Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Средние века  

Источник: Й. ВЕЙБУЛЛЬ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ


 

Вендельский период

От периода, называемого в европейской истории ранним средневековьем, в Швеции осталось множество характерных и богатых археологических памятников. Этот период – с конца эпохи Великого переселения народов в VI веке до начала эпохи викингов в начале IX века – известен в Швеции под именем Вендельского периода. Название это происходит от Вендельской церкви в области Упланд, близ которой было найдено много погребений в ладьях. Такие же погребения были обнаружены и в других местах этой области, за пределами которой находки этого периода не так часты. Исключение составляет остров Готланд, где захоронения характеризуются множеством камней с различными изображениями. В Вендельское время воинов хоронили с их шлемами, мечами, щитами и другими дорогими предметами, изготовленными как местными, так и иноземными мастерами. Это говорит об обществе, в котором богатая и могущественная знать путешествовала и вела торговлю с другими странами. Торговые контакты с отдаленными странами подтверждаются также раскопками в торговых центрах, как, например, Хельгё на озере Мел арен, откуда зажиточные крестьяне и богатая знать вели торговлю со странами на другом берегу Балтийского моря. Возникает картина, предвосхищающая бурную экспансию в эпоху викингов.

Эпоха викингов

В период с 800 по 1050 годы история скандинавских народов отличается бурным развитием и экспансией. Это выразилось в походах викингов, колонизации, а также в создании обширных государств викингов.

Самым ранним свидетельством этой экспансии является разграбление в 793 году датскими и норвежскими викингами монастыря Линдисфарне на Священном острове (Holy Island) вблизи английских берегов. После этого викинги продвигались по французским и германским рекам, в середине IX века дошли даже до Португалии и Испании и вышли через Гибралтарский пролив в Средиземное море. Эти датско-норвежские походы, в которых участвовали также викинги из Сконе и с теперешнего западного побережья Швеции, в X веке привели к тому, что викинги либо осели в некоторых областях Англии и Нормандии, либо обложили их данью. И, наконец, в начале XI века, как кульминация, возникла Североморская империя Кнута Великого. Кроме Дании и Норвегии он правил также большой частью Англии.

Шведские викинги начинали свои походы главным образом от Упланда, бассейна озера Меларен и с острова Готланд и шли на восток. Раскопки в этих регионах показали, что уже в VII и VIII веках существовали оживленные связи через Балтийское море. Приблизительно с 800 года город Бирка на острове Бьёркё на озере Меларен явно стал одним из торговых центров в районе Балтики. Торговые связи простирались вплоть до Византии и Арабского халифата на востоке (именно тогда князь Рюрик, по предположениям, скандинавского происхождения, основал русское государство) до Франкского государства на западе. Франкские письменные хроники от 839 года рассказывают, что в Ингельхейме посланец из Византии предстал перед императором Людовиком Благочестивым вместе с людьми из Руса, т. е. шведскими викингами, возможно, выходцами из Руслагена, расположенного к северу от теперешнего Стокгольма. В Швеции при раскопках было найдено более 1000 ценных кладов, из них 690 на острове Готланд. Множество арабских монет, поддающихся точной датировке, указывают на наличие столь дальних торговых связей. Но эти находки указывают также на то, что в 1050 году или чуть позже эта торговля, точнее товарообмен, неожиданно прекратилась.

Взрыв энергии скандинавских народов, их экспансия в этот период – явление не совсем ясное, ждущее еще своего объяснения. В прежние времена было принято говорить о предприимчивости северных народов, об их смелости и жажде приключений. Но можно найти и множество других объяснений – например, что улучшение климата привело к перенаселению. Но все это – лишь теории, не имеющие под собой фактического обоснования. Более вероятной и убедительной представляется гипотеза, выдвинутая бельгийским историком Анри Пиренном. Пиренн показал, как в течение VII и VIII веков, после смерти Магомета в 632 году, в то время, как империя Карла Великого во Франции и западной Германии становилась великой державой, мусульманская экспансия и арабские завоевания регионов вдоль южного и восточного побережий Средиземного моря, от Балкан на востоке до Испании на западе, прервали связи между Западной Европой и Востоком. Это означало, что опустошенное войнами и кишащее пиратами Средиземноморье перестало быть связующим звеном или центром европейской культуры. Связи между Каролинской империей на западе и обеими великими державами на востоке, со столицами в Константинополе и Багдаде, прервались, и торговля была вынуждена искать новые пути.

Долгое время походы викингов, внезапно начавшиеся во второй половине VIII века, рассматривались историками скорее как чисто завоевательные, опустошительные набеги. Арабские и русские хроники того времени, а также многочисленные богатые клады, найденные в Швеции и Дании, и прежде всего, на острове Готланд, красноречиво свидетельствуют о роли, которую эпоха викингов сыграла в развитии торговли между Каролинской империей и мусульманскими странами вокруг Черного и Каспийского морей.

Пожалуй, еще более запутанной проблемой, чем истоки и причины эпохи викингов, является вопрос о том, почему во второй половине XI века эта вспышка энергии и экспансии так внезапно прекратилась. И в этом случае теория Пиренна дает нам логическое и вполне удовлетворительное объяснение. Окончание войн в Средиземноморье и успешная борьба с морским пиратством вновь открыли торговые пути. Вскоре после этого крестовые походы положили начало оживленному движению между Западной Европой и Италией с одной стороны и Константинополем и Ближним Востоком с другой, и, таким образом, основы для процветания и экспансии скандинавов больше не оставалось.

От язычества к христианству

До прихода христианства скандинавы поклонялись множеству различных богов, каждый из которых выполнял свою функцию для общества и для индивида. Все они были объединены в живописный пантеон, возглавляемый Одином, богом войны. Рядом с ним был Тор, бог грома (громовник) и силы, хранитель дождя и урожая, а также добрый бог Фрей или Фрё, бог плодородия. Другим существенным элементом древнескандинавской религии было почитание предков, характерное для родоплеменного общества, существовавшего в Швеции в железном веке и в эпоху викингов. Древние боги, широко представленные в искусстве и литературе Швеции и Скандинавии, и по сей день живут во многих названиях местностей.

Впервые шведы соприкоснулись с христианством в эпоху викингов. Первым христианским миссионером был Ансгарий, монах, посланный императором Людовиком Благочестивым. Он посетил Бирку дважды – в 830-31 годах и в 850 году. Умер он уже будучи архиепископом Гамбурга и Бремена. Однако его церковь в Бирке просуществовала недолго. Прошло более ста лет, прежде чем, в конце 900-х годов, в провинции Вестергётланд появились английские миссионеры и обратили ее в христианство. Но в бассейне озера Меларен христианство утвердилось лишь в конце XI века. Одним из главных культовых центров старой религии был храм в Упсале. Сведения же о четко организованной шведской церкви, с епископатами в Скаре, Линчёпинге, Эскильстуне, Вестеросе и Сигтуне появляются лишь в 1120-х годах.

Торжество христианства было, в сущности, культурной революцией; оно сыграло также важную роль в процессе смены родоплеменного общества организованным государством. В 1164 году был утвержден первый архиепископ Швеции в Упсале. Папская булла, провозгласившая это архиепископство – старейший источник, свидетельствующий о том, что Швеция стала автономным государством, управляемым одним королем.

Объединение и организация государства

Процесс становления шведского государства, однако, издавна является предметом споров историков. Основным пунктом дискуссии был вопрос – когда произошло это объединение. Представители одной школы, основываясь на английской "Саге о Беовульфе" и археологических находках, утверждали, что первое объединение всей страны одним королем произошло до 800 года, возможно даже еще раньше – в VI веке. Другие историки считали, что убедительные свидетельства этого можно найти только с середины XI века. Обе теории, однако, утверждают, что государство образовалось в результате того, что свей, жившие в центральных частях территории, которую занимает сегодняшняя Швеция, завоевали провинцию Гёталанд, расположенную южнее. Основной частью государства поэтому стало побережье озера Меларен, точнее Упланд, с центром в Упсале.

Некоторые более поздние исследователи придерживаются иной точки зрения: колыбель Швеции находилась в Гёталанде, откуда, как уже доказано, происходили вечно враждующие между собой королевские роды и где они издавна имели свои владения. Согласно этой теории, принятие христианства было важным условием для перехода от родоплеменного общества к единому объединенному королевству. Очевидно, что в район озера Меларен христианство пришло значительно позже, чем в провинции Вестергётланд и Эстергётланд. И именно в этих провинциях были построены первые монастыри еще в первой половине XII века.

Однако, насколько значительным, в действительности, было это формальное объединение страны под одним королем? Наши исторические источники XI и XII веков недвусмысленно отвечают на этот вопрос. За судопроизводство и администрацию отвечали провинции, каждая во главе со своим судьей (ярлом) или местным королем-вождем. И лишь во второй половине XIII века можно говорить о какой-либо значительной центральной администрации, охватывающей всю страну.

Первым, о ком можно более или менее уверенно сказать, что он правил всей Швецией, был король Улоф Шётконунг. На рубеже XI века он был крещен в Скаре, в тогдашней провинции Вестергётланд. Кроме того, монеты, чеканенные в последующие десятилетия в Сигтуне (Упланд), говорят о том, что он правил также и провинцией Свеаланд. Однако, управлял ли он всей страной, утверждать невозможно. Известно, что при его преемниках страна опять распалась, и из множества источников мы узнаем, что в разных областях страны одновременно правили разные короли.

Единым королевством Швеция, очевидно, стала не ранее 1130-х годов, в царствование Сверкера Старшего. В 1150-е годы власть перешла к другому знатному роду, возглавляемому Эриком Эдвардссоном, впоследствии известным как Эрик Святой. В течение последующего столетия борьба между двумя родами продолжалась, и на престол восходили попеременно представители обоих родов. Между тем Швеция стала единым государством, о чем свидетельствует папская булла, утвердившая в 1164 году создание Упсальского архиепископства. И все же, есть основание спросить, не были ли отдельные провинции, с точки зрения управления и администрации, на самом деле самостоятельными единицами? На это указывают их законы, записанные в XIII веке и дошедшие до нас.

Позднее средневековье (1250-1389)

XIII век был периодом быстрого развития и роста почти во всех областях. Вспахивались новые земли, продуктивность земледелия повышалась. Организовывалась торговля, возникали новые города. Церковь окончательно вошла в международную организацию, было принято каноническое церковное право. В то же время радикально изменялась социальная структура в связи с выдвижением светской знати. Именно теперь центральная власть во главе с королем принимает четко очерченные формы.

Земледелие, дополненное охотой и рыболовством, было основой экономики. Центральные равнины Вестергётланда, Эстергётланда, Нэрке и бассейна озера Меларен были заселены и возделаны еще во времена викингов. Но теперь эти деревни стали более четко организованы. Пахотные земли были поделены таким образом, что каждой усадьбе выделялась своя часть от каждого поля и луга. Все работы организовывала сельская община. Производство зерновых увеличилось. В то же время осваивались лесные районы Смоланда, Вермланда и Далекарлии. В этих районах развивалось в основном скотоводство, появились излишки таких продуктов, как мясо и масло.

Эти излишки и все большее разнообразие сельскохозяйственных продуктов стимулировали торговлю. Одновременно развивалась международная торговля. Возник Ганзейский союз во главе с городом Любеком, осуществлявшим торговлю вокруг Балтийского моря. Швеция увеличивала экспорт мяса, масла, мехов, сельди и другой рыбы. В связи с увеличением экспорта в устьях рек вдоль морского побережья появились новые города. Населявшие их купцы (изначально в основном немецкого происхождения), а также ремесленники и торговцы начали образовывать новую социальную группу – городское бюргерство.

XIII век отличало также строительство церквей. Страна была поделена на приходы, каждый из которых строил свою церковь, часто из камня. Многие церкви стоят и поныне, свидетельствуя о первом периоде торжества католицизма в Швеции. В 1248 году в Шённинге, в провинции Эстергётланд, собрался церковный собор, который ввел безбрачие для духовенства и провозгласил право Церкви собирать десятину. Отныне каноническое церковное право, распространявшееся на духовных лиц и прихожан, начало оказывать свое влияние на светские юридические представления, например, о владении землей. Теперь земля больше не является безраздельной собственностью семьи или рода, ее можно завещать также церкви или церковным учреждениям. И, наконец, духовенство освобождалось от уплаты светских налогов, также как церковные владения не облагались светскими налогами. Возникла церковная аристократия.

И король, и знать еще на ранней стадии окружали себя вассалами и воинами. Одновременно члены знатных семейств и богатые крестьяне предпочитали служить королю, участвуя в войнах, вместо того, чтобы платить разного рода подати, освобождавшие их от выполнения обязательств как по военной службе, так и по кормлению. Таким образом, во второй половине XIII века возникает светская аристократия. В то же время по всей стране были провозглашены законы, гарантирующие неприкосновенность личности.

В течение последних десятилетий XIII века в королевстве вводится новое административное деление. Теперь страна поделена на области (лены). Центром каждого лена является крепость или замок, владельцы которых взимают налоги и осуществляют управление леном. Одновременно центральная власть во главе с королем принимала все более четкие очертания. Был создан Совет, куда входили дроте (главный судья), маршал и канцлер, отвечающие соответственно за судопроизводство, армию и администрацию.

После смерти последнего короля из рода Эрика в 1250 году, на трон был избран его племянник, юный Вальдемар. Но очень скоро власть перешла к его отцу и опекуну, ярлу Биргеру. Победив всех своих соперников, Биргер Ярл утвердился на троне как король династии Фолькунгов.

Если политическая история страны в период с 1150 по 1250 год была историей ожесточенных междоусобиц между родами короля Эрика и короля Сверкера, то период династии Фолькунгов (1250-1364) отмечен борьбой внутри этой новой династии. Борьба эта началась с восстания, поднятого братьями Вальдемара – Магнусом и Эриком, и поддержанного Данией и недовольными феодалами. В 1275 году Вальдемар потерпел поражение в битве при Хова, и Магнус, получивший прозвище Ладулос (буквально – амбарный замок), был избран королем и царствовал до своей смерти в 1290 году. При Магнусе Ладулосе после декрета 1280 года, принятого в Альснё, окончательно оформилось сословие светской знати. В следующем году, очевидно, в качестве уступки группировкам, приведшим Магнуса к власти,.были утверждены церковные привилегии.

В год смерти Магнуса в 1290 году его старший сын, Биргер, был еще несовершеннолетним, и власть перешла к Совету (рикероду), возглавляемому маршалом Торгильсом Кнутссоном. Под его энергичным руководством были завоеваны большие части Финляндии, граница с Русью была проведена по Неве, был основан город Выборг. Между тем антиклерикальная политика Кнутссона привела к конфликтам с юным королем и его двумя братьями, герцогами Эриком и Вальдемаром. В 1306 году Торгильс Кнутссон был смещен, и борьба разгорелась между Биргером и его двумя братьями. Власть переходила то к одному, то к другому, пока в 1317 году Биргер не пригласил обоих братьев на пиршество в Нючёпинг, где жестоко расправился с ними. Это привело к мятежу и свержению Биргера. На его место в 1319 году королем был избран трехлетний сын герцога Эрика – Магнус Эрикссон. В день избрания нового короля была составлена грамота, которую называют Великой Хартией Вольностей Швеции и первой шведской конституцией. Светская и духовная аристократия в этой хартии присягают в незыблемой верности своему вновь избранному королю, а король в свою очередь обязуется:

• не вводить новые налоги без согласия риксрода;

• не назначать иностранцев членами риксрода или управляющими замками и

• управлять государством, следуя закону, не заточать в тюрьму ни богатого, ни бедного без законного расследования и суда.

Позднее, в 1350 году, все эти пункты без изменений вошли в кодекс законов, утвержденный Магнусом Эрикссоном и распространяющийся на все королевство. В 1442 году они вошли также в Уложение Кристофера.

В XIV веке быстро развиваются экономические и культурные связи Швеции со странами Западной Европы. В торговле шведских городов доминировал Ганзейский союз во главе с городом Любеком. Немецкое влияние достигло своей высшей точки в царствование Альбрехта Мекленбургского (1364-89). Поэтическое произведение "Хроника Эрика" (1320-е или 1330-е годы) рисует историю королевской династии Фолькунгов и являет собой пример появившейся в Швеции куртуазной поэзии и континентальных представлений о рыцарстве.

Важную роль в развитии связей между Швецией и Европой сыграла Святая Биргитта (1303-73), женщина высокообразованная для своего времени и принадлежавшая к королевскому двору. Благодаря своим сочинениям и созданию нового монашеского ордена биргиттинок она получила международную известность.

Магнус Эрикссон стал королем и Швеции, и Норвегии. Норвежскую корону он унаследовал в том же 1319 году от Хокона Магнуссона, своего деда с материнской стороны. Став совершеннолетним в 1332 году он приобрел также самые южные провинции Сконе и Блекинге. Провинцию Халланд он унаследовал от своей матери, герцогини Ингеборг.

Магнус Эрикссон пытался утвердить свою власть, посадив на трон рядом с собой своего сына Эрика и провозгласив его также королем и своим наследником. Это привело к конфликтам с высшей знатью. Совет обвинил его в том, что он полагается на иностранных советников. С другой стороны, высшей знати удалось заставить его внести конституционные постановления Хартии 1319 года в Кодекс законов страны и принять его на будущее.

В 1350-е годы оппозиция режиму Магнуса Эрикссона перешла в открытое восстание, и в 1364 году он был изгнан из страны. Но прежде, в 1360 году, датчане под предводительством Вальдемара Аттердага отвоевали Сконе, Халланд и Блекинге и в 1361 году захватили также остров Готланд с важным торговым центром, городом Висбю. В 1364 году королем Швеции был избран Альбрехт Мекленбургский. Но это не положило конец борьбе между короной и феодалами, которые в конце концов призвали дочь и наследницу Вальдемара Аттердага, королеву Дании Маргариту (вдову сына Магнуса Эрикссона, Хокана), чтобы избрать ее на трон вместе с ее малолетним сыном Улофом. Но в 1387 году Улоф умер и королева Маргарита была объявлена "полноправной госпожой и законной повелительницей". Так как она уже ранее была признана правительницей Дании и Норвегии, то в ее лице три скандинавские страны объединялись в единый союз.

Кальмарская уния (1389-1521)

В основе углубляющихся противоречий между аристократией и королем во второй половине XIV века лежал кризис сельского хозяйства. Этот кризис коснулся не только Швеции. Везде редело население, крестьянские усадьбы пустели, продуктивность сельского хозяйства падала. Кризис охватил всю Западную Европу. Для историков-медиевистов причины и следствия этого кризиса являются, пожалуй, наиболее оживленно обсуждаемой проблемой – как в Швеции, так и за ее пределами.

В Швеции кризис был усугублен "черной смертью" – чумой, поразившей страну в 1349-50 годах. Из источников мы знаем, что чума косила целые деревни, смертность достигала невиданных дотоле размеров. Наиболее сильно пострадали лесные и пограничные районы, то есть те, что были освоены последними. Население центральных равнинных областей, освоенных ранее, пострадало несколько меньше, но и здесь степень опустошения была неодинакова в разных районах. В результате население уменьшилось, огромное количество усадеб было заброшено, продуктивность сельского хозяйства снизилась, стоимость жизни возросла. Только лишь в середине XV века намечается некоторое улучшение. Заселяются покинутые усадьбы, вновь обрабатываются заброшенные пахотные земли. Одновременно меняется характер сельскохозяйственной продукции. Увеличился объем животноводства за счет земледелия, что в свою очередь увеличило экспорт таких продуктов, как мясо и масло.

Объединение трех скандинавских государств под властью единого короля, ратифицированное на встрече в Кальмаре в 1397 году, изменило политическую картину. Племянник королевы Маргариты Датской, Эрик Померанский, был признан королем всех трех государств, и королевская власть в лице самой Маргариты обязалась не вмешиваться в законы и привилегии каждой отдельной страны. Кроме того, было решено, что все важные посты в Швеции, Норвегии и Дании будут занимать соответственно жители каждой страны.

В царствование Маргариты Датской вплоть до ее смерти в 1412 году королевская власть все более укреплялась – экономически путем редукции земельных угодий аристократии и политически благодаря тому, что на все важные посты Маргарита поставила своих людей (свое обещание не назначать на эти посты иностранцев она забыла). Это, конечно, усугубляло напряженность между короной и аристократией, но лишь в царствование Эрика Померанского (1412-39) эта напряженность достигла своей высшей точки и привела к открытому восстанию в Швеции.

Конфликт между Маргаритой и Альбрехтом Мекленбургским и его сторонниками вынудил Маргариту войти в соглашение с Ганзейским союзом, укрепившим свое доминирующее экономическое положение в Скандинавии. Эрик Померанский, наоборот, пытался освободиться от зависимости от Любека и Ганзейского союза. Это привело к войне, вследствие чего не только увеличились налоги и подати на шведское население, но были нарушены важные торговые связи Швеции, в том числе жизненно необходимый экспорт железа. Экономика Бергслагена, железорудного района, была подорвана. Это в свою очередь привело к большому восстанию в Далекарлии против Эрика Померанского. Восстанием руководил Энгельбрект Энгельбректссон, выходец из зажиточной семьи горного мастера.

После своих первых успехов это народное восстание получило поддержку дворян и риксрода. В 1435 году Энгельбрект был избран вождем государства, но вскоре после этого был убит. Однако борьба против Эрика Померанского продолжалась, на этот раз ее возглавил Карл Кнутссон Бунде, лидер высшего дворянства, который в 1438 году был выбран правителем страны. Эрик Померанский фактически потерял свою власть и был свергнут. Победителем в последовавшей за этим борьбе за корону вышел племянник Эрика, Кристофер Баварский. Это означало, что формально уния сохранялась, но Кристоферу пришлось пойти на такие большие уступки дворянам, что фактически у власти оставались именно они.

Во второй половине XV века Швеция была поделена на феодальные, ленные, но не наследуемые владения. Центрами управления стали замки, владельцы которых боролись друг с другом за власть в стране. Одновременно шла борьба между дворянством и королями Кальмарской унии. После победы в битве при Брункеберге в 1471 году власть перешла к Стену Стуре Старшему, который правил Швецией с небольшими перерывами до своей смерти в 1503 году. В последующие за этим междоусобицы вмешался Кристиан II Датский. В 1517 году, опираясь на своих сторонников среди шведской аристократии, он пытался восстановить Кальмарскую унию с помощью оружия. После двух неудавшихся попыток взять Стокгольм (в 1517и 1518 годах) он, наконец, в 1520 году выиграл битву на льду озера Осунден. Его главный противник, Стен Стуре Младший, был смертельно ранен. Вскоре после этого Стокгольм капитулировал, и Кристиан II провозгласил себя королем. Все его основные противники, обвиненные в ереси, были обезглавлены на большой торговой площади в Стокгольме во время Стокгольмской "кровавой бани". Вопрос о том, была ли эта "кровавая баня" инспирирована Кристианом II или она была катастрофическим финалом в борьбе за власть между различными шведскими партиями, живо обсуждается историками.