В конце 1973 г. в странах – членах ОЭСР, особенно в Дании, ухудшилось экономическое положение, и последствия этого – высокая безработица и увеличение внешнего долга стали с тех пор главной проблемой общественного развития. В появлении экономических трудностей обвиняли государство благосостояния. Положение в датском парламенте в 70-х годах тоже характеризовалось нестабильностью, постоянная смена правительств ставила фолькетинг в трудное положение. В 80-х годах ситуация лишь отчасти была преодолена, теперь решения в области политики безопасности и внешней политики, принятые в связи с новой вспышкой "холодной войны", создали крупные проблемы, которые были полностью устранены только с окончанием "холодной войны" в начале 90-х годов. Предпринимавшиеся с 1985 г. попытки углубления интеграции ЕЭС вновь вызвали раскол среди датчан, и это создало в 90-х годах большие трудности в отношениях с Сообществом, которое с 1993 г. стало называться Европейским союзом (ЕС). Среди новых тем, обсуждавшихся в обществе, преобладали охрана окружающей среды и иммиграция из третьих стран.
Возврат к кризисам
После войны с Израилем арабские страны – экспортеры нефти подняли осенью 1973 г. цены на "черное золото"; одновременно они уменьшили на 25% его поставки в те западные страны, которые поддерживали Израиль. Поскольку датские потребности в энергии на 90% обеспечивались за счет нефти, то правительство мгновенно отреагировало на это, введя различные ограничения на потребление энергии, в том числе четыре раза по воскресеньям объявлялся запрет на пользование автомобильным транспортом.
Уже в январе 1974 г. нормальный уровень поставок нефти был восстановлен, и вновь наступили обычные будни. Но как непосредственное продолжение нефтяного кризиса в мировой экономике стали усиливаться кризисные явления, и это заметно ударило по датской экономике: цены на нефть выросли вдвое. Экономические неурядицы были столь велики, что в 1974 и 1975 гг. впервые после второй мировой войны экономический рост сменился падением. Позже в Дании вновь наметился подъем экономики, но он был более слабым по сравнению с предыдущим периодом высокой конъюнктуры. В 1979 г. падение производства усилилось еще одним энергетическим кризисом. За исключением двух благоприятных лет (1984 и 1985), период высокой конъюнктуры вновь наступил в стране только в 1992 г.
Непосредственным следствием кризиса явилось возвращение массовой безработицы. В 60-х годах безработица колебалась в пределах 2-3%, что объяснялось так называемой неизбежной безработицей, сопровождающей смену рабочего места, сезонными колебаниями занятости в таких отраслях, как, например, строительство, не говоря уже о проблемах, связанных с развитием окраин. В 1973 г. безработица находилась на уровне менее 1%, но затем быстро стала увеличиваться. В 1975 г. она составляла 5%, в 1983 г. достигла 10,5%, а после небольшого уменьшения вновь выросла в 1993 г. до 12%.
Низкая экономическая конъюнктура 70-х годов имела международный характер. Ее усилил нефтяной кризис, но существовали и более основательные причины. Признаки кризиса появились уже в 1971 г., когда Соединенные Штаты вынуждено отказались от гарантированного обмена долларов на золото, который лежал в основе международного валютного сотрудничества. Золотой запас США был просто недостаточен, для того чтобы поддерживать свободный обмен при том количестве бумажных денег, которые находились в обращении. Но еще важнее, что доллар давно уже не имел такого высокого курса по отношению к другим валютам, как в 1944 г., когда решения, принятые в американском городе Бреттон-Вудс, установили подобную систему сотрудничества. С ростом инфляции ухудшились условия торгового обмена Дании с зарубежными странами, что ударило по экспорту, а следовательно, и по производству.
Экономический спад означал для Дании увеличение расходов государственной казны, связанных с оплатой пособий по безработице, но из-за уменьшения налоговых поступлений на эти и другие выплаты, производимые государством благосостояния, в бюджет поступало теперь меньше средств. В эти годы происходила постоянная смена кабинетов: с декабря 1973 г. по февраль 1975 г. правительство возглавляла либеральная партия "Венстре", затем до августа 1978 г. действовало социал-демократическое правительство; далее до октября 1979 г. у власти находилось коалиционное правительство либеральной партии "Венстре" и социал-демократов, и, наконец, два правительства социал-демократов находились у власти в период до сентября 1982 г. Все они пытались решать возникающие проблемы при помощи комбинации традиционных кейнсианских методов и сокращения некоторых государственных расходов. На практике лучше удавалось использование методов кейнсианской политики, но она тоже имела свои недостатки. Правительства постоянно брали деньги в долг, ожидая окончания кризиса, когда появлялись возможности для выплаты долга. В 1978 г. внешний долг достиг 66 млрд. крон, а в 1980 г. он составил уже 100 млрд. крон. Бремя выплат по процентам вскоре достигло такого уровня, который угрожал стать слишком большой нагрузкой для датской экономики, даже при условии ее подъема. Это превратилось в главную заботу буржуазных партий, и вскоре они заставили всех прислушаться к их доводам. Социал-демократическое правительство меньшинства представило в 1982 г. новый финансовый законопроект, который включал в себя предложение о значительной экономии общественных средств, но тем не менее он не получил поддержки со стороны оппозиции, состоявшей из буржуазных партий. Поэтому правительство Анкера Йоргенсена ушло в отставку, не назначив новые выборы. К власти пришло коалиционное правительство, которое состояло из представителей Консервативной народной партии, либеральной партии "Венстре", Христианской народной партии и партии "Демократы центра". Главой кабинета стал консерватор Поуль Шлютер. Новое правительство заявило о кардинальном изменении экономической политики, и политическая жизнь получила новое направление.
Партийная политика претерпевает изменения
Сменявшие друг друга правительства в период после 1973 г. были поглощены не только решением сложных экономических проблем. Вся их деятельность, а также фактически вся парламентская работа были поставлены под угрозу из-за разного рода политических протестов.
Это стало очевидным в ходе выборов в фолькетинг 4 декабря 1973 г. Неслучайно потом выборы сравнили со сходом лавины. Теперь в фолькетинг прошли дополнительно еще пять партий, так что всего их стало десять. Компартия и Правовой союз вернулись в парламент с шестью и пятью мандатами соответственно, полученными благодаря их участию в кампании против членства Дании в ЕЭС. Три новые буржуазные протестные партии: Христианская народная партия, партия "Демократы центра" и Партия прогресса – также получили представительство в парламенте.
Большую известность приобрела Партия прогресса. Личность ее лидера – адвоката Могенса Глиструпа олицетворяла мощную энергетику партии. Глиструп стал известен на всю страну в один день, когда он 30 января 1970 г. на телевидении красноречиво и остро критиковал политику государственного вмешательства и бюрократизм. А в августе 1972 г. он стал председателем вновь образованной Партии прогресса. Не в последнюю очередь благодаря мастерскому использованию телевидения и едким нападкам на систему организации общественных услуг Глиструпу удалось повлиять на формирование общественного мнения. Он требовал упразднения многих социальных льгот, предоставляемых государством благосостояния, и уменьшения подоходного налога. Лидер Партии прогресса призывал улучшить возможность для проявления частной инициативы, расчистить пространство от непроходимой чащи разного рода законов и многочисленной бюрократии, в первую очередь сократив количество чиновников общественного сектора по меньшей мере на 90%. Глиструп был вознагражден за свои усилия на выборах в декабре 1973 г., получив около 15,9% голосов избирателей, что соответствовало 28 депутатским мандатам. Таким образом Партия прогресса превратилась во вторую по величине партию в стране после социал-демократов, при этом она отвоевала голоса у всех традиционных старых партий. Недовольство политикой благосостояния, а также ухудшением экономического положения нанесло удар по исторически сложившемуся разделению избирателей на сторонников правых и левых партий.
Выборы принесли успех также партии "Демократы центра". Эта партия была учреждена в ноябре 1973 г. социал-демократом, бургомистром копенгагенского пригорода Гладсаксе и депутатом фолькетинга Эрхардом Якобсеном в ответ на происшедший, по его мнению, сдвиг социал-демократической партии влево. С выходом из партии Э. Якобсена правительство Йоргенсена утратило большинство в парламенте, и он назначил на декабрь проведение ставших роковыми выборов. Ряд менее известных, проявлявших недовольство социал-демократов и несколько буржуазных политиков объединились вокруг партии "Демократы центра". Им удалось не только в короткое время, оставшееся до выборов, собрать 20 тыс. подписей, необходимых для регистрации новой партии, но и столь сильно воздействовать на сознание избирателей, что партия получила 7,8% голосов и 14 депутатских мандатов. Так же как и в случае с Партией прогресса, успех "Демократов центра" объяснялся яркой личностью председателя, обладавшего выраженной телевизионной харизмой. На протяжении 70-х годов партия Якобсена была ярой защитницей интересов автолюбителей и владельцев индивидуальных жилых домов. Наряду с этим партия вела решительную борьбу против "подрывной деятельности левых, направленной против детей и молодежи", то есть, с точки зрения членов партии, против постоянного контроля над системой образования, радио и телевидением, осуществлявшегося сторонниками левых взглядов.
Похожая критика в адрес так называемых левых доктринеров высказывалась также со стороны Христианской народной партии, которая получила 4% голосов, что обеспечило ей получение семи депутатских мандатов. Но особенно важной проблемой для партии являлась пропаганда христианского мировоззрения, включая дополнительное введение в школьную программу курсов, посвященных основам христианства. Кроме того, сторонники партии выступали против свободы абортов, которая была введена в 1973 г. Общим для Христианской народной партии и "Демократов центра" было то, что, за исключением отдельных знаковых для них вопросов, их ориентация совпадала с позициями классических буржуазных партий Дании. Это не относилось, однако, к Партии прогресса. В течение долгого времени трудно было определить ее место в традиционном политическом спектре, с его делением на правый и левый фланги. Поэтому остальные партии единодушно воздерживались от сотрудничества с этой партией. В целом наличие большого числа партий в фолькетинге и остро выраженный протестный характер новых партий вели к тому, что политические переговоры все чаще сталкивались с трудностями, и находить решения сложных вопросов политическими методами становилось все труднее.
Начало дебатов по окружающей среде
Еще в 60-х годах не многие задумывались о том, что индустриализация ведет к загрязнению. Обычные люди, принимая участие в общественных дебатах, под загрязнением подразумевали выброс бумаги и других отходов на улицы, в леса, на пляжи, а не на свалки. Загрязнение при этом превращалось в преимущественно эстетическую проблему, то есть считали, что оно выглядит некрасиво.
Только в узкопрофессиональных кругах занимались тем, что мы сегодня связываем с проблемой окружающей среды: химическими и другими отходами от предприятий и индивидуальных хозяйств, уничтожением природной среды, имеющей значение для выживания животных, растений, и т. д. Следовательно, всем тем, что действует разрушающе на созданное помимо усилий человека и что в конце концов, оказывает обратное влияние на условия его жизни.
И только в марте 1969 г. этот предмет получил организационное и политическое выражение. Тогда группа студентов и молодых ученых из Копенгагенского университета, которые интересовались природой, учредила экологическую организацию NOAH , целью которой было воздействие на датских политиков и общественность для сохранения и улучшения окружающей среды в Дании и в мире в целом. NOAH вскоре приобрела широкую известность благодаря акциям, которые проводились в людных местах и привлекали поэтому большое внимание. Не в последнюю очередь популярность пришла благодаря привлечению экспертов из-за границы, особенно из Швеции, где исследования в области окружающей среды были уже налажены, и проведению собственных исследований.
Примерно в то же самое время окружающая среда оказалась в центре внимания ООН, когда на Генеральной Ассамблее в 1969 г впервые был представлен доклад, в котором утверждалось, что проблемы окружающей среды носят глобальный характер и требуют неотложных решений. Вслед за этим призывом датский премьер-министр – член партии радикалов Хилмар Баунсгор при открытии заседания в фолькетинге 7 октября 1969 г. объявил об учреждении специального комитета, в задачи которого входила подготовка административных органов, ведающих вопросами окружающей среды. В 1971 г. было учреждено министерство по окружающей среде (до 1973 г. оно называлось "министерство по борьбе с загрязнением"). В 1974 г. вышел первый в Дании Закон по охране окружающей среды, предусматривающий санкции против нарушителей, а в 1975 г. был принят Закон о загрязнении морской среды, компактный по содержанию, но привлекший к себе всеобщее внимание.
Атомная энергия или другие источники энергии?
Еще большее внимание в 70-х годах привлек к себе вопрос об использовании атомной энергии.
Строительство АЭС являлось мечтой в послевоенное время. Те страны, с которыми датчане обычно себя сравнивали, уже имели таковую. У шведов имелась АЭС недалеко от поселка Барсебек на берегу пролива Эресунн, расположенная прямо напротив Копенгагена, в пределах видимости. Уже распространилось всеобщее мнение о преимуществах атомной энергии, связанных с ее дешевизной и надежностью благодаря возможности самообеспечения станций. Энергетический кризис 70-х годов сделал эти факторы еще больше значимыми, поэтому правительство, образованное либеральной партией "Венстре", в январе 1974 г. приняло решение о том, чтобы перейти от слов к делу, которое казалось беспроигрышным. Однако все обернулось иначе. В центре внимания критиков оказался не только вопрос об опасности радиоактивного загрязнения, но и сомнения в экономической эффективности. Мощное общественное мнение против атомной энергии, умело поддержанное Организацией по информации в области атомной энергии, стало решающим для сменявших друг друга правительств, и парламент раз за разом большинством голосов откладывал окончательное решение вопроса. Различие мнений по этому вопросу, которое разделило общество на два лагеря, не способствовало выработке однозначного решения. К тому же еще свежа была в памяти конфронтация по вопросу о присоединении к ЕЭС.
К этому времени стало ясно, что опыт стран, в которых уже давно использовались атомные электростанции, оказался менее успешным, чем представлялось ранее. Когда в 1979 г. произошла крупная авария на американской АЭС около Харрисбурга, то многим к тому же подумалось, что обещания о наступлении Судного Дня имели под собой некую почву. В этой ситуации сторонники использования атомной энергии не имели возможности переубедить население в том, что атомная энергия влечет за собой меньшую степень загрязнения, чем сжигание угля.
Двадцать девятого марта 1985 г. фолькетинг принял однозначное решение об отказе от использования атомной энергии. Но к этому времени сама тема, так долго обсуждаемая, уже исчерпала себя, и поэтому мало кто обратил внимание на данное решение. Еще одной целью противников атомной энергетики была приостановка эксплуатации шведской АЭС в Барсебеке, так как они полагали, что станция угрожает безопасности Копенгагена. Эта цель, однако, так никогда и не была достигнута в XX столетии. Несмотря на трагедию в Чернобыле в 1986 г. и все те ужасы, которыми грозили на рубеже тысячелетий 450 существующих на Земле АЭС (а их число постоянно растет), международное движение против использования атомной энергии не увенчалось успехом.
Из-за постоянного роста цен на нефть активизировалась геологическая разведка нефти на дне Северного моря, одновременно были открыты и стали эксплуатироваться месторождения природного газа. Другим направлением диверсификации источников энергии стало развитие возобновляемых источников энергии, прежде всего ветра. В 1970 г. потребление энергии в Дании на 12% состояло из угля и на 88% из нефти. В 1988 г. доля угля составляла уже 40%, 6,5% приходилось на природный газ, солому и т. д., 3,5% – на возобновляемые источники энергии, и теперь уже только 50% приходилось на нефть.
Развитие Гренландии
По Конституции 1953 г. Гренландия получила статус датского амта, что имело аналогии в международной практике; в то же время здесь имелись и некоторые особенности. Вторая мировая война положила начало процессу ликвидации колоний западноевропейских стран, и этот процесс являлся также важной целью ООН. Но, как правило, ликвидация колониального статуса происходила в результате развития более или менее широкого национально-освободительного движения в самих колониях. В 50-х годах такое движение в Гренландии отсутствовало, территория была мало заселена, и гренландская экономика, инфраструктура, общественные институты и т. п. были развиты слабо. Хотя на протяжении всего XX столетия жизненный уровень в Гренландии постоянно повышался, все-таки он был намного ниже, чем в Дании. Особенно высока была детская смертность и смертность от туберкулеза. Датская общественность не могла с этим смириться. Поэтому в 1950 г. начала осуществляться обширная программа развития, которая должна была значительно улучшить условия жизни в Гренландии. Первоначальный толчок к изменению статуса Гренландии однозначно исходил от датской стороны. Обретение Гренландией статуса датского амта явно отличалось от процесса образования самостоятельных государств в других колониях, происходившего в период с 1945 по 1980 г.
В течение следующих десятилетий огромные суммы были вложены в развитие этого "северного датского" общества, чтобы "модернизировать" его и вывести на уровень "южного датского" общества. Сказанное повлекло за собой значительные изменения в гренландском обществе, ускорив его развитие в направлении от традиционной культуры морских охотников к новой рыболовной культуре, начало которой было положено еще в 20-х годах. По плану развития 1950 г. продолжилось переселение людей из маленьких поселков в города. Население столицы – Нуука (Готхоба) увеличилось с 1100 жителей в 1950 г. до 9 тыс. в 1975 г., а к 2000 г. там проживало 14 тыс. человек (общее число жителей Гренландии составляло 50 тыс. человек). В 70-х годах в Гренландии стали расти национально-освободительные настроения, было сформулировано требование сохранения гренландской культуры и идентичности, которые, как полагали гренландцы, подавлялись процессами "данизации", сопровождавшей модернизацию. Жители Гренландии потребовали расширения своих прав на самоопределение, и эти требования были удовлетворены датской стороной посредством учреждения в 1975 г. Комиссии по внутреннему управлению. Ее деятельность создала основу для введения в 1979 г. самоуправления по аналогии с системой, действовавшей на Фарерских островах. Отныне Гренландией стал управлять ландстинг, который постепенно должен был взять на себя законодательные функции и управление гренландскими делами, а дотации со стороны Дании продолжали поступать на тех же основаниях, как и в другие датские амты. Дотации в 80-90-х годах достигли 2 млрд. крон в год, что было жизненно важно для гренландской экономики, так как обеспечить финансирование современного общества благосостояния не могли ни доходы от добычи гренландских полезных ископаемых, ни доходы от рыболовства, которое весьма сильно зависит от колебаний конъюнктуры. Внешняя и оборонная политика по-прежнему осуществлялись датским правительством, и Гренландия была постоянно представлена в датском фолькетинге двумя депутатами.
Гренландцы вскоре воспользовались вновь обретенной свободой. В 1972 г. 70% гренландцев проголосовали против участия в ЕЭС, но лишь после всенародного референдума 1982 г. Гренландия в 1985 г. вышла из состава ЕЭС. Самоуправление распространялось на растущее число политических проблем, и гренландское население стало выражать собственную точку зрения и по некоторым вопросам внешнеполитического характера. Американская военная база в Туле была как бельмо в глазу, и на протяжении 90-х годов этот вопрос служил почвой для серьезных противоречий между Гренландией и Данией. Несмотря на то что продолжала сохраняться государственная общность, среди гренландского населения усилились требования дальнейшего увеличения самостоятельности вплоть до возможности полного отделения от Дании. Гренландцы стали также все чаще вспоминать о своей географической близости к Северной Америке, с которой усилились разного рода контакты, не в последнюю очередь с обществами, объединяющими инуитов-эскимосов и других представителей малочисленных коренных народностей Севера.
По мере быстрого развития Гренландии и превращения ее в современное общество благосостояния в стране возникало много проблем. Частично они объяснялись тем, что резкие изменения жизненного уклада влекли за собой усиление отчужденности, а также те трудности ориентации, которые известны и в Дании, и в других странах Запада, где над людьми довлеют такие проблемы, как взаимоотношения между общественным и частным сектором, между индустриальным и информационным обществом и т. д. Политические расхождения и социальные различия накладывали свой отпечаток на общественные дебаты, посвященные этим вопросам. Местная партия социал-демократического толка "Сиумут" на протяжении первых двух десятилетий самоуправления являлась самой большой партией и постоянно находилась у власти или одна, или в коалиции с буржуазной партией "Атассут" либо с партией "Инуит Атакатигиит", которая выступает с левых позиций. |
|