В то самое лето король Хокон послал в чужие края Лодина Леппа и Хокона Эйсиля. Они отправились к бею Туниса со многими соколами и другими вещами, которые там трудно достать. И когда они прибыли к бею, тот принял их приветливо. И они оставались там этой зимой долгое время. Об этом Стурла сочинил оду1.
* * *
Глубокочтимым и столь щедрым
Будешь ты, властелин, у серкернов2.
Высоко превозносят твоих ястребов3.
Ха! На берегу народа мавров
Приношение прекрасных драгоценностей
На долгие годы умножило твою грозную славу,
Прославленный, всему миру.
Принес ты радость сокровищами4.
С X по XIII в. норвежские мореплаватели нередко появлялись в Средиземном море либо в качестве воинов, викингов и основателей государств, либо в качестве купцов и паломников. Так, норвежский король Гаральд Строгий в годы своей юности, с 1031 по- 1044 г. побывал почти во всех странах восточного и центрального Средиземноморья – в Европе, Азии и Африке (см. т. II, гл. 106). В 1108-1111 гг. молодой норвежский король Сигурд Юрсалафарар, "Плаватель в Иерусалим"5, предпринял чрезвычайно интересное плавание с флотилией из 60 кораблей. Обогнув побережья Англии, Франции, Португалии, Испании, он прошел через Гибралтарский пролив, затем мимо Балеарских островов и после многочисленных морских сражений с мусульманами прибыл в Сицилию. Здесь с 1094 г. существовало норманское государство, расширившееся в тот период до побережья Сирии. Затем Сигурд посетил Иерусалим и в сопровождении короля Балдуина I (1100-1118) дошел до Иордана. Позднее норвежский король плавал на Кипр, в Грецию и Константинополь и оттуда по суше через Болгарию, Венгрию, Паннонию, Швабию, Баварию, Шлезвиг, Данию и Ютландию вернулся на родину. Находясь на Ближнем Востоке, норманские корабли принимали участие даже во взятии Сайды [Сидона], которая была захвачена Иерусалимским королевством с помощью европейских крестоносцев 4 декабря 1110 г.6
Следовательно, само по себе плавание норвежцев по Средиземному морю в XIII в. уже не было чем-то новым и поразительным. Но своеобразие плавания в Тунис заключается в том, что король Хокон Старый (1217-1263) еще в век крестовых походов завязал дружественные дипломатические сношения с одним из мусульманских государств. Что побудило короля к такому демаршу, не известно, и теперь это нельзя выяснить. Посольство Хокона с ценными дарами было отправлено к бею Туниса и оставалось у него всю зиму. К сожалению, описание этого, несомненно, выдающегося события дошло до нас в слишком сжатой форме. Мы узнаем о нем из биографии короля Хокона в "Саге о Хоконе", сочиненной в XIII в. исландцем Стурлой Тордарсоном. Нам очень интересно было бы узнать подробнее о причинах, побудивших направить посольство, а также о ходе далекого и необычного плавания. Но эти детали погребены во тьме веков. Мы должны довольствоваться только сообщением о самом факте.
В этой связи следует отметить, что, несмотря на сильную вражду между христианами и мусульманами, европейцы еще в XII в. торговали с Тунисом7. С 1223 г. в Тунисе уже имелся генуэзский fondaco [торговый склад. – Ред.]8.
Экономическая выгода с давних пор, была тем цементом, который скреплял связи между народами. Она оказывалась сильней национальных и религиозных противоречий. Вутке утверждает, что в XIII и XIV вв. венецианские и генуэзские купцы имели конторы на северном побережье Африки – в Каире, Джербе, Тунисе, Оране, Тлемсене9.
Тунис, в частности, относился к сношениям с христианами более благосклонно, чем большинство стран, находившихся тогда во власти мусульман. До нас дошло, например, документальное свидетельство о том, что венецианец Микеле Дольфин добился в Тунисе разрешения для своих соотечественников "бывать вместе с их караванами повсюду, где желают наши венецианцы и в каких местностях им правится"10.
Христиане заключали также дружеские соглашения и с некоторыми другими мусульманскими правителями; в Африке такое соглашение было заключено, например, между Каталонией и султанатом Тлемсен.
В нем, в частности, оговаривалось, что "путешественники одной из договаривающихся стран могут передвигаться по другой стране, причем им обеспечивается личная безопасность"11.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Из "Саги о Хоконе". См. G. Vigfusson, Håkonar saga Hakonarsonar, Köbenhavn, 1887. Перевод на немецкий, сделанный Ниднером, см. "Norwegische Königsgeschichte", В. II, "Thule", Jena, 1925, В. 18, S. 347.
2. То есть у сарацин.
3. Под ястребами подразумеваются охотничьи соколы.
4. Отрывок из оды Стурлы Тордарсона. См. op. cit., S. 347 (и след.).
5. 1103-1130 гг.
6. "Enzyklopädie des Islam", Leiden-Leipzig, 1934, В. IV, S. 434. Франкское предание, согласно которому взятие Сидона последовало только 19 декабря 1111 г., не соответствует истине, так как норвежцы в это время уже не находились в Святой земле. [О Иерусалимском королевстве см. примечание 2 на стр. 26. – Ред.]
7. A. Savоуs, Le commerce des Européens à Tunis depuis le XIIe siècle jusqu'à la fin du XVIIe, "Bibliotheque d'histoire coloniale", Paris, 1929.
8. H. Wuttke, Zur Geschichte der Erdkunde in der letzten Hälfte des Mittelalters, "Jahrsbericht des Vereins für Erdkunde zu Dresden", 1870, В. VI, VII, S. 10.
9. Ch. de la Roncière, La découverte de l'Afrique au moyen-âge, Caire, 1929, t. I, p. 114.
10. С A. Marin, Storia civile е politica del commercio de Venezian. Venézia, 1800, cap. IV, p. 287.
11. Ibidem.
|
|