Династия Бернадотов. Новая внешняя политика
У Карла XIII не было детей. Вновь встал вопрос о наследовании трона, и опять он был тесно связан с внешнеполитическим курсом.
Немедленно после переворота 1809 года шведским престолонаследником был избран датский принц Кристиан Аугустенбургский. Выбор этот был продиктован надеждой на объединение с Норвегией и на то, что такой союз сумеет сохранить нейтралитет в войне между Наполеоном и Англией. Но менее чем через год после своего избрания принц Кристиан умер (в Швеции он получил имя Карл Август). Снова предстояло избрать престолонаследника. Вопрос о возможности использовать ситуацию в интересах шведской внешней политики встал во всей своей полноте.
Летом 1810 года Наполеон был на вершине своей славы. Победив Австрию и Пруссию, он вынудил Россию присоединиться к континентальной блокаде по Тильзитскому миру. Несмотря на то, что это подорвало ее торговлю в Европе, Англия, однако, оставалась непобежденной на море, защищенная своим превосходным флотом. С помощью континентальной блокады, запрещавшей всякую торговлю с Англией, Наполеон пытался ее разорить. Англия тоже ответила блокадой против Наполеона и его союзников и отрезала Францию от ее оставшихся колоний.
И Франция, и Англия были против политики нейтралитета, которой Швеция пыталась придерживаться после заключения мира 1809 года. Летом 1810 года Франция потребовала, чтобы Швеция разорвала свои отношения с Англией и присоединилась к континентальной блокаде. Отказ означал войну с Францией. Оставаться нейтральной Швеция больше не могла.
В этой ситуации французский маршал Жан Батист Бернадот, сын адвоката из города По в Пиренеях, был избран шведским престолонаследником. Выбор этот был сделан под давлением "партии франкофилов". Таким образом считалось само собой разумеющимся, что Швеция должна стать союзницей Наполеона. Целью шведской внешней политики стало отвоевать обратно Финляндию с помощью Наполеона.
Однако вскоре после своего прибытия в Швецию Жан Батист Бернадот (ставший теперь наследным принцем Карлом Юханом) начал проводить совсем другую политику. Его первым важным решением было начать сближение с Россией. В декабре 1810 года во время переговоров с посланником царя Александра I, полковником Александром Чернышевым, он неоднократно заверял его, что ни в ближайшем будущем, ни в перспективе он не собирается отвоевывать Финляндию. В то же время Карл Юхан выразил свое недовольство Данией и подчеркнул, что норвежцы хотели бы объединить свою страну со Швецией. Он намекнул, что так как Норвегия и Швеция имеют естественные общие границы, то он надеется присоединить Норвегию.
Объединение Норвегии и Швеции стало целью политики Карла Юхана. Для достижения этой цели он уже в 1810-11 годах пытался заручиться согласием России и поддержкой Франции, чтобы вынудить Данию отказаться от Норвегии в пользу Швеции. Но одновременно быстро росли противоречия между Наполеоном и царем Александром I. Надвигалась новая война между Францией и Россией. Осенью 1811 года Карл Юхан в глубокой тайне начал переговоры с Англией.
Но окончательное решение он принял не ранее 1812 года. 27 января 1812 года французские войска внезапно вторглись в Шведскую Померанию и оккупировали ее. Шведские официальные лица были заменены французскими, шведское государственное имущество было конфисковано, шведских солдат и офицеров увезли во Францию в качестве военнопленных.
Эти действия вызвали бурную реакцию в Швеции. И контрмеры не заставили себя ждать. От Франции немедленно потребовали объяснений. Начались переговоры с Россией и Англией на предмет создания нового антифранцузского альянса. Оккупация Наполеоном Померании явилась непосредственным поводом для полной переориентации шведской внешней политики.
Переговоры с Россией быстро дали результат. Карл Юхан, который с момента прибытия в Швецию эффективно управлял государством, явился инициатором Русско-шведского союзного договора, который был подписан 5 апреля 1812 года. После того, как Наполеон летом 1812 года начал свой поход против России, этот договор был подтвержден на личной встрече между царем Александром и наследным принцем Карлом Юханом в Або (Турку) в Финляндии. Весной 1813 года, после того, как Наполеоновские армии погибли в снегах России, такой же договор был заключен с Англией, а в мае этого же года Карл Юхан высадился со шведской армией в Германии, чтобы принять участие в походе против Наполеона.
В июле 1813 года трое руководителей этого похода – царь Александр I, король Пруссии Фридрих Вильгельм и Карл Юхан (Австрия была еще нейтральной) встретились в замке Трахенберг в Силезии. Был составлен так называемый "Трахенбергский протокол", наметивший основные направления предстоящей кампании против Наполеона. По этому плану союзные войска должны были выступить тремя большими армиями. Во главе одной из них, северной армии, насчитывающей не менее 158 000 человек, стоял Карл Юхан.
После поражения Наполеона в битве под Лейпцигом Карл Юхан повернул свою северную армию на Данию. Война была недолгой. 14 января 1814 года был подписан Кильский мирный договор. Датский король уступал шведскому королю Норвегию, которая теперь должна была стать королевством, объединенным со Швецией под шведской короной. Скандинавская политика Карла Юхана, казалось бы, достигла своей цели.
Норвежцы, однако, придерживались другой точки зрения. Их представители, собравшиеся в местечке Эйдсволль 17 мая 1814 года приняли свою собственную конституцию и избрали датского принца Кристиана Фредерика королем, выставив требование полной национальной самостоятельности.
После непродолжительного похода против Норвегии летом 1814 года Карл Юхан заставил норвежский стортинг согласиться на унию со Швецией, обещав при этом принять Эйдсволльскую конституцию, внеся в нее лишь те изменения, которые неизбежны в унии, Норвегия стала королевством, соединенным со Швецией, но с собственной конституцией и полностью самостоятельным внутренним управлением.
После падения Наполеона, когда рухнули надежды Карла Юхана на то, чтобы вновь играть важную роль во Франции, основой его внешней политики стал союз с царем Александром I. Такая прорусская политика не обрела популярности. Но несмотря на то, что шведы ее не одобряли, она дала положительные результаты, положив начало мирной и нейтральной политике, которая с тех пор стала характерной для Швеции.
Изменения социальной структуры и индустриализация
Швеция издавна была редконаселенной страной. Почти до 1800 года прирост населения шел очень медленно, несмотря на то, что рождаемость была вдвое выше, чем в наши дни. Смертность, в особенности детская, была очень высокой, и в годы неурожаев, войн и чумных эпидемий население уменьшалось.
Но на рубеже XVIII и XIX веков все изменилось, и население стало быстро расти. В начале XIX века население Швеции составляло 2,4 миллиона человек, к 1850 году оно выросло до 3,5 миллионов, а в 1900 году составило 5,1 миллионов человек. В общем и целом, в XIX веке население страны увеличилось более чем вдвое, несмотря на то, что в период с 1840 по 1900 год 850 000 молодых шведов эмигрировали в Новый Свет.
Шведский поэт Эсайас Тегнер метко определил причины такого прироста: "Мир, вакцина и картофель". В XIX веке шведы были избавлены от высокой смертности, связанной ранее с множеством войн. Разведение и распространение картофеля, эффективизация злакового земледелия увеличили количество пищевых продуктов и способствовали улучшению здоровья народа. Прививки против черной оспы, прогресс в области медицины и, особенно, повышение общего уровня гигиены снизили смертность. А так как рождаемость не упала, то все вместе способствовало резкому приросту населения.
Основная масса населения жила за счет сельского хозяйства. В начале XIX века более 90% населения страны жило в сельской местности. По сравнению с другими странами индустриализация в Швеции началась поздно, только в конце XIX века. Еще в 1900 году более 50% жителей страны были крестьяне.
В XIX веке земледелие и общая картина сельской местности страны изменились в связи с проведением так называемой laga skiftet или межевой реформы. Она состояла в том, что старые деревни общинного типа разделялись, деревенская община исчезала, возникали отдельные хутора. Сенокосные угодья и необработанные земли также разделялись. Каждый крестьянский двор теперь получал свой надел земли, собранный в единый участок, расположенный часто далеко от деревни. Сельские районы представляли теперь отдельные хутора. Каждый такой хутор располагался на собственном участке земли. Одновременно в стране заметно расширились посевные площади: с 1810 по 1870 год они выросли втрое.
Несмотря на огромное количество вновь освоенных земель шведское сельское хозяйство в дальнейшем не могло поглощать быстро растущее население. Дело в том, что общий прирост сельскохозяйственного производства в пропорции к количеству вновь освоенных земель был мал. Частично это было связано с тем, что новые, целинные земли не давали такого урожая, как старые, более плодородные; кроме того, другие отрасли сельского хозяйства, как, например, животноводство, развивались гораздо медленнее, а в некоторых местах и вовсе сокращались.
Однако следствием передела земли явилось не только расширение посевных площадей. В деревнях кроме крестьян-собственников жили и торпари – мелкие арендаторы, и безземельные крестьяне-батраки, имевшие избушку, построенную на чужой земле. Эти последние, хотя и не имели собственного надела среди общинных земель, все же обычно имели доступ к общинным пастбищам и при необходимости могли снабдить себя древесиной в общинном лесу. Для этих людей перераспределение общинных земель означало значительное ограничение возможностей существования. Таким образом передел земли увеличивал разрыв между сельскими классами. Этот процесс усугублялся и другими факторами. Обычно крестьяне-собственники старались передать хутор по наследству целиком одному лицу, как правило, старшему сыну. Поэтому класс крестьян-собственников увеличивался не так быстро, как сельское население в целом. И в то время, как в XIX веке класс крестьян-собственников вырос всего на одну треть, безземельная часть крестьянства увеличилась вдвое. Передел земли в сочетании с ростом населения способствовал, таким образом, ускоренному росту класса безземельной бедноты.
Такой ход развития лег в основу массовой эмиграции, которая началась во второй половине 1860-х годов и достигла своего апогея в 1880-е годы. Только лишь за это последнее десятилетие Швецию покинули 347 000 человек, большинство из которых осело в Северной Америке. Между 1865 и 1914 годами число эмигрантов из Швеции почти достигло миллиона. Из европейских стран лишь Ирландия и Норвегия превзошли Швецию по сравнительному количеству эмигрантов.
В Соединенных Штатах Америки шведы старались селиться в районах, которые природой и климатом напоминали им родину. Поэтому большинство шведов живут в среднезападной части США, особенно в Миннесоте, и на северо-западе, в штате Вашингтон. В результате эмиграции такой большой части населения у многих шведов имеются родственники и близкие друзья в США. Такие многочисленные тесные связи сыграли важную роль в развитии хороших отношений и культурных связей между Швецией и США.
Черная металлургия долго была в Швеции единственным значительным видом промышленности. Но еще в течение большей части XIX века она сохраняла свой многовековой полуремесленный цеховой характер и устаревшие формы производства. Лишь только в 1859 году были упразднены ограничения и регламенты, которые стали экономическим тормозом, а в течение 1870-х годов начали складываться новые организационные формы производства. Металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность, характерные для современной Швеции, возникли в основном за несколько десятилетий до первой мировой войны.
Деревообрабатывающая и целлюлозная промышленность как самостоятельный вид промышленности сложилась еще позднее. Одно время она доминировала в шведском экспорте и занимает весьма важное место и теперь. Как уже говорилось, долгое время огромные лесные богатства Швеции использовались в основном для изготовления древесного угля для нужд металлургии. Еще в 1854 году было подсчитано, что на изготовление древесного угля уходило в четыре-пять раз больше леса, чем отправлялось на экспорт. Но именно в это время, в 1850-е годы, изобретение паровой пилы создало новые предпосылки для шведской лесопильной промышленности. Кроме того, введение незадолго до этого свободной торговли в Англии открыло рынок для экспорта шведских лесоматериалов. В период между 1850 и 1870 годами экспорт пиленой и строганой древесины увеличился более чем в четыре раза.
Следующей вехой в развитии деревообрабатывающей промышленности явилось возникновение на рубеже XIX и XX веков целлюлозно-бумажной промышленности. В этой отрасли прогресс шел еще быстрее – за двадцать лет, с 1894 по 1913 год, объем производства вырос в десять раз, и Швеция, в частности, благодаря этому, в 1914 году стала крупнейшим в мире экспортером лесоматериалов.
Большая протяженность Швеции и ее малая плотность населения в течение долгого времени были тормозом для строительства современных транспортных коммуникаций. Строительство разветвленной железнодорожной сети, покрывающей всю страну, началось после 1854 года, когда риксдаг принял решение о строительстве государственных железнодорожных магистралей. В течение 1860-х и 1870-х годов начали действовать первые железнодорожные линии, связывающие Стокгольм, Гётеборг и Мальме. По сравнению с другими странами строительство железных дорог в Швеции началось поздно: в США первые железные дороги начали строиться около 1830 года так же, как и в России, а к 1860 году, когда в Швеции было построено всего 527 км железных Дорог, их протяженность в США достигла 49 277 км, т. е. втрое больше, чем в Швеции в настоящее время.
Металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность, столь типичные для сегодняшней Швеции, начали развиваться в 1890-е годы и первое десятилетие XIX века. Быстрая индустриализация, характерная для этого периода, способствовала уменьшению потока эмигрантов из Швеции. Одновременно быстро росли города. Швеция стала превращаться в индустриальную страну.
Параллельно с экономическими и социальными преобразованиями и промышленной революцией проводились культурные и политические реформы. В основу было положено всеобщее обязательное обучение в начальной школе, введенное в 1842 году, что повлекло за собой быстрый рост народного образования.
Характерными для Швеции являются различные народные движения, которые, начиная с середины XIX века, играли важную роль в культурной, политической и экономической жизни страны. Вначале, в первой половине XIX века, это были "ассоциации", руководимые представителями высших классов. Целью этих ассоциаций была борьба с очевидными несправедливостями и пороками. Первыми народными организациями массового характера, которые можно назвать народными движениями, были свободно-церковные объединения, созданные как протест против духовного гнета лютеранской государственной церкви. Вторым важным движением было движение трезвенников, которое не только боролось с широко распространенным алкоголизмом, но и сыграло немалую роль в распространении народного образования. Во второй половине XIX века начало развиваться профсоюзное и политическое рабочее движение, главным образом по образцу Германии и Дании. В Швеции XX века эти движения сыграли большую политическую роль, чем в большинстве других сравнимых стран. Важное значение для материального положения простых людей, особенно для людей с небольшими доходами, имело кооперативное движение (потребительская кооперация). Не столь политически окрашенным, но с течением времени таким же широким стало спортивное движение, с самого начала нашедшее широкий отклик в Швеции. Эти и другие крупные народные движения наложили глубокий отпечаток на общественную жизнь современной Швеции.
Консерватизм и либерализм
Общий экономический кризис, последовавший за наполеоновскими войнами, очень тяжело ударил по Швеции. Война повлекла за собой бурную инфляцию, выгодную для крестьян, но тяжело отразившуюся на работающих по найму и мелких вкладчиках. И хотя после 1812 года уровень цен в стране стабилизировался и заработная плата повыси -лась, торговый баланс оставался глубоко отрицательным, а шведская валюта продолжала падать по сравнению с другими валютами.
Корень зла и основную причину экономических трудностей страны король Карл XIV Юхан видел в неблагоприятном обменном курсе и падающей стоимости шведской кроны. Поэтому после 1815 года финансовая политика была прежде всего направлена на исправление этого положения. Правительство принимало экстренные меры для поддержания курса шведской кроны, закупая валюту. Но несмотря на большие затраты и личных, и государственных средств Карлу Юхану не удалось спасти шведскую крону. Она продолжала падать, и дефицит торгового баланса только увеличивался. Наконец, хоть и неохотно, Карл Юхан вынужден был признать экономическую реальность – бедность своей приемной страны и пассивный торговый баланс. В 1834 году была проведена радикальная девальвация кроны. Только после этого шведская экономика стабилизировалась и конъюнктура стала улучшаться.
Форма правления, принятая в Швеции после переворота 1809 года, основывалась на теориях Мотескьё о разделении властей и на давних требованиях оппозиции, считающей, что народ сам должен решать, какие налоги ему платить. Абсолютная монархия была упразднена и на смену ей в 1809 году пришла конституционно-ограниченная монархия. По новой конституции король мог осуществлять свою власть только под контролем ответственных членов риксрода.
Карлу Юхану, несмотря на его происхождение из средних классов и карьеру, связанную с Французской революцией, сначала трудно было согласиться со шведской Формой правления, ограничивающей его власть. Еще в бытность его кронпринцем у него возникали конфликты с самостоятельно мыслящими членами риксрода. Став королем (он правил с 1818 по 1844 год) он старался выбирать членов риксрода среди лояльных бюрократов, которые без возражений выполняли его приказы.
В течение всего его правления политика Карла Юхана была строго консервативной. Требования либеральных реформ со стороны оппозиции отвергались немедленно. С годами его самовластие становилось все более очевидным. Генерал-адъютант Магнус Брахе стал его фаворитом и личным советником. Чтобы обратиться к королю, риксрод и даже его собственный сын и наследник, принц Оскар, должны были сначала обратиться к Брахе. В 1830-е годы правление Карла Юхана называли "режимом Брахе" или "режимом спальни", так как Карл Юхан не любил рано вставать. Несмотря на все более настойчивые требования либеральных реформ Карл XIV Юхан оставался в высшей степени консервативным. Каждое заседание риксдага было настоящей стычкой. А между заседаниями Карл Юхан боролся с либеральной прессой, которая становилась все значительнее. Он закрывал газеты и устраивал бесконечные процессы против их издателей. И лишь в последние годы своего правления – после 1840 года – он пошел на уступки по важным пунктам требуемых реформ.
Первой предпосылкой для более конституционной формы правления было проведение так называемой департаментской реформы на сессии риксдага 1840 года. Реформа заключалась в том, что каждый член риксрода теперь возглавлял свой департамент, в задачи которого входило подготавливать вопросы для правительства. Согласно этой реформе, которой с нетерпением ожидали либералы, король уже не имел права, как раньше, самостоятельно решать административные вопросы, даже не информируя об этом членов риксрода. В перспективе это усиливало авторитет правительства перед королем.
Наследный принц Оскар еще в 1830-е годы выступал сторонником социальных реформ. С ним связывали большие надежды и в либеральных кругах его называли "Будущее".
В вопросах конституционного характера он был настроен иначе. Когда после смерти Карла XIV Юхана в 1844 году Оскар стал королем, его власть ограничивалась лишь формально риксродом, который он, как и Карл Юхан, назначал сам, не считаясь с мнением и пожеланиями риксдага. Но свою сильную позицию он использовал для осуществления совсем иной политики.
Положение беднейших слоев населения было крупной социальной проблемой Швеции XIX века. После вступления на престол Оскара I в 1844 году одним из важнейших пунктов правительственной программы стала реформа в области помощи бедным. В 1847 году в "Законе о помощи бедным" было записано, что, в частности, "каждый приход и каждый город обязан кормить своих бедняков". Так впервые социальные обязанности общества были четко закреплены законом.
Особый личный интерес в области социальной политики Оскар I проявлял к проблемам содержания заключенных. В своей книге "О наказаниях и тюрьмах" он описывает условия в тюрьмах, резко протестует против унизительных публичных наказаний и предлагает ввести систему камер. Он был одним из первых, кто выступил с призывом более гуманного обращения с заключенными. В течение 1840-х годов его книга была переведена на норвежский, немецкий, английский, французский, голландский и итальянский языки. Оскар I и Швеция таким образом явились инициаторами проведения реформ в области содержания заключенных далеко за пределами своей страны.
Другой областью либеральных реформ, в которой Швеция занимала ведущее положение и где вклад короля имел большое значение, было равенство мужчин и женщин. Первым шагом было введение одинакового права наследования. В 1845 году либералы внесли в риксдаг законопроект, который был поддержан тремя низшими сословиями, но встретил ожесточенное сопротивление со стороны аристократов. В этой ситуации позиция короля решила дело в пользу проведения реформы. Вторым шагом в этом направлении, предпринятом в 1858 году, было узаконение права незамужних женщин считаться дееспособными и ответственными перед законом с 25 лет.
Но самой важной либеральной реформой, осуществленной правительством Оскара I, было введение в 1846 году свободы предпринимательства и отмена системы гильдий или цеховой системы. Гильдии, до сего времени обладавшие монополией на профессии, каждая в своей области, заменялись фабричным и ремесленным союзами, открытыми для всех. Одновременно отменялось монопольное право городов на ведение торговли. Впервые со времен средневековья, когда возникали города, ремесленники и торговцы получили возможность работать и в сельских местностях.
Правление Оскара I (1844-59) было периодом многих нововведений. Достаточно назвать некоторые из них: железные дороги, телеграф, почтовые марки, десятичная система мер и весов. Оскар I и лично активно поддерживал новые идеи и изобретения. Вот один пример. Первая половина XIX века была эпохой строительства каналов. В Швеции наиболее примечателен Гёта-канал, соединяющий крупные озера между Гётеборгом и Балтийским морем. Когда в 1830-1840-е годы начали строить железные дороги, их рассматривали как дополнение к каналам, так как железные дороги шли от шахт и заводов к ближайшим каналам, где товары перегружались на баржи и другие суда. Оскар I одним из первых осознал, что железные дороги – транспорт будущего. При энергичном содействии Оскара I риксдага 1854 и 1856 годов приняли решение о строительстве государственных железнодорожных магистралей. Была создана инфраструктура, сделавшая возможной быструю индустриализацию страны в течение последних десятилетий XIX века.
Основным либеральным требованием в первой половине XIX века была парламентская реформа, т. е. отмена четырехсословной системы в риксдаге со всеми ее дворянскими привилегиями. Сословный риксдаг рассматривался не только как устаревший и несправедливый по форме представительства, но и как тормоз в осуществлении настоящих реформ. В первой половине XIX века было разработано много предложений новой парламентской системы, но все они были отклонены, так как не соответствовали интересам той или иной парламентской группы.
И все же несмотря на всю практику старой парламентской системы последний период существования сословного риксдага был урожайным периодом для либералов: были осуществлены такие крупные реформы, как свобода вероисповедания (1860), местное самоуправление (коммунальная реформа) (1862), новый уголовный кодекс (1864), отмена гильдий и свободная торговля (1865) и, наконец, самое важное – парламентская реформа 1866 года.
Новая парламентская система, которая в конце концов была принята, была разработана министром юстиции Луи де Геером. Теперь риксдаг состоял из двух палат, обладающих равными правами, но избираемых разными способами с различными ограничениями активного и пассивного избирательного права. В этом смысле палаты сильно отличались друг от друга. Выборы в Первую палату были косвенными. По новой системе члены Первой палаты, которая должна была обеспечить преемственность и влияние высших классов, избирались на 9 лет ландстингами и советами уполномоченных крупных городов (органами местного самоуправления). Одна девятая часть состава Первой палаты обновлялась каждый год. Для того, чтобы быть избранным в Первую палату, необходимо было достичь 35-летнего возраста и иметь высокие доходы или большое состояние. Выборы же во Вторую палату были прямыми. Права выбирать и быть избранными были менее ограниченными, особенно в отношении имущественного ценза, хотя с нашей точки зрения они не были демократическими. В результате Первая палата стала форумом помещиков, высших сановников, богатых коммерсантов и предпринимателей, в то время как большинство Второй палаты составляли крестьяне-собственники, которые объединились во фракцию "Союз сельских хозяев".
В результате политическая жизнь Швеции превратилась в своего рода окопную войну между двумя палатами риксдага. Первая палата требовала укрепления обороноспособности Швеции и расширения государственного аппарата, что никоим образом не совмещалось с требованиями строгой экономии со стороны Второй палаты, которая выступала против субсидий и настоятельно требовала отмены поземельных налогов. Все законопроекты о реформах проваливались из-за противоречий между палатами.
Компромисс был найден лишь в 1892 году, когда были решены вопросы о поземельных налогах и обороне. По предложению премьер-министра Э. Г. Бустрёма поземельные налоги постепенно списывались, и была создана новая оборонная система. Позднее, в 1901 году, эта система была дополнена Законом об обороне, который окончательно упразднял indelningsverket, созданную еще при Карле XI. Вместо этого создавалась армия, комплектуемая на основе всеобщей воинской повинности со сроком службы в 240 дней.
1880-е годы принесли новые проблемы. Цены на зерно на мировом рынке быстро падали, что привело к серьезному кризису в шведском сельском хозяйстве. Крестьяне требовали введения покровительственных ввозных пошлин, их поддерживали представители развивающейся промышленности, которым пока еще трудно было конкурировать со старыми, уже утвердившимися промышленниками Европы. В 1888 году были введены покровительственные пошлины на зерно и некоторые промышленные товары; в последующие годы эти пошлины были распространены и на другие продукты.
Между тем вопрос о ввозных пошлинах внес раскол в Союз сельских хозяев, который издавна доминировал во Второй палате. Усилились также требования всеобщего равного избирательного права, которые в 1889 году привели к внепарламентским демонстрациям, в частности, в форме так называемых "народных риксдагов". Разрасталось и усиливалось рабочее движение, и в 1889 году была создана социал-демократическая партия, что в свою очередь повлекло за собой возникновение политических организаций как в риксдаге, так и вне его. В 1900 году в риксдаге оформилась Либеральная коалиционная партия как парламентская фракция, а в 1902 году была создана ее центральная либеральная организация "Объединение свободомыслящих". В 1904 году возник подобный "Всеобщий союз избирателей", поддерживающий правые партии риксдага. Таким образом была заложена основа для политических партий, которые и по сей день доминируют в политической жизни Швеции.
От союза к нейтралитету
Начиная с 1812 года, Швеция вела свою внешнюю политику в тени Священного союза, где доминировали могущественный австрийский канцлер Клеменс фон Меттерних и русские цари. Против этой, так называемой "политики 1812 года", резко протестовали либералы. Однако не только Карл XIV Юхан, но и Оскар I, по крайней мере в первые годы своего правления, придерживался этой политики. Еще во время переговоров о перемирии и мире в войне в Шлезвиг-Гольштейне в 1848-50 годах Оскар I стоял на стороне царя Николая I, в основном в борьбе против радикального национализма в Германии.
Однако лично Оскар I симпатизировал оппозиции в ее критике внешнеполитического курса Швеции. Втайне, вместе со своими ближайшими личными сотрудниками, так называемой "королевской камарильей", он стремился к переориентации внешней политики, т. е. хотел освободиться от консервативной, прорусской линии, которой его отец Карл XIV Юхан придерживался с 1812 года. Возможность осуществить это намерение представилась, когда конфликт между великими державами из-за Турции и господства на Босфоре в 1853 году привел к Крымской войне между западными державами и Россией.
В этой ситуации Оскар I, отчасти, чтобы конкретно продемонстрировать свою панскандинавскую политику, начал переговоры с Данией относительно совместного объявления нейтралитета. Однако идентичные датская и шведско-норвежская декларации нейтралитета, провозглашенные в декабре 1853 года, были явно дружественны по отношению к Западу. Это означало, что порты скандинавских стран, лишь за мелкими исключениями, оставались открытыми для иностранных военных и торговых судов. Одновременно Оскар I тайно сообщил британскому правительству сведения о наиболее подходящих портах на Балтийском море, которые могли бы служить базой для королевского британского флота.
Велико же было его разочарование, когда летом 1854 года западные державы направили свой главный удар против севастопольской крепости в Крыму вместо того, чтобы атаковать Россию на Балтике с баз в шведских портах. Оскар I тогда заметил с горечью, что вместо того, чтобы "схватить великана за горло", (т. е. атаковать Санкт-Петербург) "западные державы предпочли лишь наступить ему на мизинец".
С помощью интенсивной пропаганды в британских и французских газетах и обещаний шведского сотрудничества Оскар I пытался заставить западные державы изменить свою стратегию. Его усилия привели к подписанию в 1855 году "Ноябрьского трактата" (между Норвегией-Швецией с одной стороны и Францией и Англией с другой), который означал окончательный разрыв с Россией и прорусской линией в шведской внешней политике.
Парижский мирный договор, подписанный вскоре после этого (частично как прямое следствие Ноябрьского трактата и угрозы присоединения Швеции в войне к западным державам) подорвал надежды шведов на то, чтобы, наконец, получить обратно Финляндию или хотя бы Аландские острова. Надежды Оскара I на большие внешнеполитические успехи не сбылись. Единственное, чего ему удалось добиться, была Аландская конвенция, по которой России запрещалось возводить военные укрепления на Аландских островах.
В 40-е и 50-е годы XIX века большую популярность, особенно среди студентов и либеральных кругов Дании и Швеции, приобрела идея объединения скандинавских стран. Когда в 1857 году в связи с болезнью Оскара I страной начал править его сын, Карл XV, движение скандинавизма достигло своей высшей точки. Студенты то и дело устраивали митинги. В речах и тостах говорилось об общих интересах скандинавских народов. Карл XV с энтузиазмом присоединился к этому движению. Объединение скандинавских стран стало важной целью его внешней политики.
В 1859 году Карл XV стал королем, и во время встреч с датским королем Фредериком VII он неоднократно выражал свою солидарность с Данией. Когда у южных границ Дании возникла угроза со стороны Германии, Карл XV остался верен своей политике, и на встрече в Скодсборге (пригород Копенгагена) в 1863 году он обещал Дании поддержку и защиту границы у реки Эйдер, т. е. у южной границы Шлезвига. Однако, когда в феврале 1864 года началась война между Данией и Пруссией, шведское правительство отказалось выполнить обещание своего короля, и Дания была оставлена на произвол судьбы.
Всем было ясно, что король потерпел поражение. Это означало также, что скандинавизм как основной принцип шведской внешней политики перестал существовать.
Соотношение сил в Европе радикально изменилось после победы Пруссии над Австрией в 1866 году и над Францией в 1870-71 годах, а также после объединения Германии и возникновения Германской империи во главе с кайзером. Во время франко-прусской войны Швеция официально оставалась нейтральной, но симпатии Карла XV и большинства шведов были на стороне Франции. Открыто профранцузская позиция короля и его неосторожные высказывания в письмах, попавших в руки немцев, привели к острым дипломатическим спорам с Бисмарком.
У Оскара II, ставшего королем Швеции после смерти своего брата в 1872 году, были несколько иные взгляды. Новая Германия Бисмарка вызывала его симпатии и восхищала его. Таким образом вступление на престол Оскара II означало переориентацию шведской внешней политики.
Связи с Германией становились все оживленнее. Шведская промышленность закупала немецкие продукты, в шведских университетах читали немецкие книги, а шведские офицеры и чиновники стали подражать своим немецким коллегам из Германии Вильгельма. Еще во время франко-прусской войны в прессе раздавались отдельные голоса в пользу более прогерманской политики. А в течение 1870-х и 1880-х годов большинство ведущих газет страны поддерживало эту позицию.
В этой ситуации Оскар II сам проявил инициативу и изменил внешнеполитический курс. Целью шведской политики для него стал "германский, скандинавский, итальянский альянс, объединенный Англией. Альянс, целью которого является сохранение мира и фронт которого обращен и на восток, и на запад".
На рубеже XIX и XX веков и в первые годы XX века угроза русификации Финляндии, где правил российский генерал-губернатор Бобриков, стала дальнейшим стимулом осуществления прогерманской политики. Угроза со стороны России считалась реальностью. Все это, в сочетании с обостряющимися конфликтами с Норвегией внутри унии, делало естественной внешнюю политику, ориентированную на Германию.
В то же время, однако, сильные элементы внутри быстро развивающегося рабочего движения и среди либералов требовали отмежевания от все более империалистической Германии. Намечались очертания той политики нейтралитета, которая стала характерной для Швеции в ходе XX века.
Шведско-норвежская уния (1814-1905)
Шведско-норвежская уния была создана в 1814 году в результате нескольких компромиссов. В основу ее легли следующие документы: Кильский мирный договор, Мосская конвенция и Акт об избрании королем Норвегии шведского короля Карла XIII в ноябре 1814 года.
В этих документах компромиссы были достигнуты лишь путем таких формулировок, которые каждая сторона имела возможность трактовать по-своему. Многие пункты документов и соглашений, составлявших юридическую основу унии, были изложены настолько двусмысленно, что с самого начала они понимались по-разному. И взгляды на унию в Швеции и Норвегии были неодинаковы.
Шведы рассматривали унию с Норвегией как компенсацию за потерю Финляндии. Норвегия должна была соединиться со Швецией (как ранее Финляндия) и стать частью единого государства. Норвежцы же рассматривали унию как первый шаг на пути к независимости, которой нация с нетерпением ждала и настойчиво требовала в последние годы и которая выразилась в Эйдсволльской конституции и в выборах собственного короля 17 мая 1814 года. Норвежцы, конечно, были вынуждены согласиться на унию, но они сделали это при одном условии: король Швеции должен был признать Эйдсволльскую конституцию и уважать автономию Норвегии в унии.
Такое отношение к унии, сложившееся еще в 1814 году, осталось в сущности неизменным в течение всего периода ее существования.
Швеция старалась разными путями укрепить связи между двумя странами, слить их в единое целое. Норвежцы же упрямо сопротивлялись любым усилиям в этом направлении и жестко отвергали все, что могло ограничить внутреннюю автономию их страны и национальную самостоятельность, закрепленную в договорах унии.
Единственным связующим звеном в унии был общий король, и поэтому любая попытка укрепить королевскую власть закрепляла также связи со Швецией. Статус короля и его полномочия стали основным вопросом, вокруг которого концентрировались конфликты в Норвегии в 1820-х годах.
По Эйдсволльской конституции норвежский парламент (стортинг) обладал большими полномочиями, чем парламент любой другой страны за исключением Англии и США. Стортинг мог предлагать новые законы и вводить их в действие вопреки королевскому вето. Так, в 1821 году против воли Карла XIV Юхана стортинг решил упразднить дворянское сословие в Норвегии. В связи с этим король потребовал для себя права абсолютного вето (ранее он обладал правом отлагательного вето), но стортинг категорически отказал ему в этом, не сдав свои позиции даже тогда, когда король начал угрожать применением военной силы. Сопротивление было настолько единодушным, что королю пришлось уступить. После этого стортинг со своими полномочиями стал надежной защитой для норвежцев против попыток короля унии (т. е. шведского короля) слить два своих королевства в одно.
Для следующего периода в истории унии, с середины 1830-х до 1860 года, характерны попытки заменить нечеткие и двусмысленные документы 1814 года, легшие в основу создания унии, новым договором, где были бы четко определены статусы обеих стран внутри унии и функции их общих органов. В 1844 году, после длительных предварительных переговоров, такой документ был, наконец, составлен. Однако норвежцы отказались его принять, и в 1862 году, после долгих и бесплодных дискуссий, договор был отвергнут. К тому же над унией уже навис первый крупный конфликт – спор о королевском наместнике в 1859-60 годах.
Изначально предусматривалось, что резиденция монарха унии будет находиться в Швеции, и осенью 1814 года в поправке к Эйдсволльской конституции было записано, что в Норвегии короля будет представлять королевский наместник. Таково было категорическое требование шведов. Однако норвежцы рассматривали это решение как один из самых ощутимых признаков подчиненного положения Норвегии в унии и настойчиво требовали его отмены. В 1854 году стортинг даже принял одностороннее решение об изменении конституции в этом ее пункте, но король отказался дать свою санкцию на это.
К этому времени, в сущности, проблема уже потеряла свой истинный смысл: фактически с 1829 года должность королевского наместника всегда занимал норвежец, и в течение длительных периодов эта должность была вакантна. Когда в 1855 году должность опять оказалась незанятой, Оскар I вообще не назначил нового наместника. Вместо этого он сделал наследного принца – будущего Карла XV – вице-королем Норвегии, что было принято норвежцами с большим удовлетворением.
Молодой принц Карл принялся очень энергично выполнять свои функции вице-короля. Целью его политики было укрепление связей внутри унии, и он обещал норвежцам упразднить должность королевского наместника, когда он станет королем. Этим он хотел создать предпосылки для решения конфликта на более длительное время.
Сразу после того, как в 1859 году Карл XV взошел на престол, стортинг решил упразднить должность королевского наместника, рассчитывая на обещанную санкцию короля. Но когда Карл XV собрался изъявить свое согласие в норвежском Государственном совете, шведский риксдаг и правительство во главе с влиятельным министром финансов Ю. А. Грипенстедтом воспротивились этому. Грипенстедт считал, что любое решение такого рода касается всей унии в целом и поэтому не может быть принято только норвежской стороной, а должно быть рассмотрено и принято на объединенном совете обеих стран. В ответ на отказ Норвегии согласиться с этим шведское правительство при активной поддержке риксдага пригрозило уйти в отставку.
Королю пришлось уступить, и он отказался одобрить решение стортинга. Со шведской точки зрения это было победой правительства, поддержанного риксдагом, над королем. Можно сказать, что вопрос о королевском наместнике положил начало длительной борьбе за власть между королем и риксдагом, которая отличала шведскую политику со второй половины XIX века и вплоть до 1914 года.
Для Карла XV лично исход спора о королевском наместнике обернулся горьким поражением уже в самом начале его правления. Королевские обещания оказались лишь пустыми словами.
Вопрос о наместнике обнажил также всю глубину противоречий между Швецией и Норвегией, тех противоречий, с которыми Карл XV столкнулся еще будучи вице-королем в Норвегии. Все попытки, предпринятые во время его правления (1859-72), переработать основные положения конституции, касающиеся унии, ни к чему не привели. Ему так и не удалось достичь своей цели: укрепить связи между двумя странами. И вскоре после его смерти, в 1873 году, должность королевского наместника в Норвегии была упразднена без каких бы то ни было протестов со шведской стороны.
Царствование Оскара II (правил 1872-1907) отмечено множеством конфликтов в унии. Для первой фазы этого периода характерна упорная борьба Оскара II за утверждение королевской власти в Норвегии. Вторую фазу отличает требование норвежцев о создании собственного министерства иностранных дел и независимой национальной консульской системы.
Вскоре после того, как Оскар II стал королем, в Норвегии усилились требования парламентской формы правления. Был принят закон, который разрешал министрам принимать участие в сессиях стортинга, что фактически делало их ответственными перед стортингом, а не перед королем. Оскар II отказался утвердить этот закон. Закон принимался в стортинге три раза – в 1874, 1877 и 1880 годах, но король упрямо отказывался одобрить его. Он мотивировал свой отказ тем, что так как речь шла об изменении конституции, то король, как он считал, и как это было принято в Швеции, имел право абсолютного, а не отлагательного вето.
Премьер-министр, скрепивший своей подписью это решение, был привлечен к ответственности и предстал перед Верховным судом, который в 1884 году стал на сторону стортинга и объявил консервативное правительство смещенным, и Оскар II был вынужден назначить новое, одобренное стортингом, либеральное правительство. Парламентаризм в Норвегии, таким образом, одержал решительную победу.
Но новые проблемы не заставили себя ждать.
Хотя в 1884 году Норвегия обрела полную внутреннюю автономию, за рубежом ее представлял шведско-норвежский король и его официальные представители от шведского министерства иностранных дел. Это было последним препятствием на пути к полному равенству Норвегии со Швецией, и отныне главным спорным вопросом унии стал вопрос о представительстве Норвегии за рубежом.
В 1885 году в Швеции была проведена реформа, расширившая полномочия риксдага в области внешней политики. Эта, по сущности своей, демократическая реформа имела роковые последствия для унии. Норвежская внешняя политика, осуществлявшаяся общим королем через шведское министерство иностранных дел, стала таким образом еще более подчиненной чисто шведским властям. Требования самостоятельной норвежской внешнеполитической службы во главе с собственным министром иностранных дел резко усилились. В 1891 году норвежская либеральная партия (venstre) одержала внушительную победу на выборах, в частности потому, что основным пунктом ее программы было требование назначения собственного норвежского министра иностранных дел.
Однако либеральное правительство, которое Оскар II был вынужден назначить, обошло молчанием этот вопрос, выступив с более ограниченным требованием организации норвежской консульской службы. После того, как стортинг пытался осуществить эту реформу односторонним путем, Оскар II под упорным давлением со шведской стороны наотрез отказался санкционировать ее. В конце концов норвежское правительство и стортинг в 1895 году ввиду военной угрозы были вынуждены согласиться на переговоры со Швецией о пересмотре унии в целом.
К этому времени, несмотря на уступки со стороны шведов, противоречия внутри унии настолько разрослись, что компромисс стал невозможным. После того, как в 1898 году переговоры зашли в тупик, а норвежцы, вопреки королевскому вето, демонстративно убрали символ унии со своего торгового флага, была предпринята попытка ограничиться разрешением проблемы норвежской консульской службы. Но и эти переговоры ни к чему не привели.
Тогда норвежцы взяли дело в свои руки. В мае 1905 года стортинг рассмотрел и принял закон о норвежской консульской службе. Оскар II отказался его одобрить. В результате коалиционное правительство Норвегии, образованное во главе с Кристианом Микельсоном специально для того, чтобы провести этот закон, ушло в отставку. Так как в этой ситуации король не имел возможности формировать новый кабинет, стортинг 7 июня 1905 года объявил, что "уния со Швецией под единым королем расторгнута вследствие того, что король больше не функционирует как король Норвегии".
Таким образом шведско-норвежская уния перестала существовать de facto. Однако шведский риксдаг отказался принять это одностороннее и, по мнению риксдага, незаконное решение. Шведы требовали переговоров о прекращении унии в законной форме и выставляли в связи с этим ряд условий, в частности, что крепости, возведенные в Норвегии вдоль границ со Швецией, должны быть снесены. В сентябре 1905 года в Карлстаде (Швеция) состоялась конференция, на которой после весьма драматических дискуссий и при мобилизации вооруженных сил обеих стран было достигнуто соглашение о расторжении унии. Шведско-норвежская уния отныне перестала существовать и de jure.
|
|