Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
ГЛАВА 13. Дружба, распря, власть пример "Саги о людях с Оружейникова фьорда"  

Источник: Д. БАЙОК. ИСЛАНДИЯ ЭПОХИ ВИКИНГОВ


 

Силу свою
должен мудрец
осторожно показывать;
в том убедится
бившийся часто,
что есть и сильнейшие.

"Старшая Эдда", "Речи Высокого", виса 64379

"Сага о людях с Оружейникова фьорда" (дисл. Vápnfirðinga saga) рассказывает о событиях, происходивших в конце X века в восточной части Исландии, и дает нам возможность детально рассмотреть, как работала на острове система власти, как власть перераспределялась и как общество держало под контролем чересчур амбициозных личностей. В центре саги – борьба за влияние в регионе между двумя молодыми годи, Хельги Кошки сыном Торгильса с хутора Капище и Гейтиром сыном Лютинга с хутора Крестовый залив. Перед нашими глазами проходит вся их распря, от зарождения до замирения, осуществленного детьми героев. Начинается история в самом Оружейниковом фьорде с его плодородными низинами, но постепенно в дело втягиваются люди, живущие в самых разных уголках Восточных фьордов, и даже влиятельные люди из соседней северной четверти. Распря постепенно затрагивает политические интересы людей, разбросанных по весьма широкому ареалу; новые участники появляются в распре благодаря заключению разнообразных политических союзов, известных под термином "дружба" (дисл. vinfengi). И Хельги Кошки, и Гейтир зависят от своих "друзей", а кто из них выйдет победителем – зависит от того, насколько хорошо они проявят Себя в поиске новых "друзей" и в поддержке старых. Поддержка "друзей" дает Гейтиру и Хельги Кошки, которые поначалу и сами были друзьями – и в кавычках, и без, – возможность приобрести дополнительные правовые и властные рычаги и с их помощью влиять на судебные решения.

Как и годи Арнкель из "Саги о людях с Песчаного берега", годи Хельги Кошки выигрывает почти все мелкие сражения по ходу конфликта, но проигрывает войну. Напротив, годи Гейтир, подобно Снорри Годи, представляет собой типичного исландского героя, которому в итоге не только удается победить заносчивого и высокомерного противника, но и выжить, сохранив свою власть и престиж в неприкосновенности. В таких рассказах самым подробным образом описываются политические поступки участников (отсюда можно делать вывод, что именно представляло основной интерес для рассказчика и его аудитории). На весах общественного мнения взвешиваются достоинства умеренности (hóf) и выгоды высокомерия и наглости (ójafnadr).

Хельги Кошки – человек весьма агрессивный, но очень старается не преступать закон. Хельги играет в нападении, а Гейтир – в защите; действия обоих хорошо просчитаны и демонстрируют присутствие духа, а также ясное понимание правил исландской политической игры, которые они должны соблюдать. Хельги Кошки, однако, в какой-то момент теряет контроль над собой и идет на поводу у своей природной наглости. Практически добившись победы над Гейтиром, то есть лишив его львиной доли престижа и уважения в округе, Хельги Кошки оставляет умеренность и начинает вести себя настолько нагло и высокомерно, что и годи, и бонды как из Восточных фьордов, так и из других регионов Исландии переходят на сторону Гейтира. Предприятие Хельги Кошки проваливается, а сам он гибнет – и в значительной мере причиной этому его неадекватное поведение по отношению к своим "друзьям" – союзникам, среди которых как обычные землевладельцы, так и годи. Гейтир же демонстрирует политическую мудрость, уважая права и выгоду своих "друзей" – союзников, и выстроенная им сеть связей спасает его от поражения в суде.

И Гейтир, и Хельги Кошки показывают себя талантливыми лидерами, но их подходы к решению политических задач кардинально отличаются. Хельги Кошки, человек сильный и хорошо владеющий оружием, бесстрашен и потому с легкостью идет на риск. В первой главе саги о нем сказано так:

Хельги был широк в плечах и крепко сбит, он был хорош собой и силен, видно было, что из него выйдет достойный муж. Ребенком он был неразговорчив, а когда подрос, стал своеволен и желал, чтобы все ему подчинялись; был он человек находчивый и упрямый, но капризный и непостоянный.

Гейтир, напротив, не отличается боевитостью, а с возрастом стал "очень мудрым человеком" (глава 3). Хельги Кошки, поссорившись с Гейтиром и начав распрю, тем не менее сознает разницу между собой и своим противником и так говорит о Гейтире в главе 10/8: "Да ведь так всегда и бывало, что из нас двоих Гейтир был умнее, хотя и проигрывал в тяжбах, так как ему не хватало людей".

Мы видим годи двух разных типов и два разных подхода к ведению дел. Против Хельги Кошки, как и против Арнкеля, выступать очень опасно, а сами они нападают на своих противников с открытым забралом. Гейтир же, подобно Снорри Годи, "окапывается", следя за развитием ситуации, и не выступает против агрессора, пока не убеждается, что как среди местных бондов, так и среди годи из других округ установился консенсус и все эти люди пришли к выводу, что дело зашло слишком далеко и агрессора нужно остановить. Такой лидер, как Гейтир или Снорри Годи, умеет извлечь выгоду из высокомерного поведения своего противника, но действовать ему следует очень аккуратно. Уйдя в глубокую оборону, он должен в течение долгого времени хранить самообладание и терпеливо ждать, пока агрессор не ослепнет от самоуверенности и не переступит границы дозволенного. Лидер вроде Гейтира играет на страхе землевладельцев, чьим землям и жизни угрожает агрессор. По ходу распри, разумеется кое-кто из людей осторожного лидера обязательно струсит и перейдет на сторону противника, но зато те, кто останется, будут самыми верными союзниками. Так происходит и в случае Снорри Годи, и в случае Гейтира. Эти верные соратники-тинговые хорошо понимают, в чем заключается их личный, корыстный интерес и, точно так же как их годи, опасаются роста власти агрессивного противника-соседа. Они понимают, что сверхконцентрация власти и богатства в руках единственного местного годи ставит под угрозу их права и свободы как землевладельцев. Стало быть, в их интересах выступить против него и тем самым вернуть положение вещей в округе к равновесию.

События в саге развиваются сообразно тому, где в тот или иной момент сталкиваются интересы двух годи, и поэтому наше изложение также привязано к саговому сюжету. Впервые друзья ссорятся из-за товаров одного норвежского купца; далее они оказываются по разные стороны баррикад, когда Хельги Кошки пытается засудить партнера этого норвежца, исландца по имени Торлейв; в третьем эпизоде предметом спора служит приданое женщины по имени Халла, жены Хельги Кошки и сестры Гейтира; в четвертом годи выступают представителями противных сторон, спорящих из-за земли; в пятом Хельги Кошки пытается деньгами переманить к себе одного из тинговых Гейтира; и, наконец, в шестом Хельги Кошки нарушает уговор о "дружбе", заключенный им с Гудмундом Могучим, чрезвычайно влиятельным человеком, годи из северной четверти. Отношения Хельги Кошки и Гейтира с Гудмундом Могучим играют ключевую роль в их распре.

В отличие от распри между Арнкелем и Снорри Годи, где предметом споров был контроль над участками земли, распря между Хельги Кошки и Гейтиром развивается как конфликт из-за контроля над людьми, особенно людьми, связанными с обоими годи отношениями "дружбы". В этом также проявится разность складов личности Хельги Кошки и Гейтира. Контраст ярче всего виден в том, что Хельги относится к завоеванным престижу и власти легкомысленно. Он демонстрирует патологическую – в итоге самоубийственную – страсть к мщению за оскорбления, как реальные, так и (чаще) воображаемые. Поэтому распря между двумя годи по ходу своего развития затрагивает интересы все большего числа сторонних людей.

Спор о наследстве чужеземца

Первая ссора между Хельги Кошки и Гейтиром происходит из-за богатого норвежского купца по имени Хравн. Он прибывает в Оружейников фьорд на корабле, которым владеет совместно с исландцем Торлейвом Крещеным. Торлейв живет в южной части региона, в Полосатиковом фьорде (дисл. Reyðarfjǫr), на удаленном хуторе; он, как и хутор Гейтира в Оружейниковом фьорде, называется Крестовый залив. На зиму Хравн едет жить к Гейтиру. Сага не обвиняет друзей прямо, но из ее умолчаний как будто следует, что Хельги Кошки и Гейтир замышляют убить Хравна из-за его имущества, на которое, как не таясь сообщает нам рассказчик, оба положили завистливый глаз.

Кроме собственно привезенных на продажу товаров, которые норвежец складирует у Гейтира на хуторе, у гостя есть вещи и поценнее. Он никуда не выходит, не надев на руку золотое обручье и не взяв под мышку сундучок, доверху, как судачат в округе, набитый золотом и серебром. Хравн прижимист и ведет свои торговые дела круто, и за это местные его сильно невзлюбили. В такой ситуации он оказывается фактически беззащитным – ведь у него нет ни исландских родичей, ни иных союзников, связанных с ним узами совместного воспитания или побратимства. Не проходит много времени, как на зимнем пиру Хравна находят убитым близ хуторских построек, а обручье и сундучок бесследно исчезают. Никто не берет на себя за это ответственности, а местные годи не выказывают большого желания искать убийцу и вести тяжбу. Поскольку исландских наследников у Хравна нет, а товары его лежат в клети на хуторе у Гейтира, он и Хельги Кошки решают поделить их пополам Однако делать это немедленно они не хотят, рассчитывая оформить свои права публично на весеннем тинге.

Но между друзьями уже пробежала кошка. Оба знают какую-то тайну, связанную с убийством норвежца, и оба недовольны тем, что пропали его сокровища. Хельги Кошки намекает, что Гейтир прикарманил сундучок, а Гейтир, в свою очередь, – что Хельги Кошки прибрал к рукам обручье. Одновременно в деле намечается неожиданный поворот. Гейтир и Хельги забыли о партнере Хравна, Торлейве Крещеном, который решает, что товары должны получить норвежские наследники его товарища. Торлейв показан в саге как необычайно честный и смелый человек, и делаются туманные намеки, что дело тут в его вере2. События саги происходят до принятия в Исландии христианства, но дошедший до нас текст записан много веков спустя; возможно, рассказчик известной нам версии саги решил таким образом выразить свое неодобрительное отношение к нехристианским ценностям.

Торлейв дожидается, пока оба годи не уедут на весенний тинг в Южной долине, а там отправляется к Гейтиру на хутор, взламывает клеть, забирает товары Хравна, грузит их к себе на корабль и отходит от берега, ожидая попутного ветра, чтобы отправиться в Норвегию. Вернувшись с тинга, годи обнаруживают пропажу. В их распоряжении есть лишь небольшие лодки, но, несмотря на это, Хельги Кошки предлагает немедленно напасть на Торлейвов корабль. Гейтир, однако, считает такую атаку опасной и предлагает подождать – вдруг поднимется противный ветер и корабль прибьет к берегу? Они так и делают, но ветер поднимается попутный, и Торлейв уходит от них в открытое море. Хельги Кошки приходит в ярость и обвиняет в неудаче предприятия Гейтира. Уровень доверия между друзьями падает, и отношения охлаждаются. Тем временем, оказавшись в Норвегии, Торлейв возвращает товары наследникам Хравна, тем самым лишая Гейтира и Хельги возможности обвинить его в краже имущества.

Хельги Кошки мстит Торлейву

Когда Торлейв возвращается в Исландию, Хельги Кошки решает ему отомстить. Мотив у него один – ненависть и злоба, чистые и беспримесные, так как никакой материальной выгоды он из этого извлечь не может. Однако оснований для тяжбы против Торлейва у него нет, и Хельги терпеливо ждет удобного случая. Перспективы мести в любом случае туманные, так как хутор Торлейва, Крестовый залив, находится не в Оружейниковом фьорде, где живут Хельги Кошки и Гейтир, а в далеком Полосатиковом фьорде3. Кроме того, Торлейв человек миролюбивый, и особых врагов у него нет. Если Хельги Кошки хочет чего-нибудь добиться, ему нужно предпринимать целую экспедицию. Ему удается все же запустить дело благодаря знанию исландской правовой системы и правил распри.

Торлейв находится в несравненно более безопасном положении, чем незадачливый чужеземец Хравн. Он – свободный землевладелец-бонд, а стало быть, обладает всеми сопутствующими правами. Хельги Кошки, конечно, может его запросто убить, но в таком случае против него сразу же возникнет союз, ведь у него не было никакого повода убивать Торлейва, и кто знает, во что ему станет защита на местном тинге и на альтинге и сумеет ли он выпутаться из такой ситуации. Если дело будут вести знатоки права, он как минимум понесет значительный ущерб, а может, и вообще окажется объявлен вне закона, как его сосед по четверти Хравнкель годи Фрейра из одноименной саги.

Несмотря на свой непримиримый характер, высокомерие и наглость, Хельги Кошки облекает личное желание мести в социально приемлемые формы. Вознамерившись оставаться в рамках закона, Хельги ждет возможности поймать Торлейва в капкан. Такая возможность вскоре предоставляется. У Хельги Кошки есть родственница по имени Стейнвёр, которой полагается собирать налоги на местное капище, – сага называет ее "капищной священницей" (дисл. hofgyðja). Она жалуется своему родичу Хельги на Торлейва – тот, христианин этакий, не желает платить налог на языческое капище. Хельги Кошки видит шанс вчинить Торлейву тяжбу о неуплате налога – если он выиграет дело, Торлейву будет причинен ущерб – и предпринимает серию хитроумных политико-правовых шагов. Сага сообщает в этой связи массу подробностей, позволяя нам рассмотреть юридическую тактику исландской тяжбы в деталях.

Для полного понимания происходящих в саге на этой стадии событий нам не хватает одного обстоятельства. Сага умалчивает о том, чьим тинговым был Торлейв. Исландский историк Йон Йоханнессон, издатель и комментатор "Саги о людях из Оружейникова фьорда" в серии Íslenzk fornrit4, предполагает, что Торлейв был как раз тинговым Стейнвёр. Как мы уже говорили, в те времена женщина могла унаследовать годорд, хотя и не имела права исполнять обязанности годи и должна была назначить мужчину, который бы делал это от ее имени; второй элемент в титуле Стейнвёр, – gydja, можно рассматривать как женский род от godi, то есть можно предположить, что рассказчик назвал ее "женщиной-годи". Информация о том, чьим тинговым был Торлейв, опущена – видимо, рассказчик полагал, что аудитория и без него все знает о Торлейве, который известен из ряда других источников, в частности из "Пряди о христианстве" (дисл. Kristni tháttr), входящей в состав "Величайшей саги об Олаве сыне Трюггви" (дисл. Óláfs saga Tryggvasonar en mesta5).

Итак, Хельги Кошки первым делом принимает у Стейнвёр тяжбу против Торлейва, а затем решает, что ему необходимо заключить союз с каким-нибудь бондом, который живет поблизости от Торлейва. Поэтому он отправляется в долину Озерной реки (дисл. (*Lagar-) Fljótsdalr) в гости к Кетилю Толстому (дисл. Digr-Ketill), который был "отличный муж, на вид боевитый" (глава 7/5). Кетиль не ждал Хельги, но встреча политически выгодна обоим. Кровным родством либо свойством они не связаны и даже почти не знакомы, но вскоре договариваются о "дружбе". Заключив договор, Хельги Кошки немедленно переходит к делу и требует, чтобы Кетиль в качестве его партнера вызвал Торлейва на суд по делу о неуплате налога на капище. Хельги Кошки замышляет вот что: он думает, Торлейв, получив вызов на суд от Кетиля, не догадается, кто за ним стоит, и решит, что имеет дело с таким же бондом, как он сам. А когда дело дойдет до суда, против него выступит сам Хельги – и застанет Торлейва врасплох, ведь тот не будет готов к сражению в суде с воинственным годи и его многочисленными тинговыми.

Но первым, кого Хельги Кошки застал врасплох, оказался сам Кетиль, и тот совсем этому не обрадовался. Кетиль не скрывает своего недовольства, но соглашается на первый раз выполнить уговор: "Не стал бы я называть тебя своим другом, коли бы знал, о чем ты намерен меня просить, потому что Торлейв человек хороший и все его любят [дисл. maðr vinsæll]; но для начала я не отвечу тебе отказом" (глава 7/5). Кетиль затем собирает людей и едет в Полосатиковый фьорд. Участвовать в заговоре Хельги Кошки он не хочет, поэтому сначала пытается уговорить Торлейва заплатить налог на капище по доброй воле. Торлейв наотрез отказывается, и Кетиль вызывает его в суд, вероятно – на весенний тинг жителей округи долины Озерной реки.

Вызвав Торлейва в суд, Кетиль пытается уехать, но поднимается буря, и ему приходится повернуть обратно и заночевать у Торлейва. Несколько дней он и его люди проводят у Торлейва в гостях. Погода улучшается, и, покидая Торлейва, Кетиль обещает ему свою "дружбу" и говорит, что тяжба против него провалится на тинге. Торлейв отвечает: "Я очень ценю твою дружбу, но что до тяжбы, так я не тревожусь о том, провалится она или нет; я взываю к тому, кто ни за что не допустит, чтобы я платил по этому делу".

Хельги Кошки прибывает на тинг с большим числом людей, но Кетиль выполнил данное Торлейву обещание, и дело против него проваливается. Узнав, что его планы расстроились, Хельги Кошки обвиняет Кетиля в обмане и говорит, что их "дружбе конец" Рассказчику остается лишь добавить: "Оказалось, что к Торлейву теперь не подобраться, и о нем больше не будет речи в этой саге".

Повстречавшись вскоре после тинга с Гейтиром, Хельги Кошки обвиняет его в своем поражении. Ниоткуда не следует, что Гейтир был как-либо связан с провалом дела против Торлейва, но ненависть застит Хельги Кошки глаза. К этому моменту ссора между бывшими друзьями переросла в настоящий конфликт, а вскоре станет и распрей.

Борьба за возврат приданого

В истории с Торлейвом Хельги Кошки воздержался от немедленного перехода к насилию, воздержался он от этого и теперь, обратившись против Гейтира. Он действует осторожно, и из саги видно, что двигала Хельги Кошки не только ненависть к Гейтиру, но и желание извлечь политическую выгоду. С этой целью Хельги Кошки пользуется возможностями правовой системы на каждом шагу. Он хватается за любой иск, каким бы ничтожным он ни был, и использует его, чтобы подавить врага превосходящими силами. Решив, однако, уничтожить Гейтира, Хельги Кошки, подобно годи Арнкелю из "Саги о людях с Песчаного берега", бросает тем самым вызов системе и традиции консенсусного управления. Если Гейтир будет устранен и утратит власть, то Хельги Кошки станет править в округе единолично, а там, глядишь, и попробует изменить нетерриториальную природу годордов и исландского лидерства в целом. Эта ситуация ставит под угрозу права свободных землевладельцев в округе Хельги, но косвенно она угрожает и годи других округ и четвертей.

Новый повод для ссоры между Хельги Кошки и Гейтиром возникает в связи с приданым Халлы. Права на него есть у обоих – Халла замужем за Хельги, а Гейтиру приходится сестрой. Халла уже давно болела, и ее здоровье сильно пошатнулось; она великодушно разрешает мужу взять себе другую женщину в хозяйки дома, тот же, не думая долго, немедленно обручается с известной в округе молодой вдовой, чем унижает жену. Халлу в округе очень любят, и поступок Хельги Кошки единогласно осуждается.

Сначала Хельги Кошки убедил Халлу остаться в Капище, пока туда не переедет его новая жена, но об этом узнают Гейтир с братом и посылают за Халлой людей забрать ее в Крестовый залив. В связи с этим разводом возникает ряд вопросов. Халла имеет право забрать у Хельги свою долю имущества – не только приданое, но и причитающиеся ей доходы, накопленные за годы брака. Хельги Кошки, однако, делиться не намерен. Он действительно очень хитер, потому что его план – попросту игнорировать факт развода с Халлой до ее смерти и притворяться, будто никакого развода и не было (а значит, нет и повода к разделу имущества). Когда Халла собирала свои личные вещи, "Хельги стоял снаружи у дверей и вел себя так, будто и не знал, что Халла уезжает прочь" (глава 8/6).

Гейтир совершает ряд попыток получить денежное возмещение за имущество сестры, но они оканчиваются неудачей. Сначала, в момент отъезда Халлы, Хельги Кошки отказывается выдать Гейтиру ее имущество на том основании, что якобы надеется, что она еще вернется в Капище. Гейтир уезжает, недовольный беседой, и через полгода снова требует от Хельги уплаты суммы, равной стоимости имущества Халлы, оставшегося на хуторе, но тот ему снова отказывает. Гейтир рассматривает это уже как тяжкое оскорбление; договариваться тут не о чем, и Гейтир вызывает Хельги в суд.

Хельги Кошки и тут показывает, что может с Гейтиром не считаться. Его подход прост: если дело дойдет до суда, он рискует потерять земли, находящиеся у него в собственности, ведь у Гейтира на руках очень серьезный иск. Стало быть, Хельги Кошки нужно не дать Гейтиру выступить в суде. Весной оба годи отправляются на тинг, и на стороне Гейтира самые умные и лучшие люди, зато сторонники Хельги Кошки превосходят их численностью. Хельги Кошки не дает Гейтиру пройти к месту, где происходит суд, и дело проваливается, поскольку не было рассмотрено6. Гейтир тогда подает иск на альтинг в суд восточной четверти, но там на помощь Хельги Кошки приходит Гудмунд Могучий, и дело Гейтира снова не доходит до рассмотрения, так как Хельги Кошки вчиняет ему встречный иск. Так две попытки решить дело в суде не увенчались успехом, и, легко догадаться, отношения между противниками не улучшились.

Спор из-за имущества Халлы куда серьезнее, чем все предыдущие споры двух годи. Приданое представляло собой и фамильные ценности, и сельскохозяйственные орудия, и скот, и землю, и собственно деньги. В социальном контексте приданое, выделяемое родом женщине, имело ценность куда как превосходящую его денежную стоимость – его возврат или невозврат влиял на возможности рода самостоятельно решать свою судьбу, быть независимым. Хельги Кошки хорошо понимает это обстоятельство и именно поэтому выбирает вопрос о приданом Халлы как пробный шар – удастся ему унизить и поставить на колени своего противника, не дав ему рассмотреть это дело в суде, или нет. Ему это удается, и в глазах общества отказ Хельги Кошки решить вопрос согласно традиции, то есть назначив представителей и заключив мировую, безошибочно воспринимается как знак: Хельги вознамерился лишить Гейтира звания годи и власти в округе, дабы подчинить весь регион себе одному.

Раздоры из-за леса

Победив Гейтира в деле о приданом его сестры, Хельги Кошки решает теперь уничтожить авторитет Гейтира и пошатнуть его положение как лидера местных бондов. Возможность сделать это появляется у него в связи со спором двух соседей-бондов, Торда с Междуречья из Южной долины и Тормода сына Стейнбьёрна, тингового Гейтира, об одном лесе, которым они владеют совместно. Хельги Кошки сначала выкупает у Торда его долю, а затем превращает жизнь Тормода в ад, и когда тот с группой других тинговых Гейтира приезжает в Капище вызвать Торда в суд за незаконную порубку, попросту убивает его вместе с несколькими провожатыми7. На этом Хельги Кошки не останавливается и, когда Гейтир отправляется к нему забрать тела своих тинговых и похоронить их каждого на своей земле, публично унижает его, отказавшись выдать погибших. Гейтир не может избежать здесь потери лица, и в итоге ему приходится прибегнуть к хитрости, дабы забрать тела. Хельги Кошки и этого мало – он отказывается выплатить виру за убитых.

Совершенные Хельги убийства и последовавшие за ними оскорбления, как и отказ платить виру, превратили небольшое разногласие между друзьями в смертельную схватку за власть в регионе. С точки зрения исландского общества той эпохи, ссора переросла в распрю с кровной местью, в которой замешаны не только двое годи как частные лица, но и их тинговые.

Борьба за верность тинговых

В следующем эпизоде саги в Исландию возвращается Торарин сын Эгиля, приплывший в Оружейников фьорд на своем корабле. Здесь читателю саги следует припомнить данную в ее начале генеалогическую информацию. Важно не только то, что Торарин один из самых многообещающих людей в округе, из молодого поколения и из тинговых Гейтира, но и то, что его отец, Эгиль из Дворов Эгиля, приходится братом Тормоду из Южной долины, – тому самому Тормоду, которого Хельги Кошки убил в ходе борьбы за лес на хуторе Междуречье и за чье убийство не заплатил виры. Наконец, на Халльфрид, сестре Торарина, женат Торкель, сын Гейтира.

Хельги Кошки узнает о прибытии Торарина и обращает взор в его сторону. Если Хельги удастся заключить с купцом Торарином "дружбу", то он со временем сумеет переманить на свою сторону и его родичей, тинговых Гейтира. Такое предательство будет, скорее всего, означать конец Гейтира, ибо Торарин и его семья – из лучших людей, что у него есть. Рассказчик, излагая события, сопутствовавшие борьбе за верность Торарина (глава 13/11), показывает, как сказалась война между двумя годи на настроениях местного общества:

Хельги Кошки приехал к кораблю и пригласил Торарина и его людей к себе, да и других людей с того же корабля, каких он захочет взять с собой. Торарин ответил, что, скорее всего, согласится. Хельги Кошки уехал к себе домой и сказал, что ожидает к себе в гости Торарина корабельщика. К кораблю приехал и Гейтир, нашел Торарина и спрашивает его, уж не собрался ли тот ехать в Капище. Тот ответил, мол, об этом были разговоры, но он еще не решил. Гейтир сказал, что ему разумнее поехать в Крестовый залив, "потому что, думаю я, немногим моим людям будет хорошо житься у Хельги". Сошлись в конце концов на том, что Торарин поехал в Крестовый залив. Об этом узнает Хельги Кошки, и едет тут же к кораблю с оседланными лошадьми, и думает все же залучить Торарина к себе. Торарин говорит, что решил поступить иначе.

– Я тебе докажу, – сказал Хельги Кошки, – что пригласил тебя без обмана, потому что я хочу, чтобы между нами был полный мир, хотя бы ты и поехал туда [т. е. к Гейтиру].

Через день Хельги снова приехал к кораблю и подарил Торарину в знак дружбы пять племенных жеребцов, и все они были светло-желтой масти. Тут за Торарином заезжает Гейтир и спрашивает, уж не от Хельги ли Кошки он получил жеребцов. Тот ответил, что так оно и есть.

– Я тебе посоветую, – говорит Гейтир, – вернуть их хозяину.

Тот так и сделал, и Хельги Кошки взял жеребцов обратно. Торарин жил ту зиму у Гейтира, а на следующее лето уплыл из страны.

Действия Хельги Кошки все еще находятся в рамках закона, но видно, на какие чрезвычайные траты он готов пойти, только бы заполучить "дружбу" Торарина. Побеждает, однако, Гейтир, демонстрируя тем самым силу мудрости и умеренности. Торарин в итоге едет зимовать к нему.

Хельги Кошки нарушает уговор и обманывает "друга"

Начав с рассказа о смерти чужеземца, сага скрупулезно отслеживает развитие конфликта между двумя годи, разрастающегося сначала до столкновений между землевладельцами, а затем уже угрожающего хрупкому равновесию в регионе и даже в стране, поскольку он затрагивает самые основы отношений годи и бондов. На этой стадии конфликт начинает беспокоить исландское общество в целом, так что и местные землевладельцы, и влиятельные люди из других регионов задумываются, на чью сторону встать.

По тону саги мы можем заключить, что проблема Хельги Кошки заключается не столько в его алчности как таковой, сколько в способах, какими он привык ее удовлетворять. По ходу распри он постепенно забывает, что в отношениях "дружбы" очень важна взаимность. Нарушения этого неписаного правила свидетельствуют о его наглости и высокомерии, и в итоге Хельги Кошки собственными поступками превращает "друзей" во врагов. Доходит до того, что на альтинге (глава 12/10) Хельги отказывается выполнять свою часть уговора с "другом", Гудмундом Могучим:

Как-то раз летом вышло так, что у Хельги Кошки оказалось мало людей на альтинге и он попросил поддержки у Гудмунда Могучего. Тот ответил, что вовсе не обязан оказывать Хельги поддержку всякий раз, как тот ее просит, и портить отношения [дисл. ó-vinsæla sik] с другими важными людьми, так что пусть теперь Хельги ему заплатит. Договорились они о том, что Гудмунд пообещал Хельги поддержку, а Хельги должен был заплатить Гудмунду полсотни серебром; а когда дошло до суда, все тяжбы Хельги разрешились в его пользу. После этого Гудмунд с людьми идет к землянке Хельги и требует платы; а Хельги Кошки отвечает, что ему сейчас нечем заплатить и что он не видит, почему это он должен платить Гудмунду деньги, раз они друзья и во всем заодно. Гудмунд говорит:

– Плохи же твои дела, – говорит он, – тебе от других всегда нужна помощь, но сам ты никогда не платишь, даже когда поклялся; что же до дружбы с тобой, то я не вижу от нее особенного проку; не буду я требовать от тебя обещанных тобой денег, но с этих пор никогда не стану поддерживать тебя.

На том они и расстались, и дружбе их пришел конец. Об этом узнал Гейтир; отправляется он к Гудмунду Могучему и просит его принять от него деньги и заключить с ним дружбу. Гудмунд не захотел брать его деньги и сказал, что пока еще не настолько потерял к себе уважение, чтобы оказывать поддержку людям, которые во всякой тяжбе с Хельги довольствуются долей проигравшего.

Важно понимать, что хотя Гейтир и не склонен к высокомерию и насилию, как Хельги Кошки, он ничуть не стесняется, как и Хельги, использовать любые возможности для увеличения своего богатства и славы. Ниоткуда не следует, что Гейтир испытывал по поводу убийства норвежца угрызения совести, напротив, сага наглядно показывает нам его алчность, такую же, как и у Хельги. Разница между бывшими друзьями – в подходе к лидерству, и тут Гейтир избегает силового давления. Аналогичным образом он не готов рисковать жизнью по любому поводу, легальному или не очень, как это делает Хельги Кошки. Сила Гейтира – в его умении пользоваться защитными механизмами правовой системы. Каждый из годи на свой манер идет по краю, испытывая границы социально допустимого. Их борьба ярко показывает недостатки и риски, связанные с избранными ими стратегиями в распре.

Агрессивно ведя себя в распре с Гейтиром, Хельги Кошки вынуждает местных бондов разделиться на два лагеря. Многие тинговые Гейтира покидают его, поддавшись на уговоры или уступив угрозам противной стороны. Те, кто остался с Гейтиром, оказываются в незавидном положении. Подобно союзникам Снорри Годи, сыновьям Торбранда из "Саги о людях с Песчаного берега", они стоят перед выбором – или им удастся заставить своего годи перейти к решительным действиям, или же им придется оставить его и заключить союз с кем-то другим.

Гейтир находит новых "друзей"

Вернувшись из очередной торговой поездки, Торарин сын Эгиля узнает, что Гейтир струсил и переехал с хутора Крестовый залив в удаленную и недоступную Красивую долину8, подальше от Хельги Кошки. Его новый хутор расположен на берегу фьорда и окружен высокими, крутыми горами. Попасть туда можно либо с моря, либо по единственной дороге вниз с гор. Какой бы путь ни выбрали нападающие, их приближение не останется незамеченным, следовательно, застать Гейтира врасплох невозможно. Гейтир, гарантировав свою безопасность, выжидает. Многие тинговые покинули его, и Оружейников фьорд почти целиком находится под пятой Хельги Кошки. Тинговые, оставшиеся верными Гейтиру, решают защитить свои права и имущество, заставив своего лидера действовать. От их лица Торарин сын Эгиля предъявляет Гейтиру в главе 13/11 следующий ультиматум:

Тогда все люди, которые должны были ездить с Гейтиром на тинг, посоветовались друг с другом и решили, что больше они не могут терпеть несправедливости [ójafnaðr] от Хельги Кошки; вот они едут к Гейтиру, и предводителем у них Торарин. Он сказал тогда:

– Сколько же еще будет так продолжаться, – говорит он, – что весь позор, который нам чинит Хельги Кошки, сходит ему с рук? Вот из-под тебя уходят люди, и все переходят к Хельги Кошки, и мы считаем, что, коли ты отказываешься выступать против Хельги Кошки, так ты, значит, трус и слабак; а меж тем ты из нас далеко не самый нерешительный, и воины твои не уступят тем, что у него. Так что мы тебе предоставляем на выбор: или ты возвращаешься домой в Крестовый залив, и больше никогда оттуда не сбежишь, и выступишь против Хельги Кошки, когда он в очередной раз попытается подвергнуть тебя бесчестью, или мы все продаем наши хутора и разъезжаемся кто прочь из страны, кто прочь из округи.

Тинговые Гейтира парни не промах, им достанет и смелости, и решимости напасть на агрессивного годи и убить его. Однако они совершенно не желают превращаться в трагических саговых героев вроде Гисли сына Кислого, который, как только была задета его честь, взял да и убил годи, не подумав о последствиях. Торарин и его товарищи, храня верность Гейтиру, хорошо понимают, что в суде на альтинге им несдобровать без помощи влиятельных людей, и поэтому они возлагают бремя действия на плечи своего предводителя Гейтира, которому настала пора перейти от защиты к нападению. Именно ему надлежит убить своего противника, ибо лишь он один сможет затем выйти на суде сухим из воды. Кроме того, нападение на Хельги Кошки должно быть неожиданным, иначе успеха не жди.

И Гейтир, и Снорри Годи демонстрируют свое величие тем, что, убив своих противников-годи, побеждают затем и в суде. Они оба умеют ждать. Оба умеют убедить товарищей-годи, что убийство было для их округи наилучшим выходом из сложившегося положения, ничего другого им попросту не оставалось. Какие именно политические маневры совершал до суда Снорри, мы не знаем – рассказчик "Саги о людях с Песчаного берега" об этом умалчивает, сообщая лишь, что Снорри и его тинговые выиграли на альтинге дело об убийстве Арнкеля. Зато "Сага о людях из Оружейникого фьорда" приподнимает завесу тайны над досудебными приготовлениями Гейтира. Перед тем как вернуться в Крестовый залив, Гейтир совершает поездку по северо-восточной части страны, имея в виду посетить влиятельных людей и прозондировать почву, то есть понять, будет ли у него поддержка на альтинге, когда и если он решится убить Хельги Кошки. Поездка Гейтира увенчалась успехом, и свидетельство тому – позиция Гудмунда Могучего с Подмаренничных полей. Поняв, что Гейтир перешел в наступление, Гудмунд соглашается поддержать его. На руку Гейтиру играет и сам Хельги Кошки, точнее, его высокомерие и наглость и полное отсутствие умеренности (дисл. hóf). В главе 14/12 читаем:

Вот Гейтир едет из дому на север, на хутор Перевал у Светлого озера, к Офейгу сыну Ярнгерд. [У Офейга] Гейтир встречается с Гудмундом Могучим, и они весь день проводят за беседой. Потом они расстаются, и Гейтир направляется в гости к Эльвиру Мудрому на Мошкарное озеро. Тот подробно расспрашивал его о Хельги Кошки, Гейтир же отзывался о нем хорошо, сказал, что он большой человек, никому ни в чем никогда не уступает и всегда добивается своего, чего бы то ни стоило, и все же по большей части он добрый малый.

– А разве он не считает, что другие ему не ровня и он волен делать со всеми что пожелает? – говорит Эльвир.

Гейтир отвечает:

– Да уж, пришлось мне изрядно натерпеться от Хельги и его высокомерия [ójafnaðr], ведь ему очень не нравится, что у меня над головой то же самое небо, что и над его собственной.

Эльвир ответил:

– И что же теперь? Неужели не остается ничего другого, кроме как и далее сносить от него все, что угодно? – сказал он.

– До сих пор у нас в округе иначе не бывало, – говорит Гейтир.

Вот они оставили этот разговор, и Гейтир едет домой, и зимой все спокойно.

Затем сага вкратце сообщает нам, чем кончилось дело. В основных ее рукописях в соответствующем месте имеется лакуна9, но читателю саг и так понятно, что произошло. Гейтир и его верные тинговые устраивают Хельги Кошки засаду, когда тот направляется на альтинг с небольшим числом провожатых, и убивают его. Последовавшая тяжба с Бьярни, сыном Хельги Кошки и племянником Гейтира, заканчивается благодаря помощи "друга" Гейтира Гудмунда Могучего заключением выгодной для ответчика мировой. Гейтир остается при своем годорде и выплачивает Бьярни хорошую виру, а кое-кто из его тинговых отправляется на три года в изгнание – небольшая цена за то, что округа избавилась от такого человека, как Хельги. Гейтир сохраняет свою власть в регионе и уважение бондов, и даже хорошие отношения со своим племянником Бьярни. Некоторое время спустя, поддавшись на подстрекательства мачехи, Бьярни убивает Гейтира, но искренне раскаивается в этом. Сын Гейтира Торкель много раз пытается отомстить Бьярни за отца, но безуспешно. Последняя их битва заканчивается тем, что у каждого гибнет четверо тинговых. После сражения Бьярни пытается помириться, и Торкель соглашается на это по совету своей жены. В итоге двоюродные братья заключают мировую, почетную для них обоих.

 

Как и "Сага о людях с Песчаного берега", "Сага о людях с Оружейникова фьорда" служит иллюстрацией процессов и механизмов перераспределения в Исландии эпохи викингов власти, земли и иных богатств. На примере этих саг мы хорошо видим, что власть в Исландии была функцией от умения пользоваться социальными связями – родственными, партнерскими, союзническими и так далее. Когда в руках одного лидера сосредоточивалось слишком много влияния, это вызывало сильнейшую озабоченность у его соседей по округе – куда большую, чем в средневековых континентальных обществах того же времени. В последних доминировали лидеры, контролировавшие те или иные территории, и там верность и власть были прочно связаны с тем, где расположены земельные владения того или иного человека. В исландском же обществе куда большее значение играли не вертикальные, а горизонтальные связи, и исландские землевладельцы имели куда большую свободу выбора стратегии поведения. Основные причины этого, повторим еще раз: нетерриториальная природа власти, когда борьба за нее не привязана к конкретному региону, и традиция принятия решений на основе консенсуса. "Сага о людях с Песчаного берега" и "Сага о людях с Оружейникова фьорда" показывают, что на исландском землевладельце-бонде лежала обязанность самостоятельно выбирать курс действий в ситуации, когда на его права посягал агрессивный сосед (ójafnaðarmaðr).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Перевод А. Корсуна.

2. О Торлейве Крещеном и роли веры в его поведении см. [Walter 1956: 44-50], а также [Berger 1978-1979: 72-75], где этот же эпизод саги рассматривается с точки зрения права.

3. В наши дни дорога на автомобиле из Оружейникова фьорда в Полосатиков занимает минимум три часа и предполагает штурм нескольких перевалов. (Прим. перев.)

4. [ÍF-11: 33, подстраничное примечание 1].

5. Величайшей в смысле объема – составитель этого компилятивного текста объединил в нем всевозможные источники, касающиеся Олава сына Трюггви и времен его правления. (Прим. перев.)

6. Похожая ситуация имеет место в главе 11 "Саги о Хравнкеле годи Фрейра", когда Хравнкелю не удалось подойти к месту суда – так много людей было у его противников – и суд, не имея возможности заслушать защиту (за ее физическим отсутствием поблизости), объявил его вне закона. Разница в том, что Гейтир – истец, и его физический недопуск на суд означал, что дело попросту не рассматривалось. (Прим. перев.)

7. Подробнее этот инцидент рассмотрен в моей работе [Byock 1995а].

8. В текстах встречается как написание дисл. Fagradalr, так и Fagridalr, но исходное, видимо, первое.

9. Подробнее о лакуне см. примечания к переводу "Саги о людях из Оружейникова фьорда" в приложении 5 к настоящей книге. (Прим. перев.)