Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава 27. Основные тенденции развития в конце тысячелетия
 

Источник: ИСТОРИЯ ДАНИИ


 

Правительства Нюрупа

После ухода в отставку правительства либеральной партии "Венстре" и консерваторов 25 января 1993 г. было сформировано правительство парламентского большинства в следующем составе: социал-демократы, Радикальная партия, "Демократы центра" и Христианская народная партия. Премьер-министром стал Поуль Нюруп Расмуссен, выбранный председателем Социал-демократической партии Дании осенью 1992 г. после драматической рокировки, приведшей к отставке предыдущего партийного лидера Свена Аукена. Под руководством Нюрупа Расмуссена правительство удержалось у власти до очередных парламентских выборов, то есть до 27 сентября 1994 г., после чего правительство продолжило свою работу уже без Христианской народной партии, которая не смогла провести своих представителей в фолькетинг. В декабре 1996 г. партия "Демократы центра" также вышла из состава правительства из-за недовольства его политикой, которое возникло из-за зависимости политики правительства от позиций Социалистической народной партии и "Единого списка". Несмотря на упорные слухи о разногласиях между членами обеих оставшихся в правительстве партий, а именно между социал-демократами и радикалами, правительство удержалось у власти не только до выборов 11 марта 1998 г., но и после них.

Новое правительство продолжило в основных чертах политику Шлютера, однако предприняло несколько инициатив, таких, как принятие закона об отпусках, дававшего возможность временно не работать, получая в это время пособие, что позволяло другим людям в данный период воспользоваться шансом получить работу. Закон об отпусках имел громкий успех, если судить по числу трудящихся, которые воспользовались предоставленной возможностью. Он также повлиял на численность безработных, которая немного уменьшилась уже осенью 1993 г. К 1998 г. безработица упала с 12,2 до 7,4%, главным образом по причине временных отпусков и других подобных мероприятий, позволяющих "рассасывать" безработицу. Правда, закон оказался дорогостоящим для государственной казны, даже несмотря на снижение размера пособий.

В 1993 г. была проведена налоговая реформа, главной целью которой являлось снижение налогов. Кроме того был внесен ряд изменений в пропорции налогообложения, среди которых так называемые зеленые, или экологические, налоги вызвали немало споров. Эти налоги имели целью поднять стоимость некоторых видов потребления, которые особенно обременительны для окружающей среды, и таким образом подтолкнуть население к их ограничению. Со стороны буржуазной оппозиции раздавались обвинения в том, что "зеленые налоги" повышают издержки производства и таким образом снижают конкурентоспособность всей продукции, производимой в стране. Кроме того, утверждалось, что это просто новая завуалированная форма налогообложения. Левая оппозиция могла бы, несомненно, поддержать "зеленые налоги", но она требовала, чтобы все средства, которые таким путем поступали в государственную казну, шли на финансирование охраны окружающей среды.

Успех ли новых инициатив или нечто другое способствовало этому, но правительство осталось у власти и после выборов 21 сентября 1994 г., хотя и без представительства Христианской народной партии. Довольно неожиданно страна почувствовала влияние подъема мировой экономики, который приобрел такие масштабы, что одна из крупнейших в 90-х годах газет буржуазного направления – "Юландспостен" 16 октября 1996 г. с ликованием сообщила, что Дания вступает в "новый золотой век". Основанием для радости стали данные датской статистики. Они свидетельствовали о том, что валовой национальный продукт в 1996 г. составил примерно 1000 млрд. крон, то есть на каждого датчанина от младенца до старца приходилось 190 тыс. крон; что накопление побило новый рекорд; что уровень образования и потребления поднялся на невиданно высокий уровень. Кроме того, государственный бюджет вырос, а внешний долг сократился. Эти тенденции продержалась до конца века.

Однако правительство Нюрупа не дождалось спокойных времен. С самого начала с нападками на него выступила жесткая и бескомпромиссная буржуазная оппозиция; по многим вопросам правительство проводило неуверенную политику, которая отражала отсутствие единства между партиями по многим вопросам. Членам нового кабинета было так же трудно, как и предшествующему правительству, согласовывать между собой политику по отношению к ЕС и приспосабливаться к противоречивым настроениям общественного мнения по этому вопросу.

После 1994 г. опросы общественного мнения постоянно показывали, что на следующих выборах правительство будет отправлено в отставку. После выборов 11 марта 1998 г. оно, тем не менее, смогло продолжить работу, опираясь на самую узкую парламентскую поддержку. На стороне оппозиции было 89 депутатов, а на стороне правительства – девяносто. Большинство было хрупким, поскольку перевес зависел от единственного социал-демократа с Фарерских островов, позиция которого по многим вопросам была непредсказуема. И все же выборы позволили правительству укрепить свои позиции. Новый состав фолькетинга включал в себя десять партий, что было самым большим числом после выборов 1979 г. В парламенте появилась новая партия, которая откололась от Партии прогресса, а именно Датская народная партия, с которой правительство едва ли могло сотрудничать. Зато Христианская народная партия опять вернулась в парламент, а "Демократы центра" усилились, уточнив и сблизив свои позиции с правительственными. Поэтому правительство Нюрупа получило возможность сохранить за собой парламентское большинство голосов, опираясь по отдельным вопросам то на правые партии, то на левые.

В то же самое время с виду сплоченная буржуазная оппозиция, которая включала в себя партию "Венстре" и консерваторов, временно распалась. Консервативная партия в течение ряда лет пережила несколько крупных скандалов и борьбу за лидерство внутри своих рядов. На выборах она набрала всего 8,9% голосов, что явилось наихудшим результатом за многие годы. Партия "Венстре" увеличила число собранных голосов до 24%, что тоже мало ей помогло.

Впрочем, и у правительства Нюрупа не было оснований для спокойствия. Только выборы закончились, как рядовые члены профсоюзов вопреки рекомендациям своих лидеров проголосовали на внутрипрофсоюзном референдуме против принятия проекта нового коллективного договора. Наемные работники полагали, что в период высокого экономического роста и как никогда ранее высоких доходов они имеют право получить доступ к плодам возрастающего благосостояния. Двадцать седьмого апреля 1998 г. произошел крупный трудовой конфликт, в котором приняло участие примерно полмиллиона трудящихся. Правительство Нюрупа вмешалось в конфликт 7 мая. Оно утвердило посредническое предложение в качестве закона, включив в него, однако, некоторые улучшения для наемных работников, а также компенсации за это, идущие предпринимателям.

Надежды либералов на то, чтобы увидеть лидера партии "Венстре" Уффе Эллеманн-Йе1хсена премьер-министром, не оправдались. Вскоре после выборов 1998 г. он подал в отставку с поста председателя партии, и партия "Венстре" провозгласила, что отступает от жесткой конфронтации и занимает позицию, допускающую сотрудничество с правительством. Консерваторы возобновили, по-видимому, бесконечные внутренние распри, что одно время поставило под вопрос дальнейшее существование партии. Однако все трудности были улажены, и обе партии отметили крупную победу на выборах 20 ноября 2001 г., в результате которых они смогли образовать правительство во главе с новым лидером партии либеральной "Венстре" Андерсом Фог Расмуссеном в качестве премьер-министра.

Фарерская проблема

Проблемы, связанные с Фарерскими островами, заставили правительство Нюрупа поломать голову. Отношения между Фарерскими островами и Данией и раньше были отягощены сложностями. Наиболее громкий конфликт произошел в период между 1953 и 1955 гг., когда местная администрация больницы в городе Клаксвиг не захотела предоставить должность врачу с нацистским прошлым; это привело в конечном счете к тому, что туда был направлен военный фрегат и отряд датской полиции. Более серьезной проблемой являлось то, что Фареры затем потребовали защитить жизненно важные для них зоны рыболовства от рыбаков из других стран, прежде всего из Великобритании. Но и то и другое было уже делом минувших дней.

Между тем осенью 1992 г. стало ясно, что Фареры столкнулись с серьезными экономическими трудностями, причина которых коренилась в сочетании в течение длительного времени сверхпотребления с курсом на расширение рыболовства и рыбоконсервной промышленности. В 1993 г. обнаружилось, что Датский банк отнес на Фареры убытки в размере 1 млрд. крон, которые этот переживающий трудности регион должен был покрыть при помощи займа. В мае 1995 г. премьер-министр Поуль Нюруп Расмуссен учредил специальную комиссию по расследованию, которая представила свой доклад 16 января 1998 г. В нем содержалась острая критика Датского банка, Национального банка и всей системы финансового надзора. Буржуазная оппозиция все время пыталась превратить проблему отношений между Фарерами и Датским банком в аналог "тамильского дела", требуя, чтобы правительство было признано причастным к этому. Когда фарерская проблема обсуждалась в фолькетинге, правительство отделалось замечанием, что ему следовало быть более внимательным. Фарерам пообещали провести переговоры о компенсации.

Однако ситуация продолжала развиваться. Речь шла даже об угрозах Фарерских островов разорвать отношения с Данией. Фареры также подготовили судебный иск правительству по поводу его роли в банковском скандале. В июне 1998 г. член правительства – видный социал-демократ Могенс Люккетофт отправился на Фареры и провел переговоры о заключении компромисса. В соответствии с договоренностью Фарерам была предоставлена даже более крупная компенсация их потерь, чем требовал местный лагтинг: долг датскому государству в размере 5,4 млрд. крон был уменьшен на 900 млн. крон, а остаток долга следовало выплатить в рассрочку на выгодных условиях. Кроме того, Фареры получили на будущее полную самостоятельность в области экономической политики. Критики оценили такой компромисс как капитуляцию Дании. Они утверждали, что в качестве участника единой с Данией государственной общности Фареры получили теперь возможность проводить безответственную политику, а потом требовать, чтобы Дания спасала их от ее последствий. В отношениях между Данией и Фарерскими островами появилась серьезная трещина, и сложилось следующее мнение: тот факт, что Фареры объявят себя полностью независимым государством, лишь вопрос времени.

Политика по отношению к иностранцам

Долгое время после второй мировой войны иностранные граждане попадали в Данию в основном посредством заключения брака с датскими гражданами или приезжали по служебным делам. В 1984 г. на эти категории приходилось 90 тыс. из общего числа в 100 тыс. человек. С 1956 по 1984 г. Дания приняла 12,5 тыс. политических беженцев. Это составляло примерно 700 человек в год, хотя, в действительности, конечно, год от года эта цифра разнилась. Так, в 1979 г. приехала тысяча вьетнамцев. Иностранцы в Дании не были заметны в будничной жизни, прежде всего потому, что большая их часть являлись скандинавами или выходцами из других северных стран, внешность которых не отличается от внешности местных жителей, а также потому, что они легко вписались в датское общество. Проблемы в отношениях между датчанами и иностранцами до середины 80-х годов сводились к будничным ночным дракам с отдельными иностранными рабочими из Югославии, Турции и Пакистана, которые во время высокой конъюнктуры 60-х годов приехали в Данию, ибо страна испытывала недостаток в рабочей силе. Этому пришел конец, когда в 1973 г. был прекращен свободный доступ в Данию иностранной рабочей силы, численность которой достигла к тому времени приблизительно 12 тыс. человек, что вместе с членами их семей составляло не более 48 тыс. к 1978 г. Все они юридически стали полноправными датскими гражданами. Однако на практике их таковыми не признавали.

Проблема беженцев в мире все еще не была массовой, а потому и Дания при разных правительствах продолжала принимать их на основе квот, которые устанавливались в связи с конкретными политическими событиями. При пересмотре Закона об иностранцах в 1983 г. индивидуальное право на получение убежища было зафиксировано как одно из прав человека. Речь шла о государственном подтверждении сложившейся практики, и она получила поддержку всех политических партий, кроме Партии прогресса. В 1983 г. с просьбой о предоставлении политического убежища обратилось только 322 человека. Но уже в 1984 г. таких обращений было 4312, а в 1985 г. – 6551. То есть число обращений только за три года выросло в 20 раз. В течение следующих 20 лет еще 63 тыс. человек были признаны беженцами. Вместе с членами семей число иностранных граждан Дании выросло с 2% в 1984 г. до 4,5% в январе 1997 г., что соответствует 250 тыс. человек. Сюда можно при желании прибавить 145 тыс. иностранцев, которые постепенно получили датское гражданство.

Рост числа беженцев повлек за собой напряженность в отношениях с датским населением, чему весьма способствовали политические организации. Уже в 1979 г. Партия прогресса начала агитацию против иностранцев, говоря, что они являются бременем для датского общества, и ей удалось найти немало сторонников своих взглядов. В марте 1987 г. был учрежден Датский союз, действующий в качестве группы давления в борьбе за сохранение датской идентичности, которая была объявлена под угрозой. Возмущение Датского союза в значительной мере направлено против слабых, с их точки зрения, политиков, которые, иногда сами того не осознавая, а иногда отдавая себе в этом отчет, разлагают культурное и религиозное своеобразие старой доброй Дании. Тем самым они потворствуют якобы нерегулируемому притоку беженцев. Хотя по численности своих членов Датский союз никогда не был крупной организацией, однако в течение последующих десяти лет он служил катализатором политизации бытового неприятия иностранцев.

Многие стали смотреть на иностранцев как на конкурентов в трудовой жизни, при получении образования и жилья, считая, что они паразитируют на системе социального благосостояния, которая и без того испытывает жесткое давление и в создании которой они не участвовали. Начиная с 80-х годов, происходят столкновения между датской молодежью и иностранцами. Крупным событием стало жестокое нападение в Калунборге в 1985 г. на группу иранцев, которые жили в отеле. Появление групп молодежи с откровенно расистскими настроениями явилось другим симптомом происшедших перемен в умонастроениях.

Интеграция растущего числа беженцев оказалась трудным делом. В условиях массовой безработицы на рынке нет спроса на работников, которые не владеют свободно датским языком, не понимают стиля взаимоотношений в стране и по большей части не обладают необходимой профессиональной квалификацией. Мероприятия, направленные на то, чтобы дать необходимую квалификацию новым жителям страны, оказались явно недостаточными. Чаще всего они принимают форму оказания помощи, и поэтому проблема беженцев все больше приобретает экономический и социальный характер. Нежелание давать им работу, даже при наличии необходимой квалификации, как в частном, так и в общественном секторе – общеизвестный факт. Данные о численности иностранцев, занятых на рынке труда, по состоянию на осень 1997 г., говорят сами за себя: 62% из них находятся вне рынка труда, а из остальных 38% почти четверть зарегистрирована в качестве безработных.

Возникли также сомнения в отношении смысла интеграции: должны ли иностранцы полностью превратиться в датчан или, напротив, Дания должна стать мультиэтническим и мультикультурным обществом?

Следствием всего этого является маргинальное положение беженцев в датском обществе со всеми проистекающими отсюда проблемами – их замкнутым изолированным проживанием, преступностью среди молодежи и т. д. И простые решения, например прохождение ими обучения в системе датского образования или выдвижение требований равномерного распределения беженцев по всей стране, мало помогают. Отчасти это связано с тем, что некоторые из них (например, сомалийцы, которые прибыли в страну в 90-х годах) настолько чужды датчанам в культурном отношении, что им действительно трудно вписаться в педантично устроенное датское общество.

После 1984-1985 гг. политика по отношению к беженцам превратилась в острый вопрос политических баталий. И консерваторы, и партия "Венстре", и социал-демократы продемонстрировали, что они прислушиваются к критике. Они ужесточили свою политику, приняв в 1986 г. закон об иностранцах. Это означало, что Государственное управление по делам иностранцев получило больше возможностей, для того чтобы высылать их или останавливать на границе. Еще одно нововведение появилось в 1992 г., когда были изменены условия для воссоединения семей. Поведение министра юстиции Нинн-Хансена в так называемом "тамильском деле" можно рассматривать как еще одно выражение негативного отношения к беженцам со стороны части политической элиты. Сторонники более жесткого курса постоянно выступали со все новыми инициативами, в то время как сторонники сохранения сложившегося положения находились в оборонительной позиции, призывая к хладнокровию, терпимости и гуманизму, идя все же время от времени на уступки. При правительствах Нюрупа последовало ужесточение политики, что, однако, не смогло внести спокойствия в решение проблемы отношения к иностранцам, и в 1997 г. бурливший котел взорвался.

Датчане стали свидетелями различных стычек и даже войн между бандами, созданными вторым поколением беженцев, и датчанами, в том числе жестоких нападений и убийств, а также стычек с полицией. Они узнали о нелегальных переходах беженцев через датско-немецкую границу. А газета "Экстрабладет" провела пристрастную кампанию под рубрикой "Чужие", в ходе которой были опубликованы истории о крупных мошенниках-иностранцах и приводились другие крепкие высказывания возмущенных датчан, которые прежде можно было услышать только в частных разговорах. После этого и правительство, и большая часть оппозиции выразили намерение более решительно бороться с ростом численности беженцев. На муниципальных выборах 18 ноября 1997 г. вновь образованная Датская народная партия заняла прочные позиции благодаря жесткому радикализму в решении проблем иностранцев и повсеместно завоевала места в советах городов и амтов. Датская народная партия быстро стала важным фактором политической жизни страны и после выборов 20 ноября 2001 г. превратилась в парламентскую опору нового коалиционного правительства, образованного либеральной партией "Венстре" и консерваторами, которое ответило тем, что еще больше ужесточило законодательство, регулирующее политику по отношению к иностранцам.

Местные выборы в ноябре 1997 г. явились новым поворотным пунктом в дискуссии по политике в отношении беженцев. Согласно опросу общественного мнения, проведенному на рубеже 1997 и 1998 гг., 47% датского населения самой важной проблемой страны считали политику по отношению к беженцам и иммигрантам. Такое положение не является датской особенностью – похожая ситуация наблюдается и в других западноевропейских странах, но примечательно, что доля иностранцев в Дании ниже, чем в большинстве других стран. Например, в Германии, где доля иностранных мигрантов составляет 9%, что в 2 раза больше, чем в Дании.

В 90-х годах и население, и ведущие политические партии делали заявления, которые в 80-х годах рассматривались бы как негуманные и расистские. В 1998 г. фолькетинг одобрил самый жесткий среди всех стран ЕС закон об иностранцах. "Мы приблизились вдруг к пределу мерзости" – так выразился датский политолог Йорген Гоуль Андерсен.

Окружающая среда и экологическое мышление

Забота о состоянии окружающей среды появилась в политической повестке дня еще в 70-х годах, но всеобъемлющее законодательство стало разрабатываться только начиная с 1986 г. В том году фолькетинг принял решение, которое гласило, что любые официальные разрешения, выданные предприятиям и связанные с окружающей средой, являлись лишь временными и могли быть пересмотрены властями. Одновременно подчеркивалось, что улучшение состояния окружающей среды должно иметь приоритет перед чисто экономической выгодой; также увеличивались штрафы за нарушение экологического законодательства. После этого последовал поток слабо проработанных законопроектов, которые в первую очередь ставили целью ограничить в сельском хозяйстве слив нитратов и фосфатов в воду. Начало было положено в 1987 г. законом об охране водной среды; новое законодательство охватило также промышленность и индивидуальные хозяйства. Вскоре охрана окружающей среды стала рассматриваться уже не как отдельная область политики, а как аспект регулирования почти всех видов государственной и частной деятельности, с приоритетной целью изменить традиционно сложившиеся способы производства и потребления.

Целью широкой экологической политики должно было стать увеличение государственных инвестиций в эту область. Они выросли с 2 млрд. крон в 1982 г. до 6 млрд. крон в 1988 г., что соответствовало 7% государственных инвестиций. План коалиционного правительства "Венстре", консерваторов и радикалов на 1989-1994 гг. предусматривал инвестиции в охрану окружающей среды в размере 33 млрд. крон, но он был превзойден.

Столь типичное для всех западных стран развитие обуславливалось заметным изменением природной среды, вызванным деятельностью человека, что, в свою очередь, повлекло видимое ухудшение условий жизни населения. В Дании речь шла о попадании кислотных дождей в озера, реки, море, вследствие чего гибло много животных, о сжигании химических отходов и захоронении их в Северном море, а также о захоронении в земле отходов предприятий и индивидуальных хозяйств. Как только экологическая проблема попала в центр внимания, угрозу окружающей среде стали находить повсюду. Понятие "окружающая среда" превратилось в нечто мифическое, имеющее связь с множеством проблем, однако отсутствовало четкое определение самого понятия.

Разработка законодательства не обходилась без политических столкновений. Несмотря на то что почти все партии принципиально соглашались с тем, что проблемы окружающей среды требуют политических решений, не было единства по поводу временных границ, способов действий, а также финансирования. Это было связано с принципиальными соображениями различных партий, а также с различием их социальной базы. Так, либералы "Венстре" и консерваторы как две политические партии, которые имеют прочную опору в частном предпринимательстве, едва ли могли снискать славу стойких защитников окружающей среды. Что касается Партии прогресса, то она единственная среди всех партий удостоилась сомнительной чести быть партией, выступающей против защиты окружающей среды. Ведь для предприятий защита окружающей среды означает повышение издержек производства и снижение конкурентоспособности, во всяком случае до тех пор, пока защита окружающей среды может быть использована как средство борьбы за потребителя, то есть когда производитель может анонсировать экологическую чистоту продукции как дополнительное преимущество, определяющее ее качество. Одновременно с политическими инициативами в конце 90-х годов усилились экологические требования со стороны населения; и этот вопрос превратился в важный фактор национальных и местных выборов, а также в фактор, влияющий на потребительский выбор.

Один из наиболее важных аспектов экологической проблематики, насущность которого требовала принятия политических решений зачастую на международном уровне, касался парникового эффекта, озоновой дыры, загрязнения морей и т. п. Но на пороге 90-х можно было также видеть, что усилилось внимание и в направлении индивидуального потребления. В 1997 г. уже примерно 40% датских потребителей были готовы платить небольшую надбавку к цене за экологически чистые продукты питания. По мере увеличения интереса к таким товарам последние переместились из небольших специальных магазинчиков для сторонников здорового образа жизни на прилавки супермаркетов, а ассортимент экологически чистых товаров в этот период постоянно расширялся. Подобная тенденция совпала с начавшимся еще в 80-х годах быстрым изменением образа жизни, когда больше значения стало придаваться собственной ответственности за состояние здоровья. Одновременно усилились сомнения в целесообразности полагаться в лечении только на новые технологические разработки. Эта ситуация заметно отличалась от того полного доверия к технологиям, которое преобладало в Дании всего лишь менее тридцати лет назад. Однако такие тенденции не следует переоценивать.

Все больше и больше автомобилей мчалось по датским дорогам, хотя все уже знали, что это потребует увеличения расходов на охрану природы и здоровья. В 1997 г. все еще только 2% датского сельскохозяйственного производства было экологически чистым. Цена и впредь остается важнейшим параметром, определяющим конкурентоспособность и предложение потребительских товаров на датском рынке. И на рубеже тысячелетий экологическое сознание, с одной стороны, и соображения стоимости – с другой, соревнуются между собой в битве за сердца датчан.

Развитие средств массовой информации

В 1988 г. у датчан появился еще один телевизионный канал – ТВ-2. Такое решение приняло парламентское большинство из числа буржуазных партий, которое полагало, что это необходимо для преодоления монополии государственного Датского радио. Помимо того новый канал частично финансировался рекламодателями. Принятое в 1986 г. решение стало основой для открытия местных телевизионных станций по аналогии с местными радиостанциями. С развитием гибридной кабельной сети, включающей в себя кабельное телевидение и параболические приемные антенны, пользователи (а таких вскоре стало очень много) одновременно получали возможность принимать большое количество заграничных каналов. Так ситуация на рынке электронных средств массовой информации стала схожа с ситуацией на рынке ежедневных печатных изданий: производители должны были конкурировать между собой и бороться за клиентов. В 1995 г. появился Интернет с его миллионами адресов, по которым можно получать информацию, развлечения, видеоданные, политические известия и особенно коммерческую информацию.

Это стимулировало то направление, по которому уже начали развиваться средства информации после войны, с непредсказуемыми последствиями для общественной и частной жизни. Потоки информации, уже в силу многочисленности ее источников, стали неконтролируемыми для властей какого-либо уровня, а ее содержание – необъятным, даже при наличии хороших возможностей для поиска и выбора информации. Информация приняла беспорядочный характер, но такой беспорядок имел тенденцию стать управляемым со стороны безличных рыночных сил.

Потребление датчанами информации, измеряемое количеством часов, имело тенденцию к увеличению. В 1997 г. молодые люди посвящали три часа просмотру телевизионных программ каждый день, один час – просмотру видеофильмов, два часа – прослушиванию радиопередач, час – проводили у компьютера, непродолжительное время – просматривали газеты. Во все большей мере общественное мнение и восприятие действительности формировались на основе средств массовой информации; каким образом и с какими последствиями – это совершенно неясно. Однако можно перечислить некоторые характерные тенденции, свойственные изменению функций средств массовой информации.

Прежде всего, критерии качества в принципе стали базироваться на ценностях рынка. В 50-х годах что плохо, что хорошо в сфере культуры – определялось обществом; теперь же это стало вопросом индивидуального выбора. Признанием этого стала учрежденная в 1962 г. постоянная государственная радиостанция П-3, созданная специально для трансляции популярной эстрадной музыки, находившейся под огнем критики. Это произошло под мощным политическим и коммерческим давлением, вызванным работой коммерческой станции "Радио-Меркур", которая в 1958-1961 гг. транслировала популярную музыку и рекламу с борта судна в проливе Эресунн. Постепенно и телевизионные программы, передаваемые государственным Датским радио, стали принимать во внимание желание различных групп потребителей, хотя телевизионный театр и другие виды "элитарной" культуры занимали довольно много времени вплоть до телевизионного бума конца 80-х годов.

Заметным стало также преобладание рыночных ценностей в телевизионных передачах различных жанров. Если транслировалось ток-шоу, то для него предоставлялось самое лучшее время. Если личность какого-либо политика привлекала к себе большое внимание, то он мог потеснить ток-шоу или его приглашали принять в нем участие. То же самое касалось и ежедневной печати: границы между развлечением и другими жанрами постепенно стали стираться.

Наконец, следует отметить, что средства массовой информации приобрели большое влияние на политическую жизнь. Сначала они играли роль посредников между политиками и общественностью, теперь во все большей мере они формировали повестку дня политической жизни. Средства массовой информации стали инициаторами обсуждения тех или иных вопросов, к которым политики вынуждены были определять свое отношение. Средства информации превратились в арену конкуренции, где происходила борьба между политиками и политическими организациями за приобретение популярности у избирателей.

Изменение условий политической жизни

По мере роста государственного вмешательства и планирования на протяжении всего XX столетия сфера политики приобретала все более важное значение. Центральное место занимали политические партии, так как они представляли собой единственный канал для оказания прямого влияния на парламент, в том числе на формирование правительства. Это неоспоримый факт, который часто игнорируют, когда, ссылаясь на постоянное сокращение членства в партиях после I960 г., жалуются на упадок их влияния. Однако с годами политические партии тоже стали меняться.

На деятельность партий повлияла возросшая степень организованности разных социальных групп по интересам, наднациональное влияние со стороны международных организаций, в которых участвовала Дания, стремительные изменения экономической и социальной структуры, а также структуры средств массовой информации.

Во всяком случае, на протяжении XX в. усилилась тенденция совместного принятия важнейших политических решений ведущими партиями. Соответственно избирателям зачастую становилось все труднее отличать политику одной партии от политики другой. Усиление технократического подхода к текущей политике привело к тому, что различия между партиями проявлялись скорее на уровне пропаганды.

В 2000 г. датская политическая жизнь находилась под влиянием многих факторов. Политика имела скорее прагматическую направленность, чем идеологическую, скорее общую, чем групповую ориентацию, ее больше критиковали, чем хвалили. Но поскольку на выборах голосует более 80% избирателей при неизменно высоком или даже увеличивающемся участии населения в политической жизни на протяжении всего послевоенного времени, то в целом можно сказать, что датская политическая система все еще имеет прочную опору.

Правительство либералов и консерваторов

После парламентских выборов 20 ноября 2001 г. лидер либералов Андерс Фог Расмуссен сформировал двухпартийное правительство либералов и консерваторов, которое заручилось парламентской поддержкой со стороны Датской народной партии. Совместно эти три партии располагали абсолютным большинством мест в фолькетинге. Такая ситуация была использована для проведения нового политического курса по целому ряду ключевых вопросов.

В отношении иностранцев, в том числе беженцев, курс стал более жестким, причем настолько, что многие датские юристы сочли необходимым указать на то, что многие решения правительства в этой сфере противоречат ряду международных конвенций, под которыми стоит подпись Дании. В области налоговых сборов правительство приостановило сначала рост всех налоговых сборов, а затем даже значительно снизило уровень подоходных налогов. Это привело к приостановке роста расходов общественного сектора. В различных областях политика правительства в первую очередь учитывала интересы предпринимателей. Снижены были и пороговые уровни загрязнения окружающей среды.

Крупнейшая муниципальная реформа, принятая в 2005 г. и вступающая в силу в 2007 г., приведет к ликвидации амтов и укрупнению коммун. Вместо прежних 13 амтов будет создано 5 регионов, а число муниципалитетов-коммун сокращено с 271 до девяноста восьми.

В области международной политики активистская линия Дании усилилась, так как она участвовала в войнах против Афганистана и Ирака, которые велись под руководством США. Оправданием служило то, что это была реакция на террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, но данное решение вызвало обеспокоенность датского общества. Очередные парламентские выборы 8 февраля 2005 г. свидетельствуют о том, что электоральный сдвиг вправо был устойчивым, – большинство избирателей поддержало политику двухпартийного правительства.

Новые технологии

В заключение рассмотрим, как развивались технологии. Несмотря на возрастающий скептицизм, старшее поколение датчан, так же как и многих других народов, оказалось на рубеже тысячелетий в гуще технологических перемен, которые в некотором отношении уже изменили их жизнь сильнее, чем они могли себе представить в середине своей жизни.

Компьютерные технологии осознаются и рассматриваются как нечто совершенно естественное, поскольку они проникли в повседневную жизнь. Половина датских семей в 1998 г. имела компьютеры, для того чтобы играть в игры и подсчитывать семейный бюджет. Многие датчане могли благодаря этому изобретению теперь работать дома, а не пачкать ковры в дорогостоящих офисах своих фирм. Все предприятия имеют компьютеры. Дания побила мировой рекорд по числу компьютеров, приходящихся на одного жителя страны. Но влияние компьютерных технологий простирается намного дальше. Они встроены во все электрические устройства – от будильников до фенов, они есть в автомобилях, во всех мыслимых устройствах, в аппаратах, в игрушках, в телевизионных аппаратах и т. д. Компьютеры изменили условия и стиль жизни потому, что они изменили орудия труда и материалы, применяемые в процессе труда. Они имели решающее значение для революции в области электронных средств массовой информации. Но подлинно массовое применение компьютерных технологий началось только в середине 80-х годов прошлого столетия.

Это сделало возможным осуществление манипуляций с генами. В 80-х годах растения с измененным генным строением представляли собой научную фантастику, но уже в 90-х они вошли в коммерческую практику. Еще в 1996 г. клонирование животных было фантастикой, а спустя год это было экспериментально осуществлено. В 2000 г. представлялось научной фантастикой клонирование человека, но...

Одежда, интерьер, строительные материалы, транспортные средства во все большей мере изготовляются из синтетических материалов, обладающих удивительными свойствами. "Умные" материалы, которые могут "запоминать" свое предыдущее состояние и сами принимать форму, которая в данный момент является наиболее целесообразной, выходят из экспериментальной стадии. Традиционный уклад жизни населения Дании, так же как и остального мира, уступает место новым условиям жизни и новым ее качествам.