Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Глава двенадцатая. "Рун не должен резать тот, кто в них не смыслит…"  

Источник: Н. В. БУДУР. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ВИКИНГОВ. IX-XI ВЕКА


 

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

Эпиграф к главе выбран нами не случайно – в последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых ничтоже сумняшеся "разгадывают" тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии – ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга "любителей".

Мы попытаемся коснуться известных фактов, имеющих отношение к рунической магии, но с достаточной осторожностью будем говорить об этом.

Все дело в том, что руны изначально были тайным знанием, доступным лишь посвященным, а знающий, как известно, молчит. До нас дошли лишь обрывки сведений, на основании которых рунологи и пытаются реконструировать руническую систему.

"Происхождение этой ранней письменности невозможно установить с точностью, – пишет известный английский ученый Р. Пауэс, – одни исследователи говорят о заимствовании из латинского алфавита, другие ссылаются на греческие источники. В силу широкого его распространения среди германских племен мы можем заключить, что письмо это существовало с незапамятных времен и куда древнее, чем самые ранние скандинавские надписи, которые, по всей вероятности, относятся к III веку нашей эры. Доказано, что письменность эта использовалась в IV веке: известно, что Ульфила76, епископ вестготов, заимствовал оттуда знаки "и" и "о" для своего нового алфавита. Более того, не подлежит сомнению, что готы пользовались им еще на Севере, до того, как огромная волна завоевателей-гуннов разлучила их с родней, и они в итоге обосновались на побережье Дуная и Черного моря"77.

Эти древние письмена, общие для всех германских племен, во всех языках, судя по всему, имели одно и то же название. Древнеанглийская форма "run" почти не отличается от соответствующих раннегерманских или скандинавских форм, и использовалось слово повсеместно в одном и том же значении: "тайна, секрет, тайный совет". Слово это вошло и в среднеанглийский; дериват его "runian" употребляется Шекспиром в форме "roun" или "round" (эта форма сохранилась и по сей день в выражении "to round in one's ear" – "шептать кому-то на ухо"). Отдельные знаки назывались словом "runstafas", а интерпретация таковых – словом "raedan", что в современном английском языке сохранилось в выражении "to read а riddle" – "растолковать, разгадать загадку".

В соответствии с древнескандинавской мифологией, чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе – ясене Иггдрасиль – девять дней и девять ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из песен "Старшей Эдды" – "Речах Высокого":

Девять ночей я качался на дереве,
Под ветром повешен в ветвях,
Ранен копьем, в жертву Один отдан –
Себе же – я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней78.
Никто не давал мне питья и питания,
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я –
Долу упал я тогда.
Стал я расти и познания множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.
Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший Скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, –
Один у асов, и Дваин у альфов,
Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;
Многие резал и я.

И дальше идет очень важное предостережение:

Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закласть?
Знаешь ли, как сожигать?
Лучше совсем не молиться,
Чем жертвовать слишком усердно.
Награждений за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры79.

Не случайно до нас – даже в памятниках средневековой литературы – не дошли более подробные толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые – например С. Свириденко и Г. фон Лист – считают, что в той же песни "Речи Высокого" дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования:

Заклинания я знаю, что людям неведомы, –
Даже знатным и женам князей.
Имя первому: помощь – помочь оно может
От обид, и скорбей, и забот.
И второе я знаю, тем людям полезное,
Что причастны искусству врачей.
............
Знаю третье я также, которым возможно
Врага волшебством оковать:
Иступиться заставлю оружье противника,
Не сможет разить его меч.
Мне известно четвертое – если мне свяжут
Гибкие члены враги:
Прошепчу я заклятье и буду свободен –
Узы снимутся с рук
И веревки с ног.
Знаю пятое я против стрел легкоперых,
Что недруг направит на рать;
Как бы живо ни мчалась – стрелу задержу я,
Едва лишь увижу ее.
Шестое известно мне – против кореньев,
Которыми вздумает враг мне вредить:
Мой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,
Пострадает сам раньше, чем я.
Мне известно седьмое – пожар им уйму я,
Если вспыхнет чертог, еще полный гостей.
Как ни силен огонь, я смогу загасить его,
Слово мощное против пожара скажу.
Мне восьмое известно – немалую пользу
Принесло бы всем людям оно:
Если распря меж храбрыми вдруг разгорится –
Можно им мир водворить.
Мне известно девятое: в море шумящем
Мой корабль сохранит мне оно.
Усмирю ворожбою я бешенство бури,
И вернется волнам тишина.
Мне известно десятое – ведьмам на гибель,
Что по воздуху мчатся в ночи.
Околдую их так, что потом не вернуться
Им в жилища свои
И в обличья свои.
Я знаю одиннадцатое – для боя:
Я с ним провожаю в сраженья друзей.
Я в щит80 прокричу пред началом сраженья –
И здравыми храбрые прянут на брань,
Воротятся здравыми с бранных полей,
Все безбедно прибудут домой.
Я знаю двенадцатое – чтобы снялся
Повешенный с ветки мертвец:
Я чертить буду руны, их резать и красить –
И с дерева мертвый сойдет,
И со мною начнет говорить.
Я знаю тринадцатое – оно нужно,
Когда освящают младенца водой:
Заворожу я от смерти в сраженьях –
Сколько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.
Я владею четырнадцатым: перечту я
Всех небесных свободно, чтоб людям их знать.
Имена назову я всех асов и альфов –
Это может лишь мудрый иметь.
...........
Я владею пятнадцатым; в доме у Деллингра81
Пел его Тйодрэрир, карло искусный;
Асам мощь придавал он и карлам отвагу,
Мудрость вещую богу богов.
Я владею шестнадцатым; им я склоняю
Равнодушную деву к любви;
Околдую я чарами душу красавицы,
Изменю ее помыслы все.
[Я владею семнадцатым: им охраняю я
От измены красавицы милой себя.
Все семнадцать заклятий, что назвал я, Лоддфафнир,
Будут век неизвестны тебе.
Хоть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,
На счастье себе научился бы им.]
[Восемнадцатое заклятие я знаю,
Ни мужам я, ни женам о нем не скажу.
Всех ценнее то знанье, что знаешь один ты:
Я этим заветы свои заключу.
Той лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, –
Или той, кто сестра мне родная.]82

В другой песни "Старшей Эдды" – "Речах Сигрдривы" также содержатся сведения о рунах:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль к ней ты стремишься, –
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!83

Руны пива познай,
чтоб обман тебе
не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай, руну
Науд – на ногте.

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Повивальные руны познай,
если хочешь быть в
помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам84 взывая.

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, –
пусть грозен прибой
и черны валы, –
невредимым причалишь.

Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить правосудье.

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт" разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Стоял на горе
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира85 молвила
мудрое слово
и правду сказала,

что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира86,
Слейпнира87 зубы
и санный подрез,

лапу медведя
и Браги я зык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира88,
грудь коня Грани89,
ноготь норны90
и клюв совиный.

Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов91 мудрых,
у сынов человечьих.

То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, –
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся знаньем
до смерти богов!"

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии, а именно: в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить.

Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримсоне.

В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые – "правильные" – знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах.

Это прежде всего футарк – старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II-VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов.

Название свое – "футарк" – старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Футарк – не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на три "семейства" – три атта. Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хеймдалля и Тюра.

Рунический ряд в полном своем составе вырезан на брактеате из Вадстены (около V века), где знак современного двоеточия отделяет одно "семейство" от другого:

Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее – магическое – значение:

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей.

Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, не тождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.

Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами – на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.

Существуют исследователи и ученые, которые трактуют – каждый по-своему – значения рун.

"Руны, – пишет уже упоминавшийся Р. Пауэс, – вероятно, изначально вырезались на дереве, причем полости порою заполнялись красной краской, чтобы сделать знаки более отчетливыми. "Writan", технический термин древнеанглийского языка, означающий "вырезать" или "высекать", в переносном своем значении "писать" – "to write" – сохранился и по сей день. Дереву продавалась форма табличек либо палочек, как мы узнаем из известных строк Венанция Фортуната92, писателя VI века, который утверждает, что варварские руны наносились на ясеневые таблички или гладко обструганные палочки. Такая табличка, изначально называемая "bос" (то есть "табличка из букового дерева"), является предшественницей современной книги ("book") – как слова, так и понятия. Использовались и другие материалы, главным образом металл: рунические надписи наносились на оружие, монеты, кольца и другие украшения, на различные предметы обихода; наносились и на рога для питья, равно как и на другие, более мелкие предметы из кости и рога. В Англии и Скандинавии встречаются рунические надписи, высеченные на камне – или из камня".

В ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство.

В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени.

Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

Lina laukaR f
лен, лук, богатство

В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом – laukaR – и довольно часто встречающееся в рунических надписях:

Помимо этого слова, означающего "лук", то есть растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja – счастье и lathu – приглашение.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна.

Однако в 20-е годы XX века шведским рунологом Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число – порядковый номер, при этом руна – как символ завершения – должна стоять в руническом ряду последней – двадцать четвертой.

При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации – 3 + 20 + 1 = 24, то есть число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом – благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М. И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино.

На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали:

На рисунке ниже представлено изображение первых шести рун – собственно сам ФУТАРК, – но повторенное двенадцать раз. Общее количество рун равно 72, то есть магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное 3 раза.

Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун – f, u, th. Помимо того, что это первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число "3" – одно из самых сильных магических чисел, это слово обозначало еще и женский половой орган. Такие надписи – одна из загадок рунологии, ибо рунологи не знают, как толковать подобные руны – как символическую магию или как что-то другое.

Тем не менее факт остается фактом – на рунических камнях присутствуют утрированные изображения половых органов, а идол бога плодородия и любви Фрейра, по словам Адама Бременского, написавшего в 1075 году "Историю гамбургских архиепископов", был "снабжен громадным детородным членом".

Подобное – с точки зрения современного человека – неприличие было связано с определенными моментами язычества, которые лишь после принятия христианства стали считаться непристойными.

Приведем один из таких "шокирующих" рунических камней:

Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель – Tistel, Mistel, Kistel. Согласитесь, что звучит она довольно похоже на некое детское заклятие, тем не менее известна она с IX века и повторяется на камнях не единожды.

Оберегом, кроме того, мог считаться и рисунок, сделанный рядом с надписью.

Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на руническом камне эпохи викингов из Стенквисты:

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива – тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки.

Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограммов), надпись на котором гласит:

ekhlewagastiR
holtijaR
horna
tawido

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог.

Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото.

Руны обладали удивительной силой. Так, Саксон Грамматик93 приводит историю о том, как посредством заклинаний, вырезанных на дереве и положенных под язык умершего человека, мертвец был принужден проговорить наводящие ужас стихи и открыть не менее ужасные тайны будущего.

Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы все в той же древнеисландской "Саге об Эгиле".

Эгиль Скаллагримсон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей – дружинника Барда, который "пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.

Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить.

Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?

Рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому"94.

Руны, окрашенные кровью, фигурируют в "Саге о Греттире". Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Греттир вскоре и скончался.

В качестве охранительных – магических – знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами, – руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны.

Таково, например, слово "процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом:

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, вовсе не удивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения.

"Особенно очевидно это в тех случаях, – писал крупнейший скандинавист-медиевист профессор М. И. Стеблин-Каменский, – когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз… Именно так была зарыта… плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия). В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена… На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".

Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы.

В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира.

Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка.

Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины.

Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного".

Когда исландцы решили отомстить конунгу Харальду сыну Горма и наместнику его Биргиру, о чем рассказывается в "Саге об Олаве сыне Трюггви" в "Круге Земном" Снорри Стурлусона, то они сочинили следующую вису:

И топча в обличье
Слейпнира угоры
Мёрнировы95, Харальд
Весь размяк, вояка,
А бедняга Биргир,
Богам неугодный,
Там – видали люди –
Был его кобылой96.

В уже упоминавшейся "Саге об Эгиле" говорится о лошадиной голове, насаженной на орешниковую жердь с руническим заклятием.

Перед нами пример наиболее действенной изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, играет важную роль. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).

Особенной силой обладали и отдельные руны, которые часто встречаются – многократно повторенные – в рунических надписях.

Одной из таких "могущественных" рун является руна "турс".

Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Я вырежу Турс и три тайные знака –
Похоть, скорбь и безумье в удел тебе дам97.

А в исландской "Черной книге" XV века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.

А в другом исландском руническом заклятии говорится:

Fe – это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.
Ur – это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.
Турс – это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.

На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает".

Тем не менее сохранились свидетельства и о том, что наряду с применением рун в магических целях в древние времена они использовались в качестве средства передачи информации, как тайного, так и явного.

Например, Саксон Грамматик рассказывает, как Амлет (Гамлет) отправился в Англию в сопровождении двух приближенных, которым было доверено тайное послание, вырезанное на дереве: по словам автора, в древние времена дерево повсеместно использовалось для письма.

В вышеупомянутой "Саге об Эгиле" Торгерд, дочь Эгиля сына Скаллагрима, якобы вырезала на "runakefli", рунической палочке, прекрасную поэму "Утрата сыновей", в которой ее престарелый отец оплакивает смерть сына, последнего представителя своего рода.

В "Саге о Вёльсунгах" рассказывается о том, как Гудрун вырезала руны:

"И вот сказывают, что однажды ночью, пробудившись от сна, заговорил Атли с Гудрун.

– Приснилось мне, – сказал он, – что ты пронзила меня мечом.

Гудрун разгадала сон тот и сказала, что сон – к огню, если снится железо, – "и еще к тому, что суетно мнишь ты себя выше всех".

Атли молвил:

– И еще снилось мне, будто выросли две тростинки, а я не хотел их ломать; но потом были они вырваны с корнем, и окрашены кровью, и поданы в палату, и даны мне в пищу. И еще снилось мне, будто с руки у меня слетело два сокола, и были они без добычи и полетели к Хель; привиделось мне, будто их сердца были обмазаны медом и я их ел. А затем мне казалось, точно два красивых щенка лежат передо мною и громко лают, а я ем их мясо против воли.

– Нехорошие это сны; но они исполнятся: сыновья твои обречены на смерть, и великие тяготы падут на нас.

– И еще снилось мне, – говорит он, – что я лежу на одре и смерть моя решена. И так тянется их жизнь, живут они несогласно.

Вот размышляет Атли конунг, куда могло деться то великое золото, которым владел Сигурд; а знают об этом Гуннар конунг и его братья. Атли был великий властелин и могучий, мудрый и многодружинный.

Вот держит он совет со своими людьми, как ему быть. Знает он, что у Гуннара так много добра, что ни один человек не может с ним равняться. И вот решает он послать людей к тем братьям и позвать их на пир и всячески их почтить; послали мужа того, что звался Винги.

Знает королева та об их тайных речах, и сдается ей, что ковы куются против ее братьев. Гудрун нарезала руны, а потом взяла золотой перстень, обмотала волчьим волосом и отдала его в руки посланцам королевским.

Тогда поехали они по слову конунга, и прежде чем вышли они на берег, заметил Винги руны те и перечертил их на иной лад, будто Гудрун побуждает их рунами теми, чтоб они приехали ее навестить.

Затем пришли они в палату Гуннара конунга, и приняли их хорошо и зажгли для них большие огни; и стали они в веселье пить отменнейшее питье.

Тогда молвил Винги:

– Атли конунг прислал меня сюда и хочет он, чтобы вы прибыли к нему с великою честью и приняли бы от него великую честь – щиты и шеломы, мечи и брони, золото и добрые ткани, лошадей и людей и обширные лены, и даст он вам все лучшее, что есть в его землях.

Тогда покачал Гуннар головой и спросил у Хёгни:

– Что думать нам об этом посольстве? Он сулит нам большие богатства; а я не знаю ни одного конунга, у которого было бы столько золота, сколько есть у нас, раз мы владеем всем золотом тем, что лежало на Гнитахейде; и есть у нас большие коморы, полные золота и отменного оружия и всякого рода ратных доспехов. Знаю я, что конь мой лучше всех, меч острее всех, казна богаче всех.

Хёгни отвечает:

– Дивлюсь я его посольству, ибо редко он так поступал; и неразумно, быть может, ехать к нему в гости. И еще я дивлюсь, потому что, глядючи на сокровища те, что послал нам Атли конунг, заметил я волчий волос, обернутый вокруг одного перстня; и может статься, Гудрун думает, что волчью мысль таит он против нас, и не хочет она, чтобы мы ехали.

Тут Винги показывает ему те руны, говоря, будто их прислала Гудрун. И вот пошла вся челядь спать, и осталось их за столом немного.

Тогда подошла жена Хёгни, что звалась Костберою, красивейшая из женщин, и взглянула на руны те. Супруга Гуннара звалась Глаумвёр, отменная жена. Они обе разливали мед.

Конунги сильно захмелели; подметил это Винги и молвил:

– Нечего скрывать, что Атли конунг отяжелел очень и состарился очень и не может оборонять свое царство, а сыновья его малы и ни на что не пригодны. И хочет он теперь передать вам власть над своею землею, пока они так молоды, и считает, что вы лучше всех управитесь.

И вот по двум причинам, потому что Гуннар сильно захмелел и потому что предлагалось большое царство (да и не мог он одолеть судьбины), соглашается конунг приехать и говорит о том Хёгни, брату своему.

Тот отвечает:

– Твое слово да будет нерушимо, и последую я за тобой; но не рад я этой поездке.

А когда люди напились вволю и разошлись на покой, стала Костбера разглядывать руны и прочитала знаки; и увидела она, что другое начертано сверху, нежели было внизу, и что спутаны руны. Все же она разобралась в них по мудрости своей; после этого легла она в постель подле мужа.

А когда они пробудились, молвила она Хёгни:

– Из дому хочешь ты ехать, а это неразумно. Лучше поезжай в другой раз. И несведущ ты в рунах, если думаешь, что приглашает тебя сестра твоя. Я прочитала руны те, и дивлюсь я на такую мудрую женщину, что неладно она написала; а внизу как будто начертано, что смерть вам грозит. А приключилось тут одно из двух: либо не хватило у ней дощечки, либо другие подменили руны. А теперь выслушай мой сон"98.

* * *

Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3500 младшерунических надписей.

В младшем руническом ряду знаков всего 16.

Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Каждая младшая руна, так же как и старшая, имеет свое собственное имя:

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые.

Ветвистые руны являются своего рода тайнописью Средних веков, ибо число ветвей справа обозначает номер "семейства", а число ветвей слева – номер руны в атте.

Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях выполнены также младшими рунами.

"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи – это не только тексты, – писал М. И. Стеблин-Каменский, – но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью…

Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной.

В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны".

Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью".

Такой заплетенный орнамент высечен на руническом камне XI века:

В Англии существовали свои собственные руны – англосаксонские. Их было 33.

"После переселения и последующей изоляции англосаксов со временем возникла необходимость модифицировать древний алфавит и привести его в соответствие с изменяющейся фонетической системой языка, – пишет А. К. Пауэс. – Добавились четыре новых знака, а некоторые из уже существующих были преобразованы с учетом новых фонетических характеристик, приобретенных прежними звуками. Так возник специфический англосаксонский алфавит, представленный как минимум тремя образчиками. Один из них – короткий меч, найденный в Темзе и ныне хранящийся в Британском музее; второй содержится в Зальцбургском манускрипте 140 X века (ныне находится в Вене); третий входит в англосаксонскую руническую песнь. Два последних содержат названия рун в их древнеанглийской форме. Помимо стандартного англосаксонского алфавита, воспроизведенного в трех помянутых образчиках, на острове Мэн был распространен существенно упрощенный местный норвежский вариант, как можно заключить из тамошних исландских манускриптов, относящихся ко второй половине XI века".

Однако невозможно утверждать с определенностью, как и до какой степени руны использовались англосаксонскими поселенцами: английская земля далеко не так богата свидетельствами, как северные края. В Англии рано ввели христианство – за несколько веков до того, как оно достигло далекой Скандинавии. Новая религия изо всех сил старалась уничтожить все следы обрядов и верований, напоминающих о дьяволе, с каковым вскоре стали идентифицировать языческих богов.

Тем не менее сохранились отдельные документы, пусть и немногие, что красноречиво свидетельствуют о стойкости древних верований и о том, сколь неохотно англосаксы расставались с язычеством.

Беда Достопочтенный99 предоставляет нам убедительные доказательства того, что англосаксы, уже на достаточно позднем этапе, верили в магические свойства рун. В "Церковной истории" (IV, 2) рассказывается о судьбе знатного человека по имени Имма, который был захвачен в плен в битве между Эгфритом, королем Нортумбрии, и Этельредом, королем Мерсии, в 679 году нашей эры100. Всякий раз, когда брат Иммы, считавший его погибшим, служил мессу за упокой его души, оковы узника падали. Тюремщик, ничего не знавший о христианской молитве, весьма тому дивился и спрашивал, не имеет ли узник при себе litterae solutoriae101, то есть букв, обладающих силой разбивать оковы.

В "Беовульфе" (строка 591) про человека, затеявшего ссору, говорится, что он "развязывает руны войны".

В поэме "Даниэль" (строка 741) таинственная и грозная надпись, возникшая на стене дворца царя Балтазара, названа словом "руна".

В "Диалоге Соломона и Сатурна" содержится любопытное переложение древнего языческого заклинания. Рассуждая о силе и достоинствах молитвы "Отче наш", поэт постепенно использует все руны, составляющие текст молитвы; каждая, однако, сопровождается соответствующей заглавной буквой латинского алфавита. Так, автор советует всякому прочесть "Отче наш" перед тем, как обнажить меч против враждебного воинства, и обратить демонов в бегство посредством слова Божьего; в противном случае демоны задержат руку воина в момент смертельной опасности и заколдуют его оружие, вырезав на нем роковые буквы и знаки смерти. Трудно представить себе более убедительную иллюстрацию того, как христианство боролось с древними верованиями, подменяя молитвой "Отче наш" языческие битвенные заклинания, вкладывая новый смысл в старинные обряды и наделяя демонов и дьяволов способностью творить руны победы или смерти: этой способностью прежде обладали языческие боги.

Используемые в качестве обычных, без примеси магии, знаков письменности руны встречали более благосклонный прием.

Древнейшие рунические надписи, сохранившиеся на территории Англии, по большей части представляют собой имена собственные – как правило, владельцев украшенного рунами предмета.

Так, на мече, найденном в Темзе, в придачу к руническому алфавиту выгравировано имя владельца – "Беагнот".

Про Беовульфа известно, что в пещере Гренделя он нашел древней работы меч, причем на рукояти рунами было выгравировано имя воина, для которого ковался клинок102.

Надпись на кольце VIII века, выполненная частично рунами, а частично латинскими буквами, гласит: "Этред владеет мною, Эанред меня гравировал".

В англосаксонской литературе встречаются и другие упоминания об использовании рун в качестве средства общения. Читая небольшое стихотворение "Послание мужа", мы вспоминаем runakefli исландских саг. В поэме руническая палочка содержит в себе послание жене от мужа: ей велено плыть за море в далекую страну, где господин ее и повелитель добыл богатство и земли.

Но куда более важны надписи, дошедшие до наших дней в первозданном виде и вырезанные главным образом на камне. Сохранились они в основном на севере и по большей части относятся к VII и VIII векам; ни одной надписи, восходящей к первым ста пятидесяти годам после англосаксонского завоевания103, не уцелело. Все сохранившиеся надписи несут в себе следы христианства.

Наиболее значимые из них – те, что имеют отношение к английской литературе, – это Рутвельский крест в Дамфрисшире, восходящий, возможно, к VIII веку, на котором высечены отрывки из "Видения Креста"104, и колонна из Бьюкасла в Камберленде, возможно, воздвигнутая в память об Альфрите, сыне нортумбрийского короля Осви (642-670).

Рунические надписи встречаются также на монетах и других предметах, важнейший из которых – рунический ларец Фрэнкса (Клермона). Крышка его и три стенки хранятся в Британском музее, а четвертая стенка–в Национальном музее Флоренции. Ларец сделан из моржовой кости, а на стенках его изображены эпизоды из саги о Вёлунде, поклонение волхвов, Ромул и Рем, вскормленные волчицей, и, наконец, битва Тита с израильтянами. Изображение на фрагменте, хранящемся во Флоренции, пока что не истолковано. Надписи, обрамляющие основные сцены, содержат в себе описание поимки кита и пояснения к картинам. Лингвистический анализ текста позволяет предположить, что ларец сделан в Нортумбрии в начале VIII века.

В отдельных древнеанглийских манускриптах руны встречаются изолированно, как, например, в "Беовульфе" и "Требнике Дарема". В загадках Эксетерской книги вкрапления рун порой способствуют разгадке, а порой затемняют значение отрывка. Иногда поэт или переписчик увековечивает свое имя, вплетая в текст рунический акростих. Так, поэмы "Елена", "Юлиана", "Христос" и Верчелльский фрагмент содержат руническую подпись их автора, Киневулфа.

В IX и X веках руны выходят из употребления.

Тем не менее вплоть до наших дней руны продолжают использоваться в обрядах магических.

В середине XV века (который вообще был веком рунического возрождения, ибо шведские епископы – как бы мы сейчас сказали из-за националистических побуждений – пытались вернуть рунический алфавит и приспособить его для письма в повседневной жизни) жил очень известный рунический маг Кеттиль, который из-за своего искусства получил прозвание Рунический. Он даже смог победить другого колдуна – Гилберта – во время состязания в колдовской силе. На гравюре того же времени запечатлен лишенный способности передвигаться (обездвиженный) Гилберт в своей усадьбе на Висингсе.

В Средние века, как уже говорилось выше, рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит.

Где-то в начале XIII века – предположительно в одном монастыре в Сконе – рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus.

Постепенно – после принятия христианства – языческие мотивы на камнях стали "тесниться" и уступать место христианским рисункам и даже изображению Христа, как на камне из Йеллинге (около 960 года), или изображениям креста, как на камне из Ярлабанкенс Бру (Швеция, X век).

Средневековье дало нам примеры самых разнообразных заклятий и заговоров, записанных рунами, в том числе и на латыни.

К таким необычным амулетам относится свинцовая пластина из Оденсе (Дания, XI век), на которой рунами вырезан следующий заговор на выздоровление:

+unguensine prinsipe sal kotolon
anakristi anapisti
kardiar nardiar ipodiar.

Христос побеждает,
Христос правит,
Христос спасает.

Христос освобождает меня, Оса,
От всего недоброго.
Христа крест будет всегда со мной, Оса,
И со всем миром.

+khorda+inkhorda+Khordai+
agla

+Христа кровь меня спасет+

На бронзовом амулете из Роскильде (Швеция, XI век) на одной стороне ясно читается lufr, а на другой стороне – siuarth, далее идет довольно темный текст, который профессор Ивар Линдквист расшифровывает следующим образом:

lufrthEEnt isssssrrr / siuarthuuuuuubfEkktua

Что переводится как "Лучшее лекарство это r. Я победил (пересилил) две битвы".

На бронзовом амулете, найденном на кладбище в Хейстене (Швеция, XI век), читаем следующее заклятие:

Я заклинаю мертвых
Не приходить к живым
Ни пешком, ни верхом,
Не по морю плыть,
Не по воздуху летать,
Не на крыши коньке скакать.
И как только покажешься
Ты живому,
так сразу рассыплешься в прах.

А на ноже из Ледесе (Швеция, XI век) рунами вырезано знакомое всем с детства "Люби меня, как я тебя":

Думай обо мне,
А я буду думать о тебе.
Люби меня,
Как я тебя.

Встречаются на рунических камнях и "плачи", специальные песни, которые исполнялись женщинами, которые оплакивали родичей и призывали живых отомстить за павших.

Известный шведский ученый Ларе Лённрут пишет:

"На месте древнего тинга в Бельстеде, в районе Валлентуны, в провинции Уппланд, стоят два камня с длинной рунической надписью, которая может истолковываться как подобный женский плач. Камни воздвигнуты в честь хёвдинга Ульва из Скольхамры, могущественного в тех местах примерно в 1000 году. Поэтическая надпись гласит:

Ни одно надгробие
не сравнится с тем,
что воздвигли
сыновья Ульва,
отважные дети –
своему отцу.
Поставили они камни,
врыли высокий столб,
в знак памяти.
Также и Гюрид
Любила супруга.
Она в своем плаче
чтит его память.
Гуннар высек руны на камне.

Последовательность действий всех родичей павшего Ульва представляется следующей. Его сыновья воздвигли два камня, а также ныне пропавший деревянный столб в честь отца. Их мать, Порид, сочинила плач в память мужа. А затем надпись была высечена на обоих камнях профессиональным резчиком, Гуннаром.

Если это истолкование правильно, то камни из Бэльсты – наш самый древний известный пример женской литературы"105.

Иногда на камнях встречаются записи на латыни, выполненные рунами, как на камне из Экерё: "ingeborg filia ermundi iacet hic". И переводится это как "Ингеборг, дочь Эрмунда, покоится здесь".

На кресте XIV века вырезано просто "Maria".

В Средние века многие церковные колокола были снабжены руническими надписями. Так, на колоколе из Салебю, отлитом в XIII веке, читаем:

+tha:iak:uar:gor: thaiuar:
thushundrath:tuhundra:tiuhu:uintr:
ok:atta:fra:byrth:gus:
+a+g+l+a+
anelp:aicarg:airam:eua:
dionisius:sith:benediktus+

Надпись рунами означает:

Меня отлили в год
тысяча двести двадцать
восьмой от Рождества Христова.
+a+g+l+a+
Ave Maria gracia plena.
Дионисий да славится.

Формула +a+g+l+a+ считается магической и означает: "Да славится имя Твое, Господи, в веках!"

Иногда мастера вырезали свое имя на церковном "инвентаре", как на купели из Норума и церковной двери из Вэрсоса.

Руны не выходили из употребления – как это ни невероятно – вплоть до 1900 года, когда была зафиксирована последняя руническая надпись, выполненная Анной Андерсдоттер (дочерью Андерса) на стене одной из построек хутора в Эльвдалене. Она была, как считается, последней из поколения, которым руны использовались на практике в качестве букв.

ПРИМЕЧАНИЯ

76. Ульфила (Ulphilas) (ок. 311 – ок. 383) – церковный деятель вестготов, возведенный в Константинополе в сан епископа около 341 года, активный распространитель христианства (в форме арианства) среди германских племен. Ульфила считается создателем готского алфавита и автором перевода на готский язык большей части Библии. Сохранившиеся фрагменты этого перевода – древнейший памятник вымершего готского языка.

77. В настоящее время существуют две "канонические" теории происхождения рун. Одни ученые считают, что это искаженная версия латинского алфавита, которая появилась в V-VI веках у скандинавов и североевропейских германцев. Другие полагают, что руны были древними знаками для гадания и стали использоваться для записи текстов только на самом позднем этапе под влиянием латинского письма.

78. Имеется в виду ясень Иггдрасиль – Мировое Древо древних скандинавов.

79. Пер. С. Свириденко.

80. В щит кричали и пели в сражениях. Щит служил для усиления звука и одновременно играл магическую роль в ритуале подготовки к бою.

81. Бог, отец Дия.

82. Пер. С Свириденко.

83. Один из богов древних скандинавов.

84. Прародительницы. Одно из имен Одина.

85. Самый мудрый в мире богов.

86. Один из йотунов, которого убил Тор.

87. Восьминогий волшебный конь Одина.

88. Волшебное копье Одина.

89. Волшебный конь.

90. Богини судьбы.

91. Боги. Пер. А. Корсуна.

92. Венанций Фортунат (Venantius Honorius Clementianus Fortunatus) (540-600) – епископ Пуатье, видный поэт переходного периода между Античностью и Средневековьем. По обету, данному святому Мартину Турскому, пересек европейский континент, побывал в Меце, Париже и Туре. Перу Венанция Фортуната принадлежат "Жизнь святого Мартина", прозаические биографии святых и одиннадцать книг стихов, включающие в себя панегирики, эпиталамы, эпиграммы и гимны.

93. Саксон Грамматик (Saxo Grammaticus) (1140 – ок. 1208) – датский историк-хронист, автор "Деяний данов". Первые девять книг содержат древние скандинавские сказания (именно оттуда У. Шекспир заимствовал сказание о Гамлете). В остальных семи книгах "Деяний" содержатся сведения по истории Дании вплоть до 1185 года.

94. Пер. С. Масловой-Лошанской.

95. Угоры Мёрнировы – круп кобылы (Мёрнир – детородный член жеребца).

96. Пер. О. А. Смирницкой.

97. Пер. С Свириденко.

98. Пер. Б. Ярхо.

99. Беда Достопочтенный (673-735) – прозаик, историк и ученый, автор "Церковной истории английского народа" ("Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum", 731), включившей в себя ценные сведения из истории Англии, легенды и предания англосаксов. В IX веке "Церковная история" была переведена на древнеанглийский язык.

100. Этелъред (ум. 716) – король Мерсии, покровитель многих церквей, в конце жизни удалился в монастырь. В 679 году в битве на берегу Трента, о которой и идет речь, победил войско Нортумбрии и захватил провинцию Линдсей. В этом сражении погиб Эльфвине, брат нортумбрийского короля Эгфрита. Благодаря вмешательству Теодора, епископа Кентерберийского, Этельред согласился заплатить виру за убитого принца, и военные действия были остановлены.

101. В древнеанглийском варианте употреблено выражение "alysendlecan rune", "освобождающие руны".

102. В русском переводе соответствующие строки звучат так:

… и сияли на золоте
руны ясные,
возвещавшие,
для кого и кем
этот змееукрашенный
меч был выкован
вместе с череном,
рукоятью витой…

(строки 1694-1698)

См.: "Беовульф" в пер. В. Тихомирова. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Вступ. ст. А. Гуревича. M., 1975 (БВЛ).

103. Имеется в виду завоевание кельтской Британии в V-VI веках германскими племенами – англами, саксами, ютами и фризами, получившими общее название англосаксов.

104. Надпись на Рутвельском кресте частично совпадает со строками 39-64 "Видения Креста" – англосаксонской поэмы религиозного содержания из Верчелльского кодекса, ранее приписываемой Кюневульфу. Одни исследователи считают поэму поздней ученой переработкой формульной надписи на Кресте, другие воспринимают оба текста как далеко разошедшиеся версии одного поэтического произведения.

105. Пер. Т. Чесноковой.