Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Рыбаков В. В. К вопросу о религии, обрядах и церкви в раннесредневековой Швеции: по "Деяниям первосвященников гамбургской церкви" Адама Бременского  

Источник: Средние века. Вып. 61. – М.: Наука, 2000


 

Письменные источники по истории ранней Швеции весьма малочисленны, поэтому те из них, которые все же имеются в распоряжении исследователей, приобретают особую ценность. Едва ли не самым информативным среди таковых является церковная история бременского каноника Адама, написанная в 70-х годах XI в.1 В центре внимания Адама – миссионерская деятельность Гамбург-Бременских архиепископов с эпохи Людовика Благочестивого до 1072 г., времени смерти патрона Адама архиепископа Адальберта, психологическому портрету и политической деятельности которого целиком посвящена третья книга "Деяний"2.

Главной задачей созданного в 831 г. Гамбург-Бременского архиепископства была христианизация поморских и полабских славян, Прибалтики и Северной Европы. В полном соответствии с этой задачей написана знаменитая четвертая книга сочинения Адама – "Описание северных островов"3. Она представляет собой своего рода программный документ проповеднической деятельности, "руководство миссионера". Именно непосредственным нуждам миссионера подчинен в "Описании" как принцип изложения, так и характер передаваемых сведений: собственно описательная часть – география и этнография – переплетается в нем с частью практической – указаниями на степень укорененности языческих культов и конкретные результаты (удачу или неудачу) деятельности первых проповедников.

Католические миссионеры, приходившие в языческие области, открывали для себя "новый мир... страны... до сих пор почти неизвестные"4, поэтому их внимание приковывали по преимуществу те черты общественного строя и культуры новообращенных народов, которые отличались от норм, сложившихся в германских землях. Этот интерес и упомянутые практические потребности и являлись двумя важнейшими факторами, побудившими Адама Бременского создать свое "Описание", в котором он, в частности, сообщает ряд сведений о языческих верованиях, существовавших у свеев и ётов – племенных общностей, составивших впоследствии основу шведской народности.

Самым ценным из этих известий представляется описание культового центра Свеаланда – храмового комплекса в Старой Упсале, которое содержится в 26 и 27-й главах четвертой книги "Деяний". Это описание было опубликовано на русском языке еще крупным отечественным скандинавистом М. И. Стеблин-Каменским5, а сравнительно недавно перепечатано в книге Г. В. Глазыриной6. В нем Адам говорит о "знаменитом святилище"7 под названием Убсола, которое расположено недалеко от Сигтуны. Особые пышность и богатство языческого храма подчеркиваются тем, что он "весь украшен золотом"8, а по скатам крыши висит золотая цепь, "густо окрашивающая в золотой цвет всех входящих"9.

Подобно другим древнейшим культовым сооружениям (скажем, храму Хатшепсут в Деир-эль-Бахари), упсальское капище, во-первых, органично вписывается в ландшафт10 и, во-вторых, представляет собой не одиночную постройку, а целый комплекс священных объектов. Рядом с храмом растет раскидистое вечнозеленое дерево – это, с одной стороны, arbor mundi (мировое дерево), а с другой – что-то вроде "дерева Дианы", так как "никто не знает, какова природа этого дерева"11. Кроме того, по словам Адама, в Упсале бил некий священный источник, в который ввергали человека, дабы выяснить, благосклонны ли боги к своему народу: "если он не всплывает, то это обозначает, что желание народа осуществится"12. В этом языческом обычае прослеживается явная параллель с раннесредневековой традицией "Божьего суда", одним из видов которого, как мы знаем по варварским правдам, было бросание связанного подозреваемого в воду: если он тонул, то признавался невиновным, а если всплывал, его казнили.

Особый интерес среди объектов упсальского комплекса представляет священная роща. Упоминание о ней связано в "Деяниях" с описанием центрального момента культа свеев – всеобщего празднества, справлявшегося в Упсале. Прежде чем говорить о нем, следует сказать о трех языческих божествах, которым, согласно Адаму, поклонялись жители всей Швеции. В разных контекстах в его сочинении дважды говорится о Торе13 и Фрейре14 и только один раз об Одине15. Заслуживает внимания и та иерархия, в которой располагаются три идола внутри упсальского храма, так как она совершенно не соответствует традиционному представлению о главенстве Одина во всех древнегерманских пантеонах: "Самый могущественный из их богов – Тор восседает на престоле в середине парадного зала, с одной стороны от него стоит Водан16, с другой – Фриккон"17.

Распределение полномочий языческих божеств в описании Адама почти целиком вписывается в те традиционные рамки, которые диктуют нам древнеисландские памятники, за исключением все того же Водана-Одина: ему в "Деяниях" приписываются прежде всего функции бога войны, изображаемого в доспехах и "возбуждающего мужество в воинах, сражающихся с неприятелем"18. Адам также упоминает о том, что статуя Фрейра, стоявшая в упсальском храме, была снабжена огромным фаллосом. Наличие фаллического культа Фрейра в шведском язычестве подтверждается находкой небольшой фигурки этого бога с характерным признаком, сделанной в 1970-е годы в Сёдерманланде19. Кроме того, ссылаясь на "Житие Ансхария"20, Адам говорит, что свеи обожествляли некоторых своих королей, "даря им бессмертие за славные деяния"21. Как справедливо пишет С. Д. Ковалевский, это указание опровергает распространенную теорию о том, что скандинавы стали обожествлять людей лишь с активным наступлением христианства в их земли22.

Итак, по словам Адама Бременского, каждые девять лет в день весеннего равноденствия (т. е. 21 или 22 марта) в Упсале справлялось главное языческое празднество, собиравшее все население Швеции: "От участия в этом торжестве не освобождается никто. Цари и народы, вместе и поодиночке, все отсылают свои дары в Убсолу и, что ужаснее всего, те, кто уже принял христианство, вынуждены откупаться от участия в подобных церемониях"23. Самой важной чертой этого празднества, на наш взгляд, является не только его всеобщность, но и то, что оно не посвящено никакому конкретному божеству. Ведь Адам пишет, что в случае мора специальные языческие жрецы приносят жертвы Тору, в случае войны Одину, а если справляются свадьбы – Фрейру24. Главное же празднество – встреча "большого" года – не имеет своего божества, однако его ритуал25 (особенно в части развешивания животных на деревьях и совместных звериных и человеческих жертв) очень напоминает древние средиземноморские календарные культы умирающего и воскресающего бога (или зверя).

Очевидно, здесь католическим миссионерам-информаторам Адама удалось зафиксировать весьма древний культ, восходящий к значительно более глубоким мифологическим корням, чем религия Асов. Перед нами едва ли не в первозданном виде предстает свойственное (по Фрезеру) неземледельческим народам почитание умирающего и воскресающего зверя с утерей самого божества-тотема, мистическую связь с которым был изначально предназначен обеспечить описанный обряд.

Кроме сообщений о языческих верованиях предков современных шведов Адам Бременский дает исследователям также ценнейшие сведения о процессе христианизации Северной Европы. Этот "Беда северных стран", как называют его в шведской историографии26, приводит имена множества миссионеров, проповедовавших на территории Швеции. Христианство пришло в эту окраину Европы (подобно тому, как оно попало в Британию из Ирландии и с юга) сразу с двух сторон: из Германии и Англии. Два миссионерских потока активно соперничали между собой, и хотя в одном месте Адам говорит, что Гамбургская церковь стоит лишь за обращение язычников, а кто произведет его: выходцы из Германии или Англии – неважно27, в другом он пишет: "Можно сказать, что наши трудились, а англы встряли в их труды"28.

Самая первая христианская миссия в Швеции была основана Гамбург-Бременским архиепископом Ансхарием (831-865), который совершил два путешествия в город Бирку29, стоявший на озере Меларен, соответственно в 830 и 852 гг. Адам довольно подробно описывает эти поездки, целиком следуя в изложении фактов "Житию Ансхария", составленному в конце IX в. и приписываемому ученику Ансхария Римберту30, но приводя свою, более точную датировку31. Вслед за Ансхарием и, как свидетельствует смутное упоминание32, Римбертом, почти через сто лет Бирку посетил архиепископ Унни (917-936); там он умер и был похоронен33.

При следующем Гамбург-Бременском архиепископе, Адальдаге (936-988), в Швеции проповедовали епископы, назначенные в Данию (т. е. епископы Шлезвига, Рибе, Роскилле и Лунда), и такая практика продолжалась вплоть до середины XI в., когда на территории Швеции уже были свои епископства34: "Архиепископ Адальдаг назначил в Данию много епископов... однако трудно сказать, кого на какую кафедру... так как места для кафедр еще не были четко определены... и епископы могли проповедовать то здесь, то там. Так и сегодня поступают... в отношении Нордманнии35 и Сведии...36 Говорят, что в Свеонию Адальдагом был назначен Отенкар Старший. Он исполнял свою миссию с большим усердием... В Свеонии и Норвегии проповедовал также епископ Рипы37 Лиафдаг38.

Первым шведским королем, принявшим христианство, но затем, по образному выражению Адама, вновь "соскользнувшим в язычество"39, был представитель шведско-норвежской династии Инглингов, правившей в Свеонии (комплекс свейских областей), Эрик Сейерсель (ум. в 90-е годы X в.)40. Именно в это время (в последней четверти X в.) начинается активное проникновение в Норвегию и Швецию английских миссионеров, которое было связано с бурной деятельностью Кентерберийского архиепископства41. Адам Бременский упоминает четырех из них: Готебальда42, Сигфрида, Рудольфа и Бернарда43. Кроме того он отдельно рассказывает историю некоего Уолфреда, которая иллюстрирует весь процесс обращения в христианство языческой Швеции вплоть до середины XII в., продемонстрировавший стойкую приверженность скандинавов к язычеству: "Говорят, что движимый любовью к Богу в Сведию из Англии приехал некто Вольфред. Он начал... проповедовать язычникам слово Божие и, когда уже обратил многих в христианство, на одной сходке язычников стал предавать анафеме идола тамошнего племени по имени Тор. Схватив секиру, Вольфред разбил идола на куски, но за такую дерзость на него тут же обрушилась тысяча ударов, и достойная венца мученичества душа отлетела на небеса, а его растерзанное в результате долгих издевательств тело варвары бросили в болото"44.

Взаимоотношения двух потоков миссионеров не были слишком уж напряженными. Адам пишет о том, что архиепископ Унван (1013-1029) переманил ряд епископов, присланных из Англии, под свою власть и использовал их для организации шведской церкви45. Наличие этих двух потоков, однако, привело к неравномерной и асинхронной христианизации различных областей Швеции. Первая епископская кафедра была основана в племенном центре ётов г. Скаре, очевидно, в 50-е или 60-е годы XI в.46, к ней относилось также население Вермланда, обращенное Адальвардом Старшим47. Вторая кафедра находилась в свейском городе Сигтуне (Упланд), там первым епископом был поставлен Адальвард Младший, "взятый из бременского капитула и блиставший знанием книг и добродетельностью нрава"48, однако она периодически пустовала49. В наиболее же труднодоступных областях Швеции господствовали англичане50, которых Адам в одном месте противопоставляет "своим", указывая на греховные привычки первых и добродетели последних51.

В заключение скажем несколько слов о том, как относились находившиеся на первых ступенях цивилизации предки шведов к приезжавшим к ним христианским проповедникам. Новая религия с самого начала стала важным средством проведения своей политики для соперничавших королевских династий Упланда и Ёталанда. Особенно примечателен в этом отношении следующий эпизод, описываемый Адамом: "Говорят, что король Сведии Олаф проявлял большую любовь к вере. Он хотел обратить в христианство подвластные ему народы и приложил много усилий к тому, чтобы разрушить Убсолу – святилище ложных богов, находящееся в центре Свеонии. Опасаясь такого его намерения, язычники постановили на народном собрании, что если король хочет быть христианином, то пусть он возьмет по своему выбору лучшую область Сведии, оснует в ней церковь и введет христианство, но не станет силой заставлять никого из народа отказываться от почитания языческих богов, если, конечно, кто-нибудь добровольно не пожелает уверовать в Христа... Итак, король основал церковь Божию и епископскую кафедру в западной части Готии, рядом с землями данов, или нордманнов. Кафедра находилась в большом городе Скаране (г. Скара. – В. Р.)"52.

Приведенный пассаж демонстрирует, что представитель династии Инглингов Олов Шётконунг (990-е – 1022) пытался закрепить свое политическое господство посредством введения христианства, которое бы в таком случае ассоциировалось с именем его и его потомков. Неудача, постигшая Олафа, обнаружила укорененность старых языческих культов. Но всего интереснее не это, а то, что Олаф основывает кафедру в ётском центре Скаре, стремясь тем самым консолидировать Швецию и уничтожить племенную разобщенность различных областей, т. е. Адам фиксирует важнейший шаг в процессе образования шведского государства, которое, как и в других странах Западной Европы, поддерживалось утверждавшимся христианством.

Говоря о влиянии христианства на свеев и ётов нельзя не упомянуть о проблеме Осмунда Безголового, породившей большую дискуссию в литературе53. Дело в том, что в 14-й главе III книги Адам сообщает о некоем епископе Осмунде, который изгнал из Швеции посланников Гамбург-Бременского архиепископа. Кем был этот Осмунд – едва ли не самый трудный вопрос, встающий перед исследователем "Деяний" как источника по шведской истории. Дабы не затемнять его вдвойне, приведем сам текст Адама: "Умер благочестивый король Якоб54, и королевство унаследовал его нечестивый брат Эмунд (Гамуль), рожденный наложницей Олафа. Хотя Эмунд и был крещен, он мало радел о нашей вере, вместо чего завел у себя какого-то епископа-схизматика55 Осмунда, которому в свое время епископ нордманнов Сигафрид доверил преподавание в бременской школе. Позабыв оказанные ему благодеяния, Осмунд отправился в Рим, чтобы получить какое-нибудь назначение, но потерпел неудачу и начал скитаться в разных краях, таким лишь образом добившись, наконец, назначения у некоего епископа Полании56. Затем Осмунд прибыл в Сведию, где провозгласил себя утвержденным папой архиепископом тамошних земель. А когда наш архиепископ отправил своих посланников к королю Гамулю, то они обнаружили там этого бродягу Осмунда, который носил перед собой крест на манер архиепископа. Еще они узнали, что совсем недавно обращенных варваров уже развратила испорченная ветвь нашей веры. Испугавшись присутствия посланников нашего архиепископа, Осмунд, как обычно неправдами, убедил короля и народ изгнать их, как якобы не имеющих папского утверждения. Они же пошли оттуда, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие"57.

В литературе высказывается четыре главных мнения о том, кем был Осмунд. Первое из них заключается в том, что он был одним из епископов, которые прибыли в Швецию из Англии в первые десятилетия XI в. Это мнение основано на упоминании Осмунда в ряду английских епископов, признавших власть Гамбург-Бремена58, а также сообщении о его родственной связи с Сигфридом59. Согласно второму мнению, Осмунда следует идентифицировать со знаменитым шведским пысекателем рун Осмундом Карессоном, который предположительно был годи (т. е. верховным жрецом) Упсалы и пытался осуществить естественный переход от язычества к христианству, сохранив, однако, независимость от централизованной церкви. Третья версия заключается в том, что Осмунд был православным миссионером, пришедшим из Руси, и поэтому слово acephalus значит вовсе не "безголовый", а "схизматик" (сторонник церкви, отколовшейся в 1051 г. от церкви истинной). Кроме того, без этой трактовки невозможно понять ни смысл выражения "испорченная ветвь нашей веры", ни приписанную к 14-й главе III книги схолию, в которой говорится о том, что эта "ветвь" (doctrina) имела определенное распространение в самом Бремене. Наконец, согласно четвертому мнению, Осмунд был епископом из Польши, которая также имела свои интересы в Северной Европе, недаром ведь Осмунд получил утверждение именно в Польше.

Ни одна из существующих версий не объясняет образа Осмунда полностью. Если он не был католическим епископом, зачем ему искать утверждения папы; если был прислан из Польши, как ухитрился преподавать в Бременской школе; если прибыл из Англии, то что такое "испорченная ветвь нашей веры" (букв. "нездоровое учение нашей веры"); если Осмунд – знаменитый годи, то кто утвердил его епископом и почему он стал требовать папского утверждения у Адальварда, когда сам не имел такового. Несмотря на все эти загадки, ясно одно: уже в середине XI в. в Швеции существовало стремление обособиться в отдельное архиепископство, что гарантировало бы большую независимость как местной церкви, так и королевской власти (Осмунда поддерживает король)60.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Adami gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum ex recensione Lappenbergii. Hannovera: Impensis bibliopolii Hahmani. 1846. (Scriptores rerum germanicarum in usum scholarum ex Monumentis Germaniae historicis fecit Georgius Heinricus Pertz). (Далее: Gesta.)

2. Подробности о жизни Адама Бремеиского. содержании и судьбе его сочинения можно почерпнуть в классическом издании: Adami Bremensis gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum / Ed. B. Schmeidler // Scriptores rerum germanicarum in usum scholarum. Hannover; Leipzig. 1917. А также в ст.: Bolin S. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum // Kulturhistorisk leksikon for nordisk middelalder fra vikingetid til reformationstid. 1950. Bd. V. S. 283-289.

3. Descriptio insularum aquilonis.

4. Alter mundus... regna... adhuc fere incognita (Gesta. IV. 21).

5. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. М., 1979. С. 25-26.

6. Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996. С. 209-211.

7. Gesta. IV. 26: tempi um nobilissimum.

8. Ibid.: Totum ex auro parabim est.

9. Gesta. Scholia. (Далее: Sch.). 135: Late mtilans advenientibus.

10. "Это святилище расположено в равнинной местности, которая со всех сторон окружена горами наподобие театра" (ipsum delubrum in planitie situm montes in circuitu habeat positos ad instar theatri) (Ibid.).

11. Gesta. Sch. 134: Cuius illa generis sit, nemo scit. Почитание особенного по своей природе "дерева Дианы", как показал Дж. Фрезер в "Золотой ветви", связано с идеей вечного обновления. В нашем случае на нее указывает также упоминание того, что главное празднество в Упсале приурочивается к весеннему равноденствию (Gesta. Sch. 137), отмечаемому как наступление "большого" года (Gesta. IV. 27).

12. Gesta. Sch. 134: Qui dum non invenitur ratum erit votum populi.

13. Gesta. II. 60; IV. 26-27.

14. Gesta. IV. 9; IV. 26-27.

15. Gesta. IV. 26-27.

16. Адам употребляет тот вариант имени, который был в ходу у континентальных германцев (ср. также славянское Вотан), в то время как скандинавы называли верховного бога Одином.

17. Gesta. IV. 26: Potentissimus eonim Thor in medio solium habeat triclinio; hine et inde locum possident Wodan et Fricco. Фриккон соответствует Фрейру.

18. Ibid.: Homini ministrat virtutem contra inimicos.

19. См. об этом подробнее в работе: Hallencreutz С. F. Adam Bremensis and Sueonia; A Fresh Look at Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum. Uppsala. 1984 (Acta Umversitatis Upsaliensis. Skrifter rörande Uppsala universitet С. organisation och historia. 47). P. 9.

20. Vita sancti Anscarii // Monumenta Germaniae historica. Scriptorum Sectio. Leipzig. 1925. Т. II. S. 683-725.

21. Gesta. IV. 26: ...quos pro ingenabus factis immortalitate donant.

22. Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М., 1977.

23. Gesta. IV. 27: Ad quam videlicet sollempnitatem nulli praestatur immunitas. Reges et populi, omnes et singuli sua dona transmittunt ad Ubsolam, et quod omni poena crudelius est, illi qui iam induerunt christianitatem, ab illis se redimunt cerimoniis.

24. Gesta. IV. 27.

25. Ibid.: "Вот как происходит жертвоприношение. Из всей живности мужского пола приносится девять голов: считается, что их кровь умилостивит богов. Тела же этих животных развешиваются в близлежащей роще. Эта роща священна для свеонов, потому что, согласно поверью, благодаря смерти и разложению жертв ее деревья становятся божественными. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще висевшие вперемежку тела собак, лошадей и людей, общим числом 72" (Sacrificium itaque tale est. Ex omni animante, quod masculinum est, novem capita offeruntur, quorum sanguine deos placari mos est. Corpora autem suspenduntur in lucum, qui proximus est templo. Is enim lucus tam sacer est gentilibus, ut singulae arbores eius, ex morte vel tabo immolatorum divinae credantur. Ibi etiam canes et equi pendent cum hominibus, quorom corpora mixtim suspensa narravit mihi aliquis christianorum 72 vidisse).

26. См. швед. изд. "Деяний": Adam av Bremen. Historien om Hamburgstiftet och dess biskopar / Översätt av E. Svenberg. Kommenterad av C. F. Hallencreutz, K. Johansson, T. Nyberg och A. Piltz. Stockholm. 1984.

27. Gesta. II. 35.

28. Gesta. Sch. 142: Possumus hoc dicere. quod nostri laboraverunt, et Angli in labores eorum introierunt.

29. Латинизированная форма топонима Бьёркё (Björkö), который расшифровывается как "березовый остров".

30. Гамбург-Бременский архиепископ (865-888).

31. Gesta. I. 17-19, 23, 28.

32. Gesta. I. 42.

33. Gesta. I. 62-64.

34. История формирования шведской церковной организации вкратце такова: первая епископская кафедра была основана в 1013 г. в городе Скаре, к ней относились ётские земли и Вермланд; вторая кафедра появилась где-то в самом конце 1060-х или начале 1070-х (об ее истории Адам знает особенно много) в городе Сигтуне, к ней относилась большая часть свейских областей. Обе кафедры находились в подчинении Гамбург-Бременского архиепископства. К 1120-м годам в Швеции существовало уже шесть епископств, подчиненных основанному в 1104 г. лундскому архиепископству (Сконе, Дания). Это были общее епископство в Упсале и Сигтуне, кафедры в Скаре, Линчёпинге, Эскильстуне, Вестеросе и Векшё. Только к концу первой четверти XII столетия можно говорить о складывании на большей части территории Швеции деления на приходы, и лишь в 1164 г., как свидетельствует папская булла, был утвержден первый архиепископ Швеции в Упсале.

35. Норвегия.

36. Швеция.

37. Город Рибе, Дания.

38. Gesta. II. 23: Adaidagus igitur archiepiscopus ordinavit in Daniam plures episcopos... ad quam vero sedem specialiler intronizati sint, haud facile potuimus invenire. Aestimo. ea faciente causa, quod... nulli episcoporum adhuc certa sedes designate est verum... quisque... verbum Dei lam suis, quam alienis communitcr praedicare ccrtabant. Hoc hodieque... per Nordmanniam et Suediam facere videntur... Odinkarum seniorem ferunt ab Adaldago in Sueoniam ordinalum strennue in gentibus legationem suam perfecisse... Liafdagum Ripensem... dicunt... praedic as sein Sueonia vel Norvegia.

39. Gesta II. 36: ad paganismus relapsus.

40. Ibid.

41 См. об этом: Hallencreutz C. F. Op. cit. P. 22-27.

43 Gesta. Sch. 27.

42. Gesta. II. 55. Эти трое были приглашены создателем англо-датско-норвежской державы Кнутом Великим (1014-1035).

44. Gesta. II. 60: Sermo est quendam ab Anglia nomine Wolftedum, divini amoris instinetu Suediam ingressum. verbum Dei paganis... praedicasse. Qui dum sua praedicatione multos ad chrislianam fidem convertisset, ydolum gentis nomine Thor, stans in consilio paganorum coepit anathematizare; simulque arrepta bipenni simulacrum in frusta concidit. Et ille quidem pro Ulibus ausis statim mille vulneribus confossus. animam laurea dignam martyrti transmisit in coelum. Corpus eius barbari laniatum post multa ludibria mersemnt in paludem.

45. Gesta. II. 47.

46. Gesta. II. 56 (точнее "восстановлена после угасания" (см. примеч. 34)).

47. Gesta. IV. 23-24.

48. Ibid. 28: ...de Bremensi choro assumptum, virum litteris et morum probitate fulgentem.

49. Gesta. III. 70. Ср. обобщение Адама: "Адальвард Старший был назначен епископом в... Готию (ётские земли. – B. P.), Адальвард Младший в Сиктуну (г. Сигтуна. – B. P.) и Убсалу (г. Упсала. – B. P. ), Симона послали к скритефингам (саами. – В. Р.), а Иоанна на острова Балтийского моря". Gesta Sch. 94: Adalwardus senior... praefectus est Gothiae, iunior ad Sictunam et Ubsalam directus est, Symon ad Scritefingos, lohannes ad insulas Baltici maris destinatus est.

50. Gesta. II. 55.

51. Gesta. IV. 8.

52. Gesta. II. 56: Keligionis amore... Olaph in Suedia dicitur floruisse. Is subditos sibi populos ad christianitatem convertere volens, magno laboravit studio, ut templum ydolorum, quod in medio Sueoniae situm est, Ubsola destrueretur. Cuius intentionem pagani metuentes, placitum cum rege suo tale constituisse dicuntur, ut si ipse vellet esse Christianus, optimam Suediae regionem, quam vellet, suo iuri teneret, in qua ecclesiam et christianitatem constituens, nemini de populo vim recedendi a cultura deorum inferret, nisi qui sporne cuperct ad Christum converti. Huiusmodi rex placito gavisus, mox in occidental! Gothia, quae Danis proxima est vel Nortmannis, ecclesiam Deo sedemque fundavit episcopalem. Haec est civitas Scarane maxima.

53. Подробнее об этой дискуссии см.: Arne T. J. Biskop Osmund // Fornvännen. 1947. 42. P. 54-57; Beckman В. Biskop Osmund ännu en gång // Kyrkohistorisk årsskrift. 1970. P. 88-95; Thompson C. A. Swedish Runographer and a Haedless Bishop // Medeival Scandinavia. 1970. N 3. P. 50-62.

54. Шведский король Анунд Якоб (1022-1050).

55. Некоторые историки считают, что это слово следует переводить "безголовый".

56. Польша.

57. Деян. 5.41; Gesta. III. 14: Christianissimus rex Sueonum lacobus migravit e saeculo, et successit ei frater eius Emund [Gamul] pessimus. Nam iste a concubina Olaph natus erat, et cum baptizatus esset, non multa de nostra religione curavit, habuitque secum quendam episcopum nomine Osmund, acephalum, quem dudum Sigafridus. Nortmannorum episcopus, Bremae scolis docendum commendavit. Verum is postea benificiorum oblitus, pro ordinatione Romam accessit, indeque repulsus, per multa loca circuivit erroneus, et sic demum ordinari meruit a quodam Polaniae archiepiscopo. Tunc veniens in Suediam. iactavit se a papa consecratum in illas partes archiepiscopum. Sed cum noster archiepiscopus legatos suos ad Gamulan regem dirigeret, invenerunt ibi eundem girovagum Osmund, archiepiscopali more crucem prae se ferentem. Audierunt etiam, quod barbaros adhuc neophitos non sana fidei nostrae doctrina corruperit. Quorum ille praesentia territus, solitis populum regemque impulit dolis. ut legati repellerentur. quasi non habentes sygillum apostolici. Et illi quidem ibant gaudentes a conspectu consilii, quoniam digni habiti sunt pro nomine lesu contumeliam pati.

58. Gesta. III. 70: "Некоторые епископы были посланы из других стран, но понравились архиепископу, так что он гостеприимно оставил их у себя и с радостью отпустил. В их число входили Мейнард, Осмунд, Бернард, Асгот и многие другие" (Ceterum aliunde ordinatos, cum sibi satisfacerent, et secum misericorditer tenuit, et abeuntes dimisit hilariter; sicut Meinardum, Osmundum, Bernardum et Asgothum aliosque multos).

59. Gesta. IV. 33: "Сигафрид – дядя по матери Эсмунда" (Sigafridus, [avunculus Aesmundi]).

60. Gesta. III. 14.