Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава 12. Абсолютистское государство  

Источник: ИСТОРИЯ ДАНИИ


 

Из всех самодержавных форм правления, существовавших в Европе, датский абсолютизм был наиболее последовательным, по крайней мере на бумаге, ибо Дания являлась единственной страной, где передача королевской власти по наследству была закреплена законодательно. Для того чтобы понять механизм действия датского самодержавия, а также причины в целом спокойного и благожелательного отношения к нему населения страны, следует рассмотреть отдельные элементы сложившейся системы. В связи с этим возникает один крайне важный вопрос: каким образом абсолютизм вообще мог функционировать все те 42 года, когда на датском престоле находился слабоумный Кристиан VII? Ведь именно на время его правления приходится осуществление в стране широкого комплекса реформ. Ответ на этот вопрос, по-видимому, таков: датские короли, формально являясь всемогущими самодержцами, на деле редко оказывались таковыми, ибо власть их опиралась на всевластие бюрократии. В этом заключается если не полное, то по крайней мере частичное объяснение данного феномена.

Бюрократия

Уже в период, предшествовавший 1721 г., в Дании сложился хорошо развитый бюрократический аппарат, использовавшийся отчасти в руководстве коллегиями, отчасти в работе все еще слабо развитых органов местной администрации. Коллегии, число которых постепенно росло и в конечном счете достигло шестнадцати, участвовали в работе правительства и осуществляли функции центральной администрации. Каждая из коллегий имела своего начальника; все они делились на несколько департаментов, возглавлявшихся так называемыми депутатами. Последние по статусу были равны друг другу; в их функции входило коллективное обсуждение тех вопросов, которые затем направлялись для принятия окончательного решения королю. Это позволяло говорить о том, что деятельностью каждой из ветвей центральной администрации руководил небольшой "парламент", назначавшийся государем.

Наиболее значимыми были пять коллегий:

Датская канцелярия являлась основным органом государственного управления. Она контролировала деятельность местной администрации, полиции, судебных органов, религиозных и школьных учреждений, учреждений для бедных, ведала вопросами набора рекрутов и несения срочной воинской службы, а также юридическими аспектами договоров держания земли. Руководил ее работой президент, которого иногда также называли министром юстиции или статс-министром. Помогал ему эксперт по юридическим вопросам – генеральный прокурор. Сфера деятельности Датской канцелярии ограничивалась территорией королевства.

Немецкая (с 1814 г. – Шлезвиг-Гольштейн-Лауэнбургская) канцелярия осуществляла те же функции в герцогствах и до 1770 г. действовала так же, как министерство иностранных дел.

Департамент иностранных дел был учрежден в 1770 г. и, как следует из названия, в противоположность коллегиям, обладал типичной для департамента иерархической структурой, возглавлял которую министр иностранных дел.

Сфера компетенций Казначейства, как и многих прочих коллегий, распространялась на все государство. Оно контролировало службы сбора налогов и пошлин, занималось вопросами рыболовства, лесного хозяйства и землеустройства. Во главе стоял министр финансов, и с 1780 г. помощь в осуществлении функций ему оказывала особая финансовая коллегия.

Коммерц-коллегия была создана в 1735 г. Она должна была отстаивать интересы государства в торговле, "промышленности" и таможенных вопросах, в том числе и в колониях. Основной проблемой абсолютизма являлась слабость экономического управления. Это усугублялось еще и тем, что взыскание и учет налогов и прочих сборов производились децентрализованно, поэтому главной задачей администрации в XVIII в. было упорядочение данных процессов.

Военная канцелярия объединяла Адмиралтейскую и Генеральскую коллегии и являлась своего рода секретариатом администрации сухопутных войск и военно-морского флота.

Кроме этих органов существовала еще группа лиц, в руках которых была сосредоточена немалая власть. Ими были личные секретари короля, придворные, члены многочисленных комитетов и комиссий. Последние, являясь чиновниками-бюрократами, могли прибегать к помощи различных приглашенных экспертов, да и сами они были людьми мыслящими и привыкшими действовать. В обществе мало-помалу складывалось устойчивое мнение, что обстановка в стране требует изменений. Обсуждались и конкретные пути преобразований. Правда, по поводу этого существовали различные точки зрения. К примеру, представления помещиков вовсе не совпадали с суждениями бюргеров Копенгагена.

Правительства в период с 1720 по 1848 г.

В целом можно сказать, что центр тяжести власти в этот период перемещался сверху вниз и обратно. Король Фредерик IV практиковал личную форму правления, которую впоследствии сменило правление кабинета, а в 90-х годах XVIII в. – Государственного совета. Однако позже, при Фредерике VI, положение вещей вновь изменилось. Он, будучи еще кронпринцем, а затем и королем, пытался на многие области распространить свое личное влияние. Здесь было бы уместным подчеркнуть тот факт, что при абсолютистском правлении не существовало различий между правлением и администрированием, между политическими функциями власти, включающей в себя, например, принятие законов и введение налогов, с одной стороны, и собственно управление органами власти, судебными институтами и обороной страны – с другой. Разграничение этих функций, типичное для современного датского государства, связано с принятием современной Конституции страны, то есть с периодом после 1849 г.

Фредерик IV (1699-1730) сосредоточил все бразды правления в своих руках. Он лично принимал все решения даже по поводу мельчайших дел. Некоторые называли короля властолюбивым трудягой-конторщиком, другие говорили, что он использовал все возможности самовластия, не отталкивая, однако, от себя своих советников. В 1701 г., готовясь к военному реваншу в борьбе со Швецией и одновременно стремясь к максимальной экономии средств, король учредил корпус национальной милиции. Двадцать тысяч крестьянских сыновей были призваны заменить такое же количество солдат, которых государь за большие деньги предоставил в распоряжение германского императора в качестве наемников. В соответствии с нравами того времени у Фредерика IV было немало любовных связей. Последняя его интрига – с аристократкой Анной Софией Ревентлов – окончилась тем, что король похитил ее из поместья Клаусхольм и затем женился на ней. Брак этот имел двоякие последствия. Во-первых, отныне те немногие советники, к чьей помощи прибегал король, были людьми исключительно из ее окружения. Во-вторых, женитьба Фредерика IV осложнила его и без того непростые отношения с сыном Кристианом – большим сторонником пиетизма.

Вступив на трон в 1730 г., Кристиан VI (1730-1746) первым делом избавился от прежних советников отца. Пиетизм, горячим адептом которого он являлся, был аскетическим направлением в протестантизме, которое проникало в страну с юга. Это была своего рода реакция против религиозной ортодоксии и догматизма, развившихся в протестантских странах после Реформации. В большей или меньшей степени пиетизм требовал от человека индивидуального подхода к религии и личностного отношения к Богу, отречения от мирских благ. Окружив себя советниками-единомышленниками, Кристиан VI позаботился и о том, чтобы соответствующим образом изменить законы страны. Со временем, однако, он охладел к наиболее радикальным течениям в пиетизме, например, к гернгутерам. Тем не менее король предоставил им право вести миссионерскую деятельность в Гренландии и на островах Вест-Индии.

Болезненно-конфликтные отношения с отцом смолоду толкнули Фредерика V (1746-1766) к алкоголизму. Однако в вопросах политики он пользовался услугами советников во главе с гофмаршалом А. Г. Мольтке и министром иностранных дел И. Х. Э. Бернсторфом. Они позаботились о том, чтобы все прежние чиновники сохранили свои места, и за все время правления Фредерика V никто из них не был лишен своей должности. Поэтому последовательная и слаженная работа являлась характерной чертой данного двадцатилетия. От самого же Фредерика требовалось лишь одно: внешним лоском символизировать начало эпохи экономического и культурного подъема, в которую постепенно вступала страна.

Сын Фредерика V – Кристиан VII (1766-1808) поначалу также окружил себя советниками отца. Однако к 1770 г. их влияние сошло на нет. Всемогущим королевским фаворитом стал медик из Альтоны Иоганн Фридрих Струэнзе. Когда никто еще ничего не подозревал, он обнаружил у короля симптомы психического расстройства. Пользуясь своими знаниями об этой болезни, ему удалось во время путешествия Кристиана по европейским странам: Германии, Англии и Франции – завоевать безграничное доверие короля. Струэнзе являлся горячим сторонником многих идей просветительства, в особенности зарождавшегося либерализма. Однако он совершил серьезный промах. При проведении ряда серьезных реформ в духе лучших традиций эпохи Просвещения, Струэнзе действовал излишне жестко и был неуступчив. К примеру, ограничив барщину, он абсолютно игнорировал мнение помещиков. Провозглашенная им же самим свобода печати, позволила противникам открыто его критиковать, и в 1772 г. Струэнзе лишился своих постов и был арестован. Последовавшее за этим сомнительное судебное разбирательство, в ходе которого Струэнзе обвинили в интимной связи с королевой, окончилось для него смертным приговором.

Следующей влиятельной фигурой при Кристиане VII стал Ове Хёг-Гульдберг. Он являлся ставленником мачехи короля, вдовствующей королевы Юлианы Марии, и ее сына, наследного принца Фредерика, приложивших немало усилий для дискредитации Струэнзе. Племянник И. Х. Э. Бернсторфа – А. П. Бернсторф был назначен министром иностранных дел, однако в 1780 г. лишился этой должности. Деятельность Гульдберга стала в истории страны временем реставрации, когда большинство из наиболее прогрессивных реформ Струэнзе было отменено.

В Королевском законе, принятом в 1665 г., существовал пробел. Закон содержал четкие правила относительно назначения регента в том случае, когда после смерти короля его наследник еще не достиг совершеннолетия. Однако в законе ничего не было сказано о том, кто должен распоряжаться властью в случае болезни короля и его неспособности управлять государством. В связи с этим вдовствующая королева попыталась объявить своего сына, наследного принца, которому к тому времени едва исполнилось двадцать лет, регентом. Он вместе с Хёг-Гульдбергом и должен был править страной, до тех пор пока собственный сын Кристиана VII, кронпринц Фредерик, не станет дееспособным. В 1781 г. Фредерик достиг определенного законом возраста, но для участия в заседаниях Государственного совета ему сначала необходимо было пройти обряд конфирмации. Раз за разом конфирмация откладывалась, однако к 1784 г. медлить стало уже невозможно. А.П. Бернсторф и прочие члены оппозиции поддержали кронпринца и во время первого его появления на заседании совета произвели государственный переворот. Фактически произошло столкновение между шестнадцатилетним кронпринцем Фредериком и наследным принцем, попытавшимся взять короля в заложники. В итоге верх одержал кронпринц. Наследный принц был отстранен от власти, а Хёг-Гульдберг отправлен в отставку.

Кронпринц – позднее король Фредерик VI (1808-1839) – сделал своими советниками А. П. Бернсторфа, после его смерти – сына последнего, Кристиана Бернсторфа, а также братьев Ревентлов – Кристиана Диллера и Йохана Людвига. Он регулярно проводил заседания Государственного совета, который раньше, в годы кабинетного правления Струэнзе и Хёг-Гульдберга, собирался нечасто. Когда кронпринц немного повзрослел и со временем унаследовал королевский трон, зависимость его от советников постепенно ослабла. В особенности это проявилось в тревожное время Наполеоновских войн. Показательно в этом смысле принадлежащее ему высказывание: "Мы одни знаем". В последние двенадцать лет правления Фредерика VI ближайшим его советником был президент Датской канцелярии П. К. Стеманн. Последний сохранил свой пост и влияние и при Кристиане VIII (1839-1848), эпоха правления которого будет описана позже.

Органы местного управления

На протяжении почти всего XVIII столетия местное управление было самым слабым звеном абсолютизма. Разумеется, некоторые важные проблемы в этой сфере со временем решались, однако четкая система администрации по-прежнему отсутствовала.

Высшей властной инстанцией на местном уровне являлся амтман, который был главным королевским чиновником в своем амте и нес ответственность непосредственно перед Датской канцелярией, Казначейством или Военной канцелярией в зависимости от характера дела. Далее следовали назначенный королем чиновник, собиравший в амте налоги с помещиков, а также окружные и городские фогты, которые соответственно исполняли функции судей и полицейских властей в округах или торговых городах. Городские фогты нередко также исполняли обязанности фогтов херредов в одном либо нескольких округах. С последнего десятилетия XVIII столетия в каждом приходе в помощь окружному фогту назначался фогт, занимавшийся местными делами. Надзор за исполнением священнослужителями своих светских обязанностей, а помещиками – общественных функций осуществляли амтманы.

С проведением аграрных реформ, речь о которых пойдет ниже, объем административных задач, возлагавшихся на помещиков, Уменьшился. Последние полностью лишились права осуществлять набор в армию, а вскоре и многие крестьяне вышли из прежней системы поместного землепользования и выкупили свои наделы в частную собственность. Одновременно увеличились темпы развития дорожного строительства, системы общественного призрения, школьного образования и прочих областей общественной жизни. Соответственно возросли и требования к органам местной администрации – назрела необходимость их модернизации. Отныне для занятия соответствующих должностей амтманы и фогты округов обязаны были сдавать экзамен по юриспруденции, оплата их труда увеличивалась, количество амтов было сокращено, а делопроизводство заключено в строгие рамки, что сделало его гораздо более похожим на современную бюрократическую процедуру.

С установлением в стране абсолютизма король стал пользоваться единоличным правом назначать всех коронных чиновников и в целом осуществлял функции надзора за их деятельностью. Правда, рост государственного аппарата осложнял эффективность подобного контроля, однако подданные короля по-прежнему имели возможность обращаться к нему напрямую.

Если кому-либо из горожан или сельских жителей для решения своих жизненных проблем нужно было обойти запрет, предусмотренный в законодательстве, он должен был через амтмана в письменном виде обратиться с так называемым ходатайством в Датскую канцелярию или непосредственно к королю. Действующим законодательством в то время являлся весьма жесткий Датский закон Кристиана V от 1683 га. В соответствии с духом времени многие наиболее суровые его положения призваны были оказывать назидательно-устрашающее воздействие, и в реальной жизни ими, разумеется, руководствовались далеко не всегда. Вполне возможно было получить разрешение на нарушение некоторых запретов, что имело, несомненно, положительные последствия. Во-первых, те несколько ригсдалеров, которые следовало уплатить за получение подобного разрешения, шли на пополнение государственной казны. Во-вторых, послабления способствовали созданию в глазах народа положительного имиджа власти, в том числе и королевской. В духе конца XVIII в. многие из упомянутых запретов стали анахронизмом, и получение разрешения на их отмену, как правило, не было сопряжено с особыми трудностями. Наиболее ярким примером является освобождение, при наличии определенных условий, от воинской службы или разрешение на заключение брака между дальними родственниками.