Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Заключение
 

Источник: А. А. СВАНИДЗЕ. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И РЫНОК В ШВЕЦИИ (XIII-XV ВВ.)


 

Исследование проблем промышленной истории в эпоху средневековья, когда "деревня господствовала над городом", не может дать ключи к пониманию особенностей общественного строя того времени в целом; оно позволяет понять лишь некоторые его черты и поставить только некоторые более общие вопросы. Так, можно предположить, что многоотраслевое хозяйство бондов обусловливало их хозяйственную независимость, тормозило развитие форм их личной зависимости, замедляло складывание сословной структуры страны и способствовало сохранению большой роли непосредственных производителей в общественно-политической жизни Швеции. Широкое развитие в деревне "сторонних заработков", специализированного ремесла и торговли до известного времени тормозило развитие городов, но эти же обстоятельства в следующем столетии привели к возникновению новых городов на базе промысловых сел и к интенсификации товарно-денежных отношений.

Рост городского ремесленного производства и горного дела и их начавшаяся социальная трансформация, торговая активность бондов (а также класса феодалов и короны) свидетельствуют о том, что XIV-XV вв. были периодом усилившегося втягивания хозяйства Швеции в товарные отношения; по-видимому, это обстоятельство сыграло роль и в политическом освобождении страны. Экономическому ее развитию способствовало отсутствие резкого противоречия между ростом товарных отношений и натурально-хозяйственной базой феодализма, что было возможно в Швеции XIV-XV вв. благодаря сравнительно небольшой доле бесплатно отчуждаемых продуктов и рабочей силы, а также тому, что значительная часть отчужденных таким образом продуктов поступала на рынок.

С другой стороны, трансформация социальной и экономической структуры шведского общества в XIV-XV вв. (да и позднее) происходила медленнее, чем этого можно было ожидать при наблюдаемом тогда развитии внутреннего рынка и внешнеторговых связей. Возможно, разгадку этого явления следует искать во внутренней устойчивости хозяйственной структуры Швеции того времени, прежде всего – шведской деревни, характеризующейся господством мелкого земледелия, соединенного с домашней промышленностью.