господствующего класса. Началось построение социализма, а в Советском Союзе уже быстрыми шагами осуществляется переход к социальному строю будущего, строю изобилия – к коммунизму.
Имея за плечами тысячелетнюю историю, тысячелетний опыт борьбы с иноземными и местными угнетателями, исландцы стоят перед этим поворотным пунктом истории человечества. Как и в начале своей истории, исландцы – небольшой народ, не обладающий богатствами' и политической мощью, но это народ, который приобрел опыт тысячелетних испытаний. От него часто требовались мужество, терпение, выдержка и смелость. В своей борьбе он мог полагаться только на свое человеческое достоинство. Оно нужно исландскому народу и сейчас, как нужно и его смелое сердце.
Исландии противостоит самое гигантское капиталистическое государство мира – Соединенные Штаты Америки. Нигде классовое общество не достигало такого развития, не накопило такого богатства и не создало такой военной мощи. Но это никоим образом не означает, что человек не в силах остановить развитие этого загнивающего капиталистического государства, действия которого стали совершенно нетерпимыми. Это гигантское чудовище в своем стремлении к власти и богатству протягивает свои лапы ко всем странам. Оно грозит всему миру уничтожением, но при малейшем поводе дрожит от страха, как бы предчувствуя свою гибель.
Исландскому народу угрожает серьезная опасность, которую он, однако, может преодолеть, если смело взглянет ей в глаза и напряжет всё свои силы. Удастся ли этой эксплуататорской власти задушить мертвой хваткой исландцев, проживших шесть веков под гнетом и не утративших при этом своей души, своего языка и своего права на'свою родину? Удастся ли ей это теперь, накануне создания свободного общества, в котором не будет места ни классовому, ни национальному гнету?
В эти решающие мгновения исландцам следует искать помощи в своей истории. Пусть они обратят свои взоры к своим предкам, создавшим исландский народ и первое в Исландии общество, народовластие.
Они стояли у колыбели классового общества и государства в Исландии, Им приходилось плыть против течения. Народовластию, как и отдельным его представителям, пришлось познать горькую истину, что человек сам кузнец своего счастья. Их мужество и сила принесли им счастье. Если бы исландцы проявили теперь такое же мужество, как в свое время их предки, они обрели бы свое счастье. Судьба благоприятствует им. Счастье народное – это дело рук самого народа и, главное, всего народа.
Вольные бонды древней Исландии были одиноки. Они прокладывали новые пути, находили новые земли, создавали бессмертные поэмы и саги. У них не было никаких королей, кроме законов, и господствующим классам Европы не нравилось, что исландские бонды сами правили своей страной, не зная ни короля, ни государства. Против них поднялись господствующие классы Европы. Государство жадных грабителей явилось к ним под маской святости и божественной милости, но это не ввело их в заблуждение. Они понимали все "земным разумением, ибо не было им дано духовной мудрости". Но они потерпели поражение, когда среди них образовался богатый эксплуататорский класс, живший за счет народа и заботившийся только о своих корыстных интересах.
Трудящимся исландцам нового времени угрожает чудовище американского капитализма, стремящееся оставить от исландского народа одно только название и использующее для этого разлагающее влияние своего строя. Но капитализм в Исландии молод, а народ силен, поэтому исландцы сумеют не поддаться колдовским чарам этого чудовища. Враг думает использовать исландское государство для того, чтобы угнетать эту страну, как свою колонию. Но государственная власть в Исландии молода, ей всего несколько веков, она издавна была иноземной, и народ всегда ненавидел ее. Поэтому народ бдителен по отношению к ее действиям. А злое чудовище, последнее и страшное порождение капиталистического строя, уже стоит одной ногой в могиле. Правда, оно вооружено до зубов, но чего стоит острый меч, если не надежны ум и сердце? И теперь Исландия стоит не одна перед лицом гибнущей мировой эксплуататорской власти, как исландский народ стоял перед лицом европейских государств в ранние дни своей истории. Братские узы общих интересов и идей связывают народы всех стран в их борьбе с мировым капитализмом. Братские узы, возникающие в этой борьбе, – это предвестник того братства всех народов мира, которое возникнет, когда настанет конец делению человечества на угнетающие и угнетаемые классы. И именно эти братские узы делают исландский народ сильным и непобедимым.
Народовластие, созданное предками исландцев, явилось позднорожденным, но великолепным представителем заканчивавшейся тогда ступени развития человечества, представителем общественного строя, сходившего в могилу истории. Ему противостоял класс эксплуататоров, который был молод, верил в свою роль и даже божественную миссию и должен был решить большую историческую задачу.
Трудящимся исландцам нового времени противостоит разложившийся, выродившийся эксплуататорский класс – американские империалисты, растоптавшие все идеалы, созданные американской революцией, изменившие всему и поправшие все, что давало американскому капитализму право на существование. Но плутократию морганов и Рокфеллеров постигнет та же судьба, которая постигла единодержавие английского короля Георга III. Нам противостоит класс эксплуататоров, который одной ногой стоит в могиле.
Когда исландский трудовой народ выйдет победителем из этой схватки, он приступит к осуществлению великой исторической задачи – построению социализма в Исландии, Это означает возрождение в новой и более совершенной форме общества свободных трудящихся, и на этот раз – всех трудящихся. Это означает использование при помощи современной техники богатств земли и моря для того, чтобы обеспечить народу высокий жизненный уровень, полностью преодолеть бедность и нужду и добиться неуклонно растущего благосостояния. Это означает сделать человека свободным – социально, экономически, духовно, сделать человека целью, а не орудием, сделать его господином природы и общества, творцом собственного счастья.
Социализм возрождает все лучшее, что было в родовом обществе: единство, свободу, братство, – но на более высокой и совершенной ступени, без ограниченности родового общества. Поэтому наследие предков так ценно для исландцев, которым предстоит огромная созидательная работа.
Трудящиеся исландцы переживают сейчас величайший поворотный момент своей истории. Задача исландцев состоит в том, чтобы выполнить великий долг по отношению к будущим поколениям. Но это вместе с тем является долгом по отношению к прошлому, к предкам, подавшим исландцам классический пример, долгом по отношению к поколениям мрачной годины угнетения, которые не сгибались перед эксплуататорами, к поколениям возрождения, вновь высоко поднявшим знамя освободительной борьбы.
На долю исландцев нового времени выпала задача найти ту изумрудно-зеленую землю, которую еще давным-давно видели в тумане древние поколения, и овладеть этой страной жизненного счастья, которая в их мечтах вставала из моря1.
ПРМИЕЧАНИЯ
1. См. стр. 64. – Прим. ред. |
|