Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава 3. Средневековое государство. Пределы роста
 

Источник: ИСТОРИЯ ДАНИИ


 

Проводившаяся церковью кампания в поддержку простой семьи (простая, или нуклеарная, семья состоит из родителей и детей, не состоящих в браке, kernefamilien, – прим. пер.) – пример того, как любое действие, затрагивающее личную жизнь людей, может впоследствии отразиться на обществе непредвиденным образом. В Дании церковное представление о браке с течением времени серьезным образом сказалось на жизни населения, чему поначалу, судя по всему, препятствовало социальное расслоение населения. Низшие слои общества в XIII в. едва ли имели возможность реализовать на практике какие бы то ни было представления о семейной идиллии.

Судя по всему, уже в середине XIII столетия в Дании фактически больше не было рабов. В то же время один монастырский ежегодник, относящийся к 50-м годам того же века, повествует, что батраки (kådkarle) "орудовали дубинами как взбесившиеся". В слове kådkarle к слову karle ("батраки") добавлено слово kåd, по своему происхождению родственное английскому cottage ("изба", "хижина"); таким образом, kådkarle – это люди низкого положения, проживающие в избах. Похоже, речь идет о том, что низший слой населения проявляет непокорность. Для этого могло быть много причин, ибо с начала роста производства и численности населения прошло так много времени, что уже нелегко было обеспечить всем сытое существование. К наиболее ущемленному слою относились явным образом также и те лица, которые в сохранившихся документах о сделках по продаже земли продаются и покупаются вместе с землей. Они обозначаются как горсэдер (gårdsæder, букв. "проживающие при хозяйстве", – прим. пер.) и явно рассматриваются как инвентарь крупного хозяйства, в котором они являются рабочей силой. На более высокой ступени деревенской иерархии находятся те, кто возделывает значительные по размеру участки земли. Если они сами не являются собственниками земли, их называют "ланбоэр" (landboer – "земледелец", "крестьянин") или – реже – "брюдер" (bryder).

Для этих категорий людей самый надежный жизненный опыт, надо думать, заключался в понимании, что люди людям – рознь. Что им было до того, что церковь стала вести речь о пожизненном браке и добропорядочной семейной жизни как о единственной разрешенной форме сожительства? Людям, именовавшимся батраками и проживавшим при хозяйстве, это могло быть безразлично, поскольку их главной заботой было обеспечить себе хлеб насущный и они не могли позволить себе роскошь беспокоиться о законности их, по всей видимости, беспорядочного сожительства.

В первой половине XIV в. положение во всей Европе, пережившей подряд три неурожайных года (1315-1317), было близко к перенаселенности, когда текущее производство не могло обеспечить всем пропитание. Для людей, оказавшихся в таких условиях, появление на свет каждого новорожденного – это лишние заботы, и детская смертность, соответственно, возрастает. Церковь выступала бескомпромиссным противником убийства детей и в грозных выражениях осуждала такое явление. Однако дух того времени не очень благоприятствовал проповедям о детях как о ниспосланной свыше благодати.

Демографические последствия церковных установлений о браке дали о себе знать позднее в форме явления, занимающего уникальное место в истории семейных отношений и получившего обозначение "северо-западноевропейский тип брачных отношений". Он заключается в том, что женщины в детородном возрасте откладывают рождение ребенка на несколько лет или вообще не рожают. Как мы теперь знаем из надежных источников, в XVIII в. сложилось так, что средний возраст при первом вступлении в брак составлял около тридцати лет для мужчин и лишь на пару лет меньше для женщин. Среди населения давно уже утвердилась такая норма, согласно которой нельзя было жениться, пока не "встанешь на ноги" и не будешь в состоянии прокормить своих детей. Это моральное правило, видимо, утвердилось в связи с тем, что в течение XV в. выровнялись различия между малыми и крупными участками сельскохозяйственной земли. Жители тогда объединялись для совместного возделывания принадлежавших хозяйствам полей такого размера, какой могла осилить одна простая (нуклеарная) семья. И все же фрески в церквах и стихи архиепископа Андерса свидетельствуют о том, что христианский идеал семьи проповедовался уже в XIII столетии.

Он не мог осуществиться в то время, вероятно, потому, что батраки и крепостные едва ли практиковали ту форму ограничения рождаемости, которая заключалась в откладывании рождения ребенка до лучших времен. Люди, которые живут в полной нищете, обычно полагаются на детскую смертность как на противозачаточное средство.

Мы можем сделать вывод, что трудовое население и власти создали государство, которое к началу XIV в. столкнулось, если пользоваться нашими понятиями, с такой существенной проблемой, как перенаселенность.

Экономический рост замедлился.

Конфликт между властями

Организм, создававшийся обоюдными усилиями церкви и короля, принял в середине XIII в. вид государства, в котором, по мнению обеих сторон, ими осуществлялись важные функции, направленные на благо их густонаселенной страны. Это требовало значительных расходов и служило оправданием отчуждения существенной части продукта, создававшегося в общественном производстве, в пользу властей. В странах, окружавших датских королей, вопросы, представляющие общий интерес, обсуждались князьями с представительными органами аристократии. В Дании такой орган был введен в форме учреждения, именуемого "данехоф" (существовал с конца XII в. по 1413 г., когда он был заменен государственным советом, – прим. ред.) и состоявшего из "лучших людей королевства". В XIII в. он стал приобретать все возрастающее значение как инстанция, которая могла дать королю согласие на введение новых налогов или отказать ему в этом. Церкви, как казалось, удалось упрочить свое финансовое положение. Она заботилась о больных и бедных. Членам своей "семьи" (familia) она предоставляла физическую защиту в этой жизни в качестве господина в родном для каждого человека приходе. В своих владениях церковь упразднила фиктивное представление о земельных магнатах как о более именитых родственниках, имевших равный статус с теми, кто занимался обработкой земли. Вместо этого она ввела идею "семьи", которую возглавлял землевладелец, предоставлявший ей взамен свое покровительство. Церковь ввела это покровительство по отношению к "семье", а светские владельцы поместий последовали ее примеру.

Историки временами задавались вопросом, откуда церковь черпала свою власть. Ответ прост: прежде всего она использовала возможность угрожать людям адом. Страх оказаться там заставлял всех бояться гнева церкви и вынуждал земледельцев платить десятину, а собственников земли – на смертном одре делать распоряжения о передаче земельных владений в дар церкви. Самое верное, что могла сделать церковь для сохранения и расширения своих доходов, – это поддерживать страх людей перед адом.

Монархия, которая, по идее, должна была обеспечивать в обществе мир и справедливость, несла более значительные расходы, чем церковь. Обе ветви власти отличались теперь большой заносчивостью. К 1250 г. они сочли свои позиции настолько укрепившимися, что стали испытывать на прочность разделявшие их границы влияния. В период между 1250 и 1320 гг. это стало причиной трех нашумевших конфликтов между архиепископом и королем.

Однако не следует заблуждаться и рассматривать эти так называемые церковные баталии как некие войны на уничтожение. Каждая из сторон признавала право другой стороны на существование и стремилась лишь оттеснить партнера на второй план. Обе они могли в этом контексте опереться на заграничные идеи. На датских епископов и высокопоставленных иерархов церкви сильное впечатление оказало разработанное юристами папского престола учение о папе как о наместнике Бога на земле, которое основывалось на принятии папой на себя королевского достоинства Христа и на восстановлении тем самым прямой власти Бога над людьми. А затем папа наделил частью своей власти светских князей, оставаясь, однако, в принципе их главой. Держава архиепископа в большей степени, чем держава короля, имела свое четко определенное место в надгосударственном едином целом. Никто не оспаривал того, что все подданные короля были одновременно и подданными папской империи. Еще в XIV в. датские епископы извлекали выгоду из этого положения; позднее дело приняло другой оборот.

Главным предметом противостояния стал вопрос о юрисдикции, праве вершить суд в различных сферах жизни общества. Обе стороны стремились при этом к экспансии, в чем наилучшим образом преуспевала церковь; люди охотно обращались в церковные суды, поскольку судопроизводство по каноническим правилам предусматривало, в частности, фактическую оценку приводимых доказательств. Дела о выплате долгов особенно часто выносились на рассмотрение церковных судов, которые были в состоянии предоставить кредиторам наилучшее содействие во взыскании денег с нерадивых должников. Церковь могла утверждать, что долговые отношения входили в сферу ее компетенции, потому что обязательство выплаты долга иногда подкреплялось клятвой, а нарушение клятвы являлось святотатством. Как королевские суды, так и традиционные херредстинги (судебные окружные собрания в херредах), должно быть, ощущали в XIII в. конкуренцию со стороны развивавшейся церковной системы судопроизводства.

Весьма основательной была внутренняя организация церкви, солидную основу которой создавало получение доходов. Это не ускользнуло от внимания королей, и с их стороны предпринимались попытки присвоить текущие доходы церкви. Предпочтительными выступали два способа – конфискация церковных имений и конфискация десятины. Последняя практиковалась с согласия церкви или без оного в конце правления Эрика Менведа, вплоть до 1319 г. Это происходило настолько регулярно, что в манифест (хондфестнинг, здесь и далее хондфестнинг, håndfæstning, представляет собой письменную хартию или манифест, в котором каждый вновь вступивший на престол монарх дает определенные обязательства, фактически ограничивающие его суверенитет, – прим. ред.), вырванный церковью в 1320 г. у нового короля Кристофера II, было внесено добавление, гласившее, что впредь десятина может передаваться королю только в обмен на гарантии, подлежащие одобрению представителями церкви.

Экономическое благополучие церкви давало епископам возможность окружать себя многочисленным штатом, включая вооруженных людей. Кроме того, архиепископ Лундский и епископ Роскилльский имели собственные крепости; это может объяснить, почему ютландские епископы в ходе всех трех церковных баталий проявляли существенно меньшую склонность к конфликтам, чем архиепископы. Все три тогдашних архиепископа: Якоб Эрландсен, Йене Гранд и Эсгер Юль – вынуждены были покинуть Данию и проживать за ее пределами по нескольку лет (первым двум из них пришлось это сделать после того, как они, соответственно в 1259 и 1290 гг., были подвергнуты королем тюремному заключению).

Церковные баталии можно проследить в мельчайших подробностях, так как ход их являлся предметом разбирательства в папском суде, акты которого сохранились. Они не привели, однако, к какому-либо однозначному осуждению датских королей и, следовательно, нисколько не прояснили отношения между церковью и королем. Церковь все это пережила без особых проблем. Для монархии же церковные баталии имели то серьезное последствие, что архиепископы оказались на стороне врага в момент, когда отношения королевской власти со светской аристократией в те же самые десятилетия стали более чем напряженными.

Внешняя политика как сфера компетенции короля

Короли государства, простиравшегося между Северным и Балтийским морями, все время вынуждены были решать ответственную задачу защиты своих подданных от посягательств врагов, которые вожделенно взирали на этот привлекательный район. Напряженность в отношениях с соседями, жившими как на территории нынешней Германии, так и в Скандинавии, была постоянным явлением в XII-XII столетиях, в особенности в связи с давней традицией, в соответствии с которой короли прибрежных государств облагали пошлинами торговое судоходство на прилегающих морских путях. В XII в. славянские князья из района, лежащего к югу от Балтийского моря, конкурировали с датчанами в борьбе за господство на море; во время датских междоусобных войн венды, как тогда часто называли славян, предпринимали успешные грабительские походы в Данию.

Военная фортуна повернулась лицом к датчанам, когда Вальдемар Великий и Абсалон, используя флот военных кораблей, вторглись в районы к югу от Балтийского моря и подвергли их разграблению. В 1169 г. в ходе одного из этих походов, которые церковь благословила как крестовые, удалось захватить остров Рюген, языческие жители которого были насильственно обращены в христианскую веру и подчинены Роскилльскому епископству.

В последующие десятилетия датчане довольно успешно проводили политику экспансии в отношении Северной Германии. Главными их противниками выступали графы Голштинские; с датской стороны центром силы был Шлезвиг, постоянно представлявшийся как герцогство, которым владел один из младших членов королевской семьи. Так, в 90-х годах XII в. оно предназначалось для младшего брата короля Кнуда VI и наследника престола Вальдемара. Шлезвиг продолжал оставаться наследным леном, и усилия датских королей, направленные на то, чтобы обеспечить себе господство над ним, стали одним из главных пунктов датской внешней политики последующих столетий. Одновременно со своим вступлением на трон в 1202 г. Вальдемар, теперь именовавшийся Вальдемаром II (Победителем), одержал крупную военную победу над голштинцами. На рубеже XII и XIII столетий. Дания была явно сильнейшей военной державой в западной части Балтийского моря и получала мзду за покровительство от многих князьков и от города Любека.

В 1219 г. датский король и архиепископ захватили языческую Эстляндию, лежавшую на восточном побережье Балтийского моря. Это завоевание оказывало влияние на ход событий в последующие 150 лет, поскольку желание сохранить власть в этой отдаленной стране меняло стратегию датских королей. Напротив, датскому господству над Гольштейном и его соседями пришел конец, когда в 20-х годах XIII в. противники короля (граф Генрих Шверинский, – прим. ред.) сначала похитили Вальдемара и его сына на острове Люэ, а затем, получив от Дании выкуп, нанесли освобожденному королю военное поражение при Борнхёведе в Гольштейне.

Дания никогда не теряла интереса к Норвегии; а норвежский король, со своей стороны, около 1300 г. вступил в союз с группой взбунтовавшихся датских магнатов, в распоряжении которых находилась крепость на острове Йельм к востоку от Дьюрсланна и крепость Варберг в Халланде. Он был заинтересован в том, чтобы лишить датского короля контроля над судоходством через Каттегат. Группу бунтовщиков по приговору суда признали виновной в убийстве короля Эрика Глиппинга в 1286 г. в местечке Финнеруп близ Виборга. Вполне возможно – хотя на этот счет имеются лишь скудные сведения в источниках, – что убийство было связано с противоречиями интересов, связанных с контролем над судоходством.

В целом на взаимоотношения между странами в районе Балтийского моря в XIII в. накладывали свой отпечаток значительные демографические и экономические изменения, происходившие в этот период. Фактором решающего значения стал мощный натиск германских народов в восточном направлении. Значительно возросшая численность населения и рост урожая зерновых в районе к югу от Балтийского моря создали основу для появления большого числа новых городов. Развивавшаяся балтийская торговля и тот факт, что преобладающую роль в ней после 1200 г. играли немецкие города, оказывали определяющее влияние на политику как малых, так и крупных прибрежных государств на протяжении ряда столетий.

Северная Германия в течение XIII в. раскололась на маленькие княжества, большинство из которых по размерам далеко уступало датскому королевству. Они пользовались реальным суверенитетом, потому что германские императоры больше не в состоянии были удерживать власть в этом районе. Данное обстоятельство повлияло на внешнюю политику датских королей в двух отношениях. Во-первых, от своих северогерманских соседей датские короли узнали о постулате феодального права, согласно которому младшие сыновья князей имели право наследования частей отцовского княжества. Во-вторых, датские короли получили подтверждение своему старому опыту, из которого следовало, что наилучшим источником доходов в данном районе было обложение пошлинами морской торговли. Внешняя политика датских королей следовала тогда по двум главным линиям: с одной стороны, династическая линия, нацеленная на обеспечение безопасности господствующей княжеской ветви от наследственных притязаний алчных родственников; с другой стороны, торгово-политическая линия, преследовавшая цель установления господства над торговлей наиболее прибыльных городов.

Королевская внутренняя политика – до драмы в Финнерупе

Внутренняя политика после 1241 г. формировалась под влиянием все возраставшего сопротивления королю со стороны недовольных магнатов. В числе самых могущественных из них были члены королевского рода. В 1232 г. Вальдемар Победитель передал в соответствии с феодальным правом ряд пограничных провинций: Южную Ютландию, Лолланн, Блекинге и Халланд – своим младшим сыновьям в качестве герцогств и графств. По замыслу короля они должны были охранять границы государства, однако вместо этого названные княжеские лены стали опорными пунктами для борьбы за власть, которую герцоги и графы повели против короля. Это в особенности касалось Южной Ютландии, где обосновавшиеся там представители рода герцога Абеля на протяжении многих поколений выступали в качестве закоренелых противников датского короля.

Для короля было важно постоянно обеспечивать военное превосходство над подобными противниками. Монархия стала все больше пользоваться таким необходимым, но дорогим оружием, как рыцарское войско и крепости. После смерти Вальдемара Победителя в 1241 г. его преемники в течение 90 лет боролись за установление равновесия между расходами королевской власти и ее основанными на традиции доходами. При Эрике Менведе (1286-1319) королевская власть начала бороться с нехваткой финансовых средств путем передачи части входящих в государство ленов в залог на ограниченный период.

Эта рискованная политика привела в 20-х годах XIV в. к вызванному долгами распаду государства на ленные владения, отданные в залог. В период с 1241 по 1330 г. происходило постепенное крушение королевской власти под гнетом растущих трудностей, вызванных антагонизмом с церковью, с владельцами новых княжеских ленов, с князьями других стран и с землевладельцами собственной страны.

Политические возможности, которые аристократия могла использовать в своем противостоянии королю, были связаны прежде всего с постоянно возникавшей проблемой престолонаследия, процедурой занятия освободившегося трона. Вальдемары нашли собственное решение проблемы, состоявшей в том, что трон хотя и переходил по наследству в рамках королевского рода, но не обязательно от отца к сыну. Решение заключалось в том, что они провозглашали старшего сына короля престолонаследником и соправителем уже при жизни отца. После смерти Вальдемара Победителя короли пытались на протяжении столетия продолжать такую практику, но с переменным успехом. Это было связано с тем, что смерть короля в ряде случаев наступала внезапно.

Сын Вальдемара Победителя – Вальдемар Младший был провозглашен преемником и соправителем короля, однако умер в результате несчастного случая от случайного выстрела, когда отец был еще жив. Тогда преемником провозгласили следующего по старшинству сына, который и вступил на трон после смерти Вальдемара Победителя. Он значится в списке датских королей как Эрик IV Плугпеннинг (свое прозвище, переводимое как "плужный грош", Эрик заслужил после попытки ввести ненавистный народу налог с плуга, – прим. пер.) (1241-1250). Эрик умер, не оставив после себя сыновей, и, видимо, был убит по наущению брата, герцога Абеля. Задуманный Абелем переворот удался, он был избран королем, однако уже в 1252 г. погиб при попытке подчинить себе фризов в Западном Шлезвиге. В этот момент сын Абеля, хотя и провозглашенный престолонаследником, находился в Германии, где архиепископ Кёльнский сделал его своим пленником с целью получить выкуп от отца. Тем временем еще один сын Вальдемара Победителя, Кристофер, использовал свой шанс и добился провозглашения себя королем. Его правление закончилось, когда он внезапно заболел и умер в 1259 г.; если верить свидетельствам его вдовы-королевы и ее ближайших советников, он был отравлен за ужином сторонниками архиепископа Якоба Эрландсена.

Эти нарушения передачи трона по наследству от отца к сыну, возникавшие в результате убийства правящего короля, должны были служить правящей ветви королевской семьи серьезным напоминанием о необходимости всегда быть в хороших отношениях с ведущими магнатами, чтобы те поддержали выбор и провозглашение наследника трона. Кристоферу I (1252-1259) тоже удалось провозгласить своего сына, Эрика Глиппинга (1259-1286), наследником престола. Однако Эрик Глиппинг после насыщенного конфликтами правления, был убит в Финнерупе в ноябре 1286 г. Имена злодеев остались неизвестны, но незадолго до убийства произошло политическое столкновение между правительством короля и группой аристократов, объединившихся вокруг крупного помещика Стига Андерсена. На заседании данехофа в 1276 г. он выступил против провозглашения двухлетнего сына короля наследником престола.

В 1276 г. Андерсен фактически потерпел поражение; однако отношения между магнатами-оппозиционерами и правительством короля-ребенка, по всей видимости, изменились в начале 80-х годов XIII в. В 1282 г. король был вынужден издать манифест (этот первый в истории Дании хондфестнинг сравнивают с английской Великой хартией вольностей. Король обязался править в соответствии с законами отдельных провинций и не ущемлять интересов дворян. Так аристократия защищала и укрепляла свои привилегии, – прим. пер.)

*, в котором дал согласие на ежегодный созыв данехофа и обещал прекратить вмешательство королевской власти в систему судопроизводства. К тому же несколько членов королевского дома, а среди них были породнившиеся через брак со скандинавскими и немецкими княжескими домами, выдвинули претензии на наследство, которое они хотели получить в виде коронного поместья. Известный своим сутяжничеством герцог Вальдемар Шлезвигский первым добился такого решения в 1284 г., в то время как окончательное соглашение с норвежским королем по поводу запутанных требований нескольких принцесс датского происхождения было отложено до лучших времен. К моменту внезапной смерти короля в 1286 г. этот вопрос фактически зашел в тупик.

Исследователями предпринимались попытки установить, кто и какие точки зрения отстаивал в окружении короля. Сделать это, однако, оказалось нелегко. Пришлось отказаться от попыток трактовать события 80-х годов XIII в. как борьбу между политическими партиями в современном смысле, хотя подобные подходы и сыграли большую роль, с тех пор как видный датский историк Эрик Аруп первым предложил в 1925 г. такую трактовку. Можно, однако, считать доказанным, что Стиг Андерсен после издания манифеста в 1282 г. вошел в число королевских советников.

После Финнерупа. Четыре убитых короля и выпавший из кареты принц

Убийство короля в Финнерупе круто изменило положение Стига Андерсена. На Троицу 1287 г. девять вельмож, в числе которых были Якоб, граф Северо-Халландский, и Стиг Андерсен, на заседании данехофа в Нюборге были признаны виновными в убийстве и изгнаны из страны. Источники дают такую скудную информацию на этот счет, что окончательных доказательств виновности, видимо, никогда не удастся отыскать. Имеется, однако, большое число косвенных улик против обвиняемых. Были ли они виновны в убийстве короля или нет, но вели обвиняемые себя так, словно совершили это убийство.

Так, по всей видимости, еще до вынесения приговора указанные девять человек нанесли визит норвежскому королю. Минули столетия, и летом 1999 г. были предприняты археологические раскопки на острове Йельм. Судя по заявлению их руководителя прессе, раскопки подтвердили, что укрепления на острове были сооружены в период около 1290 га. Речь идет о поспешно сооруженных укреплениях из земли и дерева, которые, похоже, тут же стали использоваться, кроме всего прочего, фальшивомонетчиками для своего промысла. Эти укрепления, по всей видимости, были сожжены по прошествии двух десятилетий. Есть все основания считать результаты археологических изысканий дополнительным подтверждением того, что Стиг Андерсен и другие изгнанники перешли на сторону норвежского короля, чтобы установить контроль над судоходством через Каттегат. Противоположная сторона, несомненно, рассматривала такой образ жизни как чистое пиратство.

В отличие от своих ближайших предшественников король Эрик Менвед (1286-1319) умер естественной смертью, не оставив, однако, после себя потомков мужского пола. В более поздних преданиях утверждалось, что у короля было несколько сыновей, которые умерли в детском возрасте, причем самый младший из них – потому, что королева Ингеборг, дочь шведского короля, выронила младенца из кареты.

Таким прихотям судьбы не могла противостоять никакая политическая стратегия. Эрику Менведу пришлось примириться с тем, что ближайшим наследником трона в последние годы правления был брат, герцог Кристофер, его заклятый враг, который в течение многих лет вел против Эрика войну ив 1313 г. поддержал крупное восстание ютландских помещиков и крестьян против короля.

Все это должно было послужить напоминанием амбициозным представителям датского королевского рода о непредсказуемости мира сего, и в особенности о той реальности, что убийство наиболее частая причина смерти в профессии под названием "датский король". Недовольство подданных, однако, можно было предотвратить с помощью политических средств. Соперничая с потомком короля Абеля, герцогом Эриком Шлезвигским, герцог Кристофер предпочел в 1320 г. заплатить высокую цену за провозглашение себя новым королем.

Для Кристофера II вступление на трон было удачным, хотя бы потому, что и он избежал участи быть убитым. По сей день убийству в Финнерупе суждено стать последним убийством главы датского государства. Почти во всем остальном нахождение у власти принесло Кристоферу разочарование. Ценой, которую ему пришлось заплатить за избрание, был подписанный тогда же манифест, в котором новый король по всем спорным пунктам тогдашней политики пошел навстречу аристократии.

Так, магнаты добились того, что королевская система судопроизводства была поставлена под их контроль путем введения определенной последовательности инстанций, которой обязан подчиняться и королевский суд. В то время как высшей инстанцией должен был стать данехоф, королевскому суду отводилась роль второй по рангу инстанции. Кроме того, король гарантировал, что в своей практике судопроизводства он будет уважать все еще сохранившиеся различия в законах трех составных частей страны (то есть Ютландии, островов и Сконе, – прим. пер.). Что касается обязанностей помещиков в случае военных действий, то в манифест была внесена существенная оговорка: никто более не обязывался участвовать в военных действиях за пределами государства. Наконец, финансы королевской власти были существенно ослаблены специальным запретом на множество пошлин, введенных в период правления Эрика Менведа.

Кроме того, предусматривалось, что несколько крепостей, сооруженных по распоряжению Эрика Менведа на Ютландии с целью контроля над населением после большого восстания 1313 г., будут срыты. В отношении управления страной говорилось, что король не должен издавать новые законы без их одобрения на государственном собрании, которое теперь снова должно было созываться каждый год в Нюборге.

Королевская власть, прерогативы которой были определены подобным образом, стала бы существенно более скромным фактором в жизни общества, чем та почти самодержавная власть, которой обладал Эрик Менвед в последние годы своего правления и которую он унаследовал у Вальдемаров. Но даже и в таких рамках она едва ли была способна функционировать, потому что кандидат на трон Кристофер в одном из параграфов дал обещание, что он "выплатит весь заведомый и подтверждаемый приемлемыми доказательствами долг, который ныне покойный король имел перед жителями государства; а тот залог, который сделан в обеспечение долга, будет сохраняться до полной его выплаты, за исключением тех крепостей, которые должны быть срыты".

Монархия, установленная при коронации Кристофера II на ландстинге в Виборге в 1320 г., видимо, с самого начала заключала в себе зародыш своего крушения. К тому же тот человек, на долю которого выпало управлять государством, стоящим на грани банкротства, вскоре проявил себя как, мягко говоря, неподходящий для такой роли. Как и его брат, Кристофер пытался проводить активную внешнюю политику в Северной Германии и потребовал установить дополнительные налоги для финансирования этого предприятия. Часть аристократии после этого раскаялась в своей поддержке Кристофера и вместо этого встала на сторону потомков короля Абеля, составлявших герцогский род в Шлезвиге. Они заключили союз с одним из крупных кредиторов короля, голштинским графом Герхардом Рендсборгским, который после смерти герцога Эрика в 1325 г. являлся опекуном его десятилетнего сына Вальдемара.

В 1326 г. они провозгласили Кристофера смещенным с трона, а ребенка-герцога – избранным вместо него на королевский трон. В качестве жеста доброй воли по отношению к датской аристократии малолетний король издал манифест, который представлял собой повторение манифеста его предшественника от 1320 г., но с многочисленными детальными поправками в сторону ужесточения. Одновременно граф Герхард, видимо (удовлетворительных данных об источнике этих сведений не сохранилось), воспользовался случаем, чтобы в собственных интересах добавить формулировку, согласно которой "герцогство Южная Ютландия не может быть объединено и слито с Данией как государством и короной, так чтобы над ними был единый правитель". Это положение едва ли имело большое значение в 1326 г., однако позже оно под названием Constitutio Valdemariana ("Установление Вальдемара") было вовлечено в политическую игру вокруг Южной Ютландии.

Теперь граф Герхард должен был править от имени своего опекаемого, однако ему не удалось справиться со своими голштинскими сокредиторами. После вооруженного восстания мелкопоместных дворян в Ютландии граф в 1330 г. договорился с Кристофером II о сложном компромиссе, который предусматривал лишение малолетнего короля трона и повторное воцарение Кристофера. Последний устроил себе после этого резиденцию в Сканнерборге, однако в 1331 г. он потерпел окончательное поражение в битве при Даневирке после безуспешной попытки повести войско против графа Герхарда. Кристофер после этого обосновался в Сакскёбинге на острове Лолланн. Здесь он умер в 1332 г. естественной смертью. Состояние упадка, до которого довел королевство своим правлением Кристофер, проявилось в том, как повернулись дела после смерти короля, а именно: ничего не произошло. Никто из аристократов не счел нужным позаботиться об избрании нового короля после Кристофера.

Его сын обрел королевский титул спустя восемь лет. Но заслуги отца в этом не было.

Кризис аристократии. Необходимость деперсонализации власти

Развитие королевской власти характеризовалось в XIII в. потерей сугубо личного ее характера и превращением в сущности в государственную власть. Особенно это ощутила на себе третья сила в управлении страной – аристократия, которая хотя и содействовала росту и имела там свою долю, но лишь в такой форме, которая подталкивала к подчинению властям и взаимодействию с ними. Класс аристократии (магнатов) мог во времена Вальдемаров функционировать совместно с двуглавым государством, а не против него.

В XIII в. происходило превращение аристократии из элиты родового общества в феодальный дворянский класс в том понимании, что на смену скандинавской системе защиты, когда потребность в ней индивидуума обеспечивалась родом, к которому он принадлежал, пришел такой порядок, при котором помещик предоставлял крестьянину в деревне защиту, необходимую тому, как хлеб насущный.

В одном из положений общегосударственного закона, принятия которого добился Эрик Менвед на данехофе в 1304 г., под угрозой суровых наказаний было запрещено кому-либо брать под защиту своих родственников, за исключением случаев болезни. В старой системе дело обстояло таким образом, что убийство родственника или причинение ему иного ущерба могло стать для его покровителей источником дохода, который мог быть реализован, если удавалось заставить обидчика или его род выплатить возмещение. В той системе, которая была провозглашена в предисловии к "Ютландскому праву" в 1241 г., предусматривалось, что в будущем штрафы будут выплачиваться главным образом королю. Однако на практике дело обстояло иначе: административные акты периода 1241-1304 гг. со всей очевидностью свидетельствуют, что короли передавали право на взимание штрафов крупным землевладельцам, у которых работали лица, совершившие преступление. Так место прежних родов заняли светские и церковные владельцы поместий, а не королевская власть.

Во внутренних делах короли стремились к централизации управления; это проявлялось, в частности, в игнорировании ими различий между сконским, зеландским и ютландским правом при рассмотрении дел на заседаниях королевского суда. Для противников королевской власти, напротив, делом принципа стал партикуляризм отдельных частей страны. Это явствует из той программы правления, которую аристократы на выборах короля в 1320 и 1326 гг. заставили принимать новоизбранного монарха.

В 1332 г. умер король Кристофер II, который к тому времени, по-видимому, оставался королем только у себя дома в Сакскёбинге, после того как он раздал свое государство, лен за леном, в залог кредиторам, прежде всего мелким северогерманским князьям. Датские аристократы давно уже держали королевскую власть на голодном пайке, отказывая ей в праве вводить новые налоги, однако в выигрыше оказались в первую очередь их немецкие собратья по сословию. Никто не счел в 1332 г. необходимым избрать нового короля. В том же 1332 г. Сконе была включена в состав шведского королевства при поддержке со стороны архиепископа Карла и сконской знати.

Недоброжелательство аристократов, если оно было достаточно сильным, могло привести королевскую власть на край экономической пропасти и даже столкнуть ее туда, как это произошло в 20-х годах XIV столетия. Государственное единство оказалось в этой ситуации до такой степени зыбким, что стало возможным без особых усилий поделить королевство на его три первоначальные составные части: Ютландию, острова и Сконе. За восемь лет, проведенных без короля, аристократы поняли, что дело принимает серьезный оборот, когда стало происходить дальнейшее дробление этих земель на замковые лены, принадлежащие своенравным ленсманам.

Тогда стало очевидным, что королевство германского типа превратилось в европейское средневековое государство. В таких государствах все время происходили характерные колебания между периодами силы и слабости князей и знати соответственно. Однако обойтись без некоторых функций государства, выступающего в качестве гаранта безопасности своих граждан, было нельзя. Местные вожди родов уже больше не могли, как это было еще в XII в., вершить правосудие в своих родных краях, если власти оказывались слабы. Эгоизм держателей заложенных земель вызвал в Дании, пожалуй, еще больший хаос, чем действия Кристофера П.

Некоторые вельможи осознали тогда, что, хотя им и трудно было ужиться с Кристофером II, еще хуже жить без короля. Когда не было короля, не существовало и совета при нем, и никто не мог созвать данехоф. Мы можем прочитать в одном документе, датированном 1339 г., что "Магнус, король земли Сконе", сам "заседал в королевском суде" перед своим замком Хельсингборг. Пусть королевская власть и превратилась в учреждение, но все же это было учреждение от имени короля.

В Ютландии и на острове Зеландия, однако, не могли назвать имя нового короля; это было бы непрактичным, в частности, для тех людей, которые, подобно голштинским держателям закладов, рассчитывали на возврат денег, данных взаймы датской короне.

Дополнительно повороту в развитии событий способствовал такой новый фактор власти, как торговые города. Когда король Кристофер II умер, завершив свое шаткое правление, в одном из главных немецких городов – Любеке считали, что нет нужды иметь одного и того же короля по обе стороны пролива Эресунн. В конце 30-х годов XIV в. руководство города передумало и решило, что все же было бы полезным иметь одного общего датского короля, который контролировал бы крупнейший актив Дании – сконские ярмарки. Поэтому купцы в Любеке оказали в 1340 г. поддержку выдвижению кандидата на трон.

И все-таки было сомнительно, что датская держава будет когда-либо снова собрана воедино под властью короля в тех границах, которые она имела со времени, когда Магнус Добрый упал с коня. То, что присоединение земли Сконе к Швеции было аннулировано и отложено на 300 лет, отнюдь не являлось чем-то само собой разумеющимся, а объяснялось своеобразием личности вступающего на престол короля.

Демографический кризис

Помимо Любека избранию нового короля на датский престол оказали поддержку некоторые голштинские держатели заложенных датских ленов, предпочитавшие вернуть отданные под залог деньги, а также епископ из города Орхуса.

Политические перспективы того, что молодому человеку удастся возродить датское королевство в Европе, где княжества появлялись и исчезали, представлялись совсем нерадужными. К тому же основой всей деятельности церкви и королевской власти на протяжении 300 лет был продолжительный рост сельскохозяйственного производства. С середины XIV столетия и в этом отношении условия изменились.

То, каким будет правление в средневековом государстве на выходе из Балтийского моря, в дальнейшем должно было зависеть от способности его сельского сообщества поддерживать сельскохозяйственное производство, а в краткосрочной перспективе, в 1340 г., – от политических способностей юнкера Вальдемара Кристоферсена.