Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава 20. Первая мировая война и межвоенный период  

Источник: ИСТОРИЯ ДАНИИ


 

В период с 1914 по 1939 г. наиболее важными событиями стали мировая война и экономический кризис. Дании удалось сохранить нейтралитет в первой мировой войне, и по ее окончании страна обрела свои нынешние границы. Кризис, начавшийся в 1929 г., особенно тяжело отразился на ведущей экспортной отрасли – сельском хозяйстве, в меньшей степени он затронул более слабый промышленный сектор.

Но если события того времени порождали неуверенность в завтрашнем дне, то экономическая и социальная сфера, как и процесс демократизации общества, и в эти десятилетия развивались в Дании по восходящей. Население страны выросло с почти 3 до 4 млн. человек, а производство продукции в расчете на душу населения – примерно на 40% – темпы экономического роста несколько уступали довоенным, но, тем не менее, оставались весьма высокими. Продолжилась и законотворческая работа в социальной области, которая в итоге – на тот момент времени – нашла свое отражение в социальной реформе 1933 г. И наконец, закон о всеобщем избирательном праве и по содержанию стал соответствовать своему названию, поскольку в 1915 г. его действие было распространено на женщин и прислугу.

Получил всеобщую поддержку введенный в практику благодаря "смене системы" в 1901 г. принцип парламентаризма, хотя он и не был еще закреплен в Основном законе. На политическую арену вышли новые партии, но судьба правительственной власти зависела исключительно от соотношения сил между "Венстре" и консерваторами, с одной стороны, и Радикальной "Венстре" и Социал-демократической партией – с другой. Социал-демократическая партия находилась в процессе постоянного и стабильного роста, а кульминацией ее развития стали выборы 1935 г., когда партия набрала 46% голосов избирателей. Государственное регулирование экономики, которое осуществлялось Данией, как и прочими европейскими странами, во время обеих мировых войн, а также борьба с кризисом 30-х годов имели большое значение для развития датского общества.

Границы государства

В течение описываемого периода территория датского королевства то уменьшалась, то увеличивалась, чтобы, в конце концов, обрести те границы, которые существуют до сих пор.

В 1917 г. последние тропические колонии Дании – Вест-Индские (Виргинские) острова – были проданы Соединенным Штатам, которые придавали им важное стратегическое значение и заплатили за них внушительную по тем временам сумму в 87 млн. крон, что соответствовало полугодовому бюджету датского государства. Тем не менее вопрос о продаже островов вызвал острые политические споры и был вынесен на первый в истории страны всенародный референдум, который проходил, однако, в Дании, а не на островах. Предложение о продаже островов получило поддержку значительного большинства датчан.

Исландия выделилась из состава королевства в качестве самостоятельного государства в 1917 г., однако в последующие 25 лет вынуждена была оставаться в личной унии с Данией, имея общего с нею монарха и общую внешнеполитическую службу. Процесс обретения независимости завершился в 1944 г., когда исландцы на референдуме поддержали предложение объявить страну республикой.

Вопрос о правах на Гренландию приобрел актуальность после того, как полярные экспедиции на рубеже веков доказали, что Гренландия является островом, а не частью североамериканского континента. США в 1917 г. признали правомерным распространение суверенитета Дании над "датскими колониями в Гренландии" на всю территорию острова. Но только после того как Международный суд в Гааге в 1933 г. признал незаконной аннексию Норвегией необжитой территории на восточном побережье, статус всей Гренландии как датской колонии получил окончательное подтверждение. Решающим стало определение суда, признавшего, что Дания вела экономическую деятельность и расширяла сеть поселений на восточном побережье, в частности основав в 1925 г. поселок Скорсбюсунн. Наибольший же всплеск эмоций вызвало воссоединение с Северным Шлезвигом в 1920 г., когда была проведена современная датско-германская граница, а Дания получила весьма необычное приобретение в виде территориального завоевания в результате войны, в которой сама участия не принимала.

Воссоединение с Северным Шлезвигом в 1920 г.

Несмотря на то что надежда на возвращение в лоно королевства хотя бы Северного Шлезвига, где в основном проживало продатски настроенное население, не умерла, после поражения Франции в войне 1870-1871 гг. эта мечта с внешнеполитической точки зрения стала казаться несбыточной. Дания признала себя малым государством, и основная цель заключалась в том, чтобы вообще сохранить государственность. На рубеже веков в газетах можно было встретить будоражившие умы общественности призывы добровольно присоединиться к федеративной Германской империи или попытаться в качестве доминиона войти в состав Британской империи.

Националистические круги в Дании с большой симпатией относились к продатски настроенным шлезвигцам. Но на деле жители Северного Шлезвига оказались предоставленными самим себе. В первые годы они открыто протестовали против германского владычества, однако ряды протестующих начали быстро редеть, и в результате продатские элементы взяли на вооружение более гибкую тактику переговоров с немецкими властями. Они признали за собой обязанность лояльно относиться к решениям германских властей и в рамках этого соглашения старались сохранить в своей среде датский язык и датские культурные традиции, выступая против проводившейся по отношению к ним более или менее активной политики онемечивания. И только один-единственный раз датское государство пришло на помощь датскому населению, оказавшемуся на немецких территориях. Это произошло в 1907 г., когда была подписана датско-германская конвенция, согласно которой дети, чьи родители после событий 1864 г. использовали свое право оптации в пользу Дании, то есть приняли датское гражданство, получили возможность принять немецкое гражданство и тем самым быть причисленными к национальному меньшинству. Но по большому счету межнациональный конфликт считался внутригерманским делом. Да и территориальный вопрос на мирной конференции в Париже в 1919 г. поставила вовсе не Дания, а партия датского меньшинства Шлезвига.

В соответствии с только что признанным правом наций на самоопределение граница устанавливалась по результатам плебисцита. В Северном Шлезвиге, ныне являющемся Южно-Ютландским амтом, проводилось всеобщее голосование, и большинство высказалось за воссоединение с Данией. Что же касается Фленсбурга и других прилегающих к нему областей, то плебисцит проводился лишь в некоторых приходах, где большинство проголосовало "против". Тем не менее в Дании возникло движение, весьма настойчиво выдвигавшее требование о возвращении под эгиду короны по крайней мере самого Фленсбурга, что и послужило причиной так называемого пасхального кризиса 1920 г., о котором будет подробно рассказано ниже.

Установление новой границы не могло решить вопроса о четком территориальном разграничении между датско- и немецкоговорящим населением. По обе стороны от этой границы остались этнические меньшинства, которые не считали ее окончательной, и потому, например, немецкое меньшинство в Южной Ютландии сохраняло надежду на ее пересмотр вплоть до 1955 г., когда Германия официально признала действовавшую границу законной. Она была проведена в таком строгом соответствии с правом наций на самоопределение, что в каждом спорном случае решение принималось в пользу Дании. Последнее подтверждается тем, что ни один из приходов с преобладанием этнических датчан не остался на территории Германии. Что же до немецкого меньшинства в Дании, то политически оно сильно ослабло, так как южноютландские социал-демократы, ранее состоявшие в рядах германской партии, перешли в родственную датскую партию. Тем не менее в течение всего межвоенного периода этническое меньшинство к северу от границ по численности превосходило меньшинство, оставшееся к югу от нее. Правовое положение и тех и других все так же регулировалось законодательством той страны, в которой они проживали, так как Дания по-прежнему заботилась о сохранении своего суверенитета и воздерживалась от подписания датско-германского соглашения о положении национальных меньшинств, предполагавшего действие немецких законов на части ее территории.

Партии и правительство

В 1924 г. социал-демократы сменили "Венстре" в роли крупнейшей политической партии. Готовность действовать в соответствии с общепринятой парламентской практикой они продемонстрировали еще в 1916 г., когда их лидер Торвальд Стаунинг наряду с представителями "Венстре" и консерваторов вошел в состав правительства радикалов во главе с К. Т. Цале в качестве так называемого министра-наблюдателя. В то время партия составляла основу парламентского большинства, поддерживавшего кабинет радикалов, а в 1924 г. Стаунинг сформировал однопартийное социал-демократическое правительство, хотя социал-демократы и не получили абсолютного большинства в парламенте, что ранее объявлялось ими непременным условием прихода к власти. В течение описываемого периода радикализм социал-демократии смягчается, поскольку она во все возрастающей степени старалась представить себя как партию, выражающую интересы широких народных масс, а не только рабочего класса.

Партия "Венстре" по-прежнему оставалась единственной буржуазной партией, способной сформировать правительство. Под руководством Нильса Неергора, Мадсен-Мюгдаля, а впоследствии и Олуфа Крага она пыталась сохранить либеральный курс, что по мере развития событий становилось все труднее, поскольку кризис в сельскохозяйственном секторе привел к необходимости государственного вмешательства, в то время как основную часть электората партии составляли как раз сельхозпроизводители.

Партия радикалов, наиболее видным лидером которых был П. Мунк, в принципе старалась проводить центристский по отношению к двум крупнейшим партиям курс, но, тем не менее, явно склонялась к сотрудничеству с социал-демократами, отчасти и потому, что обе партии в качестве основной задачи выдвигали требование сокращения вооружений.

В результате слияния партии "Хойре" и группировки независимых консерваторов в 1915 г. образовалась Консервативная народная партия. Вновь созданная партия отказалась от традиционной для "Хойре" поддержки идеи о проведении парламентских выборов, предпочитая отдельные социальные группы, попытавшись заручиться поддержкой средних слоев городского населения – мелких собственников и служащих. Самым видным руководителем партии стал Джон Кристмас Мёллер, с 1928 г. возглавлявший партийную фракцию в фолькетинге и считавший одной из главных задач всемерное укрепление обороноспособности страны.

Провели своих кандидатов в фолькетинг и некоторые новые партии. "Шлезвигская партия", с момента воссоединения в 1920 г. представлявшая интересы немецкого меньшинства, в течение всего описываемого периода имела там один мандат. "Правовой союз", основным лозунгом которого было введение налога на прирощенную земельную собственность, начиная с 1926 г., имел от двух до четырех из 149 мест в фолькетинге. В 1932 г. Коммунистической партии Дании удалось провести в парламент двух кандидатов, а позднее – и трех. Такое же количество мандатов завоевала в 1939 г. нацистская Национал-социалистическая рабочая партия Дании. На базе союза с Объединением аграриев, которое возникло на волне протеста против проведения либеральной политики в сельском хозяйстве, Независимая народная партия, впоследствии переименованная в "Крестьянскую партию", провела на выборах 1935 и 1939 гг. соответственно пятерых и четырех своих представителей. И наконец, партия "Датское единство", выступавшая против сотрудничества с германскими оккупационными властями, завоевала три места в фолькетинге на выборах 1943 г. Тем не менее ни одна из вышеназванных партий не имела возможности повлиять на судьбу правительства.

В сущности, формирование кабинета определялось результатами выборов. Коалиция радикалов и социал-демократов сохраняла большинство до 1920 г. Затем большинство получили "Венстре" и консерваторы, и Неергор сформировал правительство "Венстре", которое просуществовало до 1924 г. Когда его кабинет утратил поддержку большинства в фолькетинге, Стаунинг встал во главе первого социал-демократического правительства. Оно ушло в отставку в 1926 г. по причине разногласий с радикалами. Пал и пришедший ему на смену кабинет "Венстре" под руководством Мадсен-Мюгдаля. Сначала он получил поддержку большинства в коалиции с консерваторами, но последние в 1929 г. воздержались от голосования по вопросу о госбюджете, оставив правительство в меньшинстве. На выборах 1929, 1935 и 1939 гг. большинство проголосовало за социал-демократов и радикалов, и эти две партии сформировали двухпартийный кабинет, в котором пост премьер-министра занимал лидер социал-демократов Т. Стаунинг, а министра иностранных дел – П. Мунк. Этот кабинет просуществовал до 1940 г., когда под воздействием начавшейся германской оккупации Дании было создано коалиционное правительство, состоявшее из представителей всех четырех партий.

Новая июньская Конституция 1915 г.

В условиях начавшейся мировой войны соперничающие политические силы в Дании, как и в других странах, пришли к своего рода гражданскому согласию, в результате чего в 1916 г. правительство радикалов включило в свой состав по одному так называемому министру-наблюдателю от трех других партий: социал-демократической, "Венстре" и консервативной. Потепление политического климата создало условия для завершения затягивавшегося на протяжении многих предыдущих лет процесса принятия нового основного закона. Конституция 1915 г. была принята при поддержке всех политических партий и, что весьма символично, подписана королем 5 июня, в тот же день, что и первая Конституция 1849 г.

Согласно новому Основному закону, всеобщее избирательное право распространялось и на тех граждан, которые ранее были его лишены, то есть на женщин и на прислугу, не имеющую собственного домашнего хозяйства. В отношении выборов в фолькетинг был сделан определенный шаг к введению пропорциональной системы за счет включения в правила выборов в одномандатных округах пункта об институте дополнительных мандатов, предоставлявшие преимущество именно "Венстре". Однако разногласия по поводу избирательного закона все еще оставались, и в 1920 г. он вновь претерпел изменения, предполагавшие замену одномандатных округов региональными округами (амтами), в которых несколько мандатов распределялись по пропорциональному принципу.

Упразднялся предоставлявший привилегии некоторым категориям кандидатов закон о выборах в верхнюю палату парламента.

Отныне и на выборы в ландстинг распространялось действие всеобщего избирательного права, а в качестве гарантий против излишнего вольнодумства увеличивался возрастной ценз избирателей, а срок полномочий его членов устанавливался в восемь лет. Упразднялось и право короля назначать часть членов верхней палаты, их места теперь занимали депутаты, назначенные депутатами ландстинга предыдущего созыва. На практике эти правила позволили либералам и консерваторам удерживать большинство в верхней палате вплоть до 1936 г. До той поры для принятия тех или иных законов коалиционные правительства радикалов и социал-демократов вынуждены были идти на соглашение по меньшей мере с одной из оппозиционных партий.

В новом Основном законе появилось также положение о том, что поправки к конституции принимаются лишь в том случае, если на всенародном референдуме за них проголосует не менее 45% общего числа избирателей. Это положение не создало никаких проблем во время голосования по вопросу о воссоединении Шлезвига с Данией в 1920 г. А вот проекту нового основного закона, предполагавшему упразднение ландстинга и получившему одобрение со стороны значительного большинства, поскольку за него голосовали социал-демократы, радикалы и консерваторы, не хватило всего лишь нескольких голосов, чтобы преодолеть установленный порог.

В соответствии с принципами нового Основного закона в 1916 г. было ликвидировано неравенство в избирательном праве, относящемся к выборам в советы амтов, а в 1919 г. прерогатива избрания бургомистров перешла от правительства к самим городским советам. В том же году произошло разделение между исполнительной и судебной властью на низовом уровне, когда функции городского фогда были распределены между судьей и начальником полиции. Вплоть до 1938 г. служба полиции оставалась в основном в ведении коммунальных властей.

Пасхальный кризис 1920 г.

Принцип парламентаризма, предполагающий уход правительства в отставку по требованию большинства фолькетинга, лежал в основе политической практики Дании с 1901 г., однако формально он не был закреплен в новом Основном законе и в пасхальные дни 1920 г. подвергся серьезному испытанию.

Основы гражданского мира, существовавшего в первые годы войны, постепенно подтачивали возникавшие политические противоречия. В январе 1918 г. как "Венстре", так и консерваторы отозвали своих министров-наблюдателей из правительства, которое, однако, на апрельских выборах в фолькетинг сохранило за собой хрупкое большинство, состоявшее из радикалов и социал-демократов.

Не прошли бесследно укрепление и радикализация позиций рабочего движения в годы, предшествовавшие окончанию войны. Центральное объединение профсоюзов Дании (ЦОПД), за это время удвоившее количество членов, выдвинуло требование о компенсации рабочим потерь, связанных со снижением реальной заработной платы в военные годы, когда рост цен, несмотря на все предпринимавшиеся меры, значительно превышал рост оплаты труда. Профсоюзы добились успеха в этом вопросе, а в 1919 – 1920 гг. им удалось провести в жизнь свое давнее требование о введении восьмичасового рабочего дня как в общественном (в скандинавских странах под общественным сектором понимается совокупность государственных и коммунальных учреждений, – прим. ред.), так и в частном секторе, правда за исключением сельскохозяйственной отрасли.

Ни синдикалистам, ни коммунистической партии, образованной на волне революции в России в 1917 г., не удалось привлечь на свою сторону сколько-нибудь значительное число сторонников, а уличные беспорядки, дважды вспыхивавшие в Копенгагене в 1918 г., так и остались незначительными эпизодами. Тем не менее в буржуазных кругах опасались развития революционных событий, ив 1919 г. военное руководство по собственной инициативе разработало так называемый план "П", предполагавший создание надежной армейской структуры, силы которой можно было бы задействовать против революционеров или участников стачек, угрожавших устоям государства.

Пасхальный кризис в марте-апреле 1920 г. был обусловлен несколькими факторами. Разгорался конфликт на рынке труда, чреватый локаутом и всеобщей забастовкой. Во внутриполитической области правительство, пытаясь провести законопроект, представлявший собой еще один шаг на пути к введению пропорциональной системы, натолкнулось на ожесточенное сопротивление со стороны "Венстре". Вдобавок возникли споры вокруг вопроса о будущем Фленсбурга.

Еще одна попытка вернуть Дании крупнейший город Шлезвига или по крайней мере привести Средний Шлезвиг под международную юрисдикцию была инициирована в первую очередь националистически настроенными правыми кругами. Они даже направили собственную делегацию на мирную конференцию в Париж, где, однако, несмотря на благожелательное отношение Франции, их требование не прошло, так как правительство настаивало на выполнении решений, принятых референдумом. Тем не менее попытка позаботиться о судьбе оказавшихся к югу от национальной границы соотечественников нашла отклик в народе, включая и членов правительственных партий. Когда же двое парламентариев, соответственно представлявших радикалов и социал-демократов, заявили в прессе о том, что не поддерживают позицию правительства по этому вопросу, казалось, будто кабинет утратил большинство в нижней палате парламента. Однако этого не произошло, к тому же расклад сил и в противном случае оказался бы неясным, поскольку один из членов фракции консерваторов заявил, что по этому вопросу поддержит точку зрения правительства. Тем не менее король Кристиан X предпринял необычный шаг и отправил правительство Цале в отставку, назначив вместо него рабочий кабинет под руководством поверенного в делах Верховного суда Отто Либе.

Социал-демократы и радикалы восприняли происшедшее как государственный переворот. В ответ на вызов со стороны короля ЦОПД пригрозило начать всеобщую забастовку, и в течение нескольких дней датское общество находилось на грани конфликта. Эти события заставили короля отступить, и в день Пасхи был достигнут компромисс, в результате чего на смену правительству Либе пришел новый рабочий кабинет, который, в отличие от предшественника, предпочел до назначения новых выборов созвать ригсдаг с целью изменения избирательного закона. Вскоре ЦОПД и Союз предпринимателей достигли согласия по поводу нового коллективного договора, а хрупкая надежда на возвращение в состав Дании Фленсбурга была окончательно разрушена победившими в мировой войне державами.

Разрешение Пасхального кризиса не смогло приглушить ни социальных, ни политических противоречий, которые стали характерной чертой развития общества в 20-х годах. Однако если и существовали сомнения в действенности принципа парламентаризма, то теперь от них не осталось и следа.

Внешняя и оборонная политика

В течение всего описываемого периода сменявшие друг друга правительства старались проводить политику нейтралитета. На практике, однако, речь могла идти только о весьма специфическом нейтралитете, в условиях, когда у страны не было эффективной обороны от нападения со стороны Германии, и потому она вынуждена была действовать с оглядкой на своего большого южного соседа.

Это выяснилось через несколько дней после начала первой мировой войны, разразившейся 1 августа 1914 г., когда правительство, пойдя навстречу обращению германских властей, приняло решение об изменении установленных ранее правил проведения политики нейтралитета. Вместо того чтобы оставить Эресунн и другие проливы свободными, правительство согласилось их заминировать, что было направлено исключительно против британского флота, ибо германские военно-морские силы осуществляли переход между Северным и Балтийским морями через Кильский канал. Тогда еще не было известно, что англичане и не ставили себе целью проникновение в Балтийское море.

Хотя правительство радикалов во главе с Цале считало, что защищать суверенитет Дании военным путем – дело безнадежное, оно, действуя в соответствии с законом об обороне от 1909 г., после начала войны поставило под ружье армию в количестве 50 тыс. человек, призванную прежде всего встать на защиту острова Зеландия и – в конечном итоге – Копенгагена. В действительности же единственной задачей армии оставалось обеспечение нейтралитета и в первую очередь недопущение использования датских территориальных вод в военных целях. Постепенно, однако, призванный контингент сократился наполовину.

Главная же проблема заключалась в поддержании внешнеторгового оборота на достигнутом высоком уровне. Примерно третья часть произведенной в Дании продукции, в основном продукты питания, шла на экспорт, взамен страна импортировала жизненно необходимые для ее экономики уголь, другие сырьевые товары, искусственные удобрения и корма. Великобритания и Германия являлись крупнейшими торговыми партнерами Дании, и поэтому министр иностранных дел Эрик Скавениус при поддержке наиболее известных представителей датского делового мира предпринимал энергичные попытки убедить руководителей этих государств в том, что соблюдение норм международного права в торговле с нейтральными странами служит их собственным интересам. Наибольшую несговорчивость проявляла Англия, так как запрет на ввоз в Германию продуктов питания являлся частью стратегии западных держав. Однако более или менее благоприятной ситуация сохранялась лишь до 1917 г., затем она резко изменилась по двум причинам.

В феврале Германия объявила о начале неограниченной подводной войны, что вынудило датчан направлять транспорты с товарами для Англии при помощи конвоя трудным и опасным северным путем между норвежским городом Бергеном и Шотландией. Всего за время войны датский торговый флот потерял 275 судов, а 700 моряков погибли.

В апреле в войну вступили США. Тем самым нейтральные страны лишились самого главного защитника своих интересов. Как выяснилось, американцы оказались еще более рьяными сторонниками блокады, нежели англичане. Так, например, они наложили эмбарго на поставки кормов для датского сельского хозяйства. И вплоть до заключения мирного соглашения в июне 1919 г. экономика Дании испытывала в значительной степени последствия блокады Германии, введенной западными державами. В общем и целом внешнеторговый оборот страны уменьшился почти наполовину, а с учетом неурожая в предшествующие годы неудивительно, что в Дании возникла нехватка наиболее необходимых товаров повседневного спроса. Дефицит зерна ко всему прочему послужил поводом для повышения налога на спиртные напитки. Решение о резком повышении акцизов на алкоголь было принято под давлением обществ трезвости в 1917 г., собравших более 700 тыс. подписей под воззванием о введении сухого закона.

В результате поражения Германии и заключения Версальского мирного договора, согласно которому германская армия сократилась до 100 тыс. человек, давление внешнеполитического фактора на Данию ослабло, и в 1920 г. страна вступила в Лигу Наций, оговорив, правда, возможность неучастия в санкциях военного характера против нарушителей мирных договоров. В 1922 г. благодаря соглашению между "Венстре" и консерваторами ригсдаг принял новые законы об обороне, которые в соответствии с общей ситуацией в Европе предусматривали значительное сокращение расходов на военные нужды. Кроме того, подверглось ревизии толкование самого понятия "оборона": если раньше под обороной подразумевалась защита государства от посягательства извне, то теперь ее задачи сузились до защиты нейтралитета, в данном случае недопущения использования датской территории воюющими державами.

Но если внешнеполитический курс не вызывал существенных споров, то вопрос об обороне стал предметом серьезных разногласий в области внутренней политики. Против снижения уровня обороноспособности страны выступили прежде всего представители консервативных и военных кругов. Признавая отсутствие у Дании возможности в случае нападения Германии противостоять ей один на один, они, тем не менее, настаивали на наличии сильной армии в стране. Это позволило бы ей избавиться от ярлыка небоеспособной державы и воспользоваться своим шансом в ситуации, подобной сложившейся во время первой мировой войны, когда основные силы немцев были задействованы на других фронтах. В то же время социал-демократы и радикалы считали защиту страны военными средствами бесполезным занятием и предлагали сократить вооруженные силы до минимума. В результате соглашения, достигнутого с "Венстре", эти две партии в 1932 г. добились дальнейшего сокращения армии.

Проблема обострилась в 1933 г. после прихода к власти Гитлера и последующей милитаризации Германии. Особую тревогу вызывал пограничный вопрос, так как Германия считала уступку Северного Шлезвига Дании навязанной ей Версальскими соглашениями и поэтому официально не признала делимитацию 1920 г. (это произошло только в 1955 г.). Уже в пасхальные дни 1933 г. шлезвиг-голштинские политики выступили с требованием о пересмотре границы. И хотя они не получили официальной поддержки Берлина, отношение последнего к данной проблеме оставалось для датчан неясным, тем более что угроза нападения со стороны вновь вооружившейся до зубов агрессивной нацистской Германии все возрастала.

В стане социал-демократов такое развитие ситуации породило сомнения в отношении проводившейся партией оборонной политики. Убедительной альтернативы найдено, однако, не было, и партия довольствовалась тем, что отказалась от требований дополнительного сокращения армии. В 1937 г. британское правительство ясно дало понять, что Дании не следует рассчитывать на военную помощь с ее стороны в случае нападения Германии.

Новый закон в области обороны, проведенный в парламенте социал-демократами и радикалами в том же году, предполагал осуществление модернизации вооруженных сил, но не изменение их численного состава.

В отношении Германии Дания проводила осторожную, характерную для малого государства политику. Она присоединилась к экономическим санкциям, введенным Лигой Наций против Италии, в 1935 г. осуществившей вторжение в Эфиопию, но годом позже воздержалась при голосовании в этой организации по резолюции, осуждавшей ввод Гитлером войск в демилитаризованную Рейнскую область. Датская пресса получила указание проявлять сдержанность в критике нацистского режима, а весной 1939 г. Дания, единственная из соседних с Германией стран, одобрила предложение Гитлера о заключении пакта о ненападении, хотя последний служил интересам германской пропаганды и не содержал никаких гарантий безопасности Дании.

Капитуляция 9 апреля 1940 г. явилась логическим завершением проводившегося курса в области внешней и оборонной политики.

Проблема беженцев

Что же касается политики в отношении иммигрантов, то внешние факторы влияли на нее лишь в малой степени. В основных чертах она основывалась на законе, принятом в 1926 г. и предписывавшем гражданам иностранных государств, собиравшимся пробыть на территории Дании более трех месяцев, подать ходатайство о получении вида на жительство и разрешения на работу. Первое предоставлялось лицам, чья жизнь и свобода на родине находились под угрозой, а последнее – только тем, чьи способности и квалификация представляли особую ценность для датского общества или работодателей. Непременным условием получения статуса иммигранта был отказ от политической деятельности. Не-желательным лицам запрещалось пересечение границы. В целом эти правила соответствовали действовавшим в других странах. В соответствии с законами того времени, считалось, что государство имеет право предоставить политическое убежище, в то время как иммигранты не обладают правом на его получение.

Проблема обострилась после прихода к власти Гитлера в Германии в 1933 г. Поскольку одним из условий выдачи вида на жительство являлось предоставление заявителем гарантии, что датскому обществу не придется нести расходы, связанные с его пребыванием в стране, возникли различные комитеты вспомоществования, которые взяли на себя обеспечение подобного рода гарантий для переселявшихся в Данию социал-демократов, коммунистов, представителей интеллигенции и лиц еврейской национальности. Таким образом, приток в страну иммигрантов в какой-то степени ограничивался экономическими возможностями этих комитетов.

Особые правила действовали в отношении евреев, эмигрировавших из Германии. С одной стороны, потому, что лишь немногие из них признавались политическими беженцами на законных основаниях, а с другой – потому, что речь могла пойти об очень большом количестве иммигрантов этой категории. Введение ограничений по отношению к ним обосновывалось в первую очередь стремлением сохранить рабочие места для датчан, и это объяснение звучало весомо на фоне высокого уровня безработицы в 30-х годах. Однако характер взаимоотношений с Германией диктовал скорее проведение иной политики в этой области, ибо гитлеровский режим пытался всеми силами вынудить евреев эмигрировать и обрушивался с критикой на те страны, которые отказывались их принимать. На самом же деле лишь малая часть еврейских беженцев осела в Дании. Большинство из них переехали в другие страны, прежде всего в Америку.

Структура занятости и рынок труда

Процесс оттока сельских жителей в города продолжился. Если в 1911г. в сельском хозяйстве было занято 37% населения, то в 1940 г. – 28%. В городах развивались торговля и промышленность, причем в обоих секторах в основном за счет роста числа малых и средних предприятий. Кустарно-ремесленнический сектор переживал период застоя, но в абсолютных показателях количество занятых в нем не уменьшилось. Дело в том, что, во-первых, в некоторых отраслях, например в строительстве, отсутствовала конкуренция с промышленными предприятиями, и, во-вторых, преимуществом кустарных и ремесленных производств по-прежнему оставалась их близость к потребителю. Доля общественного сектора в производстве национального продукта в данный период возросла с 10 до 17%, что привело к увеличению числа служащих, пусть даже и не такому значительному, как в более поздние времена.

Несмотря на сокращение количества работающих в сельском хозяйстве, оно по-прежнему считалось основной отраслью датской экономики. Хотя доля сельскохозяйственного производства в совокупном экспорте уменьшилась, еще в 1939 г. она составляла 72%, и, таким образом, аграрный сектор с точки зрения внешнеторговой политики сохранил за собой главенствующее положение. Не изменилось и общепринятое представление о том, что такое положение сельскохозяйственной отрасли в экономике Дании предопределено ее природными особенностями. Робкие голоса, призывавшие исходить из перспектив, связанных с развитием промышленного производства, заглушались контраргументами об отсутствии в Дании источников сырья. При этом сторонники данной точки зрения забывали о проявившейся еще в середине XIX в. долгосрочной тенденции снижения цен как на сырье, так и на продукцию сельского хозяйства по сравнению с товарами промышленного производства. Эта тенденция значительно усилилась в период кризиса 30-х годов XX столетия.

Предпринимались также серьезные усилия для поддержания уровня занятости в аграрном секторе. Количество хозяйств по-прежнему превышало 200 тыс., а размеры большинства хозяйств хусманов увеличились. Это давало возможность семье зарабатывать на жизнь трудом на своем наделе, а не в качестве наемной силы в крупных хозяйствах. Продолжился процесс дробления земельной собственности, и некоторым самым мелким хозяйствам были предоставлены дополнительные наделы, с тем чтобы основным источником доходов крестьянской семьи оставался труд на собственном участке. Перераспределению подлежали среди прочего земли, принадлежавшие священнослужителям, а также ленные владения и родовые поместья, которые в 1920 г. перешли в свободное пользование, в ряде случаев за счет уступки одной трети земельной собственности.

Часть новых участков не продавалась, а передавалась хусманам в аренду. Это были так называемые государственные хусманские хозяйства, которые стали создаваться после принятия в 1919 г. соответствующего закона, основанного на идеях Г. Джорджа, получивших распространение среди членов правящей партии Радикальная "Венстре" и предполагавших определение стоимости земли в зависимости от географического расположения участка и действующих рыночных цен. Поэтому величина арендной платы за пользование этими новыми земельными участками устанавливалась не на постоянной основе, а изменялась в соответствии с колебаниями конъюнктуры в аграрном секторе. После Второй мировой войны эти хозяйства перешли в полную собственность их владельцев.

Тем не менее именно город обеспечивал работой растущее население страны, а основные изменения в структуре занятости городского населения повлекли за собой мощное развитие профсоюзного движения в годы первой мировой войны и сразу по ее окончании. С 1914 по 1919 г. количество членов Центрального объединения профсоюзов Дании увеличилось со 122 тыс. до 277 тыс., и, несмотря на некоторое снижение в 20-х годах, в последующее десятилетие вновь существенно выросло и в 1939 г. составило полмиллиона человек. В этом отношении ситуация в Дании и других Скандинавских странах отличалось от прочих европейских государств, где кризис в основном привел к сокращению численности профсоюзов. Объясняется данный феномен в первую очередь тем, что в Дании деятельность касс по выплате пособий безработным находилась в ведении профсоюзов. Поэтому, если не входящему в профсоюз рабочему, к примеру, приходилось обращаться за получением пособия по бедности, муниципалитет первым делом помогал ему с уплатой членских взносов в кассу по выплате пособий безработным. Противоречия между государственными кассами подобного рода имелись и в те времена. Определенную роль сыграл тот факт, что часть растущего числа служащих Дании была организована в профсоюзы.

В описываемый период профсоюзное движение добилось существенных успехов. Так, давнее требование о введении восьмичасового рабочего дня для работающих в городе было удовлетворено в 1919-1920 гг., а при перезаключении коллективных договоров все большее количество рабочих получало право на отпуск. Этот процесс завершился принятием в 1938 г. закона об отпусках, согласно которому всем занятым как на частных, так и на государственных предприятиях предоставлялся двухнедельный летний отпуск.

Главным же являлась, разумеется, борьба за повышение заработной платы. Колебания экономической конъюнктуры в 20-х годах в Дании, как и в других странах, служили поводом для ряда трудовых конфликтов между рабочими и работодателями. Первые в период роста экономики бастовали с целью добиться повышения заработной платы, а вторые, напротив, объявляли локаут в надежде снизить ее в период падения цен и прибыли. Наиболее серьезный конфликт имел место в 1925 г., когда профсоюз неквалифицированных рабочих провел массовую и продолжительную забастовку, во время которой, в частности, докеры, занимавшиеся погрузкой продукции сельского хозяйства, прекратили работу и тем самым блокировали экспорт в Великобританию. Работодатели попытались заменить их не входившими в профсоюз сельскохозяйственными рабочими (этот случай был последним в истории Дании, когда штрейкбрехеры использовались в такой мере), однако это привело к тому, что английские докеры отказались разгружать суда с продукцией датских аграриев. Ситуация обострилась настолько, что правительство социал-демократов всерьез рассматривало возможность вмешаться в конфликт. Этого удалось избежать, однако в знак протеста против недостаточной поддержки со стороны профсоюзов квалифицированных рабочих профсоюз неквалифицированных рабочих на некоторое время вышел из состава ЦОПД.

В 30-х годах XX в. количество трудовых конфликтов между профсоюзами и работодателями сократилось вдвое, отчасти по причине вмешательства со стороны государства (см. ниже), которое воспрепятствовало резкому снижению заработной платы при падении цен. Дешевизна продуктов питания способствовала существенному увеличению реальной почасовой заработной платы в 30-х годах. И постепенно в общественном сознании укрепилась мысль о том, что вектор динамики зарплаты, как и локтевой сустав человека, может двигаться только в одну сторону – вверх.

Развитие народного хозяйства в 1914-1931 гг.

В августе 1914 г. правительство получило широкие полномочия для осуществления государственного регулирования экономики. Во-первых, это было сделано для того, чтобы устранить возможность дефицита товаров на внутреннем рынке, а во-вторых – во имя обеспечения нейтралитета, предполагавшего ограниченную торговую деятельность, которая удовлетворяла бы в равной степени потребности обеих воюющих сторон. Экспорт перешел под государственный контроль. Кроме того, правительство получило обширные возможности воздействия на развитие национальной экономики.

Одним из средств борьбы с резким ростом цен, происходившим с началом войны во всей Европе, стало введение потолка цен на продукты питания и товары повседневного спроса. Другим – экспроприация товарных складов и распределение сырьевых ресурсов с целью производства в первую очередь наиболее необходимой для страны продукции. И наконец, в последние военные годы, когда товарный дефицит достиг действительно больших размеров, было введено распределение продуктов питания и топлива по карточкам, опять же с целью обеспечения менее зажиточных слоев населения.

Все эти меры нашли отражение в так называемых августовских законах, полностью изменявших условия хозяйственной деятельности, основанной на либеральных принципах, и впоследствии ставшие предметом политических дискуссий. Эти законы, предоставлявшие широкие полномочия министру внутренних дел Ове Роде, были единодушно приняты парламентом в качестве меры, продиктованной войной, которая, как все еще надеялись, продлится недолго. Они просуществовали в течение пяти лет, но приобрели долгосрочное значение, поскольку доказали возможность государственного управления народным хозяйством и явились прологом сотрудничества между государственным аппаратом и головными организациями рынка труда, которое в различных формах продолжалось и в последующие десятилетия. Поскольку государственная администрация не обладала достаточными ресурсами для решения такой задачи, ее выполнение было возложено на Чрезвычайную комиссию, в состав которой входили политики и представители деловой элиты и рекомендации которой детально прорабатывались и профсоюзами, и работодателями.

Действие августовских законов не ограничивалось какими-либо сроками, и правительство собиралось частично сохранить государственное регулирование и по окончании войны. Однако, когда в 1919 г. встал вопрос о государственном займе, требовавшем одобрения в ландстинге, кабинету пришлось уступить давлению со стороны оппозиции и приступить к постепенному свертыванию государственного регулирования.

Однако вряд ли этот факт явился решающим для отказа от государственного вмешательства. Вся Европа стремилась вернуться к существовавшим до войны либеральным принципам торговли. Вера в то, что мировой рынок является локомотивом экономики, оставалась незыблемой, а меры, принятые в период войны, в общем и целом считались временными, вызванными необходимостью.

В Дании эти настроения получили и практическое воплощение, поскольку к власти вернулась партия "Венстре". Это произошло в результате выборов 1920 г., которые закончились катастрофическим поражением радикалов, сохранивших, правда, за собой ключевое положение в политике, но выбывших из числа крупнейших партий. Либералы и консерваторы получили большинство в обеих палатах парламента, и левые сформировали кабинет во главе с Нильсом Неергором.

Новый кабинет, однако, вскоре столкнулся с серьезными проблемами. В мае, когда он приступил к своим обязанностям, конъюнктура в мире была еще благоприятной. Необходимость восстановления хозяйства воевавших стран обещала широкие возможности сбыта; производство и цены росли. Но осенью 1920 г. стало ясно, что спрос не обеспечен соответствующей покупательной способностью, и цены рухнули. Для мировой экономики этот так называемый послевоенный кризис оказался столь же глубоким, как и тот, что разразился в 1929 г., но более кратковременным: уже в 1923 г. начался экономический подъем.

В Дании кризис затронул в первую очередь сельское хозяйство, а затем – ив наибольшей степени – городской сектор экономики, где уровень безработицы достиг опасного предела. Во многом против своей воли кабинет вынужден был ввести временное нормирование иностранной валюты и таможенные пошлины на импорт в целях защиты датских производителей. Тем не менее в основных чертах либеральную экономику удалось воссоздать, и, несмотря на колебания конъюнктуры, остававшейся, впрочем, в 20-х годах в общем и целом благоприятной, Дания сохранила за собой статус страны со свободной торговлей.

Осенью 1922 г. произошла скандальная история, связанная с возможным крахом Крестьянского банка. Он оказался в числе других финансовых институтов, на деятельности которых сказались последствия банкротства их деловых партнеров. Основной причиной серьезных затруднений Крестьянского банка явилось невозвращение крупных кредитов, предоставлявшихся одной торговой компании для проведения операций на российском рынке. Однако в данном случае речь шла о крупнейшем банке страны, и с целью предотвратить непредсказуемые последствия, связанные с его крахом, правительство несколько раз приходило на помощь, предоставляя ему займы и субсидии.

Такие действия противоречили политике кабинета Неергора, направленной на сокращение государственных расходов. Но в долговременной перспективе ситуация с Крестьянским банком оказала положительное влияние: в новом законе о банках, принятом в 1930 г., требования к величине собственного капитала и ликвидности финансовых учреждений были ужесточены настолько, что датская банковская система сумела пережить кризис 30-х годов без особых потрясений.

Основным средством для воссоздания существовавших в довоенное время условий международной торговли считалось возобновление действия золотого паритета валюты, которое в большинстве стран было прервано с началом войны. Это означало, что стоимость валюты в каждой стране снова должна была соответствовать определенному количеству граммов золота, в результате чего ее курс оказывался постоянным по отношению к курсам других валют. Необходимость последовать примеру других стран не вызывала в Дании разногласий, но по вопросу о курсе кроны они существовали. Вопрос приобрел особую актуальность в период правления кабинета Стаунинга, а именно в 1925 г., когда крупнейший внешнеторговый партнер страны – Великобритания установила существовавший до начала войны уровень золотого содержания фунта стерлингов. Ожидания того, что Дания сделает то же самое, привели реальный курс кроны в соответствие с номинальным. В такой ситуации правительство решило вернуться к изначально установленному уровню золотого содержания национальной валюты, "настоящей кроне", как тогда говорили. После выборов к власти пришел новый кабинет "Венстре", и, хотя поводом для этого послужили разногласия в отношении антикризисных мер, причиной происшедшего явилось именно данное решение, поскольку радикалы считали наблюдавшийся за это время рост цен и заработной платы настолько значительным, что подобный шаг мог нанести ущерб экспортным возможностям страны.

Правительство Мадсен-Мюгдаля пыталось проводить сбалансированную политику за счет снижения государственных расходов, в том числе за счет наступления на уровень зарплаты служащих, занятых в общественном секторе. В то же время работодателям в частном секторе также удалось в 1927 г. уменьшить почасовую оплату труда примерно на 5%. Кроме того, кабинет предпринимал попытки укрепить курс национальной валюты за счет воссоздания существовавшего до войны скандинавского валютного союза. Когда в 1875 г. крона пришла на смену ригсдалеру, ее стоимость была приравнена к точно такому же количеству граммов золота, как шведская и норвежская крона. Тем самым был заключен валютный союз между тремя Скандинавскими странами, что давало возможность свободного хождения валют каждого из этих государств в двух других. Однако идея возрождения валютного союза была встречена с сомнениями со стороны как датских, так и шведских экономистов, что само по себе свидетельствует об отсутствии стабильности, характерном для развития народного хозяйства в 20-х годах. В результате переговоры о возрождении валютного союза затянулись, и разразившийся мировой кризис положил конец новой, весьма короткой эре золотого валютного паритета. И когда осенью 1931 г. Великобритания "отошла от привязки национальной валюты к золоту", Дания последовала ее примеру.

Кризис 30-х годов

Наступивший в 1929 г. в Америке экономический кризис не затронул напрямую датскую экономику. Всего лишь 1% экспортной продукции страны направлялся в США, а приток американского капитала не играл никакой роли в развитии экономики. Однако вне зависимости от этих факторов в Европе стал углубляться кризис в аграрном секторе по мере роста производства сельскохозяйственных продуктов, сильно сократившегося в воевавших странах в период первой мировой войны.

В самом начале кризиса ситуация на мировом рынке складывалась для датского сельского хозяйства благоприятно, поскольку в конце 20-х годов упали цены на зерно. Дешевизна импортного зерна создала основу для существенного увеличения поголовья свиней, поэтому датские аграрии предприняли крупные инвестиции в строительство новых свиноферм. Однако, по мере того как кризис охватывал все большее количество стран, в условиях сокращения спроса там стали вводить протекционистские меры в пользу собственных производителей. В результате свободный рынок, оставшийся в немногих странах, оказался перенасыщенным. Важнейшим из них для Дании был британский рынок, на котором в 1931 г. в связи с увеличившимися поставками датского бекона и австралийского масла цены резко упали. Уменьшение прибыли и, соответственно, отсутствие отдачи от вложений, сделанных в предшествующие годы, привели к образованию огромной задолженности в аграрном секторе и поставили сельхозпроизводителей в столь сложное положение, что принудительные аукционы по продаже хозяйств с молотка стали обычным делом. К тому же снижение покупательной способности в сельскохозяйственной отрасли отразилось и на промышленности в городах, ориентированной в основном на производство товаров для внутреннего рынка. В 1932 г. уровень безработицы достиг рекордной высоты.

Несмотря на то что теория Дж. М. Кейнса о преимуществах проведения экспансионистской финансовой политики в те времена была уже известна, правительство строго придерживалось принципа сведения бездефицитного госбюджета. И хотя в кредитной сфере произошло весьма скромное оживление благодаря тому, что целый ряд муниципалитетов пошел на государственные заимствования для покрытия резко возросших расходов на социальные нужды, вряд ли это оказало серьезное влияние на развитие ситуации.

Единство взглядов крупнейших партий на необходимость осуществления антикризисных мер объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, после того как консерваторы в 1929 г. отправили в отставку кабинет Мадсен-Мюгдаля, отношения между двумя оппозиционными буржуазными партиями оставались прохладными. Во-вторых, пришло осознание того, что кризис был обусловлен причинами внешнего порядка и, таким образом, сам по себе не являлся поводом для политических баталий. А необходимость в достижении межпартийных соглашений возникла в начале 1936 г., когда коалиция социал-демократов и радикалов во главе с Т. Стаунингом и П. Мунком завоевала большинство мест в ландстинге.

Первое межпартийное соглашение такого рода было достигнуто с консерваторами в октябре 1931 г. Как и большинство последующих подобных соглашений, оно было достигнуто с целью оказать помощь как оказавшимся в кризисной ситуации сельхозпроизводителям, так и безработным в городах. Соответствующим был первый в истории случай вмешательства правительства в конфликт на рынке труда – и, во-вторых, воздержаться при голосовании закона о социальной реформе, о которой речь пойдет ниже. В то же время этой партии удалось добиться от кабинета существенного снижения курса кроны. В результате доходы сельхозпроизводителей, экспортная продукция которых оплачивалась в иностранной валюте (в первую очередь в фунтах стерлингов), в пересчете на национальную валюту возросли. Это соглашение в полной мере выражает дух прагматизма, который был характерен для того времени. Не отказываясь в принципе от своих либеральных установок, левые, в сущности, признали, что защищают интересы сельских производителей точно таким же образом, как и социал-демократы – интересы рабочих.

В то же время с экономической точки зрения соглашение обладало своей внутренней логикой. Вмешательство государства в конфликт на рынке труда не сказалось на уровне заработной платы. А необходимая корректировка в условиях ухудшения экономического положения в годы кризиса произошла за счет повышения цен, которое повлекла за собой девальвация кроны. Реальная почасовая заработная плата, рост которой в предыдущие годы из-за падения цен (прежде всего на продукты питания) носил взрывной характер, после девальвации постепенно снизилась, хотя ее уровень по-прежнему значительно превосходил соответствующие показатели 20-х годов. "Соглашение на Канслергадэ" представляло собой социальный компромисс и позволило стране избежать таких сильных потрясений, какие сопровождали развитие ситуации в Германии и во Франции, которые продолжали проводить политику золотого обеспечения национальной валюты и поэтому не имели возможности использовать девальвацию в качестве инструмента настройки экономического механизма. Обстановка на рынке труда в 30-х годах была относительно спокойной, и количество потерянных вследствие трудовых конфликтов рабочих дней снизилось наполовину по сравнению с аналогичным показателем предыдущего десятилетия.

В качестве антикризисных мер был предпринят также ряд шагов, направленных на регулирование сельскохозяйственного производства. После того как Великобритания на конференции в Оттаве в 1932 г. пообещала предоставить британским доминионам статус привилегированного торгового партнера, экспорт датских продуктов питания в эту страну сократился, что вызвало необходимость ограничить их производство. Так, например, каждому сельхозпроизводителю выделялась квота, ограничившая количество свиней, поставлявшихся им на скотобойни по обычной цене. Поставки же сверх выделенной квоты оплачивались в меньшем размере.

В общем и целом государственное регулирование экономики носило широкомасштабный характер, и среди современников господствовало убеждение, что так будет продолжаться и в дальнейшем, что либерализм обанкротился окончательно и бесповоротно. Этот сдвиг в общественном сознании характеризуется тем, что две партии, в наибольшей степени ассоциировавшиеся с либеральными идеями – "Венстре" и радикалы, за период между выборами 1929 и 1935 гг. обе лишились поддержки избирателей, представлявших 12% всего электората страны, – динамика для того времени огромная, однако вполне соответствовавшая мировым тенденциям.

Социальная реформа 1933 г.

Один из пунктов "соглашения на Канслергадэ" предполагал, что "Венстре" не станет голосовать "против" предложенного министром социальных дел К. К. Стайнке проекта социальной реформы.

Хотя и считается, что реформа явилась основой созданного в послевоенные годы государства всеобщего благоденствия, она не вносила каких-то кардинальных изменений в сложившуюся к тому времени систему. Реформа носила прежде всего административный характер, поскольку предусматривала унификацию социального законодательства, сведение ранее принятых многочисленных законов в четыре новых, что упрощало управление социальной сферой.

Закон о страховании по безработице текстуально повторял соглашение, годом ранее заключенное правительством с обеими буржуазными партиями. Эта проблема являлась предметом дискуссий в предыдущие годы. Дело в том, что во время первой мировой войны правительство радикалов смягчило действие закона 1907 г., предусматривавшего строгое следование страховому принципу, и повысило долю выплат государства и муниципалитетов в систему страхования по безработице. В период правления кабинета Неергора дотации государства снова были снижены – однако в меньшем, чем предполагалось, объеме. Первоначальные планы подверглись ревизии, с тем чтобы новые условия оказались приемлемыми для профсоюзов и они продолжили бы управлять системой выплат пособий безработным. В 1932 г. дотации государства вновь были увеличены, поскольку в противном случае возросшая в связи с ростом безработицы нагрузка на бюджет профсоюзных касс по выплате пособий оказалась бы для них непосильной. Теперь же появилась возможность в большем объеме финансировать кассы тех отраслей, в которых наблюдался особо высокий уровень безработицы. Помимо этого увеличился срок, в течение которого выплачивалось пособие по безработице. Этому способствовало повышение доли выплат работодателей в созданный в 1921 г. специальный фонд, оказывавший дополнительное вспомоществование безработным. Благодаря этим и принятым позднее – в 1937 – 1938 гг. – поправкам к законодательству срок получения пособия по безработице в среднем составил 200 дней, с некоторыми отклонениями в зависимости от принадлежности к той или иной кассе помощи безработным. В отношении лиц, не нашедших работу по истечении установленного срока, по-прежнему действовал порядок предоставления им социальных пособий по бедности в рамках общественного сектора.

Закон о всеобщем страховании, включавший в себя страхование по болезни, старости и инвалидности, предполагал некоторое увеличение соответствующих пособий. Однако наиважнейшему изменению законодательство в этой области подверглось в 1922 г., когда пенсионный возраст увеличился с 60 до 65 лет, а определение размера "пенсии по возрасту", как она теперь стала называться, перешло в компетенцию государства, тогда как ранее его устанавливали отдельные муниципалитеты по своему усмотрению. В то же время коммунальные власти получили возможность предоставлять пенсионерам социальное жилье в квартирах взамен мест в домах призрения. В 1937 г. было восстановлено право получения пенсии по достижении шестидесятилетнего возраста, правда в уменьшенном размере. Предполагалось, что этим правом в первую очередь воспользуются лица, долгое время остающиеся без работы, и одинокие женщины, то есть наибеднейшие группы общества.

Острые дискуссии вызвал проект закона об общественном призрении. Но не потому, что на его осуществление требовалось больше средств, чем на проведение в жизнь законов, которым он пришел на смену, а потому, что он ограничивал права тех, кто обращался за общественным вспомоществованием, в частности лишал их права голоса на выборах в местные органы власти. Пособие по бедности в собственном значении этого термина предоставлялось теперь лишь незначительному меньшинству общества, представленному алкоголиками, люмпенами и т. п. Другие виды общественного вспомоществования относились ныне к формам муниципальной или – в обыденном понимании – "социальной" помощи, и для лиц, принимающих таковую помощь, правовые последствия могли быть применены только в случае признания их муниципальной комиссией по социальным вопросам нуждающимися по собственной вине, как правило в случае признания их тунеядцами. На практике в разряд таковых попадало лишь незначительное меньшинство населения. Таким образом, произошло кардинальное переосмысление самой сути системы общественной поддержки граждан. Изначально общественная помощь рассматривалась как своего рода заем, который в принципе подлежал возвращению, а неуплата долга влекла за собой лишение гражданских прав. В предыдущие десятилетия из этого правила делались многочисленные исключения. Теперь же с правовой точки зрения в осознании данной проблемы произошел переворот. Помощь государства квалифицировалась уже как всеобщее право, из которого власти могли делать исключения лишь в особо оговоренных законом случаях.

На первый взгляд споры по поводу правовых принципов были бурей в стакане воды, ведь право на получение пособия по бедности фактически закреплялось уже в Конституции 1849 г. И тем не менее эта дискуссия имела большое значение для будущего, поскольку внесла свою лепту в изменение общественного сознания, которое постепенно переставало воспринимать государственную помощь нуждающимся как некое подаяние, унижающее социальное достоинство граждан. В первую очередь именно благодаря тому, что социальная реформа способствовала выработке этого нового отношения в массовом сознании, она стала важным шагом на пути к созданию общества благоденствия.

К сфере социальной политики в общепринятом понимании этого термина можно отнести и законы, впервые принятые в 1929 г., согласно которым разрешалась стерилизация душевнобольных и умственно неполноценных, в теории – на добровольной основе, на практике же – в качестве условия выписки из клиники или лечебницы. Сторонники подобных мер руководствовались, с одной стороны, тем, что дети этих лиц оказывались бы в неприемлемых Для жизни и воспитания семейных условиях, а с другой – что не менее существенно – распространенными в то время теориями наследственности, авторы которых считали необходимым ограничить передачу наследственных болезней потомству. В этом отношении Дания находилась среди стран-пионеров, разработавших так называемое евгеническое законодательство, каковое в течение 30-х годов было принято и в других государствах.

Условия жизни семьи

Структура распределения доходов существенных изменений не претерпела. На долю лиц с самыми высокими доходами, составлявших 4-5% всех налогоплательщиков, приходилась четвертая часть национального дохода, и точно такая же сумма поступала в распоряжение 55 – 60% налогоплательщиков, имевших самые низкие доходы. Уровень благосостояния населения различался в зависимости от места проживания. Самым высоким он был в Копенгагене и крупных провинциальных городах. Ниже – в малых городах, а самым низким – в сельских районах.

В общем и целом уровень жизни повысился, и вопиющая нищета стала скорее достоянием прошлого, нежели приметой настоящего. О росте уровня жизни дают представление данные о структуре расходов в семьях рабочих и служащих, опубликованные по результатам проводившихся время от времени Статистическим управлением Дании исследований, посвященных положению домашних хозяйств. В 1909 г. 45% дохода уходило на продукты питания, а в 1939 г. – только 33%, и, наоборот, доля дохода, остававшаяся в распоряжении семьи после удовлетворения других первичных потребностей – оплата жилья, покупка одежды и т. п., выросла с 24 до 31%.

В большинстве своем доход семьи по-прежнему оставался равен доходу ее главы. Доля средств замужних женщин в доходах домашних хозяйств составляла всего лишь несколько процентов. Однако данные исследований за 1939 г. свидетельствуют о начале изменений в сложившейся структуре, поскольку в некоторых группах населения доля супруги в совокупном доходе семьи в среднем составила 15%. И такое положение дел было характерно отнюдь не для семей с низким доходом главы дома, а, напротив, для тех, где он имел особо высокий доход. То есть в данном случае речь идет о женщинах, имевших хорошую работу, к примеру в учреждении или в магазине, и не пожелавших бросать ее после замужества.

Эта тенденция становилась все заметнее, по мере того как увеличивалось количество незамужних женщин, предпочитавших работе прислуги труд в быстро растущем секторе обслуживания. Дефицит прислуги волновал определенные круги общества. Предпринимались попытки привлечь к этой работе новые кадры за счет смены названия должности на "домработницу", но они, разумеется, оказались безуспешными. Хотя государство официально и ввело принцип равной оплаты за равный труд вне зависи-мости от пола работника, женский труд по-прежнему был дешевле мужского, а профсоюз женщин-работниц в то время еще считал такую ситуацию приемлемой, поскольку она позволяла привлечь большее количество женщин на рынок труда. Некоторыми представителями сильного пола выдвигалась идея снижения уровня безработицы за счет увольнения замужних женщин, однако она не нашла серьезной поддержки.

Детских садов и яслей было еще мало, а в системе образования подавляющее большинство населения ограничивалось обучением в начальной школе. Правда, количество выпускников реальных училищ (девять-десять лет обучения) и средних школ (восемь—девять лет обучения) удвоилось и в 1940 г. составило, соответственно, 11 и 15% общего числа детей данного возраста. Число выпускников гимназий также удвоилось и превысило 3%.

Начальная школа являлась самым важным социальным учреждением для детей. Обучение в начальной школе в разных коммунах было организовано по-разному, и не далее как в 1937 г. новый закон о школьном образовании содержал в себе два пакета документов, регулировавших деятельность в этой области, один – для городских, а другой – для сельских школ. Требования для городских и сельских школ отличались друг от друга, да они и не могли быть едиными. Небольшие сельские коммуны с малым количеством детей, в отличие от городских, не имели возможности обеспечить обучение по всему спектру преподаваемых предметов. Во многих сельских школах работал лишь один учитель, а все дети делились на два класса, которые приходили на уроки посменно, через день. Новый закон был в первую очередь направлен на улучшение условий обучения на селе. По новым правилам школы обязательно должны были иметь спортивный зал, помещение для уроков труда и кухню – девочки по-прежнему считались будущими домохозяйками. Кроме того, при наличии соответствующих условий сельские школы получили право организовать обучение английскому языку. С целью повышения эффективности обучения местным властям разрешалось создавать одну – центральную школу, финансируемую несколькими коммунами сообща. Война, однако, затормозила ход реформы, и, хотя принцип унификации школьного образования был заложен уже в новом законе о школах, принятом в 1958 г., только укрупнение коммун в 1970 г. позволило создать основу для его практического осуществления по всей стране.

Жилье и транспорт

Дефицит жилья представлял собой одну из главных проблем того времени. Естественный прирост населения сопровождался переселением сельских жителей в города, и этот процесс усилился в период кризиса в сельском хозяйстве в 30-х годах. Во многих сельских коммунах численность населения начала сокращаться.

Стремление городских властей обеспечить жильем растущее население не было столь настойчивым, как в более позднее время. В статистических отчетах о развитии жилого фонда в крупных городах появилась новая категория – "перенаселенные квартиры", то есть такие, в которых хотя бы в одной из комнат проживало более двух человек. Так, двухкомнатная квартира – наиболее рас-пространенный в то время тип жилья – относилась к перенаселенным, если в ней проживала семья с не менее чем тремя детьми. Задача в области жилищной политики и состояла в том, чтобы первоначально уменьшить количество подобных квартир, а в дальнейшем, разумеется, полностью ликвидировать "перенаселенность".

Надежды на будущее связывались с новым понятием "современная квартира". Современными считались квартиры с туалетом, горячим водоснабжением, центральным отоплением и, как правило, ванной, хотя последнее не являлось обязательным условием. Именно с такими удобствами возводились дома-новостройки, и в 1940 г. четвертую часть всего жилого фонда в городах составляли квартиры этой категории.

В период первой мировой войны строили мало, и во многих городах появились временные постройки барачного типа для бездомных. Темпы жилищного строительства стали расти только в середине 20-х годов, а в 30-х – резко ускорились. Тот факт, что строительная отрасль переживала бум в годы кризиса, может вызвать удивление. Но с одной стороны, этому способствовало государство, оказывавшее поддержку начавшемуся, пусть и в скромных масштабах, строительству социального жилья, а с другой, что наиболее важно, – снижение учетной ставки вследствие кризиса. Снижение не настолько значительное, чтобы датские аграрии смогли решить проблемы со своей задолженностью за счет конвертации займов, но достаточное для удешевления строительства в частном секторе. Такой же эффект имели и изменения в правилах противопожарной безопасности, благодаря чему появилась возможность экономии средств, поскольку при наличии в доме балконов строительство "черной" лестницы стало необязательным.

В результате бурного развития строительной отрасли удалось не только удовлетворить потребности растущего городского населения в жилье, но и улучшить его качество. Рост отмечался как по количеству квартир на тысячу жителей, так и по количеству метров жилой площади на одного человека. Кроме того, квартиры в новых, как правило, трехэтажных кирпичных жилых домах имели балконы и были по-современному оборудованы, иногда даже и холодильниками, хотя такого рода дома еще относились к элитным.

В период с 1929 по 1940 г. доля перенаселенных квартир сократилась с 12 до 3,5% в столице и с 13 до 5% – в провинциальных городах. Это произошло не только за счет увеличения жилого фонда, но и в связи с уменьшением количественного состава семей. Падение рождаемости, наблюдаемое в 20-х годах, несколько замедлилось в следующем десятилетии, но тем не менее, по прогнозам, сделанным накануне войны, в 50-х годах XX в. должен был начаться процесс сокращения народонаселения Дании, что вызывало в обществе беспокойство.

В конце 30-х годов была поднята учетная ставка, и в жилищном строительстве обозначились кризисные явления. Тысячи квартир пустовали по причине слишком высокой квартплаты. Когда же в самом начале войны в сентябре 1939 г. квартплата, в отличие от продолжавшей расти заработной платы, была заморожена, эти квартиры вскоре оказались заселенными.

Среди архитекторов и проектировщиков бытовало мнение, что будущее жилищного строительства в разрастающихся городах за многоэтажными и высотными домами, поскольку считалось, что при сохранении малоэтажного строительства непомерно удлинится путь от дома до работы. Однако при том развитии транспортных средств, которое уже началось, но еще не было учтено, эти опасения оказались напрасными.

Личные автомобили имелись еще далеко не у каждого датчанина, но тем не менее в конце 30-х годов автомобильный транспорт по пассажирообороту – в пересчете на пассажирокилометры – опередил железнодорожный. И это произошло несмотря на то, что железнодорожные компании также стремились удовлетворить растущий спрос на внутригородские и пригородные перевозки. В 1935 г. были сданы в эксплуатацию первые линии городской железной дороги в Копенгагене, обслуживаемые скоростными электропоездами. Кроме того, в крупных городах: Копенгагене, Орхусе и Оденсе – в дополнение к трамвайным открывались и новые автобусные маршруты.

В 1935 г. произошла революция в области дальних перевозок – завершилось строительство моста через пролив Малый Бельт. И когда два года спустя на линию вышел признанный чудом техники скорый дизель-электропоезд, время в пути при поездке из Ольборга в Копенгаген сократилось с 10 часов 20 минут до 6 часов 22 минут. А в 1937 г. мост через пролив Сторстрём равным образом связал остров Фальстер с Зеландией.

Грузоперевозки на дальние расстояния по-прежнему в подавляющем большинстве осуществлялись морским и железнодорожным транспортом. Однако на коротких маршрутах более рентабельным оказалось использование грузовых автомобилей, равно как и расширявшееся автобусное сообщение составило жесткую конкуренцию железнодорожному. Статус пристанционного городка сам по себе теперь уже не гарантировал возможности экономического развития. В 20-х годах XX столетия строительство новых железных дорог прекратилось, и начался демонтаж некоторых линий, пока, правда, в умеренном темпе.

Культура и досуг

Тот факт, что атмосфера межвоенного времени была, несмотря ни на что, проникнута оптимизмом, объясняется всеобщей эйфорией от достижений в области техники. Мосты, автомобили, скорые поезда – все это имело не только практическое значение, но и являлось материальным подтверждением того, что возможности человека еще далеко не исчерпаны.

Из всех чудес техники наибольшее влияние на повседневную жизнь датчан оказало радио. Государственная радиостанция (Датское радио) начала регулярное вещание в 1925 г., но если вначале слушатели располагали простейшими детекторными приемниками, для пользования которыми не требовалось электричества, но необходимы были наушники, то впоследствии им на смену пришли современные аппараты со встроенными динамиками. К началу второй мировой войны радиоприемники были уже практически в каждом доме, и, поскольку существовала только одна датская программа, все население получало одинаковую информацию, а тем самым и общие темы для обсуждения. Возможно, что и какие-то иные факторы способствовали формированию единого национального самосознания, но, во всяком случае, радио тоже сыграло в этом свою роль.

Программа новостей "Радиогазета" выходила, как явствует из названия, в сотрудничестве с печатными органами в целях обеспечения ее независимости от партийно-политических интересов. Тем не менее эфир в основном заполняли музыкальные передачи, и в этом смысле радиовещание развивалось бок о бок с завоевывавшим все большую популярность видом искусства – кино. В начале 30-х годов закончилась эра немого кинематографа. На смену ему пришел кинематограф звуковой, в котором самым популярным стал жанр бытовой комедии с необходимым для нее элементом – запоминающейся мелодией, которую передавали по радио с целью привлечения зрителей в кинотеатры. Жанр этот просуществовал многие десятилетия.

Что касается моды в одежде, то изменения коснулись в первую очередь женских туалетов. Эксперименты начала 20-х годов с внедрением в обиход расклешенных брюк вскоре закончились, зато юбки стали менее пышными, а длина их – короче.

Шелковые чулки в Дании, как и в других странах, считались признаком самой высокой моды, и надо сказать, что мировое производство натурального и искусственного шелка за эти годы увеличилось в 8 раз. Ушел в прошлое такой атрибут дам благородного происхождения, как зонтик от солнца, поскольку возобладало мнение, что солнечный загар полезен для здоровья. И кроме того, бледность лица больше не считалась верным признаком определенного социального статуса – она могла быть и следствием работы в помещениях фабричных цехов.

Мужской же костюм особых изменений не претерпел, не считая того, что постепенно, по мере того как наручные часы вытесняли из употребления карманные, переставал быть непременной деталью туалета жилет, поскольку отпадала потребность в жилетном кармане. А вот борода вышла из моды, и новый киногерой, дикарь Тарзан, всегда появлялся на экране на удивление гладко выбритым.