Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава 22. Локи  

Источник: Х. ГЕРБЕР. МИФЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ


 

Дух зла

Кроме отвратительного великана Утгарда-Локи, воплощения бед и зла, которого Тор и его спутники навещали в Ётунхейме, древние северяне также верили в другого бога зла, тоже называемого Локи, с которым мы уже несколько раз встречались.

В самом начале Локи был только воплощением домашнего очага и считался духом жизни. Будучи только богом, в дальнейшем он начинает сочетать в себе черты бога и демона, так что, в конце концов, его начинают ненавидеть и воспринимать точно так же, как в Средние века Люцифера, владыку лжи, источник обмана и клеветы среди асов.

Локи сказал:
"Один, когда-то –
помнишь ли? – кровь
мы смешали с тобою, –
сказал ты, что пива
пить не начнешь,
если мне не нальют".

Старшая Эдда. Перебранка Локи. Перевод А. Корсуна

Нрав Локи

В то время как Тор является воплощением жизненной энергии северян, Локи персонифицирует дух развлечений и праздности, а тесный союз, установившийся между двумя богами, ясно показывает, что люди уже давно осознали необходимость как труда, так и отдыха в жизни человека. Тор никогда не сидит без дела, а Локи над всем смеется до тех пор, пока его любовь ко злу совершенно не сбивает его с верного пути и он не утрачивает способность творить добро, превращаясь в эгоистичное и злобное создание. Он воплощает зло в самой привлекательной его форме. В силу его обманчивой внешности боги обращались с ним на равных. Они брали его с собой, куда бы ни направлялись, и принимали его не только в свои забавы, но даже допускали его на свои советы, где, к несчастью, слишком часто прислушивались к нему.

Как мы уже видели, Локи сыграл большую роль в создании человека, наделив его способностью двигаться и пустив кровь в его жилы, что дало человеку способность чувствовать. Будучи воплощением как огня, так и зла, Локи (молния) часто изображается в паре с Тором (гром), которого он сопровождает в Ётунхейм отвоевывать молот Тора, затем в замок Утгарда-Локи, а также домой к Гейрреду. Именно он крадет ожерелье Фрейи и волосы Сив, а также предает Идунн власти Тьяцци. И хотя иногда он дает богам хорошие советы и даже помогает им, но делает это только для того, чтобы вызволить их из какого-нибудь трудного положения, в которое сам же их вовлек.

Некоторые исследователи утверждают, что, будучи частью триады демиургов (Один, Хенир и Лодур, или Локи), этот бог изначально принадлежал к поколению богов, существовавших еще до Одина, и был сыном великана Имира, а его братьями были Кари (воздух) и Хлер (вода), сестрой – Ран, страшная богиня моря. Другие мифологи, однако, считают его сыном великана Фарбаути, которого ассоциировали с Бергельмиром, единственным выжившим после потопа, а также сыном Лаувейи (лиственный остров) или Наль (корабль). В этом случае единственное, что связывает Локи и Одина, – это клятва в дружбе, которую давали друг другу скандинавы.

Локи (огонь) первый раз взял в жены Глут (сияние), которая родила ему двух дочерей – Эйзу (уголья) и Энмиру (пепел). Очевидно, что народы Северной Европы считали их символами домашнего очага, и, когда слышится треск горящего дерева, женщины на Севере до сих пор иногда говорят, что это Локи бьет своих детей. Помимо своей жены, по преданию, Локи женился на великанше Ангрбоде (сулящая горе), которая жила в Ётунхейме и которая, как мы уже видели, родила ему трех чудовищ: Хель, богиню смерти, змея Мидгарда Ёрмунганда и беспощадного волка Фенрира.

От Ангрбоды Локи
Волка родил.

Старшая Эдда. Прорицание вёльвы

Сигюн

Третий брак Локи был заключен с Сигюн, которая оказалась самой верной и любящей женой и родила ему двух сыновей, Нарви (Нари) и Вали, причем последний был назван в честь бога, отомстившего за Бальдра. Сигюн всегда хранила верность своему мужу и не предала его даже после того, как его окончательно изгнали из Асгарда и свергли в недра земли.

Так как для народов Северной Европы Локи являлся воплощением зла, они не испытывали к нему ничего, кроме страха, в его честь не строили храмы, не совершали жертвоприношения, а самые ядовитые растения называли именно его именем. Дрожащий раскаленный летний воздух считался признаком его присутствия, и люди говорили, что это Локи резвится, а когда на закате казалось, что солнце пьет воду, то тогда говорили, что это пьет Локи.

Легенды о Локи настолько тесно переплелись с легендами об остальных богах, что большинство связанных с ним мифов уже пересказаны, остается изложить лишь два эпизода из его жизни. В одном из них говорится о лучшей стороне характера Локи до того, как он превратился в непревзойденного обманщика, во втором рассказывается о том, как Локи, в конце концов, вынудил богов нарушить священный мир, спровоцировав их на убийство.

Скримсли и дитя крестьянина

Однажды великан и крестьянин играли (возможно, это была игра в шахматы, любимое развлечение северных викингов в зимнее время). Конечно же они решили играть на ставки, и великан, одержав победу, выиграл единственного сына крестьянина, которого решил забрать на следующий день, если только родители не спрячут его и он не сможет его найти.

Крестьяне, понимая, что это будет им не под силу, обратились к Одину с просьбой помочь им. В ответ на их мольбы бог сошел на землю и превратил мальчика в маленькое пшеничное зернышко, которое спрятал в колосе посреди огромного поля, заявив, что теперь великан его не найдет. Великан Скримсли, однако, оказался более хитрым, чем предполагал Один и, не найдя мальчика в доме, сразу же направился в поле с косой. Скосив пшеницу, он выбрал именно тот колос, где был спрятан мальчик. Посчитав зерна на колосе, он уже собирался схватить именно нужное зернышко, когда Один, услышавший отчаянный крик мальчика, выхватил зернышко из руки великана и вернул мальчика родителям, сказав им, что сделал все, что было в его силах. Однако великан заявил, что его обманули, и он снова придет за мальчиком на следующий день, если только родители вновь не перехитрят его. Несчастные крестьяне на этот раз обратились за помощью к Хениру. Бог благосклонно выслушал их и превратил мальчика в легкий пушок, который спрятал на груди лебедя, плавающего в пруду неподалеку. Появившийся через несколько минут Скримсли догадался, что произошло, схватил лебедя и, перекусив ему шею, уже собирался проглотить его, когда Хенир выхватил птицу у него из рук и вернул мальчика родителям в целости и сохранности, сказав при этом, что больше не сможет помочь.

Скримсли предупредил родителей, что предпримет третью попытку забрать у них сына, и тогда они в отчаянии обратились к Локи, который забрал мальчика к морю и спрятал его, превратив в крошечную икринку в рыбьей икре. Вернувшись на берег, Локи встретил там великана на берегу и, увидев, что тот направляется в море рыбачить, вызвался сопровождать его. Решив, что великан догадается о его хитрости, он счел необходимым присутствовать рядом. Скримсли насадил наживку на крючок и начал рыбачить. Выудив рыбу, в которой Локи спрятал мальчика, он вскрыл ее ножом и стал тщательно рассматривать икру, пока не нашел икринку, которую искал.

Положение мальчика было очень опасным, но Локи, выждав момент, выхватил икринку из рук великана и, вновь превратив ее в ребенка, велел ему бежать домой и по пути закрыть дверь в рыбачий домик. Напуганный ребенок сделал все, как ему было сказано, а великан, сразу же заметив его побег, бросился за ним в рыбачий домик. Локи тем временем прикрепил острый нож таким образом, что великан врезался в него на бегу и со стоном повалился на землю. Локи же, увидев, что великан совсем беспомощен, отрезал ему одну ногу. Можно представить себе ужас бога, когда он увидел, как части ноги срослись друг с другом. Однако Локи был мастером обмана и, поняв, что все это результат колдовства, он отрезал вторую ногу, положив между частями ноги кремень и огниво, помешав таким образом совершиться колдовству. Крестьяне необычайно обрадовались тому, что их враг мертв, и после этого стали считать Локи самым могущественным из всех богов на совете, так как он в отличие от остальных богов избавил их от врага.

Великан-строитель

Несмотря на чудесный мост Биврёст, что означает "содрогающийся путь", бдительность Хеймдалля, боги не могли чувствовать себя в Асгарде в полной безопасности и постоянно опасались, что инеистые великаны начнут наступление на Асгард. Для того чтобы оградить себя от этой опасности, они решили построить неприступную крепость, а в то время как они решали, каким образом это сделать, появился никому не известный зодчий и предложил им свои услуги при условии, что в награду боги отдадут ему солнце, луну и Фрейю, богиню юности и красоты. Боги разгневались, услышав эти самонадеянные речи, но, когда они уже были готовы прогнать чужака, Локи уговорил их поставить такие условия сделки, которые чужеземец не смог бы выполнить. Тогда они ответили зодчему, что согласны на сделку при условии, что он закончит крепость за одну зиму и без чьей-либо помощи, кроме своего коня Свадильфари.

Пришел в Асгард зодчий
Строить высокий замок,
Который сможет противостоять
Хитрости Ётуна
И выдержит натиск великанов;
И поставил хитрец условие:
За замок получит он Фрейю, луну и солнце.

Дж. Джонс. Вальхалла

Неизвестный зодчий согласился на эти явно невыполнимые условия и немедленно приступил к работе, по ночам доставляя к месту строительства каменные глыбы, а днем складывая из них крепость; работа продвигалась так быстро, что боги стали волноваться. Они заметили, что большая часть работы выполнялась волшебным конем Свадильфари, а к концу зимы незавершенным оставался только главный вход, строительство которого зодчий с легкостью мог завершить за ночь.

Страхом и ужасом охвачены боги;
Замок почти закончен!
Меньше трех дней осталось им ждать.
Тогда придется слово сдержать им
И вернуть ужасный долг.

Дж. Джонс. Вальхалла

В ужасе от мысли, что им придется расстаться не только с солнцем и луной, но и с Фрейей, воплощением юности и мировой красоты, боги обратились за помощью к Локи и стали угрожать, что убьют его, если он не придумает, как помешать зодчему закончить работу в условленный срок.

Хитрый Локи подождал вечера последнего дня и, когда Свадильфари появился из леса, с трудом волоча за собой каменную плиту, которая была необходима для окончания работы, выскочил из темноты, превратившись в кобылу, и так заманчиво заржал, что конь, в одно мгновение освободившись от упряжи, погнался за ним. За конем бежал разгневанный хозяин, а кобыла быстро мчалась вперед, заманивая коня и его хозяина все глубже и глубже в лес. Так продолжалось до тех пор, пока не кончилась ночь, и продолжать работу было уже невозможно. Зодчим оказался не кто иной, как переодетый великан Хримтурс, который в бешенстве возвратился в Асгард. Приняв свои обычные размеры, он бы убил богов, если бы Тор не вернулся внезапно из своего путешествия и не убил бы его своим волшебным молотом Мьёлльнир, который он со всей силы бросил ему в лицо.

На этот раз боги были спасены только благодаря обману и силе Тора, и все это суждено было принести им большие страдания и в конечном итоге стать причиной их гибели и ускорив приход Рагнарёк. Локи, однако, не чувствовал никаких угрызений совести, кроме того, он породил восьминогого боевого коня Слейпнира, который, как мы уже увидели, был любимым конем Одина.

Породил он Слейпнира от Свадильфари.

Старшая Эдда. Песнь о Хюндле

Локи совершил так много злодеяний, что заслужил данное ему прозвище "величайший обманщик". Его ненавидели за ловкие и злобные проделки и за привычку увиливать, за что он также получил прозвище "бог лжи".

Последнее преступление Локи

Последним преступлением Локи, которое перевесило чашу его злодеяний, было подстрекательство Хеда метнуть смертельный побег омелы в Бальдра, которого он ненавидел за его чистоту. Даже за это преступление он мог бы быть прощен, если бы не его бессердечие, когда он, превратившийся в старуху Текк, отказался оплакать Бальдра. Его действия убедили богов в том, что он был самим воплощением зла, и они единогласно решили навсегда изгнать его из Асгарда.

Пир Эгира

Для того чтобы развеять грусть богов и заставить их хотя бы на некоторое время позабыть о предательстве Локи и потере Бальдра, Эгир, бог моря, пригласил их принять участие в пире в его коралловых пещерах на дне моря.

И вот, чтобы печаль богов успокоить
И разбавить их горе радостью,
Могучий Эгир
Поднялся из своих коралловых пещер
И пригласил асов на пир
В свой чертог в Хлесе.
Хотя скорбели боги
О Бальдре,
Смогут они на пиру позабыть
О своем горе.

Дж. Джонс. Вальхалла

Боги с радостью приняли приглашение и, облачившись в самые роскошные одежды, появились в назначенное время и в самом благосклонном расположении духа. Присутствовали все, кроме лучезарного Бальдра, по которому боги печально вздыхали, и Локи, об отсутствии которого никто не сожалел. Однако этот бог появился в самом разгаре пира, как темная туча, и, когда его попросили удалиться, он дал волю всем своим злобным наклонностям и произнес злобные речи против богов.

Но никто из них другом
тебя не зовет –
ни асы, ни альвы.

Старшая Эдда. Перебранка Локи. Перевод А. Корсуна

Затем Локи, завидуя похвалам, которые Фимафенг, слуга Эгира, заслужил за умение прислуживать гостям своего хозяина, повернулся к нему и убил его. В наказание за эту бессмысленную жестокость разгневанные боги вновь выгнали Локи, угрожая ему самыми страшными карами, если он вновь осмелится появиться перед ними.

Не успели асы оправиться от этого нежданного вторжения в их пир и вновь усесться за праздничный стол, как Локи вновь прокрался в зал и начал зло клеветать, упрекая богов в слабости и недостатках, высмеивая их физические несовершенства и насмехаясь над ними за все их ошибки. Напрасно пытались боги усмирить его; он говорил все громче и громче и как раз начинал клеветать на Сив, когда, увидев Тора, который с хорошо знакомой ему силой размахивал своим молотом, внезапно замолчал, а затем быстро исчез.

Тор сказал:
"Мерзостный, смолкни!
Принудит к молчанью
тебя молот Мьёлльнир!
Вверх я заброшу
тебя на восток, –
сгинешь совсем ты".

Старшая Эдда. Перебранка Локи. Перевод А. Корсуна

Погоня за Локи

Понимая, что теперь ему ни за что не попасть в Асгард и что рано или поздно боги за совершенные им злодеяния решат либо заточить, либо убить его, Локи сбежал в горы, где построил себе хижину с четырьмя дверьми, постоянно открытыми на случай побега. Тщательно продумав все планы, он решил, что если боги будут преследовать его, то он укроется неподалеку в водопаде у фьорда Франангр, превратившись в лосося. Однако затем он рассудил, что, хотя крючка ему нетрудно будет избежать, он вряд ли сможет спастись, если боги решат натянуть сеть морской богини Ран.

Находясь во власти страха, Локи решил попробовать сплести похожую сеть из вьющихся стеблей. Он все еще был поглощен этим занятием, когда вдалеке появились Один, Квасир и Тор. Поняв, что они обнаружили его убежище, Локи кинул свою почти готовую сеть в огонь и, бросившись к одной из постоянно открытых дверей, прыгнул в водопад, где, превратившись в лосося, укрылся среди камней на дне потока.

Боги, увидев, что хижина пуста, уже собирались уходить, когда Квасир заметил остатки сгоревшей сети в очаге. После некоторых раздумий его осенило, и он посоветовал богам сплести нечто похожее и попробовать поискать врага в соседнем потоке, ведь пользоваться подобными уловками так похоже на Локи. Этот совет понравился богам, и они начали прочесывать реку сетью. В первый раз Локи избежал сети, спрятавшись на дне реки между двумя камнями, а когда боги повесили на сеть грузило и забросили сеть во второй раз, он вновь сбежал, выпрыгнув из потока. Однако третья попытка поймать его оказалась успешной. В тот момент как Локи вновь попытался выпрыгнуть из воды, Тор так ловко поймал его в воздухе, что Локи не удалось вырваться. Лосось, изворотливость которого у народов Северной Европы вошла в поговорку, отличается маленьким хвостом, и северяне объясняют это тем, что Тор очень сильно зажал своего противника в руке.

Наказание Локи

Локи неохотно принял свой прежний облик, и его потащили в пещеру, где ему пришлось поститься. К скале он был привязан кишками своего сына Нарви, разорванного на части его братом Вали, которого боги специально для этого превратили в волка. Привязали они его за плечи, поясницу и под коленями. Однако, опасаясь, что перевязь, хоть она и была очень прочной, не выдержит, боги превратили путы в алмазные цепи.

Сплел тогда Вали
страшные узы,
крепкие узы
связал из кишок.

Старшая Эдда

Великанша Скади, символизирующая холодный горный поток, с удовольствием наблюдавшая за пленением своего врага (подземного огня), повесила над Локи ядовитую змею, чтобы яд медленно капал ему на лицо. Однако Сигюн, верная жена Локи, поспешила к нему на помощь с чашей. Так она и стояла до самого конца света Рагнарёк, держа чашу под каплями яда и отходя от Локи, только когда чаша наполнялась и надо было вылить яд. Только во время ее короткого отсутствия яд капал на лицо Локи, и это причиняло ему такую страшную боль, что он корчился, от чего земля сотрясалась и начинались землетрясения, которых так боятся смертные.

И вот они оставили его страдать.
Над предательским челом его
Скади подвесила змею,
Из пасти которой капал яд,
Причиняя нестерпимую боль.
Так суждено ему в ужасе смерти своей ждать.
Но рядом с ним его верная жена Сигюн.
На коленях стоит неустанно.
Ловит она в сосуд капли яда.
Не смыкая глаз, сидит она рядом.
Отходит она только вылить яд из чаши,
И тогда каплет яд на чело Локи
И громко вскрикивает он от боли
И стонет от ужаса.
Тогда гремит гром
И содрогается в ужасе земля.
Крик этот сотрясает даже небеса.
Так будет страдать он до судного дня,
Когда наступит страшный Рагнарёк.

Дж. Джонс. Вальхалла

Локи было суждено оставаться в таком мучительном состоянии до сумерек богов, когда он разорвет связывающие его путы и сможет принять участие в последней битве на ратном поле Вигрид. Локи будет убит Хеймдаллем, который сам падет от его руки.

Таким образом, змея, из пасти которой каплет яд, в этом мифе олицетворяет холодный горный поток, воды которого, обрушивающиеся временами на подземный огонь, испаряются и в виде пара поднимаются вверх сквозь расщелины, вызывая землетрясения и образуя гейзеры. Эти явления были хорошо знакомы, к примеру, жителям Ирландии.

День Локи

Когда с возникновением христианства богов низвели до ранга злых духов, Локи стал ассоциироваться с Сатурном, который также лишился своего божественного статуса; обоих богов считали воплощением Сатаны. Последний день недели, который раньше посвящался Локи, именовался на севере Лаугардагом, или днем стирки, но англичане заменили это название на Saturday (суббота), и это название произошло не от Сатурна, но от Sataere (притаившийся вор), а также от имени тевтонского бога сельского хозяйства, которого считали еще одним перевоплощением бога Локи.