Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава 23. Экономический рост и благосостояние  

Источник: ИСТОРИЯ ДАНИИ


 

Экономические идеи

Сменяющие друг друга правительства прибегали к использованию различных методов экономической политики.

Партия "Венстре" придерживалась доброго старого либерализма, в соответствии с представлениями которого государство должно держаться как можно дальше от экономической деятельности, не вводить каких-либо ограничительных мер, не поддерживать экономику, даже если возникают трудности. Следует постоянно поддерживать равновесие государственного бюджета, означающее, что в течение бюджетного года все государственные расходы должны покрываться за счет доходов.

Социал-демократическая партия, наоборот, продолжала, как и прежде, придерживаться своей традиционной точки зрения, согласно которой государство должно активно вмешиваться в решение общественных проблем. В области экономической политики среди ее требований одно время значились национализация и "социализация", то есть передача предприятий в руки общества или коллективов рабочих – по меньшей мере тех предприятий, которые занимали ключевые позиции в экономике. В 30-х же годах социал-демократические правительства сменили эти приоритеты на более умеренный курс, что давало возможность не только сотрудничать с Радикальной партией, но и достигать в условиях кризиса политических компромиссов с партией "Венстре" и консерваторами. Социал-демократы проявляли волю и желание использовать государственный аппарат для проведения активной политики валютного регулирования, для борьбы с безработицей, поддержки социальной сферы, а также оказывать содействие в решении ключевых проблем в сельском хозяйстве.

Когда стали известны аргументы английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса в пользу государственного вмешательства в экономику, то оказалось, что это именно то, что нужно социал-демократам. Кейнс развил свои идеи в книге "Общая теория занятости, процента и денег", вышедшей в 1936 г. В ней он, как нечто новое, рекомендовал проведение такой финансовой политики, которая в условиях низкой конъюнктуры содействовала бы развитию экономической деятельности путем выпуска дополнительных денежных средств – сверх тех, которые в настоящий момент обеспечивают реальное товарное покрытие. Таким путем, по мнению Кейнса, можно было преодолеть низкую конъюнктуру или по крайней мере смягчить ее последствия, а возникающий на этой основе дефицит товаров можно будет компенсировать позднее. Хотя сам Кейнс был либералом, его идеи радикально расходились с классическим либеральным способом мышления. Эти идеи пробили себе дорогу в канун второй мировой войны. В дальнейшем комиссия из числа видных датских государственных чиновников выработала рекомендации по проведению курса экономической политики в соответствии с кейнсианскими идеями в качестве рычага активизации экономики, развитие которой нарушила война. В 1945 г. была принята программа СДПД "Будущее Дании", которая как раз следовала этим рекомендациям. Ставка на финансовую политику и политику регулирования экономики стала ее долгосрочным ориентиром, в то время как другие части программы, связанные с созданием рабочих советов и осуществлением социализации, были рассчитаны лишь на период, пока КПД не будет устранена как реальный политический конкурент.

Таким образом, стало ясно, что в 50-х годах экономическая политика зависела от того, какая партия находилась у власти: социал-демократы, либералы "Венстре" или консерваторы. Поскольку эти партии опирались на различные социальные группы, то и цели их политики были неодинаковыми. Но трудные времена вынуждали партии к тому, чтобы их курс соответствовал требованиям текущего момента.

Жизнь в 50-х годах

Согласно статистике, большинство датчан в 40-х и 50-х годах жили очень скученно, в тесных жилищах, а тех квартир, которые были построены в 50-х, прежде всего в рамках строительства общедоступного жилья, явно не хватало. Кроме того, для многих семей они были слишком дороги. Как уже упоминалось, безработица была высокой, что всерьез сказывалось на положении многих рядовых датчан. Женщины в те годы по большей части не работали, и поэтому семейный бюджет обычно основывался на единственном источнике дохода. Такое положение даже не обсуждалось. Занятость женщин на рынке труда в 50-х годах находилась на самом низком уровне за все столетие.

Вообще, подвергать сомнению традиционные ценности считалось в те годы плохим тоном. Отношения между полами, образ жизни, представления о социальном статусе и о настоящей культуре, популярность рецептов из женских журналов и празднование Рождества как главного праздника года – все это по большей части было таким же, как в 30-х годах. Новые импульсы воспринимались как угроза, а на молодежь, которой нравилось все новое, смотрели как на жертв, сбитых с толку, и считалось, что она нуждается в мудром руководстве со стороны взрослых.

Добропорядочные, чванливые защитники устоявшихся ценностей мгновенно преображались и резко осуждали молодежь за то, что она стала увлекаться рок-н-роллом, который появился в середине 50-х годов. Эта музыка была слишком грубой, агрессивной и шумной, или, может быть, ее так воспринимали, ибо она звучала чересчур необычно. На концертах таких певцов, как Отто Бранденбург, Петер Абрахамсен и Иб (Рок) Йенсен, восторг слушателей настолько превышал все допустимые пределы, что приходилось неоднократно вызывать полицию, для того чтобы их успокоить. То же самое происходило после просмотра фильмов, в которых Элвис Пресли под звуки рок-н-ролла дерзко крутил бедрами и пел под электрогитару. Однако следует заметить, что эти же самые возбужденные молодые люди на следующий день вставали с постели как ни в чем ни бывало, отправлялись на работу и, разговаривая со своими начальниками, обращались к ним на "вы". Их бунт выплескивался избытком энергии через открытый клапан, а основные силы тратились все-таки с пользой для общества.

Новое поколение модернистских деятелей искусства и литературы, наиболее ярким представителем которых являлся, пожалуй, Клаус Рифбьерг, стояло в первых рядах критиков англосаксонского засилья. Вместе с тем они были непреклонными противниками датской массовой культуры, прежде всего эстрадной музыки тех лет. Модернисты считали себя единственными истинными новаторами культуры. Основное различие между ними и объектами их критики заключалось, видимо, в оценке роли коммерческого интереса в культуре и искусстве. В то время как массовая культура но-сила коммерческий характер и существовала за счет массового спроса, сторонники модернизма критиковали традиционный образ жизни и ее бездуховность. В этом смысле они перекликались со взглядами политической оппозиции.

Поколение датчан 50-х годов свято верило в то, что будущее станет лучше, чем прошлое, что рационализм и разум пробьют себе дорогу, а наука при посредничестве всезнающих экспертов позволит людям решить все проблемы. Это был период многочисленных научных достижений. В глобальном плане вырисовывалась перспектива получения в неограниченных количествах почти бесплатной энергии на основе использования атома, а в повседневной жизни можно было надеяться в один прекрасный день приобрести хорошее жилье, автомобиль, холодильник и т. п., не говоря уже о заветной мечте – покупке телевизора. К началу 1956 г. в Дании было только 16 тыс. телевизоров, а в конце того же года – уже 65 тысяч. Это был прогресс! Хотя работал только один телевизионный канал с ограниченным временем вещания, телевизионный ящик обладал магической привлекательностью. Семья с телевизором пользовалась популярностью и могла ждать наплыва соседей и родственников в часы выпуска новостей, театральных постановок или фильмов с английским музыкантом, исполнителем игры на банджо Джорджем Формбю – программ, которые демонстрировались в черно-белом изображении на двенадцатидюймовом экране. И вполне естественно, что это новое средство массовой информации было поставлено на службу "холодной войне". После советского вторжения в Венгрию в 1956 г. любимый датчанами эстрадный артист Воль-мер Сёренсен в марте 1957 г. впервые организовал подряд три шоу на телевидении и радио с целью сбора средств на нужды венгерских беженцев. Известные актеры, певцы и частные фирмы делали пожертвования, и это способствовало, в свою очередь, росту их популярности. Три показа шоу "Эстрада для миллионов" имели колоссальный успех и явились важной частью компании по обработке общественного мнения в связи с событиями в Венгрии.

Новые взгляды и новый образ жизни, таким образом, постепенно пробивали себе дорогу, и можно спросить: не следует ли несколько изменить наши представления о якобы сером периоде застоя в 50-х годах? нужно ли понимать образ жизни и ценности того времени однозначно? Дискуссии, происходившие в то время, можно рассматривать и как отражение столкновения традиций с предвестниками того культурного прорыва, который произошел в 60-х годах и последствия которого мы все еще чувствуем сегодня.

Государство благосостояния

На протяжении 50-х годов приходилось все чаще сталкиваться с понятиями "государство благосостояния" и "общество благосостояния". Они включают в себя представление, что как обществу в целом, так и его субъектам должны предоставляться все возможности для увеличения уровня благополучия. Здесь прослеживается некоторая идейная связь с четырьмя крупными течениями XIX в.: либерализмом, консерватизмом, социал-либерализмом и социализмом. Кроме того, в тесной связи с экономической составляющей в концепцию общества благосостояния входит также представление о том, что государство должно активно вмешиваться в жизнь граждан, дабы гарантировать проведение политики, которая бы исходила из защиты коллективных интересов всех групп общества, особенно в области социальной защиты, здравоохранения и образования. Эти мероприятия простираются далеко за пределы экономической сферы, они имеют целью оказание содействия там, где не срабатывают рыночные механизмы, но подобная политика все же была подкреплена аргументами об оправданности ее для национальной экономики.

После 1945 г. подобные идеи получили признание во всех западных государствах, но на практике они осуществлялись различными путями. В тех странах, где доминировали либеральные или консервативные партии, ставка делалась на создание системы личного страхования против безработицы, болезней и т. д. В других странах, в том числе в Дании, по примеру Великобритании и Швеции новое мышление было инспирировано социал-демократами. В Дании социал-демократическая партия была, бесспорно, самой крупной партией; кроме того, она стояла у власти на протяжении почти всего периода с 1929 по 1982 г., приобретя поэтому на практике значительное влияние. Социал-демократы использовали его не только для того, чтобы дать государству возможность проявлять инициативу и гарантировать мероприятия, нацеленные на достижение благосостояния в стране, но и после второй мировой войны также для финансирования этой сферы и управления ею совместно с местными органами власти. Цель заключалась в создании активного государства, которое бы охватывало своей деятельностью все стороны общественной жизни, включая и такие, которые прежде относились к частной или семейной жизни. Концепция "минимального государства" постепенно уступила место концепции "социального государства", элементы которого уже возникли во время кризиса 30-х годов. Имелось в виду, что "социальное государство" должно было предоставлять одинаковые возможности для всех независимо от социального статуса. В нем заключался идеал равенства как в экономическом, так и в социальном смысле слова.

Однако на практике все это осуществлялось крайне медленно. Закон о народных пенсиях 1956 г. можно отметить в качестве одной из немногих успешных инициатив, предпринятых государством благосостояния в период до I960 г. Либералы и консерваторы, а также Национальный банк не были в восторге от таких политических инициатив, которые влекли за собой расходы, не имеющие непосредственного покрытия доходами. Но не они, а прежде всего сама экономическая ситуация в стране не позволяла проявлять слишком большую активность. Положение в экономике изменилось только в 1958 г., когда благоприятная экономическая конъюнктура начала 50-х годов на Западе наконец-то достигла Дании. Цены на импортируемое сырье упали, что улучшило условия торговли Дании с другими странами и сделало возможным получение внешних займов. Увеличился и приток инвестиционного капитала. В течение последующих двух лет безработица упала с 10 до 5%, а к середине 60-х годов сократилась до 2%. Создание государства благосостояния действительно стало осуществимым.

Следует отметить, что, хотя социал-демократы внесли наибольший вклад в строительство государства благосостояния, их партнерами в период с 1957 по 1964 г. была партия радикалов, участвовавшая вместе с СДПД в правительстве, а многие важные политические соглашения заключались также совместно с партией "Венстре" и Консервативной партией. Сейчас трудно определить, являются ли конкретные формы государства благосостояния результатом дискуссий о политической стратегии или результатом спонтанного процесса, когда учитывались различные мнения, в том числе высказанные при заключении парламентских компромиссов.

С I960 г. проект государства благосостояния стал быстро развиваться, особенно в период с 1965 по 1976 г. В Дании была создана всеобъемлющая система здравоохранения; благодаря четко разработанным предписаниям датчане получили определенные минимальные экономические гарантии в случае болезни или инвалидности, стала функционировать система ухода за инвалидами и больными, для чего была создана сеть специальных учреждений. В Дании появилась система образования, которое стало доступным и соответствовало способностям отдельного человека. В стране были созданы детские ясли, детские сады, группы продленного дня, молодежные клубы. Там детей кормили и присматривали за ними, в то время как отец, а все чаще и мать ходили на работу и зарабатывали все больше. Семья становилась богаче, чем когда-либо в датской истории. Вся эта система действовала по принципу всеобщего или "универсального" обслуживания, которое предоставлялось на основе критериев равенства возможностей для всех граждан. Финансировалась система посредством быстро увеличивающихся налогов, что, однако, не мешало жить, пока реальная заработная плата и уровень потребления стремительно росли.

Масштабы развития государства благосостояния можно оценить, взглянув на число занятых в стране. В 1950 г. их доля в общественном секторе составляла всего лишь 8% общей численности рабочей силы, в I960 г. – 10,3, в 1975 г. – 23,6, а в 1992 г. – уже 30,7%. Та же тенденция характерна для финансовых средств, которые шли на общественное потребление, – они выросли с 25% в I960 г. до 45% в 1973-м.

Проблемы управления

В государстве благосостояния была создана обширная система перераспределения, принципы которой основывались на том, что граждане отдавали значительную часть своего дохода государству в виде налогов и различного рода взносов, а взамен получали денежные выплаты или услуги. Одновременно политическая система, основанная на консенсусе, действовала таким образом, что разного рода меры государственной поддержки, среди которых можно отметить экономическую поддержку сельского хозяйства, росли и постепенно становились постоянными. Во многих областях экономики и функционирования общественных механизмов отмечались радикальные изменения. Происходящее в одной области оказывало влияние на другие, поэтому постоянно возникала потребность согласования политических мероприятий в различных сферах. Государственный аппарат разбухал. Возникали новые министерства. Среди них было министерство культуры, созданное в I960 г. и министерство по окружающей среде, образованное в 1971 г. Внутри министерств возникали новые подразделения; равным образом создавались специальные органы для обеспечения координации работы министерств.

Соответствующие изменения происходили и на уровне амтов и коммун. В отношениях между государством и муниципалитетами потребность в координации действий становилась все более неотложной. Коммуны несли ответственность за выполнение значительной части общественных задач. Большие проблемы возникали прежде всего у мелких сельских коммун, так как они должны были решать многочисленные новые для них задачи; коммуны же, расположенные поблизости от больших городов, извлекали из этого выгоду, так как подобные центры обладали многочисленными службами. Именно в таком ключе следует рассматривать муниципальную реформу, осуществленную в 1970 г. коалиционным правительством, состоявшим из представителей партии либеральной "Венстре", радикалов и консерваторов. Тогда 22 амта и 1064 муниципалита были укрупнены, в результате чего в стране стало 14 амтов и 277 муниципалитетов. Считалось, что это позволит улучшить местное управление и повысить его эффективность; предполагали также, что решения, которые ранее связывались с центральными властями, теперь будут приближены к гражданам. Однако проблемы оставались, так как общая координация экономики муниципалитетов по-прежнему отсутствовала. И вообще, во всем общественном секторе услуг информационное обеспечение политических решений являлось слишком слабым, и это представляло собой еще одно препятствие на пути координации деятельности. Может быть, именно этим объясняется тот факт, что в течение четырех лет (1968-1971), когда экспансия государства благосостояния была особенно значительной, у власти находилось коалиционное правительство партии "Венстре", радикалов и консерваторов, выступавших на выборах 1968 г. с обещанием ограничить взрывное развитие общественного сектора. В 60-х годах датское общество развивалось в направлении целостного управляемого организма, однако ни практически, ни теоретически оно не было готово к этому.

Первой попыткой создать инструмент для управления экономикой на начальной стадии существования государства благосостояния явилось учреждение осенью 1962 г. Экономического совета. Его руководителями были назначены наиболее видные датские экономисты, которых вскоре стали называть "мудрецами". Совет должен был объединить группу экспертов при правительстве, занимавшихся вопросами экономической политики, и вскоре он превратился в постоянно действующий орган.

Экономический совет быстро принялся за работу, так как в начале 1963 г. предстояло заключить новые коллективные соглашения на рынке труда. "Мудрецы" высказали свое мнение как авторитетные объективные эксперты, опирающиеся на научные достижения, согласно которым повышение заработной платы и снижение налогов должны были привести к инфляции, что нанесло бы вред экспорту. Когда вскоре после этого переговоры о заключении коллективных договоров прервались, а государственный посредник отказался представить компромиссное предложение, приемлемое для обеих сторон, фолькетинг принял предложения коалиционного правительства социал-демократов и радикалов, которые получили название "комплексного решения". Действующие соглашения были продлены на два года, пенсии и выплаты по больничным листам несколько повысились, а низкооплачиваемые категории трудящихся получили незначительное увеличение зарплаты. Экономическая деятельность пострадала из-за того, что произошло временное замораживание цен и доходов, а также из-за распоряжения об ограничении дивидендов. Кроме того, было введено принудительное накопление, чтобы аккумулировать средства, полученные за счет налоговых льгот, введенных за год до этого. Были увеличены субсидии сельскому хозяйству, введена дополнительная пенсия для трудящихся в качестве неотложной меры для накопления денежных средств.

Это так называемое комплексное решение стало первым, но далеко не последним. Оно явилось примером комплексного политического регулирования в различных сферах экономики: в области доходов, потребления и инфляции. В 1970 г. была предпринята попытка перейти к налогообложению по источникам доходов, с тем чтобы обеспечить большую стабильность налоговой системы, являющейся важным условием функционирования общественного сектора, который требует постоянного увеличения расходов.

Развитие государства благосостояния в 60-х годах часто подвергалось критике со стороны левых сил за то, что оно было не в состоянии серьезно решать проблемы трудящихся, и являлось попыткой социал-демократов камуфлировать недостатки, присущие капиталистическому обществу. Критика же правых политических сил касалась непомерно тяжелого налогового бремени, подавлявшего экономическую активность и стимул дополнительно затрачивать трудовые усилия, так как значительная часть заработанных денег поглощалась государством. Буржуазные оппоненты как в первой половине XX в., так и позже утверждали, что налоговое бремя достигло "смертельно опасной черты". Они также полагали, что та социальная надежность и безопасность, которая распространялась на каждого гражданина и была идеалом социального государства, лишала его трудовых побуждений.

Однако создание институтов государства благосостояния беспрепятственно продолжалось до 1976 г., когда с принятием закона о социальной помощи этот процесс закончился. Дальнейшее развитие сектора социального обеспечения, образования и здравоохранения в целом характеризовалось умеренным увеличением численности персонала и материальных расходов. Однако это не мешало продолжению дискуссий, после которых в 90-е годы усилилось стремление уменьшить долю государственного финансирования различных видов социального обеспечения и наоборот – увеличить долю частных платных услуг.

Благоприятная экономическая конъюнктура

В 1958 г. высокая экономическая конъюнктура на Западе распространилась и на Данию. По сравнению с периодом 1950-1957 гг. в 1958-1970 гг. темпы среднего ежегодного экономического роста увеличились в 2 раза и достигли 5% в год, благодаря чему Дания в экономическом развитии вырвалась вперед и из числа отстающих перешла в группу стран – лидеров на международной арене.

В различных секторах экономики, однако, имел место неравномерный рост. Первое место занимало производство промышленной продукции, которое претерпело перестройку и было теперь технически оснащено, чтобы выдержать конкуренцию с другими странами после ликвидации таможенных барьеров и отмены других протекционистских мер. Начиная с конца 50-х годов, для датского промышленного производства была характерна гибкость и хорошие адаптационные возможности, чтобы удовлетворять потребительский спрос, который возникал благодаря высокой международной конъюнктуре. Кроме того, на протяжении 50-х годов развитие промышленности стимулировалось законодательством, создававшим благоприятные возможности для получения субсидий теми предприятиями, которые располагались в богатых рабочей силой развивающихся районах; помимо этого, новое налоговое законодательство также стимулировало инвестиции. Благодаря этому конкурентоспособные предприятия, производившие современную привлекательную продукцию, имели возможность распространить свою деятельность на всю страну. Бросалось в глаза развитие таких флагманов индустрии как "Данфосс", "Лего" и "Бурмейстер и Вайн". Вместе с тем для датского экономического развития типичным являлось существование большого числа мелких и средних предприятий.

Уже в начале 50-х годов доля промышленности в совокупном валовом доходе превышала долю сельского хозяйства. В начале 60-х годов экспорт промышленных товаров превзошел экспорт сельскохозяйственных, даже если включать сюда подвергшиеся промышленной переработке продукты питания. Сельское же хозяйство, напротив, находилось в состоянии стагнации. Стало ясно, что тот успех, который имел сельскохозяйственный экспорт в первые послевоенные годы, невозможно повторить, так как крупные западноевропейские страны уже восстановили национальное сельскохозяйственное производство. Около I960 г. Дания наконец-то превратилась из преимущественно сельскохозяйственной в страну с развитой промышленностью. Параллельно продолжалось начавшееся ранее переселение людей из деревни в города. Особенно увеличивалось население крупнейших провинциальных городов, а деревни продолжали терять свое население. Работу и возможности роста можно было найти только в городах, особенно для многочисленной молодежи, которая стремилась получать образование. Довольно странно, но процессы увеличения городского населения почти не коснулись Копенгагена.

Однако экономический рост в значительной степени происходил за счет третичного сектора, то есть за счет сектора услуг. Частично это было связано с ростом промышленного производства, удвоение которого в период 1958-1970 гг. привело к увеличению традиционных обслуживающих отраслей в сфере торговли и в администрации. Развитие же третичного сектора было связано в первую очередь с расширением общественного сектора экономики. На фоне масштабного увеличения общего числа занятых на рынке труда Дании на протяжении 60-х годов и далее, в течение следующих двух десятилетий, их доля в промышленности сократилась. Число работающих увеличивалось в основном на тех частных предприятиях, которые действовали во вновь возникшем секторе услуг, в то время как общественный сектор поглощал почти всю рабочую силу, которая вновь поступала на рынок труда. Все, что производилось в виде услуг, подсчитывалось в денежном выражении и учитывалось при подсчете темпов роста, так же как и материальное производство.

По мере экономического роста повышалось материальное положение людей, и благодаря развитию системы благосостояния многие стали пользоваться ее плодами, хотя и в разной степени. Этот процесс можно проследить, если посмотреть, как происходил рост потребления тех многочисленных товаров, которые прежде считались предметами роскоши, а теперь действительно стали доступны и постепенно начали считаться совершенно необходимыми: холодильники, телевизоры, автомобили, более просторные квартиры.

По мере роста числа автомобилей увеличилась потребность в строительстве дорожной сети; новые потребности в жилье вели к переустройству городов и возведению массивных жилищных кварталов на окраинах крупных городов, в которых сооружались не только большие многоквартирные дома, но и маленькие домики, рассчитанные на одну семью.

Жилищная проблема по-прежнему существовала. У многих не хватало денежных средств, для того чтобы осуществить всеобщую мечту о собственном домике с клумбой в палисаднике и с просторной лужайкой позади дома. Но принятые в начале 60-х годов законы открыли новые возможности для финансирования жилищного строительства, которое пошло очень успешно.

"Сделаем добрые времена еще лучше" – так звучал предвыборный лозунг Социал-демократической партии Дании на выборах 15 ноября I960 г. Такими и стали 60-е и первые три года 70-х, по крайней мере если принимать во внимание исключительно экономические показатели. Еще жива была вера в "прогресс", характерная для 50-х. Но традиционные общественные ценности все чаще подвергались сомнению, по мере того как растущие экономические, технологические, социальные и демографические проблемы вытесняли традиции, а ставка делалась на новые ценности. Теперь, когда мы оглядываемся назад и смотрим с расстояния на все эти большие и маленькие тривиальные заботы, которые когда-то определяли повседневную жизнь людей, 60-е кажутся нам пестрым и беззаботным временем.