Норманны спускаются вниз по Дону, реке славян, и пересекают сушу у Хамлюджа [современный Сталинград], большого города в земле хазар, где повелитель этой страны берет с них десятину. Затем они опять погружаются на корабли и выходят в Джурджанское море [Каспийское море], на побережье которого и находится конечный пункт их плавания. Это море простирается на 500 фарсахов в ширину. Иногда они доставляют свои товары из города Джурджания в Багдад, навьючив их на верблюдов. Там они используют славянских евнухов в качестве переводчиков. Они утверждают, что исповедуют христианство, поэтому с них, как с христиан, берут подушную подать1.
* * *
Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл [Волга]... Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атыле – а это большая река – и строят на ее берегу большие дома из дерева... И как только их корабли прибывают к этой пристани, тотчас выходит каждый из них, [неся] с собой хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному, воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений – длинные бревна, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: "О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то и столько-то голов и соболей, столько-то и столько-то шкур", пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров, – "и пришел я к тебе с этим даром", – потом [он] оставляет то, что имел с собой, перед [этим] бревном...2
* * *
Когда корабли русов достигли крепости у входа в эстуарий [Азовское море], они направили послов к царю хазар, дабы испросить его разрешения на проезд по его владениям, на плавание по реке и вход в Хазарское море, которым владеют, как мы узнали, также Джурджания в Табаристане и другие города варваров. Они пообещали ему половину добычи, которую надеялись захватить у племен, обитающих на берегах этого моря. Он дал им разрешение. Они вошли в эстуарий, поднялись вверх по реке [Дон] и затем спустились по Хазарской реке [Волга] вниз; миновали город Итиль [древний город близ Астрахани] и, пройдя устье, вышли в Хазарское море. Хазарская река очень широкая и глубокая. Так добрались они до моря, а их набеги опустошали эль-Джиль эд-Дайлем, Табаристан, Абоскун [название береговой части Джурджании], нефтеносные земли, Азербайджан. Они разграбили город Ардобил в Азербайджане, до которого от моря целых 3 дня пути. Они проливали кровь, грабили добро, брали в плен детей, а мелкие отряды грабителей и поджигателей наводили ужас на окрестности. Жителей побережья охватил неописуемый страх, потому что им еще никогда не приходилось в этих местах встречаться с врагом. По морю здесь плавали лишь мирные торговые или рыбачьи суда. Воевать им приходилось только с эль-Джилем эд-Дайлемом и войсками Ибн-Аби Саджа, но больше ни с одним народом они не воевали.
Русы высадились на берег у нефтеносных земель, которые называются Бабиках [Баку], и во владениях Шариван-шаха. На обратном пути русы высадились на острова неподалеку от нефтеносных земель; их отделяло от побережья лишь несколько миль. Повелителем Шаривана в то время был Али Бек эль-Хаитем. Когда шариванские купцы подплыли к этим островам на своих лодках и судах для ведения торговли, русы напали на них. Тысячи магометан погибли – кто в волнах, кто от меча.
Как мы уже сообщали, русы оставались на берегах этого моря в течение нескольких месяцев. У жителей прибрежных земель не было ни сил, ни средств для их изгнания, хотя они и провели ряд мероприятий военного характера и организовали оборону; у жителей этих мест высокая культура. Набрав добычи и пленных, русы двинулись в обратный путь – вошли в устье Хазарской реки и послали гонцов с деньгами и добычей к царю, дабы выполнить взятые на себя обязательства. У хазарского царя на этом море не было никаких кораблей, потому что хазары вообще плохие мореходы. А то бы они представляли постоянную угрозу для мусульман...
[Далее описывается, как мусульмане, получив поддержку от христианского населения Итиля, готовятся к ответному удару по возвращающимся с добычей русам.] Они сражались 3 дня, и бог даровал победу мусульманам. Все войско русов полегло в этом бою – кто погиб от меча, а кто утонул в водах великой Хазарской реки; только 5000 воинов удалось спастись. После этой битвы русы больше не предпринимали набегов на эти земли3.
* * *
Поход русов за [Каспийское] море с целью грабежа Табаристана. В тот год [297 год хиджры, то есть 909-910 гг.] на море появилось 16 кораблей русов, которые затем высадились в Абесгуне, как уже было однажды во времена Хасана бен-Саида [864-884], когда русы пришли в Абесгун с войной. Хасан бен-Саид выслал войско и перебил всех чужеземцев. Однако они успели разорить Абесгун и земли на противоположном берегу, занимались грабежом и убийством мусульман. Абу-Сиргам Ахмед бен-эль-Касим был наместником в Сари. Он сообщил обо всем этом Абу-л-Аббасу, который выслал войско на помощь. В то время русы как раз прибыли в Анджилах [Макалех]. Он напал на них ночью, многие русы приняли смерть в этом бою, другие попали в плен и рассеялись по всему Табаристану. Через год русы вернулись с более многочисленным войском, разорили и предали огню Сари и земли Пенджах-сехара, захватили много пленных и поспешно удалились по морю в сторону Шимеруда [Чехмеруд] в Дайлемане. Часть их высадилась там на берег, а часть оставалась на кораблях. Гиляншах приказал своему войску двинуться вдогонку, сжечь их корабли, а высадившихся на сушу предать мечу. Те русы, которые не покидали своих кораблей, обратились в бегство. Но Ширван-шах (повелитель Хурза) прослышал об этом, устроил им засаду на море ц уничтожил всех до последнего. Так был положен конец набегам русов4.
В течение тысячелетия с IV по XIII в. мир сотрясали четыре мощные волны переселения народов, которые коснулись и Европы: гуннское, арабское, норманское и монгольское. Все четыре волны распространялись на огромные пространства, почти не отличаясь по размаху друг от друга. Три из них зародились на Азиатском континенте и распространялись почти исключительно по суше, преимущественно по необозримым просторам степей и пустынь. И только одна, норманская волна, образовалась в Европе, прокатилась как по суше, так и по морю, а потому и захватила в первую очередь приморские земли, от восточного побережья Северной Америки на западе и кончая Уралом на востоке, от Шпицбергена на севере до Марокко и Двуречья на юге. Только в юго-восточном направлении норманское нашествие распространилось по суше. Норманские дружины и норманские купцы несколько раз пересекли всю Россию, доходя до стен Византии, до Каспийского моря и даже дальше5.
Именно в этот период, с IX по XII в., наиболее убедительно оправдалось данное Иорданом еще в VI в. определение Скандинавии как "vagina nationum" ["чрева наций". – Ред.]6. Одним из наиболее значительных государств, созданных северными народами, было русское государство, основанное Рюриком.
Известно, что в IX в. славяне якобы "призвали" шведских норманнов, чтобы те основали у них государство. После чего эти норманны, которых в Восточной Европе называли "русами"7, создали во главе с Рюриком и его братьями "русское" княжество в Киеве – по традиционной трактовке, в 862 г. Фактически, однако, появление ростков нового государства надо отнести к более раннему периоду, так как еще в 842 г. "русы" воевали с Византией на побережье Черного моря, а уже в 866 г. совершили первый норманский набег на "Царьград" [Константинополь]8.
В течение двух столетий это норманско-"русское" княжество представляло собой германское государство, в котором славянскими народами правила нордическая верхушка. Несколько раз набеги русских норманнов ставили под угрозу существование Византийской империи, особенно в 907 и 941 гг.9
В средние века "путь из варяг в греки" – от "озера Нево" (Ладожское озеро) по Волхову, Ловати и Днепру до Черного моря имел огромное значение для России. Монах-летописец Нестор Киевский упоминает о нем в 1100 г.10
Русские норманны часто доходили даже до Каспия и до Азии, сначала как мирные купцы, а позднее как дикие, жадные до добычи завоеватели и разбойники.
Бросается в глаза, что в многочисленных скандинавских литературных источниках тех веков содержатся крайне скудные сведения обо всех этих событиях. В них часто упоминается о городе Византии и о "Греции", то есть о греко-византийской империи, при этом иногда сообщается о боевых подвигах норманских героев, совершенных либо в битвах с Византией, либо на службе у византийского императора11. Однако о походах норманнов к Каспию и далее в них не говорится ни слова. Зато в трудах ряда арабских авторов сообщается о событиях, происходивших в этих районах. Мы неожиданно узнаем из них, что название этих норманнов – "русы"– даже в этих отдаленных областях упоминается то с уважением, то с паническим ужасом. Норманнов, врывавшихся в мусульманские страны и опустошавших все на своем пути, часто называли также "магусами" или "Гогом и Магогом" (см. гл. 89).
Еще Ибн-Хордадбех в своем обширном труде о путях сообщения в халифате (созданном около 846 г. и переработанном заново в 885 г.) упоминает о посещении Багдада норманскими купцами. По его сведениям, они привезли туда для продажи шкурки бобров и чернобурых лисиц, а также мечи. Поэтому можно считать, что скандинавские купцы уже к середине IX в. нашли путь в Багдад. Согласно цитированной выше летописи Ибн-Исфандьяра (1216 г.), первые разбойничьи набеги "русов" из бассейна Волги на Северный Иран относятся к 870-880 гг. За ними последовали другие разбойничьи набеги: в 909-910 гг. – на южное и в 912 г. – на западное побережье Каспия. При этом "русы" делились своей добычей с повелителем хазар, центр владений которого находился в устье Волги. Но самый опустошительный из всех походов викингов на каспийском побережье относится к 943-944 гг.12, когда обширные области, примыкающие к западному побережью, на несколько дней пути в глубь суши были превращены в смрадную пустыню. Насколько заметный след эти военные походы норманнов оставили в умах магометан, доказывает созданный великим азербайджанским поэтом Низами (1141-1203) эпос "Искандер-намэ", воспевающий вымышленный поход Александра Великого (Искандера) против варягов в их "Страну мрака" (см. гл. 98)13.
Эти кровавые события сменяются мирными картинами, представляющими интерес для исследователя истории культуры, на которых "русы" предстают уже отважными и умелыми купцами, ведущими оживленную торговлю в различных прикаспийских странах. Как сообщает Ибн-Хордадбех, главными товарами были шкурки бобров, чернобурых лис и другого ценного пушного зверя, которые обменивали на различные сокровища Востока. Ибн-Фадлан описывает даже свою встречу в устье Волги с русами, наводившими на магометан панический ужас. Они оказались безобидными купцами, и он имел возможность наблюдать их подчас не слишком привлекательные обычаи.
Нашествия скандинавских воинов и купцов на страны Восточной и Юго-Восточной Европы и далее вплоть до Передней Азии продолжалось до XIII в. включительно и прекратилось, вероятно, только из-за переселения монгольских племен. Очень показательно, что примерно в 1200 г. у грузинской царицы Тамары на службе находилось не менее 3 тыс. воинов-викингов14.
Как бы то ни было, приходится признать, что норманны были не только отважными воинами и мореходами, но также и ловкими купцами, отлично знавшими, где торговля сулит наибольшие барыши. Ведь в те века Багдад был не только оплотом ислама и столицей халифата (с 762 г.), то есть политическим центром Востока. Это был также самый населенный город мира, центр мировой торговли, оттеснивший на задний план Александрию, которая утратила свою ведущую роль. В тот период Персидский залив был важнее Красного моря. Историческое развитие не раз подтверждало справедливость мудрого замечания Пешеля: "В зависимости от того, где – в Каире или Багдаде – находился политический центр мусульманских княжеств, главенствующее значение приобретал то один, то другой залив"15.
Норманны IX и X вв. сумели приспособиться к этой историко-экономической особенности. И если нам ничего не известно о появлении норманских купцов в Александрии, то Византию и Багдад они, несомненно, посещали. В противовес некоторым современным концепциям следует отметить, что знаменитые средневековые норманны были не только воинами, викингами, мореходами, но и предприимчивыми, удачливыми купцами. Они пускались в чрезвычайно далекие путешествия по суше и морю, мало чем уступая в этом отношении арабам16, игравшим в то время ведущую роль в мировой торговле.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сообщение Ибн-Хордадбеха. См. Ibn Khordadbeh, ed. de Goeje, Leiden, 1889, p. 115, 116.
2. Сообщение Ибн-Фадлана см. Chr. М. Frähn, Ibn Fosslans und anderer Araber Berichte über die Russen älterer Zeit, St. Petersburg, 1823, S. 5. [А. П. Ковалевский, Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., Харьков, ХГУ, 1956, стр. 141, 142. Выдержки из предисловия Френа к труду об Ибн-Фадлане, который цитируется Хеннигом, имеются в русском переводе. См. "О важности арабских писателей для древнейшей русской истории", "Вестник Европы", 1825, № 19, стр. 199-211. Перевод отдельных мест из труда об Ибн-Фадлане, см. "Северный архив", 1826, ч. 22, № 13, стр. 119. Следует учесть замечание академика И. 10. Крачковского (Избр. соч., АН СССР, 1957, т. IV, стр. 185), что Хенниг, который пользовался Френом и не знал исследования А. П. Ковалевского, систематически приписывал Ибн-Фадлану сообщение персидского автора начала XIII в. Ауфи. – Ред.]
3. Сообщение Масуди. См. Masudi, Meadows of gold and mines of gemes, ed. A. Sprenger, London, 1841, v. I, p. 417 (и след.). [См. также В. В. Бартольд, Арабские известия о русах, "Советское востоковедение", 1940, т. I, стр.24-26. – Ред.]
4. Сообщение Ибн-Исфандьяра. См. Ibn Isfendiyar, Geschichte von Tabaristan. См. Б. А. Дорн, Каспий. О походах древних русских в Табаристан с дополнительными сведениями о других набегах их на побережья Каспийского моря, "Записки Академии наук", 1876, т. 26, приложение 1, стр. 5, 6 (текст), 6-38 (примечание). [Б. А. Дорн (1805-1881) – известный русский ориенталист, академик и директор Азиатского музея, сменивший на этом посту X. Д. Френа. О нем см. И. Ю. Крачковский, Очерет по истории русской арабистики, 1950, стр. 123-125 и др.; В. П. Зубов, Историография естественных наук в России, 1956, стр. 296-297. – Ред.]
5. В вопросе о происхождении Русского государства и появлении названия "рус" Хенниг, опираясь на историка Шлёцера, проводит порочную теорию "норманистов", отождествляя русов с норманнами-варягами. Еще М. В. Ломоносов горячо возражал "норманистам" Байеру, – Миллеру и Шлёцеру, отстаивая самостоятельность развития русской государственности. Хенниг не приводит сообщения арабского географа середины IX в. Ибн-Хордадбеха (которого вообще он широко использует), что "русы суть племя из славян". Действительно, отряды норманнов-варягов, рыскавшие в IX в. но всем европейским морям, направлялись и в русские земли, куда их привлекали богатства страны и связи Руси с Византией и государствами Востока. Но двигались они по великим внутренним путям, уже открытым и освоенным славянами и известным в древнерусской истории под названием "пути из варяг в греки". Варяжские князья иногда захватывали власть на Руси. Но на Руси варяги быстро ославянивались. Серьезного влияния на ход русского исторического процесса и на развитие русской культуры варяги не оказали. См. "История СССР", М., 1956, т. 1, гл. III, § 6, стр. 60-68; см. также "Очерки истории СССР, период феодализма IX-XV вв.", АН СССР, 1953, ч. 1, гл. 1, раздел 5 (образование древнерусского государства и происхождение термина "Русь", стр. 69-79). – Прим. ред.
6. Jordanis, Getica, IV, 25, ed. Th. Momrasen, Berlin, 1882, p. 60.
7. Обозначение "рус" или "рос", от которого происходит "Россия", первоначально относилось лишь к шведским норманнам, появляется как раз в этом веке. Оно произошло от имени норманского короля Росса (К. Риттер, История землеведения и открытий по этому предмету, СПБ, 1864, стр. 153). (Это совершенно неверно. Как отмечает Н. В. Пигулевская, название "Русь" встречается в сирийском источнике VI в. н. э. См. сборник "К 70-летию Б. Д. Грекова", М., 1952, стр. 42-48. Корень "рус", "рос" широко распространен в топонимике Восточной Европы от Новгорода до Киева, от Немана до Волги; с ним связываются такие древние этнические обозначения, как рокласаны, росомоны; сирийский источник VI в. называет в северо-восточном Причерноморье народ "poc" (hros). О происхождении слова "Россия" интересное исследование написано Сюзюновым. См. "Вестник древней истории", М., 1940, № 2, стр. 121. – Ред.] Для обозначения всех норманнов оно применяется впервые якобы арабским историком Ахмедом ал-Халифом в его "Севильской хронике" при описании норманского нашествия на Испанию (см. гл. 87). Такое предположение, однако, вряд ли соответствует действительности, так как это название встречается уже в "Annales Bertiniani" за 839 г. Там сообщается, что в середине мая 839 г. в замок Ингельгейм прибыло посольство из Византии к императору Людовику Благочестивому и что это посольство попало из Швеции в Константинополь через внутренние районы России. Дословно там сказано следующее:
"[Император Феофил] прислал с ними нескольких человек, которые утверждали, что они сами либо их народ именуются росами. По их словам, король Хаканус [Хакон] послал их к императору в знак дружбы. Они передали устно просьбу своего короля милостиво отнестись к ним и оградить их от опасностей как в самой империи, так и при возвращении, так как по пути в Константинополь они проезжали по землям, населенным несметным множеством диких варваров, по которым им бы не хотелось возвращаться, дабы не подвергаться очевидной опасности. Когда император более подробно расспросил их, выяснилось, что они являются шведами (eos gentis esse Sueonum)". См. "Monumenta Germaniae historica", SS I, p. 434. Ранке, называющий это посольство "загадочным", усматривает в нем некоего провозвестника будущей политики норманнов на русской земле и полагает, что "эти послы были предшественниками тех варягов, которые позже предпринимали ряд попыток завязать сношения с Миклагардом, или Царьградом, как они называли Константинополь". См. L. Ranke, Weltgeschichte, В. V, S. 183.
Первоначально, по данным Шлёцера, шведских норманнов называли "русами" лишь "лапландцы, финны и эстонцы". См. A. Schlözer, Nestors Russische Annalen, Göttingen, 1802, В. II, S. 184. [Хенниг пользуется немецким переводом "Повести временных лет" Нестора, сделанным историком Шлёцером. – Ред.] Вполне возможно, что те шведские послы по пути через земли Восточной Европы заметили, что население называет их этим именем, и по приезде в Константинополь воспользовались им, чтобы показать, откуда они родом. Нестор Киевский, зная о существовании шведов [свеи], тем не менее определенно указывает: "Те варяги назывались русью". ["Сице бо ся зваху тьи варязи русь". См. "Повесть временных лет", АН СССР, 1950, ч. 1, стр. 18. – Перев.]
8. А. Schlözer, op. cit., В. II, S. 211 (и след.).
9. A. Schlözer, Nestors Russische Annalen, Göttingen, 1805, 1809. В. III, S. 252 (и след.); В. IV, S. 17 (и след.).
10. А. Schlözer, op. cit., В. II, S. 88. [О значении торгового водного пути из Невы в бассейн Днепра см.: С. В. Бернштейн-Коган, Путь из варяг в греки, "Вопросы географии", М., 1950, вып. 20, стр. 239-270; И. П. Шаскольский, Маршрут торгового пути из Невы в Балтийское море в IX-XIII вв., "Географический сборник", вып. III, История географических знаний и географических открытий, АН СССР, 1954, стр. 146-159. – Ред.]
11. Северогерманская "варяжская гвардия" упоминается и в византийских источниках.
12. Chr. М. Frähn, Essai servant à determiner d 'une manière plus précise l'époque d'une expédition entreprise par les Russes sur les côtes de la mer Caspienne, "Nouveau Journal Asiatique", 1828, t. II, p. 450.
13. Статья Эте. См. "Sitzung der Bayerischen Akademie der Wissenschaften", 6. Mai 1871; G. Jacob, Iskenders Warägerfeldzug (Nachdichtung), Glückstadt. [См. Низами, Искандер-намэ, M., ГИХЛ, 1953, в частности "Книгу о славе", главы "Прибытие Искандера в область русов" и "Искандер вступает в борьбу с племенем русов", стр. 363-376. – Ред.]
14. С. Grimberg, Svenska Folkets underbara öden, Stockholm, 1938, В. I, S. 221.
15. О. Peschel, Abhandlungen zur Erd- und Völkerkunde, Leipzig, 1877, S. 92.
16. См. многочисленные примеры, приведенные в диссертации, опубликованной Хельмштедтским университетом в 1733 г. См. Treuer, Dissertatio de perpetua amicitia inter germanicum et russicum imperium.
Приложение к главе 96 (путь на Восток, проходивший через Россию)
Наземная дорога в страны Передней Азии, проходившая по территории России, пользовалась таким предпочтением по сравнению с морскими путями, что в 1103 г. датчане переправили по ней свои сухопутные войска в Константинополь для участия в Крестовом походе1.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. F. Сhr. Dahlmann, Geschichte von Dänemark, Hamburg. 1840-1841, S. 212.
|
|