Аграрные реформы
В 1733 г. Кристиан VI воссоздал национальную милицию, и крестьянские парни вновь оказались в полукрепостной зависимости, привязанными к земле. Данное королевское решение было инициировано советниками государя из числа аристократов и военных. Дело в том, что в 20-х годах XVIII столетия в стране в связи с серьезным падением цен на зерно наступили тяжелые времена, и крестьянская молодежь покидала родные места в поисках заработка. Это-то и послужило для военных и помещиков серьезным аргументом для установления контроля над крестьянской молодежью. Введение порядка, когда крестьянам запрещалось покидать свое хозяйство, обеспечивало помещиков рабочей силой; они же, в свою очередь, были обязаны поставлять в армию одного рекрута от каждых 60 тёнде харткорна – то есть от 10-15 крестьянских хозяйств. В случае угрозы войны квота эта снижалась: например, в 1762 г. она составляла всего 32 тёнде харткорна. Новоявленные солдаты должны были по воскресеньям после церковной службы являться на сборные пункты (как правило, при какой-либо из церквей округа) и в течение одного-двух часов заниматься строевой подготовкой. В малонаселенных районах страны такие сборные пункты могли находиться на расстоянии 4 миль (30 км) друг от друга. Кроме того, один или два раза в год проходили совместные полковые учения.
К середине XVIII столетия в экономике страны наступило улучшение. Тем не менее помещики считали его недостаточным, равно как и политическое руководство не было удовлетворено поступлением средств в государственную казну. В это время в Дании, как и во многих других европейских странах, получили дальнейшее развитие такие теории, как меркантилизм и его разновидность – камерализм, который ставил своей целью создание положительного сальдо торгового баланса, а также достижение быстрого и заметного роста численности населения. Широкое распространение получили идеи гуманизма, рационализма, много рассуждали о построении правового государства. В целом все были заинтересованы в преобразованиях. Только представления о них были у всех разные.
На самом деле некоторый опыт проведения преобразований в стране уже имелся, правда, не в самом королевстве, а в герцогствах. Там, на землях, принадлежавших королю, и во владениях (прежних) герцогов давно уже начался процесс передела земель – разверстание. Так, в середине XVIII в. оно было осуществлено полностью или частично в обширных южноютландских районах вокруг Хадерслева, к югу от Тённера и к северо-востоку от Шлезвига. В меньшем объеме передел был произведен в районе Обенро – наиболее известным примером здесь является деревня Варнэс. Вместе с тем обстановка в той же Южной Ютландии была противоречивой, так как в части помещичьих имений в этом районе по-прежнему сохранилось крепостное право. Крестьяне, проживавшие там, вынуждены были еще долгое время дожидаться проведения реформ на всей территории страны.
Пять фаз реформ
Первая фаза реформ (1755-1766). В центре преобразований оказались помещичье хозяйство и сельская община. В течение предыдущего столетия владельцы поместий стремились к укрупнению своего производства. Поскольку расширять площади центральных имений было запрещено, помещики старались добиться желаемого эффекта за счет переустройства своих земельных владений и более интенсивного их использования. Это, в свою очередь, вело к увеличению объема барщины. Правительство, не дождавшись ожидаемого притока средств в государственную казну, решило предпринять определенные меры. По настоянию обергофмаршала А. Г. Мольтке Фредерик V в день своего рождения, 31 марта 1755 г., призвал население присылать на его имя проекты, осуществление которых "могло бы способствовать процветанию страны". Это дало возможность открыто критиковать существовавшую в обществе ситуацию, чем не преминули с радостью воспользоваться юристы, теологи, чиновники и часть копенгагенского бюргерства.
В специально созданном для этих целей "Датско-норвежском экономическом журнале" (Danmarks og Norges okonomiske Magazin, 1757-1764) были опубликованы многие из поступавших проектов, а политическое руководство страны образовало, как это часто делалось, комиссию, в состав которой вошли среди прочих А. Г. Мольтке и руководитель Датской канцелярии Отто Тотт. Главную проблему сельскохозяйственного производства – вопрос о барщине – нельзя было решить, не затрагивая право помещиков на владение землей. Поэтому основной акцент в первых практических законодательных актах, появившихся в 1758-1760 гг., был сделан на отмене крестьянской общины и прежде всего на разверстании, то есть переделе и огораживании, общинных земель.
Между тем предпринятая во время правления Фредерика V законодательная деятельность не возымела особого действия. Гораздо важнее то, что некоторые передовые представители политической элиты общества начали проводить свои "частные" реформы, стремясь постепенно опробовать предлагавшиеся нововведения. Так, в имении вдовствующей королевы – Хёрсхольме – барщина была заменена денежными выплатами, а также введена наследственная аренда земли. Последнее означало, что отныне исполнение повинностей связывалось не с личностью самого крестьянина, а с его хозяйством, которое он вполне мог продать после уплаты годовой арендной платы. Те же земельно-правовые новшества были проведены и министрами Бернсторфами в их родовом поместье близ Гентофте. Однако они пошли еще дальше, произведя чисто земельные преобразования: разверстание полей и выделение хуторов. Вышеупомянутый А. Г. Мольтке ввел исключительные технические усовершенствования в своем поместье Брегентвед на юге Зеландии и начал применять там травопольную систему земледелия. В его владениях разверстанию подверглись не только земли Центрального имения, но и общинные поля и общественные выгоны. Введя травопольную систему земледелия, Мольтке разделил всю территорию на отдельные огороженные поля, засеяв половину из них зерном, а другие – травой и клевером. В результате ежегодно производимой ротации каждое поле имело возможность находиться под паром в течение нескольких лет, из-за чего разница между пахотными землями и выгонами практически исчезала.
Вторая фаза реформ (1767-1773). Важнейшую роль применительно к правовому положению крестьян стали играть идеи Просвещения. К тому времени на ведущие посты в центральной администрации выдвинулся ряд советников короля из числа бюргеров, и среди них новый секретарь кабинета швейцарец Ревердиль и генеральный прокурор Хенрик Стампе. Была образована новая комиссия, действия которой во многом учитывали правовые интересы крестьян. Так, амтманам было дано предписание собрать со всех помещиков правила отработки их крестьянами барской повинности с точным указанием размеров барщины в каждом конкретном имении. Кульминацией данной фазы явился указ Струэнзе о фиксировании отработки барщины. Указ этот регулировал не только характер отработок, но и их продолжительность. Работники обычного крестьянского хозяйства отныне должны были отработать на помещика в год 48 "упряжных" и 96 обычных рабочих дней, то есть 3 дня в неделю. Кроме того, на этой фазе у крестьян появилась возможность выкупа земли в собственность. Однако порядок, предложенный Струэнзе, продержался недолго. Фигура его вызывала недовольство не только у помещиков, но и в других слоях общества, и, как говорилось выше, он был заменен Ове Хёг-Гульдбергом.
Третья фаза реформ (1773-1784). Этот период характеризовался застоем. Сам Хёг-Гульдберг был выходцем из среды небогатых бюргеров, однако весьма благоволил помещикам. Барщина при нем вновь стала нерегулируемой, а если руководство страны и решалось на какие-либо изменения, то совершались они исключительно в интересах помещиков, как, например, в случае аграрных технических новшеств Фредерика V. Правила разверстания были преобразованы таким образом, что развязывали руки владельцам поместий: для проведения передела земель деревни достаточно было лишь одному владельцу надела заявить о своем желании сделать это. Кроме того, государство обещало оказывать некоторую экономическую помощь данному процессу. В 1781 г. различные постановления в области разверстания были сведены в единый королевский указ.
Четвертая фаза реформ (1784 – около 1790). Были приняты наиболее важные законы. Когда кронпринц, а позже король Фредерик VI, в 1784 г., наконец конфирмовался и стал членом Государственного совета, для крестьян наступили светлые времена. Это объяснялось тем, что кронпринц прислушивался к советам политиков, оставшихся еще со времен Струэнзе, таких, как Стампе и А. П. Бернсторф, а также реформаторов – братьев Ревентлов, и учитывал мнение бюргерских кругов Копенгагена, в которых царили гуманистические идеи Просвещения. Незамедлительно была учреждена Малая крестьянская комиссия, разработавшая рекомендации по улучшению правового положения крестьян на землях короны. Спустя два года новая, так называемая Большая крестьянская комиссия занялась вопросами оздоровления всего сельского хозяйства страны.
Однако это оказалось делом нелегким, ибо вылилось, как утверждают, в "жесткое классовое столкновение чиновников и помещиков". Быть может, такой взгляд на ситуацию является некоторой передержкой, потому что хотя главная движущая сила комиссии – юрист Кольбьёрнсен действительно был чиновником, однако и К. Д. Ревентлов, и прочие помещики-реформаторы, вне всякого сомнения, тоже являлись правительственными служащими. Тем не мене достоверно известно, что противниками преобразований, направленных на улучшение правового положения крестьян, действительно были входившие в состав комиссии помещики. В знак протеста они даже покинули комиссию, чем, впрочем, лишь облегчили ее работу. Среди результатов деятельности реформаторов следует особо отметить два указа – от 1788 г. об отмене запрета крестьянам покидать свои хозяйства (ставсбонд) и указ, появившийся годом ранее.
Полукрепостная система (ставнсбонд) была символом консерватизма, и ее отмена остается заметной вехой либеральных преобразований датского общества вот уже на протяжении почти 200 лет. Тем не менее собственно для крестьян значение этой системы было не столь уж велико, ибо у них все же была возможность приобрести свободный паспорт. Указ, вышедший годом раньше, в 1787-м, был для них даже важнее. Согласно указу, при оформлении договора держания с новым арендатором оценка хозяйства и земель прежнего арендатора отныне производилась не помещиками, а независимыми оценщиками. Вопрос о барщине, однако, по-прежнему оставался открытым.
Пятая фаза реформ (после 1790). Ход реформ вновь замедлился, что, по-видимому, было связано с протестами 103 ютландских помещиков против мероприятий, направленных на улучшение положения крестьян. Сами эти протесты по сути никаких серьезных последствий не имели, но Кольбьёрнсен публично высмеял ютландцев. В ответ они подали на него в суд, и разбирательство получило общественный резонанс. Тем не менее К. Д. Ревентлов счел такое развитие ситуации отнюдь не благоприятным для работы правительства, и, хотя Кольбьёрнсен выиграл процесс, его попросили несколько умерить свой пыл, а затем и вовсе вывели из состава комиссии. Сильное замешательство в правительстве короля-самодержца вызвало распространение в Копенгагене в 90-х годах XVIII в. антиаристократических настроений, питаемых революцией во Франции.
Фактически принятые в конечном итоге законы о разверстании земель в значительной мере отвечали интересам помещиков, поскольку связанные с реформами расходы – на оплату труда землемеров и т. д. – возлагались на крестьян. Споры в отношении барщины также были разрешены в пользу помещиков, ибо ее так и не заменили выплатой определенных денежных сумм. Количество дней, подлежащих отработке, обязывался определять сам помещик совместно с крестьянами, а в случае возникновения разногласий спорные моменты надлежало уладить специальному посреднику – комиссару – из Копенгагена. Таким образом, данный вопрос был целиком отдан на откуп заинтересованным сторонам, которым предстояло договариваться самостоятельно, а затем соблюдать условия достигнутой договоренности.
Результаты реформ не замедлили сказаться. На территории Дании к 1820 г. почти все общинные поля подверглись разверстанию. В общественном пользовании остался лишь 1% лугов (некоторые из них являются общественной собственностью и по сей день). Почти половина крестьянских хозяйств была выкуплена их держателями в собственность с помощью кредитов, предоставлявшихся отчасти государством, отчасти самими помещиками. Дело в том, что в период экономического подъема в начале Наполеоновских войн помещики оказались заинтересованы в получении выкупа за крестьянские угодья, с тем чтобы иметь возможность инвестировать больше средств в собственные поместья. Нерешенными оказались такие вопросы, как отмена барщины, полное уничтожение отношений держания земли, а также введение общей воинской повинности, которая распространялась бы и на горожан. Возникшее позже крестьянское движение выдвинуло эти требования в качестве основных пунктов своей программы.
Бытует мнение, что аграрные реформы разом покончили с деревенской общиной. Однако это не совсем верно. После разверстания большинство крестьян не торопились перебраться на выделенные им участки, они с большей охотой оставались на прежних местах. Хотя новые правила землепользования теперь уже не подразумевали совместных решений, многие проблемы: забота о больных и бедных, организация пожарных команд, коллективное празднование общих праздников – по-прежнему решались крестьянами сообща.
Согласно другому суждению, после проведения реформ в проигрыше оказались хусманы, поскольку уничтожались общинные луга, на которых прежде пасся их скот. Однако необходимо помнить, что право выпаса скота было отнюдь не бесплатным и подчас стоило весьма дорого. Кроме того, хусманы и теперь имели возможность заключать аналогичные договоры с владельцами отдельных хозяйств. За время реформ появилось не менее 40 тыс. новых домов с прилежащими участками в два четверика земли, что примерно вдвое больше, чем участки при современных датских виллах. Не бог весть что, однако все же больше, чем прежде.
Реформы в Дании, более чем в какой-либо другой европейской стране, отражали интересы крестьян, причем осуществлены они были без революционных потрясений. Случалось, правда, что крестьяне отказывались от отработки барщины, но происходило это из-за распространявшихся слухов о полной отмене данной повинности, так что крестьяне искренне полагали, что поступают по закону.
В целом процесс реформ явился иллюстрацией функционирования датского абсолютистского государства во второй половине XVIII столетия. Оба самодержца – как Фредерик V, так и Кристиан VII – сами не играли в реформировании сколько-нибудь заметной роли. Направление и темпы реформ определялись сменяющими друг друга правительствами. Стремление абсолютизма к консенсусу выразилось помимо прочего в том, что власти стимулировали дебаты в обществе и в соответствующих комиссиях, занимавшихся различными аспектами нововведений.
Тенденция к достижению компромиссов преобладала, и многие реформы внедрялись в практику лишь после их апробации в отдельных имениях.
Проведению реформ способствовало распространение в среде чиновничества страны идеалов Просвещения. И хотя некоторые аристократы и являлись их противниками, однако помещики не выступали единым фронтом против реформ. Некоторые из них рассматривали реформы как необходимую модернизацию, способную принести пользу и им самим. Среди тех, кто возглавил реформы, были такие личности, как Ревентловы и Бернсторфы, сами крупные помещики. Наконец, в качестве предпосылки осуществления реформ следует назвать наличие достаточно авторитетной системы органов государственного управления. Кроме того, противодействие преобразованиям рассматривалось как прямое неподчинение Божьей милостью самодержавному монарху – кто бы ни занимал в то время престол.
Экономическая политика
Политическое руководство в лучших традициях меркантилизма, заявившего о себе еще в 30-х годах XVIII в., активно вмешивалось и в другие вопросы экономической жизни страны. Целью политики меркантилизма являлось обеспечение притока денежных средств в страну за счет улучшения баланса в торговле с зарубежными партнерами и собственными колониями. Как мы видели, в Дании уже давно осознали значение для страны сельского хозяйства, однако, как и в других странах, политика меркантилизма в первую очередь делала акцент на развитии городских ремесел и финансовой сферы.
В 1736 г. по инициативе государства был учрежден первый в стране банк, так называемый Курантбанк (Ассигнационный, Вексельный и Заемный Банк) – частная акционерная компания, которая должна была освоить выпуск денежных банкнот, лишь недавно введенных в обращение в Дании в качестве платежных средств. Бумажные банкноты должны были выкупаться серебром, однако уже в 1757 г. это было отменено, и денежная политика начала приобретать современные очертания. Государство являлось крупнейшим акционером банка, который стал в определенный момент Государственным банком, каковым оставался до тех пор, пока после характерной для периода Наполеоновских войн вспышки инфляции и объявления государства о своем банкротстве в 1818 г. не был учрежден Национальный банк. Его создание ознаменовало начало формирования нынешнего облика финансовой системы страны. Однако первые крупные частные коммерческие банки стали появляться в Дании лишь после 1850 г.
Чтобы избежать импорта дорогих товаров, необходимо было способствовать развитию национального ремесленного производства. Особый интерес в этом отношении представляли крупные ремесленные предприятия – мануфактуры, в основном текстильные, а также те, которые являлись поставщиками для армии. Поддержка данных мануфактур государством осуществлялась через Курантбанк путем предоставления кредитов на выгодных условиях, а также через Генеральный склад – государственное учреждение, занимавшееся поставками дешевого сырья и закупкой по высоким ценам производившейся мануфактурами продукции. Однако с точки зрения долгосрочной перспективы мануфактуры оказались нерентабельными, и в начале 80-х годов XVIII в. политика государства в данном вопросе изменилась.
В больших городах мелкие ремесленные предприятия издавна объединялись в цехи, каждый из которых стремился к сохранению монополии в своей отрасли. Государство долгое время оказывало им в этом всяческое содействие, однако с конца XVIII в. стало проводить более либеральный курс. Отдельные предприятия, особенно в области строительства, стали быстро расти. Трудившиеся на них многочисленные подмастерья были лишены возможности открывать самостоятельное производство. После того как в Копенгагене в 1794 г. произошла забастовка подмастерьев-плотников, правительство занялось данной проблемой. Вскоре появился указ, согласно которому подмастерья получали возможность в обход цехов становиться так называемыми свободными мастерами, то есть открывать собственные предприятия, на которых, однако, трудились только они сами. Полная свобода предпринимательства была введена лишь в 1857 г.
Наибольшее внимание правительство уделяло развитию торговли. В Дании купцы в торговых городах имели монополию на торговлю местной сельскохозяйственной продукцией, как правило, в двухмильной зоне от города (около 15 км). Это в известной мере обеспечивало крестьянам независимость от помещиков, которые во многих регионах Европы, главным образом к востоку от Эльбы, пользовались преимущественным правом покупки У крестьян зерна. Зато теперь, задолжав торговцу, крестьянин мог попасть к нему в зависимость. Во второй половине XVIII столетия в период наступившего экономического подъема торговая монополия городов стала соблюдаться менее строго.
Внешняя торговля также регулировалась путем создания монополий. В XVIII в. вновь начали создаваться различные торговые компании. Более интенсивными стали связи с Транкебаром и Гвинеей, расширились владения на Гренландии и в Вест-Индии. Каждая из компаний имела монопольные права на плавание и торговлю с тем или иным регионом, а политика нейтралитета, проводившаяся государством в условиях, когда великие державы воевали друг с другом, способствовала увеличению доли Дании в мировой торговле. Войны, в которые во второй половине XVIII в. оказались втянутыми все основные морские державы, обеспечили Дании ощутимые преимущества в заморской торговле в так называемый период процветания. Вскоре, однако, он закончился, после того как Дания вступила в конфликт с сильнейшей морской державой, Англией, которая в 1807 г. атаковала Копенгаген и захватила весь датский военный флот. Внешняя торговля страны, особенно торговля с колониями, так никогда и не смогла полностью оправиться от этого удара. В 1845 году Дания продала Транкебар, а в 1850-м – свои владения в Гвинее.
Либеральные преобразования постепенно коснулись и таможенной политики. В 1788 г. был снят запрет на ввоз импортного зерна в Данию и гористые районы Южной Норвегии, а в 1797 г. появился указ, отменявший еще целый ряд протекционистских таможенных ограничений. Если прежде рынок требовал вмешательства государства по причине своей ограниченности, то теперь, с его ростом, потребность в подобном вмешательстве отпала.
Здравоохранение
Примерно в одно время с призывом Фредерика V выдвигать предложения, стимулировавшие развитие и процветание страны, в государстве задумались о достижении мечты камерализма – об увеличении численности населения и улучшении состояния его здоровья. Добиться этого можно было лишь за счет последовательного улучшения системы здравоохранения, которая к тому времени была крайне неразвита. Во всей Дании насчитывалось порядка двух десятков врачей, получивших университетское образование, причем добрая половина их проживала в Копенгагене, где они занимали должности профессоров университета либо придворных медиков. Остальные – так называемые физицисты – трудились в качестве окружных врачей по всей стране. Кроме них навыками практической хирургии владело еще около сотни цирюльников, служивших преимущественно в армии и торговом флоте. И наконец, в стране было немало знахарей, которые, однако, существовали вне системы органов здравоохранения по причине отсутствия у них патента.
Первой из предпринятых мер было основание в 50-х годах XVIII в. родильного учреждения, где незамужние женщины могли бесплатно и анонимно получить медицинскую помощь при родах. Это начинание преследовало сразу несколько целей. Во-первых, одинокие матери отныне были избавлены от необходимости рожать тайком, не имея рядом никого, кто мог бы оказать хоть какую-то физическую или психологическую поддержку. Нередко подобная отчаянная ситуация приводила к убийству матерями новорожденных. Теперь же в случае необходимости можно было передать младенца – будущего полезного члена общества – в недавно созданный дом призрения, в функции которого входила забота о воспитании ребенка. Кроме того, новый родильный дом использовался как учебное заведение для практики врачей в акушерстве и подготовки сестер-акушерок. В 1810 г. вся территория страны была разделена на участки, каждый из которых обслуживался акушеркой, получившей практическое образование в данном учреждении.
Следующим шагом стало открытие в Копенгагене в 1757 г. первого госпиталя, названного госпиталем Фредерика. Тесные, сырые, перенаселенные жилища в кварталах городских трущоб были абсолютно непригодны для организации правильного ухода за больными, а новый госпиталь обеспечивал беднякам и служилому люду врачебную помощь и заботу. Уход за больными предусматривал также хорошее питание, свежий воздух, чистоту и соблюдение режима.
Возможно, с некоторым преувеличением, но все же можно сказать, что в стране создавалась региональная сеть медицинской помощи. В помощь окружным "физицистам" в 70-х годах XVIII в. было направлено еще 20 районных хирургов, число которых в течение следующих 100 лет выросло в 5 раз.
Высшим органом в системе здравоохранения страны с 1803 г. стала Медицинская коллегия, членами которой являлись исключительно врачи. В их функции входил надзор за деятельностью гражданских и военных медиков, контроль над больницами, а также консультации по всем вопросам, касавшимся медицинского обслуживания, как, например, по поводу правомерности обвинений, выдвигавшихся против лекарей-самоучек, а также по проблемам судебной медицины. Кроме того, они занимались выдачей и отзывом патентов врачей, а также сбором и публикацией отчетов окружных врачей.
Последняя из предпринятых мер касалась знахарей. На их деятельность по указу 1794 г. о лекарях-самоучках налагался запрет. Однако если знахарю удавалось на практике представить доказательства своей квалификации, то он мог с одобрения окружного медика и амтмана получить разрешение на частичную врачебную деятельность. Столичное правительство знало о нехватке в стране медицинских кадров, а многие знахари обладали незаурядным талантом, о чем имелись свидетельства приходских священников и амтманов.
Школьное образование
Со времен Реформации в Дании существовало намерение улучшить систему школьного образования. В период правления Фредерика IV правительство страны было неприятно поражено тем фактом, что деревенская детвора практически не знала слова Божьего, поскольку лишь в торговых городах дети регулярно посещали школьные занятия. В связи с этим в 20-х годах XVIII в. было построено 240 школ на тех коронных землях, которые по приказу Фредерика IV на средства, полученные от крестьян в виде налогов, обязаны были снарядить одного всадника для королевской армии. Поэтому такие заведения получили название "школы всадников", хотя и были самыми обычными деревенскими школами, в которых детей учили читать и разбирали с ними катехизис. Если родители изъявляли на то желание и соглашались оплачивать расходы на учебники, бумагу и чернила, детей учили к тому же писать и считать. В других регионах страны по инициативе помещиков и пасторов также был открыт ряд школ.
В 30-х годах поборник пиетизма Кристиан VI выпустил два распоряжения. В соответствии с одним из них конфирмация становилась обязательным условием для заключения договора держания, а также для вступления в брак, причем при совершении обряда конфирмации ребенок должен был продемонстрировать результаты полученных им в школе знаний. Другим королевским распоряжением вводилось всеобщее обязательное школьное образование, а контроль за его организацией возлагался на помещиков. В период экономического кризиса, разумеется, данное распоряжение вызвало немало протестов и в 40-х годах было отменено. Тем не менее оно способствовало открытию большого числа новых школ, сеть которых теперь охватывала всю Данию, хотя на территории собственно королевства распределены они были весьма неравномерно. По-иному дело обстояло в герцогстве Шлезвиг, где инициаторами открытия многочисленных школ выступали сами крестьяне.
Главной идеей эпохи Просвещения была идея просвещения народа. Широкие дебаты по поводу школьного образования, множество личных инициатив и экспериментов в данной области убедили политическое руководство страны принять непосредственное участие в решении этой проблемы, и в 1789 г. была учреждена Большая школьная комиссия. В состав ее вошли образованнейшие люди страны, многие из них принимали участие в Большой крестьянской комиссии, а именно: фактический глава правительства, министр иностранных дел А. П. Бернсторф, братья Ревентлов и министр финансов Эрнст Шиммельман; духовенство было представлено епископом Балле. Вскоре между последним и сторонниками реформ возникли серьезные разногласия, вылившиеся в затяжной конфликт. Тогда как Балле соглашался лишь на преобразования чисто технического характера, остальные стремились, по примеру немецких филантропов, предоставить народу возможность получать многопрофильное образование.
Несмотря на участие Дании в войне и на то, что в 1813 г. государство объявило себя банкротом, год спустя Комиссии удалось-таки прийти к общему мнению и инициировать принятие нового королевского распоряжения, касающегося школьного образования. Оно вновь объявлялось всеобщим и обязательным. Кроме того, оговаривались связанные с этим вопросы финансирования, а также учреждались органы, несущие ответственность за выполнение данного распоряжения, – школьные комиссии. Председателем такой комиссии назначался приходский пастор, а помощниками – владелец самого крупного в приходе земельного надела и еще несколько крестьян. Обе противоборствующие группы в комиссии пришли, наконец, к соглашению, и принцип многопрофильного обучения был все же принят на вооружение. В 1806 г. как и в случае с аграрными реформами, для эксперимента был избран своего рода испытательный полигон – в данном случае Зеландия, где нововведения с успехом были опробованы, и с 1814 г. они вошли в практику по всей стране. Вплоть до 1937 г. данное распоряжение по вопросам школьного образования служило своего рода законом для всех общеобразовательных средних школ в сельской местности.
Призрение бедных
С небольшой натяжкой можно сказать, что в отношении призрения бедных история практически повторялась, менялась лишь периодичность. Несколько иной была предыстория политики в этой области. Начиная с Реформации и вплоть до начала XVIII в., призрение неимущих сводилось к выдаче им разрешений просить милостыню. Официально таким правом мог пользоваться лишь тот, кто действительно в этом нуждался, ибо стал бедным не по своей вине, а по причине болезни, старости, инвалидности. Такие бедняки получали знак нищего. Однако выявить "настоящих" неимущих было сложно, и многие "не заслуживающие" такого права также нищенствовали. Поэтому в 1708 г. был принят указ, полностью запрещавший нищенство и предусматривавший наказания как для тех, кто просил подаяние, так и для тех, кто подавал. Лишь пострадавшим от какого-либо бедствия, например от пожара, позволялось просить милостыню, да и то лишь в том случае, если существовали документальные подтверждения.
Отныне каждый год все неимущие подразделялись на три категории: 1) те, кто вовсе не мог прокормиться собственным трудом; 2) дети-сироты; 3) те, кто частично мог себя обеспечить. Намерения были хорошими, но не хватало административных органов, которые взялись бы за их осуществление. Поэтому в целом сохранялась практика, при которой в сельских приходах каждый из прихожан поочередно брал на себя заботу о неимущих, давая им кое-какую одежду и что-нибудь для разведения огня и обогрева. В торговых городах выявление нуждающихся и добровольный сбор средств для них входили в компетенцию инспекций по делам бедных.
В процессе утверждения идей меркантилизма государство стремилось к максимально полному использованию трудовых ресурсов. Этим объясняется появление указа, по которому неимущие, способные выполнять хоть какую-то работу, направлялись в созданные во многих городах работные дома, где использовался также и труд заключенных. Однако такие дома редко приносили прибыль, поэтому данный указ не оправдал себя. В период реформ, осуществленных после ухода в 1784 г. с политической арены Хёг-Гульдберга, была учреждена Комиссия по делам неимущих. Как это было во всех ранее существовавших комиссиях, был произведен опрос амтманов с целью выяснить ситуацию с бедными во всех регионах страны. Данный вопрос вызвал большой общественный интерес, о чем свидетельствуют многочисленные рекомендации, которые поступали в адрес Комиссии.
Результаты этой работы проявились в 1803 г., и, как уже говорилось, они во многом напоминали реформы в области школьного образования. Положения прежнего указа о неимущих, в том числе деление на три категории, были по большей части сохранены без изменений, однако теперь их выполнение подкреплялось четко организованной системой. Отныне в каждом приходе создавалась комиссия по делам неимущих, возглавлял которую пастор. Помогать ему должны были несколько авторитетных крестьян-горманов, которые регулярно выясняли нужды местной бедноты и возможности распределения средств. Деньги в комиссии по-прежнему поступали главным образом за счет добровольных пожертвований, однако если их бывало недостаточно, то необходимая сумма собиралась со всех прихожан. Вышестоящим органом для такой комиссии – как и для школьной комиссии – являлась администрация амта в лице амтмана и пробста. В ее функции входил также разбор разногласий между приходами, которые часто возникали по поводу того, который из них должен содержать того или иного бедняка.
Вскоре, однако, тяжелые времена, наступившие после 1813 г., когда государство объявило себя банкротом, привели к ужесточению законодательства. Так, например, неимущим запрещалось вступать в брак, если они не вернули приходу средства, полученные ими в качестве вспомоществования. Но как свидетельствуют исторические исследования по отдельным областям, многие неимущие все же вступали в брак, так и не выплатив своих долгов. Разумеется, местные власти в основном были заинтересованы в том, чтобы выдать замуж иждивенок своего прихода, однако существуют примеры, когда обе вступавшие в брак стороны относились к категории неимущих. Содержание их обычно вменялось в обязанность тому приходу, где они появлялись на свет, поэтому одиноких беременных женщин приходы старались передать один другому. Решить данную проблему удалось, введя правило, согласно которому хлопоты по содержанию должен был брать на себя тот приход, в котором женщина провела последние десять месяцев перед родами.
Для всего периода реформ характерны глубокие структурные изменения всего датского общества и органов местного управления, проводившиеся политическим руководством страны в духе рационализма и гуманизма, присущих эпохе Просвещения. Стали применяться технические новшества в сельском хозяйстве, подвергся пересмотру ряд правовых аспектов жизни крестьян, противоречивших правам человека, как их понимали в XVIII столетии. Помещики перестали выполнять многие функции органов местной администрации, прежде являвшиеся их исключительной прерогативой. Взамен была создана сеть комиссий, занимавшихся вопросами местного управления. Такая система учитывала передовой опыт своего времени: сочетание работы специальных комиссий, учрежденных для решения отдельных конкретных задач, и работы пастора, в которой использовались лучшие традиции деревенской общины. До 40-х годов XIX в. комиссии возглавляли приходские священники, многие из них и впоследствии сохранили за собой эти посты. Членами комиссий были владельцы крупных земельных наделов и умудренные опытом хозяева-крестьяне. В комиссиях стремились достичь согласия, велась документация. Контроль над действиями комиссий осуществляла "некая дирекция" в лице высших представителей местной церковной и светской власти.
Полицейские функции в имении также были выведены из компетенции помещика и переданы новой инстанции – приходским фогтам. Фогт прихода назначался амтманом из числа жителей прихода и являлся помощником фогта херреда. Последняя весьма важная новая инстанция была создана в 1841 г., когда появился указ об учреждении приходских наблюдательных советов, в известной мере вводивший местное самоуправление. Этот вопрос будет рассмотрен нами несколько позже.
Духовная жизнь общества и общественное мнение
Как уже многократно упоминалось, копенгагенское бюргерство было вовлечено в процесс реформ, на которые наложили свой отпечаток идеи Просвещения. Некоторые реформаторы, будучи государственными чиновниками, содействовали распространению передовых идей в правительственных кругах. Другие являлись носителями еще более радикального мировоззрения, особенно в период Великой французской революции и после нее. Широкое распространение получили антиаристократические и критические по отношению к существующему устройству настроения. Струэнзе ввел полную свободу печати, однако спустя год это оберну-лось против него самого. Струэнзе скорректировал формулировку, изменив ее на "свободу печати при наличии ответственности авторов публикаций", которая была оставлена без изменений его преемником Хёг-Гульдбергом. Однако, когда в 90-х годах XVIII в. два автора публикаций – Мальте Конрад Бруун и П. А. Хайберг, по мнению правительства, зашли в своих статьях слишком далеко, в 1799 г. появился новый королевский указ. Согласно указу, обоих провинившихся выслали из страны (то есть указ имел обратную силу), и их будущей профессиональной деятельности был положен конец.
Идеи Просвещения были чрезвычайно многообразны и подчас противоречивы. Культурное влияние приходило в основном из-за рубежа; этим можно объяснить тот факт, что большое число получивших блестящее образование выходцев с севера Германии стали играть в Дании заметную роль. Многие из них, как, например, Бернсторфы и Ревентловы – выходцы из Ганновера и Мекленбурга, занимали видные посты в правительстве. Впоследствии они приобрели имения в герцогствах и королевстве. Однако большая часть газет, журналов, пьес и прочей литературы того времени издавалась на датском языке. На нем писал свои комедии и выдающийся драматург Людвиг Хольберг, высмеивая, в частности, засилье немецких театральных трупп, игравших на столичных сценах.
В этот период зарождается и датское национальное самосознание. Благодатной почвой для него стал романтизм, на рубеже XVIII-XIX вв. проникавший в Данию из Германии. Однако датские романтики античным сюжетам предпочитали скандинавскую мифологию, а также охотно обращались к национальной истории. В Копенгагене часто происходили выступления против засилья иностранцев, в основном немецких правительственных чиновников, принадлежавших, как правило, к дворянскому сословию. Появившийся в 1776 г. Указ о праве гражданства часто рассматривают как первое проявление чувства патриотизма или национализма, поскольку в соответствии с ним все государственные должности могли занимать лишь лица, имеющие датское происхождение и подданство. Я столице указ вызвал всеобщее ликование. Интересна сама формулировка указа: Датская канцелярия в качестве кандидатов на государственные должности могла рекомендовать лишь тех, кто был рожден "в Нашем государстве", то есть только "датчан, норвежцев и голштинцев". Большинство же нежелательных чиновников-немцев фактически были "иммигрантами во втором или третьем поколении". Все это лишний раз свидетельствует о той антипатии к аристократическому элементу, которую питали жители Копенгагена. |
|