Епископ Эйрик выехал [из Гренландии] на поиски Винланда (Eirikr bykop leitadi Vinlandz)1.
* * *
Епископ Упси Гренландский отправился на поиски Винланда (Byskup Upsi af Groenlandi for at leita Winlandz)2.
* * *
И Эйрик Гренландский сам взялся за это дело, ввез в Винланд колонистов и насадил там христианскую веру (Och Erik paa Grønland lagde Hand oppåa, plantet paa Vinland baade Folk og Tro)?3
* * *
И пришел также корабль из Гренландии, еще меньший по размерам, чем небольшие суда исландцев. Он вошел во внешнюю часть Страум-фьорда и не стал на якорь. На нем находилось 17 человек, они направлялись в Маркланд, но были занесены сюда течением4.
В гл. 104 уже отмечалось, что считавшийся раньше установленным факт предпочтения, отдаваемого скудной, холодной Гренландии норманнами, постоянно занятыми поисками новых богатых земель, и пренебрежения или даже забвения ими плодородного Винланда, кажется маловероятным. Уже одно то, что Адам Бременский в 1070 г. рассказывал о Винланде и что в рунической надписи на Хёненском камне (см. гл. 107) говорится об экспедиции норвежцев в эту страну, служит веским доказательством внимания их современников-европейцев к счастливой стране – Славному Винланду. Исландские летописи, датированные 1347 г. (см. цитаты в начале главы), доказывают, кроме того, что и через 347 лет после открытия норманнами Северной Америки плавания на этот материк из Гренландии не представляли исключительного события. Ведь исландскому хронисту кажется примечательным не сам факт плавания 17 гренландцев к берегам богатого лесом Ньюфаундленда (Маркланд), а то обстоятельство, что их корабль, вышедший из Гренландии в Маркланд за лесом, оказался заброшенным бурей, "без якоря", в Страум-фьорд (Исландия).
Это замечание в хронике Скальхольта содержит между строк доказательство того, что морские походы гренландцев к берегам Северной Америки и в XIV в. были обычным, ничем не выдающимся событием.
Норманская колония на юго-западе Гренландии в XII в. насчитывала примерно 5 тыс. жителей, а временами, возможно, и несколько больше5. В этом поселении очень активную роль играла церковь, о чем свидетельствуют развалины 16 храмов.
Центр поселения Гардар еще в XI в. был объявлен резиденцией епископа6. Впрочем, первый епископ появился в стране лишь в 1112 г. Это был Эйрик Гнупсон (Upsi), о возведении которого в сан епископа, однако, не говорится ни в одном из памятников того времени. В этот период на севере Европы происходила реорганизация церкви, которая привела, между прочим, и к введению еще одной резиденции епископа в Холаре (Исландия), помимо прежней – в Скальхольте. Первым епископом Холара был Йон Ёгмундарсон (с 1106 но 1121 г.)7. Итак, вполне вероятно, что именно в те годы был назначен и первый епископ Гренландии. Однако в ватиканских и других церковных архивах нет документа, подтверждающего назначение на эту должность Эйрика Гнупсопа. Торфеус утверждал, что он сделал своей резиденцией в епархии пункт Стейненснес в Западном поселении8. Однако это кажется неубедительным, поскольку Восточное поселение всегда было гораздо значительнее Западного.
О деятельности Эйрика в Гренландии нет никаких сведений, кроме четырех слов в памятнике, сообщающих о начале предпринятого епископом морского похода в Винланд. Для обозначения этого похода употреблено слово leitadi, имеющее несколько значений.
Проф. Генцмер любезно разъяснил, что leitadi прежде всего может означать "он искал". На этом основании создалось мнение, что новоявленный епископ не знал расположения Винланда и отправился искать его9.
Цехлин правильно отмечает по этому поводу:
"Многое зависит от лингвистической интерпретации соответствующего места в источнике: значит ли оно, что Эйрик собирался искать страну или только посетить ее"10.
По мнению автора этих строк, обстановка того времени заставляет склониться ко второму значению слова. Но, по мнению проф. Генцмера, тогда было бы написано "leitadi at Winlandz".
Наперекор этому возражению Генцмера оказалось, что слово leitadi и без добавления at может иногда иметь значение "посещения" знакомой страны.
"Сага об Олафе Трюгвасоне" в следующих выражениях сообщает о посещении королевой Ауд своего брата, жившего в Исландии: "For at leita Islands"11. Не нуждается в доказательстве тот факт, что здесь речь идет о посещении, а не о розыске. Нет ни малейшего основания отвергать возможность такого понимания и в записи, относящейся к 1121 г.
А вообще-то leitadi уже более 100 лет назад переведено на датский словом utpsögte12. Первое же понимание leitadi ("искать") приводит к несостоятельным и даже бессмысленным выводам.
Епископ, только что получивший недавно образованную епархию для выполнения нелегкой по тогдашним условиям религиозной миссии, вряд ли имел задание или хотя бы право пускаться на свой страх и риск в сомнительные приключения, которые не имели ничего общего с кругом его обязанностей.
Организация новой епархии в Гренландии уже сама по себе требовала напряжения всех сил и даже не одного, а нескольких человек. Нёрлунд совершенно определенно пишет по этому поводу:
"Гренландская епархия была одной из самых значительных в мире, не столько из-за своей территории, сколько из-за численности прихожан и количества церквей"13.
Как же можно предположить, что новый епископ забыл о своем прямом долге и вскоре пустился в какие-то приключения за пределами своей епархии?
Даже миссионерской деятельностью, которую приписывали Эйрику, нельзя объяснить его отъезд, поскольку для этого понадобилось бы специальное указание. Ведь и все другие епископы, например Ансгар (см. гл. 86), Адальберт (см. гл. 103), Оттон Бамбергский (см. гл. 111), совершали миссионерские поездки в чужие страны (Швецию, Страну пруссов и Померанию) всегда только по поручению папы. A priori надо полагать, что и в отношении епископа Эйрика действовали те же правила. Итак, напрашивается вывод, что посещение Винланда входило в круг его прямых обязанностей.
Кроме того, епископу незачем было разыскивать якобы "пропавшую" страну, хотя бы потому, что историк Ари Фроде, современник Эйрика Гиупсоиа, говорит о Винланде, как о хорошо известной местности: "Люди, похожие на тех, которые обитают в Винланде"14.
К сожалению, в источниках не содержится никаких указаний на то, зачем Эйрику понадобилось отправиться на поиски Винланда, а также о ходе этих поисков. Мы не знаем, удалось ли епископу достичь Винланда, в чем заключалась его деятельность в этой стране, вернулся ли он в Гренландию или нашел свою смерть на чужбине. В 1123 г. гренландцы просили через своего поверенного в Норвегии Эйнара Соккисона о назначении нового епископа. В 1124 г. в Лунде некий Арнальд был рукоположен на епископства в Гренландии и вскоре прибыл туда в сопровождении Эйнара Соккисона15.
На основании этого факта раньше делали вывод о том, что епископ Эйрик погиб во время плавания и, вероятно, не достиг берегов Винланда. Однако этому противоречит сообщение Люсхандера, датированное 1608 г., о котором уже упоминалось выше. Согласно этому сообщению, Эйрику Гнупсону удалось утвердить в Винланде христианское вероучение и ввезти туда норманских переселенцев. Очевидно, Люсхандер заимствовал эти сведения из каких-то древних, позднее утерянных источников. Его свидетельства, как правило, производят впечатление обоснованных, а не выдуманных. Финн Магнусен тоже признает, что материалы Люсхандера безупречны с точки зрения их достоверности16, да и Неккель в письме к автору этих строк от 29 апреля 1936 г. сообщил, что данные Гренландской хроники об Эйрике Гнупсоне "заслуживают доверия". Но если согласиться с этим, то можно считать доказанным следующий факт, раньше всегда подвергавшийся сомнению: на Северо-Американском континенте в течение некоторого времени существовала христианская колония норманнов.
Следующие строки Рафна доказывают, что этот исследователь 100 лет назад совершенно правильно и трезво подошел к решению рассматриваемой проблемы:
"Весьма вероятно, что многие гренландцы или исландцы в поисках плодородных земель эмигрировали туда и нашли там вторую родину. Этим объясняется отсутствие каких-либо сведений о них в исландских источниках. Ясно лишь, что гренландский епископ Эйрик, стремясь то ли обратить своих земляков в христианство, то ли поддержать в них эту веру, отправился туда в 1121 г.
Мы не знаем, было ли его путешествие успешным. Но поскольку не имеется доказательств возвращения епископа в Гренландию или в Европу,, остается предположить, что он остался там на постоянное жительство, как и многие другие, которые либо эмигрировали туда в разное время на постоянное жительство, либо были занесены бурей к этим берегам, а потом осели там навсегда"17.
Независимо от того, удалось ли Эйрику Гнупсону создать норманскую колонию в Винланде, остается нерешенным основной вопрос: на каком основании епископ покинул свою епархию – Гренландию спустя всего несколько лет после принятия этого поста и отправился в другую страну, а именно в Винланд? Действовал ли он по собственному усмотрению или по поручению вышестоящего духовенства.
Нильсен, пожалуй, первым высказал мнение, которое затем было поддержано многими исследователями. Он считал, что Эйрик Гну пеон поехал в Винланд в качестве миссионера18. Однако Нансен выдвинул против этого предположения убедительные доводы:
"Как можно было ставить перед собой миссионерские цели, предпринимая путешествие в еще неведомую страну? Речь могла идти лишь об обращении в христианство "скрелингов". Однако и это кажется маловероятным, поскольку нет никаких сведений о какой-либо миссионерской деятельности среди "скрелингов" в самой Гренландии"19.
Возражение Нансена, думается, полностью опровергает гипотезу о миссионерской природе путешествия, предпринятого епископом Эйриком. Это подтверждает и Неккель: "В источниках не содержится никаких указаний на миссионерский пыл исландского клирика. К тому же надо признать, что идея приобщения скрелингов к евангелию не вяжется с нашим представлением об исландском священнослужителе 1100 г. ...Поездка Эйрика была скорее колонизаторской, чем миссионерской"20.
И действительно, не миссионерские цели преследовал, видимо, епископ Эйрик, покидая свою новоиспеченную епархию.
Более убедительной представляется автору другая гипотеза: епископ отправился в Винланд потому, что там уже имелись поселения норманнов-колонистов, и он счел своим пастырским долгом позаботиться о спасении их душ, хотя они и не принадлежали к его епархии21.
Такая трактовка кажется единственно правильной. Правда, у нас нет никаких доказательств в строгом смысле этого слова, но в пользу ее говорят логические рассуждения. Весьма вероятно, что плавание епископа Эйрика в 1121 г. и наличие в Северной Америке в XIV в. каменной церкви в Ньюпорте действительно свидетельствуют о том, что в Винланде некогда существовали постоянные норманские поселения (см. т. III, гл.150).
Заслуживает внимания то обстоятельство, что знаменитый географ Риттер, обычно очень осторожный в своих выводах, категорически утверждает, якобы поездка епископа Эйрика в Винланд имела целью "обратить в христианство своих соотечественников, которые еще были язычниками"22. Риттер, несомненно, заблуждается, полагая, что норманны-колонисты были язычниками, которых еще предстояло обратить в христианство, но в остальном его рассуждения правильны. Не для того, чтобы обратить своих земляков в христианство, а чтобы поддержать в своих прихожанах христианскую веру, отправился Эйрик в Винланд. Или, другими словами, он ездил туда не для введения христианской религии, а для ее укрепления.
Это предположение подтверждается и некоторыми выводами Елича, если только опубликованные им в 1895 г. данные полностью соответствуют действительности23. По его сведениям, Эйрик Гнупсон был возведен в епископский сан (episcopus Groenlandiae regionumque finilimarum) папой Паскалием II (1099-1118). На каком основании сделал Елич это важное сообщение, автору установить не удалось, несмотря на многочисленные попытки. Сам же Елич, к сожалению, не указал источника. Однако сообщение было подхвачено американскими учеными. Так, у Фиске, например, мы уже встречаем утверждение, что Эйрик Гнупсон был епископом Гренландии и Винланда in partihiis infidelium24 [в землях неверных. – Ред.]. Это якобы и доказывает существование в Винланде христианской колонии, забота о которой входила в круг служебных обязанностей первого епископа Гренландии. Холанд уже называет Винланд просто "частью епархии епископа Эйрика"25, заявляя при этом: "В XII в. епископ Эйрик включил в маршрут своей инспекторской поездки по епархии и Винланд"26.
В настоящее время епископ Эйрик Гнупсон даже в классическом сборнике документов Бьёрна Йонссона именуется без всякой ссылки на источники "епископом Гренландии и Винланда"27. Однако для такого категорического утверждения, думается, пока нет достаточных оснований.
Тем не менее придется согласиться с таким толкованием, если только будут подтверждены некоторые выводы Елича, содержащиеся в его докладе на Парижском международном конгрессе католиков в 1891 г.28
Елич заявил следующее: "Согласно приказу папы Бенедикта IX (1044 г.), поселения норманнов в Гренландии в течение первого столетия их существования входили в состав архиепархии Гамбург и Бремен, включавшей все северные страны Европейского континента29, а потому и были поручены заботам ближайших к Гренландии исландских епископов. Но когда первый епископ американских земель Эйрик Упси решил остаться в Винланде и не вернулся в Гренландию, колонисты созвали совет и высказались, по предложению Сокке Торрессона, за создание в Гренландии самостоятельной епархии. Правда, в стране было слишком мало населения для учреждения в ней особой епархии. Все же ввиду удаленности Гренландии от Европы и трудности поддержания связи между ними пожелание колонистов было удовлетворено. Первый епископ Гренландии Арпальд был рукоположен в этот сан архиепископом Лундским в 1124 г. В 1126 г. он прибыл в свою резиденцию в Гардаре, который тем самым превратился в главный город страны30.
До середины XII в. новая епархия входила в подчинение архиепископа Гамбурга и Бремена31.
Через три года Елич еще раз высказался по этому же вопросу. Несмотря на усердные многолетние поиски, автору не удавалось найти текст доклада Елича, сделанного в Брюсселе в 1895 г. Наконец это удалось, к сожалению, уже после выхода в свет первого издания данного тома. Исследования Елича, правда лишь частично подтверждаемые источниками, заставили его прийти к следующим выводам относительно первых двух епископов Гренландии32:
"1. Erich [Эйрик] а. 1112-1113 consecratus in episcopalian regionalium Groenlandiae regionumque finitimarum; a. 1211 [ошибочно вместо 1121 г.] pergit Vinlandiam, ubi moritur (a. 1122). A. 1123 Groenlandenses petunt erectionem sedis episcopates in Groenlandia. A. 1119-1124 memoratur insula Guarmelande de regno Suevorum33. [Эйрик в 1112-1113 гг., посвященный в епископы гренландских областей и соседних районов в 1211 г., отправился в Винланд, где умер в 1122 г. В 1123 г. гренландцы потребовали установления резиденции епископа в Гренландии. В 1119-1124 гг. упоминается остров Гуармеланд в королевстве свевов. – Ред.]
2. Arnoldus а. 1124 consecratus; а. 1126 sedem figit Gardari; а. 1150 trans fertur ad sedem Hamarensem". [Арнольд рукоположен в 1124 г. В 1126 г. установил резиденцию в Гардаре, а в 1150 г. перенес резиденцию в Хамаренс. – Ред.]
Знакомство с историческими памятниками, на которых основывается Елич, имело бы первостепенное значение для окончательного решения рассматриваемой проблемы. Однако, несмотря на настойчивые многолетние поиски, автору не удалось их разыскать. В сборнике исторических памятников Муратория, например, не обнаружено никаких документов по этому вопросу. Безрезультатной была и попытка найти какие-либо сведения об Эйрике Гнупсоне в папском архиве в Риме.
Согласно сообщению Прусского исторического института в Риме, основанному на картотеке, Гренландия упоминается в документах ватиканского архива 16 раз, но не ранее 1206 г. Самый компетентный знаток папских документов Кер, к которому автор обратился за помощью, был настолько любезен, что лично занялся поисками документов в ватиканском архиве, но ничего не нашел.
Откуда взял Елич сан Эйрика "episcopus GroenLandiae regionumque finilimarum", к сожалению, так и не удалось установить.
Автор этих строк склонен предположить, что в основе его лежит простое сопоставление фактов и то соображение, что вновь назначенный епископ не посмел бы самовольно покинуть свою епархию. Следовательно, поездка Эйрика в Винланд входила в круг его прямых служебных обязанностей. Но тогда напрашивается вывод о том, что Винланд входил в состав его епархии. Примерно так рассуждал, очевидно, Елич, ибо в этом случае вопрос о миссионерском путешествии в Винланд вполне мог быть решен самим епископом.
Однако другие причины, на которых мы останавливались выше, не позволяют считать плавание епископа Эйрика миссионерским. Очевидно, оно вызвано другими причинами.
Еще в 1892 г. на Парижском съезде американистов выражалась надежда на то, что в архивах Ватикана будут начаты поиски документов, раскрывающих тайну, которой окутана личность епископа Эйрика Гнупсона34.
Для решения этой загадки достаточно было бы и тех документов, на которых основывался в своих выводах Елич. Однако из-за войны автору, к сожалению, не удалось познакомиться с содержанием цитируемого "Provinciale Callixti II", в котором, возможно, и содержится разгадка тайны. Во всяком; случае, ясно, что заявления Елича, Фиске, Холанда и других исследователей имеют под собой какое-то основание.
Наличие документов прежде всего дало бы объяснение многочисленных следов христианского влияния в Америке до Колумба.
Правда, деятельность Эйрика в Винланде, очевидно, продолжалась всего 1-2 года и была прервана его преждевременной смертью. Епископ, разумеется, привез с собой священников, которые продолжали дело Эйрика и после его смерти, а позже могли при соответствующих обстоятельствах заняться миссионерской деятельностью среди коренного населения. Можно без конца фантазировать на тему о том, какие масштабы приняла эта деятельность. Впрочем, для наших целей достаточно уже доказательства того, что Эйрик достиг берегов Винланда и некоторое время прожил в этой стране" Но что же заставило епископа предпринять свое плавание?
В 1944 г. автору удалось заинтересовать этим вопросом двух знатоков-истории католической церкви – бывшего настоятеля дюссельдорфской церкви св. Макса д-ра Валена и с его помощью специалиста по церковному праву в Бонне д-ра Нёйса.
Точка зрения этих двух специалистов настолько важна, что автор приведет здесь некоторые их высказывания. Вот что сообщил д-р Вален:
"Ответить на этот нелегкий вопрос можно лишь после тщательного изучения материалов. Но мне кажется, что епископ Гренландии счел своим долгом создать церковную общину в "Новой Гренландии" после того, как американский Винланд был открыт гренландскими норманнами и, возможно, частично ими колонизован, то есть после того, как сфера влияния гренландцев в какой-то мере расширилась. Правда, такое предположение исходит из того, что в Винланде уже существовала колония гренландцев. Вы же пишете, что нет документов, которые это подтверждают".
Д-р Нёйс высказал следующее мнение:
"Я могу дать лишь самый общий ответ на вопрос, согласуется ли с церковным нравом миссионерское или какое-либо другое путешествие Эйрика Гнупсона в Винланд. Если Эйрик был назначен для исполнения миссионерских или каких-либо других функций именно в Гренландию, то это, на мой взгляд, еще не может служить основанием для того, чтобы отказывать ему в праве на расширение сферы своей миссионерской деятельности. Если бы сохранился текст эдикта о назначении его епископом, можно было бы судить определеннее... Конечно, в рамки заведенных Римом порядков никак не укладывается оставление епископом своей епархии на произвол судьбы для поисков новых сфер деятельности... Но если норманны из Гренландии переселились в Винланд, то напрашивается мысль о том, что и епископ мог поехать туда вслед за ними... Самым вероятным кажется нам предположение, что норманны попали в Винланд раньше епископа".
Итак, с вероятностью, почти граничащей с уверенностью, мы устанавливаем, что епископа Эйрика вдохновили на рискованное плавание в Винланд не жажда приключения или стремление к миссионерским подвигам, а его пастырские обязанности.
Винланд, очевидно, рассматривался им как часть епархии. Но тогда неизбежно напрашивается вывод о том, что христиане, о душах которых Эйрик должен был позаботиться, могли быть только норманнами, то есть переселенцами. Тем самым подтверждалось бы недоказанное существование норманской колонии на Американском континенте в XI и XII вв., а также гипотеза Люсхандера.
Тем не менее желательно было бы просмотреть ватиканский архив, чтобы найти там дополнительные доказательства этого утверждения. Такую задачу смогут выполнить, разумеется, лишь историки церкви, к которым автор и обращается с просьбой уделить внимание этому весьма интересному вопросу.
В ряде самых известных трудов по истории церкви содержатся некоторые сведения о религиозных обрядах в Винланде и о сфере деятельности гренландских епископов. Но эти сведения нигде не подтверждаются ссылкой на источники и, видимо, относятся к произвольным толкованиям.
Так, например, в церковной истории Мёлера-Гамса мы читаем:
"Между 1000 и 1121 гг. [в Винланде!] христиане жили бок о бок с язычниками, но из Гренландии в Винланд все чаще прибывали христианские миссионеры. Около 1120 г. Эйрик прибыл в Винланд и в течение трех лет занимался там религиозной деятельностью. В 1121 г. в Лунде архиепископ Адцер рукоположил его первым епископом Америки. Однако он посвятил себя исключительно миссионерской деятельности в Винланде"35.
Все эти сообщения основаны на игре воображения. Нет никаких источников, рассказывающих о христианах, живших в Винланде, ни о прибывавших "все чаще" миссионерах, ни о трехлетней деятельности епископа Эйрика, ни о его рукоположении в Лунде (которое к тому же могло состояться лишь в 1112 г., а никак не в 1121 г.), ни тем более о его назначении "епископом Америки"!
В церковной истории Гергенретера также сообщаются выдуманные сведения:
"Оттуда [из Гренландии] христианство проникло даже в Маркланд, Винланд и другие области Америки"36.
В одном иностранном труде по истории церкви содержится даже совершенно нелепое утверждение, будто в Винланде еще около 1540 г. существовалахристианскаяобщина!37
Автор этих строк не мог себе представить, что такие категорические заявления делаются без конкретных данных. Поэтому он обратился за разъяснениями к проф. Киршу (Рим), который в течение десятилетий редактировал последние издания церковной истории Гергенретера и изучил этот материал, как никто другой. В ответ на запрос, откуда Гергенрётер заимствует приводимые им данные о проникновении "христианства даже в Маркланд, Винланд и другие области Америки", Кирш любезно ответил 29 января 1937 г., что не знает других источников, кроме тех, на которые ссылается сам Гергенрётер. К ним относятся старые, высказанные 250 лет назад предположения Торфеуса, проанализированные нами выше отрывки из церковной истории Мёлера-Гамса и невразумительная цитата из труда Курси.
Видимо, мы имеем дело с явно тенденциозным, католическим толкованием, не выдерживающим сколько-нибудь серьезной критики.
Правда, плавание Эйрика Гнупсоиа в Винланд заставляет нас согласиться по крайней мере с частью этих произвольных выводов. Еще Норденшельд придерживался того мнения, что трудно отказаться от предположения о "попытках колонизации норманнами Ньюфаундленда и Винланда"38. Против этого нельзя спорить. И все яге утверждения Мёлера-Гамса и Гергенретера, по крайней мере частично, представляются лишенными какого-либо основания. Во всяком случае, нетрудно доказать, что одно из них явно ошибочно. Цитированному выше заявлению Гергенретера предшествует следующее утверждение:
"Архиепископ Адальберт назначил в 1055 г. первым епископом [Гренландии!] Альберта, который и избрал своей резиденцией Гардар".
Между тем ни о каком гренландском епископе Альберте нет упоминании даже в таком авторитетном источнике, как перечень епископов, составленный Гамсом39. Это утверждение явно объясняется неверным пониманием ряда источников. Правда, Адам Бременский сообщает, что в свое время гренландцы посылали на имя архиепископа Гамбурга и Бремена Адальберта прошения о присылке проповедников в Гренландию40. На это прошение архиепископ ответил, что он намеревается сначала лично посетить Гренландию. Адам не сообщает, в каком году велась эта переписка. Очень возможно, что она относится к 1055 г. Но в этом году не могло произойти назначения Альберта епископом Гренландии, ибо в противном случае Адам Бременский, поддерживавший близкие отношения с архиепископом, непременно сообщил бы о таком факте. Правда, 4 июня 1055 г. был назначен один епископ, но не в Гренландию, а в Исландию, и звали его не Альберт, а Ислейф41. Еще Торфеус в 1705 г. приводит историю епископа "Ионы", отправившегося сначала в Исландию, затем в Винланд, где он и погиб мученической смертью42. Однако здесь произошло явное недоразумение. Фишер доказал, что речь идет не о Vinland, а о Wendenland, или Vindland (Страна венедов)43. Очевидно, ошибка произошла в результате грубого искажения известного исторического факта, заключающегося в том, что в 1066 г. епископ Мекленбурга Иоганн ["Иона"] был взят в плен восставшими венедами, увезен ими в Wendenland и в Ретре принесен в жертву богу войны (см. гл. 111).
В Винланде не было в то время никаких епископов и, вероятно, никаких христианских мучеников, какие было епископов в Гренландии до прибытия туда Эйрика Гнупсона.
Повышенный интерес к насаждению христианства на дальних островах появился, по-видимому, лишь в 1098 г., в связи с посещением Рима датским королем Эйриком Эйегодом. За этим визитом последовало как создание второй епископской резиденции в Исландии в 1106 г., так и, очевидно, назначение Эйрика Гнупсона епископом Гренландии в 1112 г., а возможно, и образование многих новых северных архиепархий в XII в. в Лунде (1106 г.), Тронхейме (1152 г.) и Упсале (1164 г.).
Весьма вероятно, что еще епископ Эйрик Гнупсон принес в Америку христианское вероучение со всеми его символами и представлениями. Как известно, первые христианские миссионеры, прибывшие в XVI в. в район реки Святого Лаврентия, и Кортес в Мексике обнаружили, что индейцы поклонялись кресту по внушению некоего достойного человека. Но слишком рискованно делать отсюда вывод, что неизвестным человеком был именно Эйрик Гнупсон, как это утверждает Ирвинг44 и вслед за ним Мальтебрун45. Разумеется, не исключена возможность, что плавание Эйрика в 1121 г. имело такие далеко идущие последствия. Но если на основании столь ничтожных данных заняться реконструированием исторических фактов, то это может завести нас в область фантазии.
После 1130 г. ни в одном историческом памятнике или летописи не содержится никаких сведений о Винланде. Если Маркланд еще упоминается в 1347 г. (см. цитаты), то о Винланде позднейшие письменные источники не дают никаких указаний. Исключение составляют лишь руническая надпись на Кенсингтонском камне (см. т. III, гл. 150), а также записи более поздних авторов и составителей карт, основывавшихся на устных преданиях.
Практически Винланд оставался забытым европейцами в течение 500 лет (с XII в.), что не без удивления отмечает Винзор46. Первое в Европе указание на открытие Америки древними норманнами было сделано Монтанусом лишь в 1671 г.47 Монография Торфеуса о Винланде, появившаяся в 1705 г.48, еще настойчивее привлекла внимание историков и географов к тому факту, что Американский континент был открыт и часто посещался европейцами еще за 500 лет до Колумба.
Однако самыми важными и с исторической точки зрения наиболее значительными из всех материалов, имеющих отношение к Винланду, остаются исландские хроники 1121 г., в которых говорится: "Eirikr bykop leitadt Winlandz"49.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. "Islandske Annaler indtll 1578". См. "Annales Reseniani ad annum 1121", ed. G. Storm, Christiania, 1888, S. 19, 59.
2. Ibidem, S.473.
3. Claudius Chrisstoff erson Lyschander, Grønlandska Chronica, 1608, ed. Finn Magnusen, "Grønlands Historiske Mindesmaerker", Christiania, 1845, В. III, S. 887 (и след.).
4. "Skälholts Annalen", 1347. См. С. Chr. Rafn, Antiquitates Americanae, Köbenhavn, 1837, S. 264 (и след.).
5. J. Fischer, Die Entdeckungen der Normannen in Amerika, 1902, S. 29.
6. G. Stоrm, Slndier over Vinlandsreiserne, Vinlands Geografi og Ethnografi, "Aarbøger for Nord. Oldkynd. og Hist., 1887", Köbenhavn, 1888, S. 26; A. M. Reeves, The finding of Wineland the Good, London, 1895, p. 82.
7. Pins Bonifatius Gams, Series episcopum ecclesiae catholicae, Regensburg, 1873, p. 334.
8. T. Torfaeus, Groenlandia antiqua, Köbenhavn, 1706, S. 217.
9. F. Nansen, Nebelheim, Leipzig, 1911, В. I, S. 445 (и след.).
10. Е. Zесhlin, Das Problem der vorcolumbischen EnLdeckung Amerikas, "Historische Zeitschrift", 1935, S. 15 (примечание).
11. "Flateyjarbok", ed. Unger, Christiania, 1860, В. I, S. 265.
12. "Grønlands Historicke Mindesmaerker", Köbenhavn, 1838, В. I, S. 209.
13. P. Nørlund, Le Groenland au moyen-âge, "Revue historique", 1933, t. 172, p. 414.
14. "Islendingabok", Kap. 6. См. "Thule", В. 23, S. 49.
15. "Geschichte von Einar Sokkison". См. "Thule", В. 13, S. 54. См. также Y. Nielsen, Nordmaend og, Skraelinger i Vinland, "Historisk Tidsskrift", 4, R. III, S. 8.
16. "Grønlands Historiske Mindesmaerker", 1845, B. III, S. 897 (и след.).
17. G. Chr. Rafn, Antiquitates Americanae, Köbenhavn, 1837, p. 452.
18. Y. Nielsen, Nordmaend og Skraelinger i Vinland, "Historiske Tidsskrift", 1905, 4, R. III, S. 8.
19. F. Nansen, op. cit., В. I, S. 444.
20. G. Nесkеl, Die erste Entdeckung Amerikas i. J. 1000 durch die Nordgermanen, Leipzig, 1934, S. 71 (и след.).
21. J. Schmiding, Katholische Missionsgeschichte, Steyl, 1924, S. 159.
22. К. Риттер, История землеведения и открытий по этому предмету, стр.171.
23. L. Jelič, L'évangelisation de l'Amérique avant Christophe Columb, "Comptes rendus du 4me Congrès scientifique international des Catholiques", tenu à Bruxelles du 3 au 8 septembre 1894", 5-e sect., sciences hisloriques, Bruxelles, 1895, p. 391.
24. J. Fiske, Discovery of America, Boston, 1892, p. 222.
25. H. R. Holand, The Kensington Stone, Ephraim (Wist), 1932, p. 25.
26. H. R. Holand, op. cit., p. 31.
27. "Grønlands Historiske Mindesmaerker", 1845, В. III, S. 44.
28. L. Jelič, L'évangelisation de l'Amérique avant Christophe Colomb, "Comptes rendu du Congrès scientifique international des catholiques tenu à Paris", 1891, 5e sect.: sciences historiques, p. 173.
29. Статья Яффе-Эвальда. См. "Reg. Rom. Pontific", № 4119; статья Шпрунер-Менке, см. "Handatlas der Geschichte des Mittelalters", No 65, Erzbistum Hamburg-Bremen.
30. Gravier, op. cit., р. 166 (и след.); W. Benthaim, Grönland, "Allgemeine Enzyklopädie der Wissenschaften", B. 92, S. 132.
31. Статья Яффе-Эвальда. См. "Reg. Rom. Pontific", No 7622 (5453).
32. "Comptes rendns du 3e Congrès scientifique international des Catholiques tenu à Bruxelles du 3. au 8. septembre 1894", 5-e sect.: sciences historiques, Bruxelles, 1895, p. 392.
33. "Provinciale Callixti II, "Mss. Bihl. Lawrenziana", 1554, fol. 76 v.; L. Delisle, Notices et extraits, t. 32, p. 75.
34. M. Shipley, The missing records of the Norse discovery of America. "Comptes Rendus dn 8-me Congrès des americanistes", Paris, 1892.
35. J. А. Mühler, Kirchengeschichte, bearbeitet von Pius Bonifatius Gams, Regensburg, 1867, В. II, S. 103 (примечание).
36. J. Hergenröther, Handbuch der allgemeinen Kirchengeschichte, Freiburg, 1890, В. II, S. 190.
37. H. Courcy, L'église aux Etats-Unis, "Ami de la religion", Juni 3, 1851.
38. A. E. Nordenskjöld, Über die Reise der Gebrüder Zeno und die ältesten Karten des Nordens (доклад, сделанный 12 апреля 1882 г, в Стокгольмской академии наук). См. "Studien und Forschungen", Leipzig, 1885, S. 1.
39. Рius Bonifatius Gams, Series episcoporum ecclesiae catholicae, Regensburg, 1873; другой перечень гренландских епископов см. Jelič. Missione Francescane, 1897, p. 557 (и след.); третий, более полный см. K. Еubel, Hierarchia catholica medii aevi, Mündai i. W. 1898-1901 (охватывает период с 1198 по 1431 г.).
40. Adam von Bremen, Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, III, 23, 70; IV, 35.
41. Pius Bonifatius Gams, op. cit., p. 336.
42. Th. Tоrfaeus, Historia Vinlandiae antiquae, Köbenhavn, 1705, S. 70 (и след.).
43. J. Fischer, Kann Bischof Johann aus Irland (1066) mit Recht als erster Märtyrer bezeichnet werden? "Innsbrucker Theologische Zeitschrift", 1900, B. XXIV, S. 756 (и след.).
44. W. Irving, Die Geschichte des Lebens und der Reisen Christophs Columbus, Frankfurt а. M., 1829, В. IV, S. 403.
45. C. Maltebrun, Neuestes Gemälde von Amerika, Leipzig, 1819, 3.145.
46. J. Winsоr, Narrative and critical history of America, Boston, 1889, v. I, p. 92.
47. Montanus, Nieuwe en onbekende wereld, Amsterdam, 1671.
48. Th. Tоrfaeus, Historia Vinlandiae antiquae, Köbenhavn, 1705.
49. Материалы этой главы частично были опубликованы автором в феврале 1949 г. См. "Forschungen und Fortschritte", S. 31 (и след.).
Приложение к главе 109
Достойно внимания, что даже такой осторожный критик, как Гумбольдт, без всяких оговорок пишет об Эйрике Гнупсоне как об епископе, "который отправился в Винланд, чтобы проповедовать там Евангелие"1. Он упускает при этом из виду, что епископ мог выполнить эту задачу только в том случае, если Винланд входил в состав вверенной ему епархии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. A. Humboldt, Kritische Untersuchungen, Berlin, 1836, В. I, S. 359.
|
|