Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава 22. Восстановление экономики и "холодная война"  

Источник: ИСТОРИЯ ДАНИИ


 

Пришла пора, когда датскому обществу предстояло перестраиваться соответственно условиям мирного времени, но не было даже речи о том, чтобы вернуться к ситуации 30-х годов. Разворачивалась "холодная война", и это явно отразилось на Дании, которая вместе с другими западными капиталистическими странами выбрала политику конфронтации с коммунистическим Востоком. Дания согласилась принять помощь по плану Маршалла и стала членом НАТО. Экономическое положение нормализовалось, но только в конце 50-х годов датская экономика вступила в полосу благоприятной международной экономической конъюнктуры, которая длилась до конца 1973 г. Государство благосостояния и новый, более высокий уровень жизни повлекли за собой глубокие изменения в механизмах функционирования общества, во взаимоотношениях между гражданами, в культуре и политике. Такой в 1973 г. Дания вступила в Европейское экономическое сообщество.

Нормализация общественной жизни после оккупации

В мае 1945 г. было создано коалиционное правительство, которое состояло из девяти министров, представлявших политические партии, и девяти министров от Совета свободы. Возглавил его социал-демократ Вильгельм Буль; министром иностранных дел стал один из руководителей Совета свободы, консерватор Кристмас Мёллер. Задачи этого правительства состояли как в том, чтобы подготовить первые послевоенные выборы в парламент, которые должны были состояться осенью того же года, так и в том, чтобы решать все те конкретные вопросы, которые возникали в стране, только что освободившейся от оккупации.

В число практических задач входила охрана и последующая отправка на родину примерно 200 тыс. беженцев, которые в конце войны бежали в Данию. Полиция вновь приступила к работе 13 мая 1945 г., и на ней лежала ответственность за поддержание порядка и спокойствия, в том числе и среди группировок участников движения Сопротивления.

На первых послевоенных парламентских выборах, которые состоялись 30 октября 1945 г., социал-демократы потерпели сокрушительное поражение, а для Компартии Дании (КПД) они обернулись успехом: партия получила 12,5% общего числа голосов. Такие результаты могут рассматриваться как своего рода счет, выставленный избирателями-рабочими той и другой партии за роль в движении Сопротивления; при этом следует иметь в виду и восхищение военными победами Советского Союза в войне. Идеологическая общность КПД с Советским Союзом была широко известна. Вклад соперника на правом фланге был оценен избирателями более скромно: партия Датское единство смогла собрать только 3,1% голосов. Тем не менее уже в ходе первых послевоенных выборов стало ясно, что старые политические партии сохранили возможность управления страной. К власти пришла либеральная партия "Венстре" во главе с Кнудом Кристенсеном.

Кроме того, Дания вступила в Организацию Объединенных Наций (ООН), которая заняла значительное место в политике Дании. Как организация ООН возникла на основе сотрудничества союзных держав, которое сложилось во время войны. А когда она окончилась, державы-победительницы и те страны, которых они признали своими союзниками, заявили о вступлении в эту организацию. Семнадцатого мая 1945 г. Советский Союз признал датское правительство, и 5 июня 1945 г. Дания была принята в ООН в качестве ее пятидесятого члена.

С самого начала на ООН возлагались большие надежды как на инструмент обеспечения мира. Однако наступление "холодной войны" несколько ослабило эти ожидания, поскольку противоречия, проявившиеся в то время в международной политике, затронули и деятельность ООН. Хотя во многих вопросах ООН проявила недееспособность, она пережила все кризисы и превратилась в важный форум проведения международных переговоров и в организацию, способствующую налаживанию разнообразного сотрудничества в гуманитарной сфере. В этом качестве ООН приобрела большое значение для датской политики.

В целом же на политической повестке стояла проблема условий жизни населения Дании, а также требование пересмотра границы между Данией и Германией, которая была установлена в 1920 г.

Летом 1945 г. обнаружился заметный дефицит товаров, к тому же значительно выросла безработица и обострилась жилищная проблема. Если в 1944 г. безработица достигала 4,6%, то в 1945 г. она возросла до 8,1%. Такая ситуация приводила к множеству крупных и мелких забастовок и демонстраций, которые чаще всего организовывала усилившаяся компартия. Высшей точкой могла стать всеобщая забастовка в конце лета 1945 г., но КПД отменила ее по соображениям, связанным с проведением переговоров о слиянии двух рабочих партий. Однако этого слияния так никогда и не произошло, ибо мировоззрение обеих партий было слишком разным.

Актуальным стал вопрос о пересмотре границ, так как сразу после освобождения страны возникло движение за возвращение Южного Шлезвига в состав Дании. Председатель партии "Венстре" Кнуд Кристенсен поддержал движение за возвращение утраченных земель; на эту же точку зрения встала также партия Датское единство и большая часть Консервативной народной партии. Иную позицию заняли социал-демократы, радикалы "Венстре" и КПД, а также видный консерватор Кристмас Мёллер. Они придерживались мнения, что усиление продатских настроений в Шлезвиге следует рассматривать как мимолетный порыв, вызванный стремлением избежать той отчаянной ситуации, которая сложилась в Германии, и выражали уверенность, что такие настроения не будут долговечными. Поскольку именно эти партии имели большинство в фолькетинге, то официально со стороны Дании не последовало никакой инициативы по этому вопросу.

Однако вопрос был разрешен после выборов в фолькетинг в октябре 1947 г. К власти пришло социал-демократическое правительство, которое не поддержало требования в пользу возвращения Южного Шлезвига в состав Дании. Проблема все же существовала вплоть до 1955 г., когда Западную Германию приняли в НАТО, и именно тогда немцы официально признали эту границу.

Экономическая политика в трудный восстановительный период

Дания пережила войну, перенеся меньше разрушений, чем большинство других европейских стран. Инфраструктура сохранилась, обеспечение продовольствием было хорошим, людские потери невелики. Производство сельскохозяйственной продукции, представлявшее собой сильную сторону датской экономики, быстро достигло довоенного уровня, а это уже немало в то время, когда нехватка продуктов питания была острой проблемой для большинства европейских государств.

Тем не менее положение в датском хозяйстве в первые послевоенные годы было сложным. Производственная база оказалась изношенной и устарела, поэтому срочно требовались крупные капиталовложения. Безработица продолжала держаться на высокой отметке: в 1946 и 1947 гг. она достигала почти 9%. Явно наблюдался дефицит товаров и жилья.

К тому же ухудшилась валютная ситуация. Правительство "Венстре" в 1945-1947 гг. приложило немало усилий, для того чтобы повысить цены на сельскохозяйственные продукты, экспортировавшиеся в Англию, которая являлась важнейшим торговым партнером Дании. Одновременно ввели свободный импорт товаров. Что касается увеличения экспорта, то успех был ограниченным, зато импорт резко вырос. Он намного превзошел по объему экспорт, что вызвало нехватку иностранной валюты; другими словами, возник валютный дефицит. На конец 1945 г. отмечалось положительное сальдо в торговле в размере 271 млн. крон, но уже два года спустя оно превратилось в отрицательное сальдо в размере 660 млн. крон. Поэтому импорт в 1948 г. следовало уменьшить на 20% по отношению к 1947 г., хотя он и без того был на 23% ниже, чем в 1939 г. Кроме того, импорт состоял в основном из потребительских товаров, которые попросту "проедались", в то время как наблюдалась острая нужда в промышленных изделиях, необходимых для восстановления производства. Поэтому правительство было вынуждено начать регулировать импорт и продолжить нормирование потребления. В целом оказалось, что уничтожение карточной системы весьма трудная задача для практического осуществления. Только в 1953 г. появилась возможность вновь без ограничений покупать любые товары. Тем не менее Дании повезло, ведь во многих европейских странах карточная система сохранялась вплоть до конца 50-х годов. Но межпартийные соглашения об ограничении потребления, введенные для того, чтобы уменьшить валютный дефицит и инфляцию, достигались не только во время нормирования потребления, но и некоторое время после него.

Вплоть до 1957 г. существовали трудности с инвестициями, необходимыми для модернизации производства и обновления машинного парка, что позволило бы увеличить экспорт и обзавестись таким образом иностранной валютой, ибо в 50-х годах внешние займы получить было трудно. Но для осуществления модернизации требовалась валюта, так как необходимое технологическое оборудование не производилось внутри страны. К тому же вся структура датской экономики не отвечала требованиям времени. По мере того как в других европейских странах восстанавливалось сельскохозяйственное производство, потребность в импорте сельскохозяйственных продуктов из Дании уменьшалась. Начиная с середины 50-х годов, происходило обвальное уменьшение доли сельскохозяйственного производства в валовом национальном доходе: в 1930 г. оно составляло 19%, в 1952 г. – также 19%, а в 1970 г. – уже только 7%.

В аграрном секторе делались попытки компенсировать падение спроса расширением производства и сокращением издержек, в промышленности стремились повысить конкурентоспособность путем повышения эффективности производства, но ни то ни другое не удавалось в полной мере. Серьезным препятствием для экономического развития страны в 50-х годах являлось то, что удельный вес сельского хозяйства был чрезмерно большим, а промышленности – слишком маленьким. Ежегодный экономический рост в Дании, который в период с 1950 по 1957 г. составлял всего 2,7% в год, был самым низким для всей Западной Европы.

В этих условиях такие крупные социальные проблемы, как безработица и нехватка жилья, не могли быть решены. Высокая безработица, зачастую превышавшая 10%, сохранялась вплоть до 1958 г. С экономической точки зрения это означало недопустимую растрату производительных сил, а для многих людей, которые потеряли работу, стало угрозой благополучию их семей. Пособие по безработице не являлось лучшим выходом. В начале 50-х годов не хватало 50 тыс. квартир, и, хотя на протяжении десятилетия значительная часть скудных государственных ресурсов была потрачена на поддержку общественного жилищного строительства, потребность в жилье оставалась острой вплоть до начала 60-х годов.

Помощь по плану Маршалла

Важную роль в выходе Дании из экономического застоя сыграла помощь по плану Маршалла. Речь идет об американской программе, выдвинутой государственным секретарем США Джорджем Маршаллом в июне 1947 г.; она заключалась в массивном долларовом вливании в европейскую экономику. С 1948 по 1958 г. по плану Маршалла Дания приняла помощь в размере 278,3 млн. долларов, что в значительной мере помогло решить проблему валютного дефицита. Однако предоставление помощи связывалось с некоторыми условиями.

Во-первых, план был задуман его крестным отцом Джорджем Маршаллом как "оплот против коммунизма". Поэтому получение помощи по этому плану предполагало, что Дания займет определенную позицию в конфликте между Востоком и Западом, чего датское правительство хотело избежать в 1947-1948 гг. Однако возможность заполучить желанные доллары понудило правительство изменить вектор своей политики.

Другое условие состояло в том, что получение разными странами помощи по плану Маршалла должно было происходить скоординировано, дабы она принесла максимальную пользу. С этой целью был создан ряд органов, главным из которых стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Координации подлежали решения по установлению валютных курсов, размеру таможенного обложения пошлинами различных товаров, уничтожению ограничений импорта и многим другим вопросам, что стесняло свободу действий отдельных стран в области экономической политики. Было также выдвинуто требование экономического планирования на ряд лет вперед. В отношении Дании это вылилось в принятие так называемой Долгосрочной программы 1949 г., которая, несмотря на свое несовершенство, означала начало современного экономического планирования. Эта "планово-экономическая" инициатива пришлась особенно не по душе либеральной партии "Венстре", что заставило ее настороженно отнестись к плану Маршалла. Но начинание и, соответственно, ОЕЭС устояли. Прежде всего это повлекло за собой либерализацию торговли, что дорого обошлось Дании, в особенности в первые годы. В 1961 г. произошло расширение ОЕЭС, и ее переименовали в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); с тех пор она стала важным инструментом координации сотрудничества и развития экономики западных стран.

Одно из условий плана Маршалла состояло в том, что выделявшиеся деньги в основном следовало использовать для содействия такому экономическому развитию, которое вписывалось бы в общую картину восстанавливавшейся европейской экономики.

Возможно, план не имел своей непосредственной целью настоящую "холодную войну", а был задуман как грандиозная экономическая помощь американцев своим бедным европейским родственникам. Если так, то с началом Корейской войны в июне 1950 г. цели изменились. Теперь США стали выставлять в качестве нового дополнительного условия для получения помощи увеличение странами-получателями своих военных бюджетов. Так как экономическая ситуация в Дании постепенно улучшалась, датское правительство в 1953 г. выступило с заявлением, что оно больше не нуждается в помощи по плану Маршалла.

Север или НАТО?

Главным вопросом внешней политики с конца 40-х годов было определение места Дании в том новом биполярном устройстве мира, которое возникло в результате войны. Постепенно к концу 40-х годов наметились контуры непримиримых противоречий между Востоком и Западом, и европейским странам следовало занять определенную позицию. Такова была логика "холодной войны".

Но социал-демократическое правительство Дании еще в 1948 г. стремилось без крайней необходимости ни во что не вмешиваться. Социал-демократическая партия с самого своего основания была настроена в пользу нейтралитета, понимая вместе с тем, что Дания – небольшая страна, которой необходимо проявлять осторожность и умение приспосабливаться к обстоятельствам. Это было тем более актуально с момента, когда преобладание Советского Союза в странах Восточной Европы усилило его прямое влияние на территориях, находящихся в непосредственной близости от датских границ. В подобных условиях могло быть целесообразным ослабление связей с этой мощной державой. С другой стороны, не было никаких сомнений в том, что Дания является частью капиталистической Западной Европы как в экономическом, так и в политическом и культурном отношении. Искусство правительства, как оно это понимало, заключалось в том, чтобы найти защиту от угрозы "холодной войны", не присоединяясь вместе с тем к какому бы то ни было военному блоку.

Обсуждавшиеся в то время планы особого западного оборонного сотрудничества не представлялись привлекательными, но равным образом никто не осмеливался полагаться только на собственные силы. Поэтому возможный путь к решению проблемы безопасности стали искать в плане создания исключительно северного оборонительного союза, о котором вели переговоры Дания, Норвегия и Швеция большую часть 1948 г. Среди датского населения идея присоединения к северному оборонному союзу пользовалась большой поддержкой благодаря традиционным представлениям об особой скандинавской общности, которая основывалась не только на языковой близости, но и на миролюбивых и демократических идеалах. К этому теперь прибавилось представление социал-демократов о совпадении интересов в области политики безопасности. Имелось в виду следующее: при условии оказания взаимопомощи северные страны могли бы настолько укрепиться, а военное нападение на них стало бы столь дорогостоящим, что предпринимать его было бы нецелесообразно. Таким образом, они хотели воздержаться от участия в "холодной войне", придерживаясь политики нейтралитета, общей для всего Севера. Однако оказалось, что потребности и интересы трех стран были несовместимыми, и к концу января 1949 г. переговоры зашли в тупик.

И правительство, и значительная часть парламентской оппозиции были теперь далеки от идеи вступления в западный альянс, которая имела хождение всего лишь годом раньше. Позиция резко изменилась под влиянием коммунистического переворота в Чехословакии в феврале 1948 г. и конфликта между Советским Союзом и западными державами в Берлине летом того же года. Социал-демократическое правительство больше не медлило с тем, чтобы раскрыть карты. Уже 27 февраля 1949 г. руководство Социал-демократической партии предприняло действия для выяснения возможностей участия Дании в сотрудничестве западных стран в области обороны. Семнадцатого марта 1949 г. правительство официально получило приглашение подписать Атлантический пакт. Предложение министра иностранных дел Густава Расмуссена о присоединении было представлено в фолькетинг. Вопреки регламенту всего лишь через сутки с половиной оно прошло первое и второе чтения и 24 марта 1949 г. было принято. "За" проголосовали 119 депутатов фолькетинга; "против" – большая часть депутатов партии Радикальная "Венстре", а также КПД. Отсутствие твердой позиции по этому вопросу внутри партий, не в последнюю очередь и внутри Социал-демократической партии, отчасти удалось преодолеть благодаря форсированной процедуре рассмотрения вопроса, и 4 апреля 1949 г. Дания вместе с одиннадцатью другими странами стала соучредителем Атлантического пакта.

Присоединение к пакту решило проблему безопасности и одновременно позволило решить другую серьезную проблему. В 1941 г. датский посол в США Хенрик Кауфман, не имея на то полномочий, заключил с США соглашение, которое позволяло американцам размещать в Гренландии военные базы. Кауфман был отозван и снят с работы, но когда война закончилась, то сразу же после освобождения в 1945 г. этот договор был утвержден и правительством, и парламентом, а Кауфман вошел в состав кабинета. Гренландия имела для американцев стратегическое значение, и стремление Дании придерживаться политики нейтралитета подверглось тяжелому испытанию. Теперь неопределенность ситуации была устранена.

Правительство подчеркивало, что Атлантический пакт – это пакт оборонный и его целью является обеспечение мира, поэтому он полностью соответствует Соглашению о создании ООН. Первоначально в Атлантический пакт не был включен вопрос о возможности военной интеграции, но позже в ускоренном порядке эта проблема была пересмотрена. В связи с Корейской войной альянс начал создавать систему общего военного командования под руководством США, а именно Организацию Североатлантического договора, обычно называемую НАТО. Отныне в случае нападения командование НАТО должно было решать вопрос о реагировании, причем от имени всех его участников.

В 1952 г. в НАТО были приняты Турция и Греция, после чего сфера ее ответственности распространилась с Северной Атлантики на Средиземное море и Азию. Кроме того, в 1955 г. к немалой досаде значительной части европейского населения, в организацию вошла и Западная Германия, в национальном и государственном устройстве которой спустя всего лишь десять лет после окончания второй мировой войны по-прежнему видели возрождающееся зло. Руководство НАТО, однако, было едино во мнении, что прием Германии целесообразен прежде всего по причине огромного потенциала этой страны, а также в силу ее стратегического положения на передовой, обращенной на Восток. Последнее обстоятельство сыграло свою роль в том, что Дания согласилась на прием Германии, и в течение последующих десяти лет датская и западногерманская оборона были объединены под так называемым Балтийским командованием.

Так провалились попытки проведения общей политики безопасности всех северных стран. Дания и Норвегия выбрали присоединение к Западу, а Швеция и Финляндия остались нейтральными. Однако северные страны объединились для налаживания сотрудничества в других областях, причем оно приняло широкий и длительный характер. В 1950 г. была учреждена Система скандинавских авиалиний (САС), которая быстро превратилась в самую крупную на севере Европы авиационную компанию. В 1952 г. Дания, Исландия, Швеция и Норвегия учредили Северный совет, который привел к созданию общего рынка труда и заключению паспортного союза. Кроме того, он явился форумом для обсуждения вопросов сотрудничества в таких областях, как рынок труда, политика в области здравоохранения, культуры, а также в социальной сфере. В 1956 г. в совет вступила и Финляндия, в 1969 г. – Фарерские и Аландские острова, а в 1983 г. – Гренландия. В то же время северные связи так и не смогли приобрести такой же формальный и обязательный характер, какой обусловлен членством в НАТО или – позже – в ЕС.

Дания в условиях "холодной войны"

Наверное, именно память об оккупации явилась важнейшей причиной изменения политического курса и решения о присоединении к Атлантическому пакту. "Девятое апреля никогда не должно повториться" – вот лозунг, который часто звучал в то время, но теперь врагом считался коммунизм.

Коммунизм отождествлялся на датской почве прежде всего с КПД, которая теперь, как и до войны, совершенно открыто выступала противником принципов буржуазной демократии и считала Советский Союз образцом для датского общества. Поэтому компартия стояла особняком по отношению ко всем другим политическим партиям и институтам, которые защищали политические и юридические основы датского государства. Это, в свою очередь, создавало хорошую почву для борьбы против КПД, и совершенно логично, что те возможности, которые предоставляла в данном смысле "холодная война", использовались в полной мере. В Дании имелись основания и внешнеполитического, и внутриполитического характера, чтобы свойственное "холодной войне" черно-белое видение мира проявилось и здесь. После победы на выборах в 1945 г. КПД почти на всех последующих парламентских выборах постоянно утрачивала свои позиции в парламенте, пока в 1960 г. она вообще не получила ни одного места в фолькетинге. Одновременно с ослаблением парламентских позиций компартия утратила большую часть тех выборных должностей в профсоюзных организациях, которые ее представители завоевали сразу после войны.

Однако ни "холодная война", ни антикоммунистическая кампания в Дании не ограничивались только этим. Во всяком случае, с самого начала Корейской войны в подавляющей части датской прессы стало привычным рассматривать любое оппозиционное выступление по вопросам внешней политики или политики безопасности как выражение прокоммунистических взглядов, что влекло за собой постоянную их критику как противоречащих блоковой политике. Следует учесть, что вплоть до начала 60-х годов, согласно опросам Гэллапа, менее половины датского населения были сторонниками членства в НАТО. В течение многих лет представители некоммунистической оппозиции в Дании были вынуждены тратить массу усилий, чтобы представить свою точку зрения по принципиальным вопросам и в то же время убедить окружающих, что они вовсе не симпатизируют коммунистам.

Коммунисты использовали настроения, возникавшие благодаря стесненным условиям, в которых жили широкие слои датского населения в 50-х годах. Об этом свидетельствует крупный конфликт, который возник в связи с перезаключением коллективных соглашений в 1956 г. Еще начиная с 1954 г. усиливались волнения на рынке труда. Обстановка особенно накалилась после неудачных переговоров по заключению коллективных соглашений в сфере промышленности в марте 1956 г. В пятницу 13 апреля 1956 г. фолькетинг проголосовал за компромиссное предложение, выдвинутое государственным посредником и ранее отвергнутое трудящимися. Оно получило статус закона. В тот же день состоялась самая крупная в истории страны демонстрация рабочих на площади перед дворцом Кристиансборг. В ней участвовало от 150 до 200 тыс. человек; прошли выступления и в других городах. Перед демонстрантами выступил председатель Коммунистической партии Дании Аксель Ларсен, который был горячо ими принят. Участники демонстрации одобрили его призыв следовать решениям собрания доверенных лиц, которое являлось организатором этого выступления и забастовок, а не призывам выборных руководителей профсоюзов, выступавших за их прекращение. Ларсен назвал совет доверенных лиц "временным генеральным штабом", чутко уловив настроения демонстрантов. В нем преобладали профсоюзные активисты, члены коммунистической партии; они действовали дисциплинированно, твердо и тактически верно направляли ход событий, нацеливая участников забастовок на достижение конкретных улучшений на местах. В последующие месяцы было переизбрано и смещено со своих постов большинство доверенных лиц в профсоюзах и на крупных предприятиях, которые не поддержали забастовочное движение; вместо них были избраны более радикально настроенные люди, в большинстве случаев доверенные лица из числа коммунистов.

Однако осенью 1956 г. произошло вторжение Советского Союза в Венгрию, и шансы коммунистов были вновь сведены к нулю. После некоторых колебаний в первые дни венгерских событий КПД предпочла твердо поддержать вторжение, после чего доверие к компартии было потеряно, так как события в Венгрии в глазах общественности стали доказательством того, что Хрущев как руководитель государства после Сталина просто продолжал его политику.

Вторжение в Венгрию дало также толчок к окончательному размежеванию сил внутри КПД, которое началось после разоблачений сталинского режима на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза в феврале 1956 г. После двухлетней внутрипартийной борьбы председатель компартии А. Ларсен был исключен из ее рядов, после чего он вместе со своими сторонниками в феврале 1959 г. основал Социалистическую народную партию (СНП). Это дало возможность отстаивать левые позиции в политике, не ориентируясь непременно на Москву, что было важно для многих. СНП впервые получила места в фолькетинге на выборах 1960 г. и набрала 6,1% голосов, в то время как КПД не получила ни одного мандата. С тех пор СНП прочно заняла в парламенте позицию левее центра вместе с более мелкими партиями левых сил, причем в период с 1973 по 1979 г. она находилась там одновременно с КПД.

Даже после потепления международной обстановки и ослабления "холодной войны" в начале 60-х годов сохранился глубокий разлом между коммунистами и большей частью участвовавших в политической жизни датчан. Несмотря на часто разумную политику КПД, в политической среде ей уделялось больше внимания, чем того требовала реальная поддержка партии. Объясняется это тем, что в понимании многих людей, да и в ее собственном, партия являлась в своей стране представителем мирового коммунизма.

 

Политика НАТО

С начала Корейской войны все страны – члены НАТО увеличили свои военные расходы, была также расширена структура военного командования, и разработаны планы создания американских военных баз на территории европейских союзных стран.

На заседании НАТО в Лиссабоне в 1952 г. было объявлено о планировавшемся размещении американской авиации в Европе, в том числе и на территории Дании. Две такие базы с американским персоналом предполагалось разместить в Ютландии, чтобы обслуживать самолеты, выполнявшие различные задания против восточноевропейских стран. Ни либерально-консервативное правительство, которое находилось у власти в тот момент, когда эти планы были озвучены, ни последующее социал-демократическое правительство не пришли в восторг от этой идеи и старались затягивать процесс принятия решений. Однако делали они это не вызывающе. В 1954 г. министр иностранных дел, социал-демократ и будущий руководитель государства Х. К. Хансен сумел договориться с руководством НАТО, и от плана размещения авиации отказались. Такое положение вещей было характерно для участия Дании в НАТО. С одной стороны, страна считалась безупречным членом организации, и сменяющие друг друга правительства подтверждали это, а с другой – у Дании имелись оговорки, которые бесконечно создавали проблемы. Особо спорным вплоть до начала 90-х годов являлось требование датской стороны не размещать атомное оружие на территории страны.

Датские правительства старались избегать вопроса о размещении атомного оружия на территории Дании. Между тем начиная с 1954 г., атомное устрашение стало центральным пунктом стратегии США, а следовательно, и стратегии НАТО. Разумеется, это играло роль в разработке планов создания авиационных баз, во всяком случае в планах 1957— 1959 гг. о размещении ракет ближнего радиуса действия на датских военных объектах в Северной Зеландии. Были установлены ракеты класса "земля-воздух" типа NIKE и Honest John, однако с обычными, а не с ядерными боеголовками. Начальник штаба обороны Дании утверждал, что в таком виде ракеты практически бесполезны, и требовал, чтобы были установлены атомные боеголовки. Но такие ракеты, если бы их запустили с мест их базирования в Хольбеке и Туне, отравили бы воздух над Копенгагеном и лишь такой ценой могли бы спасти столицу от врага. Визиты военных кораблей, начиная с 60-х годов, представляли собой другую проблему. Американские политики не подтверждали и не отрицали факта оснащения атомным оружием, поэтому было невозможно получить от них гарантий того, что на их кораблях оно не размещалось. Поскольку категорический отказ военным кораблям союзников заходить в датские порты мог рассматриваться как несовместимый с обязательствами страны – члена НАТО, то проблема решалась просто: сменявшие друг друга правительства просто исходили из предположения, что гости соблюдали запрет Дании на атомное оружие.

Сам по себе факт, что уже в 50-х годах Дания проявляла сдержанность по отношению к атомному оружию, достаточно примечателен. Хотя последствия атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 г. были хорошо известны, однако в течение многих лет осознание того, какие радикальные изменения военной стратегии влечет за собой атомное оружие, оставалось недостаточным. И среди военных, и в обществе господствовало, можно сказать, беззаботное отношение к атомному оружию, до тех пор пока в конце пятидесятых годов не появился целый поток многочисленных, исполненных озабоченности докладов о радиоактивном загрязнении. Они были обнародованы после того, как две сверхдержавы, США и СССР, взорвали несколько сотен мощных водородных бомб в атмосфере.

В политике НАТО и с точки зрения отношения к атомному оружию Гренландия представляла собой особую проблему. Во время Второй мировой войны США построили в Гренландии военные базы, в том числе небольшую военную базу далеко на севере, на западном побережье Гренландии, около поселка Туле, в котором жили морские охотники. После войны американцы захотели построить на том же самом месте крупную базу, так как в стратегическом отношении оно было удобно расположено относительно Советского Союза. В 1951 г. Дания дала на это разрешение. Чтобы освободить место для новой базы, были выселены жители Туле. Данный эпизод позднее осложнил отношения между Данией и Гренландией. Дания не давала разрешения на размещение атомного оружия в Туле или на полеты самолетов, оснащенных атомным оружием, над Гренландией. Во всяком случае, в официальном порядке. Первоначально целью сооружения базы в Туле было обеспечение раннего предупреждения о нападении. Позже наличие базы позволяло стратегическим бомбардировщикам Б-52 в случае необходимости делать промежуточную посадку при полетах на большие расстояния, и эти самолеты как раз несли на себе атомное оружие. Соединенные Штаты не считались с датским запретом на атомное оружие, и это стало достоянием гласности в 1968 г., когда самолет Б-52 с четырьмя водородными бомбами на борту упал на лед. Бомбы не взорвались, но очень большая территория подверглась радиоактивному заражению. Все это вместе взятое оказалось весьма неприятным как для США, так и для Дании. Тогдашний премьер-министр Дании, социал-демократ Йене Отто Краг, воспользовался данной возможностью, для того чтобы в официальном порядке уточнить позицию Дании по атомному оружию. Казалось, будто теперь все было урегулировано. Но в 1995 г. выяснилось, что премьер-министр Х. К. Хансен еще в 1957 г. отдал совершенно секретное распоряжение, которое можно было трактовать как разрешение на размещение американского атомного оружия в Гренландии, и И. О. Краг был одним из немногих, кто знал об этом.

В 1960 г. было заключено новое межпартийное соглашение по обороне. Естественно, в нем приняли участие Социал-демократическая партия, Либеральная партия "Венстре" и Консервативная партия, а также – что было новостью – партия Радикальная "Венстре", которая традиционно была антимилитаристской партией. Дело в том, что радикалы с 1957 г. входили в состав правительства вместе с социал-демократами и Правовым союзом, и в качестве правительственной партии едва ли могли уклониться от участия в соглашении. Оборонное соглашение (1960) определяло, что ракеты НАТО будут установлены на севере Зеландии. Для многих это явилось полной неожиданностью, а также подтвердило решение НАТО об учреждении датско-западногерманского общего командования, что было еще большим вызовом общественному мнению. Вновь нахлынули воспоминания о немецкой оккупации, и вспыхнула ненависть к немцам. Непосредственные примеры немецкого и особенно английского движения за мир заставили аналогичные датские объединения проявить в октябре I960 г. инициативу и организовать марши протеста против атомного оружия. "Кампании против атомного вооружения" – название этой инициативы, главным организатором которой был поэт Карл Шарнберг. Данное мероприятие привлекало всеобщее внимание и повторялось затем несколько раз в течение ряда лет, достигнув своей кульминации в 1963 – 1964 гг. Это привело к тому, что широкая датская общественность впервые за все послевоенное время была вовлечена в дебаты по политике безопасности. В те же годы "холодная война" уступила место политике разрядки международной напряженности, после чего общественный интерес к вопросу атомного вооружения вновь уменьшился.