Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава 24. Изменение политических условий
 

Источник: ИСТОРИЯ ДАНИИ


 

Конституция 1953 г.

В 1953 г. Дания обрела новую Конституцию. Последние крупные изменения в нее были внесены в 1915 г. Затем в связи с возвращением Северного Шлезвига в состав Дании в 1920 г. в Основном законе появились некоторые уточнения, но уже в 30-х годах социал-демократы и радикалы энергично настаивали на пересмотре Конституции. Однако всенародный референдум 1939 г. не обеспечил необходимого большинства голосов для внесения изменений в Конституцию. Это удалось сделать только в 1953 г.

Большие неудобства причиняла система двухпалатного парламента, когда фолькетинг принимал решения, а ландстинг утверждал их. Существование подобной системы обосновывалось необходимостью сохранения определенного консерватизма системы, с тем чтобы оградить законодательную власть от влияния конъюнктурных колебаний, характерных для "народного волеизъявления", – аргумент, обычно выдвигавшийся консерваторами и либеральной партией "Венстре", имевшими в предвоенный период большинство в ландстинге. Теперь все четыре "старые" партии, несмотря на некоторые колебания со стороны "Венстре", согласились упразднить ландстинг. Но и в этот раз попытка пересмотра чуть не провалилась на всенародном референдуме, ибо доля проголосовавших за упразднение верхней палаты составила 45,76% общего числа избирателей, что едва перекрыло законодательно установленный нижний предел в 45%. В народных массах явно отсутствовал интерес к данному вопросу.

Тот факт, что новая Конституция все же смогла собрать необходимое большинство голосов избирателей, объясняется еще одним нововведением. До сих пор монарший престол мог наследоваться только по мужской линии; теперь же такую возможность получили и женщины, если король, который находился у власти, не имел наследников мужского пола. Именно такая ситуация сложилась в 1953 г. – у популярного в народе короля Фредерика IX не было сына, но зато было три дочери. Теперь датские избиратели решили, что принцесса Маргрете должна стать в будущем главой государства.

Кроме того, важное нововведение заключалось в закреплении в Конституции той парламентской системы, которая на практике действовала уже с 1901 г.

Условием согласия буржуазных партий на упразднение двухпалатного парламента являлись постановления в пользу элементов прямой демократии. Речь шла о том, что политические решения, касающиеся изменений Конституции, в определенных случаях должны приниматься самим населением на всенародных референдумах. Впредь треть членов фолькетинга могла потребовать, чтобы принятый законопроект, за исключением некоторых законов, касающихся бюджета страны, выносился на всенародный референдум. Для отклонения принятого законопроекта было недостаточно получить на референдуме простое большинство, – требовалось, чтобы это большинство соответствовало не менее чем 30% общего числа избирателей. Подобный случай означал бы, что избиратели, по всей видимости, недостаточно заинтересованы в принятии законопроекта, и наоборот, если речь шла о внесении изменений в Конституцию, то новый закон гарантировал проведение референдума. В последующие десятилетия парламентские меньшинства неоднократно угрожали тем, что поставят интересующий их вопрос на всенародное голосование, однако это случилось единственный раз – 25 июня 1963 г., когда оппозиция заблокировала предложение правительства социал-демократов и радикалов по закону о земле.

Проведение всенародного референдума было возможно также в случае, если участие Дании в деятельности международных организаций требовало отказа от национального суверенитета. Параграф 20 Конституции гласит, что решение, связанное с отказом от суверенитета, фолькетинг может принять только в том случае, если получено большинство голосов в пять шестых общего числа. Если большинство составляет менее указанного количества, а правительство поддерживает законопроект, то вопрос направляется на всенародный референдум. Кроме того, открываются более широкие возможности: например, поставить законопроект на так называемое рекомендательное всенародное голосование; иными словами, правительство в принципе может не считаться с результатами такого референдума. Возможности проведения всенародного референдума в связи с участием страны в международном сотрудничестве были использованы позднее, а именно в связи с решением вопроса о статусе Дании по отношению к ЕЭС, о чем будет сказано ниже.

Важным для отдельного гражданина являлось введение института омбудсмена, в задачи которого входит прием жалоб граждан на административные решения и их серьезное разбирательство.

Наконец, большое международное значение имело изменение новой Конституцией статуса Гренландии: из колонии она была преобразована в датский амт. Таким образом Гренландия стала частью датской территории на равных правах, например, с амтом Виборга. Дания перестала быть колониальной державой, ведь Исландия в 1944 г. разорвала монархический союз с Данией и объявила себя республикой, а Фарерские острова получили право самоуправления в 1948 г., вдохновленные своей самостоятельностью, обретенной во время войны.

Конституция 1953 г. оказалась документом долгосрочного характера. Она все еще действует в Дании, и, несмотря на происшедшие за это время значительные изменения в общественном развитии, в стране не велось сколько-нибудь значительных дискуссий о необходимости пересмотра Основного закона.

В отличие от Конституции Закон о выборах неоднократно подвергался пересмотру в отдельных своих положениях. Он определяет условия проведения выборов, распределение мандатов, устанавливает возрастной ценз для избирателей и т. д. Возрастной ценз был определен в 1953 г. в 23 года; это решение после одобрения парламентом должно было быть вынесено на всенародный референдум. Высокий возрастной ценз вскоре подвергся всесторонней критике, и в 1961 г. он был снижен до 21 года, в 1971 г. – до 20 лет и, наконец, в 1978 г. – до 18 лет. Время от времени обсуждались и правила, регулирующие представительство в парламенте мелких партий, и были внесены некоторые изменения. Правило, определяющее порог для представительства партий в парламенте, гласит, что для участия в распределении так называемых дополнительных мандатов партия должна оправдать свое присутствие в парламенте, то есть она уже должна быть представлена в нем или должна собрать определенное число подписей. Количество подписей установлено в размере 18-20 тыс.; кроме того, на выборах необходимо получить не менее 2% голосов избирателей.

Долговечность датской Конституции объясняется, вероятно, тем, что она по большому счету не касается способов функционирования политической жизни. В этом отношении Основной закон был несовременным уже при своем появлении, так как в нем не упоминались ни политические партии, ни объединения групп по интересам, ни другие многочисленные центры власти, существовавшие в Дании. В будущем такое несоответствие должно было стать еще более явным.

Политические перемены 60-х годов

Новая политическая партия – Социалистическая народная партия (СНП) нацеливалась на участие в правительстве вместе с социал-демократами, чтобы таким образом осуществить поворот датской политики влево. Правительственное сотрудничество так никогда и не было реализовано, но в 1966-1968 гг. СНП выступала гарантом социал-демократического правительства, создав так называемый "красный кабинет". В действительности СНП не смогла серьезно повлиять на политику данного правительства, и вызванное этим разочарование было одной из причин, приведших в конце 1967 г. партию к расколу и последующему учреждению новой партии левых социалистов, которая придерживалась более левой ориентации.

Хотя СНП и не удалось оказать влияние на реальную политику, она дала импульс и стала симптомом возникновения новых политических инициатив, которые во множестве появлялись в 60-х годах, чему способствовала большая степень открытости, характерная для жизни датского общества и международного сообщества в тот период.

Именно в 60-х – начале 70-х годов сфера политики стала неуклонно расширяться, теряя четкие очертания и с трудом поддаваясь определению. Вне парламента и вне партий стали развиваться новые формы политической активности. До этого момента организация групп по интересам являлась феноменом, характерным преимущественно для сферы производства, то есть сферы, где действуют организации наемных трудящихся и предпринимателей; однако теперь свои организации стали создавать и работники сферы услуг. Предметом политической активности становились теперь новые области общественной жизни: условия жизни семей, воспитание детей, сексуальная жизнь и т. д. Это, разумеется, следует рассматривать в связи с процессами политизации всех сфер общественной жизни, которая была обусловлена расширявшейся деятельностью государства. Само понятие "политика" стало рассматриваться более широко и объемно.

Все эти процессы получили дополнительный импульс благодаря экзотике так называемого молодежного бунта, которая особенно ярко проявилась в период между 1967 и 1970 гг. В сущности молодежный бунт представлял собой попытку молодых людей обозначить себя как особую категорию населения; в этом выразилась их реакция на происшедшие стремительные экономические, социальные изменения в обществе и в сознании людей. В этом свете можно, наверное, проследить связь молодежного бунта с рок-н-ролльными "беспорядками" 1956 г. Во всяком случае, налицо сильное влияние англосаксонской молодежной культуры, несмотря на то что США теперь стали восприниматься как олицетворение зла. Однако в молодежном бунте 60-х годов участвовало гораздо больше людей, диапазон затрагиваемых вопросов значительно расширился, и частично он отмежевался от массовой индустрии развлечений, которая впервые пустила в обращение понятие "тинэйджер". Стала заметной связь этого общественного явления с политической деятельностью левых сил. Наверное, было бы не совсем корректно рассматривать возникшее в конце 60-х движение против войны во Вьетнаме как сугубо политическое явление. Это массовое антивоенное движение было одновременно и феноменом молодежной культуры.

Так называемые провокаторы, прогуливавшиеся нагишом на студенческих вечерах, и хиппи с длинными волосами и грязными ногами, принявшие основательную дозу наркотиков, стали провоцирующим явлением городской жизни Копенгагена. Постепенно эти спонтанные выступления становились все более организованными. Среди наиболее известных форм деятельности были так называемые трущобные налеты, когда начиная с 1968 г., молодежь стала захватывать освобождаемые для ремонта здания, что происходило опять-таки преимущественно в Копенгагене. Налеты привносили романтическую радость жизни в пустующие жилища, в которых их участники организовывали шумные празднества для себя и жителей близлежащих кварталов, пока не появлялась полиция и не нарушала идиллию, вынуждая покинуть помещения. Важным следствием трущобных налетов было учреждение "вольного города Христиания" в захваченных казармах в районе Христиансхавн в старой части Копенгагена в 1971 г. Здесь должна была расцвести новая цивилизация, основанная на свободном от властей единении участников и предназначенная силой любви победить холодную капиталистическую систему. Христиания все еще существует. В числе ее постоянных жителей есть и наркоманы.

Участники молодежного бунта экспериментировали с разными формами семейной жизни, сексуальностью, религией, одеждой, наркотическими веществами и т. д. Кульминацией стало создание "Нового общества" в лагере Фрёструп в Северной Ютландии летом 1970 г. Здесь должна была предстать во всем цвете "альтернативная жизнь", чтобы добропорядочные обыватели в пижамах могли увидеть ее прелесть и предаться ей. Когда обитатели лагеря стали расхаживать в костюме Адама, сбежалось много любопытных. Но этим дело и кончилось. В лагере осталась жить лишь небольшая горстка людей, но и те вскоре исчезли в туманах ближнего леса и больше не появлялись. После такого летнего отпуска большинство вернулось домой в крупные города, где удивительно быстро сменило беззаботный анархизм на строгость марксистского догматизма и сектантства, присущую периоду 70-х годов. При этом изменения, которые обуславливались молодежным бунтом, проявились в падении в Дании доверия к авторитетам, и эта тенденция оказалась долгосрочной. Она нашла отражение в системе образования, как профессионального, так и среднего школьного, не говоря уже об университетах.

Вне существующих партийно-политических институтов неудовлетворенность проявляли также представители буржуазных кругов. Их "бунт", а точнее протестная инициатива, получившая название "риндализм" (по фамилии инициатора движения Риндаля), имел место в 1964-1965 гг. и был направлен против создания в 1960 г. министерством культуры фонда поддержки деятелей культуры и искусства. Практику государственных дотаций устранить не удалось, но этот "бунт" можно считать предвестником более мощной и прямой критики всеобъемлющего государства благосостояния, которая развернулась позже. Многие уже в 60-х годах противились созданию подобного государства, что нашло свое выражение в том, что к власти в 1968 г. пришло коалиционное правительство либеральной партии "Венстре", консерваторов и радикалов. Эти три буржуазные партии пошли на выборы, обещая ограничить расширение функций государства. Сказанное обеспечило им такую убедительную поддержку, что они смогли прервать череду социал-демократических или коалиционных, с участием социал-демократов, правительств, тянувшуюся с 1953 г. Тот факт, что расходы общественного сектора все-таки продолжали расти и при новом буржуазном коалиционном правительстве, явился главной причиной крутого изменения, которое произошло несколько позже на политической сцене.

Тем не менее масштабы культурных перемен легко преувеличить. Что бы ни говорилось о социальных экспериментах и фанатичных политических лозунгах, в конкретной политической ситуации они могли вызвать противодействие или, наоборот, позитивное восприятие и таким образом стать значимыми. Однако преобладало ощущение роста благосостояния и социальной защищенности. Большинство жителей страны уже более критично и разборчиво смотрели на все новое (совсем как в 50-х годах). Издательство "Гюльдендаль" опубликовало в 1969 г. Словарь иностранных слов, в котором, между прочим, сказано буквально следующее: "Битл – это лицо, внешне напоминающее молодых гитаристов из Ливерпуля, которые начиная с 1960 г., выступали в броской одежде, с нестрижеными волосами. Они имели колоссальный успех у публики и буквально оглушали слушателей примитивной, но ритмичной музыкой электроинструментов". Многие родители склонялись к тому, чтобы согласиться с такой характеристикой. И это несмотря на то, что "Битлз" были одним из лучших ансамблей по сравнению со многими другими.

Новые условия жизни в 60-х годах

То, что все изменялось так быстро и кардинально, в значительной мере объяснялось изменениями на рынке труда, о чем говорилось выше. Дело не только в том, что массовое переселение людей из деревень в города привело к переоценке ценностей. Благодаря услугам, которые стало оказывать государство благосостояния, изменилось само содержание труда. Здесь стали складываться новые отношения между самими наемными работниками, между работниками и работодателями, между работниками и объектом их труда. Это закладывало основу для появления иных ценностей в среде нового среднего класса. Поскольку он преимущественно состоял из женщин, то их специфический опыт и представления, определяемые полом и ранее менее заметные в общественной жизни, накладывали свой отпечаток, и общество получало от этого значительный дополнительный импульс.

Доля женщин в общем числе занятых составляла в 1950 и 1960 гг. около 29%, в 1965 г. – 31,5, в 1970 г. – 34, в 1981 г. – 42,5, а в 1986 г. – уже 47%. Участие женщин в экономической деятельности, которое особенно увеличилось в середине 60-х годов, часто связывают с массовым строительством домов на одну семью. Доход среднего служащего или рабочего просто не позволял платить за новое дорогое жилье. Разумеется, следует принять во внимание и другие факторы, чтобы понять причины перелома, который произошел в сложившейся за предшествующие шестьдесят лет экономической и семейной структуре и в мировоззрении и был вызван появлением женщин на рынке труда. Характерной особенностью 60-х являлось значительно возросшее внимание к материальным ценностям, и это, вне всякого сомнения, имело значение. Свою роль сыграли и перемены в общественном сознании, когда роль домохозяйки принципиально изменилась, поскольку жизнь вне дома и семьи стала более привлекательной, чем в 50-х годах.

Развитие средств массовой информации также играло важную роль в переменах, характерных для 60-х годов. Сильнее всего влияло телевидение, так как теперь большинство семей имели достаточно средств, чтобы купить свой собственный "ящик". Тот факт, что вьетнамская война вызвала сильнейший гнев и мощные протесты датской общественности, объяснялся, в частности, тем, что каждая добропорядочная датская семья, сидящая у телевизора за чашечкой кофе с печеньем, наблюдала в ежевечерних телевизионных новостях бомбардировки с напалмом, мучения людей и оторванные конечности. Вьетнамская война стала первой войной в истории, которая освещалась по телевидению. Так столкновения перед американским посольством в Копенгагене пришли в дом рыбака, живущего на берегу Северного моря, и фермера с ютландской вересковой пустоши.

Ежедневно пресса сообщала те же самые новости, что и телевидение, но теперь она подавала их в более сенсационной форме, чем раньше. До 50-х годов ежедневная печать, как правило, была связана с политическими партиями, и отдельные газеты отражали взгляды, присущие той или иной партии, что накладывало свой отпечаток на подачу ежедневных новостей. Столь тесная связь между партиями и газетами предопределяла наличие определенных ограничений, касающихся приоритетов при выборе тем и отражения точек зрения. По мере того как проблемы, связанные с сохранением постоянных подписчиков, росли, связь между прессой и партиями становилась слабее. Конкуренция между газетами становилась все более жесткой. В значительной мере она переносилась на способ подачи новостей и в меньшей степени касалась оценок событий. Скандальные новости поэтому чаще всего попадали на первую полосу.

Женское движение

Вдохновляемая сообщениями об американских инициативах, группа женщин – жительниц Копенгагена весной 1970 г. предприняла ряд курьезных и провокационных действий. Например, однажды они отказались полностью заплатить за проезд в автобусе, аргументируя свой поступок тем, что труд женщин не оплачивается наравне с мужчинами; причем, поскольку они отказались покинуть автобус, полиции пришлось выносить активисток из него. Эти акции привлекли внимание средств массовой информации и вызвали дискуссии о равноправии мужчин и женщин по всей стране. Вскоре женская группа, которая теперь называла себя "Красные чулки", предприняла ряд акций и провела шумные дискуссии, которые привлекли внимание к характерным женским проблемам, в частности к проблеме женщины как сексуального объекта и т. п. Так появилось новое женское движение, нацеленное на освобождение женщин от всевозможных форм угнетения. Это движение с самого начала приобрело широкий размах и благодаря своим настойчивым требованиям независимости женщин в обществе, где доминируют мужчины, стало важным фактором достижения равенства между полами, что явилось одной из долгосрочных и фундаментальных тенденций XX столетия. Оно представляло собой также серьезный вызов господствующему политическому порядку. Дело в том, что в политике доминировали мужчины. Женская эмансипация в 60-х годах сводилась к мысли, что женщины могут участвовать в принятии решений, которые до сих пор принимали мужчины, могут иметь беспорядочные половые связи, принимать только что появившиеся противозачаточные таблетки и иметь неограниченное право на аборты. Что касается последнего, то это право в Дании было введено законом 1973 г.

Тогда впервые возникла необходимость аргументации и оправдания существующего положения вещей, однако это было трудно сделать, не нанеся вреда демократической идеологии равенства, и женское движение одержало моральную победу. В 70-х годах отдельные группы женского движения развивались изолированно, враждебными по отношению к мужчинам анклавами, но в основном движение шло в сторону установления и формального, и реального равенства.

Трудно однозначно описать женское движение после первых акций "Красных чулок". Организовывались выездные летние лагеря, где проходили дискуссии о различных формах угнетения и подавления женщин, проводились особые женские фестивали с "женской музыкой", женскими докладами и "женской едой". Молодые женщины поддерживали и подбадривали друг друга, образуя особые "базисные группы". Но женское движение, которое существовало и до появления "Красных чулок", было подобно многоголовому монстру. Сила движения предопределялась тем, что его участницы, представлявшие различные политические направления, работали и в других сферах общественной жизни, где они отстаивали свою точку зрения и заставляли считаться с особой женской позицией по всем вопросам. Например, во многих профсоюзах были созданы женские комиссии, а внутри политических партий женщины действовали, исходя как из позиций своей женской идентичности, так и из идейных основ партии.

Точка зрения женского движения на равноправие одержала победу как в законодательной сфере, так и в общественном мнении. Поэтому женское движение около 1980-х годов утратило боевой дух и постепенно угасло. Наиболее радикальная его часть – "Красные чулки" – прекратила свое существование в 1985 г. Однако тот импульс к действию, который дало это движение, приобрел собственную динамику. Например, в университетах страны стали учреждать специальные центры тендерных исследований.

Уже в 70-х годах доля молодых женщин – студенток и работниц сравнялась с долей молодых мужчин. Увеличение доли женщин на производстве до уровня сегодняшнего дня объясняется также тем, что "поколение домашних хозяек" постепенно вступало в пенсионный возраст. Это отражалось в статистических показателях, и женщины новых возрастных групп, естественно, приходили на рынок труда.

Тем не менее действительное равенство между женщинами и мужчинами в отношении оплаты труда, иерархии на его рынке было трудно реализовать на практике. Женщины продолжали численно преобладать в тех профессиях, которые относятся к традиционно женским занятиям: социальном попечении, уходе, воспитании. Это не должно представлять собой проблему или считаться проявлением неравенства, так как равноправие между полами не следует сводить к отсутствию различий между женщинами и мужчинами. Однако "женские профессии", как правило, оплачиваются хуже, чем традиционно мужские. Когда же женщины проникают в новые профессиональные сферы, то появляется тенденция к снижению уровня заработной платы. Область управления характеризуется более высоким статусом, наличием более высокой зарплаты и свободы действий и продолжает оставаться мужской сферой; равным образом это относится к элитным постам в сфере образования, таким, например, как университетские исследования. Однако за последние тридцать лет изменения в положении полов оказались огромными.

Вступление в ЕЭС

Ко времени вступления в силу Римского договора в 1958 г. Дания вынуждена была определить свое отношение к Европейскому экономическому сообществу. Следовало дать оценку многочисленным обстоятельствам, включая также эмоциональный аспект. Как следовало датчанам относиться к германскому участию в мощном европейском союзе, когда прошло так мало времени после оккупации Дании? Однако центральным оказался вопрос, связанный с датским экспортом. С одной стороны, следовало вступить в ЕЭС с его перспективами, но было неясно, как такой шаг повлияет на экспортные рынки за пределами союза, особенно в Англии, которая была главным покупателем датских сельскохозяйственных продуктов. Поэтому вначале Дания поддержала желание Англии заменить узкое ЕЭС более широкой зоной свободной торговли, которая включала бы все страны – участницы Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). План потерпел неудачу, и вместо этого в 1960 г. была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) как попытка европейских стран усилить свои позиции перед лицом ЕЭС. Дания вошла в число ее участников. Но образование ЕАСТ явилось всего лишь вынужденным решением. Проблемы касались отношения к ЕЭС – тяжеловесу в экономике.

После трехлетних тщетных попыток приобрести влияние на ЕЭС Дания решила в 1961 г. вместе с Англией и Ирландией, а годом позже и Норвегией подать заявку о вступлении в эту организацию. Переговоры продолжались до января 1963 года. Они были прерваны из-за противодействия Франции присоединению Англии к Сообществу. В мае 1967 г. ходатайство о вступлении было возобновлено, но опять дело кончилось ничем из-за франко-английских противоречий. После этого Дания на некоторое время переориентировалась на североевропейское экономическое сотрудничество, участвуя в переговорах по так называемому Нордэку. Однако от этого плана отказались в марте 1970 г., и Дания вновь обратила все взоры к ЕЭС.

С точки зрения поддержки в парламенте ориентация на ЕЭС в 1970 г. не представляла никаких проблем, поскольку подавляющее большинство членов фолькетинга выступало за присоединение Дании к ЕЭС. В 60-х годах Социалистическая народная партия была единственной партией парламента, которая противилась вступлению. Но когда вопрос встал всерьез, и Дания оказалась на пороге принятия в эту "теплую компанию", члены фолькетинга, представлявшие различные политические партии, вдруг заявили, что они скептически смотрят на данный вопрос, а некоторые даже сказали, что являются противниками вступления Дании. Особенно характерно это было для социал-демократической фракции парламента, которая вскоре раскололась на две группировки: две трети были "за" вступление и треть – "против" вступления в ЕЭС. Напротив дворца Кристиансборг, где заседает фолькетинг, проходили многочисленные, пестрые по составу митинги, в которых наряду с националистической партией "Датское единство" – на правом фланге, и Коммунистической партии Дании – на левом, принимали участие самые разные новые социальные движения. В этих массовых протестах принимали участие и пацифисты, и ветераны движения Сопротивления времен Второй мировой войны, и националисты, и интернационалисты, и представители крупного бизнеса, и профсоюзные лидеры. Все они приводили собственные доводы против присоединения к ЕЭС, вопрос о котором начиная с 1970 г., превратился в самый важный политический вопрос на всем протяжении датской истории.

Весной 1971 г. большая часть противников объединилась в единую организацию – "Народное движение против ЕЭС". Была предпринята попытка выработать единую аргументацию против вступления в ЕЭС, которая основывалась на защите датской национальной идентичности, отпоре немцам и желании усилить североевропейское сотрудничество. Преобладали, таким образом, аргументы идеологического характера. Противникам вступления в ЕЭС удалось в повседневной жизни при помощи сети своих локальных организаций мобилизовать несколько тысяч активистов. В результате невиданной ранее массовой политической активности населения усилились сомнения относительно исхода предстоящего всенародного голосования по вопросу вступления в ЕЭС, которое по решению фолькетинга должно было состояться 2 октября 1972 г. Так как Норвегия на всенародном референдуме за неделю до этого сказала "нет" ЕЭС, то многие предположили, что Дания сделает то же самое.

В конце концов избиратели отдали предпочтение чисто экономическим доводам, а не идеологическим аргументам (типа "лучше крона в кармане, чем десять навязчивых идей в голове"), и на референдуме 63,3% проголосовало "за" и только 36,7% "против" вступления в ЕЭС.

Через день после победы премьер-министр – социал-демократ Йене Отто Краг неожиданно объявил в парламенте о своей отставке, одновременно назвав профсоюзного лидера неквалифицированных рабочих Анкера Йоргенсена своим преемником. Этим решением Краг хотел достичь сплочения Социал-демократической партии вокруг личности, которая в меньшей мере, чем он сам, могла идентифицироваться с победившей на референдуме стороной в условиях, когда партия фактически раскололась.

Однако политическая борьба вокруг вопроса о вступлении в ЕЭС не прекратилась с принятием решения о присоединении и с заменой премьер-министра. Позднее в целом ряде случаев противникам ЕЭС, а позднее ЕС неоднократно удавалось ставить вопрос о членстве в этом сообществе в центр внимания повседневной политической жизни Дании.

С годами ЕЭС превратилось в международную организацию, в деятельность которой Дания оказалась глубоко вовлечена. Помимо тех связей, что, разумеется, влекут за собой такое тесное сотрудничество с другими странами, бюрократия ЕЭС постоянно издавала все возрастающий поток директив и распоряжений, ко-торые оказывали непосредственное влияние на политические процессы в Дании и влекли за собой постепенную передачу власти от датского фолькетинга органам ЕЭС, обладающим правом принятия решений. Объединения, создававшиеся в Дании и сторонниками, и противниками ЕЭС, являли собой пример того, как международные интеграционные процессы и общественное развитие в стране способствовали стиранию традиционных разграничительных линий в политической и общественной жизни, ибо они внесли раскол как на правом, так и на левом фланге датской политики и создали почву для новых форм сотрудничества. Эти объединения не только раскалывают, но и сплачивают самым нетрадиционным образом различные социальные слои.

Возникали также и другие новые вопросы, которые мы более внимательно рассмотрим в следующей главе.