Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава 4. Вальдемар Аттердаг, Маргрете и Эрик Померанский (1340-1439)  

Источник: ИСТОРИЯ ДАНИИ


 

Беспокойный и хаотичный период, начавшийся в 1320 г., завершился полным политическим крахом. Когда в 1332 г. умер Кристофер, вся страна была отдана в заклад голштинским графам Герхарду (по-датски Герт) и Иоганну, а в период с 1332 по 1340 г. в Дании не было короля. Поскольку государство строилось вокруг королевской власти, это означало, что государство прекратило свое существование или, во всяком случае, перестало функционировать. Учреждения, которые были связаны с королем, – совет и данехоф, да и само дворянство, как привилегированное служилое сословие, исчезли. Лишь церковная организация с архиепископом и епископами продолжала функционировать.

Политические события 1332-1375 гг.

Уже в 1332 г. жители Сконе оценили последствия развала государства и обратились к королю Швеции и Норвегии Магнусу, который выплатил залоговую сумму за Сконе графу Иоганну Голштинскому и его людям. Магнус был признан королем Сконе, а архиепископ и дворянство пошли к нему на службу. Совершенно иначе обстояло дело в остальных частях Дании. Господство голштинских графов распространялось на военную и финансовую сферы. Герт всегда называл себя только графом Гольштейна, в то время как Иоганн в некоторых случаях – когда он находился на Зеландии – добавлял к своему графскому титулу и титул главы Зеландии. Различные районы, такие, как Лангеланн, Мён, Северная Зеландия и Самсё, принадлежали менее крупным держателям закладов. Упомянутым графам пришлось посадить субдержателей во многие из находившихся у них в закладе королевские замки. В период господства голштинских графов продолжали функционировать ландстинги, херредстинги и церковная организация, однако характерно, что епископы и помещики, за малым исключением, не поступали на службу к графам. Последние лишь частично обеспечивали спокойствие и порядок, и им или назначенным ими комендантам замков и субдержателям закладов доставались все королевские доходы.

В 1334 г. граф Герт пресек попытку юнкера Отто, старшего сына Кристофера II, стать датским королем, однако около 1338 г. ему, по всей видимости, стало ясно, что существующее положение не могло сохраняться бесконечно долго. В Северной Германии стал проявлять себя Вальдемар, младший брат юнкера Отто; с ним заодно были епископ Орхуса и некоторые датские дворяне. Вальдемар вступил в переговоры со своим шурином маркграфом Бранденбургским и – в качестве векселя на будущее – предоставил привилегии двум ганзейским городам. Год спустя граф Герт поссорился с южноютландским герцогом Вальдемаром и ютландскими помещиками. Складывавшаяся ситуация все-таки заставила его начать переговоры с герцогом с целью выбраться из беспокойной Северной Ютландии, однако в ночь на 1 апреля 1340 г. в результате дерзкой вылазки ютландскому дворянину Нильсу Эббесену и его людям удалось убить графа Герта в Раннерсе.

Сыновьям графа пришлось теперь вести переговоры сначала в Шпандау (земля Бранденбург), а затем в Любеке с претендентом на трон Вальдемаром и признать его в качестве короля в Ютландии и на Зеландии. Соглашение обеспечивало королю необходимые средства для выкупа заложенной земли, поскольку он в качестве начального капитала получил самую северную часть Ютландии и право на все дополнительные налоги, взимавшиеся с Ютландии и Зеландии. В качестве процентов по долгам короны держателям закладов теперь пришлось довольствоваться обычными королевскими доходами, то есть податями, взимавшимися с крестьян-собственников и крестьян-фестеров (арендаторов) на королевских землях, а также с городов. Приход Вальдемара к власти в качестве датского короля следует характеризовать как нечто необычное, поскольку это стало результатом исключительно межкняжеского соглашения. Правда, позднее Вальдемар был официально провозглашен королем на ландстинге в Виборге.

Сороковые годы XIV в. показали, что Дания была достаточно богата, для того чтобы король Вальдемар смог расплатиться с частью держателей закладов и даже вести войну на Зеландии против строптивых держателей или субдержателей. Вдобавок удалось отнять у графа Иоганна Лолланн, а у сыновей графа Герта – больше половины Фюна: районы, которые они рассчитывали сохранить за собой. В основе успеха лежала способность и готовность населения платить необходимые налоги. Однако после объединения преобладающей части государства и эпидемии чумы (которую называли "Черной смертью") в 1350 г. желание платить дополнительные налоги быстро исчезло. Сотрудничество между королем и ютландским дворянством было поколеблено; на смену ему в 1351-1353 гг. пришел союз, заключенный между сыновьями графа Герта и ведущими ютландскими дворянами, иные из которых принадлежали к узкому кругу советников короля.

Эта политическая ситуация повторилась в 1357 и 1368 гг. Если отвлечься от роли голштинцев в этих делах, то едва ли можно сомневаться, что в обоих случаях мятеж ютландцев в значительной степени был спровоцирован аппетитами короля в отношении дворянских имений.

Естественно, важной целью политики Вальдемара было также возвращение под свою власть Сконе. В 1343 г. ему пришлось недвусмысленно заявить королю Магнусу об отказе от всех притязаний на эту землю, однако в 1360 г. политическая ситуация в Швеции напоминала датскую 40 лет назад. Вальдемар действовал быстро и бесцеремонно. Он достиг компромисса с ютландцами и голштинцами, и провинция Сконе была завоевана, причем шведы не получили ни гроша из залоговой суммы. Годом позже датский король завоевал номинально шведский, а фактически полусамостоятельный остров Готланд с ганзейским городом Висбю.

Эта агрессия и крутые действия Вальдемара по использованию королевских прав в отношении сконских ярмарок заставили 11 ганзейских городов предпринять с помощью своего флота нападение (хотя и неудачное) на датчан в проливе Эресунн. Для ганзейских городов во главе с Любеком эти ярмарки, особенно в XIV в., имели жизненно важное значение. В то время как государственный совет занимался налаживанием мирных переговоров, король отправился в Авиньон, где заполучил согласие папы римского на установление большего контроля над датской церковью.

Провокационная политика короля, выразившаяся в том, что он уже в 1362 г. именовал себя королем не только датчан и вендов, но также и готов, привела, однако, к тому, что постепенно сформировалась мощная коалиция его врагов. Она включала в себя прежде всего огромный Ганзейский союз городов на пространстве от Руси до Кёльна и Нидерландов, герцога Мекленбургского и его сына Альбрехта (который в 1363 г. стал шведским королем после нанесенного Магнусу Вальдемаром поражения), а также голштинцев, южноютландского герцога и цвет ютландского дворянства. Повсюду в Дании высились прочные королевские крепости под командой лояльных комендантов, однако ганзейцы захватили королевские замки на побережье Эресунна, и когда в 1370 г. с ними был заключен Штральзундский мир, они получили на 15 лет господство над западной частью провинции Сконе, а тем самым и вожделенный контроль над сконскими ярмарками.

Остальные противники Вальдемара, оставшись в одиночестве, оказались не в силах продолжать войну и вынуждены были заключить мир, не добившись существенных уступок. Дворянство же Ютландии понесло серьезный урон от конфискаций собственности.

Монархия Вальдемара

Монархия Вальдемара Аттердага уцелела в схватке с большой коалицией, хотя и вышла из этой схватки ослабленной. Причина заключалась в финансовой, административной, военной и политической силе страны, которая почти по всем показателям превосходила ее прежнее состояние. Финансовая и политическая мощь в 40-х годах XIV в. предопределялась, как уже сказано, общими политическими целями, заключавшимися в освобождении от чужеземцев. Нам не так уж много известно о том, как функционировали финансы в дальнейшем, однако дополнительные налоги были уменьшены. Деньги, пошедшие на выкуп отданной в заклад земли, в основном уже были выплачены, однако военные расходы по-прежнему отягощали казну, хотя и делались всякого рода попытки исправить положение дел. Удалось создать чрезвычайно мощную систему обороны, которая состояла из густой сети крепостей, размещенных Вальдемаром почти по всей стране, а также включала обеспечение всем населением кораблей припасами, рабочей силой и экипажами. Гарнизоны крепостей составлялись из оплачиваемого персонала, а вокруг зеландских замков король скупал имения, чтобы обеспечить их провизией. Многочисленные случаи скупки или конфискации им дворянских поместий в Ютландии преследовали прежде всего политическую цель – подрезать крылья ютландскому дворянству, однако бремя принудительных работ и военных расходов ложилось в первую очередь на жителей Зеландии.

Решающее значение имело то, что королевской власти удалось создать самодостаточную военную и административную систему, ядро которой составляли дворцы с их управителями, – систему, которая смогла выстоять в течение всего средневековья.

Для политики Вальдемара характерно то, что управители замков на острове Зеландия, являвшемся ключевым районом его власти, в 50-х годах XIV столетия в большинстве своем были весьма неродовитыми дворянами, иногда даже и не дворянами вообще, а позднее также и выходцами из немецкого дворянства. Их лояльность была безупречной. Верховный судья Зеландии как части королевства назначался королем, а королевский суд представлял собой важный инструмент устрашения ютландцев. На данехофах 1354 и 1360 гг., после первых двух ютландских мятежей, Вальдемар делал упор на то, что Дания является правовым государством, однако в 1368 г. ютландское дворянство еще раз показало, что оно не согласно с представлением короля о праве.

Тем не менее одна из главных черт правления Вальдемара состояла в том, что ему удалось создать в широком масштабе эффективное взаимодействие между монархом и аристократией. Церковь сотрудничала с королем, и избрание епископов во всех случаях происходило с его согласия или де-факто производилось им самим. Несмотря на дворянскую фронду в Ютландии, преобладающая часть дворянства следовала за королем. Важным делом было превращение королевского совета в государственный, который, в частности, включал всех наиболее видных управителей замков. Во время большого путешествия Вальдемара в Авиньон в 1364 г. совет успешно провел переговоры с ганзейцами о заключении мира. В 1368-1372 гг. он мог позволить себе находиться за пределами страны, надеясь, видимо, за спиной своих врагов в Северной Германии заключить союзы, в то время как главный управитель государства Хеннинг Подебуск и государственный совет вели войну и заключали мир с ганзейцами.

Маргрете и Кальмарская уния (1375-1412)

Когда в 1375 г. Вальдемар умер, возникла проблема, заключавшаяся в том, что король не оставил после себя сыновей. Его старшая дочь Ингеборг была выдана замуж за представителя мекленбургской герцогской династии; она умерла приблизительно в 1370 г., оставив после себя сына. Младшая дочь Вальдемара Маргрете была замужем за норвежским королем Хоконом (сын короля Швеции Магнуса); у них был сын Олаф. Столь трудное в политическом отношении дело, как избрание короля, было решено следующим образом: наиболее видные члены государственного совета из датчан, а также те члены государственного совета из немцев, которые были женаты на датчанках, немедленно связались с Маргрете. После этого ее малолетний сын был избран королем и, вместе с Маргрете, поставил свое имя под манифестом. Избрание короля не осталось чисто датским внутренним делом. Правда, ганзейцы молчаливо согласились с избранием Олафа, однако мекленбуржцы, конечно, с этим не согласились, а за ними последовали и некоторые из немецких управителей замков, назначенные в свое время Вальдемаром. Им пришлось вследствие этого покинуть страну. Правительству удалось достичь modus vuvendi с ютландцами, отказавшись от некоторых приобретений земельной собственности, сделанных Вальдемаром.

В отличие от положения, сложившегося в Дании и Швеции, в Норвегии королевский титул переходил по наследству, так что после смерти Хокона Олаф унаследовал норвежский трон. В результате возникла датско-норвежская государственная общность (уния), которой суждено было просуществовать в течение более чем 400 лет.

В Южной Ютландии последний герцог из рода Абеля умер в 1374 г., и голштинцы воспользовались в 1376 г. этой ситуацией, чтобы обеспечить полный контроль над герцогством. Вообще, нужно сказать, что в течение многих лет Маргрете как правительница располагала слабыми позициями по отношению к дворянству и иностранным государствам. Однако, после того как ганзейцы в 1385 г. отказались от притязаний на замки в Сконе, а граф Герхард Голштинский в 1386 г. признал, что Шлезвиг находится в его владении как лен, полученный от датского короля, положение королевы укрепилось. Были начаты переговоры между Маргрете и шведской аристократией, повздорившей с Альбрехтом Мекленбургским, которого сама же аристократия призвала в 1363 г. на престол. Однако в 1387 г. Олаф, "прямой наследник шведского престола", умер в возрасте всего лишь семнадцати лет. Ни отец Олафа, норвежский король Хокон, ни его дед король Магнус (умер в 1374 г.) никогда не забывали о своих претензиях на шведский трон. После смерти Олафа Маргрете действовала незамедлительно. Всего лишь неделю спустя она была избрана опекуном, "полномочной госпожой и хозяйкой" в Дании, а вскоре после этого и в Норвегии. Ее пятилетний внучатый племянник (сын дочери ее сестры) Эрик Померанский был выдвинут кандидатом на роль будущего короля в обеих странах, а в марте 1381 г. был заключен союз между шведскими магнатами и Маргрете. В ходе военной схватки, происшедшей при местечке Осле в провинции Вестеръётланд 24 февраля 1389 г., скандинавские войска (во главе которых, правда, стоял немец) одержали победу над немецкими войсками Альбрехта. Король был взят в плен и находился в тюрьме до 1395 года. В 1396 г. Эрик Померанский был провозглашен королем в Дании и Швеции, в то время как норвежцы давно уже провозгласили и короновали его. На съезде, состоявшемся в июле 1397 г. в Кальмаре, он был коронован в качестве короля всех трех государств.

В Кальмаре были составлены два документа, так называемые коронационная грамота и грамота об унии. Первая представляет собой красиво оформленную, внушительную грамоту на пергаменте, вторая – неряшливого вида листок бумаги, на котором даже не все из тех, от чьего имени она была оформлена, поставили свои подписи. В коронационной грамоте, которую увенчали 67 подписей (стоявшие без очередности по национальному признаку), подписавшиеся в торжественных выражениях обещают Эрику свою верность и благодарят Маргрете за ее деяния. В то же время в грамоте об унии, составителями которой были всего лишь 17 человек, принадлежавшие к узкому кругу приближенных королевы, были сформулированы некоторые планы относительно будущего этого союза.

Скандинавская уния отчасти явилась результатом династических случайностей. Олаф был последним представителем мужской линии в шведском королевском доме, его мать принадлежала к датскому королевскому дому, а бабушка по отцовской линии – к норвежскому королевскому дому. Мекленбургский княжеский дом, однако же, тоже мог обосновать свои претензии на трон во всех трех государствах. Однако и датская, и норвежская, и шведская аристократия избрала – в разное время – скандинавский вариант. Среди тех, кто "подыграл" скандинавам, следует упомянуть ганзейские города и государство Немецкого (Тевтонского) ордена в Пруссии. Наконец, нелишне отметить, что Маргрете обладала недюжинным политическим талантом.

Монархия королевы Маргрете

Отношения королевы с датским дворянством с течением времени менялись. В 1376 г. ей пришлось пойти на большие уступки; так, были полностью прекращены или аннулированы конфискации земель ютландского дворянства, произведенные Вальдемаром в более или менее замаскированной форме в последние годы его жизни. Однако, за одним-единственным исключением, ютландское дворянство на протяжении многолетнего начального периода не играло никакой роли в государственном правлении. Королева приняла по наследству состоявшее из зеландских дворян ядро государственного совета, действовавшего при Вальдемаре, в котором Хеннинг Подебуск занимал должность дроста.

Со временем Маргрете вновь прибрала к рукам некоторые из последних земельных приобретений отца в Ютландии, однако она не оставила их за собой, а передала их в дар церковным учреждениям, монастырям, соборным капитулам и епископствам. Последнее заслуживает особого внимания, ибо если дары монастырям и соборам служили благим религиозным целям, то пожалование даров епископам определялось тем обстоятельством, что последние играли решающую роль в качестве опоры ее политики. Особенность при передаче земельных владений заключалась в том, что королева приказала срыть существовавшие крепости и укрепления. Как и Вальдемар, она держала под своим контролем важнейшие назначения на церковные должности. Королева добилась избрания своего близкого подручного Педера Йенсена Лодехата на должность епископа в епархиях Векшё, Орхуса и Роскилле. В 1376 г. государственный совет позаботился о назначениях на высшие должности. Однако, когда в 1380 г. умер маршал, в 1383 г. был смещен гэлькер, наместник и управитель земли Сконе (и сконских ярмарок), а в 1387 г. умер дрост Хеннинг Подебуск, Маргрете предпочла оставить упомянутые должности незанятыми и осуществляла правление уже через своего хофмейстера. С точки зрения короны, с этими должностями были связаны слишком большая власть и престиж.

В 1396 г. как в Швеции, так и в Дании были изданы распоряжения, направленные на сокращение имений или редукцию, то есть на восстановление королевских прав на земельную собственность за счет дворянства и других слоев. Во главу угла ставилось обеспечение устойчивости хозяйства земледельца-собственника, что являлось продолжением политики, проводившейся ранее Вальдемаром и Магнусом Эрикссоном (имеются в виду Вальдемар Аттердаг и шведский король Магнус Эрикссон (1319-1363), который издал первый общешведский свод законов, – прим. пер.). Корона хотела помешать в дальнейшем переходу хозяйства крестьян-собственников в руки дворянства и по мере возможностей отнимала у дворян то, чем они ранее завладели. Дело в том, что из-за широкого иммунитета дворянства, выражавшегося в освобождении от уплаты налогов, переход крестьянских хозяйств во владение дворянства лишало корону налогов, взимавшихся с крестьянина-собственника. Затем было издано распоряжение о проведении всеобщего расследования: какие из коронных земель оказались утрачены короной. В Швеции дело дошло до последовательной и широкой по масштабам редукции дворянских земель; в Дании же Маргрете использовала разнообразные методы, ссылаясь часто на права короля Вальдемара, но на острове Зеландия она прибегала также и к регулярной скупке имений.

Указами, изданными в 1396 г., королева недвусмысленно запретила дворянству возводить любые новые укрепления. В течение беспокойного XIV столетия любой, кому это было по силам, мог превратить свое жилище в крепость. Согласно более позднему свидетельству, поместье Нёрлунд в округе Химмерланд было "превращено из поместья в разбойничий притон, и поэтому королева Маргрете распорядилась его снести". Однако в Восточной Ютландии родовитые дворяне располагали поместьями настолько хорошо укрепленными, что некоторые источники обозначают их как крепости. В 1339 г. они создавали проблемы для графа Герта, а в 1359 г. – для Вальдемара. В 1383 г. Маргрете самой пришлось захватывать силой Туресторпсё – крепость смещенного гэлькера земли Сконе. Запрет на создание укреплений отражает новообретенную силу королевской власти.

Государственный совет, который столь эффективно функционировал в трёх случаях, когда в стране не было короля, не получил возможности проявить себя во всем блеске при королеве Маргрете. Но он продолжал существовать, и с течением времени его значение выросло, после того как в 90-х годах XIV в. в него вошли представители ютландской знати. При Маргрете совет в гораздо большей степени, чем раньше, стал представительным органом датской аристократии. О его положении свидетельствует, в частности, документ 1410г., касающийся одного южноютландского замка. В письме констатируется, что в случае смерти Маргрете и Эрика замок поступает в распоряжение государственного совета. Однако о политическом весе Маргрете говорит то, что только после ее смерти дворянство стало выказывать недовольство обращением с ним королевы.

Период правления Маргрете, сопровождавшийся неоднократными эпидемиями чумы, в экономическом отношении был суровым временем, о чем можно судить по большому количеству пришедших в запустение хозяйств. Поэтому свидетельством политического и административного таланта королевы следует считать укрепление финансовой системы королевства. В первое десятилетие многие из доходов короны были отданы в залог, а Ганза подмяла под себя западную часть Сконе, хотя королевская власть и получала часть поступающих оттуда доходов. Однако позднее у Маргрете появились солидные ликвидные средства, что проявилось в выкупе заложенного имущества и скупке имений, а также в том, что она могла позволить себе тратить большие суммы на нужды внешней политики. Одна из главных причин ее успеха заключалась, вероятно, в том, что военные расходы были ограниченными; другая – в том, что существовал действенный контроль над фогтами. По мере того как королева прибирала к рукам все больше дворянских имений, ее доходы росли. И хотя земельная собственность короны не стала слишком крупной, ее размеры, благодаря общим усилиям Вальдемара и Маргрете, почти удвоились, а положение облагавшихся налогами хозяйств, принадлежавших крестьянам-собственникам, стабилизировалось. В общей сложности корона контролировала около четверти имевшейся в государстве земли.

Эрик Померанский (1412-1439). Южная Ютландия, ганзейцы и Швеция

Смерть королевы Маргрете в 1412 г. знаменовала собой смену политического стиля. Эрик, правда, уже являлся королем в течение многих лет, однако решающее слово было за его приемной матерью, королевой. Наиболее заметное изменение произошло в политике короны в отношении земельных владений; оно проявилось в том, что приобретение короной дворянских земельных владений полностью прекратилось как в Дании, так и в Швеции. Зато после смерти епископа Педера Йенсена Лодехата Эрик в 1417г. отобрал у Роскилльского епископства Копенгаген, сославшись на то, что Вальдемар Аттердаг владел этой крепостью и городом. Период правления короля прошел под знаком трех политических проблем, выразившихся в его попытках обеспечить обладание Южной Ютландией/Шлезвигом, наладить отношения с ганзейцами и отношения в рамках унии со Швецией. С течением времени эти три проблемы взаимно пересеклись и в конечном счете привели к падению короля.

После того как Герхард, граф Голштинский и герцог Шлезвигский, в 1404 г. пал в сражении с жителями Дитмаршена, Маргрете усилила проникновение в это герцогство, что в конце концов привело к военной конфронтации. В 1413 г. Эрик на специально созванном для этого данехофе добился вынесения судебного решения, гласившего, что голштинские графы нарушили условия ленного совладения Шлезвигом, поскольку они вели войну против ленсхерре. Они, конечно же, не согласились с этим решением, хотя король и добился его подтверждения со стороны немецкого императора Сигизмунда. Вслед за возобновившейся войной в 1424 г. последовал новый судебный процесс, когда дело было вынесено на суд императора. На сей раз Эрик выступил с утверждением, что в Дании вообще не существует наследственного права на лен, и его позиция и в этот раз была положена в основу решения. Учитывая его престиж как короля унии и личное присутствие в Будапеште, где было вынесено судебное решение, вполне естественно, что Эрик выиграл судебное дело. Тем временем война продолжалась, и голштинцы получили поддержку со стороны Любека и других ганзейских городов. Наконец, в 1432 г. было заключено перемирие, после того как король потерял почти все герцогство.

Вскоре после 1412 г. Эрик предоставил ряд привилегий городам в Сконе и на острове Фюн, а в 1422 г. – и Копенгагену. В соответствии с этими привилегиями иностранным купцам запрещалось покупать земли, то есть торговать с датскими крестьянами за пределами торговых городов и сконских ярмарок. Это было дальнейшее развитие сконской политики Магнуса и Вальдемара. Однако еще большее раздражение у ганзейцев вызывала денежная политика короля, введение Эресуннской пошлины (называется также Зундской пошлиной, – прим. ред.) и его отказ подтвердить их привилегии в Скандинавских странах. Однако прусским и вендским городам не удалось совместно выстоять против короля, и после блокады и морской битвы дело и здесь закончилось перемирием 1423 г.

В своей политике по отношению к унии Эрик продолжил и ужесточил линию, определившуюся еще при королеве Маргрете. Она заключалась в том, что власть по мере возможности сосредотачивалась вокруг него самого и его центрального органа правления – правительственной канцелярии. Таким образом Дания приобретала главенствующие позиции, и после 1405 г. король, например, ни разу не побывал в Норвегии. В администрации шведских ленов все чаще использовались датские и немецкие фогты; аналогичным образом обстояло дело в отношении важнейших норвежских замков – Бохуса и Акерсхуса. В датских замках за пределами Ютландии оказались весьма слабо представленными верхние слои дворянства. Собрания государственного совета в широком составе проводились редко. Когда же они проводились, в издававшихся по этому поводу документах датчане, шведы и немногочисленные норвежские представители перечислялись в последовательности не по национальному признаку, а по их рангу или времени службы, как это было на Кальмарском съезде в 1397 г. Как правило, король довольствовался совещаниями с небольшим числом членов совета.

Война против голштинцев и ганзейцев привела к обложению шведских крестьян большими налогами, взиманием которых занимались иностранные фогты, и в 1434 г. в провинции Даларна вспыхнуло восстание работавших на рудниках крестьян во главе с незнатным дворянином Энгельбректом Энгельбректссоном. Вскоре восставших поддержал государственный совет Швеции, направивший королю послание с уведомлением о своем отказе от присяги на верность. На встрече в Кальмаре в 1436 г. шведский и датский государственные советы, а также вендские ганзейские города сумели договориться. Участвовавшие в переговорах ганзейские города (но не другие) получили освобождение от Эресуннской пошлины, а шведы – обещание, что главами всех замков и ленов будут назначаться лица местного происхождения, притом по согласованию с членами совета. Тем самым государственные советы были поставлены в один ряд с королевской властью, подобно тому как соборное движение в то время поставило церковный собор в один ряд с папой. На смену централизованной унии пришла более рыхлая личная уния.

На деле король не собирался следовать принятым в Кальмаре решениям – "не такое государство он принял от королевы Маргрете". Эрик назначил своего двоюродного брата Богислава, которого он уже задолго до этого назвал своим преемником, управителем ряда замков на Фюне и Лолланне, однако сам уединился на Готланде. Оказавшись перед лицом угрозы крестьянского восстания, большинство датского государственного совета в 1438 г. попросило племянника Эрика, Кристофера Баварского, которого совет рассматривал в качестве королевского наследника, прибыть в Данию и стать регентом. Годом позже это большинство отказало королю в "совете, войске и служении" и предоставило графу Адольфу Голштинскому ту часть Шлезвига, которой он еще не обладал. Политика Эрика Померанского потерпела полный крах.

Королевская власть и аристократия

Сдвиг в балансе сил между королевской властью и аристократией, происшедший в 1436-1439 гг., сыграл решающую роль в датской и в определенной степени шведской политической истории. Он поставил государственный совет в такое положение, которое тот сохранял вплоть до введения абсолютистских порядков в 1660 г. Когда в стране не было короля, королевский совет выступал в качестве носителя суверенитета. Кроме того, совет держал в своих руках управление замками и мог при выборах очередного монарха добиться от него манифеста с зафиксированными правами королевского совета. Правда, Кристоферу не пришлось подписывать такой документ – в сложившейся на тот момент ситуации компетенция совета, видимо, и так была вполне ясна. Однако следующий король, Кристиан I, подписал в 1448 г. временный манифест, в котором речь шла об отношениях между государем и государственным советом. Особый интерес представляют два положения этого документа. Одно из них касалось назначения на посты управителей замков, ленсманов, как их называют датские и шведские историки, когда они пишут о событиях XV и XVI столетий. Назначение должно было происходить "по согласованию с государственным советом". Второе положение касалось использования монархом лиц иностранного происхождения в государственном управлении. Это были как раз те пункты, которые стали предметом раздоров между королем Эриком и его советом в последние годы правления короля.

Если вернуться назад, к временам короля Вальдемара Аттердага, то очевидно, что с тех пор произошли существенные изменения. Ютландское дворянство не раз поднимало восстания против Вальдемара; при Маргрете оно стало дисциплинированным, но лишь постепенно дворянство начало играть более или менее значительную роль в государственном управлении. При Эрике же ютландская дворянская знать постепенно добилась положения доминирующей фракции в государственном совете, и именно она выступила с инициативой смещения короля с трона – чему, несомненно, весьма способствовал тот факт, что государь, по сути дела, объявил забастовку. Государственная власть приобрела более широкую основу, теперь она была представлена королем и его советом.

Сокращение численности населения и аграрный кризис

В 1340 г. Дания представляла собой густонаселенную страну. Сельские церкви, разбросанные сегодня по всему королевству, уже тогда находились на своих местах и стояли там пару сотен лет; их было меньше в поросшей вереском Ютландии и в лесных районах Сконе, где они располагались поближе к лучшим земельным угодьям. Во второй половине XIV в. Дания, как и другие государства, пережила резкое сокращение численности населения, которое исследователями часто обозначается как аграрный кризис времен позднего средневековья, потому что последствия этого сокращения наиболее отчетливо проявились в аграрном секторе, в частности в форме заброшенных хозяйств. Признаки кризиса, которые можно было наблюдать в городах, большинство исследователей воспринимают как следствие проблем, возникших в сельской местности, где проживало 90% населения, а в Дании еще больше. В течение многих лет большинство ученых считало, что кризис начался значительно раньше первой эпидемии "черной смерти", которая в 1348-1350 гг. обрушилась на Европу. Результаты исследований, проведенных в Англии, свидетельствуют, что почти все ученые были склонны вслед за Мальтусом считать кризис в принципе экологическим кризисом, который начался уже около 1300 г. и был вызван перенаселением, к которому добавились эпидемии чумы, что привело к уменьшению уже сокращавшегося населения. Сегодня главный упор делается на смертоносных эпидемиях. Указывают на то, что болезнь возвращалась примерно через каждые десять лет, хотя наибольшее число умерших пришлось на годы первой эпидемии. Только после 1370 г., когда численность населения сократилась наполовину, всерьез дали о себе знать социальные последствия этого явления в Англии. В Дании такие признаки кризиса, как заброшенные хозяйства и снижение земельной ренты с тех дворов, которые еще продолжали вести хозяйство, проявились существенным образом тоже только в 70-х годах XIV столетия.

Запустение в Дании достигло высшей точки примерно к 1400 г., однако уже в конце 70-х годов XIV в. при операциях дворян с купчими и закладными бумагами стало почти правилом указывать, что собственность передается "с заселенными и заброшенными" угодьями. В то же самое время несколько монастырей на Зеландии заключили соглашения с дворянами – владельцами больших поместий, например с Хеннингом Подебуском, о восстановлении их заброшенных угодий, а реестр землевладений округа Одсхерред, относящийся к 80-м годам XIV столетия, свидетельствует, что и королевские земли переживали не лучшие времена. Нехватка населения означала, что крестьянам труднее давались обработка земли и уплата податей, однако они, несомненно, использовали проблему запустения хозяйств и для того, чтобы оказывать давление на владельцев земли. Сильная угроза, которую мог пустить в ход крестьянин, заключалась в том, что он мог арендовать землю у другого землевладельца на более выгодных условиях, то есть добиться снижения арендной платы за нее. На протяжении не поддающегося точной датировке периода, который охватывал разное время от местности к местности и от поместья к поместью, произошло сокращение арендной платы за землю примерно наполовину. Другие подати, взимавшиеся с крестьян, правда, не сократились. Однако, поскольку арендная плата за землю была, безусловно, самой важной из выплат, землевладельцы чувствовали себя крайне ущемленными.

Их естественной реакцией было удержать крестьян. Государственный совет в ответе на запрос, который датируется 1377 годом, заявил, что крестьяне могут свободно расторгать арендное соглашение и отправляться куда пожелают. Однако в законе, изданном в 1396 г., фигурирует выплата за право отказаться от аренды, и Маргрете потребовала от крестьян-собственников позаботиться о заселении своих дворов, с тем чтобы они могли уплачивать налоги. Если крестьянин умирал, один из наследников, даже если он успел стать горожанином в Копенгагене, должен был взять на себя ведение хозяйства.

Во время кризиса во многих деревнях, где господствовала характерная для позднего средневековья система поместий, происходила перестройка системы землепользования, последствия которой дают себя знать вплоть до нашего времени. Уже в 70-х годах XIV в. в имении роскилльского епископа было много опустевших батрацких дворов, а пару десятилетий спустя большинство таких дворов по всей стране вовсе исчезло – батраки либо вымерли от чумы, либо взяли землю в аренду, либо переселились в город. Функция полукрепостных батраков в сельскохозяйственном обществе заключалась в том, чтобы обеспечивать рабочую силу – наемную или в виде барщины – крупным помещичьим хозяйствам и хозяйствам зажиточных крестьян-арендаторов. Поэтому эти хозяйства оказались в затруднительном положении. Крупные землевладельцы вынуждены были сокращать число своих поместий, а хозяйства зажиточных крестьян-арендаторов приходилось делить на хозяйства меньшего размера, сдававшиеся мелким арендаторам. В результате по прошествии времени размеры хозяйств в значительной степени выровнялись; постепенно возникло то, что позднее стало восприниматься как типичное датское фермерское хозяйство.

Если посмотреть на это под другим углом зрения, то речь шла об изменении поместной системы. Около 1300 г. ее становой хребет составляли крестьяне-арендаторы. Они представляли собственника, использовали дешевую рабочую силу полукрепостных батраков и могли выплачивать большие арендные платежи. В XV в. владелец поместья превратился в рантье. Он получал постоянные платежи от своих крестьян-арендаторов и устранялся от ведения земледельческого хозяйства. Такое развитие в Дании явно было следствием падения численности населения. Однако нечто подобное (модернизация) произошло в центральной части Западной Европы уже в XII столетии, в период быстрого роста народонаселения и стремительного экономического развития.

В то время как крестьянское сословие, пожалуй, выиграло от кризиса, этого нельзя было сказать о владельцах поместий, особенно из числа дворян. Численность низшего дворянства сильно уменьшилась в ходе этого процесса, продолжавшегося в течение всего позднего средневековья. Да и среди высшего дворянства были лица, оказавшиеся в экономически трудном положении именно во второй половине XIV в., когда крупные дворянские поместья отдавались в залог или продавались, в конечном счете, часто доставаясь королеве Маргрете или – на Зеландии – епископу Роскильскому, которые располагали столь значительными ресурсами, что могли справиться с ситуацией. Как уже упоминалось, в числе тех, на кого обрушились трудности, были и монастыри, и случалось, что церковные иерархи или учреждения, например при соборах, оказывались не в состоянии обеспечить себе доходы, достаточные для покрытия текущих нужд. Здесь проблемы часто решались путем слияния нескольких должностей в одну.

Сведения о численности населения Дании в средние века отсутствуют, однако, основываясь на документах о заселенности, включая количество церквей, на разрозненных сведениях о количестве дворов, на списке налогоплательщиков в земле Халланд примерно в 1240 г., можно ориентировочно установить численность населения страны. Поэтому мы полагаем исходить из того, что до эпидемии чумы в королевстве проживало около 900 тыс. человек (имеется в виду без Южной Ютландии), что примерно соответствует численности населения Швеции и Норвегии вместе взятых. Насколько значительным было сокращение после 1350 г., неизвестно, однако в Англии, как уже упоминалось, население сократилось наполовину.

Торговые города и сконские ярмарки

На большей части территории Дании, исключая Южную Ютландию, были разбросаны торговые города, общая численность которых достигала примерно семидесяти. В большинстве случаев они были весьма невелики, насчитывая лишь по нескольку сот жителей. В слабозаселенных районах Ютландии, покрытых вересковыми пустошами, и в лесистой внутренней части Сконе вообще не было городов, а к северу от залива Лимфьорд находился только город Йёрринг и примерно с 1414 г. также город Скаген. Однако на Зеландии и Фюне лишь немногие крестьяне жили на расстоянии более 15 км от площади ближайшего города. Многие города возникли в результате определенного разделения труда между городом и деревней. Крестьяне снабжали город продуктами питания и покупали такие товары, как железо и соль, а также такие ремесленные изделия, как обувь, или же получали наличные деньги, которые, в частности, шли на уплату дополнительных налогов короне. В противоположность другим странам Западной Европы, где денежные расчеты утвердились уже давно, ибо города там играли большую роль, в Дании арендная плата за землю почти повсюду выплачивалась натурой, как правило зерном. За редким исключением, датские города были прибрежными. Морской транспорт являлся самой удобной формой сообщения, и торговые связи с европейским внешним миром осуществлялись по морю.

Сконские ярмарки, которые проводились с 15 августа по 29 сентября или 9 октября, представляли собой особое место для товарообмена. Главную роль играл при этом огромный улов осенней сельди в проливе Эресунн. Согласно ганзейским таможенным ведомостям за 1368 г. и 1398-1400 гг., Любек получал ежегодно до 100 тыс. бочек соленой сельди, а общий экспорт со сконских ярмарок, возможно, доходил до 300 тыс. бочек. Такой рыбный промысел, крупный даже по нынешним меркам, сулил деньги многим людям из датского крестьянского и городского населения, принимавшего участие в ярмарках (мужчины трудились там в качестве рыбаков, женщины как работницы на засолке). Этот промысел предоставлял экспортные таможенные пошлины хозяину ярмарок, который обеспечивал мир в месте их проведения (все средневековые пошлины были экспортными). Рыбный промысел, конечно же, давал особенно хорошую прибыль ганзейским купцам во главе с любекцами, которые финансировали все предприятие, поставляли бочки и соль и экспортировали сельдь далее в Европу.

Сконские ярмарки одновременно представляли собой международный рынок для обмена всевозможными товарами. Здесь встречались голландцы и англичане с купцами из Пруссии и Прибалтики, здесь же иностранные купцы торговали с датчанами. Немецкие купцы пытались расширить право свободного ведения торговли, скупая сельскохозяйственные продукты в близлежащих районах, однако в привилегии, выданной королем Магнусом городу Мальме в 1353 г., заезжим купцам было запрещено производить скупку товаров на селе. Когда власть в Сконе перешла в 1360 г. К Вальдемару, эта привилегия была подтверждена, а год спустя распространена также на города Лунд и Хальмстад. Только на сконских ярмарках (которые помимо местечка Сконеэрет включали также датский Драгер и Мальме) и на ежегодных свободных рынках в городах иностранным купцам разрешалось напрямую вести торговые дела с датскими крестьянами. Эту политику продолжил Эрик Померанский. Она была нацелена одновременно на защиту интересов городов и получение дополнительных доходов в королевскую казну.

Вторая половина XIV в. была, по-видимому, временем наибольшего расцвета сконских ярмарок, однако она же заключала в себе зародыш их будущего упадка. Интерес англичан и голландцев к этим ярмаркам стал ослабевать, поскольку они предпочитали отправляться прямиком в Пруссию, где стали закупать все больше и больше зерна. Один историк высказал мнение, что северогерманские, так называемые вендские, города в 1384 г. сами способствовали подобному развитию, преградив выходцам из западноевропейских стран доступ на сконские ярмарки, которые находились под контролем ганзейских городов с 1370 г. Однако более обоснованным представляется сравнение с ярмарками в провинции Шампань во Франции, вынужденными свернуть свою деятельность перед лицом конкуренции со стороны купцов, использовавших морской путь из Италии в прибрежные районы пролива Ла-Манш, в особенности во Фландрию. Происходило развитие дальних морских путей, и торговля с отдаленными странами во все большей степени включала товары массового спроса, а не только предметы роскоши. Импорт зерна в Западную Европу стал выражением определенной специализации производства по регионам – зерно покупали там, где оно стоило дешевле. Эрик Померанский, как уже упоминалось, обложил судоходство через пролив Эресунн пошлиной (так называемая Эресуннская пошлина).

Если ограничить обзор районом пролива Эресунн, то трудно обнаружить признаки какого-либо кризиса, в то время как датские города в целом были охвачены стагнацией.