Первая книга, изданная А. Я. Гуревичем в научно-популярной серии АН СССР в 1966 г., была посвящена походам викингов1. Рассматривая феномен движения викингов в контексте исторических и культурных процессов, охвативших раннесредневековый мир от исламского Востока до Исландии, Гуревич отмечал специфику отношения скандинавов со странами и народами, которые оказывались объектами их натиска: вторжение в пределы сложившихся государств на западе Европы отличалось от походов скандинавов в Восточную Европу, где они включились в процессы государствообразования.
Книга повлияла на начавшуюся в 1960-е годы дискуссию о месте норманнов и норманнских древностей в истории и археологии Восточной Европы – полемика о роли варягов/норманнов остается актуальной не только для собственно научной, но и для общественной мысли России начиная с XVIII в.2 Полемика в российской науке 1970-х годов порвала с господствовавшими советскими стереотипами эпохи борьбы с космополитизмом, в частности, с наделением внешних влияний на развитие России исключительно негативными свойствами. Обсуждалась "норманнская проблема" и на Скандинавской конференции в Москве в 1973 г. В своем докладе академик Б. А. Рыбаков говорил о принципиальном различии в натиске норманнов на Западе и варягов на Востоке: побережье западных стран было открыто для неожиданных атак викингов с моря, путь в глубинку Восточной Европы был сложнее; русские "богатырские заставы" должны были остановить продвижение варягов еще на реках Прибалтики. Лишь хитростью и обманом могли отдельные отряды проникнуть вглубь Восточной Европы, как это сделал вещий Олег, захвативший Киев, прикинувшись купцом. Гуревич, выступавший в прениях, напомнил, что Карл Простоватый не смог остановить викингов Роллона/Рольфа на "заставе" и тот добрался до сердца Франции, вполне открыто и даже "простодушно" потребовав Нормандию в лен (рейды викингов вверх по Сене продолжались с середины IX в.). Король Карл очевидно рассчитывал, что Роллон будет защищать Францию от других викингов. Любопытно, что предводитель викингов получил Нормандию в 911 г.3 – тогда же, когда предводитель варяжской Руси Олег заключил знаменитый договор с греками в Константинополе. Норманны были, по словам Гуревича, "далеки от восприятия франкских феодальных порядков"; варяги были не менее далеки от тонкостей византийской дипломатии, но договор давал беспрецедентные права Руси в Царьграде4. Русь держалась за эти права, и через тридцать лет, когда истекал "вечный мир" византийской правовой традиции, преемник Олега Игорь сосредоточил все силы своего государства, чтобы заставить греков возобновить договор.
Норманны на Западе, как и варяги на Востоке, хорошо учились в мире цивилизации. Специфика исторической ситуации в двух регионах требует специального исследования5. Заметим, что на западе Европы норманны овладевали землями, как правило, освоенными еще в римское время со сложившейся системой коммуникаций, сетью поселений и т. п.; границы Нормандии определялись давно сложившимися границами римской провинции и диоцеза Руан6. Иной была ситуация в Восточной Европе: еще не закончился процесс колонизации ее лесной зоны славянскими племенами (Волго-Окское междуречье выходцы с Балтики, из Швеции и с Аландских островов, колонизовали одновременно со славянами – словенами и кривичами7), главными средствами коммуникации оставались реки; начальная русь, по данным восточных и других источников (включая данные нумизматики – распределение монет и кладов), стремилась утвердиться на этих коммуникациях, которые вели к центрам византийской и ближневосточной цивилизации. Для безопасного прохождения по рекам Восточной Европы необходима была договоренность с местными племенами: летописная легенда о призвании варяжских князей передает договор – ряд, заключенный в Новгороде варяжской дружиной и князьями с племенами словен, кривичей и мери и регулировавший отношения между властью и данниками8.
Эта система отношений распространилась к середине X в. по пути из варяг в греки, которым овладели русские князья: ее подробно описывает Константин Багрянородный в знаменитом трактате "Об управлении империей" (гл. 9): русь ("все росы" в трактате) выходит зимой из столицы Киева в полюдье, чтобы кормиться у славян-данников (пактиотов) до весны, когда реки освобождаются ото льда и открывается путь "в греки". Существенно, что перед походом в Византию "росы" покупали у славян корабельный лес для оснащения ладей9. Этот "обмен услугами" характерен для того периода, который при формационном подходе к исторической периодизации характеризовался как "варварский". Впрочем, Маркс характеризовал эту политическую структуру как "вассалитет без ленов или с ленами, существовавшими только в форме сбора даней"10.
Существенно, что обладатели этих "ленов" в виде даней именовали себя (в договорах с греками и в информации, данной Константину Багрянородному) всеми росами, русью или всей русью, как именовала себя княжеская дружина, согласно летописной легенде о призвании варягов. Термин варяг возник на Руси тогда, когда стало необходимым отличать контингент скандинавских наемников от руси – княжеской дружины11. Проблема происхождения имени русь была осложнена многочисленными поисками народов со схожим именем, как среди славян, так и среди скандинавов; поиски эти результатов не дали (если не следовать средневековым "этимологиям" и не отыскивать начальную русь по созвучию – среди германцев ругиев на Рюгене или даже на Дунае). Эти поиски "спровоцированы" самой летописью, ибо летописец конца XI в. воспринимал слова русь и варяги уже как этнонимы: русь была включена им в число варяжских народов, среди свеев, урманов (так именовались норвежцы и датчане) и прочих. Данные исторической ономастики давно прояснили происхождение слова русь: прибалтийские финны, жители Восточной Прибалтики, именуют Швецию Ruotsi (по-фински), Rootsi (по-эстонски); предки этих народов, которых славяне звали чудью, принимали, по летописи, участие в призвании варягов/руси – от них славяне и восприняли слово русь как обозначение выходцев из Швеции. Об этом значении свидетельствовали они сами уже в первом упоминании людей Рос в Бертинских анналах (839 г.) – на расспросы франкского императора эти люди признались, что они – "от рода свеонов". С начала XIX в. (трудов А. Г. Розенкампфа) предложено и объяснение термина русь – "гребцы, участники похода на гребных судах" (< *roÞeR)12.
Показательно, что по соседству, в Юго-Восточной Прибалтике, Пруссии и соседних землях балтийских славян скандинавы называли себя иначе. Одно из скандинавских заимствований относится к обозначению высшего слоя прусского общества – витингам, которое отражает скандинавское название участников морского похода – викинг, как и древнее славянское *vitędzь, др.-pyc. витязь, "герой", "дружинник"13. Очевидно, что заимствование распространилось в Польше и на Руси при посредстве балтийских славян, имевших дело с викингами, но термин витязь не стал распространенным обозначением дружинника на Руси.
Дружинное название гребцов было воспринято и в Византии: греческое наименование скандинавской дружины Ρως стало известно со времен посольства, упомянутого Сен-Бертинскими анналами14, причем не при посредстве славян, а от самих носителей этого дружинного имени. Франки хорошо знали к началу IX в. норманнов/викингов, но имя Rhos им ничего не говорило. Поскольку в столице империи франков Ингельгейме опасались, что послы народа рос могли быть шпионами, пришлось расспрашивать их о происхождении и задержать, когда выяснилось, что они – скандинавы "от рода свеонов".
Можно считать очевидными причины, по которым скандинавы назвали себя в Восточной Европе гребцами, а не викингами: здесь они не могли пробиваться по рекам, тем более волоком, на длинных кораблях; соответственно на восток, по "Восточному пути" скандинавы ходили, согласно формулировке рунических надписей, "в русь" (i ruði)15, на запад – "в викинг". В Ладоге, по данным исландских саг и археологии, скандинавы должны были переоснащать суда для путешествия вглубь континента по Волхову16. Шведский археолог Эрик Нюлен, занимающийся историей судоходства и предпринимавший попытки воспроизводить маршруты викингов на моделях их судов, писал о преобладании в практике судоходства на востоке Балтики гребных судов17.
Неплеменные (надплеменные) наименования – варяги, норманны, русь – были популярны за пределами собственно скандинавского мира и, безусловно, были удобны для "пользователей": отряды викингов включали выходцев из разных народов, остается неясной племенная принадлежность Роллона – был ли он легендарным норвежцем Хрольвом Пешеходом или датчанином, каковым его изображает Дудон Сен-Квентинский в повествовании о герцогах Нормандии18. В Англии норвежцев и датчан именовали данами; в начальной русской летописи даны не упоминаются, вслед за свеями в списке варяжских народов легенды о призвании названы урмане, под каковыми, видимо, следует понимать и норвежцев – норманнов19, и датчан (Норвегия находилась под властью Дании в эпоху составления начальных летописных сводов). Норманны ("северные люди") – общее обозначение викингов, выходцев с Севера: осев в Нормандии, они сами восприняли это данное извне название, которое около 1000 г. было перенесено и на полученную ими в лен землю (terra Normannorum, Nortmannia); сами викинги в Нормандии усвоили имя норманны в процессе языковой ассимиляции – потомки Роллона носили уже французские имена20. Западноевропейский наблюдатель Лиутпранд отождествил с норманнами и русь 940-х годов (время князя Игоря), известную в Константинополе: "в северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρουσίος, мы же по их месту жительства зовем нордманнами (Nordmanni)"21.
Существенно, что Лиутпранд отнес имена русиос и нордманны к экзонимам, наименованиям, данным извне. Форма Ρουσίος, русь, может свидетельствовать уже о славянском посредстве: дело в том, что именно при Игоре, согласно начальной русской летописи, русь как дружина киевского князя стала отличаться от варягов – наемников, которые были призваны Игорем из-за моря, чтобы совершить новый поход на Византию22. Имя русь в славянской форме было принято самими выходцами из Скандинавии в Восточной Европе, как и имя норманны в Западной. Языковая ассимиляция скандинавов и на Западе и на Востоке привела к закреплению этнически нейтральных терминов для обозначения земель, оказавшихся под властью пришельцев ("находников" русской летописи), – Русская земля и Нормандия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Гуревич А. Я. Походы викингов. М., 1966. Второе издание было осуществлено издательством МГУ в 2004 г.
2. Международная общественность намеревалась обсудить "варяжские проблемы" на междисциплинарном симпозиуме в Дании в октябре 1968 г.: материалы симпозиума были опубликованы (Varangian problems: Report on the first International symposium on the theme The Eastern connections of the Nordic peoples in the Viking period and early Middles Ages, Moesgaard, University of Aarhus, 7th – 11th October 1968. Copenhagen, 1970), но исследователи из Восточной Европы (стран Варшавского блока) не участвовали в собственно дискуссии – ученых разделили чехословацкие события 1968 г. См. к историографии "норманнской проблемы": Клейн Л. С. Спор о варягах. СПб., 2009.
3. Ср.: Гуревич А. Я. Указ. соч. С. 132; Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб., 2001. С. 179.
4. См. анализ договоров: Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб., 2000. С. 61 и сл.
5. Обращают на себя внимание сходные свидетельства присутствия норманнов на Западе и на Востоке. Самым ярким скандинавским памятником этого присутствия на Западе остается погребение в Иль де Груа (остров к югу от Бретани) – сожжение в корабле с многочисленным инвентарем; сходные погребения под т. н. большими курганами известны в Восточной Европе (Гнёздово и Чернигов); корабль оставался важным символом и в погребальном обряде эпохи викингов, ср.: Müller-Wille М. Das Sciffsrgab von der Ile de Groix (Bretagn) – Ein Exkurs zun "Bootkammergrab von Haithabu" // Berichte über die Ausgrabungen in Haithabu. Neumünster, 1978. Bd. 12. S. 48-83. Давно замечено, что археологические следы присутствия скандинавов на Востоке несравненно более многочисленны, чем на Западе – ассимиляция норманнов на Западе проходила значительно быстрее: Петрухин В. Я. Об особенностях славяно-скандинавских отношений в раннефеодальный период// Древнейшие государства на территории СССР. 1981. М., 1983. С. 174-181.
Не менее разительным оказывается сходство в технике сбора дани норманнами в Ирландии и боярством в Новгороде: мешки с данью "опечатывались" схожими деревянными цилиндрическими бирками. – См.: Янин В. Л. У истоков Новгородской государственности. Великий Новгород, 2001.
6. Дуглас Д. Ч. Норманны: от завоеваний к достижениям. СПб., 2003. С. 46 и сл.
7. Ср.: Janssen I. Communications between Scandinavia and Eastern Europe in the Viking Age // Untersuchungen zu Handel und Verkehr der vor- und frühgeschichtlichen Zeit in Mittel- und Nordeuropa. Göttingen, 1987. Teil IV. Der Handel der Karolinger- und Wlkingerzeit: Bericht über die Kolloquien der Kommission für die Altertumskunde Mittel- und Nordeuropas in den Jahren 1980 bis 1983 / Hrsg. von K. Düwel und I. Janssen. S. 773-807; Дубов И. В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневековья. Л., 1982.
8. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. "Ряд" легенды о призвании варягов в контексте раннесредневековой дипломатии //Древнейшие государства на территории СССР. 1990. М., 1991. С. 219-229. X. Ловмяньский писал, что викинги повсюду вынуждены были договариваться с местными властями, благодаря чему могли добиться некоторых успехов: Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985. С. 92. Власти империи франков жаловали викингам лены в устьях рек с тем, чтобы они охраняли империю от других пиратов, ср.: Роэсдаль Э. Указ. соч. С. 173; Джонс Г. Викинги: потомки Одина и Тора. М., 2003. с. 228.
9. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. С. 45-51. Руси важно было удержать славянские племена под своей властью: из древнейшего летописания известен случай, когда данники уличи, "примучанные" воеводой Игоря, отошли из бассейна Днепра в междуречье Буга и Днестра.
10. Маркс К. Разоблачение дипломатической истории XVIII в. // Вопросы истории 1989. № 2. С. 4. По Марксу, эта система была "естественным следствием примитивной организации норманнских завоеваний".
11. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Скандинавы на Руси и в Византии в Х-Х1 вв.: к истории названия "варяг" // Славяноведение. 1994. № 2. С. 56-69.
12. Ср.: Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название "Русь" в этнокультурной истории Древнерусского государства // Вопросы истории. 1989. № 8. С. 24-38. Обстоятельный филологический анализ дан еще Вильгельмом Томсеном: Томсен В. Начало Русского государства // Из истории русской культуры. М., 2002. Т. II. С. 196-197.
13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. 1. С. 322-323.
14. Бибиков М. В., Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Ранние этапы русско-византийских отношений в свете исторической ономастики // Византийский временник. 2000. Т. 59 (84). С. 35-39.
15. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название "Русь"... С. 27.
16. Джаксон Т. Н. AUSTR í GÖRÐUМ. Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. М., 2001. С. 113 и сл.
17. Nylén E. Technologie des Schiffsbaus und Veränderung der Hafenanlagen // Przeglad Archeologiczny. 1987. Vol. 34. S. 283-288. Киевские коллеги, по сообщению А. П. Моцы, столкнулись с непреодолимыми трудностями, когда пытались пройти на модели гребного судна вверх по Неману (осваивая "Неманский путь" из Пруссии в Среднее Поднепровье) – преодолеть течение оказалось невозможно, нужны были "бурлаки".
18. Ср.: Джонс Г. Указ. соч. С. 228-230.
19. Повесть временных лет / Подгот. Д. С. Лихачев; ред. В. П. Адрианова-Перетц. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1996. С. 13.
20. Роэсдаль Э. Указ. соч. С. 182. Название "норманны" соотносимо с древнескандинавским обозначением норвежцев – norðmaðr (Фасмер М. Указ. соч. 1987. Т. III. С. 84).
21. Ср.: Лиутпранд Кремонский. Антаподосис / Изд. подг. И. В. Дьяконов. М., 2006. С. 96-97. Томсен В. Указ. соч. С. 168-169.
22. Ср.: Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Скандинавы на Руси и в Византии в X-XI вв.: к истории названия "варяг".
|
|