Ридинг
Намерения "огромного войска" стали понятны лишь осенью 870 г. Тогда "ненавистной памяти" даны (как писал Ассер) покинули Восточную Англию и отправились прямо в королевское поместье Ридинг, в Беркшире, стремясь занять стратегическую выгодную позицию в Уэссексом – во многом так же, как это было сделано в Мерсии в Ноттингеме. Викингские корабли также подошли по Темзе к Ридингу. То обстоятельство, что Ридинг был королевским поместьем и располагался в плодородных и процветающих землях, рядом с несколькими богатыми монастырями, также, вероятно, сыграло свою роль.
Беркшир находился под властью уэссекских королей не так давно; предполагается, что эти земли, являвшиеся в течение столетий предметом соперничества между Мерсией и Уэссексом, окончательно вошли в состав Уэссекса только на рубеже 840-850-х гг. в результате союза между Бургредом и Этельвульфом. Однако, решив напасть на королевское поместье, даны рассчитывали, помимо элемента внезапности, еще и на практические выгоды. В Ридинг свезли припасы, собранные королевскими герефами в счет продуктовой подати, полагавшейся королю. Эти подать поставлялась в основном в виде живого скота и большого количества зимних запасов. В англосаксонской истории еще не наступило время, когда натуральный продукт был заменен денежными выплатами. Захватив поместье и возведя собственные укрепления, даны не только обеспечили себе хорошее убежище на зиму, но и лишили Этельреда какой-то части его ресурсов.
Битва при Инглфилде. Воскресенье, 31 декабря 870 г.
Южнее поместья Ридинг сливаются две реки – Темза и Кеннет. Викинги использовали их как естественные укрепления, а вдоль третьей стороны треугольника возвели земляной вал, вероятно, обнеся его сверху деревянным частоколом. Историки, исследовавшие топографию Беркшира, определили, что ров, именуемый Пламмери Дитч, который в 1816 г. все еще наполнялся водой, представляет собой остатки укреплений, тянувшихся от одной реки до другой. Предположительная длина укреплений составляет около 800 ярдов, и если эта идентификация верна, внутри "треугольника" могли спокойно разместиться более 1000 человек.
Точно зная, что ни один христианский король не нападет на них в течение двенадцати рождественских дней, даны начали строительные работы и даже решились отправить большой отряд в обычный грабительский рейд. Но планы двух ярлов, уверенно продвигавшихся со своими людьми через земли Беркшира, были нарушены. Не все в то Рождество предпочли закрыть глаза на угрозу, исходившую из Ридинга.
Всего через три дня после прибытия данов в Ридинг, пока его родичи трудились над новыми укреплениями, ярл Сидрок вел свой отряд по берегу Кеннета, вдоль северной опушки большого Виндзорского леса, и вскоре добрался до места, которое местные жители назвали "поле англов", или Инглфилд.
Ярл отъехал примерно на 10 миль от Ридинга в западном направлении и едва ли был готов к тому, что небольшая дружина Этельвульфа, элдормена Беркшира (который уже упрочил свою репутацию, неожиданно напав на Велунда после того, как тот сжег Винчестер), обрушится на него и его людей на заснеженном поле в канун Нового года. Этельвульф, безусловно, заслужил славу одаренного стратега и военачальника.
Последовавшая схватка была яростной и жесткой (как пишут о ней и о многих других хронисты), но засада Этельвульфа оказалась успешной: она при-несла гибель ярлу Сидроку и другому ярлу-предводителю. Основным силам данов в Ридинге трудно было смириться с известием о потерях. Когда уцелевшие викинги, бежавшие с Инглфилда после гибели своих вождей, в беспорядке вернулись в лагерь, Багсег и Хальфдан осознали размер катастрофы. Ничего подобного с ними прежде не происходило. Это было лишь единичное поражение, но не ошиблись ли они с выбором королевства? Разве не уэссексцы под властью своего короля, тоже Этельвульфа, в 850-е гг. неоднократно давали отпор их соотечественникам в предыдущих походах? Два ярла из войска Хальфдана погибли, потерпев разгромное поражение от противников, которые, по его расчетам, должны были испугаться. Руки данов, трудившихся над постройкой вала и частокола в Ридинге, замелькали быстрее.
Дружина Этельвульфа, которая показала свое умение и доблесть на Инглфилде, едва ли была многочисленной. Потому нельзя было ожидать, например, что он сумеет запереть данов в их лагере. Поэтому всадники, спешившие на юг, чтобы принести добрые вести королю Уэссекса, везли также и просьбу о помощи. Услышав о случившемся, Этельред и Альфред с объединенными силами уэссексцев немедленно отправились в Ридинг. Должно быть, они уже были готовы выступить в поход, поскольку прибыли к викингскому лагерю в полной боевой готовности всего через четыре дня.
Далее: 871 г. Эшдаун и год великих битв
|
|