Для XI в. – переходного периода в Швеции между эпохой викингов и ранним средневековьем – количество письменных источников очень ограничено. Лишь в общих чертах удается проследить социальные процессы в становлении древнешведского государства, среди которых распад традиционных социальных структур (изменений, вместе с ними, верований, традиций, идеологии); трансформацию административной системы и структуры престижа; формирование новой идеологической элиты; появление новых социальных идентификаций. В это время королевская власть в Швеции характеризуется существованием фактически лишь в местах пребывания конунга (Lindkvist 1998: 295). Также к XI в. относятся изменения в статусе, локализации и функциях института ярлства: от нескольких провинциальных ярлов до рикс-ярла (Kazanskij 2001; Казанский 2003).
В произведениях древнеисландской литературы ярлы упоминаются в эпоху викингов и даже раньше, когда они фигурировали как самостоятельные правители отдельных территорий, подчиненные конунгу.
В шведской историографии с начала XX в. появились различные предположения о локализации территорий, находившейся под властью рикс-ярла. Однако для эпохи ранее середины XII в. сведения недостаточно надежные: "Сообщения исландских саг о шведских ярлах ненадежны. Однако, вероятно, ярлов в Свеаланде никогда не было, а только в завоеванных землях – в Ёталанде (там ярлы, вероятно, относились к древнему ётскому роду), а так же в норвежских и русских завоеванных провинциях – там ярлы представляли короля. После времени правления Олава Шётконунга (ок. 995 – ок. 1022 гг. – В. К.) у нас нет сведений о существовании нескольких провинциальных ярлов" (Schück 1914: 316, 325).
Древнейшее, исторически подтвержденное ярлство или герцогство под властью рикс-ярла, составляла территория Руден (Roden) – охватывавшая прибрежные районы восточной Швеции (Tunberg 1920: 151-156, 164) или районы Упланда и восточного побережья Гестрикланда (Hjärne E. 1946: 54; 1947: 65-66, 88, 92). Считают также, что старейшим достоверно известным шведским ярлом над определенной территорией был Карл Сунессон, ярл в Вестеръётланде (1130-е гг.). Эта должность в начале средневековья развивалась как своего рода дополнение к конунгу, прежде всего, в решении военных вопросов (Lönnroth 1940: 52-54). Ярл первоначально был "своего рода вице-конунгом в Ёталанде, который постепенно получил статус шведского рикс-ярла" (Tunberg 1940: 107).
Согласно распространенному мнению, главной функцией ярла, не ранее середины XII в., было командование ледунгом – шведским военно-морским ополчением, возникшим на основе племенных народных ополчений (обзор исследований см.: Gahrn 1988: 139-150; подробнее о ледунге: Ковалевский 1977: 105-107, 209-217). Характеризуя шведского рикс-ярла как командующего ледунгом, должность скандинавского ярла соотносят с должностями франкского графа и англосаксонского эрла, и предполагают ее заимствование из Англии через Данию (Hafström 1949: 53, 57-58). Высказывалось осторожное замечание: "В исландской литературе есть намеки на то, что в Швеции многие ярлы имеют свои области. Но местные (шведские. – В. К.) источники этого не подтверждают" (Rosén 1962). Шведских ярлов в XI в. можно считать местными самостоятельными правителями, однако, подчинявшимися конунгу (Sawyer 1991: 7-8). Но был ли ярл единственным, обладал ли леном и к каким округам относились ярлы, "мы не знаем" (Gahrn 1988: 147-149). Б. Фритц, единственная из исследователей, посвятившая специальную статью институту ярлства в Швеции, о времени до XII в. своего мнения не высказывает (Fritz 1971).
Итак, шведские исследователи говорят об общегосударственном шведском ярле – рикс-ярле – как командующем ледунгом не раньше середины XII в. О ярлах в Швеции XI в. упоминания крайне скупы и осторожны: "Ярлов в походе ледунга встречаем мы в источниках к концу XII в., но ярлы существовали и ранее" (Gahrn 1988: 148).
* * *
Вестеръётский ярл Рёгнвальд Ульвссон – одна из ключевых фигур в истории Швеции и в истории русско-шведских отношений первой половины XI в. Прежде всего, отметим его активную позицию в шведско-норвежских переговорах накануне заключения брака в 1019 г. шведской принцессы Ингигерд (дочери Олава Шётконунга) с Ярославом Мудрым, последующий отъезд на Русь и получение им в условное владение Ладоги и ее округи (Kazanskij 2007).
Политические причины, цели и условия этого брака были рассмотрены детально и многосторонне (Джаксон 1994: 153-161). Остановимся на участии ярла Рёгнвальда в событиях 1017-1019 гг., связанных с конфликтом Швеции и Норвегии. Одним из основных источников является уникальное произведение исландского скальда Сигвата Тордарсона (ок. 995 – ок. 1045 гг.) "Висы о поездке на Восток" (Sigvatr Þórðarson "Austrfararvísur"). Это своеобразный отчет о дипломатической миссии, с которой Сигват как посланец норвежского конунга Олава Харальдссона (995-1030 гг.) побывал в Швеции в начале XI в. Висы датируют 1019 г.; информация, содержащаяся в них, была предметом научных дискуссий среди шведских и норвежских исследователей (Toll 1924: 546-565; Finnur Jónsson 1932; Moberg 1941: 88-147; обзор исследований см.: Friesen 1942: 211 ff).
Снорри Стурлусон в "Круге Земном" (ок. 1230 г.) в "Саге об Олаве Святом" разъясняет сложившуюся ситуацию. Норвежский конунг Олав Харальдссон, вскоре после прихода к власти в Норвегии, взял под контроль пограничную со Швецией территорию, с которой шведский конунг Олав Шётконунг ранее взимал налоги. Олав Харальдссон приказал повесить шведских сборщиков налогов, пришедших по поручению своего конунга. После этого начались взаимные военные нападения на приграничные территории, в результате которых наносился значительный ущерб мирному населению, и были серьезно затруднены передвижения через границу. Олав Харальдссон отправил для переговоров о мире скальда Сигвата Тордарсона, окольничего Бьёрна и исландца Хьяльти Скеггьяссона. Вначале посланники прибыли к ярлу Рёгнвальду в Скара, в Вестеръётланд. Затем Хьяльти Скеггьяссон оправился в Свитьод для встречи с Олавом Шётконунгом. Хьяльти предложил заключить мир путем брака Ингигерд, дочери Олава Шётконунга, и Олава Харальдссона. Олав Шётконунг, резко отказавшись от этого предложения, позже вынужден был согласиться из-за угрозы его свержения. Но Олав выдал свою дочь Ингигерд замуж за князя Ярослава из Хольмгарда (Новгорода). Она отправилась на Русь вместе с Рёгнвальдом, ее родственником, ставшим ярлом в Альдейгьюборге (Ладоге). Олав Харальдссон, готовый вновь начать военные действия, был остановлен Сигватом и ярлом Рёгнвальдом, и вступил в брак с Астрид, другой дочерью Олава Шётконунга от наложницы (Круг Земной 1980: 201, 203 и далее).
Вне сомнений, что одним из основных источников для этого сообщения Снорри были "Висы о поездке на Восток" скальда Сигвата (Skj. A I: 233-240; B. I: 220-225). Основные сведения о Рёгнвальде, содержащиеся в висах, кстати сказать, современных ему, следующие.
Сигват говорит, что по поручению конунга Олава "посланники долгий путь держали к хёвдингам (siklingar)" (Skj. B I: 223). Эти хёвдинги, которых посетили посланники из Норвегии упомянуты: "Я встретил благородного и могущественного Рёгнвальда" (Skj. B I: 225); "Ульв взялся за переговоры о примирении"1; и еще один – без имени – "брат Ульва" (Skj. B I: 225)2. Итак, Сигват называет Рёгнвальда, Ульва и брата Ульва, не говоря о том, как они связаны между собой; но в контексте читается, что Рёгнвальд – самый знатный из них. Он назван "благородным" (ítr), "могущественным" (ríkr), "щедрым" (mildr) – эпитетами правящего человека. Рёгнвальд взял на себя поручение Олава Харальдссона, но при этом предполагалось участие Ульва и брата Ульва.
Еще в одной висе Сигвата из "Флока об Эрлинге Скьяльгссоне" (1028-1029), Ульв был назван сыном Рёгнвальда (Ulfs feðr) (Skj. B I: 230)3. И Снорри упоминает, что Рёгнвальд, игравший важную роль на стороне шведов в переговорах с норвежцами, имел двух сыновей – Ульва и Эйлива (Круг Земной 1980: 235).
Отметим также, что "Висах", в отличие от сообщения Снорри, не названы ни Вестеръётланд, ни Скара (Skara). Сигват указывает, что поездка направлена "на восток в Свитьод (austr til Svíþjóðar)" (Skj. B I: 220), а этот топоним и в других стихах Сигвата, и в древнеисландской литературе вообще, характерен для обозначения восточного Свеаланда и часто противопоставлялся Ёталанду. А Снорри Стурлусон сообщает, что "они ехали по городу Скарар по дороге, ведущей ко двору ярла" и цитирует вису Сигвата, где упоминается "усадьба Рёгнвальда" (Круг Земной 1980: 208).
Что касается "усадьбы Рёгнвальда", то, согласно висе (Skj. B I: 223), посланники норвежского конунга проехали через нее (riðum allsnúðula gögnum bý Rögnvalds). Локализация усадьбы не установлена, но отмечалось, что в названии селения Йернсюсла (Järnsyssla), расположенного в 2,5 км на северо-восток от Скара, первая часть топонима восходит к древнешв. Iaerl-, Iaerls или Iaerla "ярл, принадлежащее ярлу", а вторая соответствует зап.-сканд. syssla с первоначальным значением "работа, деятельность, должность", и шире – "территория деятельности". Это позволяет рассматривать топоним со значением "двор ярла и центр его деятельности" (Modéer 1947)4.
С этим выводом согласился Б. Грес-лунд и высказал предположение, что в раннее средневековье в Вестеръётланде соседствовали три центра – Йернсюсла, административно-политический; Скара, торговый, и Ётала (Götala), культовое место и место тинга, расположенное в 2 км к югу от Скара (Gräslund 1983/84: 46-47). Если это так, то посланники вполне могли проехать усадьбу, через резиденцию ярла Рёгнвальда, или административный центр в Йернсюсла, никого там не застав, и направились в Свитьод. Возможно, что их передвижение шло с юго-юго-западного побережья Швеции. В висах говорится об их путешествии на кораблях и передвижении в направлении "от данов" (Skj. B I: 222-223).
Сигват также говорит: "Я знаю, конунг, что здесь ты имеешь очень большого друга в Аустрвегах по всему зеленому морю (á austrvega alt með grænu salti)" (Skj. B I: 225)5. Упоминание Сигватом "Аустрвегов" (восточных путей) и "зеленого моря"6, наряду с другими деталями в "Висах", послужило основой для различных толкований информации источника и привело к появлению нескольких гипотез исследователей о месте пребывания Рёгнвальда и его статусе.
Например, в "Висах" различают две поездки Сигвата, из которых вторая состоялась в Гардарику (на Русь), где к тому времени и находился Рёгнвальд (Schreiner 1927/29: 32 ff.); указывают на его пребывание в Свитьод, в районе оз. Меларен (Moberg 1941: 112); на его резиденцию непосредственно в Сигтуне (Ros 2001: 29); допускается его присутствие на Руси (Turville-Petre 1976: 78) или непосредственно называется Новгород (Skaptason 1988: 98). Предполагают даже, что резиденция Рёгнвальда находилась "где-то в обитаемой местности от Аландских островов и до мыса Ханко. Из разных возможных вариантов на первом месте находятся Аландские острова" (Drejer 1983: 227-230); или настаивают на существовании в это время двух Рёгнвальдов, один из которых не был ярлом, но жил в Свитьод (Gahrn 1988: 112, 140).
Но, исходя из сообщения Адама Бременского о конфликте язычников с Олавом Шётконунгом (Адам Бременский 1999: 74; Ковалевский 1977: 96) и основании церкви и епископского стола в Скара, есть вероятность перенесения резиденции конунга в Вестеръётланд и кратковременность его пребывания в Свеаланде. В этом случае, только ярл как вице-конунг мог выполнять свои обязанности в Верхней Швеции. Фон Фрисен предполагал, что Снорри опирался на надежную, с его точки зрения, традицию, согласно которой Рёгнвальд какое-то время был ярлом в Вестеръётланде; обобщив это известие и для времени последующих событий, Снорри сделал ошибку (Friesen 1942: 231). Схожую позицию занимает и Б. Греслунд (Gräslund 1983/84: 44).
Обращалось внимание, что Рёгнвальд в висах ни разу не назван ярлом (Weibull 1921: 120). Действительно, Сигват все время использует хейти человека власти: siklingr, þengill, hilmir "король, князь, правитель"; jöfra þrýstir "победитель конунгов"; heiðmaðr "человек, служащий у конунга"; nefi jarla "родич ярлов"; говорит о его принадлежности к "роду Эрика" (Eiriks ætt) и использует обращение minn dróttin(n) "мой господин, король, князь"7. Упомянутые синонимы правителя широко распространены не только в скальдической поэзии вообще, но и в стихах Сигвата в частности. Так в "Висах о поездке на Восток" он использует ту же лексику в отношении конунга Олава Харальдссона: hilmir (строфа 16), þengill (строфа 18), jöfurr (строфа 1); и в одной строфе (21) предлагает "могущественному конунгу" (ríkr konungr) жить в мире с "могущественным Рёгнвальдом" (ríkan Rögnvald).
Некоторые исследователи, связывая происхождение Рёгнвальда с родом норвежских ярлов, не считают его связь с Вестеръётландом достоверной (Weibull 1921: 122ff; Toll 1924: 546ff). Есть также точка зрения (исходящая из предположения о принадлежности Вестеръётланда в это время Дании), что Рёгнвальд был ярлом датского конунга, а не шведского (Guðmundsson 1927: 546). Фон Фрисен высказывает предположение, что "родич ярлов" у Сигвата определяется принадлежностью Рёгнвальда к шведской родне, чьи представители хотя бы в двух случаях были ярлами, а под "Eiriks ætt" подразумевается Олав Шётконунг, сын Эйрика Победоносного (Friesen 1942: 229-230).
Принимая во внимание перечисленные хейти для наделенного властью человека, правителя, можем учесть и сведения Снорри Стурлусона, именующего Рёгнвальда ярлом. "За поэтическим сообщением Сигвата, – говорит фон Фрисен, – впервые в истории мелькает должность рикс-ярла. Вероятно, ярл действовал по заданию как вице-конунг в Ёталанде. Он занимался обороной от нападений извне, следил за внутренней безопасностью и при необходимости следил за соблюдением приговоров конунга" (Friesen 1942: 230-231).
С. Тунберг, отмечая "своеобразную дуалистическую конструкцию государства", то есть особые политические отношения между свеями и ётами, предполагает, что "ётский родовой хёвдинг – неизвестно с какими традициями в прошлом – стал особым представителем и доверенным лицом шведского конунга, своего рода шведским вице-конунгом в Ёталанде, который постепенно получил черты рикс-ярла" (Tunberg 1947: 29-30). Если совершенно не понятно, считает ли Тунберг Рёгнвальда таковым, то фон Фрисен прямо говорит о Рёгнвальде как о рикс-ярле (Friesen 1942: 232).
Итак, столь неоднозначные выводы в работах исследователей в отношении статуса ярла в Швеции в начале XI в. и локализации сферы его деятельности, отражают различные пути становления региональных социальных и политических структур в областях Свеаланд и Ёталанд8. Начавшийся в это время процесс христианизации Швеции с неравномерным развитием церковной организации в этих двух регионах оказал существенное влияние на формирование новой политической культуры. Поскольку в XI в. связи между областями в государстве были поверхностными и коммуникационное сообщение недостаточное, возможность осуществления постоянного контроля над обширной территорией была чрезвычайно ограниченной. На начальной стадии формирования жесткой социальной иерархии конунг был редко признаваем одновременно в двух главных провинциях, и в некоторые периоды допускалась форма соправления.
Литература
1. Адам Бременский 1999 – Адам Бременский. Из ранней истории шведского народа и государства: Первые описания и законы. М. 1999.
2. Джаксон 1994 – Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.): Тексты, перевод, комментарий. М. 1994.
3. Казанский 2003 – Казанский В. О. К вопросу о происхождении должности ярла в Швеции / Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора М. И. Стеблин-Каменского. СПб. 2003.
4. Ковалевский 1977 – Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М. 1977.
5. Круг Земной 1980 – Снорри Стурлусон. Круг Земной. Издание подготовили А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. М. 1980.
6. Мельникова 2008 – Мельникова Е. А. Свеаланд и Гаутланд: формирование древнешведского государства в региональной перспективе // Шведы. Сущность и метаморфозы. М. 2008.
7. Drejer 1983 – Drejer M. Det ålandska folkets historia Från stenåldern till Gustav Vasa. Mariehamn. 1983.
8. Ejder 1980 – Ejder B. Ingelstads och Järrestads häraders namn // Tomelilla hembygdskrets årsbok. 1980.
9. Finnur Jónsson 1932 – Jónsson Finnur. Austrfararvisur // Avhandlinger utg. av Det Norske Videnskaps Akademi i Oslo. II, Historisk-filosofisk klasse 1931. № 1. Oslo. 1932.
10. Friesen 1942 – Friesen O., von Fredsföhandlingarna mellan Olov Skötkonung och Olav Haraldsson // Historisk Tidskrift, bd. 62. 1942.
11. Fritz 1971 – Fritz B. Jarladömet – sveahertigdömet // Historisk Tidskrift. Bd. 90. 1971.
12. Gahrn 1988 – Gahrn L. Sveariket i källor och historieskrivning. Göteborg. 1988.
13. Gräslund 1983/84 – Gräslund B. Snorre, Ragnvald Ulfsson och Brunnsbo Storäng // Västergötlands Fornminnesförenings Tidskrift. 1983/84.
14. Guðmundsson 1927 – Guðmundsson Barði. Gøtalands politiske stilling fra 950 til 1050 // Historisk Tidsskrift. Utg. av den Norske historiske forening, 5. rekke. Bd. 6. 1927.
15. Hafström 1949 – Hafström G. Ledung och marklandsindelning. Uppsala. 1949.
16. Hjärne 1946 – Hjärne E. Rod och runor // Kunglig. Humanistiska Vetenskapssamfundet i Uppsala. Årsbok. 1946.
17. Hjärne 1947 – Hjärne E. Upphovet och namnet. Området och jarlen // Namn och Bygd. 1947.
18. Kazanskij 2001 – Kazanskij V. Till frågan om det svenska jarlämbetets ursprung // Scandia. Bd. 67. 2001.
19. Kazanskij 2007– Kazanskij V. The meaning and significance of tilgjöf in the marriage conditions of Ingegerd, Olof Skötkonug's daughter // Cultural interaction between east and west: Archaeology, artefacts and human contacts in northern Europe. Stockholm Studies in Archaeology. 44. Stockholm. 2007.
20. Kock 1946 – Kock E. Den norsk-isländska skaldediktningen. Bd. 1. Lund. 1946.
21. Lindkvist 1991 – Lindkvist T. Social and Political Power in Sweden, 1000-1300: Predatory Incursions, Royal Taxation, and the Formation of a Feudal State // Social Approaches to Viking Studies. Ed. by Ross Samson. Glasgow. 1991.
22. Lindkvist 1998 – Lindkvist T. Bishops, kings and aristocrats in the making of a European society in Sweden 1100-1320 // Culture Clash or Compromise? The Europeanisation of the Baltic Sea Area 1100-1400 AD. Papers of the XIth Visby Symposium held at Gotland Centre for Baltic Studies, Gotland University College, Visby, October 4th-9th, 1996. Acta Visbyensia, XI. Visby. 1998.
23. Lönnroth 1940 – Lönnroth E. Statsmakt och statsfinans i det medeltida Sverige: Studier över skatteväsen och länsförvaltning // Göteborgs högskolas årsskrift, XLVI. 1940.
24. Moberg 1941 – Moberg O. Olav Haraldsson, Knut den Store och Sverige. Lund. 1941.
25. Modéer 1947 – Modéer I. Järsyssla vid Skara // Ortnamnssällskapet i Uppsala årskrift. 1947.
26. Rosén 1962 – Rosén J. Jarl // Kulturhistoriskt lexikon för nordisk medeltid. Vol. I-XXII. København, Helsingfors, Reykjavik, Oslo, Malmö, 1956-1978. Bd. VII. 1962.
27. Ros 2001 – Ros J. Sigtuna: Staden, kyrkurna och den kyrliga organisationen. Uppsala. 2001.
28. Sawyer 1991 – Sawyer P. När Sverige blev Sverige. Alingsås. 1991.
29. Schreiner 1927/29 – Schreiner J. Olav den hellige og nabolandene // Historisk Tidsskrift. Utg. av den Norske historiske forening, 5. rekke, Bd. 7. 1927/29.
30. Schück 1914 – Schück H. Svenska folkets historia 1:1. Forntiden och medeltiden. Lund. 1914.
31. Skaptason 1988 – Skaptason J. Material for an edition and translation of the poems of Sigvat Thotharson, skald. Ann Arbor. 1988.
32. Skj. – Finnur Jónsson. Den Norsk-Islandske Skjaldedigtning. AI-BI (800-1200). København. 1967.
33. Toll 1924 – Toll H. Sigvat skalds resa till Svithjod // Historisk Tidsskrift. Utg. av den Norske historiske forening, 5. rekke. Bd. 5. 1924.
34. Tunberg 1920 – Tunberg S. Till Svearikets äldsta historia // Fornvännen. Bd. 15. 1920.
35. Tunberg 1947 – Tunberg S. Rod och Roslag i det gamla Sveariket // Det levande förflutna. Svenska historiska föreningens folkskrifter, 11. Stockholm. 1947.
36. Turville-Petre 1976 – Turville-Petre E. O. G. Scaldic Poetry. Oxford. 1976.
37. Weibull 1921 – Weibull C. Sverige och dess Nordiska grannmakter under tidigare medeltiden. Lund. 1921.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. В тексте: Spacr Ulfr "мудрый Ульв" (Skj. A I: 239). Финнур Йоунсон, обосновывая тем, что Ульву в это время было около 15-16 лет, посчитал необходимым в публикации текстов с нормализованной орфографией исправить на Sunr Ulfs "сын Ульва" (Skj. B I: 225), то есть Рёгнвальд (Finnur Jönsson 1932: 19). Ср. также Spakr Ulfr "мудрый Ульв"(Коск 1946: 117).
2. Согласно установившейся традиции, в строфе 19 упомянут "брат Ульва" (Круг Земной 1980: 233), но порядок слов допускает различные толкования, ср. (Skj. B I: 225; Skaptason 1988: 100). Материал требует более детального рассмотрения; отмечу лишь, что один из вариантов прочтения допускает словосочетание Ulfs frændi "родич Ульва", то есть его "брат" или "отец" (Finnur Jónsson 1932: 15).
3. "И вторую, славный (Олав Трюггвасон. – В. К.), / Сестру дал Рёгнвальду, / Ульвова надолго / Отца осчастливил". Перевод О. А. Смирницкой (Круг Земной 1980: 176).
4. Ср. топоним Järrestad "поселение ярла" на юго-востоке Сконе (Ejder 1980: 9-10).
5. Перевод Т. Н. Джаксон (Джаксон 1994: 74).
6. Гидроним "зеленое море" обычно отождествляют с Балтийским морем, а "восточные пути / Аустрвег" редко включают в себя Швецию, обозначая в разное время маршруты, направленные на восток, и территории, расположенные на юго-востоке Балтики; см.: (Джаксон 1994: 154, 195-196).
7. Финнур Йоунссон считает вокативом к конунгу, Олаву Харальдссону (Finnur Jónsson 1932: 13).
8. Ср. разницу в приоритетах провинций Свеаланда (Мельникова 2008: 18-19) и Ёталанда (Lindkvist 1991: 144) в процессе формирования древнешведского государства.
|