Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Введение
 

Источник: Т. В. ТОПОРОВА. О ДРЕВНЕИСЛАНДСКИХ КОСМОЛОГИЧЕСКИХ ЗАГАДКАХ КАК ФЕНОМЕНЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ


 

Несмотря на утверждения исследователей о том, что "теоретическое определение загадки не является необходимым" [Кёнгес-Маранда 1978, 251], поскольку носители определенной культуры всегда правильно выделяют этот класс явлений, все же приведем некоторые точки зрения на природу загадки, отражающие многообразные подходы к интересующей нас проблеме.

Специфика загадки, как неоднократно отмечалось, состоит в ее принадлежности к "взаимным" (reciprocal) жанрам, поскольку она объединяет две части – описательную, произносимую одним из участников загадывания загадок, – и ответ (разгадку) другого участника. Тезис о двучленности загадки лежит в основе всех вариантов решения вопроса о том, что же представляет собой загадка.

Как известно еще со времен Аристотеля, большинство загадок построено на метафоре, то есть их первая часть описывает предмет или явление, содержащееся во второй части (отгадке), в терминах из иной семантической сферы. Иначе говоря "в образной части содержится термин, составляющий пару с термином в ответе. Соположение этих двух сравниваемых и соотнесенных компонентов образует метафору" [Кёнгэс-Маранда 1984, 51]. Ср. типичное определение загадки, в котором доминирует идея образного мышления: "Загадка – условный диалог, в котором один из участников должен угадать и назвать слово или предложение, задуманное другим участником, но названное им не прямо, а в виде намека или иносказания" [Оглоблин 1984, 81]. Именно "расхождение смысла, создавшего структуру сюжета, с позднейшим смыслом, который вычитывается из этой структуры, порождает <...> загадку" [Фрейденберг 1997, 223]. Установлено несколько типов трансформаций в загадке. К числу основных типов могут быть отнесены спецификация, генерализация, инверсия и перестановка [Кёнгэс-Маранда 1984, 54].

Приведем краткий обзор различных концепций загадки в синхронии, с тем чтобы в дальнейшем перейти к обсуждению диахронического аспекта проблемы.

Загадка является объектом семиотического исследования, поскольку "сознательная зашифрованность отношения знака (текста загадки) к денотату (отгадке), являющаяся принципом существования загадки, дает повод для изучения проблемы отношения знака к денотату. Представляя собой намеренно трансформированное описание реальности, загадка дает возможность поставить вопрос о принципах художественного преобразования действительности и рассмотреть его на простейшем примере такого преобразования" [Левин 1973, 166]. С семиотической точки зрения загадку можно рассматривать как особый язык, пользуясь которым определенная группа говорит о наиболее важном социальном действии, например, о союзе мужчины и женщины, если речь идет о загадках во время свадьбы.

Структурный подход к изучению загадок также оперирует идеей двусоставности. Он заключается в том, что "у загадок, как у всех знаков, есть означающее – ядро загадки – и означаемое – ответ на загадку" [Кёнгэс-Маранда 1978, 256]. Исследователи, принадлежащие к этому направлению, исходят из представления о том, что загадка – это структурная единица, объединяющая два компонента – образную часть и отгадку.

С точки зрения функционирования загадок, факт двучленности также весьма существен, поскольку в практике различных народов засвидетельствовано загадывание загадок, реализуемое двумя активными исполнителями. В частности, было установлено, что загадывание загадок приурочено к свадебному обряду. Например, в русской культурной традиции "главный словесный поединок приходится на день бракосочетания и происходит в доме невесты между "продавцом" (вопрошающая сторона) и дружкой (отвечающая сторона). Для дружки (и, следовательно, жениха) эта процедура – испытание. Ему задаются сложные вопросы – "загадки", и ответить он должен, отгадав их, как это происходит и в главном годовом ритуале и в разных версиях основного мифа (словесный поединок у мирового дерева)" [Топоров 1998, 169]. Используя функциональный метод, можно предложить классификацию загадок трех видов – эмоциональных, относящихся к сексуальной области и провоцирующих неправильные эротические ответы; интеллктуальных, требующих применения при разгадывании интеллектуальных усилий, и информативных, предполагающих наличие специальных сведений и иногда предварительного знания ответа.

При прагматическом подходе основная задача загадки состоит "в идентификации загаданного концепта <...> посредством репрезентации его через сумму его неотчуждаемых, концептуальных, стереотипных свойств <...>, включающих в себя признаки <...>, функции <...>, объекты обладания <...> и их неотчуждаемые, стереотипные свойства <...>" [Головачева 1994, 195]. Иными словами, в рамках теории коммуникации "загадку можно сравнить с общим высказыванием, содержащим только рему, тема – это отгадка, которую мы находим в системе стереотипов (картины мира или модели мира)" [Головачева 1994, 195]. Как полагают специалисты, для отграничения загадки от других феноменов языка и культуры служит именно ее прагматический аспект "загадку делает таковой ее прагматика – функционирование в качестве стандартного законченного текста, предполагающего диалогичность и наличие контртекста (отгадки)" [Хелимский 1994, 258].

A priori мы не придерживаемся какого-либо определения загадки, а руководствуемся древнеисландским материалом, поэтому заключение о том, что же представляет из себя загадка в древнеисландской мифопоэтической традиции, отраженной в "Саге о Хервёр и Хейдреке", может быть сделано лишь в конце исследования.

В диахронии двучленная структура загадки, обмен вопросами и ответами "недвусмысленно отсылает нас к тем архаичным ритуалам, в основе которых лежит система бинарных [выделено нами. – Т. Т.] противопоставлений, и к тому архаичному варианту человеческого общества, который предполагает (в конечном счете) дуальный тип организации, функционирующий и контролируемый при помощи универсального обмена – вещами, женщинами, словами и т. п.". [Елизаренкова, Топоров 1984, 21]. Участие двух партий – вопрошающих и отвечающих – отсылает, с одной стороны, к происхождению загадки из древнейшего диалога, "словесного поединка с правильно чередующимися вопросами и ответами в отрывистой, лаконической форме фразы-загадки [выделено нами. – Т. Т.]" [Фрейденберг 1997, 164], примитивных споров, прений, и к основным свойствам, определяющим ее сущность, с другой. "Атональность" загадки воплощалась как состязание в раскрытии тайн мироздания. Загадки были непосредственно связаны с ритуалами перехода, прежде всего от старого к новому году. Ср. реконструкцию прецедента, объясняющего происхождение и использование "первозагадок": "В ходе этого ритуала жрецом обычно читался некий вопросно-ответный текст о составе мира и способах и правилах его собирания в целое. Правила были неизвестны или известны лишь отчасти, и жрец в своих вопросах задавал загадки <...> на тему творения. Ответ-разгадка был равносилен очередному шагу творения, в очередной раз воспроизводящего "первое творение"" [Топоров 1998, 76]. Загадывание загадок в ходе ритуала реально засвидетельствовано во многих мифопоэтических традициях. Достаточно указать на "вопросы в форме загадок" (вед. pṛṣṭhā), известные в древней Индии [Кёйпер 1986, 74], на существование особого вида ритуальных словесных поединков, обозначаемых vigadá- (родственное русск. гадать) [Кёйпер 1986, 95], или на поединки в форме жреческих словопрений, выражающихся в загадывании загадок – др.-инд. brahmodya, – "которые представляют собой словесную часть ритуала, построенную в виде вопросов и ответов, соответствующих загадке и отгадке, на тему структуры космоса" [Елизаренкова, Топоров 1984, 21]. Известны и специальные состязания поэтов Ирландии в разгадывании загадок [Рис 1999, 400].

Значение загадки в архаичной мифопоэтической модели мира определяют ее функции, относящиеся к нескольким семантическим блокам: антиэнтропическому, создающему противодействие тенденции к поглощению хаосом космоса, логико-гностическому, ориентированному на познание (ср. дейксис, идентификацию и классификацию объектов вселенной), информационно-коммуникативному, лингвистическому (ср. механизм порождения смысла, построение текста, поэтическую функцию), магико-религиозному и аксиологическому, отражающему основные ценности соответствующего коллектива [Топоров 1994, 68-72]. В целом можно констатировать универсальность загадки как ее неотъемлемое свойство.

Проблема сопоставления загадки с другими литературными жанрами всегда привлекала внимание исследователей. В качестве ее основных отличительных признаков фигурируют полифункциональность, выполнение множества задач, вытекающая из ее универсального характера, соединение логической операции отождествления объектов, предполагающей строго ограниченный набор интеллектуальных ходов, с непредсказуемостью поэтического воображения, соответствующее промежуточному положению загадки между ритуалом и игрой, и, естественно, ее прагматика – объединение двух голосов (вопроса и ответа), вступающих в диалог.

Подводя итоги краткого обзора интерпретаций загадки в синхронии и диахронии, следует прежде всего иметь в виду ее двучленную структуру, мотивирующую как ее происхождение из гадания как "дословесного" атонального начала, спора двух сторон, так и ее основные свойства.