Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Двадцатый век  

Источник: Й. ВЕЙБУЛЛЬ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ


 

Парламентаризм и демократия

Еще до решения унионистской проблемы в 1905 году вторым доминирующим вопросом шведской политики стал вопрос о всеобщем и равном избирательном праве. Введение в 1901 году всеобщей воинской повинности со сроком службы в 240 дней усилило аргументацию в пользу всеобщего избирательного права под общим лозунгом "Один человек, одна винтовка, один голос".

После расторжения унии шведское правительство, сформированное для решения унионистского вопроса под руководством правого политика Кристиана Лундберга, ушло в отставку. Осенью 1905 года руководитель объединенной либеральной партии Карл Стааф сформировал новое правительство, главной целью которого была избирательная реформа. В законопроекте, представленном этим правительством в 1906 году, предлагалось всеобщее равное избирательное право для мужчин на выборах во Вторую палату по мажоритарной системе при выдвижении одного кандидата от каждого избирательного округа. Но законопроект был провален в Первой палате, опасавшейся, что предложенная система будет способствовать образованию компактного левого большинства во Второй палате.

Это привело к отставке правительства Стаафа в 1906 году, и на смену ему пришло консервативное правительство Арвида Линдмана. После длительных дискуссий и множества компромиссов это правительство предложило законопроект избирательной реформы, которая была принята риксдагом в 1907 году и окончательно ратифицирована в 1909 году. Было введено всеобщее равное избирательное право для мужчин на выборах во Вторую палату, 40-ступенная шкала при подсчете голосов на выборах в органы местного самоуправления и пропорциональные выборы в обе палаты.

Выборы в риксдаг в 1911 году впервые проходили по новым правилам и стали победой Объединенной либеральной партии, занявшей очень сильную позицию во Второй палате, в то время как правые партии сохранили большинство в Первой палате. После выборов правительство Линдмана ушло в отставку, и Карл Стааф сформировал свое второе либеральное правительство. Смена правительства была первой победой парламентаризма, хотя король Густав V (правил с 1907 по 1950 год) отказывался это признавать и считал, что министры представляли его, а не большинство в риксдаге.

Важнейшим вопросом шведской политики после 1911 года стал вопрос обороны. Обострение противоречий между великими державами, выразившееся, в частности, в создании Тройственного союза и Антанты, сделали реальной угрозу войны. Когда Стааф сформировал свой новый либеральный кабинет, король Густав V специально отметил в протоколе, что он сторонник укрепления обороноспособности страны. Но Карл Стааф, победивший на выборах в частности потому, что обещал разоружение и уменьшение военных расходов, отказался выступить с предложением об увеличении военных ассигнований и продлении срока военной службы, хотя в 1913 и 1914 годах тень мировой войны уже нависла над миром.

Однако Густав V требовал немедленного решения об укреплении обороны страны. В поддержку требований короля был организован "крестьянский поход". 6 февраля 1914 года более 30 000 крестьян со всех концов Швеции направились к королевскому дворцу. Они потребовали незамедлительного решения вопроса об обороне и заявили, что готовы пойти на любые необходимые жертвы, будь то продление срока службы в армии или повышение налогов. С балкона своего дворца король обратился к участникам похода с речью, заявив, что он не разделяет точку зрения премьер-министра относительно обороны и считает, что эти вопросы "как единое целое должны быть обсуждены и решены сейчас же, безотлагательно в едином контексте". Король занял позицию, прямо и открыто противоречащую политике премьер-министра и правительства.

Речь короля представляла собой попытку с помощью внепарламентских средств осуществить свою волю, идя наперекор законному правительству и большинству Второй палаты риксдага. Таким образом спор выходил за рамки вопросов обороны. Речь уже шла о том, кто же в действительности управлял страной – лично король или правительство во главе с премьер-министром. Борьба за парламентскую форму правления перешла в свою решающую фазу. Карл Стааф потребовал, чтобы король официально заявил, что его речь с балкона дворца не была официальным государственным актом, так как не была предварительно одобрена правительством. Густав V отказался, ответив: "я не хочу лишать себя права свободно обращаться к шведскому народу".

Карлу Стаафу пришлось уйти в отставку. После затянувшихся переговоров королю удалось уговорить консервативно настроенного государственного чиновника Яльмара Хаммаршёльда (отца будущего генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда) сформировать новое правительство. Кабинет Хаммаршёльда не пользовался поддержкой риксдага, что было необходимо согласно принципам парламентаризма, и был полностью монархическим. И действительно, первой мерой нового правительства был роспуск Второй палаты риксдага и объявление новых выборов.

Выборы в мае и сентябре отличались прежде всего тем, что Социал-демократическая партия стала самой многочисленной во Второй палате (и остается ею по сей день). Но правительство Хаммаршёльда не добилось большинства для осуществления политики короля.

Для короля Густава V его политика легко могла кончиться катастрофой, как для него лично, так и для всей династии. Требование его отречения и провозглашения республики носилось в воздухе. Но в конце концов король был спасен с помощью того самого вопроса, который вызвал кризис. Как оказалось, Густав V оценил обстановку в Европе более проницательно, чем Карл Стааф и глава социал-демократов Яльмар Брантинг. В июне 1914 года раздался выстрел в Сараеве, а 1 августа началась мировая война.

В Швеции началась мобилизация, был провозглашен гражданский мир и прекращены политические споры, в вопросе об обороне пришли ко всеобщему согласию. Густаву V и его новому правительству не пришлось отвечать перед риксдагом за крестьянский поход и речь с балкона дворца.

Швеция объявила себя нейтральной. Правительство Яльмара Хаммаршёльда строго соблюдало условия Гаагских конвенций, по которым нейтральная страна должна быть абсолютно беспристрастной в отношении к воюющим сторонам. Таким образом Швеция утверждала за собой право вести торговлю с обеими сторонами. Когда блокада Германии стала одним из главных видов оружия союзников, шведская формальная политика нейтралитета благоприятствовала почти исключительно Германии. В результате союзники усилили свой контроль над шведской заокеанской торговлей и в конце концов полностью ее остановили. Эта мера не столько прервала шведский экспорт в Германию, сколько подорвала снабжение самой Швеции. Уже в 1916 году ощущалась острая нехватка продуктов, большинство товаров распределялось по карточкам. Ситуация осложнялась также ничем не ограниченной подводной войной и вступлением в войну США в 1917 году, что в свою очередь перекрыло весь импорт из Америки. В Стокгольме и Гётеборге даже проходили голодные демонстрации. Все чаще раздавались требования отставки Хаммаршёльда, и весной 1917 года он и его правительство были вынуждены уйти. Новое, консервативное правительство вступило в переговоры с союзниками и достигло соглашения, которое снова открыло импорт с Запада.

Требования парламентаризма и демократии усилились во время войны. После того как левые партии – либералы и социал-демократы – получили подавляющее большинство во Второй палате на выборах в сентябре 1917 года король уже не мог больше отказываться санкционировать левоориентированное правительство. В это правительство, которое возглавлял либерал Нильс Эден, впервые вошли также четыре социал-демократа. Парламентская форма правления, таким образом, восторжествовала.

Поражение Германии в 1918 году вызвало к жизни еще более настойчивые требования дальнейшей демократизации. В 1918-21 годах был проведен пересмотр конституции при поддержке правительства и ведущих промышленников. Важнейшими изменениями были: введение права голоса для женщин и всеобщее равное избирательное право также на муниципальных выборах, что означало демократизацию Первой палаты. Отныне Швеция становилась полностью демократическим государством.

Второй период величия Швеции

За несколько десятилетий, предшествовавших первой мировой войне, в Швеции возник целый ряд новых отраслей промышленности, многие из которых основывались на шведских изобретениях. Среди них: динамит Альфреда Нобеля, молочный сепаратор и паровая турбина Густава де Лаваля, система автоматического включения и выключения ацетиленовых светильников на маяках Густава Далена, саморегулирующийся подшипник Свена Вингквиста, настольный телефон Л. М. Эриксона, трехфазная система для переменного тока Юнаса Венстрёма и холодильник абсорбционного типа Бальтцара фон Платена.

Эти изобретения легли в основу создания и развития таких предприятий как Буфорс (оружие), Сепаратор (ныне Альфа-Лаваль – оборудование для молочной промышленности), АГА (газосварочное оборудование), СКФ (подшипники), Л. М. Эриксон (системы телесвязи), АСЕА (после слияния со швейцарской фирмой Броун Бовери в 1988 году АББ – электромашиностроение) и Электролюкс (электроплиты, холодильники и пр.) Благодаря техническому прогрессу быстро развивалась и целлюлозно-бумажная промышленность.

Очень крупные успехи сделала шведская промышленность в 1920-е годы, недаром этот период называют "Вторым периодом величия Швеции". Все вышеперечисленные предприятия вышли на международную арену. Шведские верфи выросли в крупную отрасль промышленности. По производству спичек Швеция стала, фактически, мировым монополистом. Из страны, отягощенной большими долгами и с большим импортом капитала, в течение 1920-х годов Швеция превратилась в страну, чья промышленность строила дочерние предприятия во всем мире. Экономика Швеции радикально изменилась.

Одна из причин экономической экспансии Швеции в период между мировыми войнами заключалась в том, что заработная плата в стране росла медленнее, чем производство. Увеличивалось количество промышленных рабочих и одновременно росло население городов. Если до первой мировой войны больше половины населения жило в сельской местности, то после второй мировой войны более трех четвертей населения жило в городах. Этому способствовала также механизация сельского хозяйства. Важным шагом была также электрификация сельских местностей в 1920-е годы.

Столь быстрое технологическое и экономическое развитие повлекло за собой крупные социальные изменения. В 1914 году была введена, хотя и недостаточная, всеобщая народная пенсия по старости, не зависящая от трудового стажа, а в 1920 году рабочее движение добилось удовлетворения своего старого требования – был введен восьмичасовой рабочий день. Профсоюзы становились все сильнее, и зарплата начала расти быстрее, чем цены. Но еще в период между двумя мировыми войнами классовые различия были велики, и общий уровень жизни повышался медленно. Этому способствовало еще и то обстоятельство, что Швеция, как и другие западноевропейские страны, сильно пострадала от экономического кризиса начала 1930-х годов. Быстро росла безработица, и большое количество конфликтов на рынке труда только ухудшало ситуацию. Лишь в конце 1930-х годов экономическое положение стабилизировалось, вновь открывая путь к повышению благосостояния.

От нестабильности к правительству большинства

Вплоть до 1920 года требование парламентаризма и демократии было связующим звеном между либералами и социал-демократами. Конституционная реформа 1918-21 годов удовлетворила эти требования и на первый план выдвинулись другие вопросы.

Среди социал-демократов, где к этому времени доминировали молодые радикальные социалисты, раздались требования национализации природных ресурсов страны и социализации экономики. Либералы же настойчиво отстаивали частное предпринимательство и право частной собственности. Политический водораздел проходил не между правыми и левыми, а между социалистическими и несоциалистическими партиями. Это разделение так и осталось по сей день и играет решающую роль в шведской политике.

В результате разрыва между социал-демократической и либеральной партиями правительство Эдена потеряло парламентское большинство и было вынуждено уйти в отставку в марте 1920 года. Одновременно политическая перегруппировка лишила новое правительство стабильного большинства в риксдаге, так как противоречия между Объединенной либеральной партией и правыми партиями по многим вопросам были еще очень велики. В этой ситуации было сформировано первое в Швеции чисто социал-демократическое правительство во главе с премьер-министром Брантингом.

Во время первой мировой войны в риксдаге была создана аграрная партия – Крестьянский союз, который наряду с правыми, либералами и социал-демократами играл важную роль в шведской политике. Единственное, что объединяло несоциалистические партии, было их неприятие экономической политики социал-демократического правительства. Во всех остальных вопросах их взгляды были различными и часто несовместимыми. Основы для тесного сотрудничества не было, и поэтому они не могли сформировать правительство большинства в риксдаге. После того, как правительство Яльмара Брантинга в октябре 1920 года было вынуждено уйти в отставку вследствие поражения на выборах, одно за другим сменялись правительства меньшинства. Теперь власть находилась в основном в риксдаге, где правительства меньшинства опирались на различные сочетания партий по каждому вопросу в отдельности.

Первая половина 1920-х годов в Швеции была отмечена глубоким послевоенным экономическим кризисом. Высокий уровень безработицы и растущая стоимость денег вызывали беспокойство на рынке труда в период с 1921 по 1923 годы. В 1925 году социал-демократическое правительство ввело новый порядок службы в армии, сократив срок службы и упразднив множество полков. Другим важным вопросом было школьное образование. Либеральное правительство провело реформу образования в 1927 году. Условия рынка труда были урегулированы законами о коллективных договорах и судах по трудовым конфликтам. Эти законы были приняты при поддержке правых в 1928 году.

Как и другие страны, Швеция пострадала от мирового экономического кризиса, который начался в США в 1929 году. На рынке труда вспыхивали конфликты в связи с растущей безработицей и снижением заработной платы. Кульминацией стала демонстрация в районе Одалена (на севере Швеции) в 1931 году, когда войсковые части открыли огонь по рабочим, и пять человек были убиты. Вскоре после этого, весной 1932 года, напряжение еще больше усилилось после самоубийства крупнейшего шведского финансиста, "спичечного короля" Ивара Крюгера, и краха его концерна. Безработица достигла рекордного уровня.

Выборы в риксдаг 1932 года стали крупной победой социал-демократов. Либеральное правительство ушло в отставку и на смену ему пришло социал-демократическое во главе с Пером Альбином Ханссоном. Но несмотря на победу на выборах это правительство не имело своего большинства в риксдаге.

Социал-демократическая партия победила на выборах, обещая активно бороться с безработицей в стиле "нового курса" Франклина Делано Рузвельта в США. Их программа основывалась на теориях, в частности, английского экономиста Джона Майнарда Кейнса об активной конъюнктурной политике. Краеугольным камнем этой программы была организация в большом масштабе общественных работ, где рабочие вместо пособия по безработице получали бы зарплату, соответствующую уровню на рынке труда. Буржуазные партии подвергли эту программу острой критике, требуя экономного расходования государственных средств.

Чтобы осуществить свою политику, социал-демократическое правительство обратилось за поддержкой к Крестьянскому союзу. После закулисных переговоров было достигнуто соглашение, по которому Крестьянский союз поддерживал программу правительства в области рынка труда, но правительство в свою очередь предоставляло Крестьянскому союзу требуемые субсидии. Это сотрудничество между социал-демократами и Крестьянским союзом развивалось и в 1936 году привело к созданию коалиционного правительства, куда вошли представители обеих партий. Правительство возглавлял Пер Альбин Ханссон, и теперь оно пользовалось поддержкой большинства в риксдаге.

Между тем во второй половине 1930-х годов экономическое положение страны улучшилось и уровень безработицы снизился. В декабре 1938 года в городке Сальтшёбаден под Стокгольмом было заключено соглашение между двумя главными сторонами на рынке труда: Шведским Объединением Работодателей и Центральным Объединением Профсоюзов Швеции. В этом, так называемом Сальтшёбаденском соглашении были урегулированы формы переговоров, договоров и разрешения возможных конфликтов между сторонами. В результате между ними возникло сотрудничество, которое намного уменьшило количество конфликтов на рынке труда и способствовало быстрому экономическому приросту в Швеции в течение десятилетий после второй мировой войны.

С политической точки зрения 1930-е годы были подготовительным периодом. Создавались парламентские комиссии для исследования ситуации, разрабатывались законопроекты создания общества всеобщего благосостояния, которое в программе социал-демократов получило название folkhem ("дом для народа"). Их налоговая политика была направлена на увеличение налогов для лиц с высокими доходами и перераспределение доходов и состояний. Программа предусматривала также введение общей трудовой пенсии, начисляемой в зависимости от трудового стажа, совершенствование системы здравоохранения и социальной защиты, обновление жилого фонда в стране и школьную реформу – введение всеобщего обязательного девятилетнего обучения. С идеологической точки зрения осуществление этой программы означало, что требования социализации отодвигались на второй план. Для проведения такой политики всеобщего благосостояния национализации средств производства не требовалось. Но с другой стороны такая политика автоматически приводила к повышению роли общества и его экономического влияния.

Однако в течение 1930-х годов социал-демократическое правительство сумело провести в жизнь лишь небольшую часть своей программы. Начало второй мировой войны в сентябре 1939 года повлекло за собой политическое перемирие; все ресурсы страны были использованы для защиты нейтралитета. Проведение крупных социальных и экономических реформ, планируемое правительством, пришлось отложить.

Нейтралитет и солидарность

В период между двумя мировыми войнами важнейшую роль в шведской внешней политике играли два фактора: попытка Советского Союза усилить свое влияние на Балтике и угроза со стороны Германии.

В 1920-е годы, после первой мировой войны, в которой и Россия и Германия оказались проигравшими, и были очень ослаблены, у Швеции, которая стала доминировать на Балтике, казалось бы, проблем, связанных с ее безопасностью, не было. Поэтому в 1925 году был принят закон о радикальном сокращении вооруженных сил страны.

Когда в 1920 году была создана Лига наций, Швеция стала ее членом, а это означало солидарное сопротивление в случае агрессии, если Совет Лиги наций решит предпринять военные санкции. Возникал вопрос, совместимо ли это со шведской традиционной политикой нейтралитета. Проблема разрешилась таким образом, что Швеция при вступлении в Лигу наций сделала специальную оговорку относительно этого пункта устава, хотя великие державы этой оговорки так и не приняли. К счастью для Швеции вопрос этот в межвоенное время никогда не заострялся.

Когда Финляндия объявила себя независимым государством 6 декабря 1917 года, это было принято в Швеции с энтузиазмом. Вскоре в Финляндии началась гражданская война между "красными" – сторонниками социалистической революции – и "белыми" – ее противниками. Шведское общественное мнение было полностью на стороне белых. Правые круги призывали к активной интервенции в Финляндию, чему левое правительство резко сопротивлялось. Шведская помощь "белым", среди которых была основная часть шведскоязычного населения Финляндии, ограничилась добровольческим корпусом.

После окончания гражданской войны в Финляндии встал вопрос об Аландских островах. Был организован референдум, и 95% населения Аландских островов, целиком шведскоязычного, высказалось за присоединение к Швеции. Финляндия категорически воспротивилась этому, и вопрос был передан в Лигу наций. В результате было решено, что Аландские острова будут принадлежать Финляндии, но она должна предоставить им самоуправление и дать гарантии, что острова не будут использованы в качестве военных баз и на них не будут возводиться военные укрепления. Решение это вызвало недовольство в Швеции и на некоторое время несколько омрачило в целом очень хорошие отношения между Швецией и Финляндией.

В течение 1920-х и первой половины 1930-х годов Швеция в своей внешней политике опиралась на Лигу наций как на гаранта своей безопасности. Но после того, как Гитлер пришел к власти в 1933 году и Германия вышла из Лиги Наций, положение Швеции с точки зрения безопасности ухудшилось. После того, как во время итало-эфиопской войны 1935-36 годов Лига наций продемонстрировала свое бессилие, и Гитлер в марте 1936 года открыто нарушил Версальский мирный договор, начав ремилитаризацию Рейнской демилитаризованной зоны, Швеция, вместе с шестью другими маленькими нейтральными государствами, 1 июля 1936 года объявила, что больше не считает себя связанной параграфом устава Лиги наций о солидарных действиях. Таким образом Швеция вернулась к политике чистого нейтралитета.

Но такой изолированный нейтралитет не мог обеспечить Швеции безопасность в мире, где противоречия между великими державами все углублялись, поэтому Швеция обратилась к своим северным соседям. Но и Дания, и Норвегия ответили отказом на предложение о сотрудничестве в области обороны, с которым обратился к ним в апреле 1938 года министр иностранных дел Швеции Рикард Сандлер. Оставалась лишь Финляндия, с которой Швеция вступила в переговоры, главным образом касающиеся защиты Аландских островов. Но в мае 1939 года Советский Союз наложил вето на этот проект (так называемый Стокгольмский план оборонного сотрудничества), и ему не суждено было осуществиться. Одновременно Швеция подчеркнула свой нейтралитет, отказавшись принять предложение Гитлера о заключении пакта о ненападении.

Вторая мировая война

Когда в сентябре 1939 года началась вторая мировая война, Швеция вместе с другими северными странами объявила себя нейтральной. Советский Союз обратился с ультиматумом к Финляндии, потребовав территориальных уступок на востоке и права создания своей военно-морской базы на полуострове Ханко в устье Финского залива. Финляндия ответила отказом, и в ноябре 1939 года Советский Союз напал на маленькую Финляндию. Шведская внешняя политика была поставлена перед тяжелыми испытаниями. Возможно, что солидарность с северным соседом, демонстрируемая столь открыто, и начатые переговоры о совместной обороне способствовали тому, что Финляндия отказалась выполнять требования Советского Союза. Но когда 30 ноября 1939 года на Хельсинки начали падать бомбы, Швеция не была готова оказать помощь Финляндии. Министр иностранных дел Сандлер, автор идеи о совместной обороне и сторонник выступления Швеции на стороне Финляндии, был вынужден оставить свой пост.

Национальное единство шведского народа выразилось в том, что в декабре 1939 года было сформировано коалиционное правительство, куда вошли четыре крупные демократические партии, во главе с премьер-министром Пером Альбином Ханссоном. В войне между Советским Союзом и Финляндией Швеция объявила себя "невоюющей стороной". Шведское общественное мнение было целиком на стороне Финляндии, и под лозунгом "Дело Финляндии – наше дело" требовало всевозможной поддержки Финляндии, исключая лишь открытое военное выступление. Был организован добровольческий корпус. Но еще важнее была массивная материальная помощь Финляндии, включавшая оружие и боеприпасы, самолеты и наземные транспортные средства. Но на просьбу союзников о прохождении войск через шведскую территорию Швеция ответила отказом, боясь таким образом быть втянутой в войну великих держав. Когда Финляндия, несмотря на упорное и небезуспешное сопротивление, вынуждена была отступить, Швеция выступила посредником, и в марте 1940 года был подписан мирный договор в Москве.

Вскоре после окончания "зимней войны" между Финляндией и Советским Союзом Германия 9 апреля 1940 года напала на Данию и Норвегию. Судя по всему, нападение на Швецию не планировалось. Но Германия потребовала разрешения провозить свои войска и военную технику через территорию Швеции. Пока шла война в Норвегии в апреле и мае 1940 года, Швеция отказывалась удовлетворить эти требования. Исключение было сделано только для перевозок материалов Красного креста. Когда же военные действия в Норвегии прекратились, а Франция пала, Швеции ничего не оставалось, как разрешить немецким военным "отпускникам" ехать через Швецию и пропускать по шведским железным дорогам всевозможные военные материалы в Норвегию и обратно. Летом 1940 года, после капитуляции Франции и перед прямой угрозой немецкого нападения, у Швеции не было другого выбора.

В июне 1941 года Германия потребовала еще одной уступки в связи с ее нападением на Советский Союз – транзита полностью вооруженной дивизии (так называемой Engelbrechtdivisionen – 163-й дивизии вермахта под командованием генерала Энгельбрехта) из Норвегии в Финляндию. Не исключено, что Швеция могла бы отказать в этом требовании, но шведское правительство решило его удовлетворить, частично еще и потому, что таким образом Швеция помогала Финляндии, которая опять воевала с Советским Союзом.

После того, как немецкие войска оккупировали Данию и Норвегию, шведская торговля в западном направлении прекратилась. А в сочетании с плохими урожаями 1940 и 1941 годов это привело к нехватке продовольствия и других необходимых товаров. В результате была введена карточная система, которая держалась еще длительное время после войны.

Путем переговоров с обеими воюющими сторонами Швеции все же удалось добиться для нескольких судов гарантии безопасности при прохождении блокады союзников и немецких минных полей в проливе Скагеррак. Та часть шведского торгового флота, которая 9 апреля 1940 года находилась за пределами немецких минных полей, в большей своей части была зафрахтована союзниками.

Собственная торговля Швеции – за исключением судов гарантированной безопасности – ограничивалась лишь Германией и странами, оккупированными ею. Наиболее существенным был экспорт железной руды в Германию и импорт угля оттуда. Для союзников Швеция играла важную роль как убежище, как островок нейтралитета в оккупированной Европе. Для беженцев из Норвегии и Дании и для движения сопротивления в этих странах путь через нейтральную Швецию имел особо важное значение.

Когда после своих побед Германия стала терпеть поражения, Швеция начала пересматривать свою политику, и в июле 1943 года аннулировала договор с Германией о пропуске составов с отпускниками через свою территорию. Германия не предприняла никаких ответных репрессий.

Во время войны Швеция сделала много в гуманитарном отношении. Один из примеров – обмен военнопленными, который несколько раз происходил в Гётеборге. Швеция также приняла много беженцев, сперва из прибалтийских стран, а затем также из Норвегии и Дании. Важным событием было предоставление убежища в Швеции около 7 500 датских евреев, которые в сентябре 1943 года бежали из своей страны, спасаясь от депортации в Германию. Еще более крупную спасательную операцию осуществил граф Фольке Бернадот и его "белые автобусы". Весной 1945 года, перед окончанием войны, он спас десятки тысяч узников из немецких концлагерей.

Общество всеобщего благосостояния

Война подходила к концу, и шведская социал-демократия смотрела в будущее с оптимизмом. После выборов 1940 года социал-демократическая партия имела абсолютное большинство в обеих палатах риксдага. В течение войны власть сосредоточилась в руках правительства. Его влияние на экономику и промышленность было сильным как никогда. Социал-демократам теперь представлялась возможность почти беспрепятственно осуществить свою программу. Под руководством министра финансов Эрнста Вигфорса такая послевоенная программа была разработана. Все реформы, намеченные в 1930-е годы, ждали теперь своего осуществления.

В июле 1945 года, сразу после окончания войны, коалиционное правительство ушло в отставку и ему на смену пришло чисто социал-демократическое, также во главе с Пером Альбином Ханссоном. После его смерти в 1946 году премьер-министром стал Таге Эрландер, который занимал этот пост бессменно до 1969 года.

Период с 1945 по 1951 год по праву называют "урожайным периодом" для социал-демократов. Реформы следовали одна за другой. Народная пенсия по старости (выплачивается всем по достижении определенного возраста, независимо от того, работал человек или нет) была увеличена до прожиточного минимума. Одновременно было принято решение о введении всеобщего страхования по болезни. В 1947 году было введено равное пособие на всех детей, независимое от доходов их родителей. Социально-направленная жилищная политика позволила семьям с низкими доходами получить современные квартиры. Государственные займы и субсидии стимулировали жилищное строительство, особенно в общественном секторе. В 1948 году был принят новый закон об охране труда, оплачиваемый отпуск вместо двухнедельного стал трехнедельным. В 1950 году было принято решение о всеобщем девятилетнем обучении. Еще в 1947 году были значительно увеличены ассигнования для университетов и высших школ, разрабатывались планы расширения сети научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений.

Большинство этих реформ принималось единодушно. В 1944 году партия либералов (потом Народная партия), ставшая под руководством Бертиля Олина ведущей буржуазной партией, наметила свою социально-либеральную политику, которая в основном совпадала с социал-демократической. Однако в вопросе о том, как эта политика будет финансироваться, партии расходились. Борьба разгорелась вокруг предложения министра финансов Эрнста Вигфорса о новых налогах, которое было принято риксдагом в 1947 году. Основными предметами спора были: повышенная прогрессивность подоходного налога, прогрессивный поимущественный налог, и, помимо налога на наследство, который тоже повышался, дополнительный налог на имущество, оставшееся после смерти члена семьи. Особую критику вызвал этот последний налог, который рассматривался как шаг к социализации.

На выборах в риксдаг в 1948 году социал-демократы потеряли большинство, которое у них было во Второй палате. Но несмотря на крупную победу Народной партии, социал-демократы и коммунисты вместе все-таки оставались в большинстве. Под влиянием результатов выборов социал-демократы все же решили отказаться от своих планов национализации банков, страховых компаний и некоторых отраслей промышленности.

В 1951 году в связи с войной в Корее сильно поднялись цены. Одновременно росла безработица; крупные реформы стоили больших денег. Инфляция и растущие расходы привели экономику страны в катастрофическое состояние. Чтобы укрепить свой кабинет, Таге Эрландер сформировал коалиционное правительство, куда вошла партия Крестьянский союз. В период между 1951 и 1957 годами новые реформы не проводились. Все силы были направлены на осуществление уже принятых решений.

1950-е годы были периодом политической реакции. На выборах в риксдаг в 1956 году социалистические партии потеряли большинство во Второй палате. Но это не сказалось на составе коалиционного правительства.

В это время социал-демократы выступили с требованием введения всеобщей трудовой пенсии за выслугу лет.

В основе этого требования реформирования пенсионной системы лежал огромный разрыв между пенсиями рабочих и служащих. Рабочие, достигнув пенсионного возраста, получали только народную пенсию по старости, которая, хотя и повысилась в 1946 году, была съедена инфляцией. Служащие же как правило получали пенсию, равную двум третям их последней зарплаты. Разница между пенсией и зарплатой рабочего увеличивалась по мере того, как увеличивалась их зарплата. Пенсия по старости рабочего в 1950-е годы составляла всего одну десятую часть его зарплаты.

Вопрос о пенсиях оставался преобладающим с 1957 по 1960 год. В октябре 1957 года был проведен референдум, где на голосование ставились два противоположных предложения и так называемая "третья линия". Социал-демократы предлагали обязательную пенсию дополнительно к народной и финансируемую из отчислений предпринимателей; в противоположность им Крестьянский союз поддерживал идею о пенсионной системе, основанной на добровольных началах; и, наконец, "третья линия", которую поддерживали Правая партия и Народная партия, предлагала включать пенсии в коллективные договоры между сторонами на рынке труда и финансировать их путем страховых премий, как и любые другие страховки.

Результаты референдума были следующими: линия социал-демократов получила 46% голосов, вторая линия (Крестьянского союза) получила 15% и третья линия – 35%. Лишь 4% подали незаполненные бюллетени. Крестьянский союз, получивший теперь название Партии центра, ободренный успехом голосования (15% по сравнению с 9,4% на выборах в риксдаг) решил прекратить сотрудничество с социал-демократами в правительстве. После того, как коалиционное правительство ушло в отставку, Таге Эрландер сформировал чисто социал-демократическое правительство и предложил проект пенсионной реформы в соответствии с предложениями социал-демократов. После того, как Вторая палата отвергла этот проект, она была распущена.

На внеочередных выборах в риксдаг в 1958 году социал-демократы получили 5 новых мест, Правая партия – 3 новых места, между тем как Народная партия потеряла не менее 20 мест. В конечном счете места во Второй палате распределились следующим образом: социалистические партии получили 115 мест и столько же получили несоциалистические партии. При повторном голосовании по пенсионному вопросу один из представителей рабочих в Народной партии воздержался от голосования, и таким образом предложение социал-демократов об обязательной дополнительной трудовой пенсии (АТП) было принято.

В 1960 году перед выборами в риксдаг Правая партия предложила отменить закон об АТП и потерпела сокрушительное поражение. Благодаря этому социал-демократы опять стали доминирующей партией в шведской политике, хотя у них и не было собственного большинства и они теперь зависели от поддержки Левой партии -коммунистов.

Ухудшение конъюнктуры и растущая безработица первой половины 1950-х годов сменились во второй половине стабилизацией положения. 1960-е годы характеризовались быстро растущим производством и систематическим приростом. Хорошая конъюнктура дала возможность проводить новые реформы. Прежде всего была восстановлена истинная ценность уже проведенных социальных реформ, и кроме того была расширена сеть детских учреждений и усовершенствована система заботы о больных и престарелых таким образом, чтобы они отвечали требованиям общества всеобщего благосостояния. Был сокращен рабочий день, узаконен четырехнедельный оплачиваемый отпуск, введено девятилетнее обязательное обучение, реформировано гимназическое обучение (после девятилетней школы), расширена сеть университетов и высших школ. 1960-е годы стали вторым "урожайным периодом" социальных реформ.

Новые основные законы

До 1970 года конституция Швеции состояла из следующих актов: Акт о форме правления (принят в 1809 году), Акт о риксдаге (1866), Акт о престолонаследии (1810) и Акт о свободе печати, принятый впервые в 1812 году и после второй мировой войны замененный новым, более современным законом (1949).

В Акте о форме правления 1809 года глава о функциях короля начиналась словами: "Король один управляет государством". Единственное ограничение власти короля состояло в том, что он должен был учитывать рекомендации Государственного совета, им же самим назначенного. Во времена Карла XIV Юхана и даже Оскара I это положение отвечало действительности. Но еще задолго до того, как был поднят вопрос об изменении основного закона, демократическое и парламентарное развитие Швеции превратило это утверждение в мертвую букву. То же можно сказать и о разделении риксдага на две палаты. Это разделение фактически потеряло свой смысл после того, как право выбирать и быть избранным в Первую палату стало практически таким же, как право выбирать и быть избранным во Вторую.

В начале 1950-х годов было принято решение о выработке новой конституции. В 1954 году была образована конституционная комиссия во главе с Рикардом Сандлером, которая закончила свою работу в 1963 году. Результаты работы комиссии стали предметом широкого обсуждения, были созданы новые комиссии, и в 1969 году проект Акта о риксдаге был представлен риксдагу. В 1970 году проект был принят. Отныне риксдаг стал однопалатным, общее количество депутатов – 350 (позднее – 349), избираемых каждые три года путем пропорциональных выборов в 28 избирательных округах с определенным числом уравнивающих мандатов, чтобы достичь наибольшей пропорциональности.

Согласно новой Форме правления, принятой в 1974 году и вступившей в силу 1 января 1975 года, "вся государственная власть в Швеции исходит от народа", который путем свободного и тайного голосования выбирает риксдаг. Риксдаг издает законы, имеет право определять налоги, формирует правительство, ответственное перед ним. Король, несмотря на то, что его прежние функции политического характера возложены теперь на другие органы, сохранил статус главы государства. Самым важным обстоятельством является то, что теперь не король, а председатель риксдага (тальман) решает, кто будет формировать правительство и назначает его премьер-министром. На заседаниях правительства председательствует премьер-министр, а не король. Согласно новой Форме правления король также не является больше главнокомандующим вооруженными силами страны, которые подчиняются исключительно правительству. В настоящее время функции короля сведены в целом к чисто представительским.

После смерти Густава VI Адольфа (годы правления 1950-73) престол унаследовал Карл XVI Густав, первый шведский король, который по новой конституции царствует, но не управляет. После того, как в 1979 году в Акт о престолонаследии были внесены изменения, мужчины и женщины обладают равным правом наследования престола. Это значит, что теперь престол унаследует принцесса Виктория, а не ее младший брат, принц Карл Филипп.

Нейтралитет и международные организации

В 1948 году, когда после коммунистического переворота в Чехословакии и блокады Берлина обострился международный кризис, правительства Швеции и Дании предложили начать переговоры о скандинавском оборонительном союзе. По мнению Швеции, такой союз должен был быть независимым от великих держав. Норвегия же, исходя из своего опыта во время второй мировой войны, считала, что скандинавский оборонительный союз может быть создан только при условии тесного сотрудничества с западными державами. В это время создавался Североатлантический пакт (НАТО) и Норвегия приняла приглашение присоединиться к нему. Переговоры о скандинавском оборонительном союзе сорвались. Дания также вошла в НАТО, а Швеция осталась вне союза.

В течение всего послевоенного времени основным принципом шведской внешней политики было "неучастие в военно-политических блоках в мирное время с целью сохранения нейтралитета в случае войны". Исходя из этой позиции, Швеция все же принимала активное участие в дебатах ООН, делая все возможное, чтобы помочь разрешить конфликты между другими странами. Избрание в 1953 году шведа Дага Хаммаршёльда Генеральным секретарем ООН лишний раз подтвердило международную миротворческую позицию Швеции.

В рамках ООН, а также путем активной поддержки различных освободительных движений, Швеция помогла освобождению прежних колоний и способствовала признанию их независимыми государствами. Много раз Швеция предоставляла свои военные подразделения в распоряжение ООН, например, в Конго и на Среднем Востоке, где шведские войска ООН наблюдали за выполнением условий перемирия как на Кипре, так и у границ Израиля, а в последнее время (1993 год) в бывшей Югославии. Своими гуманитарными акциями и – если учесть, что население Швеции составляет всего 8,6 миллионов человек – щедрой финансовой помощью Швеция старалась способствовать разрешению конфликтов и сохранению мира.

Но несмотря на политику нейтралитета шведское общественное мнение в некоторых случаях очень четко выражает свою особую позицию. Так случилось, например, во время войны во Вьетнаме (1965-73), когда критика американской политики во Вьетнаме была в Швеции настолько резкой, что американский посол был отозван домой из Стокгольма, а отношения между Швецией и США, обычно отличные, на время ухудшились. Швеция также крайне резко протестовала против политики апартеида в Южно-Африканской республике. Это привело к разрыву экономических отношений, которые возобновились лишь в начале 1990-х годов. Государственный переворот в Чили произвел сильное впечатление в Швеции. Страна открыла свои границы для политических беженцев из Чили и из других южно-американских стран, где господствовали диктаторы.

В течение 1980-х годов шведский народ выступил против советской оккупации Афганистана. Негативная реакция против Советского Союза усилилась в октябре 1981 года, когда в заливе Госефьерден близ города Карлскруны села на мель советская подводная лодка У-137. Подлодка находилась не просто в шведских территориальных водах, но еще и в запретной военной зоне. Этот инцидент и другие нарушения шведских территориальных вод подлодками и шведского воздушного пространства советскими истребителями у берегов Балтийского моря и над островом Готланд в течение 1980-х годов омрачили связи между Швецией и Советским Союзом, хотя и не оказали прямого влияния на официальные отношения между странами.

В связи с распадом Советского Союза Швеция признала в 1991 году три прибалтийских государства и оказала им поддержку в виде наличной финансовой помощи, кредитов, пересылки различных материалов, культурных мероприятий. В январе 1992 года Швеция признала также Россию, Украину и Белоруссию как самостоятельные государства.

В течение всего послевоенного времени шведскую политику в области внешней торговли отличало стремление либерализировать торговлю и устранить различные препятствия, тормозящие ее. Политика эта по большей части проводилась в тесном сотрудничестве с Великобританией, вместе с которой Швеция активно участвовала в создании в 1959 году Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Несмотря на то, что планы создания скандинавского оборонительного союза окончились ничем, сотрудничество между северными странами оставалось лейтмотивом шведской политики в послевоенное время. Первым важным шагом в этом направлении было создание в 1952 году Северного совета. Среди результатов работы Северного совета можно назвать отмену паспортного контроля между северными странами, образование общего рынка рабочей силы и очень тесное согласование экономического и социального законодательств северных стран. Однако попытка создать в рамках ЕАСТ северный таможенный союз не удалась. Планируемое в 1968-70 годах далеко идущее экономическое сотрудничество сорвалось из-за того, что Финляндия не смогла участвовать в нем. В связи с тем, что в 1972 году Великобритания и Дания вошли в Общий рынок, вопрос об этом обсуждался и в Швеции, но тогда членство Швеции в Общем рынке считалось несовместимым с ее нейтралитетом.

Воссоединение Германии и распад социалистического лагеря радикально изменили политическую ситуацию в Европе, и вопрос о присоединении Швеции к Европейскому Сообществу был поднят вновь. Летом 1991 года социал-демократическое правительство подало заявление о членстве и Швеция начала приспосабливаться к тем требованиям, которые будут предъявлены к ее торговой и промышленной политике. Несоциалистическое коалиционное правительство, сформированное после выборов 1991 года, еще раз акцентировало необходимость вступления в Европейское Сообщество. Премьер-министр Карл Бильдт подчеркнул, что в настоящее время термин "нейтралитет" не совсем адекватно отражает основную линию шведской внешней политики, главная цель которой – сохранение мира в тесном сотрудничестве с другими европейскими странами. Это выразилось, в частности, в том, что Швеция активно участвует в работе Европейского Совета. В качестве ведущего поборника свободной торговли и экономического сотрудничества Швеция также участвует в работе ГАТТ и ОЭСР.

Кризисы и новые правительства

Таге Эрландер занимал пост премьер-министра с 1946 по 1969 год. На смену ему пришел Улоф Пальме, который не изменил состава правительства. На выборах 1970 года, первых выборах в однопалатный риксдаг, социал-демократы потеряли свое абсолютное большинство, которым обладали с 1968 года. Но правительственную власть они сохранили при поддержке Левой партии – коммунистов. На следующих выборах, в 1973 году, социалистические партии потеряли еще несколько мест, что привело к равному количеству мандатов у социалистических и несоциалистических партий. Общее количество мест в риксдаге пришлось после этого сократить с 350 до 349, чтобы в будущем избежать подобной ситуации. Несмотря на результаты выборов правительство Улофа Пальме осталось у власти, хотя ему пришлось решать некоторые проблемы в сотрудничестве с несоциалистическими партиями, прежде всего с Народной партией.

На следующих выборах в 1976 году несоциалистические партии одержали решительную победу, получив 180 мандатов, социалистические же получили 169. Окончился 44-летний период социал-демократического правления в Швеции. Было создано коалиционное правительство из представителей несоциалистических партий – Умеренной коалиционной партии, Народной партии и Партии центра, председатель которой Турбьёрн Фельдин стал премьер-министром.

К началу 1970-х годов развитие промышленности, особенно быстрое в 1950-е и 60-е годы, в сочетании с повышением производительности труда привело к непрерывному и быстрому повышению уровня жизни. Международный экономический кризис, разразившийся в связи с резко поднявшимися ценами на нефть в 1973 году, породил рост безработицы. С середины 1970-х годов повышение уровня жизни замедлилось и к концу 1980-х годов прекратилось. Предметом политических дискуссий стали новые проблемы, такие как требование участия рабочих и служащих в управлении предприятиями, демократия на производстве, равноправие женщин, окружающая среда и энергоснабжение.

В центр внимания с самого начала стал вопрос о ядерной энергетике и о дальнейшем строительстве атомных электростанций. Именно эта последняя проблема и стала причиной падения коалиционного правительства. Турбьёрн Фельдин и руководимая им Партия центра перед выборами 1976 года обещали прекратить строительство новых атомных электростанций и постепенно закрывать уже имеющиеся. Однако обе другие правительственные партии, выступавшие за расширение сети атомных электростанций, вынудили Фельдина делать уступку за уступкой. В октябре 1978 года правительству пришлось уйти в отставку, и на смену ему пришло правительство меньшинства во главе с председателем Народной партии Улой Ульстеном. Но так как и ему не удалось разрешить проблемы ядерной энергетики, то в апреле 1979 года партии пришли к соглашению, что вопрос этот надо решать путем референдума, который был назначен на март 1980 года.

А тем временем, перед выборами 1979 года, на первый план выдвинулись другие вопросы – экономические проблемы, в особенности проблема маргинального налога (резкое повышение налога при небольшом повышении дохода). Выборы в риксдаг 1979 года были успешными для Умеренной коалиционной (бывшей правой) партии за счет других несоциалистических партий, в то же время обе социалистические партии усилили свои позиции, хотя и не получили большинства. После выборов правительство Народной партии ушло в отставку и сменилось трехпартийным правительством во главе с Турбьёрном Фельдином. 23 марта 1980 года состоялся референдум о ядерной энергетике. На голосование были поставлены три альтернативы. В результате 58% проголосовали за дальнейшее расширение сети атомных электростанций до 12 реакторов, но последующее их закрытие в сроки, установленные риксдагом. В постановлении, принятом риксдагом в 1981 году, сказано, что все реакторы должны быть остановлены не позднее 2010 года. После этого вопрос об атомной энергетике перестал быть центральным, и на первый план выдвинулись экономические проблемы, возникшие как следствие инфляции и огромного дефицита и в государственных финансах, и в платежном балансе страны.

Проблемы эти возникли в связи со структурными изменениями, происходившими с начала 1970-х годов во всех областях промышленности во всем мире. В Швеции это привело к глубокому кризису, особенно в судостроении и текстильной промышленности, экспорте железной руды и черной металлургии – отраслях, требующих рационализации. В результате в 1980-82 годах резко возросла безработица. Экономические проблемы, большинство из которых так и не решены, углублялись еще и тем, что безработица очень неравномерно поражала различные отрасли промышленности, а следовательно и разные регионы страны. Замедление экономического прироста в сочетании с необходимыми дорогостоящими государственными субсидиями привело к кризису, который осенью 1980 и весной 1981 годов обострил противоречия между правящими несоциалистическими партиями. Конфликт между ними достиг своего апогея при выработке обещанного предложения относительно снижения маргинального налога. В 1981 году Умеренная коалиционная партия покинула правительство, которое было переформировано в двухпартийное. В него вошли Партия центра и Народная партия, премьер-министром оставался Турбьёрн Фельдин.

Перед выборами в риксдаг 1982 года центральными вопросами были: проблема занятости, дефицит бюджета и предложение социал-демократов о создании инвестиционных фондов трудящихся. Выборы окончились убедительной победой социал-демократов, которые сразу после выборов образовали правительство во главе с Улофом Пальме. Выборы отразили поляризацию в шведской политике. Умеренная коалиционная партия получила 13 новых мест, в то время как Народная партия и Партия центра вместе потеряли не менее 25 мест.

Незамедлительно после выборов новое социал-демократическое правительство предприняло ряд решительных мер, чтобы улучшить экономическое положение страны. Была проведена девальвация шведской кроны на 16%, налог на добавленную стоимость был повышен на 2%, на профсоюзы было оказано давление с тем, чтобы они не требовали полной компенсации за связанное с этими мероприятиями повышение цен. Все это в сочетании с улучшением международной конъюнктуры в 1983-84 годах способствовало повышению занятости и некоторому улучшению экономического положения Швеции. Через несколько лет дефицит государственного бюджета уменьшился до приемлемого уровня, а в конце 1980-х годов бюджет был сбалансирован.

Улучшение международной конъюнктуры способствовало новому быстрому подъему в шведской торговле и промышленности. Это дало возможность социал-демократическому правительству сильно расширить общественный сектор, который охватывал теперь больше 50% валового национального продукта.

Другой мерой, предпринятой социал-демократами при поддержке коммунистов осенью 1983 года, было введение так называемых фондов трудящихся, целью которых было увеличить влияние профсоюзов на экономику. Фонды создавались за счет вносов работодателей. Эта мера вызвала резкие и единодушные протесты со стороны несоциалистических партий и организаций предпринимателей, которые устроили многочисленную демонстрацию протеста 4 октября 1983 года. Как только в 1991 году несоциалистическое правительство пришло к власти, фонды были немедленно упразднены.

В 1985 году на выборах в риксдаг социалистические партии, несмотря на потери, сохранили большинство, и социал-демократическое правительство осталось у власти. Самым большим изменением на этих выборах был неожиданно большой успех Народной партии во главе с новым лидером Бенгтом Вестербергом. Умеренная коалиционная партия продолжала оставаться самой крупной несоциалистической партией, а на выборах 1988 и 1991 годов она еще более укрепила свою позицию.

Убийство Улофа Пальме неизвестным лицом 28 февраля 1986 года привело шведов в состояние шока, ведь в Швеции уже более 200 лет не совершалось политических убийств. На посту премьер-министра его сменил Ингвар Карлссон, который во всех существенных вопросах продолжал политику своего предшественника. Состав правительства тоже в целом остался без изменений. Однако одним из последствий убийства Улофа Пальме явилось уменьшение роли и места внешней политики в общих политических дебатах в Швеции. После убийства Пальме Швеция и шведское правительство оказывают гораздо меньшее влияние на международную политику и играют в ней меньшую роль, чем при его жизни.

Еще в 1970-е годы угрозы окружающей среде, возникающие в технологическом, все более урбанизированном обществе, стали важным политическим вопросом в Швеции. В предвыборной кампании 1988 года вопросы экологии преобладали и, как следствие этого, в риксдаге появилась новая партия – Партия окружающей среды, "зеленые". Несмотря на то, что они оставались в риксдаге недолго, не набрав на выборах 1991 года требуемых 4% голосов, "зеленые" сыграли свою роль в повышении интереса к проблемам окружающей среды.

Хотя социал-демократы потеряли 3 места в риксдаге на выборах 1988 года, они получили больше голосов, чем три буржуазные партии вместе взятые, и таким образом остались у власти. Они сохранили также возможность осуществлять свою политику, так как вместе с Левой партией - коммунистами они получили абсолютное большинство и не зависели от политически нестабильной партии "зеленых".

В 1980-е годы подъем производства, столь характерный для 1950-х и 1960-х годов, прекратился. В конце 1980-х годов и в начале 1990-х начался спад промышленного производства. Одновременно разросшийся общественный сектор ставил большие требования перед экономикой страны. Надо добавить к этому, что увеличилась средняя продолжительность жизни населения и, следовательно, количество пенсионеров быстро росло. Так как около одной пятой населения

получает пенсию, то расходы на дополнительную трудовую пенсию за выслугу лет (АТП) настолько увеличились, что вся пенсионная система требует пересмотра. Налоговое бремя достигло такого уровня, что стало тормозить развитие экономики и прирост производства. Поэтому в 1990 году социал-демократическое правительство Ингвара Карлссона при поддержке Народной партии провело налоговую реформу, снизившую маргинальные налоги.

Одновременно ухудшилась международная конъюнктура. Особенно тяжело это отразилось на шведском экспорте. Растущая безработица еще более осложнила финансовое положение страны, и без того обремененное огромным общественным сектором. Необходимо было принять меры в сфере рынка труда – общественные работы, курсы переквалификации, специальные рабочие места для молодежи. Все это требовало дополнительных расходов помимо расходов на обычные пособия по безработице. Дефицит бюджета увеличивался одновременно с сокращением производства, платежный баланс Швеции становился все более пассивным. Несмотря на проведенную налоговую реформу недовольство политикой социал-демократического правительства возрастало.

Выборы в риксдаг 1991 года отмечены сильным сдвигом вправо в шведской политике. Победителем на выборах вышла Умеренная коалиционная партия, получив 14 новых мест в риксдаге. Народная партия и Партия центра потеряли по 11 мест каждая. Социал-демократы потеряли 18 и Левая партия (ранее Левая партия – коммунисты) – 5 мест. Но политическая картина в риксдаге изменилась, так как там появились две новые партии – Христианско-демократическая партия (26 мест) и крайне правая партия Новая демократия (25 мест). Партия "зеленых", не получив требуемых 4% голосов, потеряла свои 20 мест. Итак, в риксдаге имеется чистое несоциалистическое большинство (195 мест), в то время как обе социалистические партии имеют 154 места вместе.

Сразу после выборов и ухода правительства Ингвара Карлссона в отставку председатель Умеренной коалиционной партии Карл Бильдт сформировал несоциалистическое коалиционное правительство, куда вошли, помимо его партии, также Народная партия, Партия центра и Объединенная христианско-демократическая партия. Нынешнее правительство, сформированное в 1992 году, не имеет большинства в риксдаге, но в большинстве вопросов оно может рассчитывать на поддержку партии Новая демократия.

Под лозунгом "Новый старт для Швеции" несоциалистическое правительство Карла Бильдта осуществило ряд мероприятий для стимулирования предпринимательства. Уменьшение взноса, отчисляемого работодателем в фонд социального страхования наемных работников, более выгодные условия для владельцев мелких предприятий – важные элементы политики Карла Бильдта. Одновременно правительство расширяет сеть исследовательских учреждений и высших школ и приватизирует государственные предприятия. Повышение конкуренции благодаря большей свободе выбора для населения в здравоохранении и других видах услуг, в том числе благодаря частному предпринимательству, должно способствовать эффективизации и сокращению расходов в общественном секторе.

В настоящее время, в начале 1990-х годов, перед Швецией стоят крупные проблемы: растущая безработица и большой дефицит госбюджета.

В этой сложной обстановке политика правительства Карла Бильдта направлена на то, чтобы, сохраняя уверенность в завтрашнем дне, характерной для шведского общества всеобщего благосостояния, стимулировать производство в частном секторе экономики и сделать экономически эффективным общественный сектор. В области внешней политики правительство энергично продолжает работу по вступлению в Европейский Союз. Заявление о вступлении было подано еще в 1991 году социал-демократическим правительством. Нейтралитет не является более ведущим принципом шведской внешней политики, которая все больше и больше ориентируется на общеевропейское сотрудничество.