Почти все датские города в средние века были невелики, чаще всего имели менее 1000 жителей. Ни один из этих городов не достиг таких размеров, чтобы его можно было сопоставить с крупными европейскими городами. Но зато таких маленьких городов в Дании было много. Виборг принадлежал к числу относительно крупных центров – по крайней мере в период расцвета средневековья – и выбран здесь в качестве примера того, каким образом датский средневековый город строился и развивался на протяжении 500 лет.
В отличие от многих городов страны Виборг расположен в глубине материка – в местности, характерной для большинства самых старых датских городов1, близко к тому месту, где в последний ледниковый период образовался своего рода "изгиб" поверхности. В этом месте ландшафт представляет собой небольшие моренные плато, разделенные влажными долинами, что затрудняло сообщение и вынуждало прокладывать для него строго определенные маршруты.
Виборг расположен на западной стороне долины-расщелины, в том месте, где ее дно заполнено озером, которое в настоящее время разделено плотиной, образуя Северное и Южное озера. Во времена викингов и позднее озеро также было разделено на два, однако линия разделения проходила несколько южнее, чем сейчас. По сторонам расщелины в результате эрозии образовался ряд небольших долин, которые ведут от моренного плато ко дну долины.
Ландшафт в черте города делится на три зоны. Сначала довольно плоское или равномерно идущее под уклон моренное плато, где находятся три площади и современный центр города. Его самая высокая точка лежит на высоте 34 м над поверхностью озер. Внизу в районе озер местность также относительно плоская. Эти районы разделяет в отдельных местах довольно крутой откос. В настоящее время, как уже сказано, этот уклон испещрен множеством долин эрозийного образования, так что создается впечатление, что город опоясан кольцом из сильно пересеченных местностей.
Раздробленный ландшафт и водоразделы, сконцентрированные в районе Виборга, имели решающее значение для формирования сети дорог в Ютландии. Самая важная дорога, Хэрвэйен, могла проходить по основному водоразделу вдоль горного хребта от Шлезвига до Виборга. К северу от Виборга условия были более сложные. Несколько важных дорог веером расходились к северу и к югу от города и шли далее вдоль западного берега Виборгских озер. Рукав пролива Лимфьорд – фьорд Ярбэк – глубоко врезается в материк, и здесь, около Ярбэка, лишь в 10 км от Виборга, в средние века находилась городская гавань, которая просуществовала до прошлого столетия, конечно, с переменным успехом, что зависело от изменения условий навигации на Лимфьорде.
В связи с тем что Виборг расположен в центре ютландской сети дорог, город стал местом проведения заседаний ютландского земского собрания – ландстинга2. Когда здесь возник ландстинг, никто не знает, но, вероятно, это произошло в доисторическое время. Без сомнения, в период до нашей эры существовала тесная связь между ландстингом и святилищем, т. е. "освященным местом" (от этого и происходит название города). И именно священность этого места способствовала тому, что представители родов ютландской знати могли спокойно здесь встречаться.
В промежутках между проведением тингов и сопровождавшими их рынками там было довольно пусто, но не безлюдно. К югу от улицы Сторе-Санкт-Педер (Store Set. Peder Stræde) обнаружен ряд мест, застроенных домами еще во времена викингов. Все дома ориентированы на восток-запад, и можно различить минимум четыре фазы строительства, с несколько отличной группировкой домов. Материалы находок довольно скромные. Большинство домов без очага. Вероятнее всего, это была какая-то крупная усадьба с многочисленными специальными постройками, целесообразно размещенными на данной территории.
К северу от улицы Сторе-Санкт-Педер обнаружены следы плуга, которые также можно отнести к периоду викингов.
Есть основания предположить, что, помимо земледелия, в усадьбе на улице Сторе-Санкт-Педер занимались также добычей железа. На территориях к востоку и северу от усадьбы найдено, с одной стороны, много шлака, а с другой – огромная куча обожженных огнем камней, сажи и древесного угля.
На восточной стороне озер, в районе Асмильда, возможно, также была большая усадьба. Здесь найден камень с руническими письменами, датируемый приблизительно 1000 г. Предположительно в 1100 г. он был вмурован в самую северную из двух восточных башен церкви в Асмильде.
Из Асмильда во времена викингов, вероятно, шла дорога в Виборг. В те времена озера была разделены косой шириной около 100 м. Естественно, между этими двумя озерами был малый проток, через который без особых трудностей можно было возвести мост.
Там, где дорога через озеро пересекает путь, идущий с севера на юг вдоль западного его берега, существовал естественный узловой пункт. Прямо к востоку от него в XI в. было поселение городского типа. Различные факты свидетельствуют о том, что его история восходит к концу X в.
Это древнейшее городское поселение, вероятно, занимало большую часть довольно плоской местности между идущей с севера на юг дорогой Риддергаде и Южным озером. Здесь располагался квартал ремесленников, где в начале XI в. жили сапожники и гребенщики, деревообделочники и резчики по металлу. Заселение, по всей вероятности, началось в конце X в. около перекрестка, где была достаточно твердая почва. В начале XI в. заселились некоторые заболоченные места к востоку. Это потребовало от людей, возводивших дома на таких почвах, определенного строительного мастерства и использования при строительстве фашин и глины, смешанной с песком. Заселение в названном районе было довольно плотным, однако следует помнить, что Виборг состоял из отдельных изолированных частей.
В западной части города около упомянутой уже улицы Сторе-Санкт-Педер-Страде приблизительно в 1050 г. была заложена его официальная часть – вместо устаревшего беспорядочно застроенного поселения. Сначала местность выровняли путем заполнения глубокой впадины. Затем проложили улицу, середину которой вымостили на 3 м в ширину. По обе стороны улицы, вдоль нее, закладывались довольно одинаковые по размеру фундаменты и строились дома.
Неизвестно, когда была построена первая церковь в Виборге, однако вряд ли ее не было во времена короля Кнута Великого (1018-1035 гг.), когда в Виборг были приглашены английские монетчики для чеканки первых монет.
Приблизительно в 1065 г. Виборг стал резиденцией епископа. Тогда большая северо-ютландская епархия была поделена на четыре части: Рибе, Орхус, Виборг и Вестервиг (позднее Бёрглум). Как и в большинстве других городов епархии, в Виборге сразу же после этого приступили к сооружению собора из камня. Этот собор конца XI в. с полной очевидностью не обнаружен, но многое говорит за то, что он был расположен там же, где нынешний (скорее всего, там, где располагается теперь средняя часть церкви). Размеры его неизвестны, как и строительный материал; впрочем, в качестве такового тогда широко использовался известковый туф.
В конце XI в. в Асмильде была сооружена трехнефная церковь из известкового туфа. Нам неизвестно, чем было вызвано это строительство, но, вероятно, во времена викингов здесь стояла усадьба какого-то знатного человека, поместье которого вошло в резиденцию епископа в Виборге. Можно предположить, что церковь соорудили по желанию этого господина или Виборгского епископа. Около этой церкви в 1167 г. возник женский монастырь, принадлежавший ордену августинцев.
Нет сомнения в том, что большинство городских церквей выросло в XI в., однако источники такой давности не дошли до наших дней3.
Как уже сказано, первые монеты в Виборге появились во времена Кнута Великого, и их чеканка продолжалась затем в период правления последующих датских королей почти в течение 300 лет. Монетный двор стал одним из важнейших предприятий в Ютландии и, возможно, способствовал тому, что это место получило статус города4.
Король временами навещал Виборг, особенно в связи со вступлением на престол, когда перед началом правления его приветствовал ландстинг. Согласно давней традиции, король должен был избираться сначала в Виборге, а затем в Лунде и Рингстеде. Возможно, в городе существовала резиденция короля, которая использовалась им во время посещения Виборга и где в его отсутствие жил высший чиновник короля. Можно предположить также, что монетный двор существовал при резиденции короля.
XII век отмечен развернутым строительством церквей. Наибольших затрат требовало, конечно, возведение соборов. Именно тогда, к востоку от церкви из известкового туфа было начато строительство алтарного выступа, хора и поперечного нефа для церкви больших размеров, сооружаемой из хорошо отшлифованных гранитных плит, со склепом, расположенным под алтарным выступом и хором. Прообразом восточной части Виборгского собора послужил, вероятно, собор в Лунде, а строительство было начато приблизительно в 1130 г. После длительного перерыва оно было продолжено в конце XII в. Теперь отправной точкой послужил неф собора в Рибе.
Собор, о котором идет речь, не был единственным строящимся зданием. По всей вероятности, в те же годы были сооружены некоторые из тех 12 приходских церквей, которые находились в городе. И строились они из таких же гранитных плит. Какие-либо более точные даты строительства пока указать невозможно. Как в Роскильде, так и в Лунде было множество церквей. Вообще их было особенно много в епископских городах5. И в этом можно увидеть свидетельство английского влияния на датскую церковь в период раннего средневековья6.
Согласно письменному преданию – "Истории Дании" Саксона Грамматика, Виборг в период правления короля Свена Грате, приблизительно в 1150 г., был укреплен земляным валом. До этого, как и большинство других датских городов, он не был укреплен7. Это укрепление вокруг города можно реконструировать, на отдельных участках можно "проложить" современные стилизованные улицы: Санкт-Йоргенсвай, Думплен, Гравене и Ребербанен. Между двумя самыми северными воротами – св. Могенса и св. Иба – земляной вал еще немного просматривается и сегодня. Линию укрепления, естественно, проложили там, где местность была наиболее подходящей для этой цели, и город благодаря этому удачно развивался и расширялся в северном и западном направлениях. В южном направлении, напротив, из-за широкой долины около Санкт-Йоргенсвай за валом была воздвигнута церковь св. Миккеля.
Когда вал соорудили, улица св. Могенса еще не была проложена в северном направлении, и движению с дайной стороны пришлось искать выход через ворота св. Иба. Отсюда по улицам св. Иба, Риддергаде и Лилле-Санкт-Миккельс-Гаде можно было проехать через весь город на юг к выезду через ворота св. Миккеля. В XI в. движение с востока на запад проходило по улице Сторе-Санкт-Педер, при этом расположенная на севере улица св. Матиаса считалась закоулком. По мере роста значения собора увеличивалось значение и улицы св. Матиаса, расположенной к нему ближе всего.
В течение XIII в. в Виборге было построено четыре новых монастыря. Самым древним из них можно считать женский монастырь ордена августинцев. Монастырь воздвигнут в первой трети XIII в. около существовавшей тогда церкви св. Будольфа. Точное расположение ее неизвестно, однако можно предположить, что она стояла на южной стороне улицы Сторе-Санкт-Педер, вблизи того места, где эта улица сходится с улицей св. Матиаса. Сведения об этом монастыре крайне ограничены, вероятно, он был снесен около 1500 г.
Два ордена нищенствующих монахов, очевидно, пришли в Виборг одновременно. Монастырь францисканцев был основан в 1235 г., а монастырь доминиканцев – в 1246 г. Как правило, именно эти два ордена "делили" между собой датские города. Оба ордена основывали свои монастыри только в городах – центрах епархии и крупных городах8 вообще. Обычно монастыри нищенствующих монахов строились на городских окраинах, где земли были и не столь привлекательными и более дешевыми, чем в центре города. Вместе с тем монастыри часто располагались вблизи улиц с оживленным движением, где возможность получить подаяние с проезжих была наибольшей.
Земли доминиканского монастыря находятся в самом центре города и с разных сторон окружены более древними строениями. Если братья-доминиканцы смогли приобрести в этом месте довольно большой кусок земли, то, вероятно, это объясняется тем, что речь шла о частично изолированном холме, который в начале XIII в. не был по-настоящему включен в городскую застройку.
Монастырь францисканцев в период своего сооружения находился на окраине застраиваемого города, и нет уверенности в том, что улица св. Могенса в тот период была связана с городом. Ситуация быстро менялась, и уже в конце XV в. улица св. Могенса была главной улицей города, что, конечно, давало преимущества монастырю.
Монастырь иоаннитов располагался в северной части города, к востоку от улицы св. Иба. Такое расположение на окраине города довольно типично для мужского монастыря. Из источников, относящихся к периоду развитого средневековья, мы знаем, что монастырь конфисковал большие площади в этой части города. Само здание монастыря представляло собой четырехфлигельное сооружение с великолепной церковью в виде северного флигеля. Сюда же относились свободно расположенные отдельные здания, например больница и скотный двор.
В XIII в. нижняя часть города на востоке все еще играла важную роль в его жизни, однако многое говорит о том, что в тот период средневековья происходило расширение верхней части города, расположенной вокруг собора. Самый южный конец улицы св. Могенса застраивался в XIII в. Монастырь францисканцев был заложен, вероятно, в том месте, которое в начале столетия находилось на окраине города. Самая северная часть этой улицы застраивалась, скорее всего, уже в начале следующего столетия. У нас нет точных данных о масштабах застройки, но, возможно, существовали незастроенные участки внутри земляного вала на севере и на западе. Можно предположить, что не было какой-либо определенной связи между Верхним и Нижним городом по склону холма.
В начале XIV в. сток из Виборгского Южного озера был запружен в том месте, где сегодня находится водяная мельница (Сёндермелле). Тем самым два озера были соединены, постоянная связь между Виборгом и Асмильдом нарушилась и восстановлена лишь 500 лет спустя. Поскольку уровень воды поднялся приблизительно на 2 м, часть строений около Южного озера была затоплена. Другие части города также пострадали от повышения уровня воды.
Запруживание, возможно, было связано со строительством водянок мельницы, но главная причина была все же другая. После достаточно серьезного восстания в Северной Ютландии в 1313 г., спланированного ландстингом Виборга, король Эрик Менвед построил несколько крепостей в Ютландии, среди них – одну в Виборге. Крепостной холм (крепостной вал) находится довольно близко от озера и окружен лугами и болотами. При строительстве крепости был образован первоначальный бугор и вырыт ров вокруг него. Видимо, в связи с этим озеро было запружено. И таким образом, ценой небольших усилий был воздвигнут заполненный водой крепостной ров.
Возведение крепости, без сомнения, было вынужденным шагом, направленным на укрепление власти короля и предотвращение будущих волнений в ланде (области). Она относится к числу тех крепостей, снесение которых потребовала хартия следующего короля (Кристоффера II, 1320 г.), что и было сделано. (Во всяком случае, позднее нет никаких упоминаний об этой крепости.)
Что же касается запруживания озера, то его последствия имели решающее значение для топографии города. Связь с Асмильдом была потеряна, при этом идущая с севера на юг ось в городе укрепилась. Но это не был старый путь на востоке (улица св. Иба – Риддергаде). Его роль как раз пошла на убыль в связи с тем, что отказались от строительства вблизи озера. Теперь преимущества перешли к улице св. Могенса.
Собор как институт и торговля на Старой площади вокруг собора приобрели, естественно, решающее значение для развития этой части города и улицы св. Могенса. Самая крайняя часть улицы, вероятно, как уже сказано, застраивалась в течение XIV в., и самая западная часть города (около улицы св. Матиаса), очевидно, в то же время. Дело могло обстоять так, что люди переселялись из нижней части города на востоке в более высоко расположенные районы и застраивали там некоторые ранее незастроенные площади внутри вала к северу и западу от него.
Одним из наиболее существенных для города событий XV столетия была секуляризация кафедрального капитула в 1440 г. Вместо того чтобы жить вместе при соборе св. Марии, члены кафедрального капитула переместились в собственные резиденции. Пробсту перешло старое епископское поместье в приходе св. Николая около озера, а епископу – монастырские здания. Здесь на северной стороне кафедрального собора создается многоплановый комплекс епископского поместья, окруженный стеной и, вероятно, башнями вокруг портального въезда. Старое значительное здание, расположенное поблизости от северного рукава соборного креста, использовалось в разных целях и сохранялось до 1873 г.
Некоторые резиденции членов кафедрального капитула располагались поблизости от кафедрального поместья, так что оно с севера, востока и юга было окружено домами духовенства. К западу от собора была площадь с ратушей, расположенной на ее южной стороне. Это было довольно большое здание из кирпича с зубчатым фронтоном.
На северной стороне площади и по улице св. Могенса находился ряд усадеб горожан, расположенных столь близко друг к другу, что въезд во дворы этих усадеб мог происходить только через задние ворота со стороны переулка Гробрёдре Киркестрэде. Въезд в большие дворы на противоположной стороне улицы св. Могенса даже сегодня осуществляется через маленький переулок со стороны другой боковой улочки – Лилле-Санкт-Ханс-Гаде. Далеко не весь город был столь плотно застроен. Монастыри занимали большие площади, и многие приходские церкви были окружены небольшими кладбищами, так что строения находились на некотором расстоянии друг от друга. Владения духовных лиц также придавали городу открытый характер. Резиденции членов кафедрального капитула вокруг собора и на территории в восточном направлении заняли довольно большие площади. То же самое относится и к усадьбам аристократов, из которых мы с определенностью можем судить только об усадьбе настоятеля собора и ее местоположении. Грубо говоря, дело выглядит так: аристократия и духовенство в период позднего средневековья преимущественно заселяли восточную часть города, где было много места для капустных полей и яблоневых садов, в то время как собственно горожане плотно заселяли западную часть города.
Большая часть домов была построена из дерева или решетчатых (плетеных и обмазанных глиной) ферм и, конечно, не сохранилась до наших дней. В Виборге ряд домов был построен из кирпича, и еще сегодня можно видеть сохранившиеся остатки 13 таких каменных домов9. Имеющиеся данные свидетельствуют о солидном строительстве, но ничего не известно о застройщиках. Эти дома могли принадлежать духовенству, аристократам и горожанам. Несколько домов были разделены внутри на меньшие жилые помещения и, вероятно, сдавались в наем10. Такие жилые помещения, построенные из дерева или решетчатых ферм, были обычным городским видом жилья.
Монастырь св. Будольфа, вероятно, был снесен в конце XV столетия, и последние его монахи переселились в Асмильдский монастырь. Церковь или приход св. Будольфа не упоминаются в источниках периода позднего средневековья. Церкви св. Стефана и св. Виллада также, видимо, исчезли в течение средневекового периода. Напротив, часовня св. Лаврентия, расположенная к северу от города, приравнивалась к церкви. Другую часовню, названную Иерусалимской и расположенную к югу от города, нельзя локализовать точно.
Дом Святого Духа упоминается в 1476 г. и, видимо, идентичен той больнице, которая, согласно точному тексту письма, датированного 1465 г., была построена незадолго до того времени. Она находилась в приходе св. Миккеля, однако здания не удовлетворяли необходимым требованиям, и горожане в 1527 г. попытались переместить ее в больницу монастыря иоаннитов, которая, как они утверждали, не отвечала своему назначению.
Городу принадлежали большие сельскохозяйственные территории, из них наиболее близко расположенные использовались под земледелие. Несколько площадей меньших размеров, принадлежавшие кафедральному капитулу и епископу, были выделены как частные владения. Но большая часть городских угодий обрабатывалась сообща горожанами. Частью общих городских угодий владели церкви, что временами приводило к конфликтам с горожанами.
Вокруг обрабатываемых городских угодий была огромная полоса невозделанных земель, состоящая из участков леса и подлеска, болот и лугов, вересковых пустошей и пастбищ. Эти земли в конце XV в. послужили поводом для серьезных конфликтов между городом и соответственно кафедральным капитулом и епископом. Конфликт, вероятно, был следствием того, что потребность в пастбище и площадках для хранения (стогов) сена сильно возросла в связи с увеличением экспорта быков. Границы полей были установлены в 1499 г. путем межевания. Раздел городских владений был завершен в 1503 г. Прокладка межей осуществлялась королевской комиссией, а раздел полей решался королем и государственным советом.
Большие площади прилегающих к городу земель – явление, характерное как для Виборга, так и для многих других старейших городов Дании; более поздние города редко имели столь обширные угодья11.
Идеи Реформации быстро проникли в Виборг, где датский реформатор Ханс Таусен начал свою деятельность уже в 1525 г., в приходской церкви св. Ханса. Спустя несколько лет она оказалась тесной, и в 1528 г. горожане-реформаторы заняли церковь монастыря францисканцев. В 1529 г. король разрешил горожанам пользоваться церквами монастырей нищенствующих монахов в качестве приходских церквей и дал им право сносить прежние приходские церкви и часовни.
Впрочем, не все церкви были разрушены сразу же, а руины многих из них простояли несколько лет. Башня церкви св. Ханса с набатным колоколом сохранялась до 1584 г. Тогда же снесли кладбище, а его территорию вымостили, дабы образовалось достойное место, где можно было бы приветствовать кронпринца – будущего короля Кристиана IV. Позднее площадь использовалась как основная. И сегодня это современная Нюторв (Новая площадь). Другое кладбище, около церкви св. Матиаса, также было снесено и замощено. Сегодня это Юльторв. Вероятно, эта площадь возникла позднее, чем Нюторв.
Монастырь францисканцев вскоре после Реформации был перестроен. В нем оборудовали покои для короля во время его пребывания в Виборге. Восточный флигель, как бы отстраненный от основной композиции, был удлинен и надстроен еще одним этажом с танцевальным залом. Но королевские покои просуществовали недолго. Уже в 1539 г. специальная комиссия решила дальнейшую судьбу монастыря. В 1541 г. было решено его срединную часть использовать под больницу.
Монастырь иоаннитов после Реформации стал ленным владением короля. Когда монастырь в 1540-х гг. был передан ленсману в Хельде, монастырские сооружения стали использовать для различных нужд города. Церковь, например, была передана ландстингу для здания суда. Позднее, когда он переместился в старое епископское поместье, монастырские постройки стали совсем ненужными, и в 1578 г, король разрешил их снести, а материал использовать для реставрации кафедрального собора и старого епископского владения.
Католический епископский двор вместе с другими епископскими владениями в 1536 г. оказался под короной. Король приказал произвести некоторые реставрационные работы, однако во время городского пожара в 1567 г. постройки сгорели, и король отказался от мысли устроить здесь королевские жилые помещения. В 1576 г. двор был передан ютландской знати для здания суда.
Реформация, таким образом, внесла большие изменения в картину Виборга. Тем не менее падение католической церкви не стало тем экономическим ударом для города, какого можно было бы ожидать, зная о доминирующей роли духовенства в Виборге. Напротив, дело обстояло так, что свободные площади, где находились старые кладбища, довольно быстро застраивались. За городскими воротами быстро возникали предместья города. Некоторые из них позднее стали обычными кварталами города, например, район ворот св. Могенса в 1578 г. и др.12
1. Это касается таких городов, как Лунд, Слагельсе и Рингстед. Роскильде и Хедебю / Шлезвиг расположен на дне длинных и узких фьордов. Оденсе и Рибе расположены на судоходных реках, вблизи побережья. Орхус – единственный из ранних датских городов, который непосредственно находится у моря.
2. В средние века Дания была разделена на три части, каждая со своим судебным центром и Земским собранием – ландстингом: в Виборге, Лунде и Рингстеде.
3. Положение дела лучше всего освещено относительно Лунда и Роскильде. Оказывается, что многие церкви датируются IX в., а большинство церквей основано еще до 1200 г. (см.: Andrén A. Den urbana scenen. Städer och samhaäle i det medeltida Danmark. Malmö, 1985. S. 207. 210, 219, 222).
4. Предполагают, что монетный двор в Лунде примыкал к королевскому двору и находился к западу от кафедрального собора. Данные XIV и XVI вв. из Рибе говорят о том, что монетный двор в период позднего средневековья находился в городе, а не около крепости Риберхус.
5. В Шлезвиге было 8 церквей, в Рибе – 6. В Хельсингборге, Копенгагене, Рандерсе и Слагельсе было по 4 приходских церкви. В городах, основанных после приблизительно 1200 г., обычно была одна приходская церковь (см.: Andrén A. Op. cit. S. 196-237).
6. В Лондоне было более 100 церквей, в Норидже и Винчестере – по 57, в Линкольне – 48, в Йорке – около 40. В Англии приблизительно с 1100 г. преобладают города с одной приходской церковью (см.: Parish churches: Urban Archaeology in Britain / Ed. J. Schofield, R. Leech // CBA Research Report. L., 1987. N 61.
7. Лунд был укреплен в 1134 г. претендентом на трон Эриком Эмуне, а Роскильде – в середине XII в. Свеном Грате (Birkebek F. A. Vorting og H. Chr. Sven Gråtnes vold og Grav omkring Roskilde // Historisk arbog for Roskilde amt, 1979).
8. Оба ордена имели свои монастыри в епархиальных городах: Шлезвиге, Рибе, Виборге, Оденсе, Роскильде и Лунде, а кроме того – в Хельсингёре, Нэстведе и Хальмстаде.
9. Krongaard Kristensen Н. Middelalderlige stenhuse i Set. Mogens Gade i Viborg // Hikuin. Højbjerg, 1987. Bd. 13.
10. В Нэстведе есть хорошо сохранившийся ряд маленьких жилых помещений средневековья (см.: Andersen A, Middelalderbyen Næstved. Århus, 1987. S. 63-65).
11. К группе молодых городов без городских угодий относится, например, Кёге, основанный в 1280 г. (см.: Johansen М. Middelalderbyen Køge. Århus. 1986).
12. Данная статья основывается на монографии Krongaard Kristensen Н. Viborg. Århus, 1987; см. также: Udgravningeme ved ViborgSøndersø // Hikuin. Hpjbjerg, 1988. Bd. 14. Речь идет о результатах исследовательского проекта "Средневековый город", см.: Fenger О. et al. Vaere have (om ret bil hus og jord i middelalderen). Århus, 1982; Nielsen I., Schiorring O. Medieval Roskilde – an Urban Archaeological Survey // Journal of Danish Archaeology. 1982. Bd. 1; Schiorring О. Århus 900-1600 // Århus Midtby. Bevaringsplan 1984. Århus, 1984.
|
|